Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte, Kons

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv, negrash, монтажник 21



Статья написана 1 августа 2024 г. 21:01

Напомню, что дискуссия о фантастике 1954 года началась в «Литературной газете» 7 августа статьей С. ПОЛТАВСКОГО «У порога фантастики», продолжилась 28 октября статьей «Традиции и новаторство» Вл. НЕМЦОВА (между ними было короткое выступление академика В.А. ОБРУЧЕВА) и завершилась 11 декабря И. ЕФРЕМОВЫМ, А. СТУДИТСКИМ и Л. ЖИГАРЕВЫМ. В промежутке было опубликовано письмо читателя Н. Внукова.

Но было и еще одно письмо.

В «Литературной газете» № 148 от 14 декабря 1954 года на странице 5-й под рубрикой «Предсъездовская трибуна» (ко Второму всесоюзному съезду писателей) была размещена подборка писем читателей. В том числе и следующее:

Ждем книг о будущем

Большинство моих товарищей, с которыми мы вместе кончали ремесленное училище в прошлом году и с которыми я работаю сейчас, не расстается с книгой ни днем, ни вечером. На занятиях нашего литкружка нередко собирается по сорок-пятьдесят человек. Молодые слесари, токари, каменщики, фрезеровщики, электромонтеры – люди очень занятые: ведь большинство из них, кроме работы на заводе или учебы в ремесленном училище, еще учится в вечерних школах. Но они охотно жертвуют своим отдыхом, чтобы поспорить о литературе, поговорить он новых книгах, встретиться с писателями, прочитать и обсудить свои собственные произведения.

Я думаю, что любовь к герою определяется не только положительными качествами героя. Но тем, что какие-то его черты совпадают с чертами характера читателя. Вот почему мои товарищи горячо любят героев приключенческих книг за их отвагу. Многим положительным героям новых книг не хватает именно этих мальчишеских качеств – непосредственности, озорства, готовности к приключениям.

В последнее время вышло в свет немало книг о ремесленниках и молодых рабочих, но ни один из этих героев не полюбился молодежи так, как полюбился Павел Корчагин, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой или герои Жюль Верна, Майн-Рида, Дюма.

Павел Корчагин, Зоя и Олег Кошевой волей обстоятельств были поставлены в исключительные условия, которых они могли проявить все лучшие качества своей души. Другие же герои были поставлены в такие условия волей создавших их писателей.

А героям иных наших книг не хватает именно исключительности обстоятельств, в которых они бы могли проявить свою доблесть. Многие писатели почему-то боятся вымысла, воображения, игры фантазии, а в результате герою не в чем и негде себя




Статья написана 31 июля 2024 г. 21:49

#Фантлаб #СССР #Советскаяфантастика #научнаяфантастика #НаукаPRO #НиколайСмирнов #ИванЕфремов #фантастика

Что означают имена главных героев и названия космических кораблей в романах «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Сердце Змеи», «Звёздные корабли» советского научного фантаста, учёного-палеонтолога и социального мыслителя Ивана Антоновича Ефремова? Какие смыслы заложил в них автор?

Об этом рассказывает Николай Смирнов, историк, писатель, соавтор книги «Иван Ефремов» из «Жизнь Замечательных Людей».




Статья написана 30 июля 2024 г. 11:19

От эксперимента — к традиции! В смысле, к традиционному для «ФантКаста» формату двадцатиминутных лекций. Так-то прошло неплохо, но в условиях дефицита ресурсов (и финансовых, и времени) сложно продолжать.


цитата
Этот выпуск «ФантКаста» целиком посвящен одному мифу – но мифу, мощно повлиявшему на всю мировую фантастику. Вавилонская башня, история ее строительства и ее падения – как преломляется этот образ в произведениях Теда Чана и Джосайи Бэнкрофта, Самюэля Дилэни и Хорхе Луиса Борхеса, Яна Вайсс и Ребекки Куанг, Андрея Столярова и Далии Трускиновской? Какие подтексты передает, какое послание отправляет читателю? Обо всем об этом, а также о нереализованных возможностях мифа размышляет книжный обозреватель Василий Владимирский.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

ВКонтакте

SoundStream

Spotify

Podcast Addict

YouTube

YouTube.Music

Mave

ЛитРес

RSS


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

ЮMoney

— Карта Сбербанка 2202206210159153

— И подписывайтесь на нашу страничку на Бусти!


Статья написана 29 июля 2024 г. 19:45

РАССКАЗЫ УЧЕНЫХ О БУДУЩЕМ


ОКОЛО года назад «Межрабпомфильм» совместно о московским и ленинградским Домами ученых объявил закрытый конкурс на либретто для научно-фантастического фильма. Перед участниками конкурса — научными работниками — была поставлена серьезная задача — в занимательных сюжетах поставить серьезные научные проблемы, выдвигаемые нашей современностью.

Ha-днях состоялось заключительное заседание жюри конкурса. Жюри рекомендовало либретто 12 авторов, среди которых — профессор атомной физики Л. Л. Капица, ближайший помощник академика Павлова профессор физиологии Ю. П. Фролов и т. д.

Советский север, советские моря, советские пустыни — вот важнейшие темы, затронутые учеными в предложенных ими сюжетах.

Ленинградский ученый Ю. П. Знаменский ставит проблему освоения морей и океанов Советского Союза. В своем либретто «На глубине километра» он ставит вопрос о коренной хозяйственной переоценке и освоении морских глубин. Что знает сегодняшняя наука о толще морских вод, о толще морского дна? Их богатства неисчерпаемы. Миллионы тонн белков и жиров морских млекопитающих, рыб, моллюсков, ракообразных, иглокожих... Леса гигантских водорослей. На морском дне залежи золота и других металлов, залежи нефти...

Советский Союз имеет большую и богатую морскими продуктами береговую линию. Тихий океан, моря Баренцево, Черное, Каспийское — десятки тысяч квадратных километров морского дна нашей страны. Осваивается электролов. На добыче водорослей стоят драги. Самолеты переселят икру кеты с Дальнего Востока на Мурман; великое переселение сельди...

Либретто уводит нас в глубину морей, показывая будущее подводного советского хозяйства. Светящиеся надводные и подводные буи уводят нас по круто спускающейся «дороге» на морское дно... «Аэромобиль-амфибия» везет нас в подводный совхоз будущего. Рыбы со светящимися глазами, с фосфоресцирующей чешуей, с чудовищными челюстями остаются в стороне, отгоняемые электросетями.

Вот машина пошла по ровному подводному тракту. Здесь светлый день — станция морского прибоя посылает сюда свою энергию. Здесь пресноводная зона. Дальше идут плантации водорослей, морских моллюсков, питомники подводных животных и рыб. Гигантские лопасти морской капусты причудливо присосались к раковинам и к искусственным возвышениям... Рабочие в скафандрах втыкают пучки бамбука в морское дно. Здесь в будущем вырастет лес.

Вот подводная электроподстанция, механическая мастерская, подводные заводы. Замечательна архитектура подводных сооружений, похожих на гигантских морских животных...

Под водой можно видеть друг друга и разговаривать с помощью радиотелефона-телевизора.

В иной мир, в мир безводных пустынь уводит нас либретто «Покоренная пустыня». Автор этого либретто, ученый специалист Института гидротехники и мелиорации В. Г. Корнев, ставит проблему получения воды из воздуха с помощью подпочвенного орошения. Теплый, насыщенный водяными парами воздух, охлаждаясь в подпочвенных дренажах, выделяет воду. Оазисы перестают быть единственными источниками воды в пустыне. Необходимую для работы рефрижераторов электроэнергию дают гелеустановки — солнце приводит в движение рефрижераторы...

Освоению Приполярья посвящает свое либретто ленинградский метеоролог Б. Демчинский. После морских глубин и горячих песков мы попадаем в сторону снега и холода. Либретто «Преобразованный север» ставит исключительно интересную проблему: как смягчить климат Приполярья, как сделать его пригодным для жизни человека и вызревания злаков.

Для этого нужна тепловая энергия. Но где источник, могущий дать эту тепловую энергию? Такой источник, оказывается, на севере есть. Этот источник — холод. Наука говорит, что какой бы то ни было вид энергии можно получить, имея некую разницу уровней потенциалов. Вода, свергаясь с высоты, приводит в движение турбины. Разница потенциалов электроэнергии создает в замкнутой цепи электроток. Разница температур парового котла и холодильника приводит в движение машины... Разница в температуре необязательно должна быть положительная. Достаточно и разницы в уровнях у температур отрицательных. Физик Леблон провел такой опыт: на дне глубокого колодца он поместил жидкий воздух, температура которого минус 193 градуса. В колодец он опустил камень и кусок обычного льда, температура которого ниже нуля. От соприкосновения с «теплым» льдом температура жидкого воздуха поднялась, он начал испаряться, и создалось давление газа, силой которого камень был поднят наверх.

Исходя из этого опыта, Б. Демчинский предвидит решение проблемы получения тепловой энергии на крайнем севере. Легче всего будет освоить как-раз «полюс холода», где температура бывает зимой до 70 градусов. В качестве движущего газа для «колодцев» будет использована углекислота, точка сжижения которой близка к 70 градусам. Суровая полярная зима сама поможет заготовлять энергию, которая обеспечит затем раннее и долгое лето. По мере надобности в «колодцы-термосы» с заготовленными запасами жидкой углекислоты вводят тепло. Получается быстрое газообразование, приводящее в движение тепло-установку.

Откуда же однако возьмется на севере теплый воздух, который нужно подвести к жидкой углекислоте, чтобы заставить ее «испариться» и проделать полезную работу?

Тут на помощь придут подземные пожары. Приполярье обладает каменным углем, бурыми углями, сланцами и особенно торфом. Запасов топлива тут предостаточно, надо только уметь их использовать, не извлекая из-под снега и земли. Горят же около Кузнецка природные подземные пожары, некоторые подряд по 100 лет. Искусственные подземные пожары сильно изменят климат Приполярья, уменьшится снежный покров, весна будет начинаться раньше, изменится пейзаж.

Подземные пожары не приведут к катастрофическим явлениям: слой глины, находящийся над горящими пластами углей, обжигается и образует крепкий свод. Посредством большей или меньшей подачи воздуха можно будет управлять подземными пожарами.

Теплый дым выходит из буровых скважин. Он повторяет то, что когда-то в значительно большем масштабе делали далекие вулканы и сопки: стелющийся от них дым предохранял землю от снега и промерзания...

Таковы идеи Демчинского. Аналогичны проблемы, поставленные другими авторами. Материал, полученный конкурсной комиссией, бесконечно ценен и интересен. Он заслуживает внимания сценарных отделов киностудий. Высококвалифицированные кинодраматурги должны быть привлечены к работе над сценариями по рассказам ученых о будущем. Научно-фантастические кинофильмы, созданные по этим сценариям, будут одинаково интересны и для юношества и для взрослых.

В. СОЛЕВ.


(Вечерняя Москва, 1936, № 30, 7 февраля)

Тот самый конкурс, в котором участвовала "Аренида" Казанцева и Шапиро.

Об авторах:

Ю. П. Знаменский — вероятно, Юрий Петрович Знаменский, автор брошюр о научно-популярном кино. Окончил киноотделение Высших курсов искусствоведения при Институте истории искусств в Ленинграде (не позже 1930 г.)

В. Г. Корнев — Василий Георгиевич Корнев. Публиковал работы по орошению в 1930-х — 1960-х.

Б. Демчинский — вот какую справку даёт В. Окулов:

цитата
Журналист и литератор Борис Николаевич ДЕМЧИНСКИЙ (1877 – февраль 1942, Ленинград) родился в семье инженера (путей сообщения), метеоролога и садовода. Был чиновником по особым поручениям при Управлении землеустройства. Встречался с Львом Толстым. Печатался с 1907 года, после революции опубликовал немало книг научно-популярного плана. Погиб при блокаде Ленинграда. Автор «фантазии» «Христос в революции» (1907). Его очерк «К нетронутым недрам» (1939), фигурирующий в НФ-библиографиях – не фантастика…


Файлы: Untitled.pdf (3229 Кб)
Статья написана 29 июля 2024 г. 17:07

#Фантлаб #Fantlab #НиколайГоголь #Гоголь #Вий #ХомаБрут #ВладиславОтрошенко #мистика #ужасы #фантастика #классика

Страшилка, сказка, фольклорная история — или всё-таки нечто большее? Что хотел сказать Гоголь повестью «Вий», о чём она? Почему это произведение не поняли современники и режиссёры сегодняшних дней? Как «Вий» связан с религиозным чувством и смертью Гоголя? Какие тайны и символы скрыты за образами ведьмы и бурсака Хомы Брута? Эти вопросы обсудит вместе с читателями писатель Владислав Отрошенко, автор «Гоголианы» — бестселлера, посвящённого самому загадочному русскому писателю.







  Подписка

Количество подписчиков: 718

⇑ Наверх