Сегодня — 22 января. Значит, очередная годовщина со дня рождения Роберта Ирвина Говарда (116 лет в этом году!). Я в последние годы в этой дате постоянно стараюсь что-то придумывать, добавлять в авторскую колонку статьи, посвящённые творчеству Мастера, или публиковать переводы его стихов (раньше, бывало, случались целые рассказы). Но сегодня решил сделать кое-что попроще: тряхнуть стариной и вспомнить свои самые любимые произведения Говарда. Может, это даже кому-то покажется полезным.
Но сразу предупреждаю: Конана будет не так много (потому что Конан мне не очень нравится).
Иллюстрация Марка Уитли
Я разбил тексты на несколько частей, итого получилось четыре блока по десять произведений каждый, а в конце припасён суперприз!
Фэнтези:
10. Алая цитадель / The Scarlet Citadel (рассказ о Конане, который когда-то потряс меня финальной сценой; с тех пор именно она для меня — самое ценное в этом произведении);
09. Боги Бал-Сагота / The Gods of Bal-Sagoth (рассказ о Турлофе О'Брайене, который, в отличие от своего собрата под названием «Чёрный человек», производит впечатление чистого фэнтези, непонятно как попавшего в нашу историческую действительность);
08. Чёрный человек / The Dark Man (рассказ о Турлофе О'Брайене, который, в отличие от своего собрата под названием «Боги Бал-Сагота», производит впечатление чистого исторического произведения, непонятно как приобретшего мистический налёт);
07. Сим топором я правлю! / By This Axe I Rule! (рассказ о Кулле, который мог бы быть чисто историческим, если бы просто-напросто убрать выдуманные имена и названия — и он действительно лучше того, что Говард сделал с ним позже, когда переписал в «Феникса на мече»);
06. Зеркала Тузун Туна / The Mirrors of Tuzun Thune (рассказ о Кулле, прозрачный и прекрасный, о котором много не скажешь — да и не требуется);
05. Короли ночи / Kings of the Night (рассказ о Кулле и Бране Мак Морне — этим и хорош, этим он меня и увлёк, а также эпическим сражением, приходом и уходом властелина Валузии в своё время-пространство);
04. Дом Арабу / The House of Arabu (рассказ, не относящийся к циклам; практически чистое «тёмное фэнтези», с путешествием в ад и удачливым варваром);
03. Башня Слона / The Tower of the Elephant (рассказ о Конане, в котором поэтические описания чуть ли не превалируют над сюжетом);
02. Проклятие золотого черепа / The Curse of the Golden Skull (рассказ о Кулле, в котором самого атланта лишь упоминают, но произведение от этого хуже отнюдь не становится);
01. Королевство теней / The Shadow Kingdom (рассказ о Кулле и его борьбе со змеелюдьми — с самых ранних времён был очарован этой расой, которую выдумал Говард, так порой обидно было, что он не написал о них больше ничего).
Ужасы, мистика:
10. Живущие на чёрном побережье / People of the Black Coast (рассказ, не относящийся к циклам; по сути, чуть ли не научная фантастика с пришельцами; нечто лавкрафтоподобное);
09. Кладбищенские крысы / Graveyard Rats (рассказ о Стиве Харрисоне, проводящем расследование в доме, где совершаются убийства — довольно атмосферно и с крысами);
08. Прикосновение смерти / The Touch of Death (рассказ, не относящийся к циклам; да и вообще, хоррор, нетипичный для Говарда, потому что не мистического свойства);
07. Крылья в ночи / Wings in the Night (рассказ о Соломоне Кейне, в котором он сталкивается с крылатым племенем, терроризирующим африканское племя — очень «сочно», пробирает до мурашек);
06. Луна черепов / The Moon of Skulls (повесть о Соломоне Кейне, в которой он пробирается в страну Негари в поисках белой девочки, которую давным-давно похитили — опять же, очень атмосферно, да к тому же по большей части на фоне лунных ночей);
05. Чёрный камень / The Black Stone (рассказ из условного цикла «Мифы Ктулху» о чёрном монолите в венгерских горах — один из первых опытов Говарда на поле Лавкрафта, но один из самых удачных, если не самый удачный);
04. Пламя Ашшурбанипала / The Fire of Asshurbanipal (рассказ из условного цикла «Мифы Ктулху» о двух героях-авантюристах, забравшихся от преследователей в забытые руины в пустыне и обнаруживших там самоцвет — ещё более явное смешение тем Говарда и Лавкрафта, чем было в «Чёрном камне»);
03. Чёрный Ханаан / Black Canaan (рассказ из условного цикла «Сверхъестественный Юго-Запад» о чёрном колдовстве в тёмных сосновых лесах Юго-Запада США — со всем причитающимся: исчезновениями и убийствами людей, а то и чего похуже);
02. Живущие под усыпальницами / The Dwellers Under the Tombs (рассказ о Джоне Кирование, который вместе с другом спускается под курган и обнаруживает там неведомые глубины, где обитает странная расу существ, отличающихся от людей — эту тему Говард любил и разрабатывал в нескольких своих произведениях; я отчаянно люблю её вслед за ним);
01. Черви земли / Worms of the Earth (рассказ о Бране Мак Морне и его страшной мести римлянам и наместнику Титу Сулле — для этого пикт воззвал к червям земли, странным и страшным существам, обитающим в глубинах британской земли; безусловно, лучшее произведение о короле пиктов).
История, приключения, вестерны, юмор:
10. Язычник / The Heathen (рассказ, не относящийся к циклам, просто весёлая зарисовка из жизни прихожан в одной церкви);
09. Месть Чёрного Вулми / Black Vulmea's Vengeance (рассказ о Чёрном Вулми, который встречается в открытом море со старым врагом — но недругу Вулми сейчас оказывается нужен; хорошая пиратская история);
08. Чемпион полубака / The Champion of the Forecastle (рассказ о Стиве Костигане, в котором тот учит Свена Ларсена боксировать, чтобы тот мог дать отпор ухажёру своей девушки; один из иронических боксёрских рассказов);
07. Победитель получит всё / Winner Take All (рассказ о Стиве Костигане, в котором он и Билл О'Брайен в очередной раз оказываются на боксёрском ринге в Сингапуре — из-за красотки; этих забияк ничему жизнь не учит);
06. Змеиная яма / The Pit of the Serpent (рассказ о Стиве Костигане, в котором ему предстоит сражаться в змеиной яме; первый созданный Говардом для цикла рассказ);
05. Знак огня / Three-Bladed Doom (короткий роман об Эль-Бораке, в котором ему предстоит пробраться в город, окружённый неприступными скалами, — но ведь для Стремительного нет никаких преград; хорошее текст из хорошего цикла);
04. Врата империи / Gates of Empire (рассказ, не относящийся к циклам; историческое произведение, в котором Джайлс Хобсон вынужден покинуть родину, так как натравил сэра Жискара де Шатийона на мужа собственной сестры, и тот решил во что бы то ни стало отомстить обидчику; история о долгой мести);
03. Копья Клонтарфа / The Spears of Clontarf (рассказ, не относящийся к циклам; вдохновлённый известной битвой при Клонтарфе, Говард написал это произведение — сначала чисто историческое, затем, поскольку ему не удалось его продать, попробовал переписать с мистическими элементами; это как раз первый вариант, нефантастический; суровое эпической сражение викингов против христиан);
02. Стервятники Уопетона / The Vultures of Wahpeton (повесть, не относящаяся к циклам; Коркоран приезжает в Уопетон и становится помощником шерифа, чтобы выяснить, какие дела ведутся в городке и как здесь разгулялась банда Стервятников, грабящая старателей; суровая, мрачная, жёсткая повесть);
01. Джентльмен с Медвежьей речки / A Gent From Bear Creek (роман о Брекенридже Элкинсе, в котором тот странствует по окрестностям Медвежьей речки в надежде обрести славу, чтобы затем явиться к девушке, в которую влюблён — в чём даже себе порой стесняется признаться — и позвать её замуж; по дороге с ним случается масса примечательных историй, о чём и рассказано в каждой главе этого уморительного произведения; очень смешно и забавно).
Поэзия:
10. Офорты на слоновой кости / Etchings in Ivory (контрабандой провожу целый сборник стихотворений в прозе);
09. Король и дуб / The King and the Oak (поэма о Кулле);
Сегодня исполняется 129 лет со дня рождения Кларка Эштона Смита, кудесника слов и звуков, поэта и прозаика, в «лавкрафтовском кругу» известного как жрец Атлантиды Кларкаш-Тон.
По случаю сегодняшней даты хочется познакомить всех заинтересованных с рейтингом лучших рассказов автора, который был составлен на основе мнений участников фейсбуковской группы, посвящённой Смиту. Ранее я уже публиковал подобный список произведений Роберта Ирвина Говарда, который подготовил известный говардовед Расти Бёрк — он, правда, был составлен на основе рейтингов тех людей, которых привлёк сам Бёрк. В данном же случае имеем народное голосование.
Внимание! Дальше вас ждёт много нудной информации, длинный и не всегда понятный список произведений с гиперссылками!
Кларк Эштон Смит (13 января 1893 — 14 августа 1961)
Нейт Уоллес (Nate Wallace) подводит итоги народного голосования за лучший рассказ Кларка Эштона Смита.
Простите, ребята, я почти на год опоздал с результатами рейтинга рассказов КЭС, но наконец они пришли как раз к Хэллоуину. Участники этого опроса перечислили по 10 лучших историй Смита, расположив их в порядке с первой по десятую. Рассказы, занявшие первое место, набрали 10 баллов, а занявшие последнее место — по 1 баллу. Всего в опросе принял участие 21 человек, и в их ответы было включено в общей сложности 80 произведений. Обратите внимание, что истории в нижней части списка упоминались только один раз, поэтому для них не указаны никакие номера. Я надеюсь, что вам понравится знакомиться с результатами, и большое спасибо всем, кто принял участие.
Поскольку автор никак не прокомментировал результаты, то давайте этим займусь я — по примеру того, как это когда-то делал Расти Бёрк...
Итак, наибольшее количество голосов получил рассказ «Чёрный идол» из самого известного цикла Смита «Зотик». Всего на два пункта отстала от него «Двойная тень» из цикла «Посейдонис» — эта серия известна в гораздо меньшей степени, и именно данное произведение выбивается из ряда вон своей популярностью. Догоняет лидеров «Город Поющего Пламени» — необычный фантастический яркий и красочный рассказ Кларка Эштона Смита.
Вообще же, в списке представлены известные циклы рассказов автора почти целиком:
1). Зотик — все законченные рассказы (плюс одна пьеса), за исключением «Чёрного аббата Патуума» и «Повелителя крабов» («Морфилла» указана в хвосте без номера, обозначающего количество голосов, и мне неясно, что это значит);
2). Аверуан — все законченные рассказы, за исключением «Мандрагоры» («Второе рождение Венеры» и «Сатир» указаны в хвосте списка без номера);
3). Посейдонис — все законченные рассказы («Полёт к Сфаномоэ» указан в хвосте списка без номера; там же указано почему-то «Последнее колдовство» под странным и неправильным оригинальным названием, которое сразу не удалось опознать, но, видимо, имелся в виду именно этот рассказ; так или иначе, «Последнее колдовство» есть в основном списке);
4). Гиперборея — все законченные рассказы («Кража тридцати девяти поясов» и «Белая Сивилла» указаны в хвосте списка без номера);
5). Марс — все законченные рассказы («Обитатель бездны» указан дважды: сначала — в основном списке, затем — в хвосте без номера под альтернативным заглавием).
Кроме того, рассказ «Город Поющего Пламени» разделён на две части («Город Поющего Пламени» и «Возрождение Пламени») — в соответствии с тем, как он издавался впервые; рассказы «Лабиринт Маал Двеба» и «Лабиринт чародея» разграничены — как это сделано на официальном сайте, хотя на других библиографических сайтах они отождествляются.
Что касается произведений, не относящихся к циклам, то здесь в целом наблюдается крен в сторону мистики и фэнтези (что логично и ожидаемо), однако порой встречается и странная фантастика Кларка Эштона Смита.
Год близится к концу, а это значит, что пора подводить комикс-итоги! С неудовольствием чувствую, что из раза в раз мои отчёты становятся короче (по количеству наименований) — вот и сегодня списочек будет куцый... С чем это связано?.. Возможно, с тем, что я уже несколько «переболел» графическими историями в общем и стал относиться к ним более холодно. Меня действительно стало трогать меньшее количество из того, что я читаю. Одновременно и читать стал меньше — по разным причинам.
Но не будем о грустном. Предыдущие отчёты — здесь:
В уходящем году закончил читать серию «Эмбрион мира», которую я, конечно, не могу назвать чрезвычайно хорошей. Но всё-таки чем-то она меня зацепила! Это именно с неё я увлёкся работами Дайскэ Мориямы — наиболее известный «Крестовый поход Хроно» был потом (и манга, и аниме). Начальные тома «Эмбриона...» оказались довольно ровными, но чем дальше — тем страннее, и непонятнее, и запутаннее, и всё больше и больше сражений за судьбу мира, а в какой-то момент всё это прекратилось, и начались философские рассуждения, которые вообще сложно поддавались осознанию... Но конец манги меня порадовал! Сюжет строится вокруг людей, монстров, инопланетных вторженцев и прочих прелестей.
Но перейдём от запутанных боевых японских комиксов к чуть менее запутанным, но гораздо более «лёгким». Я имею в виду манга-серию Мики Ёсикавы «Ямада-кун и семь ведьм», с которой решил ознакомиться после того как посмотрел одноимённое аниме. Вообще-то, мультипликационный сериал-то я видел уже давно, и он мне, в общем, понравился, но как-то не до такой степени, чтобы сразу бежать искать первоисточник. А тут вот наткнулся на работы Мики Ёсикавы и вспомнил, что когда-то смотрел «Ямаду-куна и семь ведьм» — решил почитать, что же там в манге происходит, и был приятно удивлён! Вся сюжетная линия, которая была запечатлена на экране, в графической истории раскрыта более полно, более эмоционально, более ярко (несмотря на то что манга — чёрно-белая, а аниме — цветное). К сожалению, то, что автор выдала после окончания этой основной сюжетной арки, смотрится, конечно, не так выигрышно, но и там порой случаются удачные моменты.
Ещё из разряда смешных и забавных манг надо упомянуть «Не издевайся, Нагаторо-сан» за авторством 774 house. Сериал, повествующий о взаимоотношениях застенчивого сэмпая из художественного клуба и его наглого кохая — довольно дерзкой девчонки по имени Нагаторо, которая всё время увивается за ним. У сэмпая (который очень-очень долго остаётся безымянным) нет друзей, зато у Нагаторо имеются подружки, готовые поддразнить милую парочку. Так что неловких ситуаций в этой манге для сэмпая будет очень много, но даже и на долю дерзкой девчонки кое-что перепадёт, не такая уж она непробиваемая, как думает или хочет казаться!
Дарья Конопатова и её двухчастная серия «LLOYD» меня порадовали космической тематикой и необычными героями. Это простая, лёгкая история об этаком космоденди, который на поверку оказывается совсем не таким, каким выглядит в глазах общественности. Он возвращается на планету, на которой родился, чтобы скрыться там от ненужных глаз. Но и здесь его не обойдут стороной приключения — ведь Ллойд сам по себе личность такая, что всяческие происшествия притягиваются к нему. Весьма занимательный комикс, что интересно, выполненный в гамме, состоящей из трёх цветов: чёрного, белого и красного.
Далее у нас на очереди — графический роман Оливье Боке и Жана-Марка Рошетта «Сквозь снег: Конечная станция». Я выделяю именно эту часть всей серии, потому что именно она мне понравилась больше прочих. Остальные тоже, впрочем, заслуживают внимания (и, естественно, не следовало бы читать продолжение, не познакомившись с началом), однако, по моему субъективному мнению, «Конечная станция» была лучшей в проекте (по крайней мере, на данный момент — точка ведь ещё не поставлена). «Наш паровоз вперёд летит», и здесь герои прибывают в мир, сохранивший остатки того, что было до апокалипсиса. Интересный получился триллер.
И вот ещё одно произведение, которое я одно выделю из серии: «Воспоминания Эманон», созданное Кэндзи Цурутой и Синдзи Кадзио. Тут можно смело читать в отрыве от остального, потому что эта книга и есть начало историй об Эманон. Это фантастическая манга с прыжками во времени, немного медитативная, мягкая, плавная — и с замечательным рисунком. Такой же замечательный рисунок никуда не делся и в других книгах серии, но сюжеты мне показались несколько слабее, поэтому здесь остановлюсь только на начальных «Воспоминаниях...»
Ну а следующее, к чему хотелось бы обратиться... Следующее — самый настоящий нуар. Дзиро Танигути и Нацуо Сэкикава в сборнике «Отель с видом на гавань» представили пять различных детективных историй. Мрачная атмосфера, соответствующие ей герои, экзотические места, где разворачиваются события, — всё сделано в довольно-таки традиционном ключе. Ну, а о художественной части можно и не упоминать: она выполнена просто на пять с плюсом.
Майк Ричардсон и Стэн Сакаи порадовали книгой «47 ронинов». Американец и американец японского происхождения объединили силы, чтобы создать собственную историю на основе знаменитой японской легенды. Ричардсон, как он признаётся в послесловии, в течение не одного десятилетия вёл работу по сбору материалов для написания сценария к комиксу — и в итоге у него вышло очень динамичное, внятное, ясное повествование. И художника он подбирал для проекта тоже долго. Стиль Сакаи несколько странно смотрится, кажется, для подобной истории — но так думается только поначалу, потом привыкаешь и просто наслаждаешься...
Не то что порадовал, а можно даже сказать — поразил Роман Шевердин своим графическим романом «Илья Муромец. Песнь Соловья». В замечательной чёрно-белой истории, такой, как бы сказать, «нуарной», что ли, по стилистике, он раскрыл своё ви́дение русских былин, попытался создать собственную вселенную с участием Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Соловья Разбойника с его прихлебателями и друзьями-варягами (которые злодеи)... Да, в общем, много чего уместилось в один не слишком толстый томик, и рассказано всё это оказалось интересно, захватывающе, динамично! Мне только не понравились вот эти англоязычные по происхождению междометия и звукоподражания вроде «вау» или «ауч» — они никак сюда не вписываются.
Огромная, большая, мощная книга комиксов Ф. Крейга Рассела «Кольцо нибелунга» завершает наш сегодняшний обзор. Это произведение создано по мотивам оперы Рихарда Вагнера, которая, в свою очередь, написана по мотивам скандинавской и кельтской мифологии и включает в себя несколько сюжетных арок, связанных с кольцом, дающим его владельцу власть над другими. В книге ощущается настоящий северный эпос: тут вам весь скандинавский пантеон от суровейшего Одина до хитроумного Локи, целый ряд героев и злодеев, нибелунги, живущие под землёй, драконы, стерегущие клады, валькирии небесные — причём судьба одной из них чрезвычайно интересна! Сборник комиксов разделён на четыре части — сообразно делению музыкального произведения Вагнера. И от каждой части буквально за уши не оттащишь! Прямо замечательно! Однозначно «Кольцо нибелунга» заслуживает звания Комикса года! Ведь и кроме сюжета, ей есть чем похвастаться: рисунок — невозможно отвести взгляд. Всё сделано профессионально, чётко, с вниманием к деталям. И цвета — ну это просто праздник какой-то! Извините за такое излишне эмоциональное описание, если что...
Ну и вот, на сегодня вроде как достаточно. Посмотрим, что год грядущий нам готовит...
Всех любителей комиксов — с наступающим!
P. S. А напоследок я вам покажу страничку из додзинси Юскэ Кодзаки, на которой запечатлён один бегун, поразительно похожий на известного современного американского киноактёра. И как так вышло?..
Снова возвращаться к Кёко Карасуме, конечно, очень приятно, особенно в этот раз, когда возвращению будут способствовать те люди, которые читали мангу буквально в режиме реального времени — когда она выпускалась в Японии в журналах! Ведь сегодня мы приоткроем завесу над отзывами самых обычных читателей и ответов редакции на их письма.
Ну, а тем, кто с нами впервые и ещё не понимает, что это и о чём вообще речь, по традиции, предлагаю ознакомиться с предыдущими материалами по теме (их количество всё растёт и растёт, не то что как снежный ком, но ощутимо).
Итак, письма... Конечно, далеко не в каждом номере журнала публиковались отклики читателей, но время от времени они встречались в редакторской колонке. Что интересно, гораздо чаще это случалось в начале публикации серии, хотя, казалось бы, именно в конце истории, когда события стали приобретать очень интересный оборот, читатели должны были просто заваливать журнал своими вопросами и комментариями, касающимися того, что происходило в «Тёмных материалах...» Но этого не было — по моим впечатлениям, редакция в то время (2011–2012 гг.) вообще почти полностью переключилась с мрачной, суровой манги на разного рода истории про школьников, лёгкое фэнтези и этти. Подобным историям на закате «Кёко Карасумы» в основном и уделялось внимание в колонке писем, а «старички» оставались в стороне.
Однако раньше того читатели всё-таки баловали мангу вниманием. И вот теперь предлагаю вашему вниманию содержание этих читательских посланий, которые есть в моём распоряжении, — в переводе Екатерины Вересковской (огромная искренняя благодарность ей за то, что поддержала эту авантюру).
Чтобы удобнее было ориентироваться в том, что же такое комментировали комментаторы, я дал пояснения, какая глава в каком выпуске была опубликована. Надо иметь в виду, что отзывы читателей относятся преимущественно к предыдущим главам (а особенно если в предшествующем выпуске случились какие-то очень важные события, то обратная связь традиционно была очень активной — это видно в последнем журнале, например).
Журналы
«Mystery B Street», № 10, 2003, стр. 478
В данном выпуске опубликована глава 6 «Пронзи тьму хаоса (2)»
► С удовольствием читаю «Тёмные материалы Кёко Карасумы». Сильная и красивая сестричка Кёко такая клёвая! Буду следовать за ней всю жизнь.
В данном выпуске опубликована глава 10 «Голос крови»
► Нет ничего лучше «Тёмных материалов Кёко Карасумы»! Особенно покорил меня дуэт Митамуры и дядьки Реймонда. Надеюсь, обложка и цветная первая страница главы не разочаруют!
Сянгариан, преф. Гифу
____________________
► Цветные иллюстрации Кодзаки-сэнсэя поистине красивые и крутые, с нетерпением жду момента, когда увижу обложку Monthly Comic Birz. Мне нравится Утида, вот бы увидеть цветную иллюстрацию с ним.
Дарю краба, преф. Исикава
Ред.: Как вам обложка и цветная первая страница главы «Тёмных материалов Кёко Карасумы», которые определённо получат большой отклик среди аудитории? Кёко очаровательна, бесспорно, но два дяди рядом — это слишком мощно. Ждём, когда представится случай для Утиды.
____________________
► В прошлом Митамуры крылась некая тайна? Владел ли он собой настолько хорошо, потому что был уверен: если постараться, то победишь?
Point Card, г. Токио
Ред.: Мужчина, который обращается с демоном Утидой, — Митамура. Насколько же кровавую битву пришлось пережить, чтобы сложилось такое положение?! Его напарник Реймонд в следующий раз будет бесчинствовать, чтобы продемонстрировать границы человеческих возможностей.
____________________
► Интересно, что же случилось в прошлом Кёко? Она настолько сильна, что и не подумаешь, будто она родилась человеком.
Ред.: Кёко приближается к своему прошлому, подстрекаемая словами Утиды. Неужели в ней и впрямь течёт кровь демонов?..
В данном выпуске опубликована глава 18 «Воспоминания (2)»
► В очередной раз «Тёмные материалы Кёко Карасумы» напрямую передают сомнения и смятения главной героини. Это стоит прочитать. Грустно думать о чувствах Кёко, которая осознала, что сама является одной из демонов — тех, кого так ненавидела.
Дориан Харст, преф. Киото
____________________
► Напряжение накануне полномасштабной войны чудовищное. А Кёко всё-таки и в детстве была милой...
Соитама Ана, преф. Сайтама
Ред.: Кёко — не совсем человек и не совсем демон. Она в сомнениях, и напряжение нарастает. Невозможно оторвать от неё взгляд!
____________________
► Господин Кунио Сибата выглядит так, будто вот-вот упадёт на месте — он там в порядке?
Кори, преф. Осака
Ред.: Учитывая его возвращение, хочется его подколоть: «Ты что, Рики Тёсю¹?!» — из-за того, что он ни разу не пропускал тренировки и настолько закалил тело. По сравнению с прошлым месяцем он теперь совсем другой человек.
В данном выпуске опубликована глава 21 «Импортный товар»
► Жаль, что в последнее время сражений с участием Кёко стало мало. Пожалуйста, покажите битвы с демонами.
Пато, преф. Иватэ
Ред.: Возможно, вам стоит надеяться на это в ближайшем будущем!
____________________
► Долгожданный третий том! Я не мог дождаться. Как подумаю, что Сугиуры, которая появилась в конце второго тома, станет больше... (дикие идеи и самоконтроль)
Джирафу, преф. Осака
Ред.: ...Ну, можно и таким образом развлекаться... (слабая улыбка) Но колкая девушка — это пункт, который просто нельзя оставить без внимания (+ будь ещё и влюблённая, томная, было бы вообще идеально... Кто знает?)
____________________
► Здесь в нескольких главах затрагивается прошлое Реймонда, у меня немного заболело сердце. Его ненависть к демонам...
Сюнгэцу Дайбуцу, преф. Симанэ
Ред.: Его чувства к подчинённому, который уважал его как старшего брата... у него [Рея] явно много тайн.
В данном выпуске опубликована глава 22 «Кормление голодных демонов (1)»
► Тёмные материалы Кёко Карасумы. Действенность и ужас. Это произведение достойно внимания: здесь трепет и храбрость переполняют каждый кадр. И рисунок отличный. Жду с нетерпением.
Волнение, преф. Айти
Ред.: В особенности дух захватывают бои с применением огнестрельного оружия.
____________________
«Comic Birz», № 9, 2005, стр. 391 ²
В данном выпуске опубликована глава 24 «Кормление голодных демонов (3)»
► «Тёмные материалы Кёко Карасумы»: пусть это не слова якудзы Кано, но — вот все действующие лица собрались, и напряжение возросло.
Тайра Хитоси, преф. Ибарати
Ред.: Напряжение не то что на пределе — оно провоцирует взрывы!
В данном выпуске опубликована глава 26 «Кормление голодных демонов (5)»
► Лицо Реймонда, который столкнулся с рассерженным врагом, страшно. Но и у Кёмото тоже страшная морда. Боюсь читать следующую главу от слишком сильного напряжения (но я прочту!).
Мурасаки Ринго, г. Токио
Ред.: Вот, в конце концов, и встретились эти двое, связанные судьбой... Разница в энтузиазме³ ещё пуще усиливает напряжение. Да будет жарко и в этом месяце!
____________________
► Призыв Сибаты: «Нападай», — прозвучал так круто, что я скупил весь комикс. Удачи с местью!
Мото Маруки, преф. Мияги
Ред.: Своими действиями Сибата и Реймонд демонстрируют, что даже старики могут быть крутыми, если они сильны. Классно!
____________________
► Мне было грустно от криков Кёко. Сугиура же не считает Кёко человеком. Демон или человек — неважно, что будет выбрано, всё равно грустно.
Нихон сириз, преф. Мияги
____________________
► Экшн развёртывается на полную, я в огромном возбуждении. Также с большими надеждами жду цветную обложку!
Сигагэтто, преф. Сидзуока
Ред.: Старики подвинули Кёко в популярности, но решено, что и в этот раз будет сверхчеловеческий экшн!
____________________
«Comic Birz», № 2, 2006, стр. 385
В данном выпуске опубликована глава 28 «Когда безумие отступило»
► В «Тёмных материалах Кёко Карасумы» я увидел, что Сибата верит в Кацураги, и они мне начали казаться учителем и учеником. А сила Реймонда слишком потрясающа.
Сакамото, преф. Мияги
Ред.: Гнев Реймонда позволяет почувствовать упорство, как у Ониты⁴, который гонится за Рики Тёсю. Рей даже колоколом размахивал — он действительно человек?!
В данном выпуске опубликована глава 29 «Национальный гимн»
► В первой битве военизированной полиции и демона победил последний? Будет слишком грустно, если Кёко и вправду окажется существом, которое не может стать ни демоном, ни человеком. Может, ключевая персона — Митамура?
Гуробару, преф. Сайтама
Ред.: Митамура притворяется незнающим и иногда бывает хладнокровным. Если всё, что произошло в прошлом Утиды, — правда, то интересно, что лучше для Кёко: чему же ей верить?..
____________________
► Мне нравятся члены военизированной полиции: каждый персонаж по-своему крут. Хотелось бы больше видеть на первом плане Кацураги-сана.
Тумороу, преф. Сига
Ред.: Отношения учителя и ученика между Кацураги и Сибатой напоминают о временах близкой дружбы Рики Тёсю и Кэнсукэ Сасаки⁵. В следующих яростных сражениях они точно будут действовать больше!
____________________
► Персонажей: и друзей, и врагов — стало больше, и чувство напряжения при чтении дико взлетает. Ничего, что Мики — человек?
Сасахара, г. Токио
____________________
► Мне было жаль, что вы взяли перерыв, но я аж подпрыгнул, когда увидел на обложке в анонсе следующего номера кандзи названия «Тёмные материалы...» Хочу уви-и-и-и-и-идеть!!!
SANDO, г. Токио
Ред.: Как вам обложка журнала в этом месяце? С появлением нового издания от неё глаз невозможно отвести; сравните её с обложкой четвёртого танкобона!
В данном выпуске опубликована глава 32 «Очаг недовольства»
► У Кёко было печальное лицо, когда она узнала, что является дочерью демона. Митамура, который всё знал, немножко пугает.
Датто, преф. Хиросима
____________________
► Новое оружие Кёко крутое. Для двух ру-у-у-у-ук? Экшн здоровский, с особенными видами оружия, например, трости с клинком внутри, которой владеет Митамура, и кулаков Реймонда.
Кокугокутё, преф. Канагава
Ред.: Мы возлагаем надежды на новое оружие и на экшн, которому свойственна высокая скорость. Хотелось бы поучиться мужественности у Реймонда-сэнсэя, который преодолевает все барьеры с помощью одной только физической силы.
____________________
► Стоило мне только подумать, что обложка со всем составом военизированной полиции слишком эффектная, как тут появилась ещё одна. Я слишком рад!!!
Тоосэмбо, преф. Гифу
Ред.: В этот раз Кёко одна. От этого выражения глаз невольно отводишь взгляд...
____________________
«Comic Birz», № 5, 2007, стр. 417
В данном выпуске опубликована глава 39 «Демоны в деревне падающих звёзд»
► Я удивился, что Сугиуру так легко поразили, но её облик, когда она твёрдо стояла на ногах, хотя психически была уже на грани, — это что-то новенькое.
Садахиро, преф. Айти
Ред.: Возможно, из-за того что между ними так велика разница в опыте настоящих сражений, Мики не смогла противостоять демону так же, как Сибата, — несмотря на наличие способностей. В этой сцене мы увидели т. н. «хрупкость» сильной женщины, которая знакома и Кёко.
В данном выпуске опубликована глава 41 «Разгадка в небесах»
► Отряд был близок к полному уничтожению, но мне кажется, что Кацураги-сан немного вырос. Хотелось бы увидеть его в действии вместе с Мики, когда она восстановится.
Китасима, преф. Нагано
Ред.: Кацураги вслед за заупокойной службой едва спасся от неминуемой гибели и стал надёжным человеком. Сможет ли Мики, которая находится в тяжёлом состоянии, сражаться снова?!
____________________
► Беседа полицейского инспектора и дедушки очень грустная. Интересно, что почувствовала бы Кёко, если бы услышала её?
Рокинг Чеа, преф. Канагава
____________________
► Это похоже на спектакль и немного пугает, но мне также хочется немного посмотреть на страну, которую создаёт Кано.
Тоси, преф. Сайтама
Ред.: Переворот на территории Тохоку так или иначе печалит... Интересно, кто же виноват на самом деле?
____________________
«Comic Birz», № 10, 2008, стр. 513
В данном выпуске опубликована глава 52 «Истинный облик Кано»
► В «Тёмных материалах Кёко Карасумы» продолжается ужасное напряжение! Как будет подорвана мстительная осмотрительность Кано, что же пытается сделать Митамура и сможет ли Кёко откликнуться на это? С нетерпением жду следующего выпуска.
Кафка, преф. Тиба
Ред.: Обе стороны состязаются в этой игре до последнего, кто же победит?..
____________________
«Comic Birz», № 3, 2009, стр. 674
В данном выпуске опубликована глава 56 «Родной город»
► Обложка и первые страницы в цвете, ура! Совместный кадр с Кёко и Реем мне понравился, но и с Гобури она тоже здорово смотрится... С нетерпением жду их общих боёв!
Сунагимо, преф. Тотиги
Ред.: Что ж, как знать, будут Кёко и Гобури сражаться вместе или же?..
____________________
► Тихое напряжение первой половины истории сменяется взрывом физической силы во второй части так, что это даже приятно; такое развитие событий меня очень взбудоражило.
Эрибо, преф. Окинава
Ред.: Появится и тип, который предпочитает бой диалогу!!! Шрам на лице — это доказательство того, что он был на грани смерти и остался в живых!..
____________________
► Сцена, где Кёко высоко вскинула оружие, просто замечательна. Она ужасно хороша (смех). Кёко появилась лишь на двух кадрах, но оставила крайне сильное впечатление. Недаром главная героиня!..
POKOPOKO, преф. Аомори
Ред.: Почему Кёко объявилась в Киото? Обратите пристальное внимание на вторую главу новой арки!
____________________
► По сравнению с началом публикации Кёко становится всё милее, это меня беспокоит.
Хэра, преф. Ниигата
Ред.: Ну же, внима-а-а-а-а-ательно посмотрите на слово «очарование»...
____________________
Артбуки
На этом письма заканчиваются, однако...
Однако есть ещё кое-что... В двух артбуках Юскэ Кодзаки, художника «Тёмных материалов...», имеются небольшие интервью, где он рассказывает о своей работе. В частности, не остаётся в стороне и «Кёко Карасума».
Страница из альбома «KYMG 1»
Интервью из книги KYMG 1, отрывок:
— Речь сейчас пойдёт о Кёко Карасуме, персонаже, о котором вы пишете дольше всего: если поставить рядом цветные иллюстрации и взглянуть на них, кажется, что маленькая девочка из самого начала публикации постепенно вырастает в привлекательную женщину. Вы сознательно прописываете такое развитие персонажа?
Кодзаки: Когда вкладываешь в персонаж чувства, по мере его роста меняется и восприятие его при написании. Это видно и в облике главной героини, и я сам всё ещё недоволен своим мастерством...
— Расскажите о минусах и основах прописывания персонажа на протяжении долгого времени.
Кодзаки: Долго писать об одном и том же герое довольно сложно, всё решает не привычка, а одеяние персонажа, изображение мелких деталей и аура, которую вызывает выражение лица.
____________________
Страница из альбома «KYMG 2»
Интервью из книги KYMG 2, отрывок:
— После десяти лет выпуска манга подошла к концу. Расскажите, какие сложности стояли перед вами и что больше всего запомнилось за это время.
Кодзаки: Было трудно с клинками и рукопашными боями, приходилось искать материалы по ним. Больше всего запомнились первые слова Хирои-сана, которые он сказал десять лет назад при встрече в кофейне в Асакусе: «Ты хорошо продаёшься». Буду в это верить и стараться изо всех сил!
— Скажите пару слов Кёко, которая продолжает сражаться, неся на плечах трагическую, можно сказать, судьбу.
Кодзаки: Кёко не удастся постичь безмятежную сторону жизни, но конец её борьбы, которую она начала из-за своего происхождения, — в каком-то смысле, возможно, мирный. Хочу пожелать ей удачи.
____________________
Страница из альбома «KYMG 2»
Комментарий из книги KYMG 2:
В 23 года я впервые начал писать и выпускать мангу, отчаянно познавая технику изображения мистических и фантастических фигур и событий в арках Токио, Тохоку и Киото⁶, и на десятый год наконец закончил. В основе сюжета — межвидовая война людей и демонов, но заканчивается история как описание становления главной героини — Кёко Карасумы. Если сопоставлять мнение читателей и моё личное отношение, то манга пробуждает самые разные воспоминания, но — самое главное — я был художником этого проекта, учась и постигая на собственном опыте, что хорошо, а что плохо в техническом плане. Я выпускался медленно, по тому в год; низкий мой поклон читателям, которые купили танкобоны, собиравшиеся на протяжении долгих лет. От души благодарю вас.
Примечания:
1). Рики Тёсю — японский профессиональный рестлер корейского происхождения; настоящее имя — Квак Гван-Ун. После первых лет профессиональной карьеры (1974–1998) ушёл с ринга, однако в 2000 году вернулся и продолжил участвовать в боях вплоть до 2019 года.
2). По неизвестной причине между письмом читателя и комментарием редакции, касающимися «Тёмных материалов Кёко Карасумы», появился кадр из манги Ю Айкавы «Бабочка».
3). Первое, дословное значение: «в температурах». Во-первых, сами злейшие враги Реймонд Кумано и Кёмото — люди (и демоны), довольно бурно реагирующие друг на друга (в особенности первый на второго). Во-вторых, Кёмото известен как Синий демон; он может управлять огнём. А в-третьих, те, кто читал мангу, вспомнят, где и при каких обстоятельствах произошла первая битва Реймонда и Кёмото спустя десять лет после исчезновения последнего из Токио.
4). Ацуси Онита — профессиональный рестлер, вызвавший в 2000 году на поединок. Последний к тому моменту два года не участвовал в боях, но согласился на встречу, и это его возвращение в профессионалы было триумфальным. В течение матча, длившегося всего семь минут, Тёсю показал удивительные качества бойца и одержал победу над соперником, который, в отличие от него, предыдущие годы не уходил с ринга.
5). Кэнсукэ Сасаки — японский боец смешанных единоборств.
6). Кодзаки условно делит мангу «географически», в соответствии с местом развития событий: тома 1–4 — Токио, тома 5–7 — Тохоку, тома 8–10 — Киото (добавим, что нам такое деление не представляется целесообразным).
Вот, пожалуй, и всё на этот раз. Прощаться — не прощаемся, но говорим: «до свидания, милая Кёко Карасума!»
Внимание!
Это седьмая публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.
Последующую часть вы можете прочитать, пройдя по ссылке:
В нескольких предыдущих статьях цикла мы вспоминали о том, как Л. Спрэг де Камп ворвался в жанр «меча и магии», поначалу написав собственные произведения о мире, который придумал он сам, а затем развивая «Сагу о Конане» на базе текстов Роберта И. Говарда. Всё это началось в 1950-е годы, в то время, когда героическое фэнтези в целом было в упадке. Другие авторы, кроме де Кампа, не особенно-то пытались в то десятилетие писать в подобном ключе — даже, казалось бы, уже сделавшие себе имя творцы вроде Фрица Лейбера.
Однако в середине 1950-х годов заявил о себе молодой автор, который объединил «меч и магию» со скандинавской и кельтской мифологией, создав мрачное, эпическое полотно, повествующее о битвах в Волшебной стране и мире людей. «Сломанный меч» Пол Андерсона оказал немалое влияние на последующих писателей, в том числе сочинения Майкла Муркока, например. Вот об этом романе и поговорим, а также вспомним Каппена Варру и других.