И вот уже третий раз подряд я представляю то, что хорошего, полезного и познавательного прочитал в сфере комиксов и манги в уходящем году. Два года назад для меня случилось страшное, когда книгами с графическими историями я стал интересоваться в объёмах больших, чем обычными. А в прошлом году повторил предыдущий опыт в несколько видоизменённом виде, создавая традицию подобных отчётов.
Ну что же, традицию надо поддерживать, и посему пишу отчёт за 2017 год.
Но прежде чем окунуться с головой в год нынешний, нужно вспомнить ещё 2016-й. Во-первых, в прошлый раз я забыл упомянуть один достойный, на мой взгляд, комикс, который, к сожалению, до сих пор не получил продолжения на русском и, боюсь, теперь уже вряд ли получит. Речь о «Ключах Локков» — достаточно длинной серии, из которой мы покамест увидели только начало — «Добро пожаловать в Лавкрафт». Во-вторых, в самом конце того года я ознакомился с первым томом «Излома». Это был первый шаг к тому, что произошло уже в этом, 2017-м году.
А случилось то, что я упал в «кавайную яму». Ну, не только в «кавайную», но вообще — сильно увлёкся именно азиатскими комиксами. Нет, ну приходилось, конечно, и раньше соприкасаться с мангой (Суэхиро Маруо, например — прочитал всё, что официально издавалось на русском, и даже немного того, что не издавалось; собираюсь и дальше знакомиться с творчеством этого автора), но не в таких же масштабах! «Излом» меня очень порадовал, от тома к тому было всё интереснее и интереснее! Хорошее такое суровое корейское средневековое фэнтези (хотя мистических элементов там не так чтобы много, по крайней мере, в первых четырёх книгах). Ах да, чуть раньше даже, чем «Излом», я попробовал «Атаку на титанов», но этот сюжет захватил меня в несколько меньшей степени.
Хотя ладно, чего душой кривить, на самом деле именно «кавайная яма» поджидала меня после того, как я по какому-то странному наитию купил три томика «Торадоры!» — отсюда всё и завертелось. Когда прочитал мангу, захотелось узнать, что было дальше, пошёл смотреть аниме... Ну, сами понимаете, дюже увлекло меня это дело. И с тех пор я много читал всякой вкусной азиатской комиксятины, особенно много получилось весной, когда всё это было ещё внове для меня...
Но пока отвлечёмся, глянем на запад. На самом деле, в этом году были весьма достойные книги и из Европы. Из старенького я ознакомился с «Лучниками» — приятным добротным то ли героическим фэнтези, то ли героическим историческим романом. Вот прямо так, как я люблю, с особой, «ламповой», я бы даже сказал, атмосферой. Тоже сказочка, но уже другого рода — «Прекрасная тьма». С одной стороны, забавная и весёлая, а с другой — грустная и суровая книга о... да о жизни и выживании, в общем. О том, на что ради куска хлеба и места под солнцем могут пойти разные люди.
Вообще, на сказки мне повезло, видимо. Кроме бельгийцев и французов, прочитал ещё истории от итальянца Серджо Топпи в книге «Шараз-де». Весьма достойное переложение и переосмысление сказок «Тысячи и одной ночи». А вторая книга художника, издававшаяся на русском, мне понравилась заметно меньше. Зато вот «Реквием. Рыцарь-вампир» меня прямо-таки поразил, в основном рисунком, конечно. Буйство красок, частое соединение и противопоставление красного и чёрного — глаз радуется!
Ещё, наверное, я бы отметил продолжение «Дилана Дога», вышедшее в этом году (первая история проходная, но вторая и третья — очень даже!), и «Астерикса и Обеликса», которые мне с детства нравились, сначала по мультфильмам, потом по фильмам. Из американских впечатлений за этот год мне даже как-то нечего сказать, зато в отечественном комикс-производстве нашлись вполне интересные вещи.
Во-первых, это «Скунс и оцелот» — отличное двухтомное веселье с антропоморфными животными. Тут много всего вкусного: отсылки, аллюзии и реминисценции, игра с читателем... Во-вторых, не менее прекрасная «Якутия», повествующая о приключениях ОЯШа (Обычный Якутский Школьник) на заснеженных просторах северо-восточной Сибири. Здесь тоже немало весёлого, но за этим порой угадываются и довольно серьёзные темы.
Вот теперь от российских школьников можно перейти и к японским.
Серия «Форма голоса» оказалась весьма неплохой историей парня, который сначала нагрешил, а потом решил искупить грехи, и девушки, которой в своё время от этого парня досталось. Интересно следить за развитием их отношений, так же, впрочем, как и наблюдать за прочими персонажами. «Бакуман» повествует о другом, но держит в напряжении ещё почище! Пара начинающих мангак, даже не успев закончить школу, уже мечтает о славе в мире манги и об аниме-экранизации. Очень уж интересно следить за перипетиями сюжета, я каждый новый том истории жду с большим нетерпением.
Грех не вспомнить о школах в соседних с Японией странах — хотя и от японских-то они не особо отличаются. Например, маньхуа (китайский комикс) «Деньги на бочку!» — вообще практически один в один со своими японскими «коллегами». Лёгкая и весёлая, но одновременно заставляющая задуматься история о девочке, очень жадной до денег, и попавшемся ей под руку мальчике. Сделано довольно прелестно и со вкусом. Манхва (корейский комикс) «Крушитель» тоже повествует о школе: как об учениках, так и об учителях, но это не основное в повествовании. Во главе угла здесь стоят единоборства. Весьма неплохая серия, которую авторы продолжили второй, ещё более продолжительной частью — «Крушитель: Новые волны» (её я прочитал в интернете). Третья часть подразумевается, но покамест не написана и не нарисована. Причём довольно давно уже, увы...
Ну, раз уж вспомнил об интернетах, назову ещё несколько серий, которые мне с удовольствием довелось прочитать. На «Брошенного кролика» я наткнулся, отбирая аниме для просмотра, и после собственно просмотра добрался до манги. Всего в серии 10 томов, но только первые четыре соответствуют аниме. Для тех, кто хотел бы познакомиться только с милой историей о том, как холостой мужчина берёт на воспитание девочку и заботится о ней, я бы посоветовал читать мангу только с первого по четвёртый том или ограничиться просмотром аниме. Ибо дальше сюжет развивается совсем в другом русле. Ещё вспомню шикарного «Крутого учителя Онидзуку», с которым я тоже познакомился по такой схеме: сначала аниме, потом манга. Ну, это довольно известная личность, так что можно о нём сильно и не распространяться. Едем дальше...
А дальше я вспомню парочку старых серий, которые когда-то выпускались на русском, но процесс этот прерван и, к сожалению, предпосылок к тому, что данные работы будут изданы полностью, практически нет. Мне весьма пришлась по душе милая кавайная манга «С любовью, Хина» про многократного ронина (вечного абитуриента, попросту говоря) и его романтические приключения. На русском издано 5 томов из 14. Ещё одна милота кавайная, но уже в фэнтези-антураже — «Легенда о Майане». Забавный сюжет с оживлением древней страшной колдуньи, некогда побеждённой могучим героем прежних веков. В итоге всё оказывается немного не так, и наша колдунья, вновь ожив, меняется: она вовсе не такая злобная, как о ней думали. Немалую роль в этих изменениях играет потомок того легендарного воителя. На русском издано 3 тома из 14. Но история не закончена прежде всего самим автором, так что можно понять российских издателей, не желающих продолжать публикацию (хотя до десятого тома включительно там весьма интересно развивается сюжет, с многочисленными приколами).
«Зацепило» меня и ещё одно фэнтези, на сей раз тёмное. «Клеймор» часто сравнивают с «Берсерком», но последний меня оставил равнодушным в своё время. Зато про среброглазых воительниц читал с большим наслаждением, причём после просмотра аниме. Так что удалось прочувствовать разницу между мультипликационным и рисованным Лаки — в манге этот парень гораздо более крутой. К сожалению, чем ближе к финалу, тем больше и больше автор тянул сюжетную резину, но на это, по большому счёту, можно закрыть глаза. На русском издано 12 томов из 27. Закончу речь о фэнтези, обратившись к двухтомнику «Музыка Марии» (издано на русском полностью). Весьма интересная история о необычном мире, где над планетой парит Мария — машина, которую почитают как богиню. Автор много чем насытил свою работу: от отличного рисунка до философских размышлений о природе действительности.
Ну вот, теперь можно перейти к однотомникам. Большое, мощное впечатление на меня произвёл «Голограф на Радужном поле» — так что теперь жду с нетерпением других работ автора. Книжка-головоломка, которую с одного прочтения, думаю, мало кто возьмёт. Переплетение разных временных плоскостей, прыжки во времени, недоговорённости, «недорисованности» — в общем, пищи для ума тут немало. Есть также и чем немного пощекотать нервы: сексуальные извращения и насилие в небольшой степени, но присутствует. Необычной получилась книжка «Опус», в которую вошла незаконченная автором манга. Начинающаяся как приключенческая история, скоро она перевоплощается в нечто более глубокое. По сюжету, мангака «залезает» в созданный им же самим мир и попадает в разные переделки вместе с главной героиней. Одним словом это произведение можно было бы охарактеризовать — триллер, однако это не исчерпывающая характеристика.
Возвращаемся ненадолго к легкомысленной кавайщине. Название сборника «Милашки» довольно точно отражает содержание книги: герои действительно милые. Истории, в принципе, не хватают звёзд с неба, но в то же время выполнены на хорошем уровне (как сюжеты, так и рисунок). Просто отдохнуть за такой книжкой — удовольствие. Ещё один сборник небольших историй, который мне весьма приглянулся, называется «В лес, где мерцают светлячки». Четыре сюжета о любви, поданные так изящно и пронзительно, что чуть слёзы не наворачиваются (больше всего это относится к заглавной истории, по которой снято одноимённое аниме). Главное в этой книге — настроение, чувство. Это роднит вышеупомянутый сборник с парой нижеследующих графических новелл.
Одна из них — «Часы нашего счастья». Официально на русском не издавалась, но при желании найти в переводе можно. Сильная вещь, повествующая о... двоих. «Встретились два одиночества» — эта фраза к манге подходит как никогда, но исключительно в прямом смысле, безо всякой иронии. И всё-таки, скажу честно, иногда мне приходила в голову мысль, что автор вот здесь, вот тут и вот там просто включает «слёзовыжималку». Такого чувства не было при знакомстве с другой мангой, которая называется «Даже боги лгут». Вот это, по моему мнению, абсолютный шедевр, как ни посмотри. Удивительно, что этот томик я купил, только прочитав аннотацию. Но в основном — из-за обложки, конечно, очень уж она мне приглянулась. История простая, поистине «жизненная» (хотя в некоторых местах вполне можно воскликнуть, подобно Станиславскому: «не верю!») и добрая. Сюжет повествует о двух школьниках, которые однажды сблизились и, по всей видимости, уже больше не желали никогда расставаться. Очень светлое произведение, несмотря на то что жизнь поворачивалась к героям своей «тёмной» стороной — особенно к девочке. Я был очарован этой мангой надолго (до тех пор, пока не прочитал позже ещё более мощную историю, впечатление от которой перекрыло «Даже боги лгут»), поэтому она и заслуживает высочайшего звания Комикс Года!
Так... Ну, вроде бы всё. Всё, что хотелось вспомнить, вспомнил (надеюсь). Осталось ещё одно, главное комикс-событие года, но о нём я в очередной раз разглагольствовать не буду, и так уже написал пару простыней (вы их можете найти по специальному тегу). Пусть эта милая девушка останется вне конкурса, всё равно она всех здесь порвёт.
Так что закругляюсь.
Всех любителей комиксов — с наступающим!
P. S. Напоследок — чтобы совсем-совсем без какого бы то ни было упоминания Открытия Года не уходить, вот такую прелесть здесь оставлю!