Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 января 15:57

Похоже, товарищ Инкогнито скрывался у всех на виду вот уже почти 100 лет.

Вот что можно найти в книге И. В. Владиславлева "Литература великого десятилетия" (М.-Л.: Госиздат, 1928, стр. 66)


Статья написана 21 декабря 2024 г. 15:16

Из воспоминаний Леонида Мартынова о Николае Аренсе

(в дополнение ко вчерашней колонке)


Однажды, идя по своему обычному репортерскому маршруту, я зашел в магазин Сибкрайиздата. Этот книжный магазинчик у Железного моста тоже, в сущности, был на Мокром, то есть в начале Вагинской. Эта узкая, довольно короткая, но, не в пример многим другим омским улицам, мощеная улица, тесно застроенная двухэтажными домами, казалась мне тогда похожей на парижскую. Настроенный урбанистически, я любил эту улицу, столь отличную от блинообразпости Омска. На этой улице был зубоврачебный кабинет Круковской, чья фамилия смутно ассоциировалась с некоторыми литературными фактами, как увидит читатель, имеющими отношение ко всему тому, о чем я расскажу далее.

Но тогда, направляясь в магазин Сибкрайиздата, я еще вовсе и не догадывался о многом. Итак, я вошел в кабинетик директора магазина Василия Николаевича Никонова. Этот просвещенный книжник, подаривший мне ранее книгу Вивиана Итина, на сей раз протянул мне брошюрку в пестроватой обложке.

«Похождение Евгения Сталь. Кинороман, — прочел я. — Читайте второй выпуск — «Смертельный поединок», третий выпуск — «У зверя в лапах». Издательство «Новая Сибирь».

— Посмотри, где издано,— сказал Никонов.

И я увидел, что издательство «Новая Сибирь» печатает свою продукцию в типографии ДОПРа.

— Тюремная типография, — сказал я.

— Да. И тюремный автор, — подтвердил Никонов. — Талантище превеликий и хулигапище еще пуще. Он артист. И посажен вот за что. В общежитии рабиса, вот тут, на Мокром, он в номер одной артистки привел татарина и продал ему весь ее гардероб, а деньги тут же на Мокром и пропил. Вот и очутился в ДОПРе, но, видишь, что написал. Его вот-вот выпустят досрочно, так ты уж позаботься о нем, окажи на него хорошее влияние.

И действительно, недели через две Арене очутился на свободе.

— Иди к нему, мы его поселили на Семинарской улице, — сказал мне Никонов. — Запиши номер дома.

— А номер квартиры? — спросил я.

— Не нужно. Надо зайти через парадное крыльцо со стороны Старомогильной улицы и сойти в подвал. Он занимает целый подвал, — ответил Никонов.

Пойдя по указанному адресу, я понял, что прекрасно знаю этот дом, хотя и позабыл его номер. Это был тот самый знакомый мне с детства дом с привидениями, в котором никто не хотел жить, так как в нем якобы танцевала мебель, и жил в этом доме только ссыльный студент, мой репетитор. Словом, это был тот дом, который мной описан в стихотворении «Дом с привидениями».

По хорошо знакомой мне лестнице я спустился в подвал, прежде захламленный, но теперь превращенный в артистическое жилище. На драной софе возлежал молодой атлет, в котором я безошибочно угадал Аренса, а на табуретке рядом восседал небольшого роста крепыш, отрекомендовавшийся Шурой Бельским, другом Аренса и антрепренером. На обоих были, согласно моде того времени, рубашки апаш, пестрые брюки и тупоносые американские ботинки.

— Вы не боитесь жить в этом доме с привидениями? — шутливо спросил я.

— Я сам призрак! — серьезно ответил Аренс. — То есть не призрак, но вы спросите меня, кем только я не был в предыдущих своих воплощениях. Я был и майским жуком, и фараоном! Вот послушайте:

Когда Египту грозила гибель

От диких гиксов, сынов пустыни,

Жрец храма Солнца, премудрый Зибель,

В короне белой с змеею синей...

— Погоди, Коля, ты прочтешь это свое воспоминание позже, — прервал его Шура Бельский, — а сейчас мы спросим товарища Мартынова, когда он сможет дать в газете хотя бы маленькую заметку о готовящейся нами постановке «Человек, который был Четвергом». Вы знаете, конечно, это произведение Честертона?

Так я познакомился с этими славными молодыми людьми. Я б мог подробно рассказать о стихах Аренса и о приключениях красивого разведчика Евгения Сталя в белом тылу, и о том, как Николай Аренс поставил-таки на летней сцене сада «Аквариум» «Человека, который был Четвергом», — и как во время этого представления он поранил шпагой другого актера, вымогая у него во время сцены дуэли какую-то мелкую сумму денег в счет вовсе не относящегося к пьесе карточного долга, и как после этого спектакля, уже перед рассветом, Аренс вскочил на милиционера, — но все это не имеет прямого отношения к данному повествованию, и мне важно поведать теперь о том, что несколько поздней случилось на Мокром.

Николай Аренс, он же Коля Аристов, беспутный сын порядочных родителей н, если он не врал, бывший студент Казанского университета, почему-то крепко ко мне привязался и не однажды приходил в гости поговорить по душам, выпить стакан чая, вскипяченного не на керосинке в подвале дома с привидениями. И вот как-то раз он явился, чуть нетрезвый, со свертком под мышкой.

Пойдем, — сказал он, — распить бутылку хорошего вина.

Я думал, что он ведет меня к себе в подвал, неся в свертке обещанное вино, но он провел меня мимо дома с привидениями и через Деревянный мост вывел па Мокрое. Я понял, что мы пришли в одно из тех заведений, которое существовало, по словам моей бабушки Бади, спокон веков. Оно походило на чудом уцелевший трактир старинных времен. Аренс, пройдя зальце, уверенно увлек меня в темноватую комнатку на задах, где мы и уселись за стол. Затем события протекали приблизительно так: официант, видимо неплохо знавший Аренса, деловито сказал, что подаст вино и закуску, лишь получив деньги вперед, во избежание недоразумений. Аренс замер в благородном негодовании, а я, воспользовавшись этим, во избежание возможных недоразумений выложил па стол какую-то сумму денег, после чего официант убежал подавать, а Аренс, обретя дар речи, упрекнул меня в ненужной поспешности.

Ведь я же тебя пригласил, я и угощаю, — сказал он. — У меня есть чем расплатиться.

Тем временем официант подал, мы выпили, и Аренс крикнул официанту подать еще.




Статья написана 20 декабря 2024 г. 15:55

Николай Аренс (1894-?)


Марс пришел и ушел неразгаданной тайной,

Лил он долго на Землю рубиновый свет.

И вспыхнул в народах неведомый бред,

Или может быть все это было случайно.


Но однажды туманным дождливым рассветом

Пролетел над Европой горящий болид.

В утреннем небе дымящийся след,

В небе багряная рана горит.


Люди проснулись и были беспечны,

Были жестоки все так, как вчера.

Но стала их жизнь коротка, быстротечна,

Не дождались миллионы другого утра.


Страшной планеты осколок пронзил атмосферу

Ядом таинственным сладостным все отравил.

Нe вторгайтеся в тайны неведомой сферы,

Не касайтеся взглядом далеких жестоких светил.


(написано в начале 1920-х годов, впервые опубликовано в 2021)


Статья написана 18 декабря 2024 г. 12:02

Александр Оленич-Гненеко


Как ясен праздник воздушной эры.

Я весь — веселье и есть причины.

Сегодня здесь, а завтра — в сферы

Меня подымет крыло смешной машины.

Летит мой шмелик, моя стрекозка,

Завив, как усик, крутую лопасть

Легко и вольно. Порывно-броско.

Над нами небо. Под нами пропасть.

Кивают звезды. Ликуют луны

Тревожной грустью. Зовут планеты.

В душе ответно запели струны.

И тают звуки, и реют светы.

Я принц нездешний из синей сказки.

Мою принцессу орлы умчали.

О, сны и тайны. Снимите маски.

Раздвиньтесь тучи, приблизьтесь дали.


(Написано в начале 1920-х, впервые опубликовано в 2018)


Статья написана 17 декабря 2024 г. 16:42

Александр Оленич-Гнененко (1893-1963)


Вы читали романы Жюль Верна

Принимая их вымысл за факт

А часы равнодушно и мерно

Торопили заученный такт.

Нереален печален и матов

Белый сон электрических дуг

За откосами шелковых скатов

Притаился неведомый друг

Шелестя развернулась страничка

Вы грустите о чтенье забыв

В тишине синеглазая птичка

Напевает тревожный мотив

Словно маленький, маленький пальчик

Беспокойный горбунчик-чудак

В золотой выбивает бокальчик

Тики-тук тики-тук. Тики-так.

Необъятность мечтательных прерий

И зеленые волны травы

О какой-то далекой потере

Иногда вспоминаете вы

Но напрасно, поймите напрасно.

Этот нудный храпящий он ваш

Только в сказке лишь в сказке — прекрасна

Злая боль опрокинутых чаш.


(написано в начале 1920-х гг., впервые опубликовано в 2018)





  Подписка

Количество подписчиков: 111

⇑ Наверх