Напомню, что дискуссия о фантастике 1954 года началась в «Литературной газете» 7 августа статьей С. ПОЛТАВСКОГО «У порога фантастики», продолжилась 28 октября статьей «Традиции и новаторство» Вл. НЕМЦОВА (между ними было короткое выступление академика В.А. ОБРУЧЕВА) и завершилась 11 декабря И. ЕФРЕМОВЫМ, А. СТУДИТСКИМ и Л. ЖИГАРЕВЫМ. В промежутке было опубликовано письмо читателя Н. Внукова.
Но было и еще одно письмо.
В «Литературной газете» № 148 от 14 декабря 1954 года на странице 5-й под рубрикой «Предсъездовская трибуна» (ко Второму всесоюзному съезду писателей) была размещена подборка писем читателей. В том числе и следующее:
Ждем книг о будущем
Большинство моих товарищей, с которыми мы вместе кончали ремесленное училище в прошлом году и с которыми я работаю сейчас, не расстается с книгой ни днем, ни вечером. На занятиях нашего литкружка нередко собирается по сорок-пятьдесят человек. Молодые слесари, токари, каменщики, фрезеровщики, электромонтеры – люди очень занятые: ведь большинство из них, кроме работы на заводе или учебы в ремесленном училище, еще учится в вечерних школах. Но они охотно жертвуют своим отдыхом, чтобы поспорить о литературе, поговорить он новых книгах, встретиться с писателями, прочитать и обсудить свои собственные произведения.
Я думаю, что любовь к герою определяется не только положительными качествами героя. Но тем, что какие-то его черты совпадают с чертами характера читателя. Вот почему мои товарищи горячо любят героев приключенческих книг за их отвагу. Многим положительным героям новых книг не хватает именно этих мальчишеских качеств – непосредственности, озорства, готовности к приключениям.
В последнее время вышло в свет немало книг о ремесленниках и молодых рабочих, но ни один из этих героев не полюбился молодежи так, как полюбился Павел Корчагин, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой или герои Жюль Верна, Майн-Рида, Дюма.
Павел Корчагин, Зоя и Олег Кошевой волей обстоятельств были поставлены в исключительные условия, которых они могли проявить все лучшие качества своей души. Другие же герои были поставлены в такие условия волей создавших их писателей.
А героям иных наших книг не хватает именно исключительности обстоятельств, в которых они бы могли проявить свою доблесть. Многие писатели почему-то боятся вымысла, воображения, игры фантазии, а в результате герою не в чем и негде себя проявить.
Я думаю, что писатель должен придумать, сочинить (потому-то он и называется сочинителем) такие обстоятельства, которые были бы и правдоподобны и вместе с тем исключительны. Ведь нам дозарезу хочется побывать во всяких приключениях, испытать себя, свою силу, смелость, доблесть – и кто, как не писатель должен помочь нам в этом своим писательским вымыслом, своей писательской фантазией.
Народ строит коммунизм, борется во имя его. Нам читателям хочется представить себе, как будет выглядеть при коммунизме завод, как будет работать токарь, слесарь, как будут обрабатывать землю, что мы будем делать, приходя домой, как будет выглядеть наш дом, как сложатся отношения между людьми, будет ли тогда неразделенная любовь, и как при этом будут поступать люди, и многое, многое другое.
Как-то я и мои товарищи обратились к нашему комсоргу: расскажи о коммунизме! Но комсорг не удовлетворил нас. Мы обратились к старшему товарищу, коммунисту. Это был теоретически сильно подкованный человек, он отлично знал философию. Но и его рассказ носил весьма отвлеченный характер. Тогда я пошел в библиотеку. Но ни одной книги, которая помогла бы мне реально вообразить жизнь в коммунистическом обществе, я не нашел. Мне объяснили: было время, когда о коммунизме писали утописты, фантасты. У них не было марксистского, научного подхода. Сейчас время научного коммунизма, и никакие домыслы и фантазии в этом деле недопустимы.
Но это объяснение не может удовлетворить ни меня, ни моих товарищей. Нам кажется, что создание научно-фантастических книг о нашем коммунистическом будущем – это одна из задач советских писателей.
А.Емельянов,
слесарь-сборщик завода «Гидроприбор»,
староста литкружка «Голос юности».
Ленинград.