fantlab ru

Дэвид Геммел «Сердце Ворона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
390
Моя оценка:
-

подробнее

Сердце Ворона

Ravenheart

Роман, год; цикл «Риганты»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

С момента событий, описываемых в предыдущей книге, прошло восемьсот(!) лет. Риганты, которых мы оставили победителями на вершине славы, фактически порабощены варлийским королевством (видимо, потомки племен варов, которых мы встречали в двух первых книгах цикла – жестоких морских разбойников). Ригант не может носить оружие, иметь коня выше восемнадцати ладоней в холке, держать сбережения в банке – ну и так далее. Запрещено даже само слово «ригант», искажена и присвоена их история.

Геммел показывает нам переломный момент – совершенно ясно, что гордые потомки Конновара не могут существовать так. Словом, если в «Клинке» и в «Соколе» мы видим противостояние альтернативных кельтских племен и Римской империи, здесь – Англия против Шотландии.

Впрочем, доминантная идея Геммела – это не просто борьба разных нациий, а борьба безжалостного прогресса и древней магии, магии зеленых гор Кэр-Друах, — их прозрачных ледяных озер, снежных вершин и суровых, но по-настоящему великодушных людей.

Входит в:

— цикл «Риганты»



Издания: ВСЕ (3)

Сердце Ворона
2004 г.
Сердце Ворона. Оседлавший бурю
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Риганты. Том 2
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

История отважного племени ригантов продолжается, изменилось только время. Эпоха Конновара и Бэйна завершилась, подобно тому, как ушли в прошлое раскрашенные лица пиктов, населявших некогда Шотландские горы. Перед нами иные риганты, которые напоминают скорее шотландцев эпохи Раннего Нового Времени, покорённый, но не сдавшийся до конца народ, берегущий свою память и свою культуру. И у народа-покорителя, принёсшего с собой надменных лордов и алчных церковников, не до конца ещё зачерствела душа.

Всё таки Дэвид Геммел и Гай Гэвриел Кей порою очень схожи.

Кто-то скажет, что книги Геммела наивны, и, быть может, они и правы, но имеет ли это какое-то значение? Иногда нужно напомнить взыскательному читателю, с ленцой ковыряющему мизинцем в зубах, и цедящему с вялой усмешкой что-то вроде «бывали, знаем», что такое добро, а что такое — зло. И что понятие «хороший человек» вовсе не оказывается погребено под наслоениями «морального релятивизма» и пресловутой «жизненной опытности».

Напомнить, что быть алчным, корыстным, властолюбивым, жестоким, узколобым — плохо.

И что быть добрым, открытым, честным, надёжным и верным — хорошо.

У Геммела силачи и гиганты, великие воины и борцы, часто несут в себе не только внешнюю, но и внутреннюю силу, благородство, чувство морального стержня. Такие люди, как Жэм Гримо, не могут использовать свою силу против слабого, и не могут не делать того, что считают правильным. Для автора такие люди — воплощение свободного духа, для которого нравственность — не ограничение, а сама суть, эссенция их жизненного пути, когда ты всего-навсего не даёшь дороги тому, что считаешь неправым, и отстаиваешь правду, как это слово ни понимай. К примеру, нельзя поступиться честью, и своей и своего народа, ради близорукого и корыстного тирана, угождающего уходящему моменту, даже если это может стоить твоей жизни.

Но легко быть сильным и отважным, когда твои мускулы крепки, а мастерство необоримо. Какой же нужно иметь стержень людям, у которых нет ничего, кроме воли? Бедный учитель, никому не нужный и никем особо не любимый, внезапно заступается за... даже не за то, что он считает правдой, а то, что ею является, хотя ему грозит смерть и унижение, позор или полное забвение? Было бы рациональней, быть может, сделать вид, что ты не в состоянии бороться с морским приливом, он всё равно будет точить прибрежные скалы, но разве не правильней защитить то, что тебе дорого? Можно ли сохранять самого себя, и дух своего народа, если ты стыдливо прячешь свой взор от собственных детей?

Да, иногда нас охватывает гордость за свой народ, иногда нам за него невыносимо стыдно. Но, прочитав ещё одну книгу Дэвида Геммела, понимаешь, что в мире ещё остались люди, которые верят в нравственный идеал, и силу его высказывания. И, чем больше таких людей, тем более славен и благороден их народ, и, возможно, именно из-за них он и существует.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман из цикла «Риганты». Несколько столетий спустя после второго романа. Риганты проиграли войны и попали под власть более могущественной нации. Автор описывает как может существовать народ несколько десятков тысяч в условиях тотального контроля и подавления со стороны титульной нации. Не совсем характерно для примера, но такие факты в истории нашей планеты были и есть сейчас. Сам сюжет переведен от героических сражений к личностным боям и стычкам героев и персонажей, находится в спокойном и одновременно напряженном русле взаимоотношений персонажей. И , конечно, наивысшая оценка из-за финала, душещипательного по своей силе.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Риганты» отличает рваный ритм повествования и разрозненность сюжета. После первой книги цикла я был полон решимости узнать о дальнейших славных деяниях Коннавара, однако мои ожидания не оправдались. Автор предпочёл сделать пятнадцатилетнюю паузу и переключить внимание читателя на сына Коннавара — Бэйна, проливавшего кровь на гладиаторских аренах Каменного Города в то время, как в столице империи зарождалась гонимая вера во всеобщую любовь и всеобщее прощение (прозрачные аналогии на Рим и христианство). Впрочем, подобный ход Геммела себя в итоге оправдал, поскольку писатель к финалу второй части цикла весьма технично вернулся к линии Коннавара и практически безукоризненно её завершил.

После второй книги цикла временной и сюжетный диссонанс лишь многократно усилился. На этот раз Геммел решил не мелочиться, разом перескочив чуть-ли не через тысячелетие, сочтя тему взаимоотношений кельтонов с аналогом Римской Империи исчерпанной. «Широко шагая» по истории ригантов, писатель не глядя перемахнул даже через такой интереснейший факт из неё, как легендарный поход Бэйна на Каменный Город, о котором, как бы извиняясь перед читателями, всё-же вскользь упомянул в «Сердце Ворона».

Мир ригантов меж тем изменился, и далеко не в лучшую сторону. Горцы покорены варлийцами (надо полагать, что речь идёт об англичанах), и дух их сломлен. Потомки могучего Коннавара лишены всего, что веками делало их ригантами — вплоть до права на ношение цветов своего клана. Где-то далеко, в труднодоступных горных районах, скрываются от правителя Мойдарта те из горцев, кто отказывается признать власть Варлиана, но и они по сути являют собой не реальную силу, а всего лишь большую шайку разбойников и вымогателей.

Ничего масштабного в «Сердце Ворона» Геммел не сотворил; всего-лишь отыскал среди покорённого народа истинного носителя его древнего духа. История довольно простая, но это не лишает её романтизма и трогательности. Жэм Гримо, пришедший в Эльдакр, чтобы спасти от казни Мэв — это исключительно сильная и красивая сцена. И характерная (в различном исполнения), кстати говоря, практически для каждой из книг английского автора. Благодаря таким сценам Геммелу охотно прощаешь и рваный темп, и разрозненность сюжета.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время неумолимо, и дни Славы сменяют времена забвения. Так и случилось в племени ригантов: дни великих королей Коннвара Яростного Меча и Бэйна Полуночного Сокола, сокрушивших мощь казавшегося непобедимым Каменного Города, миновали. Спустя восемьсот после легендарных побед риганты вынуждены влачить жалкое существование под пятой захватчиков, которые относятся к некогда гордым горцам, как к лишенным гордости и мужества дикарям.

Все переменилось за восемьсот лет. Мирная религия Истока, проповедавшая единение с природой и любовь к ближнему, стала для многих лишь средством достичь вершин власти и личного богатства. Магия природы постепенно оставляет мир под натиском новых технологий, несмотря на все усилия последних целителей. Людские жадность, зависть, ненависть разъедают землю, как ржавчина, грозя похоронить все усилия древних героев по спасению мира.

В страшном мире живут теперь риганты, униженные, наполненные горечью и ненавистью к захватчикам. Только некоторое из них еще несут в себе мужество, решительность и ту неуловимую связь со своей землей, которая так отличала народ горцев, и делала его надеждой на спасение для всего человечества. И среди тех, кто еще способен противостоять злой судьбе — герои романа: юноша Кэлин Сердце Ворона, гордая и непреклонная Мэв Ринг, вождь повстанцев Колл Джаз и, конечно, он — настоящий ригант, такой, каким были герои прошлого, впитавший в себя сам дух народа — Жэм Гримо.

Но мне хотелось поговорить не о них. А о той замечательной идее, которая стала главной в этом романе. О том, что нет плохих народов, а есть плохие люди. Мне хотелось поговорить о второстепенных, любовно выписанных персонажах — тихом и незаметном аптекаре Рамусе, готовом сидеть с умирающим нищим стариком, борце Чайне Шаде, ради справедливости рискнувшем жизнью и карьерой, Охотнике, наслаждающемся каждой минутой жизни. И, конечно, как тут не вспомнить о маленьком и беззащитном учителе Шаддлере — самом мужественном человеке из всех героев романа. Ведь так легко быть героем, когда силен, ловок и нет тебе равных в искусстве владения оружием. И как это трудно, когда ты стар, немощен и единственное твое оружие — знания и слово. Сколько надо мужества, чтобы встать на защиту справедливости, когда самые сильные прячут стыдливо глаза? Или признать, что труд всей жизни — ложь?

Только за этого одного героя можно выделить этот роман. А ведь есть в нем еще много чего: непростые решения героев, поиски истоков веры, возрождение надежды и любовь, побеждающая невзгоды и боль. А еще есть замечательные сцены повседневной жизни, придающие удивительную реалистичность миру, семейные тайны и магия природы, жестокие схватки и приключения.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю роман «Сердце Ворона«лучшим произведением в этом цикле.Какой же магией пера нужно обладать,чтобы так притягивать людей к своим волшебным произведениям.

Сюжет.В этом произведение Геммел показал насколько его талант писателя многогранен.В описание битв и сражений ему никогда не было равных.Здесь мы увидим как хорошо ему удалась и любовная линия.

Народ ригантов на грани порабощения.Повелитель Севера- Мойдарт,верный васал короля,почти полностью подчинил себе весь Север.Риганты ограниченны во всем,у них нет никаких прав и привилегий.Кажется еще немного и этот народ будет стерт с лица земли.Много недовольных властью,но открыто вызов пока никто не может кинуть.Нужна «спичка брошенная в сено»,чтобы народ ригантов восстал.И этой «спичкой«становится сержант Биндо.На празднике,устроенном церковью,он со своими дружками насилует и убивает бедную вагрийскую девушку Чару Вайд.Все-чаша гнева людей переполнена...Народным мстителем становится Кэлин,сын бывшего предводителя народа ригантов.

Персонажи.Очень хороши и отлично раскрыты.

Главный песонаж Кэлин-сын Ланновара,будущий король объединенного народа ригантов.Под его командование в будущем станут и «черные риганты».

Чара Джас-будущая жена Кэлина-умная и смелая девушка,дочь предводителя «черных ригантов».

Мэв Ринг-родная тетя Кэлина-этот персонаж мне очень импонирует на протяжение двух романов.Человек незаурядного ума,предприимчивости,выдержки-даже находясь в роли васала Империи,она зарабатывает огромные деньги для своего народа своим умом.

Много и других колоритных персонажей,но второго плана-это и Колл Джас,Мулграв,аптекарь Рамус, могучий и справедливый борец Чайн Шада,его ученик- вероломный и жестокий борец Горайн встретившийся в схватке с Жэмом Гримо.

Жэм Гримо-мой любимый персонаж.Этот герой книги у меня подразумевается под «свободой и силой«народа ригантов.Человек без страха и упрека,всю жизнь любивший одну женщину и в конце романа идущий ради нее на самопожервование.

О персонаже Повелителя Севера Мойдарте и его сыне Гэзе Маконе-я хочу больше написать и раскрыть их образ в следующем отзыве на роман «Оседлавший бурю»-эти два персонажа в нем сыграют ключевую роль.

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

одна из вершин творчества Геммела и один из лучших фэнтезийных романов, которые я читал.

обращает на себя внимание оригинальность мира.

Геммел здесь наследует не Говарду, чье влияние довольно заметно в Дренайском цикле, а скорее Вальтеру Скотту с его шотландскими романами.

ничего странного, невиданного и непонятного, просто вместо привычного «средневековья примерно времен Крестовых Походов» за образец взят 17 век.

рыцарские латы еще в ходу, но уже в основном для позирования на портретах.

герои пользуются огнестрельным оружием, фехтуют на шпагах, носят парики...

при этом здесь нет эксплуатации романов «плаща и шпаги».

роман затягивает странным РЕАЛИЗМОМ.

горцы-риганты стонут под властью захватчиков-варлийцев.

в ригантах, носящих килты, любящих выпить «уигсли» и подраться на народных гуляниях легко узнаются шотландцы, тогда как высокомерные расисты варлийцы — несомненные англичане.

при этом власть варлийцев дана не в форме утрированного «царства зла».

горцам запрещено иметь оружие, заниматься бизнесом, держать рослых лошадей и тому подобное.

но жизнь прорастает сквозь законы, и вот уже женщина из ригантов тайно скупает разорившиеся варлийские предприятия, а на севере риганты и вовсе под предлогом борьбы «с разбойниками» выторговали себе право на оружие.

сами варлийцы не условная «злая раса», а точно так же живущие в суровом краю люди, среди которых есть свои богатые и бедные, свои знать и простолюдины, есть люди хорошие и скверные.

роман написан в не самом модном сейчас темпе.

тут не утрамбованы в сотни страниц события происходящие считанные месяцы или недели.

нет, действие развивается неторопливо, охватывая годы.

Геммел считается (да и является) мастером того, что называют героикой, он талантливо пишет батальные сцены, но кроме сражений и стычек здесь есть место и повседневным занятиям, торговле, фермерству, и даже обучению в школе ))).

а персонажи!

пусть они сначала кажутся стандартными для приключенческого романа, но постепенно каждый раскрывается как личность, оказывается живым человеком, а не маской.

Мойдарт, повелитель севера — жестокий, нелюдимый тиран, но при этом человек израненный душевно, талантливый художник-пейзажист и справедливый, при всей своей суровости, чтущий букву закона, судья.

главный герой Кэлин — да, он «избранный», наследник славного рода, будущий вождь. но перед нами разворачивается история о том, как вздорный, заносчивый юнец обретает жизненный опыт и только так становится человеком, достойным вести за собой других.

школьный учитель Шадлер, зануда и сторонник палочной дисциплины, но при этом человек безукоризненно честный, готовый стать защитником несправедливо обвиненного на сфальстрифицированном «ведьмовском» процессе.

героев здесь много, и каждый из них достоин внимания, вплоть до самых эпизодических.

над всеми ними возвышается скалой самый любимый автором (и читателями) герой, Жэм Гримо, могучий боец, ведущий ныне странную, бессмысленную на вид жизнь.

он угоняет скот, дерется на арене, бездельничает и распутничает... но именно он, этот бобыль, живущий в пещере и вечно скрывающийся от закона, является своего рода хранителем вольного духа ригантов.

Гримо невероятно обаятелен, а его пикировки с Мэв, женщиной, которую он любит, но с которой никогда не будет вместе из-за своего образа жизни, одни из лучших сцен в романе.

мистики в романе совсем немного, большую часть времени дело происходит в мире, почти неотличимом от нашего.

но древняя Ведунья живущая в лесу, способная видеть будущее и разговаривать с призраками, придает немного колдовского, волшебного шарма с любовью создаваемой автором «параллельной Шотландии».

к недостаткам романа можно отнести лишь некоторые заимствования Геммела у самого себя.

в Вечном ястребе это уже было —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
завоеватели с целью дополнительно унизить побежденных устраивают спортивные состязания, а когда их атлет проигрывает, его убивают.

но это мелкая придирка.

«Риганты» не столь наполнены волшебством, прямолинейной героикой и пафосом, как романы Дренайского цикла, но они оригинальнее по замыслу и в чем-то «взрослее».

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу же как только берешь в руки этот ромат, то перед глазами, почему-то, моментально вырисовывается Великобритания конца 17 века, и покорение англичанами Шотландии. Не знаю как с исторической точки зрения развивались события, но почемуто думается что в основу книжки были положены они в той или иной степени.

Как всегда читая Геммела погружаешся в великолепный мир, сотворенный его пером. Подлость, предательство, алчность, зависть, корысть весь этот негатив перечеркивается беспредельным благородством некоторых героев, и сопутствующим благородству верности, дружбе, доброте. Ведь автор мало что выдумывает из поведения героев, просто сложись некая похожая ситуация и у нас в современном мире, многи думают и принимают решения исходя из общечеловеческих ценностей, вопрос только в том, что не побоишся ли ты выступить в защиту своих интересов, или в интересах близких, либо пустишь все на самотек и будешь сидеть и ждать результатов как смиренная мышь.

Читая Геммела начинаешь, как бы, верить в лучшее в людях.

Позитив от книжки колоссальный.

Есть одна черта у всех книг Дренайского цикла, и внецикловых, которая заставляет немного напрягаться. Это то, что беря в руки книгу, любую, можно сразу составить примерный список, хронологию, событий, какбудет развиваться сюжет. Именно поэтому вместо 10 я поставил 9, все достаточно предсказуемо, но от этого не менее захватывающе и интересно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждая книга Геммела обладает целой россыпью мелких подробностей, которые либо не замечаешь, либо начинаешь получать истинное удовольствие от чтения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх