1 августа 1862 года родился Монтегю Родс Джеймс — один из самых уважаемых авторов ужасов, творчество которого стало своеобразным мостиком от классического викторианского рассказа о привидениях к хоррору XX века. Не только корифеи прошлого высоко ценили прозу этого британского писателя — современные литераторы тоже весьма охотно упоминают имя Джеймса в числе своих вдохновителей и любимых творцов кошмара. Хотя, по совести говоря, в коротких новеллах автора нет того, что поистине можно охарактеризовать словом «кошмар». Джеймс всё же ценен несколько иными вещами.
Произведения писателя издавались в нескольких сборниках с 1904 по 1925 годы (таких книжек было четыре, и они вобрали в себя практически все рассказы, что он написал). За пять лет до смерти Джеймса, в 1931 году вышла основательная подборка с незамысловатым названием «Collected Ghost Stories», где под одной обложкой оказались все рассказы из упомянутых четырёх более ранних сборников.
Собственно, полностью эта книга была переведена на русский и издана в серии «Классика литературы ужасов». И когда-то на этот сборник под названием «Плачущий колодец» я написал рецензию в журнал DARKER.
Плачущий колодец (сборник)
Автор: Монтегю Родс Джеймс
Составитель сборника: А. Лактионов
Жанр: хоррор, мистика, рассказы о привидениях
Издательство: АСТ, Terra Fantastica
Серия: Классика литературы ужасов
Год издания: 2001
Похожие произведения:
Джозеф Шеридан Ле Фаню «В зеркале отуманенном» (сборник)
английские рассказы о привидениях (антологии «Карета-призрак», «Клуб привидений», «Проклятый остров» и проч.)
Он был историком, специалистом по средневековью и даже ректором колледжа. Он немало занимался научной деятельностью, написал множество монографий, собирал и редактировал старинные рукописи, переводил... Но остался в памяти современников и потомков благодаря другой стороне своего творчества — ироничным и пугающим, скрупулёзным и неспешным рассказам.
Монтегю Родс Джеймс, автор знаменитых историй о привидениях, был, с одной стороны, классическим представителем своего литературного века. Его прозе свойственны неторопливый темп, обилие описаний, внимание к деталям, многословность. В общем, стандартные атрибуты классических рассказов о привидениях викторианской эпохи. Но Джеймс также был из тех авторов, что торят новые пути. Его творчество не было полностью проникнуто иронией, хотя этим приёмом писатель никогда не гнушался. В лучших вещах Джеймса повествование вполне серьёзно, благодаря чему атмосфера сгущающегося ужаса чувствуется очень остро. Это отмечал Лавкрафт в своём эссе «Сверхъестественный ужас в литературе», называя англичанина в числе величайших авторов-современников, которым подвластен «космический ужас».
В сборник «Плачущий колодец» серии «Классика литературы ужасов» вошли почти все рассказы М. Р. Джеймса, а также нашлось место для своеобразного эпилога, «Рассказы, которые я пробовал написать», где автор раскрывает свои невоплощённые замыслы. Даже в этой небольшой заметке можно обнаружить несколько интересных сюжетов.
Подавляющее большинство рассказов писателя выходили в составе сборников, самый известный из которых — первый, «Рассказы антиквария о привидениях». В «Плачущем колодце» эта подборка, как и три следующие за ней, приведена полностью. Рассказы достаточно разнообразны и, вопреки заглавию сборника, повествуют не только о привидениях. В «Альбоме каноника Альберика» ужас исходит от старинного фолианта, в «Гравюре» кошмар олицетворяет вещь, давшая заглавие рассказу. «Ясень» способен напугать страшной тайной, тянущейся в глубину веков, «Номер 13» и «Граф Магнус» — по-северному суровыми опасностями, таящимися в гостиницах и поместьях Скандинавии... История под названием «Ты свистни — тебя не заставлю я ждать...» повествует об ужасе, сокрытом в... свистке, а «Сокровище аббата Томаса» подтверждает старую истину: «не всё то золото, что блестит». Рассказ «Погубленные сердца» — единственное произведение сборника, в котором призраки появляются перед читателем во всей своей красе.
Уже первый сборник подчёркивает излюбленные сюжетные ходы М. Р. Джеймса и представляет избранные им типажи героев, которые позже будут встречаться практически во всех его рассказах. В сюжетном плане — обращение к истории, тщательная работа с предысторией изображаемых событий; любимые же герои писателя — книгочеи, исследователи религиозных трактатов и знатоки храмов и церквей.
Примерно те же схемы мы видим и во втором сборнике. «Школьная история» и «Розарий», «Трактат Миддуфа» и «Алтарь Барчестерского собора», «Участь Мартина» и «Мистер Хамфриз и его наследство» — рассказы напоминают один другой. Везде во главе угла стоят тайны прошлого, эхом откликающиеся в настоящем, и секреты католических священников и церквей... На этом фоне выделяются «Вредоносные руны» — история, ставшая визитной карточкой писателя, пожалуй, самая «тёмная» в сборнике, повествующая о чёрной — рунической — магии.
Следовавший далее сборник состоял всего из пяти рассказов и не включал вещей, которые могли стать известными. «Дом причта в Уитминстере», «Дневник мистера Пойнтера» и «Случай в кафедральном соборе» — все те же истории об ужасах, скрывающихся в тени алтарей католических храмов и среди старых страниц в тяжеленных фолиантах. Но два последних произведения заслуживают внимания: «История исчезновения и появления», один из персонажей которой удивительным образом исчезает и вновь появляется, и «Два доктора», где в основе сюжета лежит неприязнь двух профессионалов, которая ни к чему хорошему, как и следовало ожидать, не приводит...
Подборка «В назидание любопытным» также может похвастать несколькими интересными историями. Во-первых, это рассказ, давший название всему сборнику, — тоже визитная карточка М. Р. Джеймса, которая многим любителям хоррора известна по антологии Стивена Джонса «Зомби». Во-вторых, совершенно непохожий на другие рассказы автора «В полночь на сказочных лугах», в оригинальной манере намекающий на то, что творится на английских просторах по ночам. В-третьих, «Драма в кукольном доме», где ужас из «большого» мира переносится в «маленький», кукольный мир. Да и другие тексты — «Необычный молитвенник», «Соседская межа», «Вид с холма» — довольно любопытны.
Последние четыре истории в книге изначально не выделялись в отдельный сборник, а были опубликованы вместе со всеми предшествующими подборками в книге «Collected Ghost Stories». Домашняя страшилка «Вечерняя забава», вариация на шекспировские темы «Жил себе человек возле кладбища», атмосферные «Крысы», повествующие о странном жителе гостиницы, и созданный для развлечения скаутов и, к сожалению, нестрашный «Плачущий колодец»...
Сборник серии «Классика литературы ужасов» представил творчество английского мастера сверхъестественного ужаса наиболее объёмно: по сути дела, это полный состав подборки «Collected Ghost Stories», впервые опубликованной в 1931 году. Здесь М. Р. Джеймс предстаёт во всей своей красе. И хотя многие рассказы имеют схожие сюжетные элементы и антураж, такие аккуратные шедевры, как «Ясень», «Граф Магнус», «Сокровище аббата Томаса», «Вредоносные руны» и «В назидание любопытным», надолго врезаются в память.
83 года назад Роберт И. Говард, широко известный в очень узких кругах читателей журнала Weird Tales автор, ранним утром узнал, что его мать уже не выйдет из комы. Тогда он сел за печатную машинку и написал последние в жизни строки:
All fled, all done, so lift me on the pyre;
The feast is over and the lamps expire.
Исчезло всё. Закончен труд печальный.
В костёр меня взнесите погребальный.
— после чего вышел из дома, сел в автомобиль и застрелился.
В день памяти Роберта Ирвина Говарда предлагаю вам несколько переводов его стихов, в исполнении моём и Марка Калласа.
Поэзия Мастера замечательна, она так же ярка и динамична, как проза, но, увы, пользуется гораздо меньшей известностью. Вот энтузиасты и пытаются в меру скромных сил исправить эту ситуацию...
1. Лореле́я (нем. Loreley) — героиня поэмы Г. Гейне, одна из дев Рейна, которые прекрасным пением заманивали мореплавателей на скалы, словно сирены в древнегреческой мифологии.
К стихотворению «Житель Дарк-Вэлли»:
2. Дарк-Вэлли (Dark Valley, Тёмная Долина) — одно из мест, оказавших сильное влияние на Роберта Ирвина Говарда и его творчество. Этот географический объект навевал на него мрачное вдохновение. Известно, что стихотворение «Киммерия», ставшее отправной точкой для создания Конана-варвара, он написал, находясь как раз здесь.
К стихотворению «Нифльхейм»:
Все имена и названия относятся к германо-скандинавской мифологии.
3. Мидгард — один из девяти миров вселенной, населён людьми.
Далее упоминаются другие миры:
Ётунхейм (или Йотунхейм) — земля, населённая великанами-ётунами.
Муспельхейм (огненная земля) — страна огненных великанов, огненное царство, которым правит гигант Сурт.
Нифльхейм (обитель туманов) — земля льдов и туманов, место обитания ледяных (инеистых) великанов.
4. Аудумла (или Аудумбла) — корова, появившаяся из таявшего льда в одно время с Имиром.
5. Бури — могучий первочеловек, отец Бёра и дед Одина.
6. Имир (или Бримир, или Аургельмир) — первое живое существо, ледяной (инеистый) великан, из которого был создан мир.
7. Рагнарёк (или Рагнарок) — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
Перерыв был немалым (полгода, как-никак), но обзоры «меча и магии» возвращаются! 1930-е и 1940-е мы проехали, и сейчас самое время окунуться в новые темы, свежие мотивы, новаторские произведения. После 1950-го года как раз и начнётся постепенный подъём интереса к жанру с апогеем в 1960-е годы с их колдунами и варварами, жаркими красотками и чудовищными монстрами.
Но пока что на очереди нечто более необычное — «Умирающая Земля». Декадентское фэнтезийное будущее, жители которого каждый миг ожидают худшего: Солнце потухнет навечно. Этот мир населён чародеями, мошенниками и авантюристами. Необычный антураж и удивительные герои... Всё это — в четырёх романах авторства Джека Вэнса.
22 января. Очередная годовщина со дня рождения моего любимого писателя.
Сегодня имею честь представить вам некролог, написанный человеком, который знал Роберта И. Говарда лично — Э. Хоффмана Прайса, единственного писателя из числа завсегдатаев журнала «Weird Tales», который сумел-таки в 1934 году добраться до богом забытого городка Кросс-Плейнс и провести несколько дней в доме семьи Говардов.
И очень ведь интересное он написал в итоге эссе, в котором виден не только и даже не столько писатель Боб с Двумя Пистолетами, сколько человек.
В 1934 году Эдгар Хоффман Прайс, путешествуя вместе с женой, заехал в Кросс-Плейнс навестить молодого коллегу Роберта Ирвина Говарда, творчеством которого восхищался уже давно, и остался очень доволен этим визитом. Свои впечатления он изложил в эссе «Памяти Р. И. Говарда» (известном также как «Памяти Роберта И. Говарда»). Публикация представляла собой вторую часть своеобразного цикла некрологов за авторством Прайса, известного как «Книга мёртвых» (The Book of the Dead). Этот материал о Роберте И. Говарде вышел в свет впервые в мае 1945 года в фэнзине The Ghost #3.
В следующем году, когда Август Дерлет подготовил к печати первый авторский сборник «техасского мечтателя» под названием «Лицо-Череп и другие» (Skull-Face and Others), в качестве двух предисловий-вступлений он использовал некрологи Лавкрафта и Прайса. Текст последнего был сокращён по сравнению с первой публикацией.
Материал Э. Хоффмана Прайса ценен тем, что представляет нам Говарда «во плоти», мы видим живого человека через призму восприятия того, кто общался с ним лично. Прайс обращает внимание на привычки и поведение техасского коллеги (даже на особенности его произношения), живописует быт семьи Говардов, часто вспоминает не только самого Роберта, но и его родителей (особенно отца).
И если сравнивать с самым известным некрологом — за авторством Лавкрафта, — Прайс ведь выделяет в творчестве Говарда совсем другие произведения, нежели его коллега из Провиденса.
Так что это эссе действительно очень ценно и интересно, и мне очень радостно, что оно наконец появилось в переводе на русский язык.
Итак, отчёт номер четыре. Да, с тех пор как я снова активно стал читать комиксы, минула уже почти пятилетка. За это время мне открылась просто бездна интересных графических историй. Раз в год сам для себя составляю отчёт, где скрупулёзно учитываю самые-самые комиксы, произведшие на меня большое впечатление. И скромно надеюсь, что эти записки интересны не только мне.
«Случилось страшное...» — вот с этой статьи с интригующим названием всё и началось. Спустя год после неё подоспела «Создавая традицию», которая стала вторым номером в моём списке комикс-отчётов, но, по сути дела, первым полноценным обзором прочитанного. Там я уже не предавался ностальгическим воспоминаниям, как в первой статье. В прошлом году я уже рассказывал, как совершил «Поворот на восток», довольно-таки внезапно, но основательно заинтересовавшись восточноазиатскими комиксами.
Ну и что же, продолжаем продолжать, значится...
В этот раз у меня набралось красивое нечётное (да к тому же простое, что особенно радует!) число комиксов, которые хотелось бы упомянуть. А поскольку я люблю всякие числовые совпадения, то тут же начал пробовать загнать эти произведения в какие-то рамки, условности, как-то их распределить по рядам и шеренгам и классифицировать. И даже удивительно, получилось! Хотя, ясное дело, нечётное число без остатка на два разделить не получилось, но я кое-что придумал... Так что в этот раз буду представлять комиксы по большей части парами.
И первая из них — манга «Пока смерть не разлучит нас» с манхвой «Дежавю». Эти две работы мало чем похожи, на самом-то деле, но любовь — то самое великое чувство — всё-таки связывает их (а ещё — корейские художники).
Двадцать шесть томов первого из произведений этой пары я проглотил достаточно быстро. Этому способствовали динамичный сюжет и замечательный рисунок. История слепого мечника и девочки-ясновидящей (ну, как вам комбинация?) несётся от начала к концу с огромной скоростью. Множество битв: на мечах, с огнестрельным оружием, врукопашную; герои-супермены, дети-вундеркинды, злобствующие диктаторы — в этой манге есть всё для мощного эпика. И иногда этот эпик настолько зашкаливает, что становится смешно там, где всё должно быть серьёзно. И чем ближе к финалу, тем больше автор сценария накручивает и наворачивает, растягивает сюжет и оттягивает финал. Последний, кстати говоря, оказался скомканным и попортил общее впечатление. И всё равно — некоторые эпизоды в «Пока смерть не разлучит нас» прекрасны! Заслуга художника Сона Чихёна (также известен как DOUBLE-S) в этом весьма велика.
Сборник «Дежавю» первыми четырьмя историями, которые составляют более или менее цельное повествование, меня не особо удивил и поразил. Сильнее понравились два последних графических рассказа, которые, вообще-то, являют собой лишь дополнение к основному сюжету. Они никак не связаны с той историей, что авторы поведали нам в первых четырёх новеллах, поименованных по временам года. Однако меня «пробрали» именно факультативные комиксы. Последний — о взаимовыручке и, видимо, любви, а предпоследний — даже как-то сложно сформулировать, о чём. Наверное, об отношении детей и подростков к смерти.
Переходим к паре второй — комиксам для детей. О приключениях Астерикса и Обеликса я уже упоминал в предыдущей статье. Пожалуй, для меня это — идеал комиксов для детской аудитории (могу себе вообразить, в каком был бы восторге, прочти я эти истории, когда меня было лет семь-десять). Но и в этом году обнаружил для себя пару работ очень достойных: «Атлас и Аксис» и «Смурфы». Это тоже европейские комиксы (совпадение? не думаю!).
Сага о двух собаках растянулась на четыре тома, и я всё ещё жду заключительную книгу на русском и уже точно знаю, что она, как и предыдущие три, меня не разочарует. Друзья Атлас и Аксис отправляются в путешествие с целью мести. По пути их заносит в разные места, но в итоге они осуществляют то, ради чего покинули родные места. И что же дальше? Да, собственно, приключения продолжаются! — уже просто приключения ради веселья и развлечений! «Атлас и Аксис» — это как «Астерикс и Обеликс», только с антропоморфными животными и со сквозным сюжетом.
А вот серия «Смурфы» напоминает повествование о двух неукротимых галлах именно тем, что каждая история о синеньких человечках имеет законченный сюжет, не требующий продолжения. Забавные маленькие рассказы о забавных маленьких существах пришлись мне очень по душе, а раньше я и понятия не имел, кто такие смурфы (правда, помню, в детстве один такой попался в киндер-сюрпризе).
Фантастическая пара: «Валериан и Лорелин» и «Достичь Терры» — заставляет вспомнить привкус старой доброй книжной фантастики. Хроно- и космоопера в стиле 60–70-х годов (оригиналы, а не современные стилизации!) явно должны были меня заинтересовать.
Французский комикс повествует о путешественниках во времени и пространстве, состоящих на специальной службе и отправляющихся в разные времена и на другие планеты, чтобы помогать решать тамошние проблемы. В общем-то, ничего нового или экстраординарного, особенно для нынешнего искушённого читателя, но любителям ретро, думаю, должно понравиться. Мне понравилось, хотелось бы продолжения.
«Достичь Терры» — это тоже «древность», только японская. Философская приключенческая космоопера с элементами антиутопии — во как! Эта манга повествует о многолетнем путешествии необычных людей, обладающих экстрасенсорными способностями, к Земле, которую они знают как Терра. Обычные люди ненавидят «мью» (так называют необычных) и преследуют их с целью уничтожить. Однако цель эту поставило перед собой не само человечество — а кто же?.. Интересная история, которая может похвастаться не только самобытным сценарием, но и прекрасным рисунком. И хотя порой я ловил себя на мысли, что не могу понять, что творится в той или иной отдельно взятой панели, тем не менее, общее впечатление работа Кэйко Такэмии на меня произвела самое благоприятное.
Автобиографическая пара: манга от Сигэру Мидзуки «Дан приказ умереть!» и «Бабушка Ноннон». Тоже произведения «ламповые» и «олдовые». И одновременно похожие (один всё-таки автор!) и различные.
«Дан приказ умереть!» повествует о Второй мировой войне, события разворачиваются в 1943–1944 годах на одном из островов в Тихом океане. Сюжет развивается от описания более или менее мирных будней японских солдат с чистым небом над головой к горячим боевым действиям, в результате которых выжить удаётся очень немногим... Сильная история, дополнительную изюминку которой придаёт «несерьёзный» рисунок и странно выглядящие в таких обстоятельствах шутки, сопровождающие первую часть повествования.
«Бабушка Ноннон», конечно, — совсем другого поля ягода. Здесь Сигэру Мидзуки основывался не на юношеских, как в первой указанной манге, а на детских впечатлениях. Япония 30-х годов, мальчишеские забавы и бабушка, рассказывающая внуку о ёкаях — существах из мифологии Страны Восходящего Солнца. Эти самые ёкаи бывают разные, и Сигэру встречает нескольких. Однако, несмотря на эту мистическую составляющую, на первом плане — обычная жизнь, обычное (видимо) японское детство первой трети прошлого века, с обычными развлечениями, радостями и огорчениями.
Следующая пара — тоже от одного и того же автора. В прошлом году я начал изучать мангу, которую издавали на русском языке до 2012 года, когда случилось памятное событие падения российского рынка японских комиксов. Среди прочего была обнаружена «С любовью, Хина», милая и весёлая история любви и дружбы. Прочитав четырнадцать томов этой серии, я начал искать другие работы автора — Кэна Акамацу. Я обнаружил несколько серий и одиночных выпусков. И начал изучение творчества мангаки с «Учителя-чародея Нэгимы» и «Навсегда мой Санта».
«Нэгима» — на данный момент самая длинная манга из всех, что я читал. История становления мальчика-мага была издана в тридцати восьми томах (причём если бы Акамацу не порвал отношения с публиковавшим серию издательством, она точно растянулась бы ещё на несколько книжек)! Не могу сказать, что вся серия ровная, некоторые сюжетные арки были интереснее и динамичнее, другие — более затянутые, но в целом история, конечно, меня весьма впечатлила. Эта манга, конечно, ни разу не серьёзная. Ну посудите сами: десятилетний мальчик, прошедший обучение в школе магов, прибывает в Японию, где становится... учителем в классе для девочек, которым по тринадцать-четырнадцать лет! Отсюда проистекает множество забавных ситуаций...
«Санта» — короткая история о мальчике и девочке, которые встретились под Новый год. Мальчика так и зовут — Санта, а девочка работает Сантой. Ну и, как обычно у Акамацу, в этом произведении героев тоже ждёт масса забавных происшествий. Этим мне и нравятся работы мангаки — они лёгкие и смешные, добрые и милые. Буду продолжать знакомство с творчеством художника.
Знакомству с шестой парой я обязан некоей девушке-детективу-демону, которая стала для меня настоящим открытием в прошлом году (даже дам ссылку, по которой можно найти все написанные мною материалы об этой героине). Заинтересовавшись мангой, я, конечно, заинтересовался и мангаками и стал искать другие их работы. Таким образом открыл для себя две серии: «Спидграфер» и «Жизнь Кумомару Орицуина».
Первая представляет собой новый взгляд на сюжет одноимённого аниме. Художник и автор сценария Томодзо пошёл по иному пути, чем в мультсериале. Его версия развития событий мне понравилась в меньшей степени, однако и она заслуживает внимания. Она, как мне кажется, больше соответствует жестокому, циничному миру, в котором вынуждены обитать герои. И финал — о, финал здесь гораздо более жёсткий, чем был в аниме. Мне не очень по нраву концовка манги, но она более реалистична, тогда как в мультфильме был практически хэппи-энд (и мне хочется видеть в этой истории, которая очень глубоко запала в душу, именно счастливую развязку).
Вторая из указанных выше серий манги не имеет никаких иных воплощений. Хотя аниме такое я бы с удовольствием посмотрел. Ну, что поделать: не все хорошие графические истории в Японии ждёт экранизация. Сюжет довольно прост: Кумомару Орицуин, наследник известного клана воинов, отправляется в путешествие по белу свету. Он охраняет легендарный меч Кусанаги, обладающий мистическими свойствами, от посягательств японского нациста, который с помощью этой реликвии мечтает стать фюрером Азии. Захватывающая история рассказана просто, динамично, ярко и местами — смешно. Хорошую историю сопровождает замечательный рисунок известного художника Рёити Икэгами.
И вот наконец последняя пара... Она сосредоточивается на теме секса, и входят в неё две непохожие манги: «Мои шары» и «Девушка у моря». Если первая — весьма забавная история о проклятии и пытающемся его снять сонме адских полчищ, то вторая — это весьма неординарное повествование в первую очередь о проблемах подросткового возраста. И секс как двигатель сюжета характерен для первой из этих работ в гораздо большей мере, чем для второй.
В результате случайности в тестикулы главного героя «Моих шаров» попадает сам — точнее, сама, потому что это всё-таки женщина, — Сатана. Как выясняется, без плачевных для себя последствий она может оттуда выбраться только естественным путём. Поэтому за нашим бедным героем начинается адская охота. Первый же низший демон, которого послали обеспечить возвращение Сатаны в мир, как водится, влюбляется в юношу и, постепенно осознавая свои чувства, переходит на его сторону. Манга битком набита шутками и приколами, так что время от времени от них даже устаёшь. Но идея произведения, согласитесь, весьма оригинальная!
«Девушка у моря» явно относится к числу тех графических историй, что подойдут не всем. Прекрасный рисунок и порою весьма мерзкое содержание — вот на этих двух «китах» и плывёт произведение. Здесь довольно много откровенных сцен, есть сексуальные извращения, но, впрочем, не создаётся ощущения чрезмерности. Да и сама по себе тематика секса дана здесь как инструмент, который показывает отношение подростков друг к другу. Они просто развлекаются и экспериментируют — здесь нет места любви. Или, точнее сказать, любовь появляется только в самом начале их отношений (со стороны парня) и в конце (со стороны девушки), а целом-то, конечно, между ними нет этого великого чувства... Очень хорошо автор играет с психологией: характеры переданы достоверно, эмоции отображены правдиво. История не самая простая, хотя и не самая сложная, но, по-моему, заслуживающая внимания.
Итак, пары завершились. Потому что оставшиеся три истории у меня не получилось втиснуть в рамки бинарных оппозиций, они всё равно как-то «вываливались». Поэтому я решил их оставить поодиночке, и первая из них, которую хочется упомянуть, — «Чёрная дыра». Первое издание на русском этого сборника (ещё в обложке) вышло восемь лет назад, но я вот добрался до книги только при её недавнем переиздании (уже в переплёте). Необычные чёрно-белые комиксы от американского автора. Действие происходит в 1960-е годы, молодые герои курят, пьют и иногда даже ходят в школу. Спектр историй — широкий, не буду на нём особенно заострять внимание. В общем-то, все графические новеллы, попавшие в эту книгу, довольно ровные, в меру увлекательные, порой довольно странные и сюрреалистичные. Хороший сборник, достоин внимания.
Предпоследняя сегодняшняя работа называется «Сделано на небесах» и повествует об отношениях парня (необычного) и девушки (тоже, в общем-то, не от мира сего). История разделена на два тома, но они не следуют один за другим в строгом хронологическом порядке, а просто представляют взгляд на одни и те же события со стороны Кадзэмити (герой) и Юри (героиня). Их отношения — довольно странные. Они, хотя и любят друг друга, но не говорят об этом вслух. Просто наслаждаются... ещё не зная, что их время истекает. Сюжет местами довольно запутанный и интригующий, так что не буду здесь его особенно раскрывать. Скажу ещё о рисунке: по большей части, мне не нравится такой стиль, который представлен в манге. Однако уверенно могу утверждать: для этой конкретной истории такой рисунок — самое то! Это не банальная слезливая мелодрама, хотя драматических моментов там хватает. Это просто хорошая история, как говорится, цепляющая за живое.
И вот же, вот наконец забрезжил последний наш сегодняшний комикс! Как вы понимаете, он специально оставлен на десерт! Потому что эта история — однозначно самая великолепная из тех, что я прочёл в уходящем году.
Итак, представьте: манга про дайвинг. Ну скукотища же! Акваланги, дыхательные трубки, маски, баллоны с воздухом, ласты и прочая, и прочая, и прочая! Однако если речь идёт об этой манге, будьте спокойны: заскучать не придётся. Каждая глава — это море. Море пива, водки, виски и других алкогольных напитков. Море приколов, шуток, глупых совпадений и всего в том же духе. И море голых мужиков!
Английское название манги — Grand Blue. Если вы переведёте каждое слово отдельно, то и получите самую суть этого произведения. Потому что в действительности манга повествует не о дайвинге (он там присутствует, но как бы факультативно), а о Великой Синьке! Это преподнесено с таким вкусом, так смешно, что «угорать» можно буквально с каждой страницы. Главное здесь — сюжетная составляющая, но рисунок тоже не подкачал! Художник изображает такие морды, что им позавидовал бы и автор «Крутого учителя Онидзуки»! Так что для меня, вне всяких сомнений, Комиксом Года становится манга «Необъятный океан»! Она ещё не закончена, так что с нетерпением жду новых глав и новых... погружений в этот необъятный океан.
Что же, на этом сегодня всё.
Всех любителей комиксов — с наступающим!
P. S. А вот теперь покажу-ка я вам первый в моей коллекции артбук! (Надеюсь, не последний.)