Кларк Эштон Смит «Свидетельство Атаммауса»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор ) | Фэнтези («Дотолкиновское» фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Постаревший Атамас — главный палач Узулдарума и Комориона, некогда не знавший равных в своем деле — повествует о бесславном падении гиперборейской столицы... В силу его профессии пути Атамаса пересеклись с ужасным разбойником Кнегатином Зумом из племени вурмисов, казнить которого оказалось не таким уж простым делом...
Задуман в апреле 1930 г.
Завершён 22.02.1931 г.
Первая публикация — октябрь 1932 г., «Weird Tales».
Входит в:
— цикл «Гиперборея»
— журнал «Weird Tales, October 1932», 1932 г.
— сборник «Out of Space and Time», 1942 г.
— антологию «Swords & Sorcery», 1963 г.
— сборник «Hyperborea», 1971 г.
— сборник «The Book of Hyperborea», 1996 г.
— антологию «The Tsathoggua Cycle», 2005 г.
— сборник «The Door to Saturn: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 2», 2007 г.
- /языки:
- русский (5), английский (7), болгарский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Клеветенко (1), О. Коген (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Xosander, 28 августа 2022 г.
В общем и целом достаточно хороший рассказ. Несмотря на достаточно простой сюжет, в рассказе присутствует хорошая атмосфера, и, несмотря на довольно скупое описание быта Коммориона, мне эта необычайная цивилизация, представлялась на удивление ярко. Монстр с намёками на присутствие неких космических сил, так же показан довольно интересно. Элементы юмора, в обще довольно характерные для Смита, так же в принципе не портят рассказ, а местами красивые описания добавляют к хорошим впечатлениям. В общем то не слишком сложный, но качественный рассказ, который к тому же можно причислить к первым произведениям в стиле тёмного фэнтези. К прочтению рекомендуется.
AlisterOrm, 4 декабря 2021 г.
Наверное, это самый красивый и глубокий, в плане погружения, рассказ о Гиперборее — стране, которой Кларк Эштон Смит посвятил до обидного мало времени. А здесь, посетив город Коммориум, обречённый на гибель, мы её видим зримо — тоскующую, тускловатую, но ещё полную жизни цивилизацию, чей воздух уже пропитывается влажным северным холодом ледников грядущих веков, которые сомнут её величие своими бело-синими языками. В сознании писателя причудливо смешались культурные изыски полузабытых цивилизаций Востока и культур эпохи палеометаллов, горные йети и динозавры, магия иномировых богов и пришельцы из космоса — всё это тонкими намёками дано в коротком и фабульно простом рассказе «The Testament of Athammaus». Уж очень резонирует тоска постаревшего палача, который посвятил свою жизнь исчезнувшему городу, прошлому своего народа, и понимание того, что Гиперборея обречена на исчезновение и забвение под тоннами льда.
Сам же сюжет не удивляет, это классический рассказ о монстре, который загадочен своей неуязвимостью и чужеродностью, с которой бороться бесполезно даже силой оружия, и даже наоборот, каждая смерть даже прибавляет чудовищу сил. Здесь главную скрипку уже играет не человеческий порок, как было в рассказах об Аверуани, а бессилие перед космическими силами, которые неизбежно оказываются сильнее человека. О безысходности, о бессилии.
Alex_Razor, 23 декабря 2020 г.
Можно сказать, классический ужастик в фентезийной атмосфере.
Здесь и тема ходячих мертвецов, и боди-хоррор в стиле фильмов 80-х, и связь с древним богом Цаттогуа.
Несколько повеселили рассуждения героя-палача в стиле «суеверные деревенщины говорят, что это дело рук демонической магии, но я-то, образованный человек, знаю, что это всего лишь рациональные космические силы Древних». Это в Гиперборее, где великие маги уровня Эйбона — явление довольно обычное.