Роберт Хайнлайн «Двойник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Луна ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Герой романа — талантливый, но не слишком удачливый актер, Лоренц Смит — человек очень далекий от политики, по существу типичный обыватель по взглядам, втягивается в историю, где ему приходится более, чем играть выдающегося политика его времени так, чтобы его не могли отличить от настоящего самые близкие настоящему люди. Временно, разумеется. Пока тот не восстановит здоровье, подорванное его похищением и обработкой «эликсиром правды».
Эта роль требует полного вживания в образ, и Смиту удается осуществить его настолько достоверно, что он и сам проникается политическими идеями и образом мыслей своего прототипа. Это в корне меняет всю его жизнь и судьбу. И не только его.
Роман посвящён писателям-соавторам: Генри Каттнеру и его жене Кэтрин Мур.
Входит в:
— журнал «Astounding Science Fiction, April 1956», 1956 г.
— антологию «American Science Fiction», 2012 г.
— журнал «Galaxy's Edge, Issue 25, March 2017», 2017 г.
— журнал «Galaxy's Edge, Issue 26, May 2017», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман |
- /языки:
- русский (23), английский (7), финский (1)
- /тип:
- книги (28), периодика (3)
- /перевод:
- М. Астафьев (1), Е. Богатырева (1), А. Ганько (1), Д. Громов (1), А. Етоев (4), П. Киракозов (1), В. Ковалевский (10), М. Коркин (1), О. Ладыженский (1), М. Пчелинцев (3), В. Рекунен (1), Д. Старков (4), Л. Ткачук (2), В. Черныш (1), Н. Штуцер (10)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 20 марта 2022 г.
Великолепный роман. Впрочем, как уже указывали ранее, фантастическая составляющая здесь не играет почти никакой роли, ведь если переместить сюжет в наш мир, с адаптацией под реальность проблем не возникло бы.
Главные достоинства романа находятся в области социально-этических и психологических проблем. Через психологию незадачливого пройдохи-актёра Хайнлайн исследует такие вопросы как роль личности в истории, приемлемость обмана, оправданного высокой гуманистической целью, механизмы современной политики, в которой отдельно взятый человек уже ничего не решает, а движущую силу общественного процесса олицетворяет команда, ядро политической партии.
Контраст играет самыми яркими красками в сцене очень своеобразного противостояния Бонфорта и императора Виллема. Как сейчас, так и в будущем, в мире западной демократии находится место и для относительно конституционной монархии, а император, как выясняется, не такой уж и церемониальный пост. И вот, перед читателем открывается дивная картина — хитросплетения высокой политики, с одной стороны которой — обладающий реальной властью император, однако изо всех сил играющий роль марионетки традиционализма, с другой же стороны — актёр, подменяющий на время оппозиционного политика — без пяти минут премьер-министра экспансивно настроенной Земной империи.
Хайнлайн мастерски развивает сюжет, совсем чуть-чуть подталкивая главного героя на маленькие шажки по болоту глобальной политики. Наш актёр каждый раз поддаётся на уговоры команды, сам искренне верит в то, что вот сейчас-то уж точно в последний раз, не замечая, что вляпался он уже по самые помидоры. И в конце концов доходит до грани, откуда обратной дороги уже нет. Хайнлайн через каждые 10 страниц заставляет читателя задумываться: а кто же сейчас обладает реальной властью? Хитроумный император или настоящий Бонфорт? А может быть, Лоренцо или всё-таки его команда? Похитители или таинственные силы, которые стоят за ними? А нет ли ещё каких-то людей, скрывающихся за занавесом?
Политическая сатира и чёрный пиар, гражданский долг и способность принести себя в жертву ради блага человечества, монархическая модель будущего и люди, делающие историю здесь и сейчас — убойная смесь отличнейшей социальной фантастики.
Darth_Veter, 19 марта 2024 г.
Лоуренс Смит, известный в соответствующих кругах как Великий Лоренцо получает весьма заманчивое предложение «вживую», а не на эстраде, сыграть роль известного политика Бонфорта, похищенного неизвестными злоумышленниками накануне одного важного события. Поскольку последствия могут быть весьма серьезными, профессиональный имитатор соглашается. И очень скоро начинает сожалеть о своем опрометчивом решении, ибо, сам того не желая, оказывается целиком втянут в весьма опасную политическую игру со многими неизвестными...
Я называю подобные сюжеты «сюжетами на грани», ибо они не очень-то вдохновляют читателя своим накалом, из-за чего в целях сохранения интриги автор вынужден идти на откровенное жульничество с развитием событий, что приводит к появлению огромного количества «сюжетных роялей». Вот и в данной ситуации начало весьма и весьма сомнительное: мастер развлекательного жанра подменяет в цепочке ОЧЕНЬ важных дел одного известного политика. Вы можете себе такое представить? Чтобы политики доверили свое амплуа какому-то клоуну?? Не знаю, как там в Америке, но у нас в Европе подобное случилось только один раз — когда комик и сатирик Зеленский стал президентом Украины. Но он своего амплуа не скрывал, так что никаких законов не нарушил. А вот герой Хайнлайна тщательно скрывает ото всех свое «истинное Я», что можно классифицировать не иначе как явный и предумышленный подлог. Да за такой «подвиг» очень легко загреметь в «бесплатный санаторий» до конца дней своих! Подумайте только — обманывать всех без исключения жителей многочисленной Земной империи! Автор и сам хорошо понимал моральную и социальную искусственность придуманной им ситуации, из-за чего попытался оправдать ее важностью предстоящей церемонии усыновления политика одной уважаемой марсианской семьей. Она, якобы, одним махом устранит все противоречия между людьми и марсианами, установив прочный мир во всей Империи.Сомнительно как-то...
А дальше — больше. Оказывается, что у имитатора столь высокий талант «вживления» в личность, что он не только поступает, как настоящий оригинал, но и даже полностью перенимает его таланты! В качестве политика это означает — умеет писать столь зажигательные и «умные» речи, что они способны привести к отставке правительства! Вот тебе и артист разговорного жанра... Получается, что это политики нас обманывают, если простой актер способен вызвать подобные потрясения? Теперь понятно, почему Рональд Рейган тоже не удержался и занял на 5 лет президентское кресло! Ведь в своих киношных ролях он хорошо изучил все необходимые азы политического ликбеза. Только вот он никого не обманывал, как Лоуренс. А автору романа не хочется, чтобы его героя называли шарлатаном. Поэтому он придумывает очередной «рояль», чтобы обелить имитатора: якобы настоящий Джон Бонфорт не способен исполнять свои нативные обязанности. А посему подмена становится просто гражданским долгом для всей группы поддержки сенатора. Дела идут «по нарастающей», и герой романа возносится прямо на вершину Олимпа — что называется: из грязи в князи! Вы по-прежнему верите в то, что подобное могло у нас произойти?
Итак, сюжет явно притянут за уши. А как дело обстоит с персонажами? Если Лоренцо еще хоть как-то обрисован (в первую очередь, засчет своих мысленных рассуждений), то другие действующие лица весьма поверхностны и даже глуповаты (кроме самого Императора, естественно). Слов из них не вытянешь, но если начали говорить, то уже не остановишь! Только влюбленная в политика Пенелопа выражает какие-то более-менее правдоподобные чувства, а все остальные — бесчувственные чурбаны, годные разве что играть роль витринных манекенов. Громилы громят, доктора лечат, спичрайтеры пишут глупые слова, а оппозиция добровольно сдает свои позиции дилетанту. Идиллия, как в царстве славного Салтана...
Не удивительно, что концовка также будет «рояльной». Герой зайдет на минутку и просидит в кресле премьера всю оставшуюся жизнь. И при этом окажется получше многих «оригинальных» политиков. Получается, что Герман из оперы Чайковского был прав, когда говорил, что вся наша жизнь есть игра? А я отчего-то считал, что это очень серьезная вещь, к которой нужно отнестись соразмерно ее статусу...
Долго думал, как оценить сей балаган. Пришел к компромиссу — 6,5 баллов только за необычность обыгрываемой ситуации. Необычность, но не правдивость. Кроме того, политическая тематика способна заинтересовать разве что самых ярых почитателей Хайнлайна (к коим я себя не отношу). Приключенческая составляющая не очень сильна, зато полно всяких подковерных интриг и закулисных махинаций, способных вызвать восторг только у строго ограниченного электората. А остальные могут случайно уснуть во время чтения. Пожелаем же им спокойной ночи!
--------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как клоун и обманщик стал главой правительства Земной империи и правил три срока подряд. А «под занавес» решил поделиться с плебсом секретами политической борьбы. Читайте и учитесь!
Povlastnich, 14 мая 2019 г.
Блеск, красота, ум и замечательная история! Перечитывал «Двойную звезду» раз 20 точно (в переводе, правда) и часто возвращаюсь к ней в мыслях и мечтах. Так что мой отзыв будет позитивным. Haters, back off, or it will crush your mind.
Начну его со стиля и языка. Жёстко понравился чёрный юмор и острый язык Лоренцо («таким образом, можно перевести кучу актёров!», «по-моему, родителям таких как он, лучше было бы воспользоваться контрацептивами»). Прекрасные, компактные диалоги без единого лишнего слова, их я часто перечитываю в отдельности. Американский дух чёткости и ясности проявляется в исключительно хорошем ключе. Чем-то они мне напоминают современное шоу SNL. Жалко только, что мало красивых описаний, как у того же Ефремова или американских авторов фэнтези, хотелось бы больше узнать про мир, где происходит действие, например, как же всё-таки выглядят марсианские гнёзда.
Сюжет: гладкий, сквозной и ровный, без крутых интриг, но есть и неожиданные моменты. Мог бы быть побогаче (возможно, автор был ограничен в объёме?), но упор книги, по-моему, направлен больше на чувства героев, преодолевание внутренних преград и кухню политики. Я много занимаюсь журналистикой и сам увлекался политикой, довелось увидеть её изнутри. Образ, созданный в книге может показаться утрированным, похожим на карикатуру или шутку, тем не менее, это шутка, в которой есть доля...шутки. Много точных и вдохновляющих наблюдений, например, замечание Дэка, что тот, кто не занимается политикой, не живёт по-настоящему: если заменить слово на «п», ставшее в русском контексте почти матерным, личной и общественной ответственностью, получается достойный подражания пример. Сам часто замечаю жизненную пассивность и депрессивность людей, с умным видом говорящих тупые мысли вроде: «П* меня не интересует, это де**мо по определению».
Видел в отзывах критику «предсказуемого финала». Если его понимать буквально, то я согласен, он банален и выдержан в дешёвом «голливудском духе», не хватает только палки для сельфи и заключительного поцелуя. С аллегорической точки зрения такое завершение — и новое начало — истории, по моему мнению, имеет глубокое значение.
Герои: Лоренцо — блеск и свет, замечательная крутая дуга, по которой он проходит, впечатлила меня до костей мозга и жизни смысла. Темы американские — расизм, ксенофобия, могут показаться чужими для читателя из славянского региона, однако если взглянуть более общо, то перетряхи внутреннего мира Лоренцо символичны как эволюция личности и универсальны. Остальные персонажи тоже понравились, включая отрицательных вроде Билла — такие личности бывают на самом деле и особенности их поведения подмечены очень точно.
Ставлю 9 баллов — один в минус за то, что мне не очень понравились отношения между мужскими персонажами, они стоят больше на общем деле, чем на доверии, по крайней мере, до финала. Согласие Лоуренса получено почти обманом во имя благой цели. Это о-о-очень американский взгляд на вещи и в нём тоже есть свои плюсы, в данном контексте п л а в н о перешедшие в минусы. Ну и в сюжете могло быть больше интриги.
wonder.stasy, 17 марта 2024 г.
Главный герой романа — не самый удачливый актер, человек далёкий от политики, но волею судьбы оказавшийся тесно с нею связанный.
Лоренцо Смайт — так его звали на Земле — слегка высокомерен и самодоволен.
На первый взгляд абсолютно второсортный артист, однако он ещё покажет не только своим нанимателям, но и всей галактике, что же такое настоящий талант.
Глазами Лоренцо читатель узреет тайны правительства и конфликты Земли с Марсом. Хайнлайн снабдил «двойника» харизмой и острым язычком.
Сатира так и кричит со страниц, а высказывания Лоренцо порой хочется куда-то записать и перечитывать за чашкой чая.
Помимо этого, автор уделяет особое внимание тщательной подготовке протагониста к предстоящему «выступлению».
Когда на глазах Лоренцо умирает настоящий Бонфорт, он будто глядит на своё угасающее отражение и на испускающего дух отца одновременно.
Теперь персонаж остается один на один с надвигающейся огромной волной ответственности предстоящих решений и политическим змеиным клубком. Однако шоу должно продолжаться — билеты в театр уже куплены, места заняты. Третий звонок, занавес открывается. Да начнется представление!
Carex, 26 февраля 2023 г.
Мне роман не понравился, показался скучным и неинтересным. С трудом дочитал.
Фантастические допущения здесь являются лишь декорациями для развития событий. Ну и совершенно это все устарело, все равно что смотреть чёрно-белое кино с картонными спецэффектами. Тема двойников на самом деле интересная, и наверно острее всего ее можно было раскрыть в реализме наших дней. И мне не хватило психологизма ситуации и остроты событий. Как маска прирастает и меняет человека? Вместо этого иногда пробивался какой-то юморок, который сразу выдергивает на поверхность. И вот что больше всего не понравилось: а какими средствами актер добился сходства? Никаких особых средств он и не использовал, которые могли бы предоставить ему достижения будущего. Вот так вот чисто актерской работой и минимумом средств? Не верю. Ну и дальше по нисходящей. Дальше например убирание следов убийства. Не верю.
Ну и конечно же, концовка предсказуема с самого начала. Читал и думал, удивит меня автор или нет?
Честно, не понимаю, за что такой высокий рейтинг.
Тимолеонт, 27 марта 2022 г.
Что парадоксально — Хайнлайн написал политический роман практически без политоты. Автор был очень, очень идейным и убеждённым человеком и далеко не всегда мог отодвинуть свои политические и идеологические взгляды в ту сторону, откуда они не будут мешать истории и повествованию. Здесь же пусть и почти что гениальный, но всё же актёр-неудачник оказывается в вихре политического водоворота, который мог бы погубить его и море прочих жизней. Автор разъясняет, зачем в политике нужна ложь, увёртки, мошенничество, хитроумие и прочее, но делает это так, что взглядов автора на политику можно даже не заметить.
Но прекрасна эта история не только отсутствием минусов. Хайнлайн изобразил действительно очень харизматичного персонажа, единого в двух ипостасях, кучу интересных ситуаций для него, да и просто-напросто удивительное приключение, которое и забавное, и захватывающее, и напряжённое. И что самое интересное — герой натурально растёт над собой, весьма в своеобразной и остроумной форме проходя пять стадий принятия и учась ответственности.
god54, 4 февраля 2022 г.
Книга прекрасная, увлекательный сюжет, масса эмоций, интриг, подковерных игр, управленческих решений. Тревожит лишь одно, если убрать экзотические планеты с инопланетянами, а перенести действие на Землю никто не заметит разницы, ибо фантастика практически не играет в романе никакой роли. И вот, что сказать в такой ситуации?!. Как утверждают горе-эксперты все земные лидеры имели двойников, такая практика вообще норма в жизни землян. Роман понравился, прочитался быстро, текст воспринимается легко. Пусть каждый делает свой собственный выбор, а я продолжу размышлять.
lammik, 2 апреля 2023 г.
Лоуренс Смит, более известный как Лоренцо Смайт, актёром был гениальным, но неудачливым. Поэтому-то он и не стал отказываться от предложения несколько дней поизображать одну известную личность. С этого дня жизнь Лоуренса совершила взлёт в такие дали, о которых он до того не имел ни малейшего понятия.
Хайнлайна обычно называют едва ли не фашистом, но конкретно в этом романе он выступил сторонником терпимости и равноправия, доказывая устами своего героя, что если человечество хочет идти вперёд по дороге прогресса, то ему будет необходимо научиться уважать права всех разумных, независимо от внешнего облика. Впрочем, из текста можно извлечь и мысль о том, что для полёта вверх иногда нужно измазаться в грязи, ибо белые перчатки и политика малосовместимы. Поэтому, даже говоря об идеалах, нужно оставаться прагматиком. Показано ещё и то, что «короля играет свита», успех лидера — это достижение команды.
Но лично для меня суть романа — это гимн актёрскому искусству. Никакого желания лезть в политику после прочтения не возникает, а вот сходить в театр захотелось.
Один из заслуженно переиздаваемых и перечитываемых романов Грандмастера.
PlatonT, 4 мая 2019 г.
Очередной роман Хайнлайна и очередной восторг. Я за последнее время уже прочитал «Звёздный десант» и «Имею скафандр…» и могу с уверенностью утверждать, что Хайнлайн очень разнообразный писатель. Ему под силу как подростковая литература, так и философский боевик. В случае же с «Двойной звездой» это политический детектив с философским взглядом на понятия «политик» и настоящий профессионал». Пускай я понял финальный твист романа на первой трети прочитанного, это не уменьшило удовольствие от чтения. Ведь любая хорошая книга это про людей и их взаимоотношения. А автор в этом мастер, очень приятно читать книгу, где окружение описывается буквально 2-мя предложениями и ты его видишь, как сцену в театре, к сожалению многие современные авторы так не могут. А как прописаны характеры и «эмоциональные качели» второстепенных героев книги…
Само произведение после прочтения почему-то вызвало у меня ассоциации с «Пигмалионом» Б. Шоу. Только в случае с «Дублёром» тут не прямое повторение знаменитого сюжета, а скорее зеркальное прочтение. Что-то более подробное написать не могу – получится критический спойлер.
Оценка: Читать всем любителям фантастики и политических интриг.
Ouroboros_8, 22 декабря 2020 г.
? ПОДСАДНАЯ УТКА, или ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ!
ЦИТАТА: «Упаси нас бог от трусов, которые боятся сделать выбор».
(Роберт Хайнлайн. «Двойная звезда»)
Рассчитывая на лёгкое, необременительное чтение, неожиданно можно прочитать достаточно серьёзный и глубокий роман. У меня так произошло в случае с фантастическим романом Роберта Хайнлайна «Двойная звезда» (1956 г.).
Внешняя «обстановка» романа, атрибутика, антураж – научная космическая фантастика прошлого столетия. По «внутреннему» содержанию – психологический роман о судьбе и взрослении человека, попавшего в сложную жизненную (разумеется, фантастическую) обстановку.
Главному герою романа Лоренцо Смайту – талантливейшему актёру, гениальному мастеру перевоплощения предстоит сделать сложный выбор, который радикально изменит не только его собственную судьбу, но и судьбу всей Вселенной. Это чертовски трудно для него, поскольку он человек совершенно далёкий от политики, к тому же он терпеть не может марсиан – этих странных существ, похожих на обрубки стволов деревьев с ветками, размножающихся простым делением и пахнущих пренеприятно. А ведь именно марсиане должны были принять в своё гнездо Бонфорта – крупного политического деятеля, похищенного враждующей стороной. Лоренцо, чтобы немного подзаработать, соглашается сыграть его роль и стать принятым в гнездо марсиан.
Так завязывается приключенческий фантастический роман, в основе которого внешняя политика некоего космического сообщества, охватывающего всю Солнечную систему. Но главное в романе, на мой взгляд, – это, конечно же, метаморфозы, которые происходят с личностью главного героя.
Лоренцо в начале повествования – обычный обыватель, думающий о дне сегодняшнем, не такой уж и успешный в своей актёрской профессии. Он не амбициозен, не лезет из кожи вон, чтобы сделать головокружительную карьеру. При этом – хорошо воспитан. Образ отца Лоренцо – жизненный ориентир достоинства и порядочности.
Самое главное – Смайт не просто прекрасный актёр, настоящий Художник в своей профессии, но он ещё и внешне похож на похищенного крупного политического деятеля – Бонфорта. Согласившись стать на время Бонфортом, Лоренцо оказывается втянут в круговерть невероятных событий.
Автор с одной стороны раскрывает перед читателем «кухню» актёрского мастерства: сложности и детали того, как актёр вживается в образ; сколько сил и самоотдачи требуется от него для перевоплощения. С другой стороны – по мере усложнения ситуации с похищением, возвращением и тяжёлым выздоровлением Бонфорта меняется личность и самосознание главного героя – он уже совсем не тот, что был в начале романа …
Лоренцо живёт и работает в команде. Автор показывает, что значит настоящий дух команды. Главный герой перестаёт быть самородком – одиночкой и в конце концов он не только понимает политическую обстановку, искусство политики, но и обретает семью.
Роберт Хайнлайн – Художник, не менее талантливый, чем его главный герой в романе «Двойная звезда» (Double Star). Роман был написан в 1956 году, а в 1957 году был удостоен престижной премии «Хьюго» «за лучший научно-фантастический роман прошлого года».
Мне роман очень понравился. В личном плане – Роберт Хайнлайн для меня явился книжным открытием (хотя, конечно, имя было на слуху). Я наметила прочитать ещё несколько его романов.
Корделия, 20 марта 2017 г.
Скучно, господа.
Много политики в замкнутом пространстве. И читать о том, как эта большая политика делается, не слишком приятно. Потому что, как показывает книга, даже если политик борется за вроде бы хорошие идеи, всё равно приходится использовать запрещённые приёмы и грязные методы.
Основная сюжетная линия абсолютно предсказуема. Практически с первых страниц романа очевидно, что актёру придётся
Прочитать роман стоит ради воплощения двух важных идей. Первая — мысль о равенстве всех во Вселенной, толерантность в масштабах Космоса. Герой преодолевает собственную нетерпимость, принимает как равных мерзких вонючих марсиан, а затем начинает бороться за их права. Мы читаем текст, написанный от лица персонажа, и, соответственно, проходим по этому пути вместе с ним.
Вторая — «The Show must go on!» Почему актёр готов умереть на сцене? Во имя какой высшей истины люди искусства жертвуют всем ради искусства?
Это прежде всего вопрос об ответственности человека перед собой и перед делом, за которое он отвечает. В раскрытии этой темы, мне кажется, важнее не размышления Великого Лоренцо, а идея, которую автор вложил в образ Виллема Оранского. Император понимает, что он лишь пешка, вывеска, дань традициям, но он гордо и безупречно играет свою роль. И где это возможно, старается принести пользу человечеству — хотя бы в тех границах, которые для него отведены.
Хочется процитировать и слова Лоуренса Смита, где самое важное, на мой взгляд, сказано в последней фразе:
«Представление должно продолжаться». Я всегда верил в это и жил этим. Но почему оно должно продолжаться? — особенно, когда знаешь, что некоторые из них просто ужасны? А потому, что ты дал согласие участвовать в нём, потому что этого ждёт публика, она заплатила за развлечение и вправе ждать от тебя, что ты выложишься на всю катушку. Ты обязан сделать это ради неё. Ты обязан сделать это ради режиссёра, менеджера, продюсера и остальных членов труппы — и ради тех, кто учил тебя ремеслу, — их бесконечные вереницы уходят вглубь веков, к театрам под открытым небом с сиденьями из камня, — и даже ради сказочников, которые, сидя на корточках, изумляли своими рассказами разношёрстную толпу на древних рынках <...>
Я пришёл к выводу, что то же самое справедливо для любой профессии» (пер. Е. Богатыревой).
Ридан, 31 марта 2019 г.
Талантливый, но неудачливый актер получает необычное предложение: подменить одного политика. Политические взгляды актера не совпадают с взглядами политика, но ему нужны деньги... Чем дальше актер входит в свою роль, тем больше он проникается уважением к человеку которого он играет.
Написано интересно, есть неожиданные повороты, хорошо прописанные характеры не похожих друг на друга героев. Ну и конечно же Хайнлайн не был бы самим собой если бы не затронул проблему гражданской позиции человека, его выбора и ответственности.
Одно из лучших произведений, одного из лучших американских фантастов.
Линдабрида, 25 января 2016 г.
Представьте себе... ну, скажем, Евросоюз. С его идеалистическими лозунгами единства, интеграции и свободы, которые так эффектно рухнули на наших глазах. С брюссельскими бюрократами, которые управляют на практике. Структура, созданная в этом романе Хайнлайном, похожа. Но только интегрировать приходится всю Солнечную систему. И в роли какой-нибудь Турции, стремящейся попасть в «европейский дом», выступает Марс. Свой аналог брюссельской бюрократии тоже имеется. На Луне располагается столица — Новая Батавия, где и функционирует имперское правительство (и контролируют его земляне, уж будьте уверены).
Ну так как, принимать ли к себе этих марсиан? Ведь они никогда не смогут, да и не пожелают, стать похожими на какого-нибудь земного Ганса, Джона или Ивана. Лоренцо, бедняга, даже запаха их не переносит.
Главный герой, который все время за кадром, — Джозеф Бонфорт. Политик-идеалист, поклонник свободы, интеграции и единства. Кстати, он даже хочет предоставить марсианам на Земле те же права, какие имеют земляне на Марсе. Я уверена, что с такой программой он не набрал бы большинства ни на каких современных выборах. Но он честный политик, «кто такого найдет? Цена его превыше жемчугов».
Главный герой, который в кадре, актер Лоренцо Смайт, привлекает внимание, поскольку не застывает в одном образе. В самом деле, что делает роль с человеком, который в нее вжился? В самом начале Лоренцо обаятелен, как бывает обаятелен ненадежный, самодовольный и симпатичный сукин сын. А когда роль начинает его перемалывать, он становится еще и интересным.
Здесь перед нами Хайнлайн в его лучших традициях — идеалистичный и убежденный. Он полон решимости завоевать читателя на свою сторону, но не забывает и о «вкусных» деталях. Скажем, рассказать о красочных церемониях конституционной монархии:
«Трижды Император требовал, чтобы его впустили, и трижды ему было отказано. Тогда он попросил парламент, чтобы его впустили, и ему было позволено войти».
Марсианские детишки — прелесть, а до чего трогателен паровозик императора!
Сказочник, 11 февраля 2017 г.
Да, безусловно, при сравнении с «Дверью в лето», «Дорогой доблести» или «Звездным десантом» эта вещь проигрывает. Проигрывает скорее даже не из-за собственной легкомысленности, а просто потому, что не является настолько эпичным и тяжеловесным произведением. Да и тема, затронутая здесь, менее волнует, чем межгалактические битвы. Все же политика — не настолько захватывающая грань нашей жизни. Более грязная и требующая подлости. Хоть герой и продирается здесь сквозь всю эту грязь.
IPSE2007, 20 ноября 2014 г.
Название этого романа переводили по-разному. Все же, мне кажется, авторское название — «Двойная звезда» абсолютно полностью и безо всяких скидок соответствует содержанию. Это история двух звезд — актера и политика. В предыдущих отзывах много говорили, что это роман в том числе и о том, как не самый великий актер смог стать звездой политики. Мне кажется это весьма несправедливо. Согласно закону всемирного тяготения две массы одинаково действуют друг на друга. Так и две звезды — актер и политик — одинаково подействовали один на другого. Тот факт, что актер нашел в процессе этого взаимодействия себя лишь приятное дополнение к основному повествованию. Некоторые могут возразить, дескать Лоренцо лишь притворялся другим человеком, где же тут поискмасого себя. Да и что это за актер, который сидит на мели и готов на любой случайный приработок? Но работа актера — постоянно перевоплощаться в другого, да и актеры театра, как мне кажется, что сейчас, что в будущем особо шиковать не будут. В то же время, Лоренцо умен, начитан, талантлив, имеет склонность к политике. Родись он не в семье актера, а политика, возможно именно он и был бы будущим премьером. Так что Лоренцо получает то, к чему на самом деле имеет огромный талант и склонность. Общество в замен — сильного и ответственного визионера — реформатора, готового принимать сложные решения и не боящегося ответственности. Читатели — одну из лучших книг самого американского из всех американских писателей-фантастов. Право же, я не хотел бы этому роману иного окончания.