Локальный Армагеддон в штате Мэн, или Наглядное пособие по экстремальной психологии
Осеннее утро в маленьком городке Честерс-Милл штата Мэн начиналось как всегда. Парил в высоте самолет с Клодеттой Сандерс, совершающей учебный полет. Шел по лесной дороге, покидая город из-за конфликта с Ренни-младшим, сыном второго члена городского управления, Дейл Барбара, повар ресторанчика «Эглантерия». Собирала кабачки на своем окраинном огороде Майра Эванс. Сгребал опавшие листья с лужайки перед своим домом начальник полиции Говард Перкинс. Собирался нанести визит Энджи Маккейн, подруге своего приятеля, тот самый Ренни-младший. Визит, который закончится совсем не так, как он планировал. А затем, в один прекрасный миг, утро резко перестало быть томным.
Над Честерс-Милл возникает огромный Купол, непроницаемый ни для чего, кроме воздуха (и частично воды). Купол, точно повторяющий административную границу городка. Исчезло электричество, проводная связь, и до соседнего Касл-Рока вдруг стало не ближе, чем до Луны. Этим же вечером по телевизору выступил Президент, сказавший лишь то, что он тоже нифига не знает. Но все равно, спокойствие и только спокойствие. Благо генераторы в городке стоят почти в каждом доме, а запасов еды и горючки хватит минимум на месяц. А за это время наши ученные и военные обязательно что-нибудь придумают.
Но что случится за это время с горожанами, отрезанными от «большой земли»? Ведь Честерс-Милл, похоже, имеет все шансы превратится в место, по сравнению с которым пресловутый Дикий Запад буде казаться образцом благоразумия, покоя и законности. И все, чем может помочь армия США в лице полковника Джеймса Оу Кокса, это убедить своего бывшего подчиненного Дейла Барбару в том, что источник, генерирующий Купол, нужно искать в самом городе.
Вот только, по какой причине маленькая Джанель (и не она одна), впавшая в малый эпилептический припадок, просит остановить Хэллоуин?
Дебютный роман Стивена Кинга «Кэрри» увидел свет еще в 1974 году. Юбилей, однако. Уже 40 лет невозможно представить мировую литературу без этого забавного очкарика, описывающего совершенно не забавные вещи. Вампиры, приведения, бешеные собаки, автомобили, духи, демоны и другие зловредные поту (и посю) сторонние сущности роятся на страницах его книг, как пчелы над цветущим лугом.
Но главной зловредной сущностью, частенько оказывается обычный гомо сапиенс. Творчество Кинга можно назвать энциклопедией человеческих пороков и негативной психологии. Гордыня, тупость, зависть, злоба, мещанство, жадность сплетаются у него в разнообразных сочетаниях, буквально выворачивая наизнанку «темную сторону» людской сущности. Демонстрируя ее во всей максимальной неприглядности (особенно на фоне немногочисленных адекватных членов общества), заставляя читателя обратить внимание на гадкие проявления в себе самом. Задуматься, ужаснуться, и что-то изменить к лучшему.
В этом смысле Under the Dome можно назвать кульминацией творчества Стивена, апогеем апофеоза этой непростой, но такой нужной грани его многолетней работы.
Кинг, как великолепный психолог, по ноткам разбирает поведение людей, оказавшихся в замкнутом пространстве (пускай и весьма немалом), показывает, как они доходят до жизни такой. Доводя ситуацию до абсолюта. В прекрасном городе Честерс-Милл авторским произволом перемешиваются личностные, религиозные, психологические, половые, властные, возрастные конфликты. В абсолютно безумных пропорциях и объемах. Создавая настолько ядреный коктейль, что выпивший его рискует получить мощнейший катарсис. Или сказать: «А че, нехило так мужик наваял. Конкретные кексы в этом Милле. Тока буков многовато».
Персонажи у Стивена всегда прописаны очень тщательно и объемно, неся за собой качественный шлейф роли. Мы чувствуем, что каждый из них проявлял свой негатив на протяжении всей жизни. Но пока не появился Купол, все это было спрятано, или, по крайней мере, держалось на поводке.
Но как только стало понятно, что внешний мир на неизвестное время лишен возможности влиять на происходящее в Честерсе, многие послетали с катушек. Это не лучшим образом характеризует их умственные способности, ведь все грешки и преступления по любому позднее вылезут наружу (к сожалению, принцип «после нас хоть потоп», всегда имел изрядное количество адептов).
В Честерс-Милле мы имеем эдакий локальный вариант Армагеддона. Не всемирный апокалипсис, когда только ты сам себе друг товарищ и брат, а остальные тамбовские волки. Наоборот налицо очень большая вероятность того, что Купол рано или поздно исчезнет. И обычная жизнь вернется. Но даже несмотря на это, некоторые жители не в состоянии отказаться от соблазна «урвать кусочек пожирнее».
Самыми яркими представителями антагонистов Честерса выступает семейство Ренни. Отец — Джим, второй член городского управления, и его сын Младший. Папашка – эдакий раздувшийся от самомнения мелкий торговец-политик с комплексом Наполеона. Серый кардинал Честерса, неглупый, но самоуверенный, по дурному религиозный. Основной движитель перемен к худшему в покрытом Куполом городке. Сынуля – среднего ума гопник с неконтролируемыми приступами ярости, усугубленными сильной мигренью.
Остальные – либо молодые туповатые подростки, либо паршивые людишки с червоточиной, либо сонные обыватели, «на раз» поддающиеся психологическому воздействию, игре на струнах страха и паники.
Но, слава небесам, в романах Стивена (несмотря на общий пессимистичный фон), хватает и хороших людей. «Под Куполом» их оказалось на удивление много, поболе, чем обычно в произведениях «Короля ужасов» (неужто Дядька Кинг с возрастом подобрел, начав больше верить в людей?!).
Даже сложно выделить одного. Это и повар-полковник Барбара, наиболее подходящий на роль Белого Рыцаря. Джулия Шамуэй, владелица и редактор местной газеты – репортер в изначальном, уже позабытом значении этого слова. Фельдшер Расти, настоящий медик не по диплому, а по призванию. Его жена патрульная Линда Эверетт, победившая материнский инстинкт. Третий член городского управления Андреа Гриннел, нашедшая силы вырвать свою судьбу из лап смертельной привычки. 12 летний компьютерный гений Джо Макклэтчи по прозвищу Пугало. И это только малая часть тех, кто остался Людьми. Даже в очень не располагающих к этому условиях. Людьми, выходящими на битву со Злом.
Зло в творчестве Кинга принимает разные обличья. И, чаще всего, поначалу оно сильнее Добра. Иногда намного. Борьба с ним бывает разной. От молчаливого неприятия. Через минимальную помощь Добру. До прямой схватки лицом к лицу. Глядите, говорит Стивен. Люди, они разные. Для одного вершиной сопротивления будет недеяние. Для другого – вовремя открытая дверь. Для третьего – отрывание злецу головы. Не делайте то, на что вы неспособны. Но в пределах своей компетентности, уж будьте добры.
И мозгами не забывайте пользоваться, иначе вас разыграют втемную, как лохов позорных, пикнуть не успеете.
Это аспект в Under the Dome рассмотрен всесторонне. Хотите увидеть, как легко создается диктатура в обычном американском городишке? Как просто, не имея моральных принципов, и обладая тщательно взлелеянным влиянием, управлять людьми? Хотите изучить психологию толпы и способы управления ее поведением? Поглядеть, какие типажи смогут не поддастся внутреннему зверю и внешнему оболваниванию? И есть ли у них шансы против беспринципного врага? Добро пожаловать в Честерс-Милл!
Но все же мы читаем не Достоевского, а Кинга, посему будьте уверены, чистой психологией дело не обойдется. Вдоволь будет не изведанного, сперва робко, а затем все наглее вторгающегося в жизнь городка. Будет хватать крови и неаппетитных подробностей (книги Стивена вряд ли занесут в обязательную программу для младших классов).
Но, самое главное, Люди (те, кто достоин этого гордого имени) все же найдут в себе силы и способности справиться с бедой (пускай выживут далеко не все достойные). Как уже случалось ранее, и, по-видимому, не раз случится позднее. В книгах одного из самых скрытно-оптимистичных писателей современности.
Единственный нюанс – финальный отрезок оставил очень неоднозначное впечатление. Многовато, как на меня, ветхозаветно-библейских мотивов с аллюзиями. Кто там унаследует землю? Раскаявшиеся? Осознавшие? Добрые? Кроткие? Ну да, так как то.
Эрго. Кинг, как не крути, это уже классик мировой литературы и один из сильнейших психологов нашего времени. Каждая его книга – событие. «Под Куполом» — знаковый роман для Стивена, роман подводящий итоги (возможно промежуточные) огромному пласту его работы по препарированию американского общества.
Алло, мы ищем Создателя! или Кризис веры священника Кастера
Молодой проповедник Джесси Кастер (Купер) в последнее время все больше сомневался в правильности своего нынешнего жизненного пути. Может из-за того, что его называли худшим пастырем за всю историю городка. Или оттого, что прихожане не очень-то тянулись к добру. Или потому, что сам Джесси, до того как стать священником, долгое время творил отнюдь не богоугодные дела.
Он даже стал подумывать о завершении своей недолгой религиозной карьеры. Тем более, что его бывшая подельница по преступным делишкам Тюльпан О’Хара (Негга) не оставляла надежды вернуть Кастера на путь криминала. Да и еще его новый дружбан-циник, мутноватый ирландец Кэссиди (Гилган) не особо помогал Джесси пережить кризис веры.
Так продолжалось до одной прекрасной ночи, когда в Джесси вселилось некое таинственное существо, наделившее его голос полной властью над живыми существами. А заодно вытащившее из-под спуда похороненные темные грани натуры проповедника. Остроты блюду добавляют сомнения Кастера в том, что ему делать с подвалившей силой. Да двое загадочных мужчин, имеющих свои виды на нового «соседа» Джесси.
11 место в списке Величайших Персонажей Комиксов. 34 место в списке «Сто лучших персонажей комиксов всех времен». Такой большой человек и до сих пор без экранизации? В 2016-м эта величайшая несправедливость была исправлена, и Джесси Кастер шагнул на голубые экраны.
Когда я узнал личность артиста, который будет изображать Пастыря, градус недоверия взлетел прямиком до небес. Доминика Купера до этого я видел в вампирском бреде «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», гоночной безделушке «Need for Speed: Жажда скорости», и полумультике «Варкрафт». Сказать, что он не произвел на меня впечатления своей игрой – значит сделать парню большой комплимент. Но, к счастью, у Доминика было чем удивить зрителя. Он, оказывается, вполне интересный и способный актер.
Тем более, что и его персонаж — Джесси Кастер весьма неоднозначная личность. Сын священника, рано потерявший отца. Человек успевший повоевать, научиться отменно стрелять и великолепно драться. Побывавший преступником и убийцей, а затем, исполняя клятву, данную отцу, вернувшийся в тихий, захолустный приход, на место священника.
Вот только ни покоя, ни благодати Кастер не получил. И начал всерьез сомневаться в боге и религии. Ровно до той самой прекрасной ночи.
Сыграно Джесси на весьма высоком уровне. С эмоциональными взрывами и потрясениями, работой телом и мимикой, взрывами ненависти, недоумения и раскаяния. Купер нежданно порадовал.
Но и кроме Купера в Preacher есть на кого посмотреть.
Это и циник Кэссиди в исполнении Джозефа Гилгана. Алкоголик, наркоман, бабник и шалопай. Ироничный до стеба. Наглый до хамства. Обладающий еще одной интересной и неординарной особенностью.
И Рут Негга с ее Тюльпан О’Хара, экс-подругой Джесси, до сих пор лелеющей в сердце месть тому, кто разрушил их преступное счастье. Крепкая, боевая девица, из тех, кто коня на скаку, и горящую избу в придачу. Несчастный, одинокий человек, красивая, любящая женщина.
И местный бонза Один Куиннкэннон (Джеки Эрл Хейли), невозмутимый бизнесмен, «король мяса», переживший жуткую трагедию и напрочь разочаровавшийся в боге.
Развивается действие неспешно (порой чересчур), постепенно приоткрывая характеры, расставляя фишки на игровом поле и развешивая по стенам многочисленные ружья.
Первую половину сезона и вовсе непонятно, что именно происходит на самом деле. Что стряслось с Джесси, и что это за двое странноватых мужиков в стетсонах. Фактически нам показывают длинный пролог к основной истории. И лишь ближе к завершению вечер перестает быть томным, начинается движуха и постепенно проясняется «туман войны», под которым находится такое… что просто ух!
Снят Preacher иронично до стеба, в классическом черноюморном ключе. Порой жестко, не чураясь крови и крепкого словца. При этом не покушаясь на территорию боевика, в основном балансируя в рамках разговорной драмы. А несколько экшен-сцен, к примеру, долгая групповая драка с милой дамой вполне достойны занесения в золотой фонд современного американского кино.
При всей иронии, ёрничании, внешнем легкомыслии и сарказме не забывает «Пастырь» и об актуальных для практически любого человека вопросах.
Выборе, определяющем жизнь, вере и безверии, ответственности за свои поступки (тем более для по-настоящему сильной личности), возможности решать за других, причем в действительно важных вопросах. О том, что такое Добро, Свет, и каким путем можно добраться до этих сияющих вершин. О внутренней силе и способности обходиться без духовных костылей. И, конечно, о религии. Этой неоднозначной структуре, уже давненько требующей коренных реформ. О наставниках и их влиянии на паству. О Любви и Ненависти.
Первый сезон Preacher долгонько раскачивается и к своему завершению лишь добирается до начала основной истории Джесси Кастера. Он не подарит зрителю много красивой «боевки» и напряженного экшена. Он слабо щадит чувства верующих и тех, кто полагается на высшие силы. Он местами пошловат, скабрезен, натужен, затянут и провинциален.
Но сериал на удивление цепляет, заставляя с интересом следить за приключениями бравой троицы, и еще раз подумать над отношениями Творца и творения.
Эрго. Длинный пролог к истории Пастыря, за 10 серий полностью погрузивший зрителя в мир Джесси Кастера. Будьте готовы к черному юмору, сочащемуся сарказмом и абсолютно брутальному и неполиткорректному подходу к вопросам веры и религии.
Маугли: вольная версия Диснея, или Умненький Лягушонок против большой кошки
Человеческий детеныш, Маугли (Сети), долгие годы беспечально жил в волчьей стае, обучаясь премудростям и законам джунглей. До той поры, пока старый, злобный тигр Шерхан не потребовал от волков отдать ему ребенка.
Видя, что совет Стаи не очень расположен «стоять стеной», меняя волчьи жизни на Лягушонка, Маугли вместе с пантерой Багиром отправляются в людскую деревню на краю джунглей. Ведь, похоже, только человек с Огненным цветком может защитить мальчонку от старого хромого убийцы.
Сборник рассказов Редьярда Киплинга «Книга джунглей» увидел свет в далеких 1893 — 1894 годах. Не все рассказы в этой книге были связаны с Маугли, но именно этот персонаж (может еще Рикки-Тикки-Тави) стал в Союзе буквально культовым. Во многом благодаря мультфильму (а точнее мультсериалу в пяти частях) режиссера Романа Давыдова, снятому в 1967—1971 г.
Американская версия, представленная Диснеем в том же 1967, всегда котировалась на просторах экс-СССР гораздо ниже, и признаюсь честно, я ее и вовсе не смотрел. Прошло почти 40 лет, и Walt Disney Pictures решили, что «нас ждет вторая серия», а точнее ремейк их же мультфильма, но с забавной и смелой попыткой совмещения живого Маугли с компьютерными зверями, улучшенными благодаря вездесущей в последнее время технологии захвата движения.
За смелость – однозначная пятерка. А вот за сюжет Киплинг имел бы полное право подать на Диснея в скорый и справедливый Суд джунглей.
Сперва о приятном.
Картинка.
Джунгли смотрятся на «отлично». Знойное солнце, вековечные деревья до неба, бескрайние луга, бурные реки, проливные дожди, отвесные ущелья, густой подлесок. Вы будто оказываетесь в фильме National Geographic, и несмотря на то что все локации созданы на компьютере, буквально можете попробовать на ощупь индийские леса, приютившие Маугли.
Усиливает это ощущение огромное количество разнообразного зверья, которым переполнена лента (ни одно настоящее животное не пострадало – потому что таковых в этом фильме нет вообще). Плавная грация черного леопарда (как не хватало голоса Людмилы Касаткиной – без нее и Багира не Багира). Забавная возня волчат и жадность дикобраза. Зоосад возле водопоя во время перемирия. Свирепая мощь тигра. Ловкость обезьян. Обманчивая лень медведя. Разве что некоторые взрослые волки смотрятся не всегда натурально.
Да и юный Маугли — Нил Сети – выглядит на фоне нарисованных партнеров вполне органично. Кстати, присмотритесь к движениям зверей и человека. Насколько все же человек по сравнению с животными движется угловато и скованно. Вот только ребенок, всю жизнь ходящий босиком, вряд ли будет так осторожно ступать по земле, как это иногда делает Сети. Там мозоли нарастут – мама не горюй, куда до них кожаной подошве сапог.
А уж в то, что за десятилетие малец не научился отличать сухую ветку от живой – не верится абсолютно. Да и старческое кряхтение 10- летнего мальчишки, наложенное при озвучке, изрядно раздражало. Будто бабка 70 –летняя через ствол лезет, а не полный энергии ребенок. А вот паркур в начале ленты Маугли показал знатный, прям настоящий сын джунглей.
Да, и и за тезис «люди в деревне его испортят – сделают человеком» отдельный респект. А уж за фразу «Зима близко» и вовсе «бравушки».
Как и за динамику, которая несмотря на периодические непременно-надоевшие песни и много бестолковой говорильни поддерживается на довольно высоком уровне.
Теперь о грустном – то бишь о сюжете и персонажах. От Киплинга в ленте Фавро остались рожки да ножки. Трусливые волки, больше напоминающие так и не появившегося в этом фильме Табаки. Не могла стая так реагировать на агрессию тигра на скале Совета. Это на уровне звериных инстинктов – угрожают их положению альфа-самцов здешней части джунглей – атакуй. Да и мать-волчица– действующая как интеллигентная дама из хорошей семьи, а не Демон, с которым побоялся связываться сам Хромой убийца, изрядно удивила.
Беспредельщик Шерхан, «улучшенный» волей создателей картины до неимоверного уровня, получивший поистине иезуитское коварство и способность бодро лазать по деревьям. О боевой мощи даже говорить не приходится. Такое впечатление, что ему абсолютно нипочем любой хищник. А ведь звери далеко не всегда доводят дело до драки, и частенько действуют осторожно – кому охота получить лишние повреждения организма, и после этого голодать, не в силах догнать добычу?
У Киплинга, к примеру, в отношениях с зубастыми обитателями джунглей тигр всегда действовал хитростью, и ни в коем случае не пер против всей волчьей стаи. Тут же Шерхан выступает эдаким до одури наглым Терминатором.
А уж нездоровая страсть американцев к Кин-Конгам, причем в данном случае не несущим вообще никакой смысловой нагрузки (кроме может быть оммажа Армстронгу и бодрой песенки) и вовсе оставила в глубоком недоумении. Что это было, Бэримор? Зачем тут этот Луи?
Багира, по книге девица весьма вольных нравов, кошка, «которая гуляет сама по себе», выросшая в неволе у людей, перенявшая массу их уловок, и постоянно поддерживающая у Маугли стремление к человечьим способам решения проблем, тут изображена классическим сержантом-солдафоном в отставке, и постоянно рявкает на ребенка, когда тот вспоминает свою истинную природу. Кстати, если Багир не делился опытом, и никто из животных не поощрял людскую сторону натуры Маугли, как вообще пацан мог додуматься до всех тех инженерных решений и «конструкций» (он еще и гений лингвистики!) показанных в фильме? Гены, мутатор и ребенок-индиго, что-ли?
А учитель закона Балу, ретроград и суровый наставник, в ленте Фавро наоборот приверженец беспечальной жизни, сибаритства и хипповской вольницы.
У Редьярда Киплинга каждый зверь отвечал за определенную сторону воспитания, личностное качество и подход к жизни. Стая – семейные ценности. Ракша – мать-защитница, способная за детеныша порвать глотку гораздо более крупному зверю. Багира – свободолюбие, индивидуальность, смекалка. Балу – закон, определяющий большинство жизненных ситуаций. Шерхан – ненависть. Каа – мудрость. А тут? Как обычно, ничего не учили и все перепутали. О том, что они сделали с Каа, даже говорить не хочется. Так бездарно «слить» мощнейший образ надо постараться.
Создатели ленты попробовали, конечно, сделать своеобразный реверанс в сторону Киплинга, заявив устами Багира, что это «совсем другая история», но смотрелось это довольно жалко.
И, конечно же, The Jungle Book никак не может на наших широтах избежать сравнения с «Маугли» Давыдова, как раз очень трепетно относившегося к первоисточнику. Как вы понимаете, весы клонятся отнюдь не в пользу ленты 2016 года. Но еще больше проблемы американского кино показывает тот факт, что Давыдов за 1.35 рассказал полноценную историю Маугли вплоть до взросления и ухода к людям. Фавро понадобился 1.45 , чтобы показать месяц его жизни. Голливуд, похоже, считает, что хронометраж картин резиновый, а терпение зрителей безгранично.
Передайте им кто-нибудь, что они ошибаются.
Эрго. Компьютерщики поработали на славу, бесспорно. И мальчишка каши не испортил. А вот за то, что они сделали с персонажами Киплинга, сценаристы и режиссер просто обязаны на них жениться.
В сентябре 2295 года Земля погибла. Что случилось? Контакт, будь он неладен.
Аквилане, обитатели далекого мира в созвездии Орла, отчего-то не воспылали братской любовью к своим собратьям по разуму с прекрасной земли.
Земля погибла, однако человечество выжило. Ну, вы в курсе — куда до него тем тараканам. Отныне оно существует кое-где на поверхности Терры, оправляющейся после ужасной бомбардировки, и в колониях, разбросанных по Солнечной системе. Луна, Марс, Венера – вот основные игроки на новой политической карте Солсистемы.
Какие игры, когда еле живы остались?
Да те самые, извечные. Кто тут главная жаба в нашем небольшом болоте. Колонию на Венере населяют служащие Космофлота, те, кто контролируют Рой Светлячков – самое мощное оружие в системе, которое никогда не поворачивалось против людей. Оружие, положившее конец вторжению аквилан.
Остальные поселения пока ничем интересным не отметились, но очень хотели бы. А как без войны доказать космофлотчикам, что их время прошло?
И все бы ничего. Не первое массовое смертоубийство в человеческой истории, и, к сожалению явно не последнее, если бы не одно «но».
Аквилане аж никак не отказались от своих планов. И, похоже, они не единственные инопланетяне, проявляющие интерес к Земле.
Звезда Роберта Ураловича Ибатуллина – ученого и преподавателя, историка, физика и писателя, взошла над фантастическим небосклоном неожиданно. Появившаяся в конце 2015 года «Роза и Червь» получила Интерпресскон за дебют, и АБС-премию 2016 года. Это при том, что до этого на счету Роберта, в основном творящего под псевдонимом Равиль Искандаров, находились в основном произведения малой формы (да и тех немного).
Хотя читателям Самиздата фамилия Ибатуллина знакома давно. Еще в 2013 автор выложил текст «Розы» в сеть, где с романом (точнее как выяснилось позднее его ранней редакцией) мог ознакомиться любой желающий.
Первое, что бросается в глаза при прочтении «Розы»: тем, чем большинство авторов заканчивают роман – победой над врагом, Ибатуллин его только начинает. Уже хорошо. И, безусловно — полифония романа. Не очень частая ситуация, когда книга написана настолько стилистически разнообразно, и так свободно играется с формами подачи материала.
Постапокалипсис смешивается с космооперой; мемуары с изложением от третьего лица; триллер, политические игрища, шпионские главы, типа: «Бонд, Джеймс Бонд», со сказочными разделами подростка, впервые попавшего в большой мир; драматургия совещаний, проводящихся под режиссурой умелого постановщика, с научными изысканиями и открытиями; газетные репортажи с детскими учебниками; психологические этюды с берущим за живое боевиком.
Плюс языковые особенности. Официальная речь перемежается компьютерными отчетами, напряженные сцены экшена, наполненные короткими обрывистыми фразами — вальяжными беседами на приемах, доклады политиков и переговорщиков — общением военных и спецназовцев.
Причем все эти изыски обоснованны и оправданны. Ведь форма подачи текста напрямую зависит от восприятия реальности персонажами.
Главы Максвелла Янга серьезно отличаются от глав Зары, а разделы, посвященные Саиду от разделов Арлекина.
Причем эти особенности не лезут сразу в глаза, а проявляются постепенно, распускаясь подобно прекрасной розе (не черной). В результате получаем своеобразную почти всеобъемлющую хронику, рисующую картину будущего.
А уж какие периодически автору удаются словесные конструкции и целые абзацы, намертво приковывающие читательское внимание и буквально пробирающие до дрожи. Ух!
Если подытожить — за стилистику и лингвистическую работу Ибатуллину однозначный респект.
Как и за уместную наукообразность романа. Все в меру (не Уоттс, отнюдь, что радует, Питера нам и одного пока хватает), без чрезмерной концентрации на единицу текста, разбросанно по всей книге. В результате такой подход абсолютно оправдан – с чистым сердцем позволяет отнести «Розу» к фантастике с научным уклоном, и читателя сверх меры не грузит.
Картину будущего человечества, созданную Робертом, наоборот не назовешь чересчур оригинальной. Непременные импланты, через которые идет общение с непременной глобальной сетью. Непременные генетически измененные гомо сапиенс, предназначенные для жизни и работы в условиях невесомости и иной гравитации. Внеземные инкубаторы – целые антропофабрики по производству людей.
Разве что идею «аур» — виртуальной иллюзии, создаваемой компьютером, заменяющей космикам (жителям колоний) одежду и документы, можно назвать нестандартной. Да отчасти персональную рекламу, работающую на потребителя через импланты.
Да и к его прыжкам по локациям нужно привыкнуть (хотя слишком много времени на это не понадобится).
А вот основная стержневая идея книги (своеобзразный оммаж Азимову) хороша. История, сперва выглядящая как обычный рассказ о злых инопланетянах, со временем становиться не тем, чем виделась поначалу. С середины романа появляется ощущение, что что-то не так, и вторжение аквилан — не совсем то, чем казалось поначалу. Постепенно, по чуть-чуть автор приоткрывает завесу тайны, и картина начинает проявляться, как батискаф, всплывающий с глубины. Сперва неясная тень, затем более явные, но еще не до конца видимые контуры, бурление воды, уже почти виден аппарат, чуть искаженный преломлением лучей, и наконец, полное появление пред очами читателя.
А уж какой отличный щелчок по носу верных апологетов антропоцентризма!
И конечно, стоит отметить приколы и ироничные моменты «Розы».
Начиная от забав с языками будущего. Как то: Rent Lodak, означающий прокат водных судов на русском языке XXV века. Или реалианской религии, опирающееся на принцип «Вся наша жизнь игра», в которой верховный гейммастер несет утешение прихожанам – геймерам и нубам.
И до общей концепции мусульманизации Руси, построенной на словах первого эмира: «умные и талантливые нам ни к чему», и проходящей под девизом, написанным на стенах домов: «Джихад форевер». Не очень веселая ирония, зато чертовски актуальная в наше непростое время.
А вот куда отнести своеобразный пессимизм по поводу будущего гомо сапиенс, ставший уже хорошим тоном (или прости господи, трендом) среди фантастов, и говорящий, что люди всегда в любое время и в любой обстановке будут убивать за власть и влияние, я даже не знаю.
С одной стороны читателю легче воспринимать реалии – все до боли родное и знакомое, с другой очень уж не охота верить в то, что и в далеком будущем человечество ни капли не изменится, продолжив рвать друг другу глотки за кусочек пожирнее.
Эрго. Весьма интересный наукообразно-космический проект, сильный основной анти-антропоцентричной идеей и стилистическо-лингвистичными наработками. Что позволяет простить некий пессимизм, чересчур открытый финал и стандартизированное будущее человечества.
Ремесленники войны в ожидании мастеров, или Явление орков народу: дебют
Родной мир орков, Дренор – умирает. По призыву шамана Гул’дана все орочьи кланы готовятся к переселению в другой мир – Азерот, куда Гул’дан пообещал открыть врата.
Казалось бы, проблема решена, однако Скверна, магия, которой пользуется Гул’дан, работает исключительно высасывая жизненные силы тех, на кого укажет шаман.
Существ, которых можно принести в жертву, хватает лишь на то, чтобы переправить в Азерот передовой отряд лучших воинов. Им нужно захватить побольше пленников, чтобы открыть путь остальной Орде.
Жители Азерота, понятное дело не особо жаждут послужить горючим для прибывших в их мир здоровенных громил. Чтобы разобраться с тем, как противостоять пришельцам, король Штормграда Ллейн Ринн (Купер) посылает своего лучшего военачальника Андуина Лотара (Фиммел) к Хранителю Медиву (Фостер) – чародею, защищающему Азерот.
Тем временем Дуротан, вождь клана Северных волков все больше убеждается в том, что именно Гул’дан и Скверна виновны в гибели их прежнего мира.
И если шамана не остановить, новый мир ждет та же участь. В одиночку клан точно не одолеет Гул’дана, но если объединится с людьми, у них появляется шанс.
Идея создать картину по миру Варкрафта появилась еще 10 лет назад, причем в достижении этой цели свои усилия объединили Blizzard и студия Legendary Pictures (на ее счету «Бэтмены», «Начало», «Интерстеллар» Нолана, «Хранители» Снайдера, «Седьмой сын», «Эверест» и многое другое).
Снимали ленту в первом полугодии 2014 года в Канаде, а пост-продакшн занял втрое больше времени – двадцать месяцев.
Перед Варкрафтом как и перед любой другой экранизацией компьютерной игры, стояло две задачи. Понравится поклонникам-геймерам, и одновременно заинтересовать обычного зрителя, не имеющего представления о том, что такое Азерот, и с чем его едят.
Так как фанатом Варкрафта, я не являюсь (в свое время, лет 15 назад, еще до полноценного появления у нас интернета, играл одиночные миссии то ли во втором, то ли и вовсе первом Warcraft), оценим картину с точки зрения обычной фентези.
Параллельно с огромным облегчением выведя за скобки ублюдков здешнего военпрома, как-то людские мечи и доспехи (они перекочевали прямиком из игры, и фэны порвали бы режиссера на лоскуты, посмей он отказаться амуниции, привычной взгляду игрока).
Сперва о плюсах ленты.
— Орки. Ясно видно, что именно на этих клыкастых громил создатели ленты угробили львиную долю своего внимания и огромного бюджета Варкрафта. И не зря.
Орки естественны, эмоциональны, гармоничны, разнообразны, и не вызывают ни малейшего сомнения в своей реальности.
Первобытные дети природы, смешавшие в себе черты индейцев, викингов и разнообразных пикто-галлов.
Смелые, благородные, ценящие силу и грубую шутку. Легко поддающиеся на манипуляцию и провокацию, но уже вполне способные пользоваться мозгами. А уж хозяйственные какие! Нет бы овцами да козами Скверну покормить, нет уж, какой хозяин добрую скотину на убой пустит. А вот пленники дело житейское.
Кстати, изображали орков обычные актеры с помощью технологии «захвата движения».
Ты, не отрываясь, сопереживаешь благородному Дуротану (слишком хорошо думающему об орках, пытаясь «показать» им истину) и его жене. Злишься на туповато-честного Оргрима, искреннее ненавидишь коварного Гул’дана, сожалеешь о слабости Чернорука и одновременно готов порвать ему глотку. Все орки живее и полнокровнее большинства наших с вами соседей.
— Мелкий орчонок. Наследник Дуротана, с его сменой мимики заслуживает стать символом расы орков поболе своих взрослых соплеменников. А заодно интернет-хитом сезона, куда тем мими-шным пушистым котятам.
— Грифон. До лучших представителей киношного племени драконов он не дотягивает, но как единственный представитель летучего племени достоин отдельного упоминания.
— Адекватная сказочность. Создатели ленты не особо пока замахивались на глобальный эпик, лишь намечая контуры будущего цикла и вскользь пробегаясь по локациям мира. Невзирая на фон из оскаленных орочьих лиц и сражений, по большей части проходящих за кадром (за фильм нам покажут три сражения, лишь одно из которых можно назвать крупным), Warcraft остается сказкой о личностях: благородном Дуротане, саркастичном Лотаре, юном мажонке Кадгаре, мятущейся Гароне, уставшем Медиве, переполненном Скверной Гул’дане.
И в этом качестве сказки, но еще не мифа, Варкрафт вполне уместен и гармоничен. А вот когда создатели фильма начинают стремиться к глобальной легендарности, все становится на порядок хуже.
Недостатки ленты.
— Люди. Они не просто полностью проигрывают оркам в харизме и убедительности. Они скорее смотрятся бочонками для тренировки юных орочьих футболистов. Функциями, которых режиссер поставил в кадр, но успел рассказать им лишь о должности, коей облечены их персонажи. Импозантный, изящный король. Мудрая королева. Угрюмый военный.
На уровень орков выходит ровным счетом один персонаж — сделавший неплохую карьеру Рагнар Лодброк, тьфу ты, Андуин Лотар в исполнении Трэвиса Фиммела. Он ироничен, порой до стеба, нагловат, самоуверен, при этом настоящий слуга царю, отец солдатам, да и про эмоции не забывает. На фоне остальных гомо сапиенс – заслуженный Оскар, без вопросов.
Плюс создатели картины явно в былые годы играли в Варкрафт исключительно за орков.
И как Питер Джексон в своем ВК/Хоббите искренне возненавидел Гондор и Эсгарот, то Дункан Джонс, по-видимому, паршиво относится к Штормграду. Жители этой благословенной страны у него тупые, как пробки.
У короля есть «язык», честно выложивший все о планах противника – какие сомнения и долгие советы? Вперед к порталу – давить Гул’дана. Нет, они в процессе умудрились протерять где-то 18 (!) легионов (в реальной истории — огромнейшая сила, римский легион 4-6 тыс. человек, или у них в Штормграде легион аналогичен нашему взводу? Так вроде нет). Это при том, что в Азероте находятся лишь передовые отряди Орды (правда, об их численности создатели ленты скромно умалчивают).
Да такие неприспособленные к жизни существа, как здешние люди просто обязаны уступить свою землю зеленокожему победителю.
О людской тактике боя даже говорить не приходится – отсутствует как класс. Как и организация войска. Боевой строй, говорите, какой такой строй? Один раз соорудили черепаху, затем, по-видимому, устыдились: у орков нет, и у нас больше не будет.
Орки их лупят в хвост и в гриву, и лишь у Лотара с королем получается лихо пластать здоровенных противников. При том, что больше НИКТО из королевской армии таким умением не отличился (разве что Каллан' неплохие задатки проявлял). Так может Лотару курсы имело смысл провести для своих воинов? Поделится так сказать опытом. Драться их научить. Строй держать. Если за предыдущие годы не удосужился, гений полководческого цеха.
Да и стрелками в армии Штормграда какая-то клиническая неприятность. Не было, не было, а потом бац! Вундерваффе!
В общем, боевую часть картины очень сложно назвать приемлемой. Слабо поработали господин Джонс с консультантами, слабо.
Да и за ростом орков через раз не уследили. То те здоровые качки, высотой в полтора человека, а в следующем кадре — одинакового роста с Лотаром или королем. Вы бы как-то определились, что-ли.
— Не меньше, чем никакущие гомо сапиенс раздражали также непонятки с основными сюжетообразующими моментами. И если абсолютно не раскрытую Скверну еще можно простить: ну магия такая, типа смерти. Откуда взялась? Потом узнаете. Может быть.
И персонажей, с которыми нас почти не знакомят (шлейф роли? Это вы о чем?) тоже.
То ситуация с демоном, людей незнакомым с нюансами мира Варкрафта, оставила в полном недоумении. Какой демон? Откуда? Зачем? Почему ни полслова не сказано, ни о его происхождении, ни о целях, ни о способностях? Как он может влиять на людей, причем не простых людей.
У создателей картины получился даже не Дьявол из Машины, а супер-пупер Дьявол из Машины. Неаккуратненько.
— Ну и излишний пафос в и без того средних диалогах тоже по ушам резал изрядно. Создатели ленты почему то решили, что сказка и примитив – это одно и тоже. Ошиблись.
Под конец поговорим о моментах, которые нельзя безоговорочно отнести ни к удачам, ни к провалам фильма.
— Графика. Действительно производит искусственное впечатление. Но при этом «отстойной» ее назвать нельзя. Тут скорее уместно сравнение: «бедненько, но чистенько». Если б не $160 000 000 бюджета и бог бы с ним, но при таких денжищах картинку можно было бы сделать и получше.
— Маги.
Пухленький мажонок, на которого повесили спасение мира, смотрится даже забавно. Но одновременно обо всех остальных чародеях это говорит не лучшим образом.
Хранитель в исполнении Бена Фостера. Тут огромная вина лежит на сценаристах, не давших развернуться неплохому, в принципе, актеру. Опять же, шлейф роли, ау! Без него ничего не понятно. Но после фильма остается огромное ощущение недосказанности образа. Причем я думаю, у Фостера тоже.
Да, и все же – почему у эльфов светятся глаза? Они у вас что – произошли от кошачьих?
Эрго. Неоднозначное фентези с шикарными орками и ужасно сделанным людьми (кроме Лотара), вполне достойное просмотра не только фанатов игры. Недоработок масса, но и приятные моменты присутствуют. Попасть в золотой фентезийный фонд шансов нет, но любителям жанра проходить мимо не стоит.
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Трэвис Фиммел, Пола Пэттон, Бен Фостер, Доминик Купер, Тоби Кеббелл, Бен Шнетцер, Роберт Казински, Клэнси Браун, Дэниэл Ву, Рут Негга