В сентябре 2295 года Земля погибла. Что случилось? Контакт, будь он неладен.
Аквилане, обитатели далекого мира в созвездии Орла, отчего-то не воспылали братской любовью к своим собратьям по разуму с прекрасной земли.
Земля погибла, однако человечество выжило. Ну, вы в курсе — куда до него тем тараканам. Отныне оно существует кое-где на поверхности Терры, оправляющейся после ужасной бомбардировки, и в колониях, разбросанных по Солнечной системе. Луна, Марс, Венера – вот основные игроки на новой политической карте Солсистемы.
Какие игры, когда еле живы остались?
Да те самые, извечные. Кто тут главная жаба в нашем небольшом болоте. Колонию на Венере населяют служащие Космофлота, те, кто контролируют Рой Светлячков – самое мощное оружие в системе, которое никогда не поворачивалось против людей. Оружие, положившее конец вторжению аквилан.
Остальные поселения пока ничем интересным не отметились, но очень хотели бы. А как без войны доказать космофлотчикам, что их время прошло?
И все бы ничего. Не первое массовое смертоубийство в человеческой истории, и, к сожалению явно не последнее, если бы не одно «но».
Аквилане аж никак не отказались от своих планов. И, похоже, они не единственные инопланетяне, проявляющие интерес к Земле.
Звезда Роберта Ураловича Ибатуллина – ученого и преподавателя, историка, физика и писателя, взошла над фантастическим небосклоном неожиданно. Появившаяся в конце 2015 года «Роза и Червь» получила Интерпресскон за дебют, и АБС-премию 2016 года. Это при том, что до этого на счету Роберта, в основном творящего под псевдонимом Равиль Искандаров, находились в основном произведения малой формы (да и тех немного).
Хотя читателям Самиздата фамилия Ибатуллина знакома давно. Еще в 2013 автор выложил текст «Розы» в сеть, где с романом (точнее как выяснилось позднее его ранней редакцией) мог ознакомиться любой желающий.
Первое, что бросается в глаза при прочтении «Розы»: тем, чем большинство авторов заканчивают роман – победой над врагом, Ибатуллин его только начинает. Уже хорошо. И, безусловно — полифония романа. Не очень частая ситуация, когда книга написана настолько стилистически разнообразно, и так свободно играется с формами подачи материала.
Постапокалипсис смешивается с космооперой; мемуары с изложением от третьего лица; триллер, политические игрища, шпионские главы, типа: «Бонд, Джеймс Бонд», со сказочными разделами подростка, впервые попавшего в большой мир; драматургия совещаний, проводящихся под режиссурой умелого постановщика, с научными изысканиями и открытиями; газетные репортажи с детскими учебниками; психологические этюды с берущим за живое боевиком.
Плюс языковые особенности. Официальная речь перемежается компьютерными отчетами, напряженные сцены экшена, наполненные короткими обрывистыми фразами — вальяжными беседами на приемах, доклады политиков и переговорщиков — общением военных и спецназовцев.
Причем все эти изыски обоснованны и оправданны. Ведь форма подачи текста напрямую зависит от восприятия реальности персонажами.
Главы Максвелла Янга серьезно отличаются от глав Зары, а разделы, посвященные Саиду от разделов Арлекина.
Причем эти особенности не лезут сразу в глаза, а проявляются постепенно, распускаясь подобно прекрасной розе (не черной). В результате получаем своеобразную почти всеобъемлющую хронику, рисующую картину будущего.
А уж какие периодически автору удаются словесные конструкции и целые абзацы, намертво приковывающие читательское внимание и буквально пробирающие до дрожи. Ух!
Если подытожить — за стилистику и лингвистическую работу Ибатуллину однозначный респект.
Как и за уместную наукообразность романа. Все в меру (не Уоттс, отнюдь, что радует, Питера нам и одного пока хватает), без чрезмерной концентрации на единицу текста, разбросанно по всей книге. В результате такой подход абсолютно оправдан – с чистым сердцем позволяет отнести «Розу» к фантастике с научным уклоном, и читателя сверх меры не грузит.
Картину будущего человечества, созданную Робертом, наоборот не назовешь чересчур оригинальной. Непременные импланты, через которые идет общение с непременной глобальной сетью. Непременные генетически измененные гомо сапиенс, предназначенные для жизни и работы в условиях невесомости и иной гравитации. Внеземные инкубаторы – целые антропофабрики по производству людей.
Разве что идею «аур» — виртуальной иллюзии, создаваемой компьютером, заменяющей космикам (жителям колоний) одежду и документы, можно назвать нестандартной. Да отчасти персональную рекламу, работающую на потребителя через импланты.
Да и к его прыжкам по локациям нужно привыкнуть (хотя слишком много времени на это не понадобится).
А вот основная стержневая идея книги (своеобзразный оммаж Азимову) хороша. История, сперва выглядящая как обычный рассказ о злых инопланетянах, со временем становиться не тем, чем виделась поначалу. С середины романа появляется ощущение, что что-то не так, и вторжение аквилан — не совсем то, чем казалось поначалу. Постепенно, по чуть-чуть автор приоткрывает завесу тайны, и картина начинает проявляться, как батискаф, всплывающий с глубины. Сперва неясная тень, затем более явные, но еще не до конца видимые контуры, бурление воды, уже почти виден аппарат, чуть искаженный преломлением лучей, и наконец, полное появление пред очами читателя.
А уж какой отличный щелчок по носу верных апологетов антропоцентризма!
И конечно, стоит отметить приколы и ироничные моменты «Розы».
Начиная от забав с языками будущего. Как то: Rent Lodak, означающий прокат водных судов на русском языке XXV века. Или реалианской религии, опирающееся на принцип «Вся наша жизнь игра», в которой верховный гейммастер несет утешение прихожанам – геймерам и нубам.
И до общей концепции мусульманизации Руси, построенной на словах первого эмира: «умные и талантливые нам ни к чему», и проходящей под девизом, написанным на стенах домов: «Джихад форевер». Не очень веселая ирония, зато чертовски актуальная в наше непростое время.
А вот куда отнести своеобразный пессимизм по поводу будущего гомо сапиенс, ставший уже хорошим тоном (или прости господи, трендом) среди фантастов, и говорящий, что люди всегда в любое время и в любой обстановке будут убивать за власть и влияние, я даже не знаю.
С одной стороны читателю легче воспринимать реалии – все до боли родное и знакомое, с другой очень уж не охота верить в то, что и в далеком будущем человечество ни капли не изменится, продолжив рвать друг другу глотки за кусочек пожирнее.
Эрго. Весьма интересный наукообразно-космический проект, сильный основной анти-антропоцентричной идеей и стилистическо-лингвистичными наработками. Что позволяет простить некий пессимизм, чересчур открытый финал и стандартизированное будущее человечества.
Ремесленники войны в ожидании мастеров, или Явление орков народу: дебют
Родной мир орков, Дренор – умирает. По призыву шамана Гул’дана все орочьи кланы готовятся к переселению в другой мир – Азерот, куда Гул’дан пообещал открыть врата.
Казалось бы, проблема решена, однако Скверна, магия, которой пользуется Гул’дан, работает исключительно высасывая жизненные силы тех, на кого укажет шаман.
Существ, которых можно принести в жертву, хватает лишь на то, чтобы переправить в Азерот передовой отряд лучших воинов. Им нужно захватить побольше пленников, чтобы открыть путь остальной Орде.
Жители Азерота, понятное дело не особо жаждут послужить горючим для прибывших в их мир здоровенных громил. Чтобы разобраться с тем, как противостоять пришельцам, король Штормграда Ллейн Ринн (Купер) посылает своего лучшего военачальника Андуина Лотара (Фиммел) к Хранителю Медиву (Фостер) – чародею, защищающему Азерот.
Тем временем Дуротан, вождь клана Северных волков все больше убеждается в том, что именно Гул’дан и Скверна виновны в гибели их прежнего мира.
И если шамана не остановить, новый мир ждет та же участь. В одиночку клан точно не одолеет Гул’дана, но если объединится с людьми, у них появляется шанс.
Идея создать картину по миру Варкрафта появилась еще 10 лет назад, причем в достижении этой цели свои усилия объединили Blizzard и студия Legendary Pictures (на ее счету «Бэтмены», «Начало», «Интерстеллар» Нолана, «Хранители» Снайдера, «Седьмой сын», «Эверест» и многое другое).
Снимали ленту в первом полугодии 2014 года в Канаде, а пост-продакшн занял втрое больше времени – двадцать месяцев.
Перед Варкрафтом как и перед любой другой экранизацией компьютерной игры, стояло две задачи. Понравится поклонникам-геймерам, и одновременно заинтересовать обычного зрителя, не имеющего представления о том, что такое Азерот, и с чем его едят.
Так как фанатом Варкрафта, я не являюсь (в свое время, лет 15 назад, еще до полноценного появления у нас интернета, играл одиночные миссии то ли во втором, то ли и вовсе первом Warcraft), оценим картину с точки зрения обычной фентези.
Параллельно с огромным облегчением выведя за скобки ублюдков здешнего военпрома, как-то людские мечи и доспехи (они перекочевали прямиком из игры, и фэны порвали бы режиссера на лоскуты, посмей он отказаться амуниции, привычной взгляду игрока).
Сперва о плюсах ленты.
— Орки. Ясно видно, что именно на этих клыкастых громил создатели ленты угробили львиную долю своего внимания и огромного бюджета Варкрафта. И не зря.
Орки естественны, эмоциональны, гармоничны, разнообразны, и не вызывают ни малейшего сомнения в своей реальности.
Первобытные дети природы, смешавшие в себе черты индейцев, викингов и разнообразных пикто-галлов.
Смелые, благородные, ценящие силу и грубую шутку. Легко поддающиеся на манипуляцию и провокацию, но уже вполне способные пользоваться мозгами. А уж хозяйственные какие! Нет бы овцами да козами Скверну покормить, нет уж, какой хозяин добрую скотину на убой пустит. А вот пленники дело житейское.
Кстати, изображали орков обычные актеры с помощью технологии «захвата движения».
Ты, не отрываясь, сопереживаешь благородному Дуротану (слишком хорошо думающему об орках, пытаясь «показать» им истину) и его жене. Злишься на туповато-честного Оргрима, искреннее ненавидишь коварного Гул’дана, сожалеешь о слабости Чернорука и одновременно готов порвать ему глотку. Все орки живее и полнокровнее большинства наших с вами соседей.
— Мелкий орчонок. Наследник Дуротана, с его сменой мимики заслуживает стать символом расы орков поболе своих взрослых соплеменников. А заодно интернет-хитом сезона, куда тем мими-шным пушистым котятам.
— Грифон. До лучших представителей киношного племени драконов он не дотягивает, но как единственный представитель летучего племени достоин отдельного упоминания.
— Адекватная сказочность. Создатели ленты не особо пока замахивались на глобальный эпик, лишь намечая контуры будущего цикла и вскользь пробегаясь по локациям мира. Невзирая на фон из оскаленных орочьих лиц и сражений, по большей части проходящих за кадром (за фильм нам покажут три сражения, лишь одно из которых можно назвать крупным), Warcraft остается сказкой о личностях: благородном Дуротане, саркастичном Лотаре, юном мажонке Кадгаре, мятущейся Гароне, уставшем Медиве, переполненном Скверной Гул’дане.
И в этом качестве сказки, но еще не мифа, Варкрафт вполне уместен и гармоничен. А вот когда создатели фильма начинают стремиться к глобальной легендарности, все становится на порядок хуже.
Недостатки ленты.
— Люди. Они не просто полностью проигрывают оркам в харизме и убедительности. Они скорее смотрятся бочонками для тренировки юных орочьих футболистов. Функциями, которых режиссер поставил в кадр, но успел рассказать им лишь о должности, коей облечены их персонажи. Импозантный, изящный король. Мудрая королева. Угрюмый военный.
На уровень орков выходит ровным счетом один персонаж — сделавший неплохую карьеру Рагнар Лодброк, тьфу ты, Андуин Лотар в исполнении Трэвиса Фиммела. Он ироничен, порой до стеба, нагловат, самоуверен, при этом настоящий слуга царю, отец солдатам, да и про эмоции не забывает. На фоне остальных гомо сапиенс – заслуженный Оскар, без вопросов.
Плюс создатели картины явно в былые годы играли в Варкрафт исключительно за орков.
И как Питер Джексон в своем ВК/Хоббите искренне возненавидел Гондор и Эсгарот, то Дункан Джонс, по-видимому, паршиво относится к Штормграду. Жители этой благословенной страны у него тупые, как пробки.
У короля есть «язык», честно выложивший все о планах противника – какие сомнения и долгие советы? Вперед к порталу – давить Гул’дана. Нет, они в процессе умудрились протерять где-то 18 (!) легионов (в реальной истории — огромнейшая сила, римский легион 4-6 тыс. человек, или у них в Штормграде легион аналогичен нашему взводу? Так вроде нет). Это при том, что в Азероте находятся лишь передовые отряди Орды (правда, об их численности создатели ленты скромно умалчивают).
Да такие неприспособленные к жизни существа, как здешние люди просто обязаны уступить свою землю зеленокожему победителю.
О людской тактике боя даже говорить не приходится – отсутствует как класс. Как и организация войска. Боевой строй, говорите, какой такой строй? Один раз соорудили черепаху, затем, по-видимому, устыдились: у орков нет, и у нас больше не будет.
Орки их лупят в хвост и в гриву, и лишь у Лотара с королем получается лихо пластать здоровенных противников. При том, что больше НИКТО из королевской армии таким умением не отличился (разве что Каллан' неплохие задатки проявлял). Так может Лотару курсы имело смысл провести для своих воинов? Поделится так сказать опытом. Драться их научить. Строй держать. Если за предыдущие годы не удосужился, гений полководческого цеха.
Да и стрелками в армии Штормграда какая-то клиническая неприятность. Не было, не было, а потом бац! Вундерваффе!
В общем, боевую часть картины очень сложно назвать приемлемой. Слабо поработали господин Джонс с консультантами, слабо.
Да и за ростом орков через раз не уследили. То те здоровые качки, высотой в полтора человека, а в следующем кадре — одинакового роста с Лотаром или королем. Вы бы как-то определились, что-ли.
— Не меньше, чем никакущие гомо сапиенс раздражали также непонятки с основными сюжетообразующими моментами. И если абсолютно не раскрытую Скверну еще можно простить: ну магия такая, типа смерти. Откуда взялась? Потом узнаете. Может быть.
И персонажей, с которыми нас почти не знакомят (шлейф роли? Это вы о чем?) тоже.
То ситуация с демоном, людей незнакомым с нюансами мира Варкрафта, оставила в полном недоумении. Какой демон? Откуда? Зачем? Почему ни полслова не сказано, ни о его происхождении, ни о целях, ни о способностях? Как он может влиять на людей, причем не простых людей.
У создателей картины получился даже не Дьявол из Машины, а супер-пупер Дьявол из Машины. Неаккуратненько.
— Ну и излишний пафос в и без того средних диалогах тоже по ушам резал изрядно. Создатели ленты почему то решили, что сказка и примитив – это одно и тоже. Ошиблись.
Под конец поговорим о моментах, которые нельзя безоговорочно отнести ни к удачам, ни к провалам фильма.
— Графика. Действительно производит искусственное впечатление. Но при этом «отстойной» ее назвать нельзя. Тут скорее уместно сравнение: «бедненько, но чистенько». Если б не $160 000 000 бюджета и бог бы с ним, но при таких денжищах картинку можно было бы сделать и получше.
— Маги.
Пухленький мажонок, на которого повесили спасение мира, смотрится даже забавно. Но одновременно обо всех остальных чародеях это говорит не лучшим образом.
Хранитель в исполнении Бена Фостера. Тут огромная вина лежит на сценаристах, не давших развернуться неплохому, в принципе, актеру. Опять же, шлейф роли, ау! Без него ничего не понятно. Но после фильма остается огромное ощущение недосказанности образа. Причем я думаю, у Фостера тоже.
Да, и все же – почему у эльфов светятся глаза? Они у вас что – произошли от кошачьих?
Эрго. Неоднозначное фентези с шикарными орками и ужасно сделанным людьми (кроме Лотара), вполне достойное просмотра не только фанатов игры. Недоработок масса, но и приятные моменты присутствуют. Попасть в золотой фентезийный фонд шансов нет, но любителям жанра проходить мимо не стоит.
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Трэвис Фиммел, Пола Пэттон, Бен Фостер, Доминик Купер, Тоби Кеббелл, Бен Шнетцер, Роберт Казински, Клэнси Браун, Дэниэл Ву, Рут Негга
Имперские хроники всех сторон света или История с высоты птичьего полета
Свежеиспеченному лейтенанту новосозданной шестой роты Горной Стражи Меекханской империи Кеннет-ив-Даравиту, хватало забот со своим сырым подразделением выше крыши. Притереть и объединить бойцов, пришедших из разных полков Стражи, аккуратно разбавить стариков новобранцами, пообломать много возомнившего о себе десятника, заставить стражников, набранных из местных горцев, почувствовать себя частью имперской армии, наконец.
И когда его неполную роту бросили на поиски клана Шадори, свершившего ряд жутких убийств, Кеннет был даже доволен. Где еще, как ни в настоящем деле можно привести воинскую часть в порядок.
Вот только никто не ожидал, что эти поиски приведут роту на другую сторону ледника Старый Гвихрен, в земли воинственных ахеров, давних врагов Империи. А уж тем более не мог представить лейтенант встречи с могущественным враждебным магом.
Ну а если бы кто сказал Кеннету, что история с шадори лишь первая в ряду смертельно опасных походов шестой роты, прославивших ее на всю Империю, он бы уж точно не поверил.
А зря.
Тем временем далеко на Юге купец Аэрин-кер-Ноэль нанимает себе охранника из иссарам. Горного племени, великолепно владеющего оружием, и никогда не открывающего своих лиц перед чужаками.
Охранника, появление которого повлияет не только на будущее родных Аэрин-кер-Ноэля, но и на глобальные процессы, изменяющие судьбы тысяч людей.
Разве можно было догадаться, что эти истории, происходящие в разных концах Империи, весьма тесно связаны меж собой?
Нет.
А зря.
Поляк Роберт М. Вегнер (бытует информация, что Wegner — псевдоним), автор одного из популярнейших польских фентезийных циклов — довольно разносторонний и таинственный человек. Он не посвящает все свое время писательству, зарабатывая еще на какой-то работе (какой — неизвестно). Он отец двух детей и супруг очаровательной женщины, за которой Роберт перебрался в Силезию. Он обладатель польских и европейских литературных премий за рассказы и роман. Всерьез писать Вегнер начал в 2006-м, посвятив почти все свое время циклу «Сказания Меекханского пограничья», в который входят почти два десятка рассказов, объединенных в два сборника, и пара романов. И это еще далеко не конец.
Циклу однозначно достойному внимания. Вегнер разворачивает перед нашими глазами масштабное и продуманное фентезийное полотно. Мощная разноплеменная империя с давней историей, о временах былинных мы узнаем кое-что прямо сейчас (между прочим, отличный ход: Меекхан сразу приобретает дополнительную глубину и плотность, тот самый «шлейф роли», только у целого мира). Солдаты, шпионы, купцы, контрразведчики и дипломаты, ставшие нашими попутчиками на полтысячи страниц. Интриги и соперничество силовых структур империи.
Путешествие по различным частям Меекхана (второй сборник рассказов повествует о Востоке и Западе Империи).
Жаркий Юг. Палящая сковорода пустыни, неверная тень горных хребтов, спасительная влага оазисов. Местные горцы, мастера клинка, ни на йоту не изменяющие своему безжалостному закону. Близость кочевников, в среде которых вновь начинается непонятное брожение.
Северные пределы Империи. Горные кряжи, невозмутимые ледники, высокие перевалы, смертоносные расщелины и лавины. Кряжистые упорные люди, потомки вессирских племен, давшие Империи Горную Стражу, и, несмотря на давнее и мирное присоединение региона к Меекхану, отнюдь не полностью считающие себя гражданами империи.
Именно на их примере, а конкретно Кеннета и его шестой роты, автор показывает, как в его мире происходит постепенная интеграция окраин государства.
Вегнер – весьма проимперский товарищ, и явно считает этот строй оптимальным. Тем более что пока наши герои ничего плохого от государства не видали (кроме намеков на возможные неприятности от Крыс – здешнего КГБ). Наоборот тяжелая пехота во время войны с кочевниками регулярно отдавала свои жизни за северян.
Слишком много внимания к вопросам государственности, что сложно назвать обычным фентезийным подходом? Что есть – то есть. В своем фантастическом мире Вегнер не гнушается по-полной использовать современные, реалистичные мотивы, уклады и подходы.
Особенно это заметно в описаниях нелегких солдатских (скорее спецназовских) будней и работы разведки, где Роберт практически берет кальку с работы современных спецслужб, накладывая ее на действие меекханских коллег (не забываем, тут некий аналог Средневековья). Что конечно добавляет в блюдо остроты, но одновременно ломает восприятие, ведь разведслужбы далеко не сразу приобрели свой современный облик.
Тем удивительнее выглядят отдельные сказочные исключения, типа стотысячных конных армад с тремя-четырьмя заводными конями (400 тысяч лошадей на минуточку, благо автор их хоть на отдельные отряды разделил).
Один из основных аргументов противников классической теории монголо-татарского нашествия — как раз предполагаемое количество бойцов в армии вторжения. И логичные сомнения в возможности одновременного прокорма полумиллиона лошадей.
Или задушевные разговоры с противником, с раскрытием нюансов своих действий, по примеру Аэрисса Клависса. Понятно, что читателю нужно сообщить определенную информацию, но не лучше было бы выбрать адресатом своих излияний более позитивно настроенного персонажа.
А вот к эмоциональному настрою и антуражу книги претензии предъявить сложно. Жуткие магические эксперименты, неуловимое божественное присутствие, трагичные батальные сцены из прошлого, трогательная история в долине Маверс, эпичные легенды, звучавшие в Винде'канне, Йатех с его испепеляющим выбором. Грубоватые солдаты, непреклонные, брутальные офицеры, домовитые чиновники, расторопные купцы, гордые горцы, помешанные на законе иссарам, чересчур романтичные подростки и очаровательные дамы.
Скрип снега, слепящий песок пустыни, звон мечей, ругань и песни, чеканные слова мифов и армейские будни. Мы с каждой страницей все глубже погружаемся в меекханскую действительность, и выныривать обратно абсолютно не хочется. И как не упомянуть массу таинственных подвязок и намеков, складывающих историю в нечто большее, чем просто набор фентезийных рассказов. Обещающие глобальные, захватывающие события, способные напрочь перевернуть устоявшийся порядок Империи. А ведь есть еще и разнообразная магия, источники силы и абсолютно реальные боги со своими аватарами и жрецами.
Понятно, саму идею Меекхана не назовешь сверхоригинальной. Микс из идеализированных представления о Римской империи, и армейской службе, воспоминаний о самураях c их Кодексом, монгольском нашествии, горно-спецназовских операций и курсов молодого офицера. Разбавленный аналогом орков (не толкиеновских), клерикальной и прочей магией, и даже редким божественным присутствием. Разве что иссарам способны принести Вегнеру славу настоящего, нетривиального творца. Да и в общем, почему то «южная» линия гораздо самобытнее и неординарнее «северной».
Но, несмотря на вторичность ряда компонентов, само блюдо вышло у Вегнера на диво вкусным. И обещающим нам еще множество отменных приключений.
Эрго. Качественное приключенческо-эпическое фентези (с элементами темного), радующее читателя масштабом, антуражем, неплохим слогом, вменяемыми героями, продуманностью общей канвы и ожиданием жутко вкусного продолжения. Изрядную часть элементов Меекхана мы уже где-то видели, и не раз (кроме, пожалуй, иссарам), да и современных напевов можно было бы поменьше, но как ни странно, это почти не портит картины мира.
Частный сыск для Того Света или Призрачная служба детектива Тэйлора
Частный детектив Фрэнк Тэйлор (Фокс) никогда не думал, что будет вести расследования ТАКИМ образом. Просто в один не очень прекрасный момент, после того, как маньяк-фотограф чуть не отправил Фрэнка на тот свет, Тэйлор начал видеть призраков. Причем не абы каких, а требующих справедливости по поводу своей безвременной кончины.
Но если вы подумали, что привидения по-человечески рассказывают Фрэнку о виновных в их гибели, то вы ошиблись. Призраки, конечно, рассказывают, но по своему, по призрачьи. То тень мелькнет, то музыка заиграет, то кровавые следы появятся.
В общем, навыки детектива Тэйлору сдавать в утиль рановато. Да и настойку для укрепления нервов заказать не помешает, а то призраки, знаете ли, такие неожиданные.
Тема «жизни после смерти» одна из наиболее популярных во всей мировой культуре. Жанр детектива также имеет свою огромную армию поклонников.
Казалось бы, сериал, объединивший в одну упряжку этих коня и лань, просто обязан быть успешным. Однако зритель весьма загадочная субстанция, и Haunted (прямой перевод — Преследуемый) прожил ровно один неполный британский сезон (11 серий) (это при том, что его духовная тезка Ghost Whisperer обеспечила своих поклонников более чем сотней эпизодов).
В чем же дело?
Скорее всего, в неуверенной игре Мэттью Фокса, звездный час которого под названием «Остаться в живых», был еще впереди. Его Фрэнк Тэйлор почти постоянно напуган, да хоть на постер гляньте (причем явно больше камерой, чем призраками), и попросту скованно чувствует себя на площадке. Совсем бездарью его не назовешь, но и на лицедея способного вытянуть на себе целый проект, он также не смахивает. Обычный сериальный актер, явно не привыкший работать на первых ролях. А в Haunted на Фрэнке Тэйлоре держится 90 процентов ленты.
И это при том, что сценаристы подошли к делу довольно ответственно. Сюжеты серий более-менее вменяемы, детективная линия не заставляет возмущенно плеваться. Есть даже пара действительно хороших ходов, типа слепого призрака, амуров с духом, или родительской парочки.
Вдобавок в сериале мелькают небесталанные, но на тот момент слабо раскрученные артисты, типа Закари Куинто, Линн Коллинс или Майкла Ирби.
Может дело еще в неоформленной сквозной линии? Слишком мало информации выдали нам создатели, явно понадеявшись на продолжение. Чересчур загадочно-неопределившийся Саймон, фишка с пропажей сына, тщательно лелеемая на будущее, которого, как оказалось, не будет.
Уж очень тонкая грань, между недостатком и переизбытком информации, тем более в долгоиграющем проекте. Судя по безвременной кончине Haunted, его создатели не угадали.
Вдобавок и финал сезона далеко не шедеврален. Рядовая серия. А где вывод интриги на кульминацию? Чтобы зритель продолжения как манны небесной ждал. Позабыли?
Эрго. Не худший, но и не лучший детективно-мистический сериал, с приличной сценарной основой и слабеньким протагонистом.
Режиссер: Питер Маркл, Марта Митчел, Джеффри Рейнер, Майкл Раймер
В ролях: Мэттью Фокс, Расселл Хорнсби, Линн Коллинз, Майкл Ирби, Джон Манн, Бри Майкл Уорнер, Мария Арк, Эдди Кехилл, Дэрин Купер
Триста лет назад неведомая сила обрушилась на Шахранскую империю, молодую державу разумных хищников. Столичный мир подвергся разрушению, а после появления Книги, написанной единственным, кто проник в суть пришельцев, государство шахран медленно угасло, поглощенное людским Содружеством. Особой пикантности ситуации добавляло то, что «неведомая сила» состояла из одного единственного корабля. Корабля непредставимой мощи, который шахране-агностики иронично назвали «Верой».
И вот этот корабль вернулся. Теперь под угрозой оказались планеты Содружества. Его флот не в силах противостоять Вере. У людей остается последняя надежда. Корабли-аутсайдеры, вершина человеческой технологии.
Вершина, на которой служат гениальные отбросы общества. Те, с кем оно не в силах ужиться. Но одновременно не может позволить потерять их зря.
Теперь все зависит от них. Социопатов и психопатов, не подходящих обычным властным структурам и искренне ненавидимых социумом.
Единственных, стоящих на пути Веры.
Британец Джон Лав любил фантастику с детства. Правда, долгое время исключительно как читатель. Было не до писательства. Надо было зарабатывать. Большую часть жизни Джона занимала музыка. Точнее звукозапись. Плюс управление ночным клубом. Времени оставалось мало. Однако Лав сумел отыскать часок-другой в день, и в 2012 нежданно-негаданно разродился нашим сегодняшним героем. Faith произвела очень хорошее впечатление на критиков, заметивших, что столь успешного дебюта в американской фантастике не было уже несколько лет.
Проект действительно небезынтересный, хотя и несколько специфичный. Главное перед прочтением – правильно настроится.
Не нужно ожидать классической боевой фантастики с бравурными звездными войнами и столкновениями космических армад. Приключения, ориентированного исключительно на внешние действия вы тоже не получите. Одновременно не ждите сногсшибательных откровений.
«Вера» с одной стороны ориентирована на внутренние переживания и психологические нюансы нетипичных (но таких знакомых) героев, глобальные вопросы типа обустройства жизни вл вселенной, отношений части и целого, нормы и отклонения.
С другой — не забывает о происходящем за пределами людского сознания, одаривая нас весьма напряженными и захватывающими моментами.
«Вера» не чужда философии, и способна подарить парочку интересных мыслей о жизни, или подтвердить ваши собственные изыскания в этой области. Порадовать (или огорчить) ищущих смысл бытия, а также думающих о месте человека во вселенной. В общем, подбросить не особо оригинальной, но всегда питательной пищи для мозга.
При этом не забывает Джон и о саспенсе. Две трети книги посвящены танцу-поединку «Веры» и «Мэнсона». Смертельному танцу, полному аллюзий и прямых намеков на противостояние человеческого и божественного. Физического и духовного (психологического). Известного и таинственного.
Действия героев проникнуты трепетным отношением к противнику, ощущением мистицизма и неминуемых изменений, прикосновения к чему-то глобальному.
Сверкают разрушительные лучи, крадутся ракеты, врага называют «Она», с большой буквы. Офицеры «аутсайдера» прилагают для победы нечеловеческие усилия и до капли отдают свою «темную» гениальность. Изобретаются все новые и новые способы причинить вред противнику, и, возможно, экипаж «Мэнсона» станет первым за многие столетия, кто сможет «подержать за горло» непобедимую «Веру».
Скажу сразу, следить за перипетиями «Faith» весьма волнительно.
А главное Лаву на протяжении всей книги удалось выдержать шикарный градус интриги и напряженного ожидания.
Чертовски любопытсвенно, чем, в конце концов, окажется таинственный корабль, и смогут ли Фурд с офицерами завершить свой затянувшийся квест-битву.
Что касается темы «отбросов общества на службе отчизны» — тут автор далеко не первый. Из относительно недавнего, на ум сразу же приходят рифтеры Уоттса. Тоже, мягко говоря, отнюдь не самые психологически устойчивые и позитивные ребята во вселенной.
Кроме того есть у книги Лава еще одно достоинство, с ходу добавляющее произведению не одну сотню вистов.
Шахране.
Хищники, совершенные машины для убийства, выдержавшие жесточайшую конкуренцию с другими смертоносными видами своей планеты и построившие звездную империю.
Империю, первой столкнувшейся с таинственной Верой, и не сумевшей (или не захотевшей) сохранить свою звездную державу.
Мало того что шахране крайне нетривиально устроены физически. С их когтями, ядовитыми железами и неполовым путем размножения. Так и психологический образ расы вышел у Лава весьма интересным. Эдакие ироничные невозмутимые самураи, многое скрывающие под своим спокойствием и гармонично воспринимающие свою агрессивную природу.
А ведь есть еще эмберрцы – «гуманоидная смесь моллюска рептилии и чего-то еще, не поддающегося классификации», с которыми мы познакомимся через Смитсона, офицера с «Мэнсона». В фантазии Лаву не откажешь.
Однако понравится «Вера» далеко не всем. Неторопливое, почти 400-страничное описание сражения всего двух кораблей можно было бы и подсократить. Аж никак не белые и пушистые герои не позволяют по полной себе сопереживать. Не всегда идеальный язык перидоически режет слух. Настольной книгой миллионов «Faith» скорее всего не станет. Но в том, что в зале славы умной космическо-научной фантастики зажглась новая, яркая звездочка, нет никаких сомнений.
Эрго. Интересная, неглупая, напряженная история о Поединке, всерьез повлиявшем на судьбы человечества. Если правильно настроится, «Вера» принесет вам немало приятных минут и небезынтересных мыслей. Плюс познакомит с великолепными когтистыми шахранами.