| |
| Статья написана 9 июля 2022 г. 18:19 |
В 1982 году в канун 100-летия одного из основателей белорусской детской литературы Янки Мавра режиссером Вадимом Сукмановым была создана одночастная лента «Острова капитана Мавра» (автор сценария Б. Бурьян, оператор С. Петровский).
Этот документальный фильм-портрет, как представляется сегодня, относится к особой категории лент, недооцененных и, возможно, не вполне понятых современниками. Сегодня имеются основания причислять «Острова капитана Мавра» к весьма ограниченному кругу знаковых для белорусской кинодокументалистики произведений, поскольку его появление ознаменовало слом ранее существовавших эстетических и содержательных табу. Ре¬жиссер В. Сукманов своим фильмом «Острова капитана Мавра» расширил границы понятия «кинодокумент». Еще одно важное обстоятельство, отличающее эту ленту от многих других фильмов-портретов, снятых в 1970-1980-е годы. По-настоящему авангардная не только благодаря включению в экранную ткань любительской семейной кинохроники, снятой на узкую пленку и технически несовершен¬ной, но и в силу особой интонации повествования, эта лента свободна от всех признаков официального юбилейного фильма. Будучи новатором и первопроходцем в использовании семейной кино¬летописи, В. Сукманов остается зрелым традиционалистом в остальных компонентах экранной выразительности. Он знает реальную цену и нова¬циям, и устоявшимся эстетическим нормам. Режиссеру В. Сукманову герой его ленты близок и понятен. Можно утверждать, что их творческие биографии, несмотря на полувековую разницу в возрасте, в отдельных деталях даже схожи: художники, сделавшие в творческом плане очень и очень многое, судьбой и завистниками были отодвинуты с магистральной линии художественного процесса на перифе¬рию, а на упоминание о многих их достижениях была наложена печать молчания. Каким предстает в фильме образ замечательного детского писателя? Янка Мавр добрый и отважный, каким и должен быть капитан океанского корабля, идущего к далеким островам. О его бесстрашии в фильме говорит писатель А. Миронов, приводя пример того, как почти слепой писатель первым бросился в море на зов тонущей девочки, а минуту спустя вынес ее на берег на своих руках. Рассказать о том, почему основоположник приключенческого и научно--познавательного жанров в белорусской литературе, создатель первой бело¬русской научно-фантастической повести, один из наиболее востребованных и широко публикуемых в довоенный период белорусских авторов впослед¬ствии оказался в положении чуть ли не второразрядного литератора, ре¬жиссеру фильма просто не хватило бы метража. Экранное пространство, имевшееся в распоряжении режиссера, было весьма ограниченным. Но рас¬сказать было просто необходимо, в этом заключается основной смысл тра¬гической истории, кроме того, это — одна из важнейших задач кинодокумен¬талиста. На помощь режиссеру приходит «его величество случай» — В. Сукманов узнает о существовании семейной хроники, датированной концом 1950-х годов, и получает возможность ее посмотреть. На берегу теплого моря писатель, облаченный в тельняшку, с пиратской повязкой на голове, участвует в придуманном и поставленном им самим театрализованном представлении. Янка Мавр с саблей наголо ведет свою жертву (ее роль, разумеется, исполняет супруга писателя) на импровизиро¬ванную казнь. Вокруг них бегают и танцуют дети. Мавр берет в руку кури¬тельную трубку и всем своим видом показывает, что теперь он капитан дальнего плавания... Ответ на сложный вопрос: почему личная и писательская судьба Янки Мавра сложилась так сложно и противоречиво? — содержится в этих наивных любительских кадрах. Романтик, защитник униженных и оскорбленных, убеж¬денный интернационалист, эсперантист, крайне внимательный к деталям и мелочам литератор, Янка Мавр во всех своих проявлениях и всем своим поведением –это видно по кадрам семейной хроники — очень сильно отличал¬ся от коллег по цеху. Распространенная точка зрения, что писатель, претен¬дующий на статус классика, должен превратиться в мумию, лишенную эмоций и живых человеческих проявлений, Янке Мавру явно не импонировала... Рассказ о творческой и человеческой судьбе писателя становится осо¬бенно пронзительным, когда в качестве основного документа, создающего зримый и полнокровный образ Янки Мавра, режиссер берет именно семей¬ную хронику, бережно сохраненную его родными и близкими. img]https://i.ibb.co/WBZPPMR/Page133-2.jpg[/img] Константин Ремишевский. История, ожившая в кадре. Белорусская кинолетопись: испытание временем. Книга 3. 1970–2000. Вышэйшая школа, Менск, 2019 г. *** "Остров доктора Моро" (Дж. Г. Уэллс)
|
| | |
| Статья написана 20 июня 2022 г. 20:04 |
Обнаружил, что хостинг http://of-si.ru/radikal-foto-oficialnyj-s... приказал долго жить. В связи с этим повторяю публикацию от 2015 г.
Ничего удивительного, что фантасты от Жюля Верна до Айзека Азимова иногда весьма точно предсказывают изобретения. Блаженный Августин сравнивал время со стеклом: все видишь, но не дотронуться. «Все существует в настоящем: прошлое существует в памяти, а будущее – в предчувствовании. Это предчувствование мы определяем, исходя из настоящего. Как о грядущем восходе солнца мы судим по появившейся заре. Мы видим зарю и знаем, что скоро будет солнце. Так же и о будущем мы судим по тому, что существует некоторое настоящее». Ничего удивительного, что фантасты от Жюля Верна до Айзека Азимова иногда весьма точно предсказывают изобретения. Причем чем лучше писатель знает о «заре», то бишь технических достижениях своего времени, тем более удивят потомков его прогнозы. Литератор-физик Артур Кларк описал спутниковое телевидение и технологию клонирования, литератор-математик Роберт Хайнлайн – микроволновую печь и электросушилку для рук. Но иногда перечитывать прозрения о нашем с вами времени то забавно, то грустно... Александр Куприн в рассказе «Тост», например, утверждал, что в 2006 году станки и машины станет двигать магнитное поле Земли, а земляне будут только сидеть да попивать шампанское. Ага, до сих пор ждем-с... Впрочем, что смеяться над другими? Когда-то в изостудии нам дали задание нарисовать 2000 год. В мои 12 два десятилетия казались ужасной временной пропастью... В общем, мы все изобразили какие-то фантастические растения, летающие машины, инопланетян... Недавно знакомый исследователь фантастики из Украины переслал мне сканы малоизвестной книги Янки Мавра «Аповесць будучых дзён», изданной в 1932-м. Любопытно, что хотя об этой книге говорят как о фантастике, на самом деле действие происходит в настоящем автора. В те годы, когда после позорного Рижского мирного договора Беларусь была разделена между панской Польшей и РСФСР. В общем, социальная утопия, вроде «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян. Мальчик Юзик живет в Западной Белоруссии, его отец – батрак у пана Загорского. Безрадостна жизнь бедноты, живут в бараке, спят на нарах, трудятся с утра дотемна. Отец Юзика убежден, что так везде, а в советской стране, по ту сторону границы, еще хуже. Но мальчик не верит, к тому же на советской стороне его родной дедушка. Когда Юзик забирается в самолет и попадает в советскую Белоруссию, и начинается фантастика. Люди здесь работают пять дней в неделю, для взрослых рабочий день – пять часов, для детей – три. Колхозные деревни совсем не похожи на привычные, крестьяне в пиджаках читают газеты на верандах своих усадеб и рассуждают о консолидации пролетарских сил. Все механизировано... «Вось чалавек трымаецца за нейкую прыладу, нiбыта тачку на двух колах. Ён возiць ёю па вулiцы, а прылада тарахцiць, сiпiць, з яе цячэ вада, круцяцца нейкiя шчоткi, а ў вынiку змываецца з вулiцы бруд...» Коров доят машины, в деревню ходит трамвай... Дом деда, специальность которого – убирать помет в курятнике, напоминает дворец. Юзик выглядит малолетним дикарем, принимающим всех за панов. В каждом колхозе университет, лекции в котором проводятся дистанционно с помощью экрана, практически довольно точно описанного скайпа. Еда в столовой бесплатная. В школе уроков нет, учитель задает детям научное задание в соответствии с их склонностями. Кстати, сельских детей зовут Квант, Хризантема, Электрон и Вулкан. Прочитав о таком рае, хочется в нем жить... Каковую задачу книга и должна была выполнить. Стоит ли напоминать, что колхозная деревня начала 30-х была весьма и весьма далека от этого рая, что были Голодомор и раскулачивание? Но идею нужно было обслужить. И Мавр оставил экзотические путешествия прежних романов ради очередных «Кубанских казаков». Но никогда не переиздавал «Аповесць будучых дзён». Печально читать утопии и понимать, что описанное в них уже никогда не случится. Не будут изобретены автоматические чертежные столы, потому что есть компьютеры. Не удался эксперимент со всем коллективным. Разве что в психологии... Тут-то да – все носят одежду одних брендов, пьют одни йогурты, смотрят одни сериалы... Основатель футурологии Элвин Тоффлер полвека назад предсказал эпоху, когда человек перестанет поспевать за временем, «уплотняющимся потоком перемен». Возникает «футурошок» – стресс, часть «цивилизации одноразовых стаканчиков». Поэтому человек инстинктивно пытается защититься от времени – вся эта пропаганда архаичного уклада жизни, дауншифтинг, пещерное искусство... В Интернете нередко можно найти один из нелепых тестов: как ты будешь выглядеть в старости. Мне ни разу не захотелось его пройти. Человека делает то, что с ним происходит, и как он на это реагирует. А это невозможно сконструировать. Что ж, идеи тоже устаревают. Устаревают книги. Что мы можем? Держаться за что-то важное и вечное. Вроде хорошей литературы. Впрочем, это мой личный рецепт. Автор публикации: Людмила Рублевская. Источник: газета «СБ – Беларусь сегодня» https://www.nlb.by/content/news/library-n...
|
| | |
| Статья написана 20 июня 2022 г. 18:15 |
Первое сообщение об этом появилось в 2019 г., но в связи с удалением сайта исчезло. https://news.tut.by/culture/621565.html?f... То, что осталось в черновиках, теперь здесь.
Андрей Александрович "Полёт в прошлое". У студзені 2019 г. даследчыкі фантастыкі Уладзімір Садоўскі і Вячаслаў Насцецкі знайшлі першае беларускае навукова-фантастычнае апавяданне. Раней лічылася, што гісторыя беларускай навуковай фантастыкі бярэ пачатак ад твора Янкі Маўра “Аповесць будучых дзён” (1932), але высветлілася, што яшчэ ў 1924 г. у часопісе “Маладняк” было апублікавана апавяданне “Палёт у мінулае” А. Александровіча. Аўтар, якому на момант публікацыі споўнілася ўсяго 18 гадоў, звярнуўся да тэмы падарожжаў у часе. У аповедзе Александровіча ёсць усе прыкметы навуковай фантастыкі: ён падрабязна апісвае фантастычную машыну часу, тлумачыць яе прынцып працы, абапіраючыся на адкрыцці свайго часу. "У рассказа Александровича есть все приметы научной фантастики: автор подробно описывает фантастическую машину времени, объясняет ее принцип работы — довольно наивный с точки зрения науки, но, тем не менее, опирающийся на открытия тех лет. Также герои рассказа во время своих путешествий пользуются другими фантастическими изобретениями: например, револьвером для связи, которым герои выстреливают в будущее сообщения для заводчан. Также описан специальный аппарат, с помощью которого герои наблюдают из машины за событиями прошлого. Аппарат позволяет видеть сквозь стены и даже читать мысли." https://www.nlb.by/content/informatsionny...
|
| | |
| Статья написана 16 июня 2022 г. 20:39 |
https://fantlab.ru/edition284766
1 2-3 4-5 6-7 8-я страница — пустая. Возможно, что на 9/10 стр. еще один титул («часть первая») или иллюстрация. 11-я стр. — начало романа "Остров погибших кораблей"
|
| | |
| Статья написана 16 июня 2022 г. 17:14 |
Дата издания: конец 1927 г. — начало 1928 г. Скорее всего, рецензию написал нанятый издательством литкритик или внештатный сотрудник. Точнее, это предисловие (анонимное — или редакционное, или рецензента) . Есть особое мнение, что в 1920-е годы так бывало, т.к. существовало представление о всеобщей коллективности.
|
|
|