О New Wave, «новой волне» англо-американской фантастики 1960-1970-х, написаны сотни книг и тысячи статей. Муркок и Баллард, Желязны и Дилэни, Прист и Диш, Эллисон и Дик – каждый из этих авторов досконально исследован сам по себе и в рамках того блистательного поколения, к которому все они принадлежали. Едва ли получится добавить к этому что-то новое… Или все-таки можно? На такую амбициозную задачу замахнулся постоянный ведущий «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский. В этом выпуске он рассказывает, как эта самая «новая волна» пришла в СССР и на постсоветское пространство, кто ей помогал и что мешало – ну и заодно упоминает о неуловимом сходстве между New Wave и «четвертой волной советской фантастики», подлинном или мнимом.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
А вот и очередной выпуск нашего подкаста. На сей раз — юбилейный, пятидесятый, и снова «авторский» — то есть посвященный только одному замечательному автору.
цитата
За последние десять лет Алексей Сальников, прославившийся книгой «Петровы в гриппе и вокруг него», опубликовал пять романов (все – в той или иной степени фантастические). И стал одним из самых известных российских писателей «поколения сорокалетних», собрав солидный урожай литературных наград, от «НОСа» (премии «Новая словесность») до «Большой книги» и «Новых горизонтов». В чем же фишка сальниковоской прозы, как она устроена, почему у одних вызывает раздражение, граничащее с хейтом, а у других – восторг? В пятидесятом, юбилейном выпуске «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский размышляет о типичных, узнаваемых чертах романов Сальникова – и о новой книге «Когната», которая очевидным образом выпадает из этой последовательности.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Второй январский «ФантКаст» появился на общедоступных площадках. В очередной раз возвращаемся к нашей любимой теме, утопическому мышлению, рассказываем о «технооптимистических» конкурсах НФ и даем несколько полезных советов.
цитата
Почему в современной фантастике нет позитивного образа будущего, нет беспроблемных утопий? Вечный вопрос, любимая тема для литературных дискуссий. Искали ответ на него и мы – причем в нескольких выпусках «ФантКаста». Но сейчас есть повод еще раз вернуться к этой теме: только за последний год прошло (или было объявлено о проведении) целых трех конкурсов рассказов о «технооптимистическом будущем» – все три с весомыми денежными призами от 400 тысяч до миллиона рублей за первое место. Книжный обозреватель Василий Владимирский в очередной раз рассказывает, что не так с утопией, почему отсутствие «позитивных сценариев» скорее заслуга писателей-фантастов и делится лайфхаками: как обойти систему и написать нестыдный рассказ, полностью соответствующий запросам организаторов, если вы все-таки не расстаетесь с надеждой стать миллионером.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Декабрь-январь – те месяцы, когда от разнообразных «итогов года», в том числе итого книжных и итогов фантастических, буквально деваться некуда, быстро набивают оскомину. Долго думал, как бы вывернуться, чтобы не повторять в «ФантКасте» то, что я говорил и писал на других площадках, в итоге плюнул – и решил наступить на горло собственной скромности, попробовать персональную оптику, рассказать, «где я был и что я делал». А заодно – что не сделал, хотя планировал, и что планирую в ближайшем будущем, если жив буду. Надеюсь, не очень скучно получилось.
цитата
Сорок восьмой выпуск «ФантКаста» в некотором смысле экспериментальный. На сей раз наш бессменный ведущий, книжный обозреватель Василий Владимирский, рассказывает о личных итогах 2024 года, о персональных достижениях и планах на наступивший 2025 год – связанных с фантастикой, разумеется, а как иначе. Звучит немного нескромно, не самый типичный для нашего подкаста подход – но раз в два года можно попробовать!
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Традиционно подвожу итоги: что-куда понаписал в минувшем 2024 году. Часть материалов можно прочитать/послушать по прямой ссылке; то, что не размечено, издано только на бумаге.
• Лучшие книги 2024 года: выбор критиков и редакции Литрес. (О книгах «Очарование тайны. Эзотеризм и массовая культура» Павела Носачёва, «Старость аксолотля» Яцека Дукая и «Милость Господня» Андрея Столярова в рамках ежегодного подведения итогов)
Горький
• Убить моторолу. (Рецензия на роман Владимира Покровского «Персональный детектив»)
• 5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать. (О романах Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий», Чайны Мьевиля «Вокзал Потерянных снов», Джосайи Бэнкрофта «Восхождение Сенлина», повестях К.А.Терины «Ыттыгыргын» и Филипа Пулмана «Однажды на севере»).
• Смело говорите правду – все равно никто не поверит. (Рецензия на роман Эдуарда Веркина «снарк снарк»). // Неистовый Виссарион 2023. Сборник статей финалистов Всероссийской литературно-критической премии. – Екатеринбург: Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, 2024. – С. 137-143
• Кир Булычев. Поперек Реки Хронос. // Знание-сила, № 10. – С. 72-78
В 2024 году вышла составленная мной антология «Мир без Стругацких» – на бумаге, в РЕШ. А в электронном формате – сборник «Великие научно-фантастические рассказы. 1960 год» из серии «Айзек Азимов представляет», над которым я работал в роли «продюсера» (то есть выполнял часть функций ответственного редактора: нашел переводчиков и редактора, координировал их работу и все такое).
Участвовал в научных конференциях и книжных ярмарках – делал доклады, модерировал, выступал в рамках круглых столов.
Кроме СПб и Москвы (ярмарка «Нон-фикшн», Переделкино, конференция «Яндекс Образования» и т.д.) побывал на четырех региональных фестивалях: в Екатеринбурге («Литоцикл»), Новосибирске («Новая книга»), Архангельске («Белый июнь») и Владимире («Китоврас»). Тоже с докладами и как модератор.
Придумал еще одну антологию, жду сигнала – браться ли за составление.
Подготовил сборник своих статей, получил предварительное одобрение издателя, сейчас жду, когда редактор прочитает.
Работаю над одним музейным проектом, договор подписал и даже гонорар получил, может выйти что-то интересное – если доведем замысел до реализации, а не как в предыдущие три раза.
В общем, идет работа – несмотря на все печальные обстоятельства. Водичка дырочку найдет.