Кларк Эштон Смит «Склепы Йох-Вомбиса»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Молодой археолог Родний Северн с группой друзей отправляется в покинутый город Йох-Вомбис, построенный исчезнувшей марсианской расой...
В живых останется только он сам. Но он поспешит туда вернуться!
Написан на основе уже кратко описанного сюжета под названием «Склепы Скверна» («The Vaults of Abomi»).
Завершён 12.09.1931 г.
Первая публикация — май 1932 г., «Weird Tales».
Один из самых известных рассказов Смита и один из наиболее сильно подвергавшихся редакторской правке.
По этому рассказу сделан комикс, автор адаптации — Ричард Корбен. DenSaga #2, Fantagor Press (1992)
Входит в:
— цикл «Марс»
— журнал «Weird Tales, May 1932», 1932 г.
— сборник «Out of Space and Time», 1942 г.
— журнал «Startling Mystery Stories, Fall 1970», 1970 г.
— сборник «Xiccarph», 1972 г.
— сборник «The Last Incantation», 1982 г.
— антологию «Маска Ктулху. Американская черная фантастика», 1992 г.
— антологию «Between Time and Terror», 1995 г.
— сборник «Star Changes — The Science Fiction of Clark Ashton Smith», 2005 г.
— сборник «A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 3», 2007 г.
— антологию «American Supernatural Tales», 2007 г.
— антологию «Weird Horror Short Stories», 2022 г.
- /языки:
- русский (6), английский (14), болгарский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Клеветенко (1), Ю. Миронец (1), К. Трубачёва (1), С. Федотов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Old_Gonsalez, 7 февраля 2024 г.
Шикарный марсианский хоррор, духовный отец легендарных «Кукловодов» Хайнлайна. По сюжету, в процессе колонизации Марса, группа археологов исследует древний заброшенный город Йох-Вомбис. И наряду с остатками старинной цивилизации, они сталкиваются с мозгоедами-паразитами.
Рассказ читается на одном дыхании, атмосферность зашкаливает, образы — словно встают перед глазами. Браво!
Frogman, 11 декабря 2023 г.
Конечно, визуальная и нагнетательная части удались. Предисловие, описывающие судьбу последнего члена экспедиции, убивает интригу. Но очень похоже на Лавкрафта, если не мрачнее. Однако так и не понятно что это были за тюрбаны-паразиты, их история не приоткрылась. И ещё одна странность: зачем пыточную устроили в склепе? Ведь первый, с кого тюрбан слетел, был явно какой-то узник. А так очень жутко. Для того времени, когда написано. Хотя страх неизвестности, наверно, сильнее, чем если бы паразитам дали классификацию.
Mishel78, 16 мая 2021 г.
Удивительно, как всё же писательское воображение может черпать сюжеты из нашей реальности, перенося события в другие миры, которые читателю неизвестны, делая произведение удивительным, но таким знакомым в общих чертах.
В рассказе «Гробницы Йох-Вомбиса» чётко проглядывает сюжетная канва реального исторического события — открытия в 1923 году гробницы Тутанхамона и последовавшим затем более чем тридцати смертям исследователей, участвовавших во вскрытии. От этого события рассказа становятся ещё более устрашающими: вскрытие неизученного склепа на Марсе и последовавшие вслед за этим ужасные события столь похожи и непохожи на произошедшее на Земле происшествие.
В отличие от многих своих современников, Кларк Эштон Смит описал поверхность Марса чуть более реалистично, сделав её похожей на земную пустыню, как если бы всё происходило на нашей планете. Вход в гробницу и тревожное поведение проводников-марсиан готовили читателя к последовавшим событиям и у меня отчётливо появлялись ассоциации с проклятием Тутанхамона.
Но тот кошмар, который последовал за этим открытием, превзошёл все мои ожидания. Нагнетаемая автором атмосфера сделала своё дело и я действительно ощущал ужас людей, оказавшихся жертвой паразитической формы жизни, чрезвычайно агрессивной к разумным существам (я не зря делаю акцент на разумности жертв, так как это ключевой сюжетный ход рассказа).
Концовка с оттенком безумия впечатляет не меньше, чем описания склепа и монстров, ведь спасëнная жизнь ещё не значит избавление от кошмара. Рассказ, в котором всё хорошо: сюжет, интрига, атмосфера и страх — ингредиенты подобраны со вкусом, как и подобает произведению в жанре фантастического хоррора.
vanishrap, 5 августа 2024 г.
Рассказ повествует о земных археологах, исследующих древние руины на Марсе в далеком будущем. Марсиане,не желая исследовать склепы, отправляют туда людей водиночку.
В итоге, он возвращается, не сумев преодолеть это желание.
Идея
Несмотря на то, что рассказ не вызывает уникальных воспоминаний в наше время, он остаётся интересным и хорошо написанным.
pomah, 27 октября 2024 г.
Классический шаблон, по которому написана добрая половина рассказов Смита:
И что любопытно, за некоторыми исключениями лежбище Хтони, те самые гиблые места, мрачные заброшки и древние могильники у К.Э.Смита располагаются не то чтобы на краю света, нет. Порой до них рукой подать. А значит, и спасение было близко, вот буквально разворачиваешь верблюда и скачаешь обратно — даже не к ближайшему кусочку цивилизации, нет! Конкретно здесь археологи добрались до гробниц от столицы (!) менее чем за день, семь часов верхом.
В остальном, рассказ типичен для К.Э.С. С детальным, многословным описанием мерзостей всяких, ведь помним о гонораре.
AlisterOrm, 18 декабря 2021 г.
Рассказ неплохой, однако его особенность лежит не в плоскости хоррора, в, скорее, в плане специфического стиля Кларка Эштона Смита. Парой-тройкой мазков он смог показать останки древней цивилизации Марса — конечно, цикл об этом мире у автора самый короткий и непроработанный — однако ощущение глубокой древности и ветхости умирающего от недостатка влаги, воздуха и света мира передано очень хорошо. Что до общей фабулы — классический хоррор с жуткими чудовищами, жрущими мозг — ясно, откуда черпали вдохновение поколения режиссёров, вроде Джона Карпентера. И, что полностью соответствует общему настрою творчества автора, человек опять проиграл в схватке с неведомым. Мрачный вы, господин Смит, мрачный.
mishaf, 28 августа 2018 г.
Очень хороший рассказ. Теперь понятно откуда черпали вдохновение создатели фильма «Чужой». Жалко, что автор не пользуется популярностью у наших издателей. Читаю данного автора в самиздате фантлаб — нравится практически всё, что прочитал на данный момент.
sergej210477, 19 апреля 2018 г.
Отличный рассказ. Давно я не читал такого великолепного хоррора.
Жалко, что имя Лавкрафта знает каждый, а К. Э. Смита только поклонники этого литературного жанра.
Мощный, классический рассказ. Содержит все что нужно, чтобы заинтересовать и не отпускать напряжения до финала. Цельный, завершённый сюжет, в то же время, ничего лишнего.
Мне все понравилось. Тот редкий случай, когда не знаю, что упомянуть в недостатках этого произведения.
Написан рассказ чуть ли не сто лет назад, а по стилю — легкий и современный, отличается от сухих и лаконичных произведений фантастов того времени.
Яркая и атмосферная вещь.
sergu, 19 мая 2018 г.
Древность...
Сколько тайн, сколько непостижимых загадок кроется за этим словом. Сколько соблазнов...
Древние развалины, склепы, лабиринты... Прах веков, пыль столетий, немые свидетели ушедшего, забытого, проклятого... не потревоженного... упокоённого...
Ждущего... Ждущего своего часа... Часа возрождения. Торжества! Злого Мрака! Смерти! Твоей смерти!!!
Беги!
Не слушай зова!
Прошлое мертво!
Не буди его!!!
:mad:
ИМХО: Многое в рассказе вызвало ассоциации с «Чужым». Очень даже похоже. Вполне может сойти за прототип, если действительно не послужил таковым.