Назидательная гибель империи, или О развращающем влиянии власти
Жители семи островных королевств Тиро долгие столетия жили обычной жизнью. Воевали, мирились, работали и рожали детей. До того момента, пока король Ксаны, одного из самых презираемых государств, не возжелал объединить всех в империю под своим началом. Причем у него получилось, во многом благодаря гигантским воздушным кораблям и талантливым военачальникам.
Шли годы, император состарился и умер, оставив новую державу под приглядом своего малолетнего сына и эгоистичных советников. Тут то и началась борьба шести королевств за свою свободу.
Борьба, в самом центре которой оказываются бывший разбойник Куни Гару, и чудом уцелевший потомок военачальника, до последнего сопротивлявшегося имперским войскам Мата Цзинду. И, конечно, боги – покровители Семи королевств, схлестнувшиеся в новой схватке, должной заново перекроить карту мира.
Дебютный роман Кена Лю в 2015 году с ходу получил одобрение критиков, премию «Локус», и даже был отмечен номинацией на саму Небьюлу.
На меня эта книга произвела крайне двойственное впечатление.
С одной стороны перед нами объемное эпическое фентези, погружающее читателя в новую, небезынтересную локацию с кучей персонажей, интригами и божественным вмешательством.
— С любопытным островным миром, идеей Великих туннелей, соединяющих клочки суши, летающими кораблями, гребущими по небу огромными оперенными веслами, и логограмами (аналогами иероглифов), различными для каждой державы. С семью королевствами у каждого из которого свои фишки, национальные особенности, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны (компьютерной игрой попахивает, согласен).
— С хорошо проработанными главными героями, каждый из которых влечет за собой ощутимый шлейф роли. Героями отлично прописанными, показательно развивающимися и несущими каждый свою идею. Харизматичный простолюдин Куни Гару проходит путь от молодого повесы, через чиновничью и разбойную работу, аж до самых вершин. Он сообразителен, неглуп, весел, любит выпить, отлично ладит с людьми. При этом не лишен ответственности, добр и способен полностью отдаваться делу, которым занимается. Аристократ Мата Цзинду – великий воин, способный в одиночку одолеть десятки противников (а порой и сотни). Он невозмутим как скала, не боится крови, не замечает препятствий, знает, как должно, не прощает оскорблений, ценит честь и положение, поначалу воспринимая Куни как странноватого выскочку, творящего непонятные вещи, типа прощения предателей. Со временем их отношения меняются (и не один раз), и на взаимодействии этих двух персонажей построена одна из сильнейших линий книги.
— С когда вменяемыми, а когда совсем немудреными интригами, за которые, правда, почти полностью отвечают имперские чиновники (ну и боги, куда ж без них).
— С восточным колоритом, с его «ритуальными позами для сидения», порой не совсем понятными для западного человека реакциями и действиями героев.
— И, конечно, богами, которые не сходятся лично в поединках (соглашение блюдут), однако по полной программе оказывают влияние на происходящее, помогая своим фаворитам.
С другой — в романе изрядное количество анахронизмов и речевых оборотов, абсолютно не присущих условному средневековью. Это чертовски режет глаз, особенно, когда встречается посреди интересного описания еще какой-нибудь черты характера протагониста (они удаются автору особенно хорошо). Будто на полном ходу во время спуска с крутой горки, вам под санки попадается ковано скрытая под снегом яма – ощущения крайне занимательные. Причем списать это на восточные особенности никак не получается (максимум на перевод), попросту автор слишком часто пользуется лексикой и терминологией 20 века. А как может быть подано восточное фентези с божественным вмешательством наглядно показала Кейра Дэлки в восхитительной «Войне самураев». Небо и земля.
Ну и общая стилистика текста и подход к вопросу оставляет желать. Мало того что все начинается с авторских рассуждений на уровне младшей школы: аристократы это хорошо и правильно, простолюдины как то не очень, да и вообще свое место позабыли. Аристократы, правда, во время империи тоже «потерялись».
Так и продолжается все как-то странновато. Пока Лю описывает метаморфозы, происходящие с любимыми героями, их отношения – все в порядке. Стоит начать говорить на отвлеченные темы – тут же текст становится нарочитым, кое-где схематичным, кое-где жутко занудно-нравоучительным. При том, что описывает автор вполне логичные вещи:
Война это плохо. Ведь, что имперцы, что повстанцы грабят все, до чего могут дотянуться, и режут несогласных не задумываясь. То бишь обычному человеку по большому счету фиолетово, кто именно с него шерсть стрижет, главное чтобы не дважды.
Убивать налево и направо – нехорошо, люди от смерти близких сильно огорчаются, и будут норовить отправить убийцу на тот свет.
Власть развращает. В романе даже есть специальный персонаж, введенный, похоже, именно для иллюстрации это детсадовской истины — Хуно Крима называется. Да и главные герои радостно вляпываются в ту же ловушку.
Только лучшие из лучших могут устоять перед давлением власти, и стать настоящими вождями в изначальном значении этого слова (тех, кто служит своему народу). И то ненадолго.
Управлять нужно вдумчиво и ответственно, иначе правление твое рискует быть очень кратким и кровавым.
Мысли правильные, но мало того что далеко не первой свежести, так еще и поданные очень своеобразным стилем – то ли эдакой сказкой на ночь, то ли в виде лекции для детишек, прогулявших все уроки истории.
При этом, если смотреть на фактаж и попытаться абстрагироваться от глюков в форме подачи материала, следить за происходящим вполне любопытно.
Перед нами развернется картина падения империи (плюс ретроспективой ее создание), со всеми присущими этому нелегкому периоду особенностями: шаткостью казавшегося незыблемым престола, частым предательством, людским фактором в полный рост, мистическими случайностями, удачей и «непрухой», верой в вождя, массовой гибелью непричастных и наказанием невиновных, столкновением профессионалов и восторженных дилетантов. Плюс сдобренная божественным вмешательством разных высших сущностей, что придает и без того не пресному блюду дополнительной остроты.
После чего мы проследим за попытками создать на месте рухнувшей империи что-то новое. Попытками, всерьез осложняемыми теми, кто хочет, чтобы было как раньше, во времена 7 королевств, и никак иначе. Божественным влиянием на лидеров восстания и людскими интригами. Не лучшими человеческими качествами этих самых лидеров, типа гордыни, непокобелимости и упертости, как на дрожжах прущими наружу при серьезных успехах.
Забавно — автору, похоже, с одной стороны не по нутру унификация и глобализация (может он в натуре передовой китаец?). С другой, ругая например империю за «стройки коммунизма», изничтожение национальной письменности или стандартизацию колес для повозок, настоящего задора Кен не проявляет. Может сам уже не верит в то, что возможен другой путь? Судя по завершению, точно не верит.
Имен, персонажей, описаний земель и особенностей держав в «Королевских милостях» хватает. Но все же по объему вываливаемой на читателя информации это не Мартин и не Малицкий, все несколько скромнее. Хотя любителям эпического фентези найдется, где порезвиться. Пускай описание мира не дотягивает до лучших образцов жанра, но все же практически каждое из островных королевств способно порадовать читателя парой-тройкой любопытных национальных фишек. Парой-тройкой интересных второстепенных персонажей и природных особенностей.
А значит, фанатам эпика точно скучать не придется.
Эрго. Восточное эпическое фентези, сильное главными героями, их отношениями и некоторыми «фишками» мира. При этом серьезно испорченное массой анахронизмов, современной лексикой, вовсю используемой средневековыми протагонистами и назидательно-схематичным стилем, столь полюбляемым автором.
Вневременные вопросы понимания, или Структуральнейший лингвист — лучший представитель человечества
Доктор лингвистики Луиза Бэнкс (Адамс) прослыла одним из лучших переводчиков Америки. Плюс, после недавней работы для разведки, поимела допуск к совершенно секретной информации.
Поэтому неудивительно, что когда в 12 точках земного шара появились инопланетные корабли, для того чтобы разобраться в языке пришельцев полковник Вебер (Уитакер) привлек именно Луизу. Язык алиенов оказался весьма непростым и абсолютно непохожим на земные аналоги. Но доктор Бэнкс не зря ела свой хлеб. Кое-что удалось понять. Эта информация поставила на уши все заинтересованные стороны. Не только американцев. Но и остальных, над чьими странами зависли корабли чужаков.
И стало окончательно непонятно, к чему приведет контакт с неведомой расой? К развитию и процветанию человечества, или к очередному жесточайшему конфликту, вовлекшему в свою орбиту все земные державы?
Фантастика, говорящая о первом контакте бывает разной. Бравурным боевичком с кучей спецэффектов типа «Дня независимости». Глубокой психологической историей о людях, одной из лучших фантастических лент за всю историю кино, как то «Контакт» Земекиса . Или неким средним вариантом – красивым, наукообразным, но при этом полным логических дыр, как выдержанный швейцарский сыр (это я об «Интерстелларе», если кто не догадался). К счастью, Arrival Дени Вильнёва, режиссера жёсткого «Убийцы», гораздо ближе ко второму типу, хотя в паре мест сценарист все же откровенно не доработал.
Одним из первых приятных впечатлений от картины становится ее оптимистичность и позитивность. Гомо сапиенсы оказывается не бесполезным хламом, способный только засорять планету, есть, убивать и испражняться, а вполне даже системообразующим фактором на уровне вселенной, способным со временем неплохо пригодиться, куда там тому медведю, зайцу и селезню из «Царевны лягушки». Создатели картины верят в объединение людей, их способность превозмочь свои худшие качества и сделать правильный выбор. Пускай сперва на это окажется способен один представитель вида, но он покажет дорогу остальным.
Постановщики хорошо относятся ко всем без исключения нациям Земли. Практически все американцы и вовсе выглядят в фильме пусичками, но даже загадочные китайцы, чья душа потемки, способны, в конце концов, прийти к правильному решению.
Вильнёв со товарищи даже, скромно шаркая ножкой, указывают вариант пути для развития человечества (остается лишь вопрос – когда же наконец прилетит волшебник в голубом…тьфу ты , когда появятся гектоподы на своих ракушках).
Это при том, что изначально фильм вовсе не воспринимается фантастикой. Люди, столкнувшись с неизвестным, ведут себя правдиво и полностью логично. Паника, вопли СМИ, абсолютная потерянность, неопределенность и непонимание происходящего. Что приводит к абсолютно предсказуемым последствиям. Ведь при появлении потенциальной опасности бесхвостая обезьяна жутко пугается и норовит изничтожить то, что ее напугало. Агрессия, насилие, бунты, попытки урвать что-то перед воображаемым концом света. Какая уж тут фантастика? Обычная жизнь. И без пришельцев такое сплошь и рядом.
Но затем зритель постепенно отдаляется от неистовых человеческих толп и погружается в рабочую атмосферу группы, работающей над пониманием пришельцев. Конечно, все происходит под приглядом военных, возглавляемым непоколебимым Форестом Уитакером, но даже вояки тут показаны вполне адекватными людьми (не без исключений, конечно).
А уж что говорить о наших ученых.
Эми Адамс и ее структуральнейш… (пардон!) лингвист Луиза Бэнкс тоже изрядно боится неизвестного (как обычный человек). Но поскольку она умная женщина с организованным мозгом, пускает энергию страха не на разрушение, а на созидание. А затем начинается привыкание к невозможному, разгорается азарт познания, и Луиза творит такие вещи, о которых и подумать не могла еще неделю назад. Адамс играет больше внутри, без чрезмерных театральных внешних проявлений, но в ее доктора искренне веришь.
Астрофизик Иэн Доннели в исполнении Джереми Реннера тут откровенно на вторых ролях, выступая эдаким оруженосцем при могучем рыцаре (хотя совсем без открытий сценаристы его не оставят), Но своей бесшабашной харизмой актер походя эмоционально забивает почти всех партнеров по кадру.
Следить за происходящим интересно, хотя как такового действия, особых спецэффектов или крышесрывных фантастических элементов в «Прибытии» практически нет, а сюжет большую часть картины развивается никуда не торопясь. Есть долгоиграющая интрига, слезная мелодраматическая линия, хорошая операторская работа, парочка ученых, медитативно увлеченная своим делом, и антураж из миллиардов жителей Земли и туманных гексаподов.
Снято все напряженно, трогательно, с регулярными драматическими перипетиями и ситуацией, неоднократно висящей на волоске. Также постановщики порадуют нас минимум одним красивым ходом, и дадут возможность в очередной раз поспорить о понимании друг другом существ обладающих разумом (или стремящихся к таковому), разнице восприятия и понятийном аппарате. О любви и ответственности родителя перед ребенком. О природе времени и будущего, их неизменности, предопределенности, или наоборот многовариантности.
Но, как всегда остается масса вопросов к сценаристам ленты. Такое впечатление, что они сами для себя не ответили на те самые вопросы по поводу времени и будущего. В результате пришельцы в их исполнении выглядят местами просто глупо. Оставим за скобками их странноватую систему коммуникации (сложновато представить расу, общающуюся исключительно невербально, нарисованными, пускай жутко емкими иероглифами, возможно у них существует еще один способ общения, для своих?). Спросим лишь не сильно ли самонадеянно было со стороны гексаподов ставить все на одну карту, при этом абсолютно не готовясь к визиту на Землю и ни капли не облегчая задачу землянам? Или же все могло случиться только так, а не иначе? Но это вряд ли, ведь такой вариант попросту опускает общий уровень интриги ниже плинтуса.
Да и высшее руководство стран участников контакта (особенно Китая) ведет себя порой слишком по пацаньи, на уровне «ты че забыл у меня на районе??? А кого ты тут знаешь???».
И крайне спорным выглядит финальное решение Луизы по поводу ребенка. По крайней мере Катерина, подключив материнскую точку зрения, всерьез засомневалась в том, что более-менее вменяемая родительница поступит так, как доктор Бэнкс.
Эрго. Душевная, стильная история о контакте, утверждающая, что человечество (пускай сперва и в лице одного человека), все же способно перебороть страхи и проявить свои лучшие качества. История, не стремящаяся к экшену, оптимистичная, верящая в людей и возвращающая веру в то, что даже сейчас можно снимать неглупое кассовое кино, которое найдет отклик в сердцах массового зрителя. За это ленте вполне можно простить и недоработки сценаристов и даже «на ухнарь» расслабившихся пришельцев. Не переживайте, головоногие, все будет путем.
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Майкл Стулбарг, Форест Уитакер, Сангита Патель, Марк О’Брайэн, Эбигейл Пнёвски, Ци Ма, Натали Тибо, Рут Чианг, Анана Ридвальд, Расселл Юэнь, Фрэнк Фиола, Ларри Дэй, Пэт Кили, Джо Кобден, Джулиан Кэйси, Эндрю Шэйвер, Макс Уолкер, Кристиан Джада, Женевьева Сироис, Мустафа Хайдари, Кэтлин Ставерт, Шон Кэмпбелл
Машинная преграда преступности, или Парочка, спасающая жизни
Экс-агент спецслужб Джон Риз (Кэвизел) в последнее время полностью утратил смысл жизни. Гибель любимой, разочарование в деле, которым он занимался долгие годы. Жить без цели Риз не умел и не мог, с помощью бутылки неторопливо приближаясь к кладбищу.
На его счастье человек с навыками спецагента срочно понадобился загадочному богатею Гарольду Финчу (Эмерсон). Причем не для преступных целей, а вовсе наоборот. Для спасения людей, находящихся под угрозой.
Откуда информация об опасности? От суперкомпьютера – машины, запрограммированной Финчем для слежки за гражданами по заказу правительства.
Члены которого считают Финча мертвым, и абсолютно не расположены делиться информацией, полученной от машины.
А значит если слухи о деятельности Финча и Риза выплывут наружу, за их жизни никто не даст и ломаного цента.
Детективными процедуралами, связанными с преступлением и наказанием, уже давно никого не удивишь. Но так как к созданию Person of Interest напрямую причастен сценарист «Престижа», «Интерстеллара» и «Тёмного рыцаря» Джонатан Нолан, брат Кристофера, на проект стоило обратить внимание. Тем более что сарафан у сериала оказался на «пятерку», обещая качественную интригу и массу сюрпризов по ходу дела, вплоть до смены жанра.
Начинается все как классический криминальный сериал, одна серия – одно дело: подозреваемые, расследование, слежка, боевые сцены.
Однако не обходится без нюансов. Во-первых, бравая парочка получает от всевидящей машины крайне куцую информацию. Они узнают лишь то, что определенный человек в ближайшее время окажется связан с нарушением закона. Нет даже информации о том, жертву они перед собой видят или преступника. Все приходится выяснять по ходу пьесы. Причем частенько невинный на первый взгляд агнец оказывается бородатым козлищем. И, наоборот. В воображении Нолану не откажешь.
Во-вторых, создатели сериала стараются максимально разнообразить дела, с которыми приходится сталкиваться нашим Робин Гудам, подавая на суд зрителя своеобразный препарированный срез американского общества. Вот продажные копы и коварные спецслужбисты. Вот честные судьи и злобная мафия. А вот обычные люди, живущие своей обычной жизнью и вдруг попадающие как кур в ощип, или выбранные козлами отпущения. Перед нами проходят типажи разного возраста, пола и социального положения, мелькают весьма любопытные судьбы и персонажи, периодически возвращаясь вновь.
Вдобавок в «Подозреваемом» частенько используется интересная манера съемки, для которой характерна смена ритмов, замедление или ускорение времени, нам показывают разные хронологические пласты, отпрыгивая на десяток лет назад, составляя, будто пазл, портреты наших протагонистов.
Финч, создатель машины, испытывающий жуткое сожаление о погибающих людях, чью смерть могли предотвратить, но не стали, и решивший исправить несправедливость. Закрытый на все пуговицы средних лет хромающий мужичок, не подпускающий никого на расстояние пушечного выстрела. Скрывающий массу тайн и большую трагедию. Эмерсон выдает на наш суд человека-сочувствующего, гениального программиста, одновременно разочаровавшегося в людях и испытывающего ответственность за своих сограждан. Умного, скрытного параноика, склонного к сопереживанию. Человека разбогатевшего, но оставшегося человеком, не ощутившего себя пупом земли.
Не менее загадочный Риз – бравый агент спецслужб, машина убийства на службе правительства, у которой однажды засбоил самый важный узел – уверенность в собственной правоте. Джон немеряно крут и поначалу кажется и вовсе непобедимым супергероем, решая силовые вопросы буквально играючи. Но со временем выясняется, что ничто человеческое ему не чуждо: Риз начинает допускать ошибки, получать по башке, и периодически проигрывать схватки. Кэвизел играет своего персонажа очень скупо и на первый взгляд слишком безэмоционально. Но со временем начинаешь подмечать разнообразные нюансы мимики Риза, его скрытую иронию, боль и сожаление. И через полдесятка серий он уже не кажется роботом из стали, а наоборот живым и харизматичным человеком.
На общении этих героев, их попытках раскусить партнера, выяснить подноготную друг друга строится немалая часть интриги сериала.
Плюс создатели сериала разбрасывают массу нитей и подвязок, которые не используются сразу, а срабатывают позднее, добавляя саспенса и нетерпеливого ожидания возвращения заявленных ранее злодеев.
Нельзя не обратить внимания и на социальную подоплеку проекта. Популярную после 11 сентября на Западе тему противостояния терроризму, и способов которые для этого используются. Тему преимуществ и недостатков тотальной слежки, способной предотвратить массу плохого, но при которой гражданам придется позабыть о большинстве старинных свобод и вольностей. Тему силовых структур и спецслужб, местами сросшихся с теми, кого они должны отлавливать. Тему сделок властей с дьяволом (не можешь уничтожить наркоторговлю — возглавь).
И когда зритель уже полностью срастется с жанровым направлением «Подозреваемого», привыкает к подходам, методам, задачам и проблемам, стоящим перед протагонистами, к концу второго сезона его ожидает неожиданность, сравнимая с ударом пыльным мешком по голове. Неожиданность, таки да изрядно меняющая жанровый вид проекта, и добавляющая в привычное блюдо детектива изрядно фантастики.
Да, Person of Interest не идеален. Со временем сценаристы исписываются (что, впрочем, беда не только «Подозреваемого»). Порой у протагонистов все получается слишком легко, патроны привычно не заканчиваются (хотя случается и недостаток боеприпасов), а противники, типа той же ЦРУ, относятся к своим обязанностям спустя рукава. Но при всех этих нюансах сериалу удается зацепить зрителя и уговорить провести вместе все cвои пять сезонов.
Эрго. Интересный, хотя и не без недостатков проект, в процессе нежно соединивший детектив с фантастикой. Может порадовать также качественной парой протагонистов и неплохо продуманными сюжетными подвязками, всплывающими позднее по ходу пьесы.
Режиссер: Ричард Дж. Льюис, Джеффри Дж. Хант, Чарльз Бисон, Фред Туа, Стивен Уильямс (II)
В ролях: Джеймс Кэвизел, Майкл Эмерсон, Тараджи П. Хэнсон, Кевин Чэпмен, Такако Хэйвуд, Натали Зи, Сьюзэн Миснер, Джеймс Хэнлон, Крис Чок, Уильям Сэдлер, Брайан Д’Арси Джеймс, Куртеней Тейлор, Жермен Кроуфорд, Леон Эддисон Браун, Майкл Дрэйер, Грегори Лэй, Брюс МакВитти, Энтони Мангано
Генри Лайон Олди «Сильные. Кн. 1. Пленник железной горы; Кн. 2. Чёрное серце». -- СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2016 г. Серия: Азбука-Фэнтези
Мифология времени, или Боотурская сага/Звезда по имени Человек
Юрюн Уолан, из рода айыы заранее знал свою судьбу. Будет боотуром, как и его старший брат Мюльдюн. Настоящим. Врожденным. Вот в Кузницу съездит, доспех/меч ему Кытай Бахсы подберет – и уже боотур. Врагов будет ломать, злых адьяраяев крушить.
Кто же ведал, что Юрюн случайно узнает о существовании еще одного своего брата – и захочет его отыскать. А когда за дело берется настоящий боотур, пускай и молодой, остановить его крайне нелегкая задача. И уж точно мало кто догадывался, к каким последствиям для всего Трехмирья может привести желание юного Уолана увидать неведомого брата.
Харьковский писатель Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) постоянно ищет для себя новые вызовы. И тут, вдруг, после четвертой трилогии Ойкумены, Олди возвращаются к мифологической теме, вроде завершенной ими еще в конце 90-х. Да, в 2012-м был «Внук Персея» , но он казался лишь единичным ностальгическим эпизодом.
Хотя уже по эпосу, ставшему основой для новой дилогии автора, можно было догадаться, что без неожиданностей не обойдется. Ведь «Сильные» были написаны по якутскому олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Якутскому! Для обычного белого читателя, нации столь же далекой, как какие-нибудь Стаи у Винджа.
Но лишь до прочтения новой книги Олди. Оказывается, люди в далекой мифологической Якутии не сильно отличались от нас с вами. Ну не так чтобы прям нас с вами, а скорее от некоторого общего, слегка идеализированного образа человека (мифология все-таки). Кузнецы куют, охотники охотятся, мастера занимаются ремеслом, дети помогают взрослым и набираются опыта, женщины следят за домом и хозяйством. Причем все это тихо, спокойно, без надрыва, переживаний, депрессий или возвеличиваний своего тяжкого труда (мифология все-таки!). Так заведено, что люди трудятся, потом отдыхают и опять за работу. Обычное дело.
Есть, конечно, исключения, вроде богов и их потомков – боотуров, тем ни учиться не нужно, ни работать. Так на то они и айыы. Просто для них «обычное дело» немного другое, чем у остальных жителей улуса.
Хотя внутри, если присмотреться – те же люди. Вот, к примеру, Юрюн, глазами которого мы будем видеть мир «Сильных». Нормальный, хороший пацаненок поначалу, с детским взглядом на окружающих, любовью к близким, страхами и опасениями. Молодой боотур, прошедший Кузню и загоревшийся идеей поисков брата. Узнающий множество нового о богах и людях. Взрослеющий юноша, все чаще сталкивающийся со своей боотырской сущностью. С наслаждением убивающий врагов, и способный удержать себя от этого насаждения. Понимающий злым молодым пониманием проблемы своей семьи. Открывающий с каждым днем все новые и новые горизонты этого мира. Зрелый человек-мужчина, познающий тяжеленную ответственность, слабость сильного и силу слабого, совершающий ошибки и отвечающий за них. Шикарный образ, который мы отследим фактически с младых ногтей, образ ставший нам ближе большинства реальных старых знакомцев.
Причем подан этот персонаж как бы в двух временных пластах — основная линия от его первого лица в хронологическом порядке, плюс комментарии и размышления (и воспоминания, ага) постаревшего и помудревшего Юрюна (привет с Итаки).
А уж сколько мы за время чтения узнаем якутских блюд, обычаев, традиций и особенностей местных игр, состязаний, пиров, празднеств, рождений, свадеб, похорон – ни в сказке сказать, ни пером описать.
А затем первый том (детский, вводный в историю) подходит к концу, и сюжет летит вперед как пришпоренная лошадь. Коварные похищения, грандиозные сражения, опасные странствия и жуткие чудовища, Нижний мир, адьяраи в количестве и ассортименте, все то чем полон оригинал «Нюргуна Боотура Стремительного». Семейные саги «взрывают мозг», мир висит над пропастью, время сходит с ума, напряжение растет по экспоненте, герои подвергаются жутким опасностям и чудом остаются в живых (и то не все). История излагается уже не только от лица Юрюна, появляются другие рассказчики, со своим стилем и манерой изложения. Причем продолжается развитие образов полюбившихся протагонистов (в первую очередь того же Юрюна), на чью долю выпадает столько перипетий, что другим авторам этого хватило бы на многотомную эпопею, книг эдак на 10-12.
Плюс мы все ближе узнаем одну из самых интересных «фишек» романа – местных боотуров. Людей с оригинальными особенностями, поднимающими тему чистой и незамутненной агрессии, свободной от страха, сомнений и мыслительных оков. Силового воздействия, отделенного от разума, морали и этики. Тему воина, «сильного», машины смерти, с одной стороны идеально подходящей для мгновенной реакции на опасность и защиты от других «сильных», с другой – ограниченной, зажатой в границы своей «боотуристости» и со временем способной навсегда потерять самое главное сокровище человека.
И на протяжении всего романа над обычным попервой эпосом висит тень Времени (привет от Кроноса) и теории академика Козырева. Она с нами с первых страниц. Словечко там, термин там, оговорка там, постоянно проскальзывают намеки, что мы видим не просто вольный перепев мифологии якутского народа, а нечто гораздо большее. Может уважительный гимн Его Величеству — непостижимому и безграничному, несмотря на все теории и достижения науки?
Ну и, конечно же, как всегда у Олди (а как иначе!) дилогия переполнена моральными дилеммами, вечными вопросами, философскими «вторыми смыслами». На них можно не обращать внимания, читая «Сильных» лишь как историко-мифическое фентези в антураже (Олди дают такую возможность, «приключений тела» в книге хватает). Но те, кто все же даст себе труд не лениться, получат на порядок больше удовольствия от отслеживания авторских аллюзий и размышлений над предложенными темами.
Перед читателем мелькают вопросы ответственности, силы и слабости, системы «свой-чужой», преобладания воли над желанием, ума над инстинктами. Темы людской энергии, разума и его границ, безудержной жажды ученых к познанию, взросления, вызовов авторитетам, отцов и детей, ограничений и ограниченности, творящей и разрушающей любви, «закуливания» в маленьких семейных мирках, и к чему может привести подобное «растворение» в других людях.
Обыгрываются вечные поговорки типа «сила есть ума не надо» и «благими намерениями вымощена дорога» сами знаете куда. Читатели столкнутся с вечной битвой звериного начала с человеческим внутри каждого гомо сапиенс. Инстинкта с разумом. Простого со сложным. Внутренних изменений под воздействием непреодолимых внешних обстоятельств.
Проведут несколько дней в компании отличных рассказчиков, увлекательной истории и интересной пищи для ума.
Эрго. Отличный мифологический эпос о сильных и слабых, преданности и предательстве, разуме и инстинктах, любви и ненависти, человеке и человеке. Ну и немножко о времени – стихии? энергии? состоянии? субстанции? — определяющей нашу жизнь.
Братская любовь под грохот копыт, или Приключение в антураже
Иудея. Начало нашей эры.
Молодой еврейский аристократ Джуда Бен-Гур искренне считал Мессалу Северуса — сироту взращенного в семье Гуров – своим братом. Мессала тоже хорошо относился к Джуде, но быть обузой, всем обязанным приютившей его семье не хотел. Он покинул Иерусалим, поступил в армию и несколько лет сражался в самых горячих точках империи, дослужившись до трибуна. Затем Мессала вернулся – но не мальчишкой-приемышем, а римским военачальником, должным обеспечить безопасность нового прокуратора, прибывающего в Иерусалим. И надо же было такому случиться, что эту самую безопасность подвергли сомнению именно с крыши дома Гуров.
Роман Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» (1880) экранизировался до 2016-го уже пять раз. Причем версия Уильяма Уайлера 1959 года 11 Оскаров, став одним из лучших пеплумов за историю кино. Однако Бекмамбетов решил внести новизну в классическую историю.
Причем вышло у него это на удивление адекватно. Хотя на самом деле, гораздо логичнее было бы снимать некую похожую, но абсолютно новую историю, не привязываясь к книге Уоллеса. Ведь от фильма 1959-го нынешний Бен Гур серьезно отличается. Причем, в первую очередь, из-за осознанного решения постановщика.
Лента Уайлера была по-хорошему эпичной, с римскими парадами и триумфами, пафосной музыкой, тысячными (причем живыми, а не нарисованными) толпами, ярким ощущением времени, находящемся на переломе, и тенью Христа, отбрасываемой на все происходящее.
Тимур решил сделать более простую, приземленную, эмоциональную, человечную и жизненную версию, рассказывающую о прощении и возможности понимания, невзирая на злую судьбу и национальную рознь, через соперничество двух приемных братьев, и совсем вскользь, формально, для галочки, буквально касанием пера — о Спасителе.
Причем типажи братьев серьезно отличаются от фильма 1959-го. В современной версии Бекмамбетова Мессала нормальный, адекватный мужик, над которым есть свое начальство, давшее ему четкий приказ, и не способный ничего сделать в создавшейся ситуации. Да и на отказ Гура «стучать» ему по большому счету плевать. Ведь он не удаляется гордо, блестя глазами, как настоящий римлянин у Уайлера, показывая, что все кончено, а остается на ужин.
А виноват в проблемах семьи сам товарищ Бен, который мало того, что выглядит попервой изрядным повесой, ухарем и гулякой, не особо верящим во что бы то ни было кроме своего коня. Так еще и проявляющим благородство не вовремя, даря свое гостеприимство тому, кому не следовало.
Кстати, почему постановщики испугались имени Иуда сделав главного героя Джудой? В 1959-м коленки не задрожали, а в 2016-м решили перестраховаться? Непонятно.
Да и финал лишь подчеркнул различный подход Бекмамбетова и Уайлера к первоисточнику. Тимур действительно решил рассказать в основном историю названных братьев и семьи, преодолевающей любые преграды, в том числе национальные и государственные. Тогда как Уильям снимал историю времени.
На этом фоне полностью выброшенная линия консула (вместе с императором и остальным Римом), и то, что Бен Гур стал супервозницей за несколько недель обучения у Илдерима (Фримен) — выглядят абсолютно невинно.
Поставлено все, как это принято в последние годы, очень доходчиво, выпукло, детально. Каждая мысль акцентирована, разжевана и засунута в рот зрителю. Глянцевая фигура Иисуса, «Ты сделаешь для меня тоже самое», детально показанная сцена спасения Бен Гура Мессалой, и т.д. В последнее время создается впечатление, что Голливуд снимает для умственно отсталых детей.
Причем есть несколько типично голливудских сцен. Самая яркая – визит непонятного африканца (Илдерима) к прокуратору для заключения ставок. «Это частная встреча», «проходи, не задерживайся» «и мы это делаем из любви к спорту» — подобный маразм встретишь уже далеко не в каждом западном фильме.
А вот к экшеновой стороне картины претензий никаких. Масса действия (особенно если сравнить с лентой 1959-го) — флешбеки сражений Мессалы, гонка братьев вначале. А галерное сражение снято так и вовсе на порядок круче, чем у предшественника. Практически полностью подано с точки зрения галерного гребца, каково? Да и колесничная гонка сделана вполне на уровне (причем по слухам режиссер старался снимать ее без излишнего использования компьютерных технологий), но ничем новаторским не отличается.
Актеры тоже отработали неплохо. Тоби Кеббелл (Мессала) сперва смотрится неуклюжим бычком, но по возвращению в Иерусалим разворачивается. Джек Хьюстон показывает хорошее развитие образа, причем делает это эмоционально, живо, естественно.
За попытку рассказать о людях, способных отринуть национальные и сословные преграды. Людях в конце концов способных позабыть о том, кто из них римлянин, а кто иудей. Людях понявших, что главное в родстве, причем не по крови, а по духу. Людях позабывших об государственных уицраорах, бросивших их друг против друга. Людях понявших, что мир главнее меча, Бекмамбетову простое человеческое спасибо.
Вот только складывается впечатление, что эта позиция режиссера, именно так увидевшего классическую историю, пришлась не совсем ко двору современному обществу, вновь настроенному на очередную (понятное дело опять провальную) попытку революционных перемен.
Эрго. Вполне адекватное приключенческое кино о возможности прощения, неважности сословных и национальных условностей, соперничестве и «братской любви». Если бы фильм снимался не как Бен Гур (не надо бодаться с признанной классикой), а как абсолютно свежее приключение в историческом антураже, его прокатная судьба наверняка была бы более успешной. Хотя снимай Бекмамбетов не Бен Гура, вряд ли он получил такой бюджет (100 лямов). Но это тоже пошло бы ленте только на пользу.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек, София Блэк-Д`Элиа, Морган Фримен, Марван Кензари, Мойзес Ариас