Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Сегодня, 28 марта 2025 года, в день 100-летия Иннокентия Михайловича Смоктуновского на сайте Фантлаб для всеобщего просмотра открывается его библиография.
«Я, наверное, звероящер: я люблю свою страшную, исковерканную страну... Смогу ли я жить в какой-то другой стране? Нет, не смогу... Я не могу, когда мою страну обижают. Не Советский Союз, а Россию, мою родину...», — говорил Иннокентий Михайлович. Он называл себя "космическим артистом".
Исполняющий Особые Обязанности — Наш, Фантлабовский человек!
Возможно ли найти в 2025 году радийное выступление 1972 года Иннокентия Михайловича Смоктуновского во время съемок дилогии? Его рассказ о будущем фантастическом фильме для молодёжи вошёл бы в библиографию.
"В коробке было много чего, но я запомнил две вещи: это солдатская медаль «За отвагу» и пожухлая фронтовая газетка времен войны, в которой была напечатана статья «Подвиг ефрейтора Смоктуновича». В ней рассказывалось о том, как он со своим отделением переправился через реку и, закрепившись, долгое время удерживал плацдарм." (Анатолий Ким. Гений. Повесть о Смоктуновском // Владивосток: Валентин, 2015 г.).
Продвинутым Искателям ещё одно задание: найти упомянутую газету времён Великой Отечественной войны.
----------------------
Предлагаю посетить:
Выставка «Многоликий, но единственный», приуроченная к 100-летию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского (1925–1994). Открылась 26 марта в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А.П.Чехова.
100-летию со дня рождения великого русского артиста Иннокентия Смоктуновского (28.03.1925 – 03.08.1994) Московский Художественный театр посвящает вечер «Люблю. Целую. Кеша». В его основе переписка 30-летнего Смоктуновского и его жены Суламифи, письма, отражающие время, когда всё только начиналось – отношения, семейная жизнь, путь к успеху, в который Суламифь верила больше, чем Иннокентий. Признание гением, слава, роли, вписанные в историю искусства, подмостки великих театров, всенародно любимые фильмы – всё впереди, а пока: «…не беда, коли звезды поначалу достают палкой, ведь надо учиться чем-то тянуться к ним».
Письма, хранящиеся в фондах Театрального музея имени А. А. Бахрушина, ранее не публиковались и публично прозвучат впервые. В 2024 году театроведом Александрой Машуковой по ним была создана документальная пьеса «Дорогая моя находка», которая стала фундаментом... вечера. В режиссёрской версии пьесы использованы фрагменты мемуаров И. М. Смоктуновского «Быть!».
«Ты для меня – надежда на будущее. Ты для меня – находка, желанная и дорогая, при которой я не утрачу собственного "я"».
Премьера спектакля состоится 20 апреля 2025 года.
Режиссёр — Павел Ващилин.
Действующие лица и исполнители:
Он, многоликий, но единственный — Илья Козырев;
Она, единственная, но многоликая — Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова, Мария Сокольская, Владислава Сухорукова.
Пока я готовлю очередной обзор англоязычных журналов, позвольте поделиться с вами замечательной, пусть и несколько устаревшей новостью.
В журнале «Analog Science Fiction and Fact» за март/апрель 2023 года обнаружился рассказ Андрея Кокоулина «Без связи» в переводе Алекса Шварцмана, одного из главных апологетов русскоязычной фантастики в англоязычной среде. Рассказ был написан в рамках 20-й лабораторной работы и занял первое место, после чего публиковался в «Мире фантастики».
Комментарий: Vol. XCIII Nos. 3 & 4. Cover art is not credited; interior art by Kurt Huggins.
«Astounding Science-Fiction», позднее переименованный в «Analog Science Fiction and Fact» — старейший и влиятельнейший фантастический журнал (в 2030 году он отметит столетний юбилей), который более 30 лет редактировался легендарным Джоном Кэмпбеллом, творцом золотого века научной фантастики. Даже сейчас он остается самым тиражируемым и читаемым печатным журналом научной фантастики в мире.
Поздравляю Андрея Кокоулина с этим достижением и желаю дальнейших творческих успехов и публикаций!
17 марта в Санкт-Петербургском Доме писателя прошёл вечер памяти Николая Романецкого, моего старого друга и земляка, ушедшего от нас год назад. Народу было много, вспоминали Николая, вытирали слёзы, улыбались, говорили добрые слова... Человек он был душевный и ответственный, любил как следует поработать и как следует отдохнуть... Я тоже сказал несколько слов о Коле. Ниже — расширенный вариант моего выступления.
Николай Михайлович Романецкий (26.06.1953 -10.01.2024). Фото сделано мною на Конгрессе фантастов "Странник". Санкт-Петербург, 2012 год.
Николай Михайлович Романецкий — писатель-фантаст, автор трилогии «У мёртвых Кудесников длинные руки», состоящей из романов: «Убьем в себе Додолу» (1996), «Утонувший в кладезе» (2000) и «Узники утлого челна» (сетевая публикация, 2016), а также дилогии «Везунчик» (2001, 2020), романов «Мир в латах» (1991), «Искатели жребия» (2002) и многих других произведений. Под псевдонимом Николай Романов опубликовал в Лениздате фантастические циклы «Экспансия» (2006-2009) и «Избранник» (2006-2013). Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, в ленинградском Политехе, вернулся к ним в 1985 году, тогда же пришел в семинар Бориса Стругацкого.
Николай Романецкий с Борисом Стругацким. 1999 г. Фото Павла Маркина.
Дебютная публикация Николая Романецкого — повесть «Третье имя» (сокращённый вариант повести «Сумасшедший в горах») — появилась в журнале «Энергия» в 1987 году, именно с этого времени Николай отсчитывал официальное начало своей творческой деятельности.
Сибирский фестиваль фантастики и фэнтези «Планета ОМСК» пройдёт в Омске с 24 по 27 апреля. Фестиваль пройдёт на площадках исторического парка "Россия — моя история" и ТЦ «Континент» по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, 25, корп. 2.
Гостей ждёт встреча с известными писателями в жанре фантастики, краеведения и детско-подростковой литературы. В галерее ТЦ «Континент» пройдёт большая книжная ярмарка, где можно будет приобрести популярные книги и произведения приглашённых авторов.
В программе фестиваля – творческие встречи с писателями Вадимом Пановым (Москва) и Алексеем Сальниковым (Екатеринбург). А также с известными фантастами Николаем Калиниченко и Сергеем Чекмаевым (Москва).
В формате ОНЛАЙН выступят: Дмитрий Емец (Крым) создатель серии романов про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева, о феномене young-adult литературы в фантастике расскажет Александра Яковлева (Санкт-Петербург), Анастасия Некрасова (Новосибирск) поведает о первой премии для сибирских фантастов.
На фестивале пройдёт презентация книги «Чужая сторона» Ольги Харитоновой (Новосибирск). Свои книги представит Юрий Кузнецов (Москва), Мариэтта А. Роз (Новосибирск) и другие гости фестиваля.
Омичей ждут встречи и мастер-классы с писателями из Москвы, Воронежа, Новосибирска, Кемерово, Красноярска! Для детей омские писатели и гости фестиваля зачитают свои сказки.
На книжной ярмарке будут представлены книги более 40 издательств: АСТ, Ad Marginem, «Аквилегия М», «Белый город», «Дом историй», «Карьера-пресс», «Компас-Гид», «Лайвбук», «Ламинария», «Никея», «Росмэн», «Самокат», «Синдбад», «Эксмо» и других.
Фестиваль проводится в рамках проекта «Читающая Россия», созданного по инициативе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Программа будет опубликована в ближайшее время на сайте: planetaomsk.ru
О New Wave, «новой волне» англо-американской фантастики 1960-1970-х, написаны сотни книг и тысячи статей. Муркок и Баллард, Желязны и Дилэни, Прист и Диш, Эллисон и Дик – каждый из этих авторов досконально исследован сам по себе и в рамках того блистательного поколения, к которому все они принадлежали. Едва ли получится добавить к этому что-то новое… Или все-таки можно? На такую амбициозную задачу замахнулся постоянный ведущий «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский. В этом выпуске он рассказывает, как эта самая «новая волна» пришла в СССР и на постсоветское пространство, кто ей помогал и что мешало – ну и заодно упоминает о неуловимом сходстве между New Wave и «четвертой волной советской фантастики», подлинном или мнимом.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах: