Петр Гурский Закон Ордена


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Петр Гурский «Закон Ордена». (Серия: Шедевры фэнтези)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Петр Гурский «Закон Ордена». (Серия: Шедевры фэнтези)

Статья написана 18 марта 2022 г. 16:57

Все не то, чем кажется, или История обманутой любви

zakon_ordena

Ловчий Кестель, принимая заказ на пресловутую Алию Лов, не думал, что все произойдет настолько легко. Все же репутация у девицы внушающая уважение. Однако отыскал и поймал добычу без проблем. Теперь, правда, надо еще доставить ее на Арену. А путь не близкий.

Обычные будни ловчего. Если взглянуть со стороны. И лишь немногие знали, что идет напряженная схватка за обладание чрезвычайно могущественной вещью. Той, что некогда заблокировала магию самого Ордена.


Продолжается парад польской фантастики. Дукай, Вегнер, Гжендович, Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек, Пшехта, Комуда, Саульский).

И вот новый автор — Петр Гурский, известный в первую очередь постап-рассказами и криминальными книгами про инспектора Славомира Крука.

Его проба пера большой формы в жанре темной фентези оказалась любопытной, но слишком уж долго раскачивающейся.

Первую сотню страниц повествование сумбурно, слабо понятно, кто эти люди и что они тут делают. Начинается книга до жути локально, не выходя за рамки скучноватых похождений ловца преступников и его жертвы. В это время читается роман с трудом и не раз побуждает оставить это неблагодарное занятие. Не стоит. Держитесь. Завязку нужно просто перетерпеть.

Со второй трети ситуация начинает налаживаться, а после экватора «Закон» захватывает все больше.

Хотя с поджанром этой книги определиться получается не сразу. Не эпик – битв народов не ждите. Не «меч и магия», хотя колдовство порой используется. Не классика светлой фентези – имеются неаппетитные моменты. Пожалуй, некая смесь гримдарка с квестовым приключением по собиранию макгаффина.

Но в первую очередь – пронзительная до боли история роковой любви, женского могущества и коварства, мужской планиды. История человека, ради большого чувства решившегося на огромные жертвы и сложный выбор. Дополнительной прелести «Закону» добавляет нестандартное завершение истории борьбы протагониста за свою любовь.

Нежданчиков, надо сказать сразу, Гурский заготовил нам от души. Редкий роман, многое из которого к завершению становится не тем, чем кажется на первый (а иногда и на второй) взгляд. А кое-что и вовсе переворачивается с ног на голову.


Основной конфликт автор строит вокруг столкновения людей и хунг. Последние внешне не слишком отличаются от гомо сапиенсов, кроме плоского лица и долгой жизни. Основная разница в среде обитания. Перед нами подземные, подгорные жители, вариации на тему гномов. Но как ни крути — другая раса. А с другими расами хумансы, если верить авторам фентези, уживаются слабо.

Автор не покажет нам эпических сражений или столкновений магов в перумовском стиле. Все это осталось в прошлом. Хунг усмирены, переписаны и худо-бедно интегрированы в социум (хотя права носить оружие, к примеру, лишены). Кроме тех, кто скрывается по лесам.

Однако именно былая великая битва с людьми становится спусковым крючком сюжета. Ведь это для нее был изготовлен макгаффин, за обладание которым начинается недетская возня.

В наличии также несколько любопытных дополнительных арок, самой запоминающейся становится «змеиная».

Жаль, несмотря на обилие фантастических тварей, типа водных убийц-лебедиц, тряпичных паяцев — собирателей голов, сплетников-болванчиков, ментальных псов с дрессировщиками, мадонн с их небесными пираньями и даже натуральных драконов — мир оригинальным не выглядит. Вдобавок информацию о нем автор откровенно жалеет.

Да, в наличии весь этот зловредный паноптикум. Имеются Живые лабиринты — подземные пути, разрушающие чужую магию, а заодно деформирующие время, пространство, законы физики. Есть нелюди — те же хунги, тролли или гроблины (племя, произошедшее от смешения горных великанов и кохеаньских гномов — уже смешно). Треугольные столики в некоторых тавернах, предназначенные для нелюди и чудовищ, ненавидящих восход. До жути могущественный матриархальный женский орден, включающий как чародеек, так и воительниц (Айз Седай?). Хватает различной магии – от волшбы шлюх до могущественного колдовства. Но большинство этих элементов мы уже встречали, и не раз.

Разве что «специализированные» города заинтересовали. Тот же Арголан стал центром судебного воздаяния. Владыка Арголана, выдающий ордера на поимку преступников, или тех, кого он посчитал таковыми. Знаменитая Арена, где проходят судебные поединки между обвинителем и обвиняемым (билеты порой не достать). Или будоражащие кровь выступления профессионалов – настоящих звезд своего дела. Или Зал Оран – многокомнатная витрина казней с натуральными трупами-мумиями, костьми, собранными за сотни лет.

А город ОвнТховн взял на себя нелегкую ношу местечка борделей. А есть еще тот, куда идут желающие купить или продать ребенка. Неординарный подход к муниципальной специализации.

Экшена в книге не отыщете, кроме пары поединков. А вот хоррора автор порой не жалеет. Это и исполняющая желания (не просто так) Багровая корчма, и жестокие убийства, и страстный коллекционер паяц Бомол. А главное – ощущение обреченного отчаяния, витающее над большинством героев. А еще предательства, обмана, использования в темную. Порой создается впечатление, что герои, еще не знающие про грядущие испытания, о чем-то таком все же догадываются.

Из персонажей романа выделяется Кестель Нетса. Немногословный, хороший мужик, не чуждый состраданию и прощению. Совершавший порой вещи, о которых хотелось бы забыть (хотя и не полностью по своей вине). Старающийся искупить свои грехи. Скрывающий массу тайн. Черпающий силы в медальоне с женским портретом. Ставший ключевым фактором, меняющим расклад сил в мире.

Также стоит упомянуть Виану Да Хан из хунг, одну из предводительниц своего народа, вынужденную делать чертовски сложный выбор. Полную секретов, смертоносную красавицу Алию Лов. Да вежливо-улыбчивого Дунтеля, проводника через Живые лабиринты – едущего в Арголан, чтобы дать прощение убийце своих родичей.

Эрго. Недурное темное фентези, где многое не то, чем кажется. Надо только перетерпеть вязкое начало и дать шанс Гурскому вас порадовать.

P. S. К роману примыкают три рассказа-повести, действие которых происходит в том же мире, но с другими героями. В частности мы узнаем больше о Мадоннах и Неотмщенных.





814
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 2022 г. 19:27
Хорошая рецензия, спасибо!
Единственное, что меня постоянно смущает в высказанных чужих мнениях, так это из раза в раз повторяющаяся мантра, что поначалу читать скучно. Вот искренне — не понимаю! Как может быть скучно читать историю, в которой практически сразу же происходит с главным героем то, что происходит? :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2022 г. 20:26
всегда пожалуйста) ну что тут поделать, если начало вялое))


Ссылка на сообщение18 марта 2022 г. 19:29
Роман хороший, но не хватило лора, слишком уж локальным сюжет получился.


Ссылка на сообщение18 марта 2022 г. 19:58
Вот для меня лично и начало было   вполне себе интригующее, желания бросить вообще не возникало , книга   прочитана быстро и с каким то даже восторгом , хотелось бы очень продолжения8-)


Ссылка на сообщение19 марта 2022 г. 00:15
Вначале прочитала рассказы, а потом взялась за роман — после такого знакомства со вселенной читать было вообще не скучно ни в начале, ни потом, вообще это лучшее, что мне попалось под завершение года:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2022 г. 16:33
Поступил точно так же! :beer: В результате, в собственном подведении итогов года назвал «Закон Ордена» победителем в номинации «Лучшее фэнтези НЕ англоязычного автора«! 8-)
 


Ссылка на сообщение19 марта 2022 г. 16:41
В моём рейтинге прочитанного в прошлом году получилось аналогично с Гурским :beer:


⇑ Наверх