Внимание!
Это вторая публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.
Предыдущую часть вы можете прочитать, пройдя по ссылке:
Ну, что тут сказать... Кёкочка, которую я впервые прочитал весной этого года, а потом ещё не раз перечитывал, не отпускает до сих пор. А поскольку мне очень хочется поделиться, насколько же крутая эта манга, то вот, пожалуйста — пишу ещё одну статью.
(Не переживайте, ближе к концу года я постараюсь рассказать, что ещё хорошего, кроме невероятной Кёки, нашёл в мире комиксов и манги. )
Пока же, поскольку в первой статье я уже достаточно подробно рассмотрел десятитомник почти со всех сторон, решил побольше внимания уделить нескольким главным и второстепенным персонажам, а также графической составляющей (благо, теперь у меня есть для этого специальные слайды).
Делить героев этой манги можно не только по традиции — на хороших и плохих (в данном случае, подозреваю, это будет не лучший вариант, потому как тот или иной персонаж за десять томов может успеть побыть и хорошим порядочным человеком, и мерзким негодяем). Рассортировать их можно на два «лагеря»: люди и демоны. Кроме одного (или двух, тут смотря как поглядеть) персонажей, все остальные совершенно точно попадают либо в первую, либо во вторую категорию.
Ну, естественно, всё начинается с неё! Она — альфа и омега истории, да по большому счёту, все десять книг — исключительно о ней. Будь иначе, и манга, наверное, называлась бы как-нибудь по-другому.
Кёко Карасума — шестнадцатилетний (на начало первого тома) детектив в полиции Асакусы (район Токио). И по совместительству — гроза демонов. Несмотря на столь юный возраст, она не ведёт себя как ребёнок, а работает почти что наравне со взрослыми коллегами. В первом томе она, в общем-то, и занимается тем, что должен делать детектив: расследует. Бродит по Асакусе, выспрашивает, высматривает... Но очень скоро эта её работа трансформируется в нечто более опасное, в перспективе вырастающее в бесконечные погони и перестрелки. И сама Кёко, естественно, изменяется.
Карасуму постоянно раздирают противоречия, так как в ней сосуществуют два противоборствующих начала, которые ей нужно как-то примирить. По большому счёту, весь десятитомник как раз и повествует о том, как девочка-подросток постепенно превращается в молодую женщину, ища себя, свой путь в согласии со своим естеством.
Это самый противоречивый персонаж манги. В первом томе он предстаёт перед нами таким простачком-весельчаком, но уже в самом начале чувствуется, что человек-то он непростой. И в дальнейшем Кодзо всё более и более раскрывает свою истинную сущность.
Он — непримиримый борец с демонами, однажды на своём пути повстречавшийся с представителями клана Карасума. Это случилось двадцать лет назад, если отсчитывать от времени, когда развивается действие манги. То столкновение и определило всю дальнейшую жизнь Митамуры. Он не просто работал в полиции, но стал настоящим истребителем демонов — недаром же был командиром спецотряда «Маруки», который почти полностью уничтожил в том числе и клан Карасума.
Вместе с тем Митамуру нельзя назвать и неисправимым безжалостным убийцей. Он взял из детдома и воспитал сначала Райко Гобури, который, идя по стопам сэнсэя, стал грозой демонов Киото, — а затем и Кёко Карасуму. Также он взял под своё крыло Рея Кумано, когда тот оказался на грани увольнения из полиции, и тоже стал для него наставником — хотя и в меньшей мере, чем для Райко Гобури и Кёко. История с Тацуми Кано тоже доказывает: Митамура — сильная личность, способная взять инициативу в свои руки, невзирая на последствия.
Так что фигура эта неоднозначная и очень интересная. Отношение к Митамуре не только других персонажей манги, но даже авторов нельзя привести к одному знаменателю: для одних он — герой, для других — негодяй, и любят его, и ненавидят, кажется, с одинаковой силой. Но независимо от того, какие чувства испытывает к этому человеку тот или иной персонаж, уважают Митамуру буквально все.
Полицейский, напарник Кёко. Он является, возможно, вторым главным действующим лицом всего десятитомника (за второе-третье место он может побороться с Митамурой) и уж точно первым после Карасумы на протяжении первых семи томов. Этот в обычной обстановке спокойный и трезво мыслящий человек легко может потерять голову в бою. Впрочем, поскольку речь идёт о борьбе против несомненного зла, такая его характерная особенность не доставляет больших неприятностей. А ещё Рей одержим жаждой мести, ради чего даже прибегает к помощи специального препарата, противодействующего боли. Его заклятый враг всё не даёт ему покоя.
Одна из глав манги называется «Полицеский-монстр», что описывает Кумано довольно-таки исчерпывающе. Кстати, то же самое можно сказать и о следующем персонаже, который на Рея походит почти как брат.
Суровый, но справедливый сорвиголова — таких навалом в старых кинобоевиках. Его называют грозой демонов Киото, и их он уничтожает с большим удовольствием своим мощным мечом. На сцене Гобури покрасовался не так много (лишь в последних трёх томах), но всё равно успел оставить по себе ощущение такое же громадное, как Кумано. Они, в общем-то, действительно мало чем различаются, разве что у Гобури более здоровый образ жизни — его сила и ловкость от природы, он не сидит на препаратах. Да и жажда мести его не одолевает. Можно сказать, что он живёт в собственное удовольствие и ни о чём не думает — только до тех пор, пока не встречается с Кёко Карасумой.
Очаровательная блондинка, прекрасное пополнение для токийской полиции — с любовью от SAS Великобритании!
Во втором томе начальник полиции Мидзутани обещает Митамуре некий «подарок», каковым и оказывается сногсшибательная (не только в переносном смысле!) блондинка. Три года она обучалась разным военным хитростям — и вот наконец прибывает на родину своего отца в самый разгар войны с демонами. Мики — очень серьёзная девушка, которая никому не даст спуску, о чём красноречиво говорят её стычки и с подчинёнными, и с коллегами из других отделов. Особенно она невзлюбила Кёко Карасуму. И эта нелюбовь была взаимна.
Так или иначе, но Сугиура почти сразу по прибытии в Страну Восходящего Солнца становится видным человеком в полиции. Под её началом оказывается новое военизированное подразделение, известное как ООО — отдел особых операций. И ведь не зря руководство этим новым образованием доверили именно ей: Мики — специалист по крупнокалиберному оружию, что девушка доказала однажды на улицах Токио, выстрелив в демона из базуки (было весело!).
На Сугиуре не заостряется внимание слишком уж часто, она всё же второстепенный персонаж. Но тем не менее, по её взаимоотношениям с Карасумой мы видим, что даже Мики меняется. Если сначала она относилась к Кёко как к выскочке, даже не заслуживающей звания полицейского (особенно в свете интересных сведений о природе Карасумы), то с течением времени видит её успехи и начинает относиться к странной девушке как к коллеге, даже напарнику. В восьмом томе из-за того, что Карасуму подставили, Сугиура снова наполняется недоверием к главной героине — и всё-таки её отношение к ней неоднозначно. Ну, а в конце манги мы и вовсе видим, что Мики не имеет ничего против Кёко, а даже наоборот.
Старый товарищ Митамуры, некогда входивший в спецотряд по уничтожению демонов «Маруки». В третьем томе, когда война с демонами принимает нешуточный размах, о старом вояке вспоминают в полиции. В это время Сибата бомжует, но принимает приглашение и вливается в ООО в качестве практически командира, положение которого, в общем-то, не ниже положения Сугиуры. Кунио, так сказать, вспоминает молодость, убивая демонов, в нескольких стычках показывая свою силу, сноровку и сообразительность. В пятом томе отделу особых операций пришлось особенно несладко, и среди всего пяти выживших оказывается и Сибата, конечно. Опыт-то не пропьёшь, как известно!
Когда я вот там, выше, оговорился, что все герои манги однозначно относятся к одному из двух лагерей — людей или демонов, — я упомянул и об исключениях. О первом из этих исключений расскажу чуть ниже, а второе — это вот он, Тацуми Кано. Физически — человек, но морально, психологически — скорее демон. Даже если бы не было Кёки, то харизматичный Кано, уверен, и один вполне мог бы «вытянуть» тома с четвёртого по седьмой.
Доподлинно неизвестно, кем вдохновлён этот герой, но в его образе можно найти сходство со многими известными злодеями массовой культуры — хоть с тем же Джокером. Выглядит Тацуми как настоящий безумец, но на самом ли деле он такой? Судя по тому, с каким пылом и знанием дела он развернул свою деятельность в области создания нового государства — Кано вовсе не так прост. Разгадать его может не всякий, и только такой же пытливый ум, как у него самого, смог бы «раскусить» этого якудзу. Что и подтвердил Кодзо Митамура в седьмом томе манги.
Впервые Тацуми Кано появляется в четвёртой книге, во второй сюжетной арке. На протяжении четырёх книг он с блеском доказывает то, что в конце концов, уже после развязки, резюмировала Кёко Карасума:
«Он был как настоящий демон... хоть и родился человеком».
Ключевой персонаж девятой и десятой книг. Фигура, не менее противоречивая и несчастная, чем многие и многие другие в данной манге.
Двадцать лет назад (относительно событий, описанных в десятитомнике) она оказалась в Токио и была замешана в истории с совершённым демоном преступлением. Расследованием занимался молодой полицейский Кодзо Митамура, которого начальство обязало сопровождать Сатоко в поездке обратно в Киото. Тогда-то она и рассказала ему об уготованной ей судьбе. Полицейский решил защитить девушку, что ему, однако, не удалось в полной мере, и этот-то ряд неприятностей стал для него фатальным. Митамура поклялся отныне посвятить себя уничтожению демонов. Он искал ту самую девушку очень долго, но безуспешно.
И всё же Сатоко и Кодзо встретились снова — спустя двадцать лет, уже в присутствии Кёко, и в конце концов выяснили между собой отношения. Финал был трагический, да и можно ли было ожидать иного исхода в этой манге?..
Да, и этот раздел начинаю с неё же. Дело в том, что по матери Кёко — человек, а по отцу — демон, наследница могущественной фамилии Карасума.
Впервые узнать о том, что она не такая, как все, Кёке доводится уже в первом томе. Точнее, она и сама ещё раньше догадывалась, что отличается от обычных людей (естественно, в шестнадцать-то лет работать в полиции штатным детективом!), но после первой встречи с Кирио Утидой всерьёз задумывается над заданным им вопросом: «Сама-то ты кто?»
Начинаются душевные метания, попытки узнать о своём прошлом, о своей семье... Девушка обнаруживает только какие-то жалкие крохи информации, отчего её мучения становятся только острее. На фоне этих поисков Карасума осознаёт свою силу — демоническую силу! Она становится быстрее и сильнее. От книги к книге девушка всё больше и больше осознаёт, что она — из клана демонов, а значит, тех, кого она когда-то ненавидела, больше ненавидеть не получится. Ну, во всяком случае, с той же неистовою силою. Ведь демоны — её родня! Но человеческое начало в Кёке всё так же сильно.
К итогу десятого тома мы приходим вместе с героиней, наконец выяснившей тайны своей семьи и примирившейся со своей двойственной природой.
Безусловно, главный из антагонистов манги. Как и многие другие герои, он оказывается в конечном счёте не так однозначен, как можно было подумать поначалу. Да, в первых томах он действительно предстаёт человеком (а лучше сказать — демоном), не гнушающимся любыми средствами для достижения своих целей. Он готов обрушить на Токио целую армию нечисти и смотреть с высокой крыши на то, как полиция выбивается из сил, пытаясь справиться с нашествием. Даже в демонской среде своеволие Кирио не встречает одобрения.
Что касается Кёко, то её Утида с удовольствием дразнит (или, как это принято сейчас говорить, троллит). Он пытается пробудить в ней демоническую кровь, и это удаётся наглецу. Хотя привлечь девушку на свою сторону ему всё равно невозможно, тем не менее, попытки Кирио повторяет с завидной регулярностью. Он же и старается помогать ей — даже опекать Кёко. Во всяком случае, сражение с Иоро и атака на Тацуми Кано без поддержки Утиды могли бы обойтись Карасуме очень дорого (вплоть до летального исхода).
А к концу манги Кирио Утида меняется. Он понимает, что его клан, воспользовавшийся помощью Рикэя, сделал ошибку. Гордость не даёт молодому демону стоять в стороне и, чтобы сохранить честь своей фамилии, Кирио готов пойти на всё. Собственно, в последнем томе мы видим всю его самоотверженность, и даже Кёко признаёт это: хотя не принимает методы Утиды, она благодарит его за всё, что тот сделал. Она, по всей видимости, полагает, что, сложись обстоятельства иначе, они могли бы стать друзьями...
В течение десяти томов Кирио Утида проходит путь от этакого дерзкого демона-денди до героя, ставшего последним оплотом своего клана.
P. S. А ещё Кирио украл у Кёки первый поцелуй, экий нахал!
Тут можно выразить всё достаточно просто: Куроганэ — это два отморозка. Несмотря на то что появляются они только в последних трёх томах манги, впечатление по себе оставляют неизгладимое.
В общем-то, образы эти достаточно простые. Они только тем и занимаются, что живут как хотят и творят что хотят, не считаясь ни с чьим мнением. Что, собственно, нужно для счастья этим двум демонам, изгнанным из собственного клана? Пожрать людишек, поиздеваться над кем-нибудь, взорвать что-нибудь и всё в таком духе. Понятное дело, что такие кадры как нельзя лучше подходили Рикэю для воплощения его планов, и он с удовольствием воспользовался их помощью (об этом рассказывается в девятом томе манги). А Куроганэ только и рады, ведь таинственный монах предложил им как раз то, чего они и желали!
Но, как говорится, нашла однажды коса на камень. Первая встреча с Кёко Карасумой осталась за братовьями, но вот при втором их столкновении всё вышло совсем иначе. Девушка и её неожиданный помощник сумели сделать так, что эта битва обошлась Куроганэ дорого. Очень-очень дорого...
Демон-лис, управляющий огнём. Злейший враг Рея Кумано.
Ведёт он себя как аристократ с утончёнными манерами, но любит перекусить человечинкой. В результате одного из таких вот ужинов у него и начались нелады с Кумано. В первой же их схватке оба потеряли по глазу — так что узы ненависти, связывающие этих двоих недругов, стали крепки как никогда. Рей искал Кёмото, но тот исчез и появился в Японии снова только со времени, когда на сцену вышел Тацуми Кано. В пятой, шестой и седьмой книгах полицейский с переменным успехом охотился на огненного демона, из-за чего ему даже пришлось оставить Кёко одну перед толпой демонов (та справилась, конечно, ведь супротив неё были мелкие сошки).
Чем-то Кёмото напоминает Кирио Утиду — тот, пожалуй, не окажи на него Кёко, а также некоторые обстоятельства благотворного влияния, мог бы вырасти в подобного вот Кёмото.
О нём уже не единожды упоминал, но дошёл только сейчас. Это ещё один крайне интересный персонаж манги. Кто он такой, откуда взялся, какие цели преследует? — всё покрыто туманом тайны, только слухи множатся. Самое главное: Рикэй жаждет наступления «эры Будды», а чтобы та пришла, необходимо всё перевернуть с ног на голову, утопить Японию в крови как людей, так и демонов. И таинственный монах решительными шагами идёт к осуществлению своих планов, но действует не сам. О нет, прямые пути — не для этого серого кардинала! Всё — чужими руками, из-за угла, исподтишка...
Кроме того, что это самый таинственный герой, он ещё и самый старый: ему то ли двести, то ли триста лет. Ну, по крайней мере, слухи такие ходят...
Пара демонов, история которых довольно печальна. Иоро — изгнанник из клана Утида, мечтающий жить в одних только сражениях, ибо только в них он чувствует, что жив. Нисимагура — неразлучная спутница отверженного, владеющая силой холода. Она, напротив, хотела бы жить подальше от всей этой смертоубийственной канители. Но увы, увы, её мужчина непреклонен. Если уж не себе, то хотя бы другим Нисимагура приносит покой: её жертвы замерзают насмерть. Сомнительное достоинство, правда, но хоть что-то...
P. S. Внешне женщина-демон очень напоминает Кёку Карасуму, почему — неясно...
«Тёмные материалы Кёко Карасумы» хороши сюжетом (это действительно очень увлекательная динамичная история с примесью детектива и мистики), невероятно хороши рисунком (в этом вы уже могли убедиться даже из иллюстративного материала настоящей статьи). Но ещё одна сильнейшая сторона манги — персонажи. Они разные, хорошие и плохие, простые и неоднозначные, но всегда запоминающиеся. Что уж тут говорить — возьмём простой пример. В восьмой и девятой книгах появляется «королева эпизода», как я её для себя обозначил, Рэйка. Помощница начальника киотоской полиции Симадзаки. Случаи, когда эта девушка скрашивает своим присутствием страницы манги, можно по пальцам одной руки пересчитать, но даже этого достаточно, чтобы она запомнилась внимательному читателю. И это только одна из героинь, буквально промелькнувших в одно мгновение! А ведь всего персонажей в десятитомнике о-о-очень немалое количество!
Вот за всё это и хочется сказать большое спасибо создателям — сценаристу Одзи Хирои и художнику Юскэ Кодзаки. Они смогли внести в своё произведение какую-то удивительную энергию и жизнь, смогли сделать так, что чёрно-белые страницы заиграли всеми цветами радуги! А такое дорогого стоит!
И ещё немного картинок для визуального наслаждения...
Что такое КЭР, спросите вы? Это Крутые Эпичные Развороты. И глядя на это вот всё нижеследующее великолепие, совсем несложно понять, почему я поименовал их крутыми и эпичными.
Внимание!
Это вторая публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.
Последующие части вы можете прочитать, пройдя по ссылке:
1. «ХроноКарасума»;
2. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: история»;
3. «КёкоПериодика»;
4. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: вояж»;