Значительная часть опубликованных текстов связана с понятием «необыкновенных путешествий», а непосредственным источником вдохновения – независимо от более ранних традиций – послужили их авторам романы Жюля Верна/Jules Verne. К характерным особенностям этих последних относится связь заранее намеченных познавательной и образовательной функции с показом различных частей света, стран, неисследованных уголков земного шара (в том числе внутренней его части и ближайшего космического окружения) (…) Верн увлеченно интересуется своей эпохой и ее возможностями в области не только необычных технических достижений, но и широкомасштабных предприятий промышленного или социального характера. Однако хотя он по-прежнему верит в могущество науки, его оптимизм не остается непоколебимым. Наука может составить угрозу, стать орудием Зла, что было показано им еще в 1879 году в романе «Les cinq cents millions de la Bégum/Пятьсот миллионов бегумы» и с тех пор <в его творчестве> оптимистический образ научно-технического прогресса все чаще уступает место пессимистическим мотивам.
Если в 1886 году главный герой романа «Robur le Conquérant/Робур-завоеватель» показан как конструктор великолепного «Альбатроса»,
то в 1904 году он уже является воплощением Зла, как «Maître du Monde/Властелин мира» (…)
Однако наиболее, пожалуй, пессимистичным и вместе с тем одним из самых оригинальных произведений Верна является «L’Eternel Adam/Вечный Адам» (1910), где показана бесцельность усилий человека, взбирающегося по ступеням лестницы цивилизационного развития.
Высказанная в этом произведении гипотеза о цикличности развития цивилизации апеллирует как к катастрофизму Ж. Кювье, так и к эволюционизму Ламарка и теории Дарвина, не нашедшей еще <к тому времени> всеобщего признания во Франции (впрочем, Верн уже ранее обращался к эволюционной теории – в романе «Le village aerien/Воздушная деревня», написанном в 1901 году) (…)
«L’Eternel Adam/Вечный Адам» -- пример «антисипасьон», которое в его творчестве, если оставить в стороне «грядущие» устройства и изобретения, можно усмотреть только в «La Journée d’un journaliste américain en 2889/Путешествие американского журналиста в 2889 год» (поскольку «Amiens en l’an 2000/Амьен в 2000 году» -- это не более чем урбанистическая утопическая зарисовка).
Это произведение, впервые опубликованное в 1889 году американским журналом «Forum», характеризуется сходством как представленных идей, так и способа их представления с произведениями Альбера Робиды/Albert Robida, в особенности с его книгой «Le vingtième siècle/XX век», вышедшей в свет в 1883 году. Верн описывает мир далекого будущего, наполненный «чудесами техники», но при всем при этом во многих отношениях идентичный реальному миру автора (подобно XX веку Робиды) (…)
Альбер Робида – прежде всего «специализированный» автор «антисипасьон», в которых он показывает относительно недалекое будущее.
Наряду с «Le vingtième siècle/XX век» к наиболее известным его произведениям относятся «La vie eléctrique/Электрическая жизнь» (1891 – 1892),
а также «A guerre au vingtième siècle/Война в XX веке» (1883) и «L’ingénieuir von Satanas/Инженер фон Сатана» (1919), в которых он поднимает военную тему, к которой, впрочем, часто обращались и другие авторы рассматриваемого периода.
Робиде принадлежит также довольно интересный помысел обращения времени вспять, который он использовал в романе «L’horloge des siècles/Часы веков», изданном в 1902 году.
Он также снискал себе большую популярность как художник, иллюстратор SF-произведений, и как автор так называемых «романов в картинках», которые можно рассматривать в качестве зачаточной формы комикса (…)
Жюль Верн также использовал свои «необыкновенные изобретения» для воздействия на лишь нескольких связанных с ними людей, которые вместе с читателем познают истину (…) Примером такого рода «mervilleux scientifique» может служить роман «Le secret de Wilhelm Storitz/Тайна Вильгельма Шторица», в котором Верн поднимает тему невидимости, сталкивая жителей венгерского городка XVIII века с необычными явлениями, которые легко принять за демонстрацию колдовской силы.
Нечто подобное происходит и в романе «Le Château de Carpathes/Замок в Карпатах» (1892). И в том и в другом произведении развивается также тема любви, вынужденной преодолевать значительные препятствия, а в центре событий стоит женщина, что для Жюля Верна весьма необычно.
Опять же следует заметить, что составленный пани Барбарой список серий далеко не полон. Их было гораздо больше. Например, наряду с серией «VOYAGES EXTRAORDINARIES», существовала серия с похожим названием «VOYAGES EXCENTRIQUES», также посвященная творчеству одного писателя. Только писателем этим был не Жюль Верн, а Поль д’Ивуа/Paul d’Ivoi.
В более поздних выпусках серии «LES ROMANS D’AVENTURES» печатались произведения не только Жана де Ля Ира, но и других писателей. Что интересно, серия с очень похожим названием «LE ROMAN D’AVENTURES» (буквочка разницы) принадлежала издательству "Mericant".
Издательство «Tallandier» наряду с серией «BIBLIOTHÉQUE DES GRANDES AVENTURES» выпускало также серию «GRANDES AVENTURES VOYAGES EXCENTRIQUES».
Здесь надо сказать, что это издательство не скупилось на серии. Вот еще одна его серия -- «A TRAVERS L’UNIVERS ».
И еще две – «LE LIVRE D’AVENTURES» и «LE DISQUE ROUGE».
И еще серия.
Издательство «Fayard» кроме названной имело еще несколько серий, в том числе серию «L’AVENTURE»
И серию «LE LIVRE POPULAIRE»
Ну и, разумеется, даже дополненный список на полноту все еще не претендует.
Среди издательских серий особое место занимала издававшаяся Этцелем с 1867 года серия «VOYAGES EXTRAORDINARIES», поскольку она была целиком посвящена творчеству одного-единственного автора – Жюля Верна/Jules Verne.
Своего рода дополнительной к ней выступала серия того же издателя «ROMAN D’AVENTURES» (1884 – 1885), в которой публиковались в основном произведения Андре Лори/Andre Laurie.
В свою очередь, издательство «Tallandier» на протяжении многих лет публиковала многочисленные произведения SF (…) в серии «BIBLIOTHÉQUE DES GRANDES AVENTURES», причем большинство из этих произведений предварительно печаталось в журнале ”Journal des Voyages”.
Литература SF занимала доминирующее положение в серии «VOYAGES SCIENTIFIQUES EXTRAORDINARIES», печатавшейся издательством «Fayard» в 1892 – 1894 годах, это были главным образом произведения Жоржа Ле Фора/Georges Le Faure.
В этой же серии вышли тома тетралогии «Aventures extraordinaries d’un savant russe/Необыкновенные приключения одного русского ученого», написанной Ле Фором в соавторстве с Анри де Графиньи/Henry de Graffigny.
В 1912 – 1914 годах издательством «Mericant» выпускалась серия «LES RÉCITS MISTERIEUX», в которой, помимо прочих, находились произведения Гюстава Ле Ружа/Gustave Le Rouge, Поля де Ивуа/Paul d’Ivoi, Жака де Кирьеля/Jacques de Quirielle, Жоржа Мейрса/George Meirs и Леона Грока/Leon Groc. (…)
Позже поочередно издавались несколько серий издательства «Ferenczi», первая из которых «LES ROMANS D’AVENTURES» (1921 – 1923) была в основном посвящена творчеству Жана де Ля Ира/Jean de La Hire (…)
Разумеется, названными пани Барбарой журналами их список далеко не исчерпывается. Был, например, еще такой вот журнал, среди авторов которого можно видеть все те же знакомые имена.
И вот такой, тоже охотно печатавший «science fiction».
И такой.
Но были и еще многие-многие другие.
Давайте вновь глянем на журнальные иллюстрации того времени. Например, на такой вот «техно-паро-панк».
И на «из той же оперы».
А это скромные воздушные труженики.
А это тоже воздушные, но отнюдь не скромные, да и тружениками назвать их как-то язык не поворачивается.
И, конечно же, манят и забавляют любимые «затерянные миры».
И милые зверюшки.
И не очень милые… А может, и вовсе даже не зверюшки.
В свою очередь, два журнала издательства «Offenstadt» -- “L’Intrépide”
и “L’Epatant”
опубликовали наряду с другими многочисленные тексты Жозе Мозелли/José Moselli,
причем, однако, наиболее известное произведение этого автора, «La fin d’Illa/Конец (гибель) Иллы», <удивительный пророческий роман о соперничестве двух гигантских городов, приводящем к гибели целого континента,>
было напечатано в 1925 году в журнале «Sciences et Voyages», издававшемся с 1919 года и публиковавшем преимущественно SF.
Среди детских журналов следует назвать еженедельник «La Jeunesse Illustrée», в котором были напечатаны помимо прочих произведения Ж.-А. Рони-старшего/ J.-H. Rosny Aîne, Мориса Леблана/Maurice Leblanc и Мориса Ренара/Maurice Renard.
Поддерживая устанавливающуюся традицию, привожу еще одну подборку журнальной иллюстрации тех лет.