Доктор литературоведения, владелец продюсерской компании, сам финансирующий свои фильмы и мастерски использующий при этом нюансы немецкой налоговой системы. Одно из самых известных имен среди современных немецких кинорежиссёров. Шутка в том, что Уве Болл (Uwe Boll, род. 22 июня 1965)
добился известности благодаря устрашающе низкому уровню своих фильмов -- в основном экранизаций знаменитых компьютерных игр: «Дом мертвых» (“House of Dead”, 2003),
«Один в темноте» (“Alone in the Dark”, 2005),
«Бладрейн» (“BloodRayne”, 2005),
«Postal» (“Postal”, 2007).
а также скандалам, связанным с ним самим (известна история вызова критиковавших его журналистов на... боксерский поединок).
Болл не слишком много знает о режиссуре, способен угробить все хорошие черты компьютерного оригинала (атмосферу, настроение, декорации — обычно все это заменяется динамическим действием и стрельбой), большинство его фильмов потерпели финансовый провал, но он продолжает снимать новые, и его имя знает почти каждый любитель научно-фантастического кино. И это настоящее чудо.
Создавая «Джоуи» (“Joey”, 1985), не очень удачное сочетание кино ужасов и семейного фильма, знал ли Роланд Эммерих (Roland Emmerich, род. 10 ноября 1955), что примерно через дюжину лет он заслужит титул «Мастера катастроф»?
Эммериху всегда нравилось фантастика, он был верен ей большую часть своей карьеры, впрочем, и режиссером стал под влиянием «Звездных войн». До «Джоуи» у него была студенческая выпускная работа -- научно-фантастический фильм «Принцип Ноева ковчега» (“Das Arche Noeh Prinzip”, 1984), который даже пользовался умеренным международным успехом.
а за ним следовали положивший начало карьере Эммериха в Голливуде пастиш на фильмы Спилберга «Голливудский монстр» (“Hollywood Monster”, прокатное название в США "Ghost Chase", 1987) – о привидениях, населяющих старый дом в районе Голливудских холмов,
и боевик «Луна 44» (“Moon 44”, 1990) – о космической колонии преступников.
Несмотря на не лучшие отзывы об обеих кинолентах, Эммерих был приглашен в США известным продюсером Марио Кассаром (помимо прочих «Вспомнить все», «Терминатор 2») для постановки фильма «Изобара», что завершилось… отказом от проекта и постановкой фильма «Универсальный солдат» (“Uniersal Soldier”, 1992) с такими кинозвездами, как Жан-Клод Ван Дамм и Дольф Лундгрен.
Прорыва все еще не было. Прорывной оказалась следующая кинокартина «Звездные врата (“Stargate”, 1984) -- фильма, который был принят без особого восторга, но принес много денег.
Дальнейшая история широко известна: «День независимости» (“Independence Day”, 1996),
«Годзилла» (“Godzilla”, 1998),
«Патриот» (“The Patriot”, 2000),
«Послезавтра» (“The Day After Tomorrow”, 2004),
«2012» (“2012”, 2009)
и, как следствие, 14-е место в списке самых кассовых фильмов, при том, что Эммерих, в принципе, весьма посредственный режиссер (по крайней мере, в плане руководства главными актерами, ведения диалогов и прочих мало значимых для боевика элементов) После съемок «2012» Эммерих заявил, что этим фильмом он уже сказал все, что хотел сказать в фильме-катастрофе. И что он теперь, бедолага, будет делать? Похоже, что... возьмется за "Изобару", которая заявлена на 2011 год.
P.S. Ну вот как бы не так. В 2011 году Эммерих снял не "Изобару", а биографический фильм "Аноним" -- об Эдуарде де Вере, графе Оксфордском, в котором многие критики и литературоведы видят настоящего автора шекспировских пьес, в 2013 -- боевик "Штурм Белого дома",
в 2015 -- фильм "Стоунволл", о так называемых Стоунволлских бунтах, в 2016 -- продолжение "Дня Независимости": фильм "День Независимости. Возвращение",
в 2019 -- исторический фильм "Мидуэй", и в 2022 -- фантастический фильм "Падение Луны".
Все знают Вендерса (Wilhelm Ernst “Wim” Wenders, 14 августа 1945), известного кинорежиссера, фотографа, сценариста и продюсера,
считающегося одним из ведущих деятелей мирового кино, по его кинофильму о берлинских ангелах («Небеса над Берлином» -- “Der Himmel über Berlin”, 1987),
но мало кто знает, что этот режиссёр также имеет на своем счету фильм «Когда наступит конец света» (“Bis ans Ende der Welt”, 1991) — смесь научно-фантастической киноленты и роуд-муви.
Действие фильма происходит в 1999 году. Вскоре на Землю вот-вот упадет спутник, что вызовет сильное заражение огромных территорий нашей планеты и, как следствие, поставит под угрозу существование всей цивилизации. Этот сложный фильм, построенный на взаимоотношениях множества персонажей, человека и техники, не снискал особого признания ни у зрителей, ни у критиков. Так что Вендерс-фантаст до сих пор ассоциируется прежде всего с историей об ангеле, который захотел стать человеком (и о Николасе Кейдже здесь говорить не станем).
ВОЛЬФГАНГ ПЕТЕРСЕН
Вольфганг Петерсен (Wolfgang Petersen, 14 марта 1941 – 12 августа 2022)
начинал с психологических драм («Черное и белое, как дни и ночи» -- “Schwarz und weiß wie Tage und Nächte”, 1978),
прославился благодаря фильму «Подводная лодка» (“Das Boot”, 1981),
подкрепил репутацию экранизацией замечательного романа Михаэля Энде «Бесконечная история» (“Die Unendliche Geschichte” – “The Neverendling Story”, 1984),
а затем весьма удачно экранизировал рассказ Барри Лонгиера «Враг мой» (“Enemy mine”, 1985), не потеряв значительной части гуманистического послания литературного оригинала.
Когда все уже подумали, что вот наконец появился творец, способный соединить солидное фантастическое ремесленное мастерство с мудрым посланием, Петерсена поглотил Голливуд, который и по сей день требует от него триллеры, решив, что человек, который снял замечательный фильм о подводной лодке, отлично разместит своих героев и в другие интерьерах: самолете («Самолет президента» -- «Air Force One», 1997),
Курт Метциг (Kurt Maetzig Lyon, 25 января 1911 – 8 августа 2012) — первый из упомянутой в этом тексте троицы режиссеров, связанных с ГДР-овской киностудией «DEFA», прославившейся в основном фильмами для детей и вестернами с апачами, кричащими «Hande hoch!», но она также стояла за несколькими научно-фантастическими проектами. Одним из них была «Безмолвная звезда» (“Der Schweigende Stern”, 1960), экранизация романа Станислава Лема «Астронавты», созданная совместно с польскими кинематографистами (в «DEFA» часто практиковались совместные постановки с Польшей, СССР и Болгарией).
Метциг, идейный довоенный коммунист, человек, снимавший в 1950-е годы пропагандистские фильмы, вложил в этот фильм (единственный, впрочем, НФ-проект в его карьере) часть своего идеологического пафоса. В результате получилась насыщенная пропагандой социалистическая суперпостановка, в которой, однако, временами веяло духом космического приключения. Несмотря на это, Станиславу Лему фильм Метцига не понравился, и он охарактеризовал его так: «Слава Богу, никто уже об этом фильме не помнит. «Безмолвная звезда» была ужасной халтурой, бессвязным соцреалистическим паштетом». Фильм был куплен для американского рынка, там полностью перемонтирован и выпущен в прокат как продукция класса «В» под названием «Первый космический корабль на Венере» (“First Spaceship on Venus”).
В таком виде он попадает в списки действительно плохих западных фильмов, чего на самом деле не заслуживает. Ибо «Безмолвная звезда» на фоне своей эпохи является вполне удобоваримым кинематографическим продуктом.
ГОТТФРИД КОЛЬДИЦ
Связанный с «DEFA» режиссер Готтфрид Кольдиц (Gottfrid Kolditz, 14 декабря 1922 – 15 июня 1982) прославился в основном своими ГДР-овскими вестернами,
но у него и научно-фантастический задел немалый – целых два фильма. Сначала были "Сигналы – Приключения в космосе” (“Signale – Ein Weltraumabenteure”, 1970)
-- фильм, который должен был стать достоверной записью космического полета, но оказался в меру впечатляющей нудотой (но с нашей красавицей Иреной Карель),
в котором определенные эмоции пробуждаются лишь на последнем этапе операции по спасению поврежденного корабля. Произведение довольно холодно принятое, в отличие от следующего научно-фантастического фильма Кольдица — невероятного «В пыли звезд» (“Im Staub der Sterne”, 1976).
Удивительно, что этот фильм до сих пор не поставили рядом с «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (Rocky Horror Picture Show”) как наилучшую пародию на каноны научной фантастики. Возможно, это связано с тем, о нем слишком мало знают, а может потому, что пародирование здесь довольно-таки непреднамеренное. Сюжет (малосущественный) основывается на экспедиции астронавтов на чужую планету с целью выяснения причин отправки оттуда сигнала SOS. Там он находит туземцев-гедонистов, которые оказываются Зловредными Захватчиками. Их возглавляют люди с прическами «под ГДР-овского футболиста» – грива сзади, усы спереди. Гвардия удивляет своими нарядами – сетчатыми футболками, надетыми на волосатую грудь, и латексными шортами. Главный злодей ходит в халате. Устроенная аборигенами в честь прилетевших астронавтов оргия напоминает ГДР-овскую дискотеку, но фильм также предоставит зрителям кадры обнаженного женского тела во время длительного космического душа. И во всем этом еще и наш Леон Немчик играет роль веселого астронавта. Нет, что ни говорите, это обязательно нужно увидеть!
ГЕРРМАНН ЦШОХЕ
Творец со столь же по-немецки звучащим именем, как и Курт Метциг, в научной фантастике появился лишь в качестве гостя. Геррманн Цшохе (Herrmann Zschoche, род. 25 ноября 1934) — еще один режиссер, связанный со студией «DEFA», для которой в 1960-е годы снимал в основном детские и молодежные фильмы. Однако в 1972 году он покусился на нечто великое — его научно-фантастическая «Эоломея» (“Eolomea”) должна была стать философским кинофильмом в традициях «Космической одиссеи» Кубрика и «Соляриса» Тарковского.
Как можно догадаться по тому, что никто не упоминает эти три названия в одном ряду – его постигла неудача. «Эоломея» с очень удачными (для социалистической киностудии) спецэффектами и красавицей-голландкой Кокс Хаббема в главной роли осталась фильмом безжалостно многословным, плохо смонтированным (многочисленные флэшбеки вносят полный хаос) с псевдопроблемой, когда персонажи проводят 80 минут киносеанса, неспешно беседуя о титульном проекте.
13. Статья польского журналиста Конрада Вонгровского (Konrad Wągrowski) носит название:
НЕМЦЫ в КОСМОСЕ
(Niemcy w kosmosie)
Как вкратце охарактеризовать роль немецких кинодеятелей в создании фантастических фильмов? Благими намерениями?.. В 1920-х годах намечались основные направления. Следующие семь десятилетий были периодом более или менее восхитительных эпизодов. Однако в XXI веке у немецкого кино больше поводов для стыда, чем для славы. Давайте посмотрим на историю немецкой фантастики через призму десяти избранных творцов.
РОБЕРТ ВИНЕ
Имя Роберта Вине (Robert Wiene, 27 апреля 1873 — 17 июля 1938) наверное было бы забыто, если бы не фильм «Кабинет доктора Калигари» (“Das Cabinet des Dr. Caligari”, 1920) — квинтэссенция киноэкспрессионизма, с сегодняшней точки зрения один из самых известных фильмов ужасов всех времен.
В память врезаются прежде всего сложные декорации, представляющие воображение больного ума, но благодаря исследованию немецкого социолога и кинокритика Зигфрида Кракауэра «От Калигари до Гитлера» (Siegfried Kracauer “From Caligari to Hitler”, 1947), в котором выдвигается тезис о том, что фильм Вине был своеобразным предвестием нацизма, «Кабинет» считается символом кино, способным точно отразить душевное состояние общества. Ничего важного Роберт Вине впоследствии не снял, но и любые последующие попытки подражания «Кабинету доктора Калигари» не увенчались успехом и показали, что оригинал уникален.
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ МУРНАУ
Фридрих Вильгельм Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau, 28 декабря 1888 — 11 марта 1931) – одно из величайших имен в истории кино (несмотря на то, что настоящее имя режиссера было Фридрих Вильгельм Плумпе). Выдающийся художник, предшественник различных кинорешений, творец незабываемых произведений.
Для любителей фантастики Мурнау останется прежде всего режиссером двух фильмов ужасов — «Носферату» (“Nosferatu”, 1922) – вольной экранизацией истории о Дракуле, с незабываемой ролью Макса Шрека как вампира,
и экранизацией «Фауста» Гете (“Faust”, 1926). Пробуждение Орлока и тень Мефистофеля над городом — сцены, которые навечно запечатлеваются в памяти.
ФРИЦ ЛАНГ
Фриц Ланг (Fritz Lang, 5 декабря 1890 — 2 августа 1976)— один из важнейших режиссеров первых научно-фантастических фильмов, да, впрочем, и всей кинофантастики.
Создатель «Женщины на Луне» (“Frau im Mond”, 1929),
«Доктора Мабузе» (“Dr. Mabuse, der Spiler”, 1922),
но прежде всего «Метрополиса» (“Metropolis”, 1927), одного из самых влиятельных фильмов в истории.
Ведь из потрясающего видения гигантского города будущего, огромных заводов, проекта и дизайна автоматической Марии черпали и «Звездные войны», и «Бегущий по лезвию бритвы», и «Бэтмен», и «Тёмный город», и «Пятый элемент», и бесчисленное множество других фильмов и комиксов. Жаль только, что Ланг отдал сценарий этого произведения своей жене, Тее фон Харбоу,
в результате чего получилась слезливая и наивная сказка, сюжетное содержание которой сегодня скорее раздражает, чем восхищает.