Древняя зайка, потерявшая косметолога, или Приближение к канону
1983. После вашингтонских событий десятилетней давности Эрик Леншерр (Фассбендер) тихо-мирно живет в польской глубинке с любимой женой, воспитывая маленькую дочурку. Ровно до той поры, пока о том, кто он на самом деле, не становится известно местным властям.
Профессор Ксавьер (МакЭвой) по прежнему собирает в свою школу разнообразных подростков-мутантов, среди которых выделяется Скотт Саммерс (Шеридан), в будущем известный как Циклоп, и особенно Джина Грей (Тёрнер), еще не ставшая Фениксом.
Мистик (Лоуренс) работает эдакой скорой помощью для своих, спасая попавших в беду мутантов. В общем, идет нормальная будничная жизнь Людей Икс.
Пока в один солнечный день агент ЦРУ Мойра Мактаггерт (Бирн), разрабатывающая членов одной секты, случайно выпускает из многовекового заточения древнейшего мутанта Эн Сабах Нура (Айзек). Нура, собирающегося отобрать себе в услужение сильнейших мутантов, уничтожить все созданное человечеством за последние столетия, изрядно уменьшить количество людей и вдоволь поправить этим новым миром.
Вот и подошла к концу трилогия о молодых Людях Икс. И если первая лента порадовала новизной, а вторая головоломными временными петлями, то затем идеи напрочь закончились, и завершение трилогии, к сожалению, вышло тусклым и невнятным.
Судите сами.
Социальные темы в мире X-Men, плюс противостояние обычных гомо сапиенс и необычных мутантов уже обсосаны со всех сторон, и не возбуждают не только героев, но похоже и режиссера. Какие гомо сапиенс? А эти тупые чудики в американском штабе? Или муравьиные толпы на улицах? Неинтересно, отстаньте, у меня Ртуть не так ногу поставил, опять переснимать.
Сюжет не просто банален и вторичен, а банален и вторичен в кубе. Шаблонный суперзлодей хочет уничтожить человечество. Опять. Сколько поставите на его успех?
Ксавьер и Эрик, хорошо раскрытые в предыдущих частях, в «Апокалипсисе» действуют в основном по инерции. Профессор играется в «педагога столетия», и главным его достижением к финалу можно назвать каноническую лысину. Магнето вроде пытается жить по-людски, но волей злых сценаристов и туповатых работников польского завода, в результате все равно напялит не менее канонический шлем. Играть ни МакЭвою ни Фассбендеру по большому счету нечего, вот и ходит первый все время с мягким укоризненным взглядом, а второй – с каменной физиономией (за исключением сцены с дочкой).
Как впрочем и Лоуренс, гуляющая с выражением на лице: «ох и надоели мне эти галеры, я ж уже все сказала в предыдущих частях, да и синий мне не очень то идет».
А уж появление когтистого рояля в кустах и вовсе оставило в изрядном недоумении. Что это было Бэримор? К чему тут этот прекрасный небритый мужчина?
Молодые лицедеи, которые благодаря все тем же заигрываниям с Хроносом из «Дней минувшего будущего», получили больше простора для трактовки своих персонажей, тоже ничем особенным не запомнились.
Разве что Ночной Змей выделяется, но больше за счет нетипичной внешности чертенка №13 («и трижды щелкнуть хвостом»).
Но больше всех разочаровал главный антагонист в исполнении Оскара Айзека, нездоровым цветом и фактурой лица напоминающий императора Палпатина (посоветуйте ему кто-нибудь приличного косметолога). А программой действий пресловутую Зайку, которой обидно («надо тута все сломать»).
Эн Сабах Нур не ходит а шествует, не говорит а изрекает, не смотрит, а взирает. Все жутко вяло и тяжеловесно, будто на бедного Айзека действительно напялили все эти доспехи, причем сделанные не из стали, а из чугуна. Ни харизмы у персонажа, ни мозгов. Одни амбиции позади волочатся.
Это ж надо было так «умело» поставить задачу неплохому в принципе актеру, чтобы его суперзлодей не вызывал у зрителя ничего кроме скуки. Плюс зачем Нур пристал к бедному профессору, если подавляющее большинство людей и мутантов он все равно собирается извести? А с выжившими сотнями тысяч (или еще меньше?) и по мегафону связаться можно.
Что самое обидное, мотивация хромает на обе ноги не только у Нура, но и у большинства остальных героев.
«Всадники» Эн Сабаха – они то чего дергаются туда сюда? То бегают как детки за папочкой, то фигвамы рисуют. Нур же четко сказал – править будут сильные – доказывай, что сильный, и вперед править.
Да и Магнето не убедил, если честно. С переходом на «темную сторону» как раз все логично, а вот с обратной эволюцией – не очень.
Да и то, что зритель на 100 процентов уверен, что с большинством героев ничего не случится, несмотря на все усилия злокозненного Эн Сабаха (ведь в канонических «X-Men» 2000-го они все на месте) не добавляет ленте вистов.
Кстати и по части экшена Apocalypse не особо выделяется. Первые две трети так и вовсе выглядят раскачкой перед финальной дракой, которая заставляет немного собраться в кресле, но смотрится несколько однообразно.
Что касается катастрофы – тут вроде все на месте: непременно страдающий почти в каждом фильме Манхэттенский мост (че ж американцы его так не любят?), массовые жертвы и разрушения. Но если припомнить, что ни один уважающий себя супергеройский боевик нынче не обходится без уничтожения пары крупных городов, элементы фильма-катастрофы в Людях Икс уже не кажутся чем-то особенным.
А вот за избавление от ядерного арсенала Эн Сабаху надо Нобелевскую премию мира выписать. Причем за полвека вперед минимум. Как и Магнето за очитку дна океанов от металлолома — этому для разнообразия экологическую.
Эрго. Не самое удачное завершение неплохой трилогии. В целом вполне в духе Людей Икс. Если б не провальный антагонист и выхолощенные главные герои, остальные слабости картины так бы не выделялись. Тщательнее, надо господа голливудские режиссеры, тщательнее, это у мутантов терпение безграничное, а у обычных человеков может и закончиться.
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Эван Питерс, Оливия Манн, Роуз Бирн, Оскар Айзек, Софи Тёрнер, Николас Холт, Тай Шеридан, Бен Харди
P. S. Сцена с Ртутью действительно хороша. Плюс длится три минуты и отлично смотрится отдельно от всего остального фильма (с 1часа 14 минут до 1 часа 17-ти). Рекомендую.
Вечное сияние чистого Штормсвета или Осколочными, пли!
Жуткое злодеяние свершилось в благословенном Всемогущим Алеткаре. Король Гавилар Холин пал от рук убийцы, посланного дикарями-паршенди. Причем сразу после подписания союзного договора между ними. Это преступление не могло остаться безнаказанным, и новый король Элокар, заключив с кронпринцами Пакт Мщения, отправляется на Разрушенные равнины, мстить за смерть отца.
Однако эта война не оказалась легкой прогулкой. Вот уже шесть лет армии алети, выдерживая сверхштормы, перебрасывая мосты через тысячи трещин и разломов, перекрывали воздух своим врагам. Шесть лет. А уничтожено всего четверть всех сил паршенди! Сколько еще продлится эта бойня? – задавался вопросом Далинар Холин, дядя молодого короля – задавался, и понимал, что нужно что-то срочно менять. А тут еще и непонятные видения…
К тому же выводу (причем абсолютно независимо) пришел и командир взвода в армии светолорда средней руки Каладин Благословленный Штормом. Один раз уже круто изменивший свою жизнь, и не представляющий, сколько еще сюрпризов готовит ему судьба в дальнейшем. Юноша, выбравший путь солдата (а ведь отец готовил ему участь хирурга!), выходя со своими людьми на обычную приграничную битву, даже не догадывался, что его прежняя жизнь отсчитывает последние часы.
А уж Шаллан Давар и подавно была согласна с необходимостью перемен. Без изменений Дом Давар не имел ни шанса на выживание. Посему предстояла ей дальняя и тяжелая дорога в королевство Харбрант. А там еще более тяжелое дело – убедить Ее Светлость Джаснах Холин взять Шаллан в ученицы. Но двигала девушкой отнюдь не тяга к знаниям.
И все ближе смертельная угроза всему Рошару, угроза с которой в свое время не смогли справиться ни легендарные Герольды, ни Сияющие Рыцари (ставшие Падшими Сияющими), оставившие в наследство людям почти всемогущие Клинки Осколков.
Угроза, способная уничтожить мир.
Брендон Сандерсон, «молодой», почти 40-летний автор фентези, неплохо раскрученный на просторах родной Буржуинии, штат Юта, но до недавнего времени малоизвестный в наших палестинах. Он твердо решил стать писателем еще в колледже, и посвятил достижению своей мечты все силы. К тому времени как в 2005 увидел свет его первый роман «Элантрис» («Город Богов» в русском переводе), написанный еще в 1999-м, у него в столе лежало уже шесть книг. На сегодня на счету Брендона уже больше десяти романов. А о его популярности говорит тот факт, что именно Сандерсона вдова Джордана выбрала для дописывания последнего незаконченного романа цикла «Колесо Времени»».
Спохватились после этой неординарной новости и у нас, переведя в 2010 году, в частности, романы «Алькатрас и Пески Рашида», «Рожденный Туманом. Пепел и Сталь», а в 2013 «Путь королей», под названием «Обреченное королевство». О нем мы сегодня и поговорим.
Сильный проект, доложу я вам.
Первое, о чем хочется рассказать – это мир. Настолько оригинального творения, мне не попадалось давно. Различия с нашей Землей встроены на уровне космогонии, что еще встречается иногда в фантастике, и биологии, что встречается на порядки реже. Жизнь на Рошаре находится в зависимости от богатых питательными веществами Сверхштормов, ставших одновременно бичом планеты, и ее живительным родником.
Быть застигнутым штормом без укрытия – почти верная смерть. Но одновременно ураган несет кучу питательных веществ. Местные живые организмы (особенно растения) приспособились пережидать буйство стихии в раковинах (тут хватает ракообразных, причем любой величины), либо меж камней. Чтобы затем по полной пользоваться принесенными бурей «плодами».
Не остался в стороне от подарков Сверхшторма и человек. Люди применяют его энергию для зарядки сфер, крайне оригинальной местной платежной единицы (а заодно светильника по ночам), состоящей из стеклянной бусины, и маленького драгоценного камня. А немногие знающие могут использовать Штормсвет и как источник магической энергии. Откуда такое забавное природное явление? Как, вы не знаете??? Из Источника Штормов, вестимо. Все знают, что он есть, правда, но никто его не видел. Но если все знают, значит он есть?
А как вам такие представители местной фауны как громогончие, чуллы, небоугри, сонглинги или хасперы? Некоторые аналоги в земной (либо мифологической) живности части из них найти, конечно же, можно. Но Брандон даже опираясь на знакомые читателю моменты при создании животных, либо талантливо компилировал из разных видов, либо наделял самобытными, присущими только им чертами.
Дальше.
История Рошара не лежит мертвым грузом в темных архивах, а до сих пор напрямую влияет на его настоящее. Именно из глубин веков пришли Доспехи и Клинки Осколков, сотворенные для борьбы с Несущими Пустоту. Могущественное оружие, режущее камень как масло, и многократно увеличивавшее силу носителя брони. Каждый Носитель Осколков, будучи боевой машиной сам в себе, сравним с сотнями обычных ратников. И лишь Носители могут противостоять скальным демонам и подобным им хищным тварям, против хитиновой брони которых обычное вооружение практически бессильно.
«Осколочного» оружия немного (Клинков по миру насчитывалось не больше сотни), и оно является одной из наибольших ценностей в этом мире. Благо Доспехи практически неуничтожимы, ведь со временем они восстанавливаются сами собой.
Вся эта несокрушимая амуниция напрямую завязана на одну из самых популярных религиозных систем мира — древнюю религию Ворин. За многие сотни лет она не раз претерпела изрядные изменения. Некогда единое учение разбилась на братства верующих, девотарии, но и по сей день остается верой сильнейших королевств Рошара. Встречаются в ней как абсолютно непонятные моменты типа отдельной еды для разных полов, «безопасной» руки у женщин, или запрета чтения для мужчин. Так и вполне адекватные посылы, как то относительно вменяемые законы по отношению к рабам, выбор Призвания, как жизненно важная задача, или потенциальная (пускай маловероятная) возможность стать светлоглазым, завоевав Клинок Осколков.
Присутствует на Рошаре и аналог магии (хотя это большая редкость), основанный на использовании энергии Штормсвета.
Но и это не все оригинальные фишки мира, созданного Сандерсоном. Ведь есть еще:
Разрушенные Равнины, вотчина паршенди и ценных скальных демонов. Созданное безумным архитектором-природой место, разделенное тысячами глубоких расщелин на разноразмерные плато.
Спрены – духи стихий, либо практически любого эмоционально насыщенного действия. Например: воздуха, пламени, музыки, боли или горячки. Одна из них сыграет немаловажную роль в повествовании.
Преобразователи (а также другие фабриалы), важнейшие приборы (или устройства) способные превращать одну материю в другую. Причем с заранее заданными свойствами (например, камни в зерно), и в очень больших количествах. К слову, военные походы короля обеспечиваются провизией почти полностью с помощью Преобразователей.
Кстати, отчасти именно эти вещички, находящиеся в собственности королевского дома Алеткара, не позволяют жутко любящим независимость кронпринцам развалить государство.
Раз уж мы заговорили об Алеткаре, наиболее подробно описанной в книге державе, вспомним, что кастовое разделение здесь в первую очередь происходит по цвету глаз: светлоглазая знать и темноглазые простолюдины. Мужчины не знают букв и не умеют читать, это исключительно женское занятие (как и науки), а посмертье напоминает эдакую чуток измененную Вальгаллу. Ведь самые лучшие после смерти присоединятся к Герольдам и будут сражаться в священной войне с Несущими Пустоту за Залы Спокойствия.
Вот мы постепенно перешли к жителям этого неординарного мира. Населяют его различные народы и расы, объединенные в племена и королевства, маленькие и большие. Конфликт на Разрушенных Равнинах проходит как раз между воинственными алети и варварскими паршенди. Горделивые алети, для которых война – это смысл жизни и посмертия, одновременно увлекательное соревнование, у которых сохранилось больше всего Доспехов и Клинков Осколков. И загадочные дикари с мраморной, черно-красной кожей, выращивающие броню прямо на теле, и способные шутя перепрыгивать огромные расщелины. Никто так и не понял, зачем они «заказали» короля алети, но факт в том, что вместо союза эти два народа уже шестой год ведут жестокую войну.
Остальным расам Сандерсон уделяет гораздо меньше времени, но все же мы познакомимся с королевством Харбрант и его гигантской библиотекой. Рогоедами и их стремлением заполучить хотя один Клинок осколков. Синоварцами и их защищенной от Шторма страной. А также отдельными представителями Реши, Тайлена, жителями Чистоозера и многими другими. Увидим их сходство и отличие от остальных. Еще больше почувствуем пульс Рошара, мира уже многие столетия живущего под жуткой угрозой. Намек на которую мы получим уже в первой главе, и с нетерпением будем ожидать, найдут ли жители планеты способ справится с ней.
Теперь вкратце о главных героях «Обреченного королевства».
Далинар Холин – кронпринц Алеткара, дядя молодого короля. Лучший воин алети, испытывая вину за гибель брата, переживает нехилые внутренние изменения. Он стал одним из немногих, кто пытается не просто жить сегодняшним днем, наслаждаясь битвой и пирами, а старается мыслить стратегически, сохранить государство, не дать кронпринцам окончательно разорвать его на независимые княжества. А также понять, что несут ему видения, которые все воспринимают как бред уставшего мозга.
Каладин – темноглазый сын хирурга и воин. Человек, с огромным потенциалом, всегда заботящийся о своих людях. С определенной натяжкой (как для средних веков) его вполне можно назвать носителем идеалов гуманизма и справедливости. Кто знает, может именно из-за этого на его долю выпадет громадное количество испытаний.
Шаллан Давар – молодая аристократка с острым, пытливым умом, вынужденная выбирать между желанием и необходимостью, привязанностью и долгом, уважением и подлостью. Через нее (и ее наставницу Джаснах) мы воспринимаем львиную долю женской части мира.
Вокруг этих трех столпов вьется изрядное количество второстепенных персонажей, подлых и благородных, разумных и туповатых, добрых и не очень. Разных, но неизменно объемных и наполненных жизнью. Как и сам мир «Обреченного королевства».
Эрго. Отличное произведение, показавшее, что в мировой фантастике рулят не только мэтры навроде Мартина. Тем, кто любит эпическое фентези, и способен воспринимать большой объем буков: читайте, не пожалеете.
P. S. Кстати книга «Путь королей» (оригинальное название произведения) оказала немалое влияние на одного из героев романа.
Схватка прошлого с будущим, или Праздник для адреналиновых маньяков
Уже три года «USS Энтерпрайз», после сражения с Ханом Нуньеном Сингхом бороздит глубинах космоса в рамках «Пятилетней миссии».
Команда находится не в лучшем состоянии.
Капитан Джим Кирк (Пайн) всерьез задумывается об административной должности на одной из баз Звездного флота. Коммандер Спок (Куинто) готовится расстаться с Нийотой Ухурой (Салдана), собираясь вплотную заняться продолжением вулканского рода с одной из соотечественниц. Да и остальных членов экипажа долгое странствие изрядно притомило.
Однако все планы по смене рода деятельности приходится отложить. Прибыв на базу федерации «Йорктаун», Кирк получает призыв о помощи от инопланетянки Калары, корабль которой попал в беду возле Алтемиды. «Энтерпрайз» отправляется на выручку, однако кроме электромагнитного воздействия туманности, глущащего все радары Флота, Кирка и Спока ждут неведомые и непобедимые враги, испытывающие нездоровый интерес к загадочному артефакту, хранящемуся на борту «Энтерпрайза». Артефакту, оказывается, представляющему из себя часть древнего и жутко мощного оружия.
Третья часть альтернативного Звездного пути получилась классическим боевиком-приключением для подростков: красивым, заводным, переполненным действием и не без морали.
Компьютерщики постарались на славу: картинка на диво хороша и достойна каждого доллара из потраченных 165 лимонов бюджета.
Глубины космоса, коварные туманности с поясом астероидов, дивная «хрустальная» база Йорктаун, неизведанные планеты, усыпанные могучими скалами, неудержимые и красочные атаки загадочного противника.
Разве что некоторая местечковость происходящего изрядно понижает эффект. Тоже мне глобальная угроза – база у черта на рогах, и уставший злец со спорным супероружием. Мелковато, судари мои, мелковато. Да и диалоги местами не дотягивают.
Зато экшен на протяжение всей ленты прекращается буквально на пяток минут, вымаливая тайм-аут перед следующим, еще более головоломным экшеном. «Перевели дух? — будто спрашивают создатели ленты у зрителя во время этих минуток покоя – ну тогда поехали дальше!». И вываливают на его голову новую порцию напряженных схваток, перестрелок и погонь.
Жаль лишь, что космических баталий нас ждет не так много, как хотелось бы. Основные, сюжетообразующие битвы (включая часть финальной) будут проходить на поверхности планеты и базы. Ну да, как давно известно — не все коту масленица.
Главные герои, как и всегда, выглядят настоящими рыцарями без страха и упрека – самоотверженными, благородными, сильными духом и телом. В общем, «гвозди бы делать из этих людей — не было б крепче этих гвоздей». И новый персонаж – Джейла в исполнении Софии Бутеллы понравился. Эдакая мечта активных девочек от 10 до 80-ти, бой-баба, гордая и независимая кошка, которая гуляет сама по себе. Но не оголтелая феминистка, а вполне адекватный человек, признающий способности и силу других.
При этом главным моральным конфликтом постановщики подняли довольно интересную тему – кто матери-истории более ценен – мир или война. Что позволяет человечеству развиваться, познавать себя и двигаться вперед – конфликт или дипломатическое решение? Что является визиткой гомо сапиенс – агрессия или миролюбие? Что определит развитие людей – прошлое или будущее? Ведь Федерация в Стартреке, невзирая на все свои недостатки, консерватизм и проблемы – представляет именно будущее. Идеальное будущее, в котором человечество едино, сильно, уверенно в себе и на первое место при встрече с чужими всегда выдвигает дипломатию. Которую затем при надобности могут поддержать фазеры и торпеды миролюбивых исследовательских кораблей, пашущих глубины космоса.
Не секрет, что во время войны людское общество действительно становится более пластичным, облегчая карьерный рост и переходы между социальными слоями, те моменты, которые в мирное, закостенелое время изрядно усложнены. Но эти положительные аспекты мгновенно нивелируются огромным количеством погибших, среди которых вполне могли оказаться будущие Энштейны и Лобачевские, и массой грязи, мгновенно вылазящей наверх наравне с благородными чертами людского характера.
Понятно, что офицер Звездного флота Кирк, официально представляет именно умиротворенную позицию Федерации. Но прикол в том, что как раз Джеймс Т. расцветает именно в военной атмосфере, апологетом которой вроде бы выступает его оппонент. Кирк киснет и хиреет в обстановке обычных, тихих, мирных полетов в космосе, обыденной исследовательской работы, и не сильно отличается от своего главного антагониста. Капитану «Энтерпрайза» подавай схватки, сражения, погони, преодоления себя и трудностей. Если честно Джеймс до сих пор не вышел из подросткового возраста. А возможно не выйдет никогда, являясь классическим адреналиновым маньяком, не представляющим жизни без опасности и выброса адреналина в кровь (как впрочем, и Кролл).
Именно поэтому Кирк, ратующий за мирное решение конфликтов, выглядит несколько неубедительно. Ему в команде откровенно не хватало человека, получающего адреналин от работы не тела, а мозга. Ученого – биолога, математика, физика, вечно стремящегося к изобретениям и новым открытиям. Человека искусства – поэта, художника, писателя – в муках творческой родильной горячки открывающего путь на землю гениальным творениям. Мастера, работающего руками — ювелира, краснодеревщика, кузнеца — создающего потрясающие вещи от задумки до воплощения.
Человека с полным на то правом способного говорить о том, что мирный путь развития однозначно лучше, чем кровавое смертоубийство войны.
Также на протяжении ленты накопилось немало вопросов к устройству Звездного флота. Каково количество экипажа на борту «Энтерпрайза»? 50 существ? 100? На кой тогда переводятся материалы на настолько большой корабль? Чтоб глотки друг другу не перегрызли в тесноте во время «Пятилетней миссии»? Принимается, но все равно уж как-то чересчур гигантоманией попахивает. В пять раз меньше самое то – и экономия средств, и маневренность, и попадать сложнее.
Чем занимаются эти условные 50-100 человек? Мы видим неполный десяток офицеров на мостике, одного доктора и двух инженеров. Двух, Карл! На всю это невыразимо огромную махину корабля. Что делают остальные? Гуляют по коридорам в ярких комбезах, ласково улыбаясь коллегам, и заводят служебные романы?
Дальше пошли вопросы к капитану Кирку и руководству Флота. Как можно отправляясь на спасательную операцию в неведомую туманность, где не работают радары и связь, «не укомплектовавшись для такого столкновения», то бишь не вооружившись по самые уши? Вам не кажется, что нашему Джей Ти за такое светит минимум строгий выговор с занесением в личное дело, причем с отягощающими. Понятно, что поскольку Федерация явно создана русскими, они не против сотворить себе проблемы, чтобы потом их героически порешать, но это уже перебор.
Второе. Кто разрабатывал инструкции на случай абордажа? Этот стратегический гений «строгачом с занесением» не отделается. Тут трибуналом пахнет. Не предусмотрено не то, что отдельного подразделения «морпехов», конкретных профи рукопашной и перестрелок, но даже минимальной индивидуальной защиты для всех этих улыбчивых в комбезах, которые вроде как должны сдерживать нападающих. Хватаешь ты значит пушку, и с голым пузом становишься в рядок с товарищами за перильцами. При таких раскладах и тысячи человек в экипаже не хватит. Перестреляют к чертям.
Эрго. Классический подростковый приключенческий боевик с массой экшена и красивой картинкой. Даже без морали не обошлись. Выразили, ее, правда, коряво, и не через тех людей, но все равно лиха беда начало.
Режиссер: Джастин Лин
В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Саймон Пегг, Карл Урбан, Зои Салдана, Джон Чо, Антон Ельчин, Идрис Эльба, София Бутелла, Джо Таслим
Будущее человечества оказалось не столь приятным, как виделось оптимистам. Но и пессимисты не были полностью правы.
Да, куча катаклизмов, катастроф и даже День Ужаса, серьезно изменивший лицо планеты. Да, США близки к развалу, природа ведет себя чересчур буйно, а Китай героически сражается с последним захватчиком — морем. Да, в космос почти не летают, кроме как по техническим нуждам, или богатые бездельники за большие деньги. Да, никакой колонизации Солнечной системы не произошло. Да, пандемия аутизма становится серьезнейшей проблемой. Да, Голливуд рухнул. Да, благодаря засилию камер и виртуальным реальностям практически каждый живет под плотным колпаком правительств и друг друга.
Но при этом человечество выжило, и даже неплохо себя чувствует. Искусственный разум стал неотъемлемой частицей жизни каждого. ИР-очки, 23 интернета и куча виртуальных слоев, позволяющих вообразить и овеществить, что угодно — превратились в обыденность.
Мясо выращивают в чанах, а из генно-модифицированных водорослей можно приготовить практически любое блюдо.
В большинстве своем человечество опять получило возможность думать, сомневаться и сожалеть.
И одним из самых актуальных вопросов для гомо сапиенс вновь стал такой: неужели мы все же одиноки во вселенной?
Посему, когда Джеральд Ливингстон, убирая мусор на орбите, наткнулся на некий загадочный артефакт, явно внеземного происхождения, это произвело самый настоящий фурор.
Чем будет эта находка?
Позитивным началом долгожданного контакта, который продвинет людскую цивилизацию и каждого отдельного человека вперед?
Или правы окажутся скептики, считающие «братьев по разуму» самой большой угрозой человечеству за всю его историю?
Дэвид Глен Брин рано связал свою жизнь с наукой. Калифорнийский технический университет по специальности «астрономия». Затем преподавательский труд по тому же предмету. Потом инженерная работа. Научные степени, консультирование по вопросам развития информационных технологий.
Писать Глен начал в 1980-м, издав роман «Прыжок в Солнце», первый роман цикла «Возвышение». Уже второй роман цикла, «Звёздный прилив» (1983), получил «Хьюго», «Небьюлу» и премию журнала «Locus» как лучший роман года. С той поры на счету Брина десяток с лишним романов, пяток повестей, полсотни рассказов и статей, и более полутора десятков премий и наград.
Наш герой – Existence стал крайней на сегодня крупной формой Брина, вызвав довольно противоречивые отклики.
Роман интересный, но действительно требующий определенного настроя.
Пространство Existence разворачивается крайне неторопливо, вальяжно, и как бы нехотя, складывая пазл кусочек за кусочком. Мир приоткрывается плавно и понемногу. Фигуры героев на всемирной доске расставляются вдумчиво и со вкусом. Информацию автор выдает очень постепенно, буквально по капле, обходясь практически без комментариев и сносок.
А они, будем честными, поначалу не помешали бы.
Ведь в мире «Бытия» произошло огромное количество значимых событий хорошо известных протагонистам, но абсолютно загадочных для читателя.
Но Брин упорно отказывается подставлять нам плечо в виде глоссария. Не критично, но немного раздражает, когда информацию о том же Дне ужаса приходится собирать по крохам на протяжении всей первой половины романа.
Как и о политических раскладах. Да-да, у Америки огромные проблемы. А на ее место гегемона претендует Китай, у которого тоже хватает огорчений (одно затопление территорий чего стоит) и некий Земной Союз.
И кстати, кастовая система вновь цветет и пахнет, ведь после Великого договора, были образованы 10 сословий, переход из одного в другое которых весьма затруднителен. Причем первое сословие – аристократию неплохо прижали, например, согласно договору человек с уровнем личного богатства выше среднего не должен вмешиваться в дела корпоративного сословия или обществ с ограниченной ответственностью. Понятно, что нюансов хватает, но в мире Брина бедняк все же влияет на общественную жизнь, меньше чем богач, но влияет.
Как понятно и то, что первому сословию происходящее все меньше нравится, и зарождающийся конфликт выступает одной из ведущих линий романа.
Плюс активно вмешивается в происходящее Движение отречения со своим Пророком, стремящееся обуздать науку, технический прогресс, не дать им определять судьбы человечества. Да и с «мудрецами», жертвами пандемии аутизма все не так просто, как кажется на первый взгляд.
А вот информацией по технологиям своего будущего Дэвид делится с читателем гораздо охотнее. Тут читателю с ходу заявляют и очки с искусственным разумом, отслеживающие направление вашего взгляда, позволяющие полностью интегрироваться во все многообразие здешней виртуальности, постоянно быть на связи, молниеносно отыскивать нужную информацию, переводить с любого языка, и даже убирать рекламу, будто ее и не было. Да еще и с возможностью полного управления всего лишь нажатием языка на имплантат в зубе. И виртуальные слои, где можно смоделировать самые невообразимые реальности. И бордели с роботами, а также секс-боты на дому. И камеры на каждом метре, создавшие паутину, позволяющую «привлечь большее число свидетелей», а также контролировать практически любого человека (и хотя граждане имеют право наблюдать за наблюдателями, но вы же понимаете…). И криогенные заморозки богатых стариков, ожидающих омоложения с помощью будущих технологий, а главное удачные оживления после таких заморозок.
Но разнообразные технологии, гаджеты и фантдопущения это лишь одна, и далеко не самая главная часть романа. Гораздо интереснее погрузиться в поток сознания автора, делящегося с нами множеством интересных мыслей, идей и концепций.
Ведь каждая глава, обычно описывающая действия одного персонажа (поначалу основные пятеро протагонистов почти не пересекаются), завершается дополнением – размышлением на ту или иную тему, зачастую не меньшим по размеру, чем сама глава.
И размышлением не отвлеченным, а самым что ни на есть актуальным для современного гомо сапиенс. Об отношении к планете, экологических проблемах, всевозможных катастрофах, вызванных людской деятельностью и вероятных сами по себе. Об уходе от реальности, атутизме, нашем и искусственном разуме, их отношениях. О науке, ее влиянии на цивилизацию, прогрессе, социальных вызовах, власти, элите, специализациях, профессионализме, героизме и человечестве в целом. Причем поданы эти размышления от разных лиц, сформулированы через разнообразные формы подачи и углы зрения. И читаются аж никак не скучнее основной линии романа.
В общем «Бытие» может вполне послужить своеобразным зеркалом для нашей цивилизации. Когда кривым, а когда беспощадно ясным и кристально чистым, передающим малейшие прыщики, ссадины и воспаления на людском лице.
Кстати и о действии Брин не забывает. Плавное течение книги прерывается тревожными сообщениями, неожиданными поворотами или атакой террористов. Пускай эти всплески активности происходят редко, каждый их них весьма напряжен и притягивает все внимание.
Да и претензии по поводу размытого сюжета выглядят несколько смешно. Сюжетная линия «Бытия» четко прослеживаема, логична и не очень сложна. Просто подается не в лоб, одним куском (герой «попал», а теперь выпутывается), а раскрывается постепенно, на всей тысяче с лишним страницах романа.
Эрго. Неординарный (пускай и подзатянутый) роман-размышление, работающий зеркалом, отражающим нам прямо в лицо массу недостатков и пороков людской цивилизации. Отдельным ее представителям Existence также способен предоставить обильную пищу для ума, параллельно порадовав неоднозначным будущим с кучей продвинутых гаджетов и интересных фантдопущений.
P. S. Как-то отвыкли мы в последнее время от романов объемом в почти полторы тысячи страниц. Сложновато воспринимается такой кирпич текста. Без вагона терпения совсем никак.
Не смог удержаться, и прочитав книгу, посмотрел, чего наснимали в сериале по мотивам романа Стивена Кинга «Под куполом».
Оказалось, не соврали, таки да «по мотивам». Очень серьезно уменьшено количество действующих лиц. В принципе не наказуемо, перенести на экран всю наполненность и многообразие кинговского Честерса вряд ли возможно. К примеру, полицейских осталось всего четверо, священник один, врачей ни одного.
Но при этом, зачем то введены лица отсутствующие в романе, типа пары пожилых лесбиянок с дочерью-подростком. Вечный вопрос, зачем умножать сущности сверх меры? Чем вам местная Норри не угодила? Обязательно нужно из Лос-Анджелеса выписывать?
Плюс бой-баба Максин, эдакий взбадриватель для крутых мужчин. Тоже персонаж абсолютно из другой сказки.
На первый план, помимо Барби и Ренни выходит Джулия и пацан Джо со своей подругой. Сильно переработаны некоторые, причем основные персонажи.
Барби, наиболее положительный персонаж романа, единственная ошибка которого осталась далеко в прошлом, тут приобрел нехилых размеров скелет в шкафу и весьма спорную профессию. Расти Эверетт превратился из фельдшера в пожарного, а затем вообще был изгнан волей постановщиков из города и сериала. Джулия Шамуэй из девы средних лет, позабывшей, когда в последний раз была с мужчиной, стала фигуристой сексапильной рыжей девицей, причем недавно приехавшей в Честерс-Милл. Фил Буши стал диджеем на местном радио (а не Шефом). Джима Ренни вместо полного и откровенного подлеца и сволочи, показали местами адекватным мужиком (особенно поначалу), который кое-что даже делает для города. А еще они на Хаммер пожидились. Даже у Младшего кое-какие проблески мозгов в сериале появились.
Введены новые сюжетные линии, пара (к примеру с мужем Джулии, эпидемией и фермерами) оказывают изрядное влияние на сюжет.
Изменены характеристики Купола. В отличие от книги он не пропускает практически никакие сигналы (включая телефон, радио, голоса и интернет), и даже вода через него почти не просачивается. И, самое главное, кардинально переделана мифология Купола, жители активно обвиняют его в одухотворенности и злонамеренности, переводя Under the Dome из серьезного психологического исследования в разряд восторженно-мистических рассказок о духо-пришельцо-демонах.
Правда среди исполнительных продюсеров числится сам дядька Кинг, и не совсем понятно, то ли он там просто числится. То ли Стивен решил воспользоваться случаем и рассказать одну и ту же историю дважды по-разному.
В общем, очень многие моменты сильно переработаны и, что самое обидное, изрядно упрощены, разжеваны и засунуты в рот зрителю. Здравствуй Голливуд, на своих меньших сериальных братьев ты тоже влияешь не лучшим образом.
Первый сезон заканчивается ничем. Чем они собираются завершать пока неясно, но догадки абсолютно не радуют.
Единственное, что можно занести постановке в безусловный плюс, так это новую встречу с Дином Норрисом, свояком Уолтера Уайта из «Во все тяжкие». Здесь он играет самого Большого Ренни, и наблюдать за ним одно удовольствие.
Эрго. Сравнения с книгой не выдерживает. Слабенький сериальчик.