Имперские хроники всех сторон света или История с высоты птичьего полета
Свежеиспеченному лейтенанту новосозданной шестой роты Горной Стражи Меекханской империи Кеннет-ив-Даравиту, хватало забот со своим сырым подразделением выше крыши. Притереть и объединить бойцов, пришедших из разных полков Стражи, аккуратно разбавить стариков новобранцами, пообломать много возомнившего о себе десятника, заставить стражников, набранных из местных горцев, почувствовать себя частью имперской армии, наконец.
И когда его неполную роту бросили на поиски клана Шадори, свершившего ряд жутких убийств, Кеннет был даже доволен. Где еще, как ни в настоящем деле можно привести воинскую часть в порядок.
Вот только никто не ожидал, что эти поиски приведут роту на другую сторону ледника Старый Гвихрен, в земли воинственных ахеров, давних врагов Империи. А уж тем более не мог представить лейтенант встречи с могущественным враждебным магом.
Ну а если бы кто сказал Кеннету, что история с шадори лишь первая в ряду смертельно опасных походов шестой роты, прославивших ее на всю Империю, он бы уж точно не поверил.
А зря.
Тем временем далеко на Юге купец Аэрин-кер-Ноэль нанимает себе охранника из иссарам. Горного племени, великолепно владеющего оружием, и никогда не открывающего своих лиц перед чужаками.
Охранника, появление которого повлияет не только на будущее родных Аэрин-кер-Ноэля, но и на глобальные процессы, изменяющие судьбы тысяч людей.
Разве можно было догадаться, что эти истории, происходящие в разных концах Империи, весьма тесно связаны меж собой?
Нет.
А зря.
Поляк Роберт М. Вегнер (бытует информация, что Wegner — псевдоним), автор одного из популярнейших польских фентезийных циклов — довольно разносторонний и таинственный человек. Он не посвящает все свое время писательству, зарабатывая еще на какой-то работе (какой — неизвестно). Он отец двух детей и супруг очаровательной женщины, за которой Роберт перебрался в Силезию. Он обладатель польских и европейских литературных премий за рассказы и роман. Всерьез писать Вегнер начал в 2006-м, посвятив почти все свое время циклу «Сказания Меекханского пограничья», в который входят почти два десятка рассказов, объединенных в два сборника, и пара романов. И это еще далеко не конец.
Циклу однозначно достойному внимания. Вегнер разворачивает перед нашими глазами масштабное и продуманное фентезийное полотно. Мощная разноплеменная империя с давней историей, о временах былинных мы узнаем кое-что прямо сейчас (между прочим, отличный ход: Меекхан сразу приобретает дополнительную глубину и плотность, тот самый «шлейф роли», только у целого мира). Солдаты, шпионы, купцы, контрразведчики и дипломаты, ставшие нашими попутчиками на полтысячи страниц. Интриги и соперничество силовых структур империи.
Путешествие по различным частям Меекхана (второй сборник рассказов повествует о Востоке и Западе Империи).
Жаркий Юг. Палящая сковорода пустыни, неверная тень горных хребтов, спасительная влага оазисов. Местные горцы, мастера клинка, ни на йоту не изменяющие своему безжалостному закону. Близость кочевников, в среде которых вновь начинается непонятное брожение.
Северные пределы Империи. Горные кряжи, невозмутимые ледники, высокие перевалы, смертоносные расщелины и лавины. Кряжистые упорные люди, потомки вессирских племен, давшие Империи Горную Стражу, и, несмотря на давнее и мирное присоединение региона к Меекхану, отнюдь не полностью считающие себя гражданами империи.
Именно на их примере, а конкретно Кеннета и его шестой роты, автор показывает, как в его мире происходит постепенная интеграция окраин государства.
Вегнер – весьма проимперский товарищ, и явно считает этот строй оптимальным. Тем более что пока наши герои ничего плохого от государства не видали (кроме намеков на возможные неприятности от Крыс – здешнего КГБ). Наоборот тяжелая пехота во время войны с кочевниками регулярно отдавала свои жизни за северян.
Слишком много внимания к вопросам государственности, что сложно назвать обычным фентезийным подходом? Что есть – то есть. В своем фантастическом мире Вегнер не гнушается по-полной использовать современные, реалистичные мотивы, уклады и подходы.
Особенно это заметно в описаниях нелегких солдатских (скорее спецназовских) будней и работы разведки, где Роберт практически берет кальку с работы современных спецслужб, накладывая ее на действие меекханских коллег (не забываем, тут некий аналог Средневековья). Что конечно добавляет в блюдо остроты, но одновременно ломает восприятие, ведь разведслужбы далеко не сразу приобрели свой современный облик.
Тем удивительнее выглядят отдельные сказочные исключения, типа стотысячных конных армад с тремя-четырьмя заводными конями (400 тысяч лошадей на минуточку, благо автор их хоть на отдельные отряды разделил).
Один из основных аргументов противников классической теории монголо-татарского нашествия — как раз предполагаемое количество бойцов в армии вторжения. И логичные сомнения в возможности одновременного прокорма полумиллиона лошадей.
Или задушевные разговоры с противником, с раскрытием нюансов своих действий, по примеру Аэрисса Клависса. Понятно, что читателю нужно сообщить определенную информацию, но не лучше было бы выбрать адресатом своих излияний более позитивно настроенного персонажа.
А вот к эмоциональному настрою и антуражу книги претензии предъявить сложно. Жуткие магические эксперименты, неуловимое божественное присутствие, трагичные батальные сцены из прошлого, трогательная история в долине Маверс, эпичные легенды, звучавшие в Винде'канне, Йатех с его испепеляющим выбором. Грубоватые солдаты, непреклонные, брутальные офицеры, домовитые чиновники, расторопные купцы, гордые горцы, помешанные на законе иссарам, чересчур романтичные подростки и очаровательные дамы.
Скрип снега, слепящий песок пустыни, звон мечей, ругань и песни, чеканные слова мифов и армейские будни. Мы с каждой страницей все глубже погружаемся в меекханскую действительность, и выныривать обратно абсолютно не хочется. И как не упомянуть массу таинственных подвязок и намеков, складывающих историю в нечто большее, чем просто набор фентезийных рассказов. Обещающие глобальные, захватывающие события, способные напрочь перевернуть устоявшийся порядок Империи. А ведь есть еще и разнообразная магия, источники силы и абсолютно реальные боги со своими аватарами и жрецами.
Понятно, саму идею Меекхана не назовешь сверхоригинальной. Микс из идеализированных представления о Римской империи, и армейской службе, воспоминаний о самураях c их Кодексом, монгольском нашествии, горно-спецназовских операций и курсов молодого офицера. Разбавленный аналогом орков (не толкиеновских), клерикальной и прочей магией, и даже редким божественным присутствием. Разве что иссарам способны принести Вегнеру славу настоящего, нетривиального творца. Да и в общем, почему то «южная» линия гораздо самобытнее и неординарнее «северной».
Но, несмотря на вторичность ряда компонентов, само блюдо вышло у Вегнера на диво вкусным. И обещающим нам еще множество отменных приключений.
Эрго. Качественное приключенческо-эпическое фентези (с элементами темного), радующее читателя масштабом, антуражем, неплохим слогом, вменяемыми героями, продуманностью общей канвы и ожиданием жутко вкусного продолжения. Изрядную часть элементов Меекхана мы уже где-то видели, и не раз (кроме, пожалуй, иссарам), да и современных напевов можно было бы поменьше, но как ни странно, это почти не портит картины мира.
Частный сыск для Того Света или Призрачная служба детектива Тэйлора
Частный детектив Фрэнк Тэйлор (Фокс) никогда не думал, что будет вести расследования ТАКИМ образом. Просто в один не очень прекрасный момент, после того, как маньяк-фотограф чуть не отправил Фрэнка на тот свет, Тэйлор начал видеть призраков. Причем не абы каких, а требующих справедливости по поводу своей безвременной кончины.
Но если вы подумали, что привидения по-человечески рассказывают Фрэнку о виновных в их гибели, то вы ошиблись. Призраки, конечно, рассказывают, но по своему, по призрачьи. То тень мелькнет, то музыка заиграет, то кровавые следы появятся.
В общем, навыки детектива Тэйлору сдавать в утиль рановато. Да и настойку для укрепления нервов заказать не помешает, а то призраки, знаете ли, такие неожиданные.
Тема «жизни после смерти» одна из наиболее популярных во всей мировой культуре. Жанр детектива также имеет свою огромную армию поклонников.
Казалось бы, сериал, объединивший в одну упряжку этих коня и лань, просто обязан быть успешным. Однако зритель весьма загадочная субстанция, и Haunted (прямой перевод — Преследуемый) прожил ровно один неполный британский сезон (11 серий) (это при том, что его духовная тезка Ghost Whisperer обеспечила своих поклонников более чем сотней эпизодов).
В чем же дело?
Скорее всего, в неуверенной игре Мэттью Фокса, звездный час которого под названием «Остаться в живых», был еще впереди. Его Фрэнк Тэйлор почти постоянно напуган, да хоть на постер гляньте (причем явно больше камерой, чем призраками), и попросту скованно чувствует себя на площадке. Совсем бездарью его не назовешь, но и на лицедея способного вытянуть на себе целый проект, он также не смахивает. Обычный сериальный актер, явно не привыкший работать на первых ролях. А в Haunted на Фрэнке Тэйлоре держится 90 процентов ленты.
И это при том, что сценаристы подошли к делу довольно ответственно. Сюжеты серий более-менее вменяемы, детективная линия не заставляет возмущенно плеваться. Есть даже пара действительно хороших ходов, типа слепого призрака, амуров с духом, или родительской парочки.
Вдобавок в сериале мелькают небесталанные, но на тот момент слабо раскрученные артисты, типа Закари Куинто, Линн Коллинс или Майкла Ирби.
Может дело еще в неоформленной сквозной линии? Слишком мало информации выдали нам создатели, явно понадеявшись на продолжение. Чересчур загадочно-неопределившийся Саймон, фишка с пропажей сына, тщательно лелеемая на будущее, которого, как оказалось, не будет.
Уж очень тонкая грань, между недостатком и переизбытком информации, тем более в долгоиграющем проекте. Судя по безвременной кончине Haunted, его создатели не угадали.
Вдобавок и финал сезона далеко не шедеврален. Рядовая серия. А где вывод интриги на кульминацию? Чтобы зритель продолжения как манны небесной ждал. Позабыли?
Эрго. Не худший, но и не лучший детективно-мистический сериал, с приличной сценарной основой и слабеньким протагонистом.
Режиссер: Питер Маркл, Марта Митчел, Джеффри Рейнер, Майкл Раймер
В ролях: Мэттью Фокс, Расселл Хорнсби, Линн Коллинз, Майкл Ирби, Джон Манн, Бри Майкл Уорнер, Мария Арк, Эдди Кехилл, Дэрин Купер
Триста лет назад неведомая сила обрушилась на Шахранскую империю, молодую державу разумных хищников. Столичный мир подвергся разрушению, а после появления Книги, написанной единственным, кто проник в суть пришельцев, государство шахран медленно угасло, поглощенное людским Содружеством. Особой пикантности ситуации добавляло то, что «неведомая сила» состояла из одного единственного корабля. Корабля непредставимой мощи, который шахране-агностики иронично назвали «Верой».
И вот этот корабль вернулся. Теперь под угрозой оказались планеты Содружества. Его флот не в силах противостоять Вере. У людей остается последняя надежда. Корабли-аутсайдеры, вершина человеческой технологии.
Вершина, на которой служат гениальные отбросы общества. Те, с кем оно не в силах ужиться. Но одновременно не может позволить потерять их зря.
Теперь все зависит от них. Социопатов и психопатов, не подходящих обычным властным структурам и искренне ненавидимых социумом.
Единственных, стоящих на пути Веры.
Британец Джон Лав любил фантастику с детства. Правда, долгое время исключительно как читатель. Было не до писательства. Надо было зарабатывать. Большую часть жизни Джона занимала музыка. Точнее звукозапись. Плюс управление ночным клубом. Времени оставалось мало. Однако Лав сумел отыскать часок-другой в день, и в 2012 нежданно-негаданно разродился нашим сегодняшним героем. Faith произвела очень хорошее впечатление на критиков, заметивших, что столь успешного дебюта в американской фантастике не было уже несколько лет.
Проект действительно небезынтересный, хотя и несколько специфичный. Главное перед прочтением – правильно настроится.
Не нужно ожидать классической боевой фантастики с бравурными звездными войнами и столкновениями космических армад. Приключения, ориентированного исключительно на внешние действия вы тоже не получите. Одновременно не ждите сногсшибательных откровений.
«Вера» с одной стороны ориентирована на внутренние переживания и психологические нюансы нетипичных (но таких знакомых) героев, глобальные вопросы типа обустройства жизни вл вселенной, отношений части и целого, нормы и отклонения.
С другой — не забывает о происходящем за пределами людского сознания, одаривая нас весьма напряженными и захватывающими моментами.
«Вера» не чужда философии, и способна подарить парочку интересных мыслей о жизни, или подтвердить ваши собственные изыскания в этой области. Порадовать (или огорчить) ищущих смысл бытия, а также думающих о месте человека во вселенной. В общем, подбросить не особо оригинальной, но всегда питательной пищи для мозга.
При этом не забывает Джон и о саспенсе. Две трети книги посвящены танцу-поединку «Веры» и «Мэнсона». Смертельному танцу, полному аллюзий и прямых намеков на противостояние человеческого и божественного. Физического и духовного (психологического). Известного и таинственного.
Действия героев проникнуты трепетным отношением к противнику, ощущением мистицизма и неминуемых изменений, прикосновения к чему-то глобальному.
Сверкают разрушительные лучи, крадутся ракеты, врага называют «Она», с большой буквы. Офицеры «аутсайдера» прилагают для победы нечеловеческие усилия и до капли отдают свою «темную» гениальность. Изобретаются все новые и новые способы причинить вред противнику, и, возможно, экипаж «Мэнсона» станет первым за многие столетия, кто сможет «подержать за горло» непобедимую «Веру».
Скажу сразу, следить за перипетиями «Faith» весьма волнительно.
А главное Лаву на протяжении всей книги удалось выдержать шикарный градус интриги и напряженного ожидания.
Чертовски любопытсвенно, чем, в конце концов, окажется таинственный корабль, и смогут ли Фурд с офицерами завершить свой затянувшийся квест-битву.
Что касается темы «отбросов общества на службе отчизны» — тут автор далеко не первый. Из относительно недавнего, на ум сразу же приходят рифтеры Уоттса. Тоже, мягко говоря, отнюдь не самые психологически устойчивые и позитивные ребята во вселенной.
Кроме того есть у книги Лава еще одно достоинство, с ходу добавляющее произведению не одну сотню вистов.
Шахране.
Хищники, совершенные машины для убийства, выдержавшие жесточайшую конкуренцию с другими смертоносными видами своей планеты и построившие звездную империю.
Империю, первой столкнувшейся с таинственной Верой, и не сумевшей (или не захотевшей) сохранить свою звездную державу.
Мало того что шахране крайне нетривиально устроены физически. С их когтями, ядовитыми железами и неполовым путем размножения. Так и психологический образ расы вышел у Лава весьма интересным. Эдакие ироничные невозмутимые самураи, многое скрывающие под своим спокойствием и гармонично воспринимающие свою агрессивную природу.
А ведь есть еще эмберрцы – «гуманоидная смесь моллюска рептилии и чего-то еще, не поддающегося классификации», с которыми мы познакомимся через Смитсона, офицера с «Мэнсона». В фантазии Лаву не откажешь.
Однако понравится «Вера» далеко не всем. Неторопливое, почти 400-страничное описание сражения всего двух кораблей можно было бы и подсократить. Аж никак не белые и пушистые герои не позволяют по полной себе сопереживать. Не всегда идеальный язык перидоически режет слух. Настольной книгой миллионов «Faith» скорее всего не станет. Но в том, что в зале славы умной космическо-научной фантастики зажглась новая, яркая звездочка, нет никаких сомнений.
Эрго. Интересная, неглупая, напряженная история о Поединке, всерьез повлиявшем на судьбы человечества. Если правильно настроится, «Вера» принесет вам немало приятных минут и небезынтересных мыслей. Плюс познакомит с великолепными когтистыми шахранами.
Чудеса генетики против боевых роботов или Новая теория старины Дарвина
Александр фон Гогенберг, сын эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Габсбургов, без ума от шагоходов. Но пока ему доверяли лишь учебные машины. А так хотелось оказаться за рычагами настоящего боевого колосса! Посему, когда наставник по механике Отто Клопп, и фехтмейстер, вильдграф Фольгер решили провести урок ночного вождения, Алек был только рад. Тем более отец с матерью в Сараево, и пробудут там еще не один день. Но это оказалось не просто прогулка. А первый шаг долгого бегства в неизвестность. Когда лишь броня штурмовика «Циклоп», да двое учителей, стоят между 16-летним принцем и властями двух империй, желающими его смерти.
Тем временем в Лондоне юная Дэрин Шарп, не мыслящая своей жизни без неба, притворившись кузеном старшего брата Диланом, отправляется для сдачи мичманского экзамена в военно-воздушные силы. Никто и предполагать не мог, что ее испытательный полет на медузе Гексли, закончится визитом девчонки на Левиафан. Первый из водородных дышащих существ, созданный для борьбы с цеппелинами кайзера. А там и службой на летающем гиганте.
А вокруг со дня на день дарвинисты и жестянщики схлестнутся в мировой войне. И, кажется, двое подростков, как и тысячи их сородичей, сгорят в ее ненасытном желудке, не оставив и следа. Или так только кажется?
Скотт Дэвид Вестерфельд. Родился в Техасе, живет в Австралии, разрабатывает программное обеспечение, сочиняет музыку. А также пишет фантастику. Первый роман датирован 1997 годом. Известен заявлением о своей работе «литературным негром».
На книги Скотта я наткнулся случайно, и заинтересовало меня в первую очередь
«Левиафановское» фантдопущение. «Старинные биотехнологии», тяжелая боевая техника на ножках. Должно быть как минимум забавно. Только начав читать, я понял, что впервые столкнулся с представителем «подросткового романа».
И вы знаете, вполне милая вещь. Главным героям одному 16, второй 14, и чего книга лишена, так это романтических пыланий. С точки зрения современной молодежи возраст уже вполне пригодный не только для вздохов при луне, но и для более тесного общения. Но в романе Вестерфельда начало 20 века, и 16-летнего парня все упорно называют «мальчиком». Так что обойдемся без любовей (по крайней мере в первой книге). Тем более большую часть романа Дэрин играется в мальчишку.
Но из-за отсутствия чувственной линии книга ни капли не проигрывает. Благо у героев практически не остается времени на глупости. Приключений на их голову вываливается с лихвой.
Алек, начинающий свое путешествие инфантильным ребенком, постепенно взрослеет, демонстрируя преимущества хорошего образования, добротных преподавателей и работы над собой. При этом оставаясь весьма благородным и добрым молодым человеком. Причем, скорее всего именно его лучшие черты характера станут фактором, глобально влияющим на происходящее и в дальнейшем. Не лишен паренек и недостатков, происходящих от домашнего воспитания и созданных в детстве тепличных условий.
Дэрин, наоборот, из относительно небогатой семьи (не забываем, все же у отца хватало денег на увлечение воздухоплаванием). При этом девица с твердым характером. Плюс еще папенька со своими вольностями и любовью к полетам барышню подпортил. В общем, получился эдакий андердог, рвущийся в небо. Еще и с неплохим потенциалом лидера. Даже повыше, чем у мальчика с голубой кровью.
Помимо двух главных героев, в романе всего три персонажа с хотя как-то прописанными характерами.
Представитель простого народа, один из лучших механиков Австрии Отто Клопп. Аристократ, учитель фехтования принца, вильдграф Фольгер. И ученая-дарвинист доктор Нора Барлоу, с ее таинственной миссией.
Остальные всего лишь создают фон, дополняя мир альтернативной Европы.
А вот о мире хочется рассказать подробнее. Год на дворе 1916, и мировая война, наконец, постучалась в европейские двери. Поводом для нее (как и у нас) стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, и коалиции воющих сторон совпали с существующими реально.
Глобальное отличие наших реальностей в том, что, некоторое время назад, старик Дарвин, вместо своей теории, принес людям нечто другое. Ученый открыл ДНК, разработал генную инженерию, подарив миру естественную философию и фабрикатов. Возможность генетического создания абсолютно любых живых созданий, запрограммированных для абсолютно любых человеческих нужд. От крошечных червей, производящих свет по свистку. Через боевых тигроволков, громадных кракенов, тягловых гиппоэсков, элефантин и мамонтин, вестовых ящериц и сов, огромных производящих водород дышащих летунов и медуз, стрелковых мышей и патрульных ястребов. До парящих в вышине водородных китов- гигантов, являющихся целыми экосистемами.
В общем, от техники «дарвинисты» (в книге идет речь в основном о Британии) отказались практически напрочь, разве что за исключением оппозиции, в лице «обезьяньих луддитов», утверждающих, что «фабрикаты — усмешка в лицо Господу», бездушные и богопротивные создания.
Их противники, «жестянщики» (Германия с Австро-Венгрией) пошли другим путем. Отбросив идею гусеничной техники, они увлеклись шагающими боевыми машинами (см. Battletech/Боевые роботы). Причем гигантомания (которой страдают все в этом мире) тут проявилась во весь рост. Как вам тысячетонный восьминогий сухопутный фрегат, а! Господа знают толк в извращениях! Вдобавок в их воздушных силах мирно уживаются (если фантастика, так по полной) цеппелины и аэропланы.
Правда регулярно возникают вопросы по поводу сбалансированности вооружения того же Левиафана. Как то не до конца у автора эти моменты продуманы. Но, в целом, действительно не скучно.
Кстати идеалом, по мнению автора, стал бы симбиоз этих двух ветвей развития, взявший лучшее как от фабрикатов, так и от механизмов.
Напоследок, я бы, пожалуй, попенял книге за абсолютное отсутствие антагониста. Все же безличностные противники, типа германского империализма, пресловутого фрегата «Геркулес» или кайзеровских аэропланов, создают антураж и движуху, но не в состоянии сотворить простой человеческий конфликт. А без него как-то неуютно.
Эрго. Вполне приличная молодежная фантастика (по привычке обзываемая стипманком, несмотря на полное отсутствие пара, как движителя), ослабленная нехваткой у наших героев людских противников.
Мелани Дэниелз (Хедрен), молодая, симпатичная и богатая девушка встречает в зоомагазине интересного и уверенного в себе адвоката Митча Бреннера (Тэйлор). Мужчина настолько увлекает Мелани, что девушка срывается в посёлок Бодега-Бэй, где Митч обычно проводит выходные вместе с матерью и маленькой сестрой.
Между молодыми людьми, похоже, начинает зарождаться любовь, однако вскоре им придется отвлечься от своих чувств.
Ведь с птицами в окрестностях поселка начинает происходить что-то очень странное.
«Птицы» — один из самых известных фильмов «отца саспенса», лента, числящаяся среди «Хичкоковских бестселлеров», картин предопределивших развитие жанра. А еще первая лента мэтра, которую я посмотрел.
The Birds поставлены по мотивам одноименного рассказа английской писательницы Дафны Дюморье.
Скажу сразу, насчет «предопределившей развитие» — ни капли лжи. Вся картина в последствие буквально растаскана на цитаты. Каждый кадр, нагнетающий обстановку, впоследствии мы видели в сотне-другой-третьей разнообразнейших хоррор лент.
Вот вам благостно-пасторальное начало с постепенным раскрытием персонажей. Вот вам намек на дальнейшее в виде неоднократно промелькнувших пичуг. Вот нагнетание атмосферы с помощью единичных пока безумных птах. Вот сцена, в которой персонаж ни о чем не подозревает, зато зритель видит беду и всячески за него переживает. Вот ситуация, в которой угроза одинаково неведома и по ту и по эту сторону экрана. Вот кульминационная сцена со спецэффектами. Вот герои, из последних сил держащие осаду в заколоченном доме. Вот любопытный персонаж, идущий на звук в темную комнату. Вот силы зла, находящиеся во временном покое, но в любой миг готовые пробудиться.
И заметьте – почти без «бу!» из-за угла, и без тревожно-зубодробительной музыки. Вообще без музыки!
Соответственно слава Хичкока как «родоначальника», и «отца», похоже, ни капли не преувеличена.
Правда в наше зажравшееся время смотрится это все уже слегка пресновато (тем более после завышенных ожиданий). Скупая актерская игра, бьющие по глазам нарисованные фоновые задники (зато каждую панораму, хоть сейчас в рамку и на стену), слабенькие спецэффекты (63-год, как-никак), некоторые подзатянутые сцены.
Да и птицы, скажем честно, не катят как раздражитель на фоне вампо-зомбей, оборотней, демонов, и даже обычной, но более крупной (или наоборот более мелкой), сбрендившей фауны.
А уж помереть при их нападении надо и вовсе сильно постараться.
В общем, в процессе матерных пожеланий героям прекратить тупить и устроить птахам огненную баню, волей неволей задумываешься над символизмом ленты (ну не мог мэтр всерьез снимать хоррор про воробьев, и прочих чаек, тем более что объяснения происходящему мы так и не получим).
Вариантов по этому поводу выдвигалась масса, от простенькой экологической, мол, земля через птиц выдает «люлей» засранцам гомо сапиенсам. Или тема наказания за гордыню главной героине (а через нее и остальным). До психоаналитических, исследующих мать Митча.
И вот какую версию того, что хотел сказать аффтор, выдвинула Катерина, сама вплотную связанная с режиссурой:
А не кажется ли вам, что птицы в данной ленте символизируют слухи со сплетнями (так портящие жизнь в небольших городках), их деструктивную силу.
В маленький поселок приезжает «столичная фифа». Тут же начинается ее обсуждение (первая чайка).
В дальнейшем все конфронтации с пичугами будут происходить в присутствии Мелани («Ты зло!»), за исключением ситуации с фермером. Постепенно сплетни распространяются и разрастаются, раня не только объект, но и всех окружающих.
Они начинают разрушать души людей изнутри. Сильнее страдают восприимчивые и не имеющие критического подхода дети, а также учительница Энни Хэйворт (Плешетт), до сих пор сохнущая по Митчу.
И лишь объединившись перед нападками окружающих, близкие люди могут спастись.
Чем не вариант?
Может, конечно, статься, что Хичкок просто был злым дядечкой, и считал людей падалью, до которой так охочи вороны с чайками. Потому они так и возбудились в один прекрасный момент. Очень уж человеки пахли заманчиво.
Эрго. Лента, из которой родились все нынешние «пугательные» кумиры. Отдельные сцены на высочайшем уровне. Однако может статься и так, что, в общем, фильм вас слегка разочарует.
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Типпи Хедрен, Род Тейлор, Джессика Тэнди, Сюзанн Плешетт, Вероника Картрайт, Этель Гриффиз, Чарльз МакГроу, Рут МакДевитт, Лонни Чэпмен, Джо Мэнтелл, Дудлс Уивер, Малкольм Аттербери, Джон МакГоверн, Карл Свенсон, Ричард Дикон, Элизабет Уилсон, Билл Куинн, Дарлин Лэнг