Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 мая 2019 г. 22:29

Советские графические произведения были ориентированы преимущественно на детей, лишь в перестройку ситуация стала меняться. Но без отрицательных персонажей не обойтись и в детских произведениях, они нужны для морально-этических выводов, да и просто "для движухи, экшена". Частенько "плохими ребятами" в комиксах становились банальные "профессиональные сказочные злодеи" — Баба-Яга, Карабас, Бармалей, Волк, Лиса... Но встречались и оригинальные и весьма колоритные фигуры.

Варфоломей — бес-искуситель из комикса "Павел и Вера" 1991 года.

Способности и оружие: "демонические" способности.

Особенности характера и поведения: порочен, высокомерен, прекрасно разбирается в картах (в игральных картах).

Создатели: Николай Смирнов© (художник, сценарист), А. С. Пушкин и В. П. Титов (первоисточник)

Варфоломей

Комикс, созданный уже на закате СССР, основан на классике русской готики "золотого века" — повести А. С. Пушкина и В. П. Титова "Уединённый домик на Васильевском" (1828). Если "русская готика" вам интересна, то, скорее всего, повесть и история её создания вам хорошо известны.

Ужасный волшебник Штосс из комикса "Приключения Колобка", 1970.

Способности и оружие: "Где он ни появится, сразу начинаются неприятности. Придёт в школу — там сразу возникает драка, появится на концерте — под певцом пол проваливается, пройдёт мимо пляжа — сразу снег с неба валится..."

Особенности характера и поведения: получает удовольствие от злых проделок, но иногда его способности "всё портить" могут сыграть и против него самого.

Кто придумал: Э. Успенский© (сценарий), Ю. Соостер© (художник)

Волшебник Штосс
Волшебник Штосс
Волшебник Штосс




Статья написана 27 мая 2019 г. 18:31

После Войны новые социалистические государства Европы, испытывавшие сильное идеологическое влияние СССР, перестраивали своё отношение к печатной продукции. Резко увеличилась доля публикаций советских авторов. Печатать советских писателей было даже проще — если уж они опубликованы в Советском Союзе, то никаких вопросов у цензоров, как правило, не возникало. Кстати, принцип "если напечатано в СССР, то полностью допустимо к печати" помогал, например, публикации западных классиков фантастики в Болгарии — там просто переводили с русских изданий и после этого публикации сразу давался "зелёный свет". Разумеется, начала своё движение на Запад и советская фантастика. У многих восточноевропейских стран уже существовали традиции выпуска комиксов и, хотя в конце 40-х — начале 50-х к классическим комиксам в странах социализма относились с неодобрением, но уже после "оттепели" комикс стал возвращать утраченные позиции. Слияние восточноевропейского комикса и советской фантастики стало неизбежным.

Изображения кликабельны.

Одна из самых крутых комикс-держав Восточной Европы — Венгрия — и в годы социализма производила немалое количество комиксов, которые с удовольствием печатались в журналах ГДР и Польши, стран, что и сами могли похвастаться серьёзными традициями в этой области. Один из главных мастеров венгерского комикса Эрнё Зорад (Zórád Ernő) по мотивам романа Владимира Обручева "Плутония" в 1954 году создал классическую работу Utazás Plutóniába. Именно "Путешествие в Плутонию", реалистичные "объемные" иллюстрации принесли Зораду первую славу. В описаниях доисторических животных, как мне показалось, заметно влияние Буриана. Да и кто из художников, рисовавших динозавров, не испытал его влияния. В 1983 году "Плутония" переиздана отдельной книгой.

фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
.

В 1977 году Эрнё Зорад адаптировал под названием Az időspirál для журнала Füles роман "Спираль времени" Георгия Мартынова, отдельным изданием комикс вышел в 1983.

обложка комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
обложка комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
.

Покинем на время Венгрию и отправимся в Болгарию.

Болгарские комиксы не имели такой богатой истории, хотя, конечно, уже до Войны здесь существовала комикс-культура, а в начале 40-х выходило несколько специализированных изданий. Новая власть относилась к фантастике и к комиксам с подозрением и первый, насколько мне известно, фантастический комикс социалистической Болгарии вышел в 1959 году. Это "Мъглявината на Андромеда", адаптация части романа "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова, который незадолго до этого был опубликован в СССР. Текст Михаила Лыкатника, художники Иван Гонгалов и С. Искренова. Комикс печатался в пионерской газете "Септемврийче" с марта по май в 16 выпусках. История, перенасыщенная текстом, рассказывает о приключениях в "мире мрака". В эпилоге из пары абзацев в конце последнего эпизода проясняются дальнейшие события и анонсируется скорый выход романа на болгарском языке.

фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова
фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова
фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова
фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова




Статья написана 30 января 2019 г. 20:15

Говорят, что все люди делятся на тех, кому всегда жарко и тех, кому все время дует. Но это относится ко всем живым существам. Чистый прохладный воздух Рая пугал ангела Федю сквозняками, постоянно мёрзли руки и ноги. Иногда, устав от неблагодарной ангельской работы с душами праведников, чувствуя, как раздражение паучьими лапками обхватывает сознание, грозя утянуть в греховную пучину гнева, Федя отпрашивался у старшего смены и уходил из Рая. Федя пробирался в Преисподнюю, проходил узкими извилистыми сумрачными коридорами, стараясь не прислушиваться к шуршанию облепивших скрывающиеся во тьме стены гигантских — с человеческую голову — тараканов и не обращая внимания на ползающих под ногами змей, пока не доходил до грязной, душной кельи своего приятеля беса Васьки. Там Федя садился на теплый каменный пол, забивался в угол, обхватывал колени руками и облегчённо успокаивался.

Васька подтрунивал над Федей, грязно ругался, пил водку и пытался напоить ангела, но тот, разумеется, от выпивки всегда отказывался.

Тёплая стена — за ней находились котлы, где варились грешники — приятно грела оживающие крылья. Иной раз приступ разочарования длился так долго, что умный Васька, понимающий, что приятелю надо побыть одному, уходил в адский горячий цех на сверхурочную на несколько часов, не забыв при этом отпустить сальную шуточку про ангелов.

Постепенно уходила злость на весь мир, на человеческую глупость и мелочность, бессмысленность своей работы и всего мироздания, Федя вновь чувствовал в себе силы работать с людьми. Тогда, кивнув бесу, он быстро уходил наверх — к работе, которую не любил, но боялся в этом признаться, так как считал её очень важной для общества.


© А. Грибанов, 2019


Статья написана 30 января 2019 г. 18:46


Жили долго на краю вселенной,
Жили словно дружная семья
Четверо забавных джентльменов —
Крыс, хамелеон, удав и я.


Жили славно. Счастье было полным.
Но однажды, попросту от скуки,
Крыс загрыз беднягу хамелеона,
Крыса же удав съел с голодухи.


На удава я с тех пор обижен...
Больше в ваши игры не играю.
Детство всё равно не будет ближе,
Чем в те дни потерянного рая.


Статья написана 30 января 2019 г. 17:58

Подготовлены библиографии Таисьи Пьянковой и Максима Максименко. Над этими библиографиями я работал более пяти лет. Но и сейчас остаются некоторые "белые пятна", которые я надеюсь устранить с помощью фантлабовцев.

Таисья Ефимовна Пьянкова (1935 г. р.) — сказительница, писатель-фантаст, поэт из Новосибирска. Сказы публикует с середины 70-х. Первый авторский сборник ("Кирьянова вода") вышел в 1980 году, второй "Недошивин дом", благодаря которому я познакомился с творчеством автора, — в 1985. Затем вышли ещё несколько авторских сборников. С 1988 года Пьянкова — член Союза писателей СССР.

Пьянкова является одним из самых известных писателей, работающих в жанре сибирского сказа. Сказы Пьянковой отличаются хорошим знанием природы сибирской тайги и старинного быта местных жителей, но, особенно, — самобытным языком, использованием диалектизмов, пословиц и поговорок, многие из которых придуманы самим автором и искусно стилизованы под старую народную речь жителей Западной Сибири. Большинство сказов имеют сказочно-мистическую составляющую, здесь действуют могущественные духи тайги, деревенские колдуньи, бытовое колдовство. Но в конце 80-х Пьянкова обратилась к сказовой фантастике, пытаясь объединить классический по форме сказ с научно-фантастической тематикой, контактом жителей таёжной глубинки с инопланетянами («Онегина звезда», «Берегиня», «Чужане», «Спиридонова досада»).

В конце 80-х — начале 90-х несколько произведений Пьянковой было опубликовано в сборниках "Румбы фантастики".

— книги Пьянковой в моей библиотеке.

Ранние сборники Пьянковой я приобрёл, но по изданиям 21 века, выходившим в Сибири маленькими тиражами, есть вопросы. Если у вас есть эти книги — пожалуйста, свяжитесь с составителем. Нужен также сборник «Антология Советской сказки» — «Молодая гвардия», Москва (1991).

Максим Масименко (1973-2001) российский поэт, журналист, писатель-фантаст, преподаватель университета, кандидат филологических наук. В литературе тяготел к философской мистике, готике, хоррору и постмодернистской «странной прозе», хотя в середине 90-х опубликовал в периодике ряд юмористических произведений — пародии, фельетоны. Заметное влияние на творчество писателя оказала «русская готика» и символизм Серебряного века (особенно — Фёдор Сологуб), американский хоррор «лавкрафтианского толка», а также — интеллектуальные игры Борхеса, вдохновлявшие автора на литературные мистификации, рассказы и эссе о несуществующих книгах.

В возрасте 28 лет был убит, когда поздно вечером возвращался домой из университета.

Большая часть наследия автора опубликована посмертно. В том числе два романа — мистика "Сестрица" и тёмное фэнтези "Пир бладофагов".

Собрание сочинений М.Максименко, вышедшее после его смерти.

Разыскиваются любые публикации в региональных сборниках и периодике.





  Подписка

Количество подписчиков: 300

⇑ Наверх