Тяжело остаться человеком или Люди везде грязь найдут
Уже пять лет, сотрудник Института экспериментальной истории Антон (со товарищи), работает благородным доном Руматой Эсторским. Причем не в каком-нибудь приличном мире. А в самом что ни на есть тошнотворно-средневековом Арканаре. Все это время на его голову льются водопады дерьма, грязи и подлости.
Но он терпит. Вот только надолго ли хватит его терпения?
Впервые Алексей Герман, будущий режиссер «Хрусталев, машину!» и «Проверки на дорогах» задумался об экранизации «ТББ» в 1968 году. Совместно с Борисом Стругацким был написан сценарий и получено разрешение на съемки. Однако год для такой картины оказался явно неудачным. Ведь 21 августа советские танки вошли в Чехословакию. О ленте, в которой белые и пушистые коммунары помогают отсталым арканарцам, пришлось забыть.
Вновь запустить «свою последнюю работу» Герману удалось лишь в 1999 году (конечно, на основе абсолютно иного, чем в 1968, сценария). Съемки продолжались шесть (!) лет (оператор Юрий Клименко: «Мы могли репетировать неделю и снимать один кадр, потом ещё неделю или дней десять репетировать — и опять все ради одного кадра»), еще два года ушло на монтаж, и началась эпопея с озвучкой. 21 февраля 2013 года Алексей Герман умер. Лента так и не была озвучена его рукой, завершали работу его вдова и сын.
Картина Германа стала второй экранизацией повести Стругацких. Первой был фильм немецкого режиссёра Петера Фляйшмана (1989) с поляком Эдвардом Жентарой в роли Руматы. Примитивный и неудачный.
Прежде чем поговорить о «попытке номер два», скажу пару слов о литературной основе картины.
Изначально Стругацкими задумывалась веселая, приключенческая, «мушкетерская» повесть о приключениях «наших» на чужой феодальной планете, с рабочим названием «Седьмое небо», затем «Наблюдатель».
Однако пришел 1963 год, а с ним и закручивание гаек во всех областях советской культуры. Абстракционизм и формализм была приравнены к убийству при отягчающих, а искусствоведы в штатском, вместе с гнилозубыми акулами пера отрывались, как хотели. Грязи было вылито столько, что в нее можно было ухнуть, как в омут.
Беззаботным «Мушкетерам» пришлось подвинуться. «ТББ» становился повестью/романом о судьбе думающих людей (интеллигенции) во мраке невежественного средневековья.
При этом Стругацкие не забыли ни о захватывающем сюжете, ни о приключениях, ни о благородных героях, а уж по цитируемости «ТББ» был, и остается одним из вечных лидеров, наравне с фильмами Захарова.
Братьям удалось сказать много, остро, злободневно (как для того времени, так и для сегодняшнего). О вещах, о которых думает любой «человек разумный», причем понятно практически каждому читателю. Блеск!
Но были и определенные нюансы, заметные лишь через много лет после первого знакомства с книгой.
Наравне с кучей положительных черт, у подростка, запоем читающего «ТББ», культивируются и некоторые не очень приятные моменты. Как-то своеобразный снобизм и минимальная терпимость к людям, не получившим качественного образования. К людям по разным причинам, находящимся на более низкой ступени умственного развития. К людям, скопом объявляемым быдлом.
Но, помимо серой массы, в книге АБС были и те, с кого стоит брать пример. Собственно земные историки. Коммунары, которым очень тяжело, грязно и муторно. Но они есть. И они разительно отличаются от аборигенов.
В фильме Германа эти отличия практически сведены к нулю. Очень грязно. За слоем фекалий разницу между Руматой и Рэбой нужно еще разглядеть.
Ярмольник играет смертельно усталого, изрядно опустившегося человека, которому только предок саксофона да остатки гордости не позволяют рухнуть на самое дно.
У Стругацких, несмотря на все потери и невзгоды, есть надежда. В фильме ее нет. И решения нет. Кроме физического уничтожения. Причем не в состоянии аффекта, как в книге, а после обдуманного и осознанного решения.
В первую очередь поэтому, я бы не называл «Трудно быть Богом» Германа даже фильмом «по мотивам» АБС.
Это полностью и всецело творение Алексея Юрьевича, с использованием пары-тройки имен, цитат и мира, где Возрождение не наступило. Герман (как и остальные кинематографисты) имел полное право на творение своего мира. Хотелось бы задать лишь один вопрос. Почему свои миры вы создаете на руинах чужих? Причем под нож попадают вселенные знаковые и дико популярные. Почему бы вам не взять бессмертное творение Васи Пупкина «Рыжий против Серых» и не сдемиуржить что-то такое, от чего ахнут застывшие в восторге Канны? Почему нужно топтаться по мирам, на которых выросла не одна сотня тысяч людей? Почему???
Ну ладно, сотрясли пустоту риторическим вопросом, пар выпустили, идем дальше.
Понравился ли мне «ТББ» Германа? Нет. И не только потому, что он в принципе не может никому понравится. Причем ни в коей мере не ставит это себе за цель.
Я не отношу себя к любителям киношного артхауса/андеграунда, и даже Тарковского воспринял не сразу, и не всего.
А «Трудно быть Богом» это классический артхаус, многопластовый, затянутый, монотонный, неторопливый, с минимумом действия, сугубо личный, полностью состоящий из режиссерского видения. Фильм, где создатель делится со зрителем самым тайным, сокровенным, выстраданным. Вот только понять и разглядеть эту обнаженную душу способны далеко не все. Причем дело даже не в интеллекте, а в личных ассоциациях. Нужно либо очень хорошо знать режиссера, либо смотреть такое кино с комментариями создателей.
Какую-то часть задуманного сможет увидеть продвинутый кинолюб. Что-то почувствуют все. Но достаточно ли этого?
Тем более, что облегчать задачу зрителю никто не собирается. Мало того, что в беспросветном Арканаре Германа вас ежеминутно будут макать в дерьмо и демонстрировать парад уродцев (людей с физическими и психическими отклонениями создатели ленты искали по всему миру). Мало того, что пессимизм и скотскость этого мира зашкаливает, а просвет даже не намечается.
Так зритель еще и станет непосредственным участником действа. Камера, как незваный чужак лезет во все щели, вызывает у местных самый живой интерес, к ней обращаются, с ней разговаривают, порой даже угрожают.
Подавляющее большинство кадров в ленте – крупняки, частенько переходящие в сверхркрупные планы.
Пространство фильма переполнено. Персонажи буквально сидят друг у друга (и фактически у зрителя) на голове, одиночество здесь невозможно как класс, а оператор буквально сует в глаза супер-передние планы на грани резкости. Нас постоянно перебрасывают в самые неприглядные места города, бросая под ноги самые причудливые и отвратные человеческие капризы природы, показывая все глубины глубин чернухи и мерзости, до которых может скатиться человек.
И все бы хорошо (точнее плохо), но абсолютно непонятно, что выступало сверхзадачей картины. Предостережение? Угроза? Нравоучение? Констатация? Плач? Прощание? Ваш вариант?
Если в книге Стругацких любой читатель любого возраста найдет для себя массу мыслей, идей и поводов для размышления, то после ленты Германа единственное, что наверняка вынесет зритель: в наше время все же лучше, чем в средние века. Чище.
Но для этого вовсе необязательно проводить три часа по шею в арканарской грязи.
Эрго. Картина абсолютно точно не для широкого проката. Почти наверняка ее оценят фанаты классического артхауса и заядлые пессимисты.
Остается лишь вопрос: когда, наконец, снимут нормальную экранизацию любимой книги?
Режиссер: Алексей Герман
В ролях: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило, Наталья Мотева, Александр Чутко, Евгений Герчаков, Александр Ильин, Пётр Меркурьев, Олег Ботин, Константин Быков, Юрий Думчев
Криминальное фентези под звон рапир или В круге первом. Воровском.
У каждой Империи есть свое Дно. Не стала исключением и Дорминиканская. Местное преступное Дно, под названием Круг, многочисленно и неплохо организовано. В наличии верхушка – легендарные Серые Принцы и Тузы – паханы рангом пониже. Боевики – Руки и Резуны. И разнообразный преступный рабочий люд: Клинки, Кидалы, Щипуньи, Хвосторезы, Болтуны. А еще Носы. Люди, собирающие и анализирующие информацию.
Дрот один из них. И последние дни у него явно не задались.
Мало того, что вместо покупателя, перехватившего партию товара, ему досталась лишь бумажка с непонятными знаками. Вдобавок Никкодемус, авторитет на которого работает Дрот, посылает парня в район Десяти Путей. Вычислить того, кто копает под власть Никко. Работа, как работа.
Если бы не несколько «но».
Дело не в том, что нет в столице более отвязных ребят, чем в Десяти Путях. И не в том, что Дрот родом именно оттуда, и у него остались не лучшие воспоминания о детских годах. И даже не в том, что к этому кварталу проявляет свой интерес Келлз, некогда партнер, а ныне злейший недруг Никко.
А скорее в том, что не самое сложное на первый взгляд задание оказывается лишь малой частью чего-то большего.
Чего-то, что может затронуть не только Круг, но и всю Дорминиканскую империю.
Американский писатель Дуглас Хьюлик с самого детства любил читать. Вот только определиться, чем кроме этого он хочет заниматься в будущем, у молодого Дугласа никак не получалось. Были опробованы факультеты информатики и математической теории, психология, бизнес, и еще масса всего. В конце концов, Хьюлик получил степень бакалавра искусств, и магистра по средневековой истории.
Впрочем в дальнейшем трудоустройстве оно ему не очень помогло. Парень зарабатывал на жизнь продавцом, барменом, официантом, доставщиком пиццы, фрилансером — пишущим технические тексты.
Пока в один прекрасный момент ему не попался на глаза «Словарь криминального мира» Эрика Партриджа.
К этому моменту из-под пера Дугласа уже вышла пара фантастических рассказов, и «Словарь» подтолкнул Хьюлика к идее совместить классическое фентези с криминальным миром.
К 2011 году, после 10 лет работы, результат этого озарения, «Свой среди воров», увидел свет. Через три года появился второй роман серии, «Клятва на стали», тоже переведенный на русский.
Идея скрещения фентези и криминального романа не оригинальна, но используется довольно редко. Обычно читателя радуют либо бессмертными императорами, либо Кривым против Бешенного. Отдельно. Оказалось, что вместе они чувствуют себя тоже весьма неплохо. И хотя в романе Хьюлика подавляющее количество времени уделяется именно представителям вершин илдреккского дна, благодаря хорошо проработанной вселенной, книга придется по нраву далеко не только любителям криминальных боевиков.
Действие происходит в классическом мире меча (точнее рапиры, автор фанат этого оружия) и магии. В империи, возглавляемой бессмертным владыкой, пардон, тремя его воплощениями, созданными самими Ангелами. В империи, на страже которой стоят доблестные Красные, Черные и Белые Кушаки. И могущественные Эталоны — маги, способные разрушать огромные города и сжигать целые леса, силой дарованной Ангелами.
Вот только практически никого из них вблизи мы не увидим.
Нашими соседями на 600 страниц станут абсолютно другие люди. Кенты – представители здешнего преступного мира.
Мира в котором правят бал не напыщенные аристократы или блаародные воители, а простые работники ножа и топора. Мира не уступающего по организации и продуманности официальным структурам Империи. Мира криминальных профессионалов, четко делящихся на многочисленные категории, и достигающих в своих специализациях изрядных высот. Мира жесткого и жестокого, но на удивление затягивающего и почти не вызывающего отторжения.
Скорее всего, потому, что Дуглас предусмотрительно не акцентирует внимание на взаимодействии Кентов и обывателей-Светляков. Понятно, что все эти «благородные пираты» жируют как раз на тех самых простых горожанах. Но все это происходит за кадром, а читатель видит лишь разборки криминальных элементов друг с другом и властями. И с чистой совестью может переживать за полюбившихся бандитов, которые маленьких, типа нас, вроде как и не обижают.
Да и сами бандиты показаны на удивление вменяемыми существами. Порой злыми. Порой безжалостными. Но отнюдь не полными отморозками и бескрышными маньяками.
Но даже при этом автор не бросит нас наедине лишь с быковатыми «братками». Также мы познакомимся с Деганами, представителями древнего ордена наемников, лучшими бойцами этого мира. Ртами — уличными колдунами. Отдельным представителем далекой Джанийской Деспотии. И даже с одной взаправдашней баронессой. Узнаем пару тайн бессмертного повелителя, и к финалу по-новому взглянем на всю историю империи, получив заодно неплохой задел на будущее.
Язык у Хьюлика адекватен и отвращения не вызывает. Темпоритм романа держит читателя в постоянном напряжении, чередуя боевые сцены с ознакомительными, а вводящие в мир с раскрывающими протагониста.
Жаль только детектива как такового маловато, он бы лег весьма в тему. Да имперский культ пока абсолютно не раскрыт. Но то таке, сложновато объять необъятное.
Эрго. Интересный проект, готовящий коктейль из фентези и криминального боевика. Взболтать, но не смешивать. Получилось вполне питибельно.
P. S. Во второй части цикла Дрон отправится в загадочную Джанийскую Деспотию, и по уши залезет в болото интриг Ордена Деганов.
Фокусы на грани фантастики, или Кровавое соперничество
Альфред Борден (Бэйл) и Роберт Энджер (Джекман) принадлежали к представителям одной из самых загадочных профессий на свете – фокусникам. Магические трюки, от которых замирала толпа, необъяснимые и смертельно опасные для жизни номера. Шарлатаны, скажете вы, обманщики? Но разве можно обмануть того, кто не хочет быть обманутым?
Ведь вы внимательно смотрите?
Они начинали помощниками иллюзиониста, но уже тогда были уверены, что станут лучшими в мире магии.Потом случилась трагедия, пути приятелей разошлись. Оставив их жестокими врагами. Но по-прежнему каждый из них считал себя лучшим фокусником в мире.
Пока Борден не показал трюк, какого еще не видывал свет.
Отныне разгадать тайну фокуса и превзойти соперника, становится для Энджера не просто вопросом престижа. Но маниакальной идеей, ради воплощения которой Роберт готов на все. Но и Альфред не сидит, сложа руки.
А значит, противостояние превращается в смертельную схватку с абсолютно непредсказуемым исходом.
Кристофер Нолан, автор недавнего «Интерстеллара», ныне почитаемый одним из лучших режиссеров современности, начинал свой путь в 1998 с нуарной драмы «Преследование». Затем до 2006-го, случились еще «Помни», «Бессонница» и первый «Бэтмэн». Все эти ленты отличались звездным составом, хорошо созданной атмосферой и частым использованием флэшбеков, а порой попросту нелинейным развитием сюжета.
Лента поставлена по мотивам романа Кристофера Приста «Престиж», но сценарий фильма изрядно отличается от литературного первоисточника стараниями брата режиссера.
Все эти моменты в полный рост присутствуют и в The Prestige. Но есть и нюансы, выделяющие картину из остальных работ Кристофера. Тут вам и Бэйл и Джекман и Йоханссон и Майкл Кейн. И даже Дэвид Боуи, а также Энди Серкис, причем не в виде забавного снусмумрика, а в своем родном теле.
Атмосфера в ленте также на высоте. Лондон 19 века, периода поголовного увлечения мистикой. Костюмы, декорации, театры, улицы, ловкость рук иллюзионистов, горящие глаза публики, флер тайны, и магическая наука в лице Николы Теслы.
Отличная операторская работа с великолепными пастельными задниками природы, игрой света и теней, плюс качественно сверстанные кадры.
Эмоциональный настрой картины тщательно выстроен почти с самых первых минут, бросая зрителя от волнений за судьбы Джулии, и остальных барышень, через гнев на действия Фреди, по волнам сочувствия и негодования на действия обоих протагонистов.
Хорошая режиссерская работа с сильными актерами, способными полностью раскрыть образы, показав и маниакальную страсть к превосходству, и все недостатки чрезмерного увлечения соперничеством, терзания, проблемы и стремления. Полноценный внутренний мир. Причем добавляет перчику то, что оба главных героя, невзирая на некоторое сходство, вышли абсолютно разными людьми. Борден – рубаха-парень, выходец из народа, упертый до чертиков, порой нагловатый, излишне самоуверенный. Сомневающийся, сдержанный Энджер, попервой вообще воспринимающий фокусы, как некую волшебную сказку. И трансформация обоих по ходу картины. Когда ненависть и жажда превосходства, высушивающие душу, убивают в них почти все человеческое.
Выстроена лента в любимом стиле Нолана, начинаясь фактически с финала, и постепенно подбирая все концы, прыгает от одного персонажа к другому. Превращаясь в полноценную, талантливо рассказанную историю. И непременный финальный твист, вытаскивающий из шляпы не ожидаемого зрителем зайца, а зубастого двухметрового аллигатора. А в нашем случае одним твистом дело не ограничится. Ждите второй.
Кстати, смотрите внимательно, как завещал великий Каттер. По ходу режиссер подбросит вам немало намеков на настоящее положение вещей.
Люди, несущие в нашу жизнь магию. Любимые персонажи детских грез. Белые колдуны, творящие невозможное. Люди, работающие на доверии. Обещающие волшебство, а дающие взамен лишь бледное, зачастую жестокое (птичку жалко!) подобие чуда. Использующие энергию толпы, паразитирующие на ней, способные управлять ее порывами. Не останавливающиеся ни перед чем для нового, более эффектного трюка. Никого не напоминает?
Но, к сожалению, есть в The Prestige и пара-тройка неудачных моментов.
Первый, это сюжетообразующая сцена с Джулией. Она абсолютно не продумана, нелогична, и если в нее всмотреться — попросту раздражает. Все участники ведут себя там подобно недоразвитым детям, неспособным на самый простой логический вывод. Начиная с того, что экспериментировать нужно не на сцене, и завершая тем, что узнать какой узел, не представляло труда, нужно было попросту на него посмотреть. А уж о чудесах искусственной вентиляции легких они, конечно же, не имели не малейшего представления.
Далее, отдавая должное атмосфере ленты, надо быть готовым к ее довольно мрачному, давящему эффекту. Наблюдать за пламенем безумного состязания, заживо сжигающим героев и близких им людей, весьма тяжело.
И, наконец, абсолютно не понравился выбор старика Каттера (а с ним, похоже, и режиссера). Не забываем, что на совести одного из героев к финалу уже было две жизни. Абсолютно непричастных людей. Плюс испоганенная судьба человека, съехавшего после действий первого с катушек. Второй же, не убивал никого, кроме самого себя, лишь под конец из чувства мести взяв грех на душу.
Кто их них хороший?
Правильно дети, никто. Оба моральные уроды. Но если верить дядечке Нолану, первый гораздо лучше второго. Семейные ценности и прочая лабуда. Они у вас все что угодно спишут?
Вы меня конечно извините, господин режиссер, но гниловатая у вас финальная мораль выходит.
Или это тоже фокус, как почти все в этом фокусе под названием The Prestige?
Эрго: Атмосферная, неожиданная, качественно снятая, сыгранная и срежиссированная картина-трюк о вреде соперничества, подпорченная финальной моралью и напрочь непродуманной сценой с Джулией.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Саманта Мэхурин, Дэвид Боуи, Энди Серкис, Дэниэл Дэвис, Джим Пиддок, Кристофер Ним, Марк Райан, Роджер Рис, Джэми Харрис, Монти Стюарт, Рон Перкинс, Рикки Джей, Энтони Де Марко, Чао Ли Чи, Грегори Хэмпфри, Джон Б. Край, Уильям Морган Шеппард, Шон Хоус, Джули Санфорд
Проверяя сочинения в последний учебный день 2011, перед каникулами, учитель английского языка и литературы Джейк Эппинг, как и все нормальные люди, строил планы на отпуск. Обычные, вполне стандартные планы. Уборка, отдых, прогулки.
Но все их перечеркнул внезапный звонок владельца «Закусочной Эла» Темплтона, положивший начало событиям, которые никто в здравом уме не назвал бы стандартными.
Оказалось, что в кладовой трейлера Эла, уже не первый год находится «кроличья нора», временной тоннель, ведущий прямиком в 9 сентября 1958 года. Каждый божий раз в один и тот же день. Сперва Темплтон использовал новые возможности сугубо утилитарно. Чистая пища, дешевые товары, дополнительные отгулы.
Но затем он задумался. Эл был хорошим человеком, и не считал себя приверженцем поговорки «про благие намерения». Он решил изменить будущее.
«Переломным моментом» Темплтон посчитал 22 ноября 1963 года. День, когда был убит Джон Фицджеральд Кеннеди, 35-й Президент США.
И все бы хорошо, уверенности в своей правоте с избытком, и можно попробовать помешать некоему Ли Харви Освальду, но оказалось что время весьма упрямая вещь.
Эл заболевает раком. Жить ему остается считанные месяцы, и единственным шансом исполнить свою мечту остается поиск преемника.
Ним становится скромный учитель Джейк Эппинг.
Но хватит ли у него сил и убежденности преодолеть инерцию времени? И нужно ли это делать?
Старому доброму Стивену Кингу давным-давно стало тесно в рамках ужастика. Пускай практически каждая его книга становилась бестселлером, а также иконой жанра. Пускай, он лишь формально оставаясь в рамках хоррора, уже многие годы занимался препарированием «темной стороны» человека. Пускай сложновато найти в мире психолога лучше него. Пускай. Все равно хотелось двигаться дальше. Благо Эдвин хорошо знаком с тезисом: «что не развивается, то неизбежно деградирует». Отсюда, скорее всего, берут начало «Темная башня», «Зеленая миля», «Под куполом», и наш сегодняшний герой. Роман, который уже окрестили лучшей книгой Стивена. Роман вполне сравнимый с лучшими образцами мировой литературы. Независимо от жанра.
Роман, использующий фантастическое допущение не ради него самого, а для создания максимально закрученного конфликта, дополнительных возможностей развития сюжета, сравнительной характеристики разных времен, размышления о проблемах, волнующих любого более-менее думающего человека. А, в конечном итоге, для лучшего раскрытия характеров, идей и мыслей. Персонажей, а через них и автора.
Возможны ли изменения истории к лучшему, или все идет единственно верным путем? (насколько разительное отличие от бесчисленных бездумных «альтернативок», твердо уверенных в своем праве сделать «как надо»).
Оправдано ли насилие, совершенное как бы во благо.
Что важнее: личное или общечеловеческое?
После нас хоть потоп, или людям имеет смысл думать о своих поступках? А если каждый из нас влияет не только на свою маленькую жизнь, но и на судьбу всех представителей гомо сапиенс, земли в целом?
Это, пожалуй, и становится магистральной идеей книги.
Ответственность.
И необходимость помнить о том, что благими намерениями, вымощена дорога в одно крайне малопривлекательное место.
Чем еще приятны книги Кинга, так это тем, что автор редко думает одну единственную мысль, как большинство современных литераторов и кинематографистов. Помимо ответственности Стивена весьма занимает проблема выбора верной жизненной цели, определения приоритетов, поиска истинного призвания.
И, конечно, вечная тема любви. Любви, способной творить чудеса и повергать мир в хаос. Вдохновлять и смешивать с грязью. Быть путеводной звездой и ношей, тянущей в могилу. Чувства, определяющего историю человечества.
И приятным бонусом на этом фоне выглядит погружение в мир Америки 60-х. Иногда забавной, иногда страшной. Иногда наивной, иногда мудрой. Иногда пуританской, иногда отрывающейся по полной. Но всегда живой и полнокровной. И все бы хорошо, вот только сегрегация… Эх, ностальгия дядьку Кинга замучила!
Многим может показаться, что 11/22/63 — роман для американцев. Это верно в той степени, что жители цитадели демократии найдут здесь на порядок больше «манков» и психологических зацепок. За счет родной культурной среды, где они выросли и на которую завязаны тысячами невидимых нитей, глубже прочувствуют дух с атмосферой.
Остальные, кому не повезло родиться на американском континенте, кое-что, конечно же, упустят. Но утешением им послужит мастерство Кинга, позволяющее сполна насладиться моментами романа, понятными любому гомо сапиенсу, независимо от места его появления на свет. Порадоваться за старую Америку, где жизнь была проще и естественнее. А может и позлорадствовать об ее утрате.
В романе практически нет мистики, зато есть как всегда великолепно раскрытые образы (наилучшим образом подтверждающие тезис «каждый человек – это вселенная»), потрясающая атмосфера, и убойная динамика, в некоторых моментах не позволяющая отвлечься ни на секунду.
Как ни крути, Кинг – это голова. Причем, независимо от жанра, в котором он на данный момент работает.
Эрго. Кинг уже давно стал в один ряд с лучшими писателями всех времен. Этой книгой Стивен снимает все вопросы насчет законности своего места на пьедестале славы мировой литературы.
Эффектная бабочка в серой шляпе или Возвращение в прошлое
Джейк Эппинг (Франко) никак не предпологал, что в обычной закусочной у Эла Темплтона (Купер) его ждет самый настоящий тоннель во времени, ведущий прямиком в 1960-й год. Причем Эл оставляет ему в наследство свою сокровенную мечту – предотвратить убийство президента Кеннеди.
Казалось бы – чего сложного – иди и отправь на тот свет пресловутого Ли Харви Освальда.
Так-то оно так, но что если стрелял все-таки не он?
Соответственно Джейку придется прожить в начале 60-х целых три года. На месте досконально разобраться в том, кто именно виновен в покушении.
И попробовать уцелеть при ответных возмущениях прошлого. Прошлого, которое жутко не любит, когда его меняют.
Роман Стивена Кинга «11.22.63» стал знаковым событием в творчестве великого короля психологии и ужасов. Далеко позади остался хоррор, как фирменный знак творчества. Написана вершина психологических исследований гомо сапиенс «Под куполом».
И вот в 2011 году из-под пера Стивена выходит своеобразный американский гимн. Ностальгический оммаж Штатам 60-х. Времени, когда трава была зеленее, цены смешнее, а люди цельнее, что ли. Оммаж, ставший вровень с лучшими образцами мировой литературы. Использующий фантастическое допущение лишь для лучшего нагнетания конфликта. Талантливо смешивающий разнообразные жанры. Поднимающий кучу важных общечеловеческих вопросов, мыслей и тем. Да, ориентированный в первую очередь на жителей США, которые гораздо лучше поймут местные американские нюансы. Но не теряющий от этого не капли своей привлекательности и глубины.
Экранизация была неизбежна, как воцарение демократии во всем мире. Тем более что Стивен пользуется особой, порой извращенной популярностью в кинематографических кругах. В конце концов, избрали вариант мини-сериала, а на главную роль пригласили Джеймса Франко.
В целом вышло неплохо, но до книги, понятное дело, сериал не дотягивает. Что не удивительно. Единственным противоположным примером на моей памяти была волшебная «Звездная пыль», заткнувшая за пояс первоисточник Геймана.
Роман порезали от души, причем протеряли несколько весьма важных моментов (к примеру, от человека с желтой картой остались рожки да ножки, а Билла наоборот перевели в одного из ключевых героев). Но если вы книгу не читали, то 11.22.63 вполне можно посмотреть.
Создателям сериала удалось передать одну из важнейших линий дядьки Кинга – рассказ о Любви, как об одной из главнейших мировых движущих сил. Любви, которая важнее всего на свете. Том великом чувстве, когда ради счастья любимого человека ты готов на все. Даже на то, чтобы уйти в сторону.
Также сохранилась ностальгия по тем былинным временам, когда будущее казалось светлым и счастливым. А настоящее – дающим хорошую опору и излучающим уверенность. Разве что чересчур беззаботными получились у создателей сериала 60-е. Слишком улыбчивыми и слегка несерьезными. Но то такое, можно и не обращать внимания.
И расследование «дела Освальда», в принципе передано на хорошем уровне. С напряженными моментами, сомнениями, разочарованиями и откровениями.
А вот еще одной магистральной теме книги – ответственности за свои поступки, и вопросу вмешательства в историю, было уделено как на меня маловато времени. И прозвучала это тема как-то вскользь, не сильно выделяясь на фоне лав-стори.
Глобальное обрезание параллельных сюжетных линий с одной стороны подбавило динамики, с другой изрядно ограничило и сузило образ протагониста. Которого кроме любви и президента, если верить сериалу, в этой жизни больше ничего не интересует. Поверьте, это не так, Эппинг у Кинга гораздо более многогранный персонаж.
Кстати Джеймс Франко оставил довольно противоречивое впечатление. С одной стороны ему идут образы интеллигентных, воспитанных парней. И чувствует он себя в их шкуре, как рыба в воде. С другой – для всех событий у него ровным счетом два выражения лица. Улыбка на все 32 зуба, или нахмуренная суровость. Полутона потерялись. Игра лицом, глазами, мимикой? О чем это вы?
Сейди в исполнении Сары Гадон очаровательна, светла и воздушна. При этом способна показать характер, построжиться и настоять на своем.
А вот химия между главными героями оставляет желать лучшего. Порой проблескивает что-то, но именно «порой».
Стоит также отметить Даниэля Уэббера в роли Освальда. Малоизвестный сериальный актер справился с задачей на твердую «четверку». Ли Харви получился любящим, эгоистичным, потерянным, растерявшимся, нервным, амбициозным. В общем — живым.
Но основное достоинство сериала в другом. В том, что в наше нечитающее время благодаря ему гораздо больше людей познакомятся с историей Джейка Эппинга.
Завораживающей, затягивающей, напряженной, душевной и такой оптимистичной (невзирая на нюансы).
А там, даст бог, чтобы узнать, как все было на самом деле, доберутся и до книги.
Что еще нужно от экранизации?
Эрго. Вменяемая, но далеко не идеальная постановка по мотивам отличного романа Стивена. Читавшие книгу будут недовольны. Остальным можно смотреть. В качестве аперитива к основному блюду, сотворенному рукой Кинга.
А можно сразу, не тратя 8 часов жизни, взяться за оригинал.
Режиссер: Джеймс Стронг, Фред Туа, Джеймс Кент
В ролях: Джеймс Франко, Крис Купер, Джош Дюамель, Люси Фрай, Сара Гадон, Черри Джонс, Т.Р. Найт, Джордж МакКэй, Даниэль Уэббер, Майкл Искиердо, Тоня Пинкинс, Эми Мари Уоллес, Эрика Андерсон, Джульетт Анджело, Кристиан Бруун, Миранда Калдерон, Кевин Дэннис, Джулиан ДеЗотти, Джоанна Дуглас, Колин Дойл