Роберт И. Говард «Алая цитадель»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Король Офира Амальрус предает короля Аквилонии Конана вступая в заговор с королем Кофа Страбонусом и чародеем-некромантом Тзота-Ланти. Конан попадает в плен и оказывается заточенным в Алой Цитадели — обители Тзота-Ланти.
Входит в:
— цикл «Конан» > цикл «Конан. Классическая сага»
— журнал «Weird Tales, January 1933», 1933 г.
— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.
— сборник «King Conan», 1953 г.
— сборник «Конан-узурпатор», 1967 г.
— антологию «Les Meilleurs récits de Weird Tales - 2 : période 1933/37», 1975 г.
— антологию «La Citadelle écarlate», 1979 г.
— антологию «Зовите его демон», 1991 г.
— антологию «Живущий в последний раз», 1992 г.
— антологию «Конан-варвар», 1993 г.
— антологию «Конан-варвар. Принцип оборотня», 1993 г.
- /языки:
- русский (21), английский (7), испанский (1), французский (3), украинский (1), польский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (31), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Йосс (1), Ю. Волож (2), Д. Громов (2), Е. Громов (1), А. Иванов (1), В. Карчевский (2), В. Ким (1), А. Кононов (3), Г. Корчагин (4), О. Ладыженский (2), П. Луине (1), А. Михайлов (1), М. Николаева (1), А. Прутцкол (1), А. Соколов (1), Ф.-М. Уоткинс (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FayValentine, 10 апреля 2025 г.
Люблю этот рассказ, иногда перечитываю, чтобы ещё раз оказаться в жутком подземелье, побродить в темноте и послушать проклятья и ругательства, которые как бы и не слышно на самом деле. Момент, когда Шукеле поднялся, особо люблю. Даже труп тут выстрелил :)
mushi1986, 21 мая 2024 г.
Рассказ «Алая цитадель» следует за «Фениксом на мече» и хронологически и по времени написания.
По сюжету властитель Офира Амальрус отправил весть королю Аквилонии Конану о том, что правитель Кофа Страбонус вторгся в его владения, и попросил у киммерийца военной помощи. Конан вышел с пятитысячным войском на помощь к Амальрусу и угодил в ловушку договорившихся между собой Страбонуса и Амальруса. Объединённое войско Котха и Офира уничтожило аквилонский отряд, сам Конан попал в плен и был доставлен в Алую Цитадель.
Читается все также легко, сюжет несётся галопом, почти не отвлекаясь на диалоги, но по сравнению с прошлым рассказом, в Цитадели Конона спасал «случай» слишком часто, что слегка напрягало.
netlgbun, 10 декабря 2023 г.
Великолепный образец увлекательного фэнтэзи, уровень которого недосягаем для большинства эпигонов. Роберт Говард обладал удивительным умением: прочитаешь его повесть или рассказ, и чувствуешь себя сильнее, увереннее, чем был раньше. У его современников (Лавкрафта, Меррита и иже с ними) такого не наблюдается — максимум напугают до состояния твари дрожащей, не более того. С «Алой цитадели» я, как многие другие авторы отзывов, в 1990-е начал знакомство сразу и с Говардом, и с Конаном, до неё я не имел о них обоих ни малейшего понятия, в СССР кто-то за меня решил, что народу \это не нужно. «Цитадель» попала ко мне в дурном переводе, третий экземпляр, перепечатанный на машинке, но впечатление было сказочным. Мой собственный эталон качества фэнтези резко вырос — есть с чем сравнивать.
Darth_Veter, 29 января 2023 г.
Этот краткий по времени эпизод саги описывает пленение Конана после разгрома его отряда на офирских равнинах. Тут не обошлось без предательства: давний союзник Аквилонии, король Офира Амальрус, договорился с кофскими правителями и организовал ловушку для рыцарей Конана, чтобы потом посадить на его трон своего человека. Потому что сильных ненавидят так же сильно, как и презирают слабых...
Рассказ в традиционном «хайборийском» стиле: могучий герой попадает в почти безвыходную ситуацию, из которой выбирается не только с честью, но и с друзьями. Конечно, многие вещи в нем являются специально подобранными, чтобы те случайно не загубили жизнь главного персонажа. Подобных «сюжетных роялей» можно найти с добрый десяток. Потому что самостоятельно выбраться из темных подземелий Алой цитадели не представляется возможным. Собственно, сам Конан этого и не делал — ему банально помогли «нужные» люди, расставленные автором в строго положенных местах. Всё произошло так гладко и правильно, что у меня создалось неправильное впечатление о затраченном на это времени: кажется, что от заточения Конана в подземелье до его неожиданного появления у стен Тарантии прошло не более нескольких часов. Такого бы впечатления не сложилось, если б Конан выбирался из подземелья сам, как это описано в других произведениях цикла (например, в романе «Конан бросает вызов»). Честно говоря, за главного героя даже не успеваешь испугаться, как он уже опять на свободе и громит своих врагов, которые в ужасе от него разбегаются. А мне интересно: почему этот подземный змей его не съел? Вряд ли потому, что чернокожий раб оказался вкуснее! Раньше меня подобные вопросы не беспокоили, и я читал о похождениях варвара с упоением. Но с возрастом я стал дотошнее и привередливее, вот и спотыкаюсь о разного рода «неудобные» вопросы. А если их задавать себе, вся романтическая прелесть этой истории довольно быстро развеивается в дым. Думаю, читать подобные произведения нужно молодым, а не таким старикам, как я сам. Ведь автор саги о Конане в ту пору был очень молодым — только 26 лет — и о старых пердунах не думал совсем. Хочешь-не-хочешь, а вспомнишь известную присказку: «Если бы молодость знала, если бы старость могла...»
--------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как Конан попал в кофский плен и с честью оттуда выбрался. Эпизод чисто проходной, но написан живым и увлекательным языком.
asia4, 14 февраля 2023 г.
Самый лучший (с точки зрения текста), интересный, пугающий рассказ о Киммерийце. С ним могу сравнить только «Гвозди с красными шляпками». Дествие non-stop, ужас подземелья, пугающее описание монстра. Чтение только для мальчиков (от 14 до 99 лет). Читать только в оригенале на английском языке — переводы на русский кошмарные (как и все переводы рассказов о Конане и Соломоне Кейне).
Paul Atreides, 7 июля 2019 г.
Это великолепно!
Сильное и кровавое начало. Пугающая середина. Динамичный финал. В этом рассказе есть всё, за что любят сагу о Конане и творчество Говарда в целом. Король Конан попал в западню и теперь он пленник жестокого Колдуна. Естественно, ненадолго. Теперь, герою предстоит выбраться из мрачного подземелья Алой Цитадели, где в каждом коридоре встречаются по жуткой тваре, чьё описание выходит за грани человеческой фантазии. И, редкий случай, Конан боится. Бесстрашный воин, который убил не одну сотню врагов и разных чудовищ, обливается холодным потом, тихо пробираясь сквозь мглу... Описание сего действия очень атмосферно, и в этом Роберт оказался ни чуть не хуже самого Лавкрафта. Ну а потом... всё по-старому. Финал предсказуем, но это не делает рассказ плохим. Наоборот. Такого сильного чтива в саге ещё стоит поискать.
Особенно порадовала финальная фраза Конана — отношение ко всему, что его окружает. В том числе и то, что лежит за грани всего разумного в Хайбории...
say2014, 10 августа 2018 г.
Прочитав нижележащие отзывы рассказ можно бы и не читать — там весь сюжет без спойлеров, на виду... :)
Но всё же, всё же...
Рассказ это я прочитал едва ли не первым из всей конанианы и, помню, он произвёл на меня впечатление и немалое. Героического фэнтези мы тогда ещё не знали, да и просто фэнтези была в новинку... А тут — рыцари, короли, колдуны, чудовища, подземелья, донжоны и драконы! Эх-х-х, как же это всё захватывало!
Но с возрастом, прочитав много книг, становишься более привередливым, в глаза лезут разные несоответствия, мелочи вроде, а цепляет...
«Самый быстрый конь не домчит меня до Шамара раньше полудня. ... От Шамара до Тарантии скакать не меньше пяти дней» — но по всем картам (которые рисовались со слов родоначальника Саги) от Хоршемиша до Шамара дальше, чем от Шамара до Тарантии! Неувязочка получается... Или вот это:
«Полторы тысячи жителей с трудом сдерживали натиск сорокатысячного войска. Из глубины королевства до Шамара, аванпоста Аквилонии, не доходило никаких известий» — что, Шамар, столица одноимённого герцогства, опора престола на восточных границах — такой маленький городишко? Да там одних гарнизонных войск д.б. больше, плюс подтянувшиеся от границ войска, плюс ополчение!
В общем, если относиться к рассказу, как к сказочке (фэнтези), то — недурной рассказ, а если — как к героическому фэнтези — то не очень, уже не дотягивает до написанного позже...
Кел-кор, 23 марта 2018 г.
Люблю творчество Говарда сильно. Мой любимый писатель, и этого ничто и никогда уже не изменит. Но я люблю Говарда если и не малоизвестного, то, во всяком случае, явно не самого популярного. Кулл, Бран Мак Морн, Соломон Кейн, Турлоф О'Брайен... Эти ребята, на мой взгляд, достойны внимания никак не меньшего, а то и большего, чем всем известный киммериец. Однако...
Конана знает каждый — утрирую, конечно, но от истины это утверждение не так и далеко. Конан — это попса. И тут нет ничего обидного или уничижительного. Попса бывает разная. Бывает сделанная тяп-ляп, лишь бы денег срубить, а бывает хорошая, качественная и даже с глубокими мыслями. Конан Роберта Говарда относится ко второй разновидности.
В чём же секрет киммерийского варвара, ставшего одной из икон массовой культуры? (Ох, иногда думается, лучше бы участь сия его миновала...) Конан — по крайней мере, у Говарда — это не гора мышц с одной извилиной в мозгу. Это яркий, живой персонаж, который не может быть окрашен только в белый цвет героя или только в чёрный цвет негодяя. Варвар из Киммерии — это Легенда.
И его приключения — тоже Легенда. Миф. Сказка, если угодно.
Вот как раз «Алая цитадель» — это скорее сказка. Тут вам и драконы летучие, и чародеи белобородые (на самом деле, старых добрых волшебников, которых мы привыкли видеть в детских сказках, здесь нет). Но Говард остаётся собой, в рамках цикла о Конане он не может сделать просто милое развлечение. Не надо забывать о чёрном колдуне и огромной змее, о трупах на поле брани и пленниках в тёмных подвалах, о злом коварстве и жутком возмездии...
Вот, кстати, возмездие в «Алой цитадели» мне нравится исключительно. Вспомните последние абзацы рассказа — ну это же прелесть что такое! Описания простые, лаконичные, без декадентского любования смертью — но у меня бегут мурашки наслаждения от заключительной сцены.
Так что сказочка вышла на славу, даже несмотря на некоторую наивность. В наивности произведений Говарда всегда и заключался их шарм.
glupec, 8 мая 2018 г.
Да, временами Говард бывал и ТАКИМ. Нездоровые кошмары, колдуны-извращенцы, которые настолько не от мира сего, что даже убить их нельзя.
Объятия виноградной лозы, иссушающие мозг...
Хроника о победе над аквилонским королем, написанная на коже (!), содранной (!!) с его жен...
Живая жижа, ползающая по грязному полу темницы и подманивающая узников, изображая женский плач...
То ли еще будет. (Впрочем, вру -- будет как раз-таки «Час Дракона», к-й написан не в пример проще, целомудреннее и красивее. Хотя сюжет тот же).
AlisterOrm, 25 марта 2013 г.
Благодаря предательству своего венценосного «друга» Конан I оказывается в плену — и вполне понятно, что в Аквилонии мигом нашлась пара-тройка ребят, желающих получить под своё аристократическое седалище трон. Да и свежий враг — колдун, подчинивший два королевства — осаждает южные рубежи конанова царства...
Конан всегда побеждает, ну или по крайней мере, остаётся при своём. Однако в безвыходных ситуациях приходится прибегать к колдунской помощи, которой наш доблестный варвар боится как огня. И здесь — ему даже не пришлось особо выделываться, всё произошло само собой. Ну а освобождённому из колдовских тенет Конану победить смуту в государстве и разгромить внешнего врага — проще простого...
И тем не менее рассказ показывает силу его личности. Всё благополучие Аквилонии держится на нём, заставившего подтянуть пояса дворянам и понизить налоги простолюдинам. И без Конана в государстве быстро наступает смута. Вот что значит — сильный правитель.
Vlad lev, 15 апреля 2013 г.
Увлекательнейший текст. Никакого застоя — действия, неожиданные союзники и союзники, ставшие врагами... Убить чародея ударом в спину? Или пойти за ним?
Очередной раз Говард ставит своего героя перед нелёгким выбором...
Stirliz77, 24 апреля 2012 г.
- Конан, я дарю тебе жизнь, — произнес Тзота с ядовитой усмешкой.
- Колдун, я дарю тебе смерть! — прохрипел киммериец.
Несчетное количество раз побывав в вождях и предводителях разных банд, отрядов, корабельных команд, племен и даже армий, Конан наконец-то смог осуществить шальную мечту своей юности и стать настоящим королем со своим королевством. Да, причем, королевством немаленьким. Вот что значит позитивное мышление и ориентированность на результат! Хоть королевство ему досталось и одно из лучших в Хайбории, но, правившим до варвара королем Нумедидесом, было оно доведено до весьма плачевного состояния. Киммериец довольно быстро сумел выправить положение и привести свои владения в божеский вид. И править бы ему на аквилонском троне справедливой рукой многие годы, да не задалось. Однажды его старый друг король Офира Амальрус прислал мольбу о помощи: он просил Конана помочь ему найти управу на своего соседа короля Кофа Страбонуса, который, якобы, «опустошает его восточные земли между Аквилонией и обширным южным королевством Коф». Он просил лишь тысячу всадников, но непременно под предводительством самого Конана, чтобы его присутствие укрепило боевой дух офирского войска. Конан привел с собой пять тысяч и угодил со своим отрядом в засаду — Амальрус и Страбонус объединили свои армии и вывели тридцатитысячное войско против аквилонских рыцарей.
Написанный в 1933-ем году этот рассказ стал одним из первых, что знакомили читающую общественность с такой колоритной как Конан-варвар. И сразу же он предстал перед ней в образе короля, короля с богатым прошлым, но всё же именно монарха, а не кого-нибудь другого. Наполненное приключениями прошлое киммерийца стало богатой почвой для написания последующих истории о нём, а пока же Конан был представлен в образе короля. Властитель у Говарда получился интересный и, можно даже сказать, каноничный. В этом тексте автор четко дает понять, что королевские степенность и величие — это лишь тонкая скорлупа, под которой скрывается кипящее море варварского темперамента: Конан без раздумья кидается в драку, прет напролом, самолично водит полки в атаку и старается оказаться в самой гуще сражения, он не сдается даже под угрозой смерти и вообще плюет ей в лицо. И при всём при этом он четко и беспрекословно блюдет свои собственный кодекс чести, не отступая от него ни на йоту. Для большего контраста автор вводит в текст образы двух других монархов Страбонуса и Амальруса, а так же принца Арпелло, которого они собираются усадить на трон Аквилонии. На фоне всей этой троицы киммериец выглядит особенно выигрышно — сразу становится очевидно, какой типаж более симпатичен автору.
Но, положа руку на сердце, конфликт жизненных парадигм власть придержащих в этом тексте далеко не главное. Основные плоть и кровь рассказа — это, конечно же, приключения и битвы. Он начинается с битвы и битвой же заканчивается, а между ними автор помещает классическое приключение в подземельях колдуна. Попав в плен, Конан оказывается в подземельях под Алой цитаделью колдуна Тзота-Ланти, где успевает побегать от разной нечисти, покрасться во тьме по зловещим галереям и, что самое главное, освободить из десятилетнего заточения соперника Тзота-Ланти волшебника Пелиса. Всё это подано очень даже вкусно: в меру жутко, в меру героично. Действие не провисает не на секунду и весь рассказ проглатывается буквально на одном дыхании — вроде бы Конан только-только начал отчаянно и безнадежно рубить бойцов Страбонуса и Амальруса, как уже безголовое тело бежит на непослушных ногах вслед за улетающим вдаль орлом. Хлоп, и нет рассказа.
Итог: очень динамичное произведение, оставляющее весьма приятное послевкусие. Если бы ещё ему чуть-чуть атмосферу доработать, была бы настоящая конфетка. Но и в таком виде он вполне заслуживает читательского внимания. Вполне рекомендую.
god54, 24 июля 2010 г.
Неплохая героическая фэнтези с большим количеством колдовства и малым количеством крови. Сколько уже было говорено, что своим врагам нельзя давать даже теоретического шанса на спасение. Ан нет, в книге герои сплошь и рядом такие шансы предоставляют вместо того, чтобы быстро и просто врага уничтожить. Интересный сюжет, достойная интрига и профессиональная литература, что еще нужно для боевика.
Bingam, 28 марта 2009 г.
а на сколько я знаю, у Говарда только один роман о Конане — «Час дракона»))). «Алая цитадель» является моим самым любимым произведением о Конане, особенно вот этот момент:
»......Внезапно Конан издал предостерегающий крик и отскочил назад, потянув за собой Пелиаса. Перед ними возникло гигантское туловище Старого Сатхи, и извечная ненависть к теплокровным пылала в стоячих немигающих глазах.
Конан собрал мышцы в комок, готовясь использовать последний шанс — швырнуть умирающий фонарь в распахнутую пасть и доверить жизнь одному единственному удару меча.
Но змей не обращал на варвара никакого внимания: он таращился поверх плеча киммерийца на Пелиаса, спокойно скрестившего руки на груди и улыбавшегося.
Ненависть во взгляде змея стала уступать место дикому страху.
Он завертелся на месте, внезапное дуновение воздуха коснулось лиц людей — и рептилия исчезла в глубинах тоннеля.
— Клянусь Кромом! — удивленно пробормотал Конан. — Что могло так напугать эту тварь?!
— Существа, покрытые чешуей, видят скрытое, — загадочно и тихо ответил Пелиас. — Ты видишь мою телесную оболочку, а он увидел мою обнаженную душу.
Холод пополз по спине Конана.....»