Veni, vidi, vici, или Как-то вечером патриции собрались у Капитолия, новостями поделиться и выпить малость алкоголия
В далеком будущем, через тысячи лет, на Земле и в космосе твердой рукой правит Новый Рим. Два десятка районов (курий) под защитными куполами – где живут в основном граждане – патриции, и канализации под куриями, где ютятся неграждане с номерной регистрацией. Первые пользуются всеми благами империи. Вторые не имеют даже имен.
I-45, практически слепая девушка из десятой курии, сполна хлебнула планиды плебеев. Вечное недоедание, работа, маленькая комнатушка, презрение вышестоящих, давление со стороны легионеров. Казалось бы, ее жизнь так и закончится где-нибудь в подземных норах, под ножом бандита, или в лупанарии под потным и вонючим толстяком, если бы не один нюанс. Встреча с собратом- «номером» по прозвищу Энцо, и изрядно прогрессирующие странноватые способности I-45. Способности, с одной стороны помогающие выжить, с другой — способные привлечь к девушке недоброжелательное внимание сильных мира сего.
Вера Огнева и Артемий Дымов (скорее всего псевдонимы), издающиеся под именем Веры Огневой, не новички в писательском ремесле. Их рассказы публиковались в различных сетевых и бумажных сборниках, побеждали, и становились финалистами многих конкурсов, в частности «Революции NEXT» и «Русской Фантастики 2017». В 2016 свет увидал их первый роман – начало дилогии о Новом Риме и слепой девушке I-45.
Сперва кажется, что перед нами классическая антиутопия. Выжженная земля, где жизнь возможна лишь под защитными куполами. Угнетенная большая часть населения космической империи, считающаяся людьми третьего сорта. Подземный мир канализации и высотные этажи патрицианского света. Легионерский террор. Тюремная криозаморозка для «номеров» на долгие годы без суда и особого следствия.
Антиутопия вышла у Огневой вполне адекватной и впечатляющей. Никакой тебе политкорректности и прочих современных штучек, все как в старину, причем гипертрофированное и возведенное в степень. Ведь шансов «выбиться в люди» у номера нет никаких. Максимум карьеры – грязная работа в Легионе. Ни о каком браке с вышестоящими, ни о каких заслугах, позволяющих получить имя, и речи быть не может. Патриций может скатиться до криминала или терроризма. Плебей не поднимется никогда. Эдакая раз и навсегда утвержденная индийская система варн, в количестве двух штук.
Тут правда сразу возникает вопрос о жизнестойкости такой системы (ведь не зря индийцы от варновой системы перешли к более гибкой кастовой). А здешняя империя существует уже тысячи лет, и вроде вполне неплохо себя чувствует. Хотя некоторые граждане уже видят приближение упадка и признаки вырождения. Хотя мы пока не знаем, как возник Новый Рим, и как развивалась его история. Что случилось с матушкой-землей, с кем упорно воевали легионеры, в частности декурион Луций Цецилий Авианий Марс. Что неудивительно, ведь высших патрициев, людей управляющих империей, мы в первой книге почти не увидим. Подавляющее количество времени мы проведем с плебсом, с криминальными элементами, марсианскими «Псами войны», прочими маргиналами, заводскими и фабричными работниками. Да с местными силовиками – легионерами невысоких чинов (объединившими в Новом Риме и военные и полицейские функции).
Причем ближе к финалу выясняется, что антиутопия это далеко не все, чем порадует «Меня зовут I-45». Проявляется еще один пласт, и история начинает играть абсолютно новыми красками.
Структура книги довольно интересна: нам показывают разные точки взгляда на мир и на происходящее. Главки «из глаз» I-45 сменяются разделами от лица Энцо, затем мы видим взгляд на Новый Рим легионера. Все протагонисты пересекаются и общаются с разными личностями: правоохранителями, террористами-Псами войны, служебными нюхачами Легиона, агрессивными марсианскими «номерами», напичканными имплантами, обычными мещанами, рабочими, пифиями. Эдакий срез мира империи. Пока не очень высокий (как я уже говорил, тех, кто принимает решения, нам почти не показывают), но достаточно глубокий.
Но все равно большую часть времени мы проведем с I-45, Энцо, да тем самым декурионом Луцием.
Девушка, чьим «именем» назван роман, попервой вызывает одновременно и сочувствие и раздражение. Сочувствие ее нелегкой доле и раздражение действиями. Частенько изрядно отличающимися от логичных и обдуманных. Сердцем ты все понимаешь – практически слепая молодая девица в отнюдь не дружелюбном окружении – ну как она будет еще поступать? Могло быть еще хуже. А вот умом… Благо со временем I-45 перестанет быть такой легкой добычей для каждого встречного (правда ошибаться будет не намного реже). В общем, качественный, полнокровный образ, выживающий живую читательскую реакцию.
Энцо прописан чуть послабее – крепкий, правильный мужик с протезом и криминальным прошлым (тоже скрывающий внутри пару сюрпризов), эдакий старший товарищ и защитник для главной героини.
Как на меня образ Луция Цецилия Авиания Марса получился даже поинтереснее. Ветеран легиона из родовитой семьи, пошедший на службу против воли родни, не сделавший особо блистательную карьеру, зато получивший кучу ранений и наркозависимость от болеутоляющих. Потерявший единственного друга и напарника. Ставший для I-45 настоящей фурией мести.
А украшением на пироге романа стали забавные изюминки Нового Рима, такие как ритуальные службы, пифии с прорицаниями. Трансзональный экспресс, перевозящий людей через выжженные земли. Повсеместные имплантаты, которыми буквально напичканы граждане (а особенно неграждане) империи. И еще масса мелочей, составляющих небезынтересный мир воцарившегося Нового Рима.
Эрго. Римская антиутопия, уделяющая немало внимания социальному пласту победившей Империи (что вполне логично), способная порадовать хорошими протагонистами, интересным миром, и «нежданчиком» в финальной трети. Ждем продолжения. Причем ожидание вроде как обещает быть не очень долгим.
Юридические баталии на небесах, или 12. Посмертие. Опять присяжный шут глумится надо мной.
Оказывается, человеку недолго ждать воздаяния после смерти. Вниз попадет умерший, или возносится наверх, решается на протяжении пары дней. И пары судебных заседаний. Суровые присяжные вынесут вердикт, и упорхнет душа в Рай, (здесь не употребляют таких понятий!), пардон сектор Покоя, или рухнет в сектор Раздумий.
Но для того, чтобы эти самые суровые присяжные разобрались в деле, за работу принимаются с одной стороны – обвинитель, с другой – адвокат. Обычные мертвые люди, ставшие функциями системы. Но не утратившие при этом ничего человеческого.
И когда в сектор прокурора первой ступени Андрея (Хабенский) попадает нынешний хахаль его вдовы Никита Лазарев (Зверев), обвинитель берется за него по полной. Нелегко и его оппоненту, адвокату Вениамину (Пореченков). И работу нужно выполнить на совесть. И друга Андрюху не обидеть.
Самому Никите остается лишь надеяться на то, что присяжные послушают адвоката, и сочтут, что Лазарев достоин сектора Покоя.
Но ведь бывали и случаи возвращения на землю. Для завершения дел. Правда очень редко. И в уникальных ситуациях.
Теперь все в руках обвинителя. И его противника.
Остается лишь выяснить, что важнее: Для прокурора – жажда мести, или забота о жене. А для адвоката – дружба, или справедливость.
Впервые зрители увидели Небесный суд в формате мини-сериала на четыре части в 2011 году. После весьма теплой реакции публики, появилась и полнометражная версия ленты. И вы знаете, публику таки можно понять. На удивление вкусный проект.
Мало того, что в главных ролях два отличных актера: Михаил Пореченков, начинавший с туповатого «Агента национальной безопасности», со временем вырос в шикарного артиста. Разнопланового, харизматичного, талантливого. В прошлом нагловатые «быки» с ущербным чувством юмора. Каждая роль – событие, каждый образ – на «пять». Вспомнить хотя бы князя Пожарского, или Кречетова из «Ликвидации». Вениамин – также великолепен. Артистичен, убедителен, ироничен, эмоционален. А уж когда узнаете историю его земной жизни, образ приобретет дополнительные краски.
Константин Хабенский, котрого донедавна я считал весьма переоцененным артистом, продолжает меня несказанно удивлять. Сперва отличный Служкин из «Географа» (понятно, что по хронологии эта роль позднее), теперь прокурор.
Некоторые моменты его работы остаются неизменными, вы не дождетесь от Хабенского особой экспрессии, бурных эмоций, игры на пределе нерва. Он творит образы внутри, возле сердца, и за последние годы они стали наполненнее, прочувствованнее что-ли. Может у него настала пора актерской зрелости?
Бюджет ленты составил 30 000 000 руб., что составляет меньше 900 тысяч баксов. Хлопчики из Голливуда, становитесь в очередь, и вам, наконец, расскажут, как снимать хорошее недорогое кино.
Хватает неплохо прописанных сценарных перипетий, проработанных образов, присутствует уместная доля юмора. Интересные цветовые и музыкальные решения. Забавные находки касабельно загробной пищи и контрабанды (а также ее воздействия на мертвых). Постоянные перекрестные отсылки между двумя мирами. Куча метафор и аллюзий. Шикарный клан Аморе. Спорная, хотя и имеющая право на жизнь, идея о последнем деянии («каждый поступок может стать последним»).
Так вдобавок лента подымает ряд очень интересных и важных вопросов. Подымает очень изящно, красиво и продуманно. Нужно ли цепляться за месть или напротив, задуматься о счастье близкого человека? Искупают ли благие дела прошлые ошибки и подлость? Могут ли хорошие поступки, сделанные из страха, привести в Рай (пардон, сектор Покоя). Что делать с Гордыней, нужно ли бороться с Бездействием? Откуда берется Любовь, благо это или ненужная тяжесть? И еще множество всего. И главное, как все-таки жить, чтобы потом не было мучительно больно.
Место заседаний Страшного/Небесного суда, снималось в двух разных локациях – внешний вид — форт «Император Александр I» в Финском заливе, неподалеку от Кронштадта. Внутренние эпизоды в Питере (Мальтийская капелла Воронцовского дворца, и Мухинское художественное училище).
Давно не встречал ленты, ставящей такое количество больных для человечества вопросов, и делающую это настолько легко и душевно. Респект и аплодисменты.
Картина многослойна, и сделана так, что способна понравится практически всем (кроме, пожалуй, религиозных ортодоксов). Людям не привыкшим думать во время просмотра, откроется формализированное посмертие, полное юридических баталий, приколов и любимых актеров. Копнувшие глубже, увидят грустный стеб над системой, философские нотки фильма и его нутряной оптимизм (местами чрезмерный). Третьи имеют шанс насладиться красиво обыгранными вечными вопросами, порой в нестандартной трактовке, сожалением о мирской несправедливости, поспорить или согласиться с выстраданными идеями режиссера.
Эрго. Отличное кино, оставляющее волшебное послевкусие, и еще долго не выходящее из головы.
Режиссер: Алёна Званцова
В ролях: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ингеборга Дапкунайте, Анна Михалкова, Евгения Добровольская, Никита Зверев, Дмитрий Марьянов, Марина Дуксова, Юрий Ицков, Юрий Ермаков, Яна Сексте, Сергей Бызгу, Сергей Барковский, Артур Ваха, Олег Мазуров
Ядреные пляски вокруг мотории, или О дивный новый, знакомый мир
Итан Шелби, отставной сержант и полицейский, и в мыслях не держал отправляться в далекое путешествие. Съемная квартирка в районе Сэфо, небольшой, пускай и не очень успешный бизнес по поиску людей, паб под боком, где «правит» бывший сослуживец. Что еще нужно?
Посему когда к нему заявился клиент, попросивший Шелби съездить в Риерту, далекий город на воде и отыскать одну вещь, Итан отказался. Несмотря на щедрый аванс, и на то, что успешное завершение дела могло помочь обезопасить моторию – опаснейшее вещество, ставшее кровью мировой экономики. Но человек предполагает… И когда стало известно, что в этом деле напрямую замешаны искиры, нация, виновная в мясорубке Великой войны, у Шелби просто не осталось выбора. Но готов ли он к тому, что ждет его на улочках-каналах города, ставшего нынче одним из самых опасных мест на планете?
Алексей Пехов, один из лучших современных русскоязычных фантастов, за последние годы времени даром не терял. Завершил шикарную тетралогию «Страж», начал новый цикл «Синее пламя». И вот порадовал поклонников свеженьким романом (c «тонким» намеком на продолжение), способным «зацепить» сразу несколько групп читателей.
Во-первых, ищущих в фентези интересное фантдопущение. Мир «Созерцателя» находится приблизительно на технологическом уровне начала 20 века нашей земли. Дредноуты, трамваи, дирижабли и даже танки. Вот только в качестве топлива они используют не нефть и продукты ее переработки, а некую загадочную субстанцию под названием «мотория». Она не единственное топливо в мире. Часть механизмов по-прежнему питаются энергией угля и пара, вот только мотория во много раз эффективнее этих устаревших «движителей прогресса». Есть у нее, и недостатки, куда ж без них. Она жутко токсична, и при утечке приводит к изменениям в людском организме. Некоторые несчастные становятся контагами, страшными изуродованными существами (привет от ядерного открытия супругов Кюри), а другие — носителями ингениума – необычных для человека способностей. Магия, не магия, но нечто магическое в этом есть.
Как вам мирок, сидящий на «радиоактивной» бомбе, и повсеместно использующий ее «дары»? Вдобавок на изрядную часть населенный изменившимися физически и психически мутантами, а также людьми-икс (которых уже 1 на 1000)? Весело живут ребята, ничего не скажешь!
Ну и конечно порадовала Риерта, здешняя Венеция, совместившая в своих границах не только разные городские районы – богатые и бедные, не только каналы, лодки и жандармов на катерах, не только подземелья, коллекторы и клоаки. Но и самую настоящую Зону – район, куда власти выселяют контагов, которых становится все больше и больше. Место, где выжил бы далеко не каждый сталкер из широко любимого частью читателей цикла.
Во-вторых, фанатов аллюзий и «пасхалок», щедрой рукой разбросанных по тексту. Здесь тоже случилась Великая война, в которой с одной стороны участвовал союз здешних Англии, Франции, Америки, Венеции (!) (плюс еще парочка сложно идентифицируемых государств, типа Ордена Марка (еще какой кусок Италии?), а с другой… нет, не Германия, как вы подумали, а вариант нашей Японии (но все же, куда подевались боши?). Как видите, здешние самураи изрядно оторвались в развитии от своих земных прототипов, раз смогли 4 года противостоять всему остальному миру.
Причем тутошние державы не содраны калькой с земных аналогов. Они называются по-другому, у них свои, абсолютно не виданные на нашей земле особенности, но при желании читатель без особого труда разглядит за незнакомыми вывесками привычные нашему глазу черты. Находить, подмечать, фиксировать эти отличия и сходства в земных и здешних государствах, обычаях, традициях, становится одним из самых приятных занятий во время прочтения романа. А ведь есть еще и более-менее оригинальные топографические задумки типа варваров Папаякты, использующих «силу богов» (ну ладно-ладно, не такие уж и оригинальные, ацтеками веет основательно, но все равно такими весьма «проапгрейдженными» ацтеками). А Африке (тут Маса-Арда) и вовсе не повезло – континент негров почти полностью уничтожен катаклизмом.
Плюс огромный кусок психологии множества героев построен на послевоенном синдроме (мировая война это вам не фунт изюму). Начиная от фамилии главного героя — Шелби, с ходу вызывающего в памяти некоего Томаса из Бирмингема. Оба Шелби явно нашли бы, о чем поговорить. Продолжая кусочками информации о ходе здешней Первой мировой.
Заканчивая вполне привычным для вояк посттравматическим стрессовым расстройством, оказывающем изрядное влияние на действия героев.
В третьих -- любителей боевого детектива (хотя эта линия в Созерцателе отнюдь не основная) и приключений. Расследование пропажи прибора будет перемежаться плотным знакомством со спецслужбами Искиров, риертским криминалом, силовиками и революционерами. Путешествиями в самые опасные городские районы, битвы с контагами, обладателями ингениума и обычными копами.
В четвертых – тех, кто не представляет путешествие в Страну фантазию без заводной движухи. Выслеживание преступниками сменяются столкновениями с контагами, противостояние с ведьмой искиров, побегом из мест заключения. Погони на лодках – напряженными перестрелками и участием в делах местных повстанцев. Правда, экшен, как это заведено у Пехова, перемежается описательными сценами: разговоры – действие — разговоры – действие. Но это как на меня, скорее плюс, чем минус.
В пятых -- ценителей качественно прописанных протагонистов. Итан Шелби, бывший старший сержант королевской армии, бывший полицейский, ныне частный детектив, имеете все шансы прийтись по душе даже взыскательному читателю. Ветеран войны, прошедший на службу романтическим юнцом, и прошедший все круги ада. Хороший, неглупый, «правильный» мужик с пониманием, «что такое хорошо», несмотря на персональное кладбище, заполненное во время сражений. Плюс скрывающий внутри некоторые весьма неожиданные сюрпризы.
Да, хватает заимствований и самоповторов. Есть, понятное дело, некоторые вопросы к логике сюжета. Например, мотория, 40 лет остающаяся монополией одной единственной страны. Что абсолютно неправдоподобно, ведь технологии перенимаются очень быстро. И все рассуждения о ее опасности, и месте добычи выглядят «отмазками» школьника, опоздавшего на урок, ну кого из власть имущих смущала опасность для их подданных? И то, что ресурс находится на территории чужого государства (далеко не самого сильного, заметим).
Или к действиям персонажей. Тот же Шелби слишком легко ввязывается в события, явно несущие ему неприятности. И это после позиционирования его как уставшего от войны человека, особо не стремящегося к драке.
Но это практически не портит впечатления от романа хорошего автора. Романа, способного принести вам несколько увлекательных часов, и заставить с нетерпением ждать неминуемого продолжения.
Эрго. Приятное приключение в антураже стим-дизельпанка, смешивающее недурное фантдопущение, кучу аллюзий на наше прошлое, вменяемого протагониста и уместное действие.
Лингвистическая сказка для самых маленьких взрослых, или Все правильное — просто
Жизнь юной Софи (Барнхилл) сложно было назвать интересной. Скучный детский приют, строгая воспитательница, заключения в чулане. Лишь ночные странствия по огромному зданию добавляли искорку в унылые будни. Во время одной из таких прогулок девочка столкнулась с абсолютно невозможным явлением. Выглянув в окно, Софи увидала самого настоящего ВЕЛИКАНА. Заметив девочку, тот хватает ее в свои огромные ручищи и уносит в далекую Страну великанов. Страну, где живут огромные чудища-людоеды в несколько раз больше 8-метрового похитителя Софи.
Валлийский писатель Роальд Даль широко известен в западном мире, а также имеет немалую армию поклонников в наших палестинах. Даль был тесно связан не только с литературным, но и с кинематографическим миром, на его счету два десятка сценариев, ставших основами для кино и телекартин.
Не обошел Голливуд вниманием и книги самого Даля, самой известной из которых стала экранизация «Чарли и шоколадной фабрики» с Джонни Деппом.
Стивен Спилберг, один из величайших режиссеров современности, уже давно прекратил кому-то что-то доказывать, и снимает кино в свое удовольствие, параллельно много времени уделяя продюсерству. Были у него за последние 5 лет и ностальгическая фантастика «Супер 8». И антивоенная драма «Боевой конь». И святочная история самого известного американского президента «Линкольн». И лента о временах разгара Холодной войны с шикарной актерской работой Райлэнса «Шпионский мост». Но уже долгое время мэтр мечтал перенести на экран книгу Даля «Большой и добрый великан» (в 1989 по роману уже был снят мультфильм). И вот, наконец, время пришло.
Что самое забавное, лента громко провалилась в прокате (при 140 лимонах бюджета 170 сборов), и была прохладно встречена критиками.
По первому пункту — чаще всего Стивен снимал ленты с меньшим бюджетом (не считая безотказного хита «Мир Юрского периода»), и 170 миллионов сборов хватало за глаза. А теперь попробуем разобраться, почему изрядная часть публики ушла с показа недовольной.
Не будет обращать внимание на слишком резвое начало фильма, пустившегося с места в карьер, практически без вступления и знакомства с героями. Хотя это далеко не самый популярный и оправдывающий себя киношный ход. Вместо знакомства сразу бросить нас в разгар событий.
Или на чересчур навязчивый музыкальный фон, такое впечатление не смолкающий ни на минуту.
Настоящая причина – постоянный обман режиссером зрительских ожиданий. Сейчас даже большинство детских сказок (не говоря уже о взрослом кино) по полной используют «правду жизни», и народ, идя в кинотеатр, ждет, когда же на головы героев обрушатся те самые «правдивые» испытания. Когда протагонист потеряет близких, испытает боль, с головой погрузится в темные пучины бытия. Но этого Спилберг зрителю не дает.
Да, Софи испытывает приключения, ее жизнь подвергается опасности, она преодолевает драматические перипетии, но все это абсолютно не на том уровне, к которому привык современный потребитель.
В «Большом и добром великане» все происходит просто и естественно. Ребенок одинок – у него появляется друг. Просто происходит знакомство и возникает сродство характеров. Просто и бесхитростно ведут себя злые великаны. Просто происходит трансформация характера БДВ, и он бросает вызов своим собратьям. Просто находится решение проблемы, и просто получается помощь. И мораль тут простая – будь добрым, твори благие дела и тебе помогут. Детская мораль, примитивная, для самых маленьких.
Ну какому адекватному человеку вообще может прийти в голову идея – при возникновении проблемы обратиться к властям и военным? Вы что с ума сошли? Власти всегда только тем и заняты, что набивают карманы и рвут друг другу глотки в схватке за кресло повыше! Что за бред, смешанный с ненаучной фантастикой? Да вас засунут в клетку для опытов, а ключ выбросят в Ла Манш! Нет, тихо смеется Стивен – вы все перепутали, те кто во главе для того и поставлены, чтобы решать проблемы своих подданных, и любая сиротка должна при необходимости иметь доступ к монарху.
Ну, какому власть имущему может прийти в голову не расстрелять проблему из крупнокалиберных пулеметов, а отвести ее на перевоспитание? Что за детский сад, ясельная группа? Нет, снова щурит глаза в улыбке Спилберг. Вы же люди, а не обезумевшие от потери прошлого великаны. А у людей есть душа, совесть и память.
Да, если бы девочка с БДВ сами нашли способ перевоспитания и возвращения памяти злецам, лента, наверное, стала бы гармоничнее, но это была бы уже совсем другая история.
Спилберг снял простенькую, добрую детскую сказку. А зритель, скорее всего, ждал нормальную подростковую фантастику о великанах-людоедах и страдающем ребенке (каких сейчас подавляющее большинство). И вышел из кинотеатра неудовлетворенным.
Несмотря на отличную картинку (The BFG больше похож на рисованный на компьютере мультфильм, чем на полноценное кино), с утрированными великанами, туманными ночными улицами, маскирующимся как ниндзя БДВ и фантасмагорическим местом ловли сновидений. Несмотря на качественную работу Марка Райлэнса, давшего свои эмоции, мимику и общие контуры лица Большому и доброму великану (спасибо motion capture).
И абсолютно великолепные лингвистические конструкции, выдываемые новым знакомцем Софи. Речь БДВ это просто прелесть, а его языковые перлы достойны издания отдельной книгой.
А это значит, что к сожалению, все мы стали слишком старыми и прибитыми нашей обыденной реальностью, чтобы прислушаться, воспринять и получить удовольствие от идеалистичной истории, рассказанной мэтром.
Грустно, господа.
Эрго. Простая, добрая сказка для самих маленьких ребятишек внутри каждого из нас, показывающая каким бы мог быть людской мир, если бы люди действовали как должно.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Марк Райлэнс, Руби Барнхилл, Пенелопа Уилтон, Джемейн Клемент, Ребекка Холл, Рейф Сполл, Билл Хейдер, Оулавюр Дарри Оулафссон, Адам Годли, Майкл Адамуэйт
Под крылышком Сапсана, или инфантильные ясли в уэльском безвременье
Джейкоб Портман (Баттерфилд) всегда хотел верить в странное. Еще с детства, когда дедушка рассказывал ему сказки о доме, где жили дети с необычайными способностями. Мальчик рос, стал юношей, но никаких странностей с ним не происходило. Обычная, унылая жизнь. До того недоброго дня, когда при странных обстоятельствах погиб дедушка. Успев взять с внука обещание съездить на остров в Уэльсе, где якобы находился тот самый Дом.
Парень сдержал обещание. Оказалось, что все рассказанное дедом абсолютная правда. На самом деле есть на свете девочка легче воздуха, невидимый мальчик и барышня, способная призывать огонь. Также оказалось, что все они находятся в страшной опасности. Ведь за ними охотятся жуткие чудовища, и загадочный старик с белыми глазами. Старик, идущий по следу Джейкоба.
Сценарист и писатель Рэнсом Риггз коллекционировал странные старые фотографии с детства. Однажды мудрый редактор одного издательства посоветовал Рэнсому сочинить историю, основанную на жемчужинах его коллекции. Из этого совета и увлечения Риггза родилась весьма популярная подростковая книжная трилогия, заинтересовавшая любимого режиссера Джонни Деппа — самого Тима Бертона.
В 2016 году вышло несколько крупнобюджетных фентезийных фильмов. Все они, и Пит с драконом и вторая «Алиса» и спилберговский «Великан», разве что за исключением мультипликационного «Варкрафта», оказались чересчур, прям-таки нарочито детскими. Наступил на те же грабли и «Дом», даже не смотря на то, что главный герой уже давно не ребенок, и уверенно вступил в пору отрочества.
Причем в первую очередь это выражается в реакциях обитателей дома странных детей. Несмотря на прожитые годы (минимум 60 лет, если считать лишь с 43-го), они до сих пор действуют как маленькие ребятишки из ясельной группы. Да, с одной стороны их опыт чертовски ограничен. Переживать один и тот же день десятилетиями, не развиваться физически, общаться с одними и теми же людьми, все время находиться в одном и том же месте (не позавидуешь, право слово, очень грустная ситуация). Сильно не разовьешься. Но не настолько же, чтобы оставаться инфантильным младенцем, когда тебе уже идет шестой десяток! Есть, в конце концов, книги — вполне способные в некоторой степени заменить широкий мир и общение. Есть собственные мысли, есть десяток собратьев, каждый со своим внутренними особенностями, характером и подходом к жизни. Есть работа над своими неординарными способностями. Есть мисс Перегрин, которую вполне можно раскрутить на «поделиться информацией».
По героям фильма прожитых лет не видать. Ребятня четырех-шести годочков максимум. Напуганные, неуверенные, не представляющие себя без мамаши. Да если та же Оливия, не говоря уже о Близнецах, нормально применила бы свои способности в схватке, их белоглазые друзья моментально поимели бы бледный вид, вплоть до летального исхода. Да и пустотам не поздоровилось. Как мы видели, они вполне подвержены физическому воздействию.
Внешний мир также не играет в картине практически никакой роли (что опять же характерно для детского восприятия). Не существует правительства, отсутствуют спецслужбы, не попадаются на пути обычные люди, все взаимодействие с реальностью – местный полицейский, которого вполне можно «грохнуть», если не удастся договориться. И заниматься этим будет, конечно же, мамочка Сапсан.
Структура картины выстроена несколько странновато, под стать обитателям дома. Начинается все «на ура». Мрачноватый флер тайны, ожидание сказки, нагнетание атмосферы, нешуточное напряжение, накрывшее зрителя после ситуации с дедушкой. Вскользь показанные загадочные чудища и непонятные взъерошенные дядечки. Пара красивых сцен, интересные пейзажи и интерьеры, забавные типажи детишек. Но в последней четверти фильма режиссер срывается в откровенный комедийный балаган. Этому чертовски способствует игра Сэмюэла Л. Джексона, создавшего своего злодея в изрядно фарсовом, карикатурном ключе. Такой образ был бы уместен в пародии, в новогоднем утреннике, наконец. Но не в большом фентези, претендующем на адекватное восприятие зрителем.
Ну и конечно, финальная битва. Она слита полностью и всецело. Начиная от «веселенького» мегафайта при участии скелетов, напоминающего аттракцион Диснея для самых маленьких. Продолжая уникально идиотскими действиями всех заинтересованных сторон. Завершая невнятной и нелогичной сценой воздаяния Мистеру Бэррону (с чего вообще так получилось, он что изменился на атомарном уровне?). В общем, впечатление от картины оказывается изрядно испорченным.
Что забавно, остальные актеры, кроме старины Джексона, справились с ролями вполне удачно.
Эйса Баттерфилд, шикарно показавший себя в «Хранителе времени». И гораздо слабее в Игре Эндера, в «Доме» находится вполне в своей тарелке. Изображая свой любимый образ — интеллигентного мальчика из хорошей семьи, мечтающего о странном.
Ева Грин тут эксцентрично-изысканно-порывиста, хищно-пунктуальна и отлично смотрится с дымящейся трубкой. А все глупости персонажа, типа уступок террористу, явно нужно списать на сценариста.
Детишки колоритны, разнообразны, запоминаются, и хорошо держатся в кадре.
К сожалению, идейное наполнение «Дома» оставляет желать лучшего. Тема взаимодействия «странности» и обычности раскрыта слабо. Вот и выходит, что кроме столь любимой авторами подростковой литературы избранности, вскользь всплывает лишь проблема семейного безразличия со стороны родителей, да антифашистские нотки (что уже плюс). Да, пожалуй, вопросы неутолимой жажды бессмертия. Кстати, всегда интересовало, как собираются проводить вечность, субъекты, получившие бессмертие, и через сколько столетий спрыгнут с ума? Одно дело долголетие в здоровом теле, но вечность? Количество времени, которое даже невозможно представить?
Неужто все настолько плохо и смотреть картину нет смысла?
Нет, для среднего школьного возраста фильм будет самое то. Да и взрослые вполне смогут получить удовольствие. Один раз. Есть интересные находки по картинке. Та же отмотка времени чего стоит, или погружение к кораблю. Есть качественная атмосфера, никуда не делся режиссерский вкус Бертона. Вплоть до финальной битвы поддерживается качественное, ударное напряжение. За героев переживаешь, и желаешь им всяческих благ.
Но пересматривать ленту не тянет, да и общая инфантильность современной фентези начинает немного утомлять.
Такое впечатление, что большинство писателей и режиссеров полностью сместили акцент, ориентируясь на детишек 7-14 лет.
Что ненаказуемо, но для зрителей, вышедших за эти возрастные рамки, несколько скучновато.