Подготовлены библиографии Таисьи Пьянковой и Максима Максименко. Над этими библиографиями я работал более пяти лет. Но и сейчас остаются некоторые "белые пятна", которые я надеюсь устранить с помощью фантлабовцев.
Таисья Ефимовна Пьянкова (1935 г. р.) — сказительница, писатель-фантаст, поэт из Новосибирска. Сказы публикует с середины 70-х. Первый авторский сборник ("Кирьянова вода") вышел в 1980 году, второй "Недошивин дом", благодаря которому я познакомился с творчеством автора, — в 1985. Затем вышли ещё несколько авторских сборников. С 1988 года Пьянкова — член Союза писателей СССР.
Пьянкова является одним из самых известных писателей, работающих в жанре сибирского сказа. Сказы Пьянковой отличаются хорошим знанием природы сибирской тайги и старинного быта местных жителей, но, особенно, — самобытным языком, использованием диалектизмов, пословиц и поговорок, многие из которых придуманы самим автором и искусно стилизованы под старую народную речь жителей Западной Сибири. Большинство сказов имеют сказочно-мистическую составляющую, здесь действуют могущественные духи тайги, деревенские колдуньи, бытовое колдовство. Но в конце 80-х Пьянкова обратилась к сказовой фантастике, пытаясь объединить классический по форме сказ с научно-фантастической тематикой, контактом жителей таёжной глубинки с инопланетянами («Онегина звезда», «Берегиня», «Чужане», «Спиридонова досада»).
В конце 80-х — начале 90-х несколько произведений Пьянковой было опубликовано в сборниках "Румбы фантастики".
— книги Пьянковой в моей библиотеке.
Ранние сборники Пьянковой я приобрёл, но по изданиям 21 века, выходившим в Сибири маленькими тиражами, есть вопросы. Если у вас есть эти книги — пожалуйста, свяжитесь с составителем. Нужен также сборник «Антология Советской сказки» — «Молодая гвардия», Москва (1991).
Максим Масименко (1973-2001) российский поэт, журналист, писатель-фантаст, преподаватель университета, кандидат филологических наук. В литературе тяготел к философской мистике, готике, хоррору и постмодернистской «странной прозе», хотя в середине 90-х опубликовал в периодике ряд юмористических произведений — пародии, фельетоны. Заметное влияние на творчество писателя оказала «русская готика» и символизм Серебряного века (особенно — Фёдор Сологуб), американский хоррор «лавкрафтианского толка», а также — интеллектуальные игры Борхеса, вдохновлявшие автора на литературные мистификации, рассказы и эссе о несуществующих книгах.
В возрасте 28 лет был убит, когда поздно вечером возвращался домой из университета.
Большая часть наследия автора опубликована посмертно. В том числе два романа — мистика "Сестрица" и тёмное фэнтези "Пир бладофагов".
Собрание сочинений М.Максименко, вышедшее после его смерти.
Разыскиваются любые публикации в региональных сборниках и периодике.
Вернёмся к творчеству Давида Бурлюка. Вчера я вспоминал о том, как Бурлюк выдал Антону Сорокину удостоверение Всероссийской Федерации Футуристов. В "Тридцати трёх скандалах Колчаку" Сорокин вспоминает о нескольких скандалах, устроенных Сорокиным и Бурлюком в колчаковском Омске, и о том, как Антон Сорокин поставил самого Бурлюка в затруднительное положение. Позволю себе процитировать "Короля сибирских писателей". Но учтите, Антон Сорокин — фантазёр и мог кое-что присочинить:
цитата
— А хотите, Давид Давидович, я завтра вас поставлю в затруднительное положение?
— Меня? Никогда!
— И я же вас выручю.
— Хорошо, только сомневаюсь. Мы с Маяковским один раз всё движение остановили...
— Знаю, слышал, только не сердитесь, шутка будет остроумной.
— На вечере я сказал:
Давид Бурлюк такой же жулик, как и Антон Сорокин. Оба мы действуем гипнозом. Никакого нового искусства нет, это мне сам Давид Бурлюк говорил, а так мы очищаем у вас карманы от денег, потому что вы глупы, как бараны. Собрав с вас деньги, Бурлюк может отдохнуть и рисовать настоящие картины, а вы, раскупившие цветные кляксы, радуетесь, вот знаменитость, Давид Бурлюк рисовал, десять рублей платил, а мой трёхлетний сын так же рисует. О, это много, значит талант у сына!
— Антон Семёнович, я лишаю вас слова, вы клевещете, этого я ничего не говорил.
Крики:
Слово Антону Сорокину, слово!
Футуристы ссорятся!
Слово Антону Сорокину!
— Футуризм это жульничество, я вам докажу. Если я скажу, что стихи могут быть бессмысленны, и заменять музыку, живопись, заменить скульптуру. Скульптура должна стремиться, чтобы зафиксировать слово, вы, развесив уши, будете слушать, но если же такие глупости я буду говорить о вещах, вам знакомых, вы будете хохотать. Давид Бурлюк вздумал вести хозяйство по-футуристически, кур и гусей он стрижёт на шерсть, на собаках делает запашку, молоко служит для удобрения земли. Но подобные глупости делать в искусстве позволительно, благодаря тому, что вы мало понимаете в искусстве. Вот что говорит Давид Бурлюк о Вас.
— Антон Семёнович, вы прекратите вашу клевету, или я вышвырну вас за шиворот.
— За меня слушатели, я замолчу, если вы мне дадите пятьдесят ваших картин.
— Хорошо, вы получите шестьдесят пять.
— Мир заключён, контрибуция получена и — я продолжаю -, что вы слышали, конечно, только шутка. Футуризм — это жизнь, без футуризма вы не можете сделать ни одного шага. Посмотрите на ваши сапоги и на французские каблучки ваших жён, вместо копыт футуризм создаёт дамские туфельки с высоким каблуком. Молоток делается не в виде кулака, а футуристической формы. Глаз — фотографический аппарат, уши — телефон. Соловей обращается в рояль, видите, как футуризм искажает всё из природы, чтобы создать более лучшую жизнь, и мы должны приветствовать отца футуризма Давида Бурлюка, это он несёт обновление искусства.
Аплодисменты. Давид Бурлюк, довольный, говорит:
— Сто моих картин можете получить.
Видимо, Сорокин, неравнодушный к античности, выходивший на сцену со свечой, как Диоген с фонарём, вспомнил о том, как Эзоп выполнял задание Ксанфа — сначала подать на стол самое лучшее в мире, потом — самое худшее. В обоих случаях это оказались языки.
Футуризм — жульничество... Футуризм — жизнь. Истина есть в любом заявлении.
В московском Музее русского импрессионизма завершается выставка "Слово мне!", посвящённая творчеству Давида Давидовича Бурлюка, "отца русского футуризма".
В советское время творчество учителя Маяковского было почти забыто. Вспоминали о нём обычно в ироническом ключе, как об эпатажном коммерсанте от авангарда, нередко цитируя, например, три последние строки из стихотворения "Плати — покинем навсегда уюты сладострастья...":
цитата
ПЛАТИ — покинем НАВСЕГДА уюты сладострастья.
ПРОКИСШИЕ ОГНИ погаснут ряби век
Носители участья
Всем этим имя человек.
Пускай судьба лишь горькая издевка
Душа — кабак, а небо — рвань
ПОЭЗИЯ — ИСТРЕПАННАЯ ДЕВКА
а красота кощунственная дрянь.
В 1919 году Бурлюк принял в Омске в "футуристы" моего любимого "короля сибирских писателей" Антона Сорокина. Шестым — после самого Бурлюка, Каменского, Маяковского, Хлебникова и Северянина. Сорокин, кстати, в книге "33 скандала Колчаку" уверял, что раскусил Бурлюка и "Давид Бурлюк такой же жулик, как и Антон Сорокин. Оба мы действуем гипнозом. Никакого нового искусства нет, это мне сам Давид Бурлюк говорил, а так мы очищаем у вас карманы от денег...".
Но не всё так просто с Бурлюком и его творчеством. Да, он, конечно, порой заигрывался в футуризм, вешал лапшу на уши обывателю, но и для русской культуры сделал немало.
Маяковский прямо говорил: "Бурлюк сделал меня поэтом". Давид Бурлюк очень яркая, интереснейшая фигура в русской литературе и в русском искусстве двадцатого века.
Если говорить о картинах с выставки, то понравились эксперименты Бурлюка, интересные для того времени находки — попытки передать движение в живописи при помощи "эффекта стробоскопа", попытки передать изображение в разных плоскостях, с разных точек зрения. И краски он не жалел!