Туманное искусство алломантии или Свобода! Равенство! Братство!
Давным-давно бессмертный Лорд-правитель сокрушил Бездну, способную разрушить этот мир. С тех пор прошла тысяча лет, и все это время победитель недрогнувшей рукой правил Последней империей. Те, кто в свое время пошли за Повелителем, стали знатью империи, аристократией, владеющей алломантией, основанной на управлении 10 металлами. Остальные превратились в работников-скаа, существ низшего сорта, презренных и презираемых.
Так продолжалось бы еще тысячу лет, если бы не Кельсер, единственный выживший в Ямах Хатсина. Там обычный, пускай и удачливый вор превратился в Рожденного туманом, алломанта, которому подвластны все 10 металлов. Алломанта, искренне ненавидящего Лорда-правителя, поломавшего прежнюю жизнь Кельсера. Алломанта, жаждущего уничтожить Последнюю империю и ее Повелителя. И, вместе с командой лучших представителей воровского дна, всерьез взявшегося за дело.
«Пепел и сталь» — второй увидевший свет роман Брендана Сандерсона, в 2006-м молодого и подающего большие надежды автора. К 2016-му широко известного фантаста, активно переводимого последние пару лет на «великий и могучий».
Идея романа была вдохновлена фильмами про команды воров-профессионалов. А также концепцией мира, живущего под пятой «Черного властелина». Из этих двух компонентов возникла интересная трилогия, завершение которой в прошлом году, наконец, добралось до русскоязычного читателя.
Я познакомился с творчеством Брендона благодаря шикарному «Обреченному королевству», эпическому фентези, погружающему нас в мир с отличными от нашего физическими (!) законами. Затем мне в руки попалось забавное «Стальное сердце», представитель второго горячо любимого Сандерсоном поджанра – подростковой фантастики.
«Пепел и сталь» объединил в себе обе эти грани творчества Брендона. Один из протагонистов находится как раз в пубертатном периоде, и, хотя «эпика» в «Пепле» маловато, «локация» мира, где происходят события, не раз порадует нас интересными открытиями. До «Обреченного королевства», роман впрочем, изрядно не дотягивает, но любители качественного фентези получат немало удовольствия от чтения.
Сперва о достоинствах Mistborn: The Final Empire.
Главная «фишка» романа – это мир. Мрачноватый, недружелюбный, с серой, дышащей на ладан листвой, регулярно сыплющемся с неба пеплом и нагоняющим жуть туманом, полном зловещих призраков. Мир, где осколок божества, бессмертный Лорд-правитель, сокрушив жуткую угрозу, стал не справедливым и мудрым властителем, а фактически Темным владыкой, держащим под пятой миллионы бесправных скаа.
Мир, породивший одну из самых интересных фентезийных магических систем. Системы под названием алломантия, адепты которой принимают вовнутрь, а после используют 10 металлов. «Зажигая» железо или сталь, свинец или латунь «туманщик» может управлять металлом, притягивать и отталкивать предметы содержащие хоть небольшую его частицу, и даже летать, или совершать огромные прыжки. Может влиять на чувства людей, разогревая или наоборот усмиряя бурление страстей. Может увеличивать свою силу, и обострять все чувства. В общем возможности открываются обширные. Но и последствия могут случиться неприятные. Использовав не чистый алломантический металл, а его обычный промышленный аналог, маг рискует сильно навредить своему здоровью (вплоть до летального исхода). А как вам возможность «подсесть на иглу», чересчур часто используя определенные металлы, и фактически становясь «свинцовым» наркоманом? Плюс не забываем, что наши герои относятся к тем самым «бесправных скаа», и практиковать алломантию им запрещено в принципе. А за соблюдением закона следят в частности безжалостные «стальные» инквизиторы, эдакие терминаторы здешнего мира.
А ведь есть еще Хранители с их ферухимией, отдельной системой накопления полезных возможностей, причем довольно интересной и оригинальной. И загадочные Колоссы, не разыгранная козырная карта Лорда-правителя. И отвратные туманные призраки, оказавшиеся чем-то большим, чем кажется поначалу. И неведомый 11 металл. И интриги среди знати (пускай вяловатые). И…
Также хорошей находкой стали обрывки дневников Лорда-правителя, наглядно демонстрирующие его эволюцию из нормального парня в «что выросло – то выросло». И не совсем типичные для фентезюх начальные условия. Очень Черный Маг, выдвинувшийся из народа. Отсутствие как класс, светлых королевств или рас, служащих добру. Империя, в которой злобно угнетают большую часть населения по классово-рассовому признаку, причем воздействуя на чувства рабов не только физически, но и магически.
В общем, читателя ожидает не описание классической войны света с тьмой (твои пацаны туда, мои сюда), а лютадельского бунта. Бессмысленного и беспощадного. А уж финальный твист вышел у Брендона на пятерку с плюсом. Тут никаких вопросов, одни «бравушки».
Но хватает у романа и недостатков, не позволяющих занести его в бессмертные анналы фентезийных летописей.
— Легковесное начало и неторопливое продолжение. «Друзья Оушена», без особых сомнений берущиеся за абсолютно неподъемную задачу. Отбить самый ценный ресурс в государстве? Легко. Захватить столицу с 20-тысячным гарнизоном, туевой хучей магической аристократии и лично суперкрутым Повелителем? Не вопрос. Устроить Великую октябрьскую революцию? Да, пожалуйста. Повалять тысячелетнюю империю? Нет проблем.
Кельсер со товарищи выглядят эдакими недорослями-«геймерами», двигающими фигурки по нарисованной карте. Пускай со временем протагонисты начинают понимать, во что ввязались, и их действия оказываются более обоснованными, чем в завязке романа, но нехороший осадочек по отношению к бравым ворам остается.
— Отсюда и второй момент, не слишком радующий при прочтении.
Персонажи. Они вполне адекватны, и назвать их неудачей Сандерсона нельзя. Но и серьезным успехом, язык тоже не поворачивается.
Фактически главных героев у нас ровным счетом два.
Кельсер. Бывший вор-полукровка, брошенный в Ямы умирать, и неведомым образом ставший Рожденный туманом. Вор, сохранивший в сердце ненависть к Повелителю империи, лишившему Кельсера любимой жены. Веселый, харизматичный, неунывающий, верящий в себя. Порой даже чересчур. Сперва легкомысленный, затем все больше проникающийся ответственностью. Все вроде в порядке, по канону. Но полного сопереживания и сродства с персонажем лично у меня не возникло. Не зацепил.
Так же и Вин. Юная воровка, недоверчивая до жути, пребывающая в самом рассвете пубертатной бури, по этому поводу совершающая кучу глупостей. Влюбляющаяся и переживающая нехилые перемены. Мило. И позволяет раскрыться окружающим ее людям. Но мне этот тип героев в принципе не по душе (крайне редко они в состоянии тронуть циничное сердце), и Вин не стала исключением.
Вроде и придраться особо не к чему. Но не греет.
Еще один момент, добрых две трети книги отбирающий очки у творения Брендона. А где собственно, антагонист? Лорд-правитель? Так он появляется на последней полусотне страниц. Эффектно появляется, не спорю. А до этого? Обезличенные «стальные» инквизиторы? Не тянут. Аристократическое стадо? Ваще без шансов. В общем, нет такого. А без антагониста как-то знаете ли грустновато.
Эрго. Качественное фентези с интересным миром, шикарной магической системой и бравым финальным твистом. Но не без недостатков, среди которых легковесное начало, не идеальные герои и долгое отсутствие на арене антагониста.
Не восхитительное «Обреченное королевство», к сожалению, но читать вполне можно.
Доминик Кобб (Ди Каприо) зарабатывал себе на хлеб весьма необычным способом. Он крал информацию. Казалось бы, что тут необычного? Сколько уже воров видал наш мир. Дело в том, что Кобб оригинальный вор. Его не интересуют бумажники ротозеев, банковские хранилища и квартиры богатых коллекционеров. Доминик «работает» во снах. Благодаря технологии совместных сновидений Кобб и его команда получают возможность заимствовать нужную информацию прямо из подсознания объекта. Дело вроде непыльное, но без проблем не обходится. Буйные проекции подсознания все время норовят подержать за горло пришельцев, а если не дай бог, объект обучен защите своих снов, все становится еще на порядок сложнее.
Но помимо профессиональных неурядиц, есть у Кобба серьезная неприятность и в реальной жизни. Неприятность в виде правоохранительных органов США, разыскивающих Доминика за убийство.
В Америке у Кобба остались любимые дети, и Доминик всем сердцем хочет попасть домой. Посему, когда влиятельный бизнесмен Сайто (Ватанабэ) предлагает решить проблемы Кобба с правосудием, тот хватается за идею обеими руками. Для того чтобы Сайто задействовал свои связи, Коббу придется сделать одну работу. Внедрить в подсознание наследника крупнейшей бизнес-империи Роберта Фишера (Мерфи), идею нужную Сайто.
Мало того, что это считается невозможным. И Фишер отлично обучен защищать свои сновидения. Вдобавок во снах Кобба преследует некто из его прошлого. Некто, способный поставить под удар не только успех операции, но и жизни ее участников.
Идея Inception возникла у Нолана еще в начале 2000-ных. Но уже тогда было ясно, что картина потребует немалого бюджета, и воплощения своей «фишки» о похитителях снов Кристоферу пришлось ждать добрый десяток лет. Они вместили «Бессоницу», «Престиж» , и первых две части «Бэтмена». Именно Темный рыцарь Готэма открыл дорогу «Началу». Студии удостоверились в том, что Нолан способен нести золотые яйца, а сам режиссер получил опыт работы с большими бюджетами.
Лента (стоившая 160 миллионов + 100 на рекламу) создавалась в Токио, Штатах, Лондоне, Париже и Танжере. Причем режиссер отказался снимать в IMAX, чтобы не отвлекать зрителя от рассказываемой истории.
Весьма качественной истории, занявшей 14-е место среди 250 лучших фильмов по версии IMDb, вызвавшей по всему миру массу обсуждений, и собравшей в прокате 800 с лишком лимонов долларов.
Первая составляющая успеха ленты — тема выбранная Кристофером. Вопрос реальна ли реальность — волнительный до дрожи, интересный до безумия и старый, как сам мир. Ответ на него знают лишь великие мудрецы да просветленные, по слухам способные изменять свойства материи. Нам же, пока не достигшим их уровня, остается лишь наслаждаться фантазиями на тему того, что скрыто за обыденной завесой окружающего мира. Особенно хорошо получается, когда за дело берется небесталанный творец, вооруженный современными технологиями. Тогда результаты его работы могут стать воистину культовыми (проверено «Матрицей»).
Вторым аспектом, радующим зрителя, стала неопределенность — создающая из одного рассказа о судьбе пронырливого воришки целую матрешку с массой возможностей, которые можно обсуждать часами.
Верить ли тотемам, единственному фактору, вроде бы позволяющему отличать сон от яви? Что имел в виду отец, советуя Коббу вернуться к реальности? Возможно ли за 20 минут полностью уладить проблемы субъекта с законом? Чисто технически? Не была ли права Мол, сомневающаяся в том, что они вернулись в настоящий мир? Можно ли «выпрыгнуть» из лимба за одно пробуждение? Ведь это чертовски глубокий уровень подсознания? Почему нам не показывают полностью действия Сайто в финале, а лишь неуверенное движение к пистолету? Сколько все же прошло времени между вынужденной эмиграцией Кобба и его возвращением? Неужто меньше года? А иначе вопрос с детьми снова встает во весь свой немалый рост. Причем дело даже не в похожей одежде (что отрицалось Ноланом), в одинаковой позе, месте и времени года, а в банальном возрасте спиногрызов. Не может ли ВСЯ история от начала до конца быть всего лишь сном Кобба, его болезненным бредом или галлюцинацией. На эту мельницу льет воду мир, практически не отличающийся от нашего 21 века. Мир в котором из ниоткуда появляется технология PASIV, как здрасьте, право слово.
Полных и исчерпывающих ответов на эти вопросы мы так и не получим. На фоне подавляющего большинства фильмов, стремящихся затолкать зрителю в рот свою куцую идею, еще и разжевать ее за нас — это всерьез подкупает.
Третьей удачей ленты стал исполнитель главной роли. Леонардо ДиКаприо хороший, разноплановый, и эмоциональный актер. А Inception очень эмоциональный фильм. Вопросы вины, ответственности, сожалений, правоты или неправоты своих действий буквально переполняют протагониста. И ДиКаприо талантливо и профессионально делится всеми этими переживаниями с нами. Мы погружаемся в его отчаяние, непонимание, жажду возвращения, умирающую любовь, сожаление и безнадегу. Показную уверенность, твердость характера, упертость и готовность идти до конца.
На два с половиной часа сроднимся со сноходцем Домиником Коббом.
Остальная актерская братия, как и везде у Нолана затмевающая глаза звездным блеском, на фоне Леонардо смотрится тусклее, но каши аж никак не портит, честно отрабатывая заданные режиссером образы.
Картинка и спецэффекты на высоте, что не удивительно при столь пухлом бюджете, а некоторые моменты работы архитектора и вовсе достойны занесения в золотую книгу кино-компьютерной графики. Да и боевик интересен если не исполнением, то неординарными локациями. Перебрасывающими нас из-под ливня автоматного огня и воды на заснеженные горные склоны, а из невесомо-космического погружающего в супершпионский антураж.
Напоследок пару слов о недостатках ленты. Даже скорее не недостатках, а недомолвках и недодуманностях (возможно специальных, см. одну из версий, озвученных ранее).
Технология совместных сновидений. Самый спорный момент картины. Во-первых, его ценность весьма сомнительна. Ведь для извлечения объект должен находится рядом в течении весьма долгого времени. Так как крадут чаще всего не место хранения последней чекушки на опохмел, а бизнес секреты крутых корпораций, маловероятно, что ворам предоставят нужное им время. Охрана таких зубров обычно не зря кушает свой хлеб с маслом.
Второе. Почему технология, воздействующая на подсознание, выглядит как наркоманская мечта со шприцами и трубочками, подсоединяющимися к вене? Вы уверены, что подсознание находится именно в кровеносной системе? Организм конечно единое целое, но вам не кажется, что это уже чересчур. Третье. Откуда вообще взялась технология, настолько отличающаяся по уровню от всего остального существующего в мире? Военные? А почему пользуются ей непонятные частные грабители? Тут скорее доброжелатели из неснятого еще «Интерстеллара» напрашиваются.
Неаккуратненько? Есть чутка. Но Inception тот нечастый случай, когда абсолютно нет желания пенять создателю за эти упущения и недосказанности. Хорошая, неординарная работа, как для Голливуда так вообще шик.
Эрго. Удачный психоделический боевик с налетом философии, радующий глаз сюжетной многовариантностью, хорошей работой ДиКаприо и качественной графикой.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе, Дилип Рао, Киллиан Мёрфи, Том Беренджер, Марион Котийяр, Пит Постлетуэйт, Майкл Кейн, Лукас Хаас, Клер Джир, Тейлор Джир, Тохору Масамуне, Юдзи Окумото, Эрл Кэмерон, Миранда Нолан, Расс Фега, Тим Келлехер, Талула Райли, Сильви Лагюна, Верджил Брэмли, Марк Флайшманн, Николь Пуллиам, Майкл Гэстон
Локальный Армагеддон в штате Мэн, или Наглядное пособие по экстремальной психологии
Осеннее утро в маленьком городке Честерс-Милл штата Мэн начиналось как всегда. Парил в высоте самолет с Клодеттой Сандерс, совершающей учебный полет. Шел по лесной дороге, покидая город из-за конфликта с Ренни-младшим, сыном второго члена городского управления, Дейл Барбара, повар ресторанчика «Эглантерия». Собирала кабачки на своем окраинном огороде Майра Эванс. Сгребал опавшие листья с лужайки перед своим домом начальник полиции Говард Перкинс. Собирался нанести визит Энджи Маккейн, подруге своего приятеля, тот самый Ренни-младший. Визит, который закончится совсем не так, как он планировал. А затем, в один прекрасный миг, утро резко перестало быть томным.
Над Честерс-Милл возникает огромный Купол, непроницаемый ни для чего, кроме воздуха (и частично воды). Купол, точно повторяющий административную границу городка. Исчезло электричество, проводная связь, и до соседнего Касл-Рока вдруг стало не ближе, чем до Луны. Этим же вечером по телевизору выступил Президент, сказавший лишь то, что он тоже нифига не знает. Но все равно, спокойствие и только спокойствие. Благо генераторы в городке стоят почти в каждом доме, а запасов еды и горючки хватит минимум на месяц. А за это время наши ученные и военные обязательно что-нибудь придумают.
Но что случится за это время с горожанами, отрезанными от «большой земли»? Ведь Честерс-Милл, похоже, имеет все шансы превратится в место, по сравнению с которым пресловутый Дикий Запад буде казаться образцом благоразумия, покоя и законности. И все, чем может помочь армия США в лице полковника Джеймса Оу Кокса, это убедить своего бывшего подчиненного Дейла Барбару в том, что источник, генерирующий Купол, нужно искать в самом городе.
Вот только, по какой причине маленькая Джанель (и не она одна), впавшая в малый эпилептический припадок, просит остановить Хэллоуин?
Дебютный роман Стивена Кинга «Кэрри» увидел свет еще в 1974 году. Юбилей, однако. Уже 40 лет невозможно представить мировую литературу без этого забавного очкарика, описывающего совершенно не забавные вещи. Вампиры, приведения, бешеные собаки, автомобили, духи, демоны и другие зловредные поту (и посю) сторонние сущности роятся на страницах его книг, как пчелы над цветущим лугом.
Но главной зловредной сущностью, частенько оказывается обычный гомо сапиенс. Творчество Кинга можно назвать энциклопедией человеческих пороков и негативной психологии. Гордыня, тупость, зависть, злоба, мещанство, жадность сплетаются у него в разнообразных сочетаниях, буквально выворачивая наизнанку «темную сторону» людской сущности. Демонстрируя ее во всей максимальной неприглядности (особенно на фоне немногочисленных адекватных членов общества), заставляя читателя обратить внимание на гадкие проявления в себе самом. Задуматься, ужаснуться, и что-то изменить к лучшему.
В этом смысле Under the Dome можно назвать кульминацией творчества Стивена, апогеем апофеоза этой непростой, но такой нужной грани его многолетней работы.
Кинг, как великолепный психолог, по ноткам разбирает поведение людей, оказавшихся в замкнутом пространстве (пускай и весьма немалом), показывает, как они доходят до жизни такой. Доводя ситуацию до абсолюта. В прекрасном городе Честерс-Милл авторским произволом перемешиваются личностные, религиозные, психологические, половые, властные, возрастные конфликты. В абсолютно безумных пропорциях и объемах. Создавая настолько ядреный коктейль, что выпивший его рискует получить мощнейший катарсис. Или сказать: «А че, нехило так мужик наваял. Конкретные кексы в этом Милле. Тока буков многовато».
Персонажи у Стивена всегда прописаны очень тщательно и объемно, неся за собой качественный шлейф роли. Мы чувствуем, что каждый из них проявлял свой негатив на протяжении всей жизни. Но пока не появился Купол, все это было спрятано, или, по крайней мере, держалось на поводке.
Но как только стало понятно, что внешний мир на неизвестное время лишен возможности влиять на происходящее в Честерсе, многие послетали с катушек. Это не лучшим образом характеризует их умственные способности, ведь все грешки и преступления по любому позднее вылезут наружу (к сожалению, принцип «после нас хоть потоп», всегда имел изрядное количество адептов).
В Честерс-Милле мы имеем эдакий локальный вариант Армагеддона. Не всемирный апокалипсис, когда только ты сам себе друг товарищ и брат, а остальные тамбовские волки. Наоборот налицо очень большая вероятность того, что Купол рано или поздно исчезнет. И обычная жизнь вернется. Но даже несмотря на это, некоторые жители не в состоянии отказаться от соблазна «урвать кусочек пожирнее».
Самыми яркими представителями антагонистов Честерса выступает семейство Ренни. Отец — Джим, второй член городского управления, и его сын Младший. Папашка – эдакий раздувшийся от самомнения мелкий торговец-политик с комплексом Наполеона. Серый кардинал Честерса, неглупый, но самоуверенный, по дурному религиозный. Основной движитель перемен к худшему в покрытом Куполом городке. Сынуля – среднего ума гопник с неконтролируемыми приступами ярости, усугубленными сильной мигренью.
Остальные – либо молодые туповатые подростки, либо паршивые людишки с червоточиной, либо сонные обыватели, «на раз» поддающиеся психологическому воздействию, игре на струнах страха и паники.
Но, слава небесам, в романах Стивена (несмотря на общий пессимистичный фон), хватает и хороших людей. «Под Куполом» их оказалось на удивление много, поболе, чем обычно в произведениях «Короля ужасов» (неужто Дядька Кинг с возрастом подобрел, начав больше верить в людей?!).
Даже сложно выделить одного. Это и повар-полковник Барбара, наиболее подходящий на роль Белого Рыцаря. Джулия Шамуэй, владелица и редактор местной газеты – репортер в изначальном, уже позабытом значении этого слова. Фельдшер Расти, настоящий медик не по диплому, а по призванию. Его жена патрульная Линда Эверетт, победившая материнский инстинкт. Третий член городского управления Андреа Гриннел, нашедшая силы вырвать свою судьбу из лап смертельной привычки. 12 летний компьютерный гений Джо Макклэтчи по прозвищу Пугало. И это только малая часть тех, кто остался Людьми. Даже в очень не располагающих к этому условиях. Людьми, выходящими на битву со Злом.
Зло в творчестве Кинга принимает разные обличья. И, чаще всего, поначалу оно сильнее Добра. Иногда намного. Борьба с ним бывает разной. От молчаливого неприятия. Через минимальную помощь Добру. До прямой схватки лицом к лицу. Глядите, говорит Стивен. Люди, они разные. Для одного вершиной сопротивления будет недеяние. Для другого – вовремя открытая дверь. Для третьего – отрывание злецу головы. Не делайте то, на что вы неспособны. Но в пределах своей компетентности, уж будьте добры.
И мозгами не забывайте пользоваться, иначе вас разыграют втемную, как лохов позорных, пикнуть не успеете.
Это аспект в Under the Dome рассмотрен всесторонне. Хотите увидеть, как легко создается диктатура в обычном американском городишке? Как просто, не имея моральных принципов, и обладая тщательно взлелеянным влиянием, управлять людьми? Хотите изучить психологию толпы и способы управления ее поведением? Поглядеть, какие типажи смогут не поддастся внутреннему зверю и внешнему оболваниванию? И есть ли у них шансы против беспринципного врага? Добро пожаловать в Честерс-Милл!
Но все же мы читаем не Достоевского, а Кинга, посему будьте уверены, чистой психологией дело не обойдется. Вдоволь будет не изведанного, сперва робко, а затем все наглее вторгающегося в жизнь городка. Будет хватать крови и неаппетитных подробностей (книги Стивена вряд ли занесут в обязательную программу для младших классов).
Но, самое главное, Люди (те, кто достоин этого гордого имени) все же найдут в себе силы и способности справиться с бедой (пускай выживут далеко не все достойные). Как уже случалось ранее, и, по-видимому, не раз случится позднее. В книгах одного из самых скрытно-оптимистичных писателей современности.
Единственный нюанс – финальный отрезок оставил очень неоднозначное впечатление. Многовато, как на меня, ветхозаветно-библейских мотивов с аллюзиями. Кто там унаследует землю? Раскаявшиеся? Осознавшие? Добрые? Кроткие? Ну да, так как то.
Эрго. Кинг, как не крути, это уже классик мировой литературы и один из сильнейших психологов нашего времени. Каждая его книга – событие. «Под Куполом» — знаковый роман для Стивена, роман подводящий итоги (возможно промежуточные) огромному пласту его работы по препарированию американского общества.
Алло, мы ищем Создателя! или Кризис веры священника Кастера
Молодой проповедник Джесси Кастер (Купер) в последнее время все больше сомневался в правильности своего нынешнего жизненного пути. Может из-за того, что его называли худшим пастырем за всю историю городка. Или оттого, что прихожане не очень-то тянулись к добру. Или потому, что сам Джесси, до того как стать священником, долгое время творил отнюдь не богоугодные дела.
Он даже стал подумывать о завершении своей недолгой религиозной карьеры. Тем более, что его бывшая подельница по преступным делишкам Тюльпан О’Хара (Негга) не оставляла надежды вернуть Кастера на путь криминала. Да и еще его новый дружбан-циник, мутноватый ирландец Кэссиди (Гилган) не особо помогал Джесси пережить кризис веры.
Так продолжалось до одной прекрасной ночи, когда в Джесси вселилось некое таинственное существо, наделившее его голос полной властью над живыми существами. А заодно вытащившее из-под спуда похороненные темные грани натуры проповедника. Остроты блюду добавляют сомнения Кастера в том, что ему делать с подвалившей силой. Да двое загадочных мужчин, имеющих свои виды на нового «соседа» Джесси.
11 место в списке Величайших Персонажей Комиксов. 34 место в списке «Сто лучших персонажей комиксов всех времен». Такой большой человек и до сих пор без экранизации? В 2016-м эта величайшая несправедливость была исправлена, и Джесси Кастер шагнул на голубые экраны.
Когда я узнал личность артиста, который будет изображать Пастыря, градус недоверия взлетел прямиком до небес. Доминика Купера до этого я видел в вампирском бреде «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», гоночной безделушке «Need for Speed: Жажда скорости», и полумультике «Варкрафт». Сказать, что он не произвел на меня впечатления своей игрой – значит сделать парню большой комплимент. Но, к счастью, у Доминика было чем удивить зрителя. Он, оказывается, вполне интересный и способный актер.
Тем более, что и его персонаж — Джесси Кастер весьма неоднозначная личность. Сын священника, рано потерявший отца. Человек успевший повоевать, научиться отменно стрелять и великолепно драться. Побывавший преступником и убийцей, а затем, исполняя клятву, данную отцу, вернувшийся в тихий, захолустный приход, на место священника.
Вот только ни покоя, ни благодати Кастер не получил. И начал всерьез сомневаться в боге и религии. Ровно до той самой прекрасной ночи.
Сыграно Джесси на весьма высоком уровне. С эмоциональными взрывами и потрясениями, работой телом и мимикой, взрывами ненависти, недоумения и раскаяния. Купер нежданно порадовал.
Но и кроме Купера в Preacher есть на кого посмотреть.
Это и циник Кэссиди в исполнении Джозефа Гилгана. Алкоголик, наркоман, бабник и шалопай. Ироничный до стеба. Наглый до хамства. Обладающий еще одной интересной и неординарной особенностью.
И Рут Негга с ее Тюльпан О’Хара, экс-подругой Джесси, до сих пор лелеющей в сердце месть тому, кто разрушил их преступное счастье. Крепкая, боевая девица, из тех, кто коня на скаку, и горящую избу в придачу. Несчастный, одинокий человек, красивая, любящая женщина.
И местный бонза Один Куиннкэннон (Джеки Эрл Хейли), невозмутимый бизнесмен, «король мяса», переживший жуткую трагедию и напрочь разочаровавшийся в боге.
Развивается действие неспешно (порой чересчур), постепенно приоткрывая характеры, расставляя фишки на игровом поле и развешивая по стенам многочисленные ружья.
Первую половину сезона и вовсе непонятно, что именно происходит на самом деле. Что стряслось с Джесси, и что это за двое странноватых мужиков в стетсонах. Фактически нам показывают длинный пролог к основной истории. И лишь ближе к завершению вечер перестает быть томным, начинается движуха и постепенно проясняется «туман войны», под которым находится такое… что просто ух!
Снят Preacher иронично до стеба, в классическом черноюморном ключе. Порой жестко, не чураясь крови и крепкого словца. При этом не покушаясь на территорию боевика, в основном балансируя в рамках разговорной драмы. А несколько экшен-сцен, к примеру, долгая групповая драка с милой дамой вполне достойны занесения в золотой фонд современного американского кино.
При всей иронии, ёрничании, внешнем легкомыслии и сарказме не забывает «Пастырь» и об актуальных для практически любого человека вопросах.
Выборе, определяющем жизнь, вере и безверии, ответственности за свои поступки (тем более для по-настоящему сильной личности), возможности решать за других, причем в действительно важных вопросах. О том, что такое Добро, Свет, и каким путем можно добраться до этих сияющих вершин. О внутренней силе и способности обходиться без духовных костылей. И, конечно, о религии. Этой неоднозначной структуре, уже давненько требующей коренных реформ. О наставниках и их влиянии на паству. О Любви и Ненависти.
Первый сезон Preacher долгонько раскачивается и к своему завершению лишь добирается до начала основной истории Джесси Кастера. Он не подарит зрителю много красивой «боевки» и напряженного экшена. Он слабо щадит чувства верующих и тех, кто полагается на высшие силы. Он местами пошловат, скабрезен, натужен, затянут и провинциален.
Но сериал на удивление цепляет, заставляя с интересом следить за приключениями бравой троицы, и еще раз подумать над отношениями Творца и творения.
Эрго. Длинный пролог к истории Пастыря, за 10 серий полностью погрузивший зрителя в мир Джесси Кастера. Будьте готовы к черному юмору, сочащемуся сарказмом и абсолютно брутальному и неполиткорректному подходу к вопросам веры и религии.
Маугли: вольная версия Диснея, или Умненький Лягушонок против большой кошки
Человеческий детеныш, Маугли (Сети), долгие годы беспечально жил в волчьей стае, обучаясь премудростям и законам джунглей. До той поры, пока старый, злобный тигр Шерхан не потребовал от волков отдать ему ребенка.
Видя, что совет Стаи не очень расположен «стоять стеной», меняя волчьи жизни на Лягушонка, Маугли вместе с пантерой Багиром отправляются в людскую деревню на краю джунглей. Ведь, похоже, только человек с Огненным цветком может защитить мальчонку от старого хромого убийцы.
Сборник рассказов Редьярда Киплинга «Книга джунглей» увидел свет в далеких 1893 — 1894 годах. Не все рассказы в этой книге были связаны с Маугли, но именно этот персонаж (может еще Рикки-Тикки-Тави) стал в Союзе буквально культовым. Во многом благодаря мультфильму (а точнее мультсериалу в пяти частях) режиссера Романа Давыдова, снятому в 1967—1971 г.
Американская версия, представленная Диснеем в том же 1967, всегда котировалась на просторах экс-СССР гораздо ниже, и признаюсь честно, я ее и вовсе не смотрел. Прошло почти 40 лет, и Walt Disney Pictures решили, что «нас ждет вторая серия», а точнее ремейк их же мультфильма, но с забавной и смелой попыткой совмещения живого Маугли с компьютерными зверями, улучшенными благодаря вездесущей в последнее время технологии захвата движения.
За смелость – однозначная пятерка. А вот за сюжет Киплинг имел бы полное право подать на Диснея в скорый и справедливый Суд джунглей.
Сперва о приятном.
Картинка.
Джунгли смотрятся на «отлично». Знойное солнце, вековечные деревья до неба, бескрайние луга, бурные реки, проливные дожди, отвесные ущелья, густой подлесок. Вы будто оказываетесь в фильме National Geographic, и несмотря на то что все локации созданы на компьютере, буквально можете попробовать на ощупь индийские леса, приютившие Маугли.
Усиливает это ощущение огромное количество разнообразного зверья, которым переполнена лента (ни одно настоящее животное не пострадало – потому что таковых в этом фильме нет вообще). Плавная грация черного леопарда (как не хватало голоса Людмилы Касаткиной – без нее и Багира не Багира). Забавная возня волчат и жадность дикобраза. Зоосад возле водопоя во время перемирия. Свирепая мощь тигра. Ловкость обезьян. Обманчивая лень медведя. Разве что некоторые взрослые волки смотрятся не всегда натурально.
Да и юный Маугли — Нил Сети – выглядит на фоне нарисованных партнеров вполне органично. Кстати, присмотритесь к движениям зверей и человека. Насколько все же человек по сравнению с животными движется угловато и скованно. Вот только ребенок, всю жизнь ходящий босиком, вряд ли будет так осторожно ступать по земле, как это иногда делает Сети. Там мозоли нарастут – мама не горюй, куда до них кожаной подошве сапог.
А уж в то, что за десятилетие малец не научился отличать сухую ветку от живой – не верится абсолютно. Да и старческое кряхтение 10- летнего мальчишки, наложенное при озвучке, изрядно раздражало. Будто бабка 70 –летняя через ствол лезет, а не полный энергии ребенок. А вот паркур в начале ленты Маугли показал знатный, прям настоящий сын джунглей.
Да, и и за тезис «люди в деревне его испортят – сделают человеком» отдельный респект. А уж за фразу «Зима близко» и вовсе «бравушки».
Как и за динамику, которая несмотря на периодические непременно-надоевшие песни и много бестолковой говорильни поддерживается на довольно высоком уровне.
Теперь о грустном – то бишь о сюжете и персонажах. От Киплинга в ленте Фавро остались рожки да ножки. Трусливые волки, больше напоминающие так и не появившегося в этом фильме Табаки. Не могла стая так реагировать на агрессию тигра на скале Совета. Это на уровне звериных инстинктов – угрожают их положению альфа-самцов здешней части джунглей – атакуй. Да и мать-волчица– действующая как интеллигентная дама из хорошей семьи, а не Демон, с которым побоялся связываться сам Хромой убийца, изрядно удивила.
Беспредельщик Шерхан, «улучшенный» волей создателей картины до неимоверного уровня, получивший поистине иезуитское коварство и способность бодро лазать по деревьям. О боевой мощи даже говорить не приходится. Такое впечатление, что ему абсолютно нипочем любой хищник. А ведь звери далеко не всегда доводят дело до драки, и частенько действуют осторожно – кому охота получить лишние повреждения организма, и после этого голодать, не в силах догнать добычу?
У Киплинга, к примеру, в отношениях с зубастыми обитателями джунглей тигр всегда действовал хитростью, и ни в коем случае не пер против всей волчьей стаи. Тут же Шерхан выступает эдаким до одури наглым Терминатором.
А уж нездоровая страсть американцев к Кин-Конгам, причем в данном случае не несущим вообще никакой смысловой нагрузки (кроме может быть оммажа Армстронгу и бодрой песенки) и вовсе оставила в глубоком недоумении. Что это было, Бэримор? Зачем тут этот Луи?
Багира, по книге девица весьма вольных нравов, кошка, «которая гуляет сама по себе», выросшая в неволе у людей, перенявшая массу их уловок, и постоянно поддерживающая у Маугли стремление к человечьим способам решения проблем, тут изображена классическим сержантом-солдафоном в отставке, и постоянно рявкает на ребенка, когда тот вспоминает свою истинную природу. Кстати, если Багир не делился опытом, и никто из животных не поощрял людскую сторону натуры Маугли, как вообще пацан мог додуматься до всех тех инженерных решений и «конструкций» (он еще и гений лингвистики!) показанных в фильме? Гены, мутатор и ребенок-индиго, что-ли?
А учитель закона Балу, ретроград и суровый наставник, в ленте Фавро наоборот приверженец беспечальной жизни, сибаритства и хипповской вольницы.
У Редьярда Киплинга каждый зверь отвечал за определенную сторону воспитания, личностное качество и подход к жизни. Стая – семейные ценности. Ракша – мать-защитница, способная за детеныша порвать глотку гораздо более крупному зверю. Багира – свободолюбие, индивидуальность, смекалка. Балу – закон, определяющий большинство жизненных ситуаций. Шерхан – ненависть. Каа – мудрость. А тут? Как обычно, ничего не учили и все перепутали. О том, что они сделали с Каа, даже говорить не хочется. Так бездарно «слить» мощнейший образ надо постараться.
Создатели ленты попробовали, конечно, сделать своеобразный реверанс в сторону Киплинга, заявив устами Багира, что это «совсем другая история», но смотрелось это довольно жалко.
И, конечно же, The Jungle Book никак не может на наших широтах избежать сравнения с «Маугли» Давыдова, как раз очень трепетно относившегося к первоисточнику. Как вы понимаете, весы клонятся отнюдь не в пользу ленты 2016 года. Но еще больше проблемы американского кино показывает тот факт, что Давыдов за 1.35 рассказал полноценную историю Маугли вплоть до взросления и ухода к людям. Фавро понадобился 1.45 , чтобы показать месяц его жизни. Голливуд, похоже, считает, что хронометраж картин резиновый, а терпение зрителей безгранично.
Передайте им кто-нибудь, что они ошибаются.
Эрго. Компьютерщики поработали на славу, бесспорно. И мальчишка каши не испортил. А вот за то, что они сделали с персонажами Киплинга, сценаристы и режиссер просто обязаны на них жениться.