Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Сибирский фестиваль фантастики и фэнтези «Планета ОМСК» пройдёт в Омске с 24 по 27 апреля. Фестиваль пройдёт на площадках исторического парка "Россия — моя история" и ТЦ «Континент» по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2.
Гостей ждёт встреча с известными писателями в жанре фантастики, краеведения и детско-подростковой литературы. В галерее ТЦ «Континент» пройдёт большая книжная ярмарка, где можно будет приобрести популярные книги и произведения приглашённых авторов.
В программе фестиваля – творческие встречи с писателями Вадимом Пановым (Москва) и Алексеем Сальниковым (Екатеринбург). А также с известными фантастами Николаем Калиниченко и Сергеем Чекмаевым (Москва).
В формате ОНЛАЙН выступят: Дмитрий Емец (Крым) создатель серии романов про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева, о феномене young-adult литературы в фантастике расскажет Александра Яковлева (Санкт-Петербург), Анастасия Некрасова (Новосибирск) поведает о первой премии для сибирских фантастов.
На фестивале пройдёт презентация книги «Чужая сторона» Ольги Харитоновой (Новосибирск). Свои книги представит Юрий Кузнецов (Москва), Мариэтта А. Роз (Новосибирск) и другие гости фестиваля.
Омичей ждут встречи и мастер-классы с писателями из Москвы, Воронежа, Новосибирска, Кемерово, Красноярска! Для детей омские писатели и гости фестиваля зачитают свои сказки.
На книжной ярмарке будут представлены книги более 40 издательств: АСТ, Ad Marginem, «Аквилегия М», «Белый город», «Дом историй», «Карьера-пресс», «Компас-Гид», «Лайвбук», «Ламинария», «Никея», «Росмэн», «Самокат», «Синдбад», «Эксмо» и других.
Фестиваль проводится в рамках проекта «Читающая Россия», созданного по инициативе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Программа будет опубликована в ближайшее время на сайте: planetaomsk.ru
О New Wave, «новой волне» англо-американской фантастики 1960-1970-х, написаны сотни книг и тысячи статей. Муркок и Баллард, Желязны и Дилэни, Прист и Диш, Эллисон и Дик – каждый из этих авторов досконально исследован сам по себе и в рамках того блистательного поколения, к которому все они принадлежали. Едва ли получится добавить к этому что-то новое… Или все-таки можно? На такую амбициозную задачу замахнулся постоянный ведущий «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский. В этом выпуске он рассказывает, как эта самая «новая волна» пришла в СССР и на постсоветское пространство, кто ей помогал и что мешало – ну и заодно упоминает о неуловимом сходстве между New Wave и «четвертой волной советской фантастики», подлинном или мнимом.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Недавно я вспоминал один из рассказов Кира Булычева, легкомысленно привязав его содержание к женскому празднику. См. мою запись "Что у женщины в голове? Рассказ Кира Булычева "Корона профессора Козарина" надо читать 8-го марта". После этого мои подписчики немедленно закинули мне в комментарии название произведения другого известного отечественного фантаста, которое они ассоциируют с "Короной". Напомню, что в рассказе Булычёва молодая студенческая семья снимает комнату на даче, ранее принадлежавшей профессору Козарину. После смерти профессора там хозяйничает его племянница Раиса Павловна. Студент-вечерник Николай, изнурённый безденежьем и бытовой неустроенностью, собирается объявить своей жене Валентине о разводе. Коля считает, что Валя его не любит, не ценит, не уважает и вообще является причиной всех его жизненных невзгод.
Альманах научной фантастики. Выпуск 9. — М.: Знание, 1970 г. Серия: Научная фантастика (НФ). Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации П. Шорчева.
Разбирая по просьбе Раисы Павловны кладовку с хламом, оставшимся от профессора, Николай находит обруч, похожий на корону. Надев его на голову, Коля мгновенно постигает все чувства и мысли, которые героически таит в себе Валя. Это знание обрушивает выстроенную незадачливым мужем ложную реальность, кардинально меняет Колину ошибочную картину мира и реанимирует его семейное счастье.
Начало повести "Опрятность ума" в альманахе НФ № 9.
Произведение, которое вспомнили мои подписчики, читая о мучениях, придуманных Киром Булычёвым для бестолкового Коли и его страдалицы-жены, — повесть Георгия Гуревича "Опрятность ума". Я перелистал её, чтобы освежить в памяти содержание, и должен согласиться с комментаторами: пересечения с рассказом Булычёва действительно имеются.
Есть у Александра Грина рассказ "Маятник души". Его герой Репьёв "не принял революцию" (февральскую) и застрелился, напевая "Сорок человек на ящик мертвеца". Впервые опубликован в журнале «Республиканец», 1917, № 37—38 (в сокращении, под названием «Возвращение», данным редакцией). Перепечатан под авторским названием в "Синем журнале":
В 1965 году вновь опубликован по авторской рукописи в 74-м томе Литнаследства.
В том же году по тексту Литнаследства напечатан в газете "Вечерняя Москва" и киевском журнале "Радуга". Но дальше этого дело не пошло, ни в один авторский сборник этот рассказ так и не попал.
Но.
У Грина есть рассказ с авторским названием "Возвращение", про моряка Ольсена, тоскующего по родной деревне. Опубликован в журнале "Красная нива" в 1924 году.
Казалось бы, ну и что? Два разных рассказа под разными названиями.
Однако библиографический указатель Ю. Киркина "Александр Грин" (1980) объединяет их в одну позицию: "Маятник души" см. "Возвращение". Удивительно, но библиографу не пришло в голову посмотреть дальше названия. Там возвращение, и здесь возвращение, наверняка одно и то же.
И когда в 1991 году издательство "Художественная литература" приступило к изданию нового собрания сочинений Грина, в третий том включили наконец и "Маятник души". И напечатали вместо него "Возвращение" 1924 года. Но под названием "Маятник души". С тех пор в сборниках Грина он так и печатается, под чужим названием. Согласно авторитетному собранию сочинений.
Издательство: М.: Художественная литература, 1991 год, 100000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 736 стр. ISBN: 5-280-01611-Х, 5-280-01609-8 Серия: А. С. Грин. Собрание сочинений в 5 томах (1991-1997) часть собрания сочинений
При этом советские исследователи Грина (Ковский, Харчев, Россельс) прекрасно знали "Маятник души", и Россельс в предисловии к первому тому этого собрания упоминает и несчастного обывателя Репьёва.
Во вложениях я поместил тексты из "Синего журнала" и Литнаследства.
Появился шорт-лист премии Небьюла, которая будет вручена в июне этого года. В связи с этим хочу рассказать о своих фаворитах и высказать пару мыслей об общих тенденциях.
Лучший роман
1. Ярослав Барсуков «Sleeping Worlds Have No Memory» — роман, основанный на провести «Башня из грязи и веток», которая выходила на русском языке. Повесть мне понравилась, но скомканная концовка разочаровывает. Надеюсь, что расширение повести исправляет ее огрехи.
2. Ваджра Чандрасекера «Rakesfall» — второй роман "хайпанувшего" в прошлом году шри-ланкийского автора, чей дебютный роман «Святой красочных дверей» планируется на русском языке. Новая работа отходит от классического городского фэнтези в сторону магического реализма, основанного на историческом материале гражданской войны в Шри-Ланке.
3.Керстин Холл «Asunder» — роман писательницы из ЮАР, которая тяготеет к очень темному фэнтези и теме смерти. Новый роман, про девушку, которая заключает контракт с некой сверхъестественной сущностью и может разговаривать с мертвецами анонсирован к выходу на русском.
4. Т. Кингфишер «A Sorceress Comes to Call». Ни одна крупная премия не обходится без романов Урсулы вернон, более известной по своему "птичьему" псевдониму. Вдвойне странно, что наш издатель упорно её игнорирует.
5. Келли Линк «The Book of Love». То ли мистика, то ли фэнтези про группу подростков, которые пытаются выбраться из загробного мира.
6. Джон Уисвелл «Someone You Can Build a Nest In». Уютное, но с элементами черного юмора, фэнтези про монстрицу (монстрячку?) которая полюбила девушку, вот только процесс спаривания предполагает откладывание яиц в тело жертвы, вылупившиеся из которых личинки ее потом сожрут, а поступать так с любимой как-то не комильфо.
Можно отметить, что все шесть книг относятся к жанру фэнтези, в лучшем случае к магическому реализму. Может ли это служить маркером упадка научной фантастики? Не думаю, скорее так сложилось. В прошлые годы ситуация была получше, да и среди других номинаций фантастики много. Радует упоминание Ярослава Барсукова, впрочем его шансы на победу я оцениваю как минимальные, а основное противостояние предвижу между Кингфишер и Уисвеллом. Последнего я даже собираюсь читать.
Тут, к сожалению, я мало могу сказать о номинантах, но не могу не выделить Рэя Нэйлера с повестью о выращивании мамонтов на просторах российской тундры. Повесть получилась хорошая и даже почти без клюквы (несколько ошибок там все-таки есть и про них я говорил в отзыве), что заставляет желать автору победы. А вот в перспективы издания на русском я не очень-то верю и не только из-за наличия в сюжете геев.
А еще можно отметить, что все шесть номинантов — это отдельно опубликованные работы. Повестям, напечатанным в журналах награждение не светит и данную ситуацию я считаю крайне печальной. Публикуя повесть в журнале автор должен быть готов, что его работу на крупных премиях просто проигнорируют. И эта ситуатция длится вот уже несколько лет.
Лауреты малой формы выдают еще одну тенденцию. Все семь рассказов были опубликованы в бесплатной сетевой периодике и доступны к прочтению без каких-либо ограничений. Традиционные журналы, в духе "Asimov's" или "Analog" в пролете и, опять-таки, публикуя та рассказ премий ты не получишь. Не знаю, то ли это одна из причин упадка традиционных журналов, то ли симптом, но будущее, очевидно, за вебзинами, которые финансируются на краудфандинговой основе.
Из представленных номинантов я читал четырех. Анжела Лью «Another Girl Under the Iron Bell» — история на китайской мифологии с призывом демонов и любовной линией, Евгения Триантафиллу «Loneliness Universe» — психологическая фантастика, эксплуатирующая троп с выбывшим из мира человеком, который существует, но его никто не замечает, что в рассказе принимает формат эпидемии, А. В. Прихандита «Negative Scholarship on the Fifth State of Being» — ксенофантастика в духе "Космического госпиталя" Уайта — к врачу приходит необычный инопланетянин и просит вылечить его от потенциально смертельной болезни, но из-за разницы в семантике слов и анатомии совершенно непонятно как его лечить, да и что значит в данном случае "вылечить" и "врач" тоже вопрос и Томас Ха «The Brotherhood of Montague St. Video» — еще одна вариация на тему смерти бумажных книг.
Болеть буду, пожалуй, за «Negative Scholarship on the Fifth State of Being».
Ну и как не заметить слона в комнате, в очередной раз есть повесть с русским следом — «Katya Vasilievna and the Second Drowning of Baba Rechka» впрочем, достаточно взглянуть на название и почитать отзывы, чтобы понять — клюквы писательница навалила преизрядно и в русской культуре она плавает, допуская кучу грубых ляпов.
Доминирование сетевых журналов продолжается. Пять рассказов доступны для бесплатного прочтения и никогда не выходили в бумаге.
Тут я читал всего два Джордан Курелла «Evan: A Remainder» — на который оставил пространный отзыв и, конечно, Изабель Ким «Why Don't We Just Kill the Kid In the Omelas Hole», который даже успел перевести. Последний, безусловно, мой фаворит, но планирую в обозримом будущем прочесть всех номинантов, хотя многого не жду. Например, П. Г. Ли «The V*mpire», судя по короткой аннотации "Вампиры — это далеко не самое худшее в том, чтобы быть трансгендерной девушкой-подростком на tumblr" надежд не внушает. В общем, тем кто ждал поворота винта, стрелочки и еще чего нибудь стоит охладить это самое.
Премия Андре Нортон (за лучшую детско-подростковую книгу)
Очень много незнакомых имен, много литературы "людей цвета" и даже квир-фантастике про пилота боевого робота с местоимением "ze" от известного у нас трилогией «Механизмы Империи» Юн Ха Ли нашлось место. Фаворитов на этот раз у меня нет.
В целом, 2025 год не принес каких-то откровений с одной стороны и практически в каждой номинации есть произведение, за которое хочется поболеть — с другой. По премии может сложится представление о бедственном положении дел в англоязычной фантастике раз награждают по большей части плеяду малоизвестных авторов, но это совсем не так по двум причинам. С одной стороны, многим прекрасным авторам премии не светят. Тот же Тэд Уильямс пишет лучше большинства вышеперечисленных, но за окончание цикла «Последний король Светлого Арда» его номинировать никто даже и не подумал. Пролетел с номинациями и Роберт Джексон Беннетт с «The Tainted Cup», Чайковски «Alien Clay», Ньюман «A Christmas Ghost Story», Сюзанна Кларк «The Wood at Midwinter», Алан Мур «The Great When», Джефф Вандермеер «Absolution», Нил Стивенсон «Polostan», Йен Макдональд «The Wilding», Ханну Райаниеми «Darkome», Кэтрин М. Валенте «Space Oddity», Джеймс Кори «Милость богов», Паоло Бачигалупи «Навола», Питер С. Бигл «I'm Afraid You've Got Dragons», Джаспер Ффорде «Рэдсайдская история», Аластер Рейнольдс «Machine Vendetta», Сет Дикинсон «Exordia» и так далее. Вот и получается, что год был очень хлебным, читать не перечитать, но все это прошло мимо.
С другой стороны целая плеяда взращенных сетевыми фэнтезинами авторов современному русскоязычному читателю просто неизвестна, а там и своё активное комьюнити и свои звезды, которые рано или поздно станут сверхновыми. Та же Изабель Ким весь последний год активно пишет дебютный роман и когда он выйдет, я уверен, свою пачку номинаций он соберет. А у нас будут все так же удивляться "А кто это, что за ноунейма опять наградили".
Без литературного журнала, в котором бы публиковались, в том числе, новинки переводной малой формы (каким в свое время был "Если" мы по сути оторваны от многих процессов происходящих в англоязычной фантастике и можем следить за ними только через искаженное зеркало немногих книг, выходящих на русском и самых громких скандалов).
А как вам номинанты этого года и кого вы номинировали бы сами?