«Нежданчик» для супергероев, или Титаническое решение проблемы перенаселения
Наконец-то на сцене появляется главная причина всех бед Земли (и не только) за последние годы.
Титан Танос (Бролин) лично берется за воплощение мечты всей своей жизни – охоту за Камнями Бесконечности.
Мстители нынче не в лучшем состоянии. Тор как наседка возится с остатками асгардцев. Капитан Америка и его команда до сих пор вне закона. Тони Старк больше думает о женитьбе, чем о защите человечества. Доктор Стрендж занят своими магическими делами. Стражи Галактики колесят по Вселенной в попытках зашибить бабла. Казалось бы, Таносу нужно всего лишь передавить их по одиночке, и Камни как спелые груши с дерева сами свалятся ему в перчатку.
Впрочем, перед лицом серьезной опасности (а Танос, грозящий уничтожить половину живых существ во вселенной это как раз она), супергероям свойственно объединяться.
Вот только хватит ли этого, чтобы остановить безумного титана?
После первых и вторых «Мстителей», Торов, Стражей Галактики, Пантер, Доктора Стренджа, и нового Человека паука Марвел решил, наконец, впрячь всех этих коней с трепетными ланями в одну упряжку.
Упряжка вышла знатная, почти без слабых осей и колес.
Первым порадовал уровень противника наших супергероев. С такой махиной они еще не встречались. Мало того, что Танос способен в рукопашной без особых проблем, практически не вспотев, навалять Халку. Так вдобавок каждый новоприобретенный камень (на начало картины одним он уже владеет, причем как он его достал мы не узнаем) добавляет ему магических и энергетических «плюшек». Ракеты? Снаряды? Энерголучи? Магия? Какие мелочи! Непонятно лишь, отчего он так долго откладывал личный выход под софиты. Давно бы уже все камушки собрал.
А ведь есть еще и его клевреты, способные доставить кучу проблем фактически каждому одиночному Мстителю! Да и с группой супергероев «переведывающиеся» на равных.
Второй радующий аспект ленты – практически безостановочная движуха, начинающаяся без раскачки с первых кадров. Экшеном картины Марвела славились всегда, но Infinity War выделяется даже на насыщенном марвеловском фоне. Только покончили с условной завязкой, неполный десяток минут посвятили дипломатии и любви как уже на ридну неньку грядут вражеские силы. Только с грехом пополам справились с первыми супостатами, как уже дело переносится к в космос, и герои оказываются разбросаны по всей вселенной. Чуток полюбовались на звезды с планетами и будя, труба зовет. Только вернулись на землю (причем не все), уже пора тщательно прятать всеобщую ахиллесову пяту, отбиваясь от надоедливых черных орденоносцев. Чуток понастальгировали, погоревали и опять в бой. А там уже и глобальное рубилово не за горами. В процессе для любителей выяснения кто сильнее, кит или слон, постановщики даже команду Звездного лорда с ЖЧ и Паучком стравили.
Довольно уместно смотрятся переключения между группами героев, которых, как я уже говорил, раскидало по космосу «мама не горюй». Каждая отдельная команда «наших» занимается своим делом. Кто-то пытается самолично оприходовать главзлеца. Кто-то создает супероружие. Кто-то защищает слабое место системы. Причем, что забавно без малейшего общего плана, исключительно на волне случая. Ну не стратеги они, не стратеги.
Практически каждый из героев получит свой кусочек славы, понятно, кто больше, кто меньше. Вижен (с которым все нянчатся как с писаной торбой) с Ведьмой сыграют одну из лучших эмоционально-романтических сцен всей киновселенной Марвел (причем это не та, которая в конце). Тони Старк как всегда будет старательно тянуть одеяло на себя. Стрендж мудро поснобит. Брюс Бэннер трогательно попереживает о своих внутренних неурядицах с Халком. Гамора вдоволь поиграет в дочки/папеньки. Звездный Лорд окажется чужаком в своих рядах. А Тор – самым главным оружием Мстителей. Кэп, Вдова, Пантера тоже пару-тройку раз ненадолго выскочат на первый план. Вот только куда подевался Соколиный глаз? Даже обычные человеки (точнее вакандцы) внесут свою лепту в битву с зубастыми снусмумриками.
За Динклэджа в образе 20 метрового гнома отдельное спасибо.
И, конечно нужно выделить Таноса, под покрытой шрамами мордой которого скрывается Джош Бролин. Злец действительно получился на редкость удачным. И я сейчас не о его боевых навыках.
У него есть пуская безумная, но мотивация. О перенаселении только ленивый не говорит в наше тяжелое время, а Танос к ленивым не относится. Он развивается, проявляет эмоции, и это не только дьявольский хохот или кривой оскал. Невзирая на то, что этот идейный маньяк ни в грош не ставит миллиарды жизней разумных, у него есть чувства, привязанности и даже любимые существа. Для комиксоидных злодеев это большой шаг вперед. А поскольку он все-таки антагонист, причем «двинутый» и волевой, этими самыми привязанностями он способен пожертвовать.
Плюс такой финал для комикса (если это не Нолан) практически натуральный прорыв. Понятно, что финал промежуточный, и во второй серии всем сестрам раздадут по серьгам и большинству смертей «сделают монтаж» (интересно каким именно способом, опять камень времени, или все же альтернативные реальности?). Но до того времени еще год, и на все это время зрители Infinity War так и останутся изрядно ошарашенными этим финалом.
Теперь о том, что не понравилось.
Юморок к сильным сторонам «Avengers: Infinity War» аж никак не отнесешь. На одну удачную шутку приходится одна корявая на уровне средней школы.
А уж по-детски ведут себя герои, это просто праздник какой-то! Здоровые 30,40-летние мужики, состоявшиеся, признанные, обласканные славой, обсыпанные деньгами и почитанием, петушатся друг перед другом на уровне ПТУ-шников первого года обучения. Чей бицепс больше, рельеф рельефистее, кто из капитанов капитанистее, чей снобизм махровее, и чье безразмерное эго безразмернее. Господа сценаристы, ну глаза же режет, когнитивный диссонанс бедного зрителя накрывает! Я понимаю еще такие разговоры среди слабознакомых людей после первого литра на лицо, но они же все трезвые!
Да и концепция защиты единиц, гибель которых может спасти миллионы, выглядит несколько спорной. Разве что этот подход завязан на будущую вторую часть, и будет там всячески обоснован (типа «жизнь каждого бесценна», особенно если у нас есть всесильные Камни бесконечности).
Ну а манера оставлять поверженного врага в живых это, похоже, вечная комиксовая беда. Причем когда этим страдают «хорошие» еще можно где-то понять ход их мыслей. Но когда таким альтруизмом занимаются антагонисты, это уже за гранью добра и зла.
И что все-таки случилось с Камнем времени? Почему не был использован вариант «Я пришел договориться», неужто во всех миллионах случаев это ни к чему не приводило?
Эрго. Апогей апофеоза киновселенной Марвела, квинтэссенция массового супергеройского кино, которая останется таковой минимум на год. А могла бы гораздо на дольше, но кто отважится резать курицу, миллиардами несущую золотые яйца?
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Дон Чидл, Бенедикт Камбербэтч, Том Холланд (II), Чэдвик Боузмэн, Зои Салдана
Маленькая девочка Джейн слишком рано познакомилась с волшебством. Не с тем, о котором читаешь в сказках. А с настоящим Верхним миром. Миром эльфов, гномов, троллей и драконов. Вот только драконов собирают на заводах, гномы делают революцию, а эльфы до того высокомерны, что считают всех полными ничтожествами.
Джейн, похищенному человеческому ребенку, в этом мире довелось непросто. И даже то, что с ней заговорил самый настоящий дракон, также стремящийся освободиться, не особо облегчило ей жизнь.
Дракон жаждал крови, и относился к Джейн, как к инструменту.
Да и бесследного исчезновение такого ценного и опасного существа, как боевой дракон, никто из вышестоящих этого мира не допустит.
А значит, Джейн ждет еще масса проблем.
Майкл Суэнвик, один из основателей (вместе с Б. Стерлингом и У. Гибсоном) киберпанка, начинал как сотрудник американского Информбюро Центра по исследованию солнечной энергии. С 1980-го Майкл ушел в писательство, пробуя свои силы в короткой форме. Небезуспешно. Пара его работ номинировались на престижные премии.
Первый опыт Суэнвика в жанре романа «В зоне выброса», появился на свет в 1985-м, и был развитием и дополнением его же рассказа «Поцелуй Муммера». С тех пор на его счету семь романов и десяток повестей.
Одной из лучших работ Майкла считается наша сегодняшняя героиня — «Дочь железного дракона» (1993), по словам автора написанная в жанре «твердого» фэнтези.
И шо вам сказать: насчет «твердой», а точнее, будем честными, «грязновато-темной» фентези, автор ни капельки не соврал. Да и без панковских мотивов не обошлось.
Очень неприглядной вышла у Суэнвика Волшебная страна. Необычной, но очень мрачной. А точнее до одури похожей на наш мир. Буквально один в один. Да сперва в глаза бросаются драконостроительные заводы, металлические жеребцы, магия имен и знакомые из сказок названия, типа гномов или троллей. Но если отбросить всю эту мишуру, четко видно здешний верхний мир буквально скопирован с нашего родного нижнего. Причем за редкими исключениями взяты далеко не лучшие моменты людского общества.
Социальное неравенство, попытки борьбы с угнетением, высокомерие «элиты» по отношению к низшим, стадный инстинкт толпы, ее привязанность к низменным развлечениям типа наркоты или беспорядочного секса, жестокость, закостенелость, нежелание развития, беспощадный русский бунт, невозможность выбраться из сословного болота, обреченность и боязнь перед ликом неизведанного, необоснованное богоборчество, стремление к саморазрушению и апокалиптические мотивы.
Ход мысли автора понятен, ошарашить читателя картиной ТАКОЙ страны фэйри, и через это кривоватое зеркало попытаться достучаться до подсознания. Заставить ужаснуться, и изменить что-нибудь к лучшему в себе.
Тоже метод, не спорю, но чернухи в фантастике, как по мне, уже явный перебор. Ну не фанат я антиутопий.
При всем этом в оригинальности здешнему Авалону отказать никто не посмеет.
Ведь даже кроме пресловутых механических драконов со скверным характером, он заполнен огромным количеством как бы волшебных существ. Вроде как знакомых по названиям, но изрядно отличающихся по наполнению от привычного. Декадансная эльфийская элита, с ее патрицианскими замашками. Гномы, среди которых ширится подполье по борьбе с эльфократией. Тролли, работающие управляющими среднего звена. Гопники-вурдалаки. Самые маленькие разумные — шестиногие мерионы, далекие потомки карликовых эльфов. Химеры. Горгульи. Мавки. Грифоны. Попрыгунчики. Дергунцы. Картофельницы. Свинолюди. Шишиги. Переменщики. Черти. Лесовицы.
Фух! И это я еще далеко не всех вспомнил.
А построена здешняя индустриальная цивилизация на трех китах — алхимии, метафизике и некромантии. Плюс к этому каждый из разумных имеет настоящее имя, зная которое можно серьезно влиять на субъект. А ведь есть еще непознаваемые намерения Богини (единственной и неповторимой). И серьезные исследования первовещества и четырех главных элементов. И эзотерической, а также экзотерической алхимии. И…
В общем, за работу над Волшебной страной Суэнвику однозначный респект.
Вторым бесспорным достоинством романа является протагонистка. За шестьсот с небольшим страниц Майкл нарисует нам целую девичью жизнь, от коротких штанишек до вполне взрослого возраста. Расскажет историю взросления, обретения себя, ошибок и достижений, любви и ненависти, встреч и потерь, сексуальных эскапад и научной работы. Параллельно более глубоко знакомя нас с разнообразными частями страны фэйри, от цехов завода до высшего света.
К завершению романа Джейн становится фактически членом твоей семьи. Не всегда адекватным, местами надоедливым, но все равно до боли родным.
В принципе видно, за что роман Суэнвик был обласкан за рубежом. Оригинальность и антуражность работы Майкла сложно не отметить.
Так же понятно, почему не получилось с первой попытки завоевать постсоюзный рынок. Вокруг и так грязи море, утонуть можно, а тут предлагают фантастику, с тем же, что на улицах. Да и к антиутопиям у нас относятся настороженно. По старой памяти.
Эрго. Мрачный, грязноватый, а долгое время и вовсе безнадежный роман (хоть финал не слил, и то хлеб) с антиутопичными мотивами, крайне оригинальной Волшебной страной и качественным протагонистом.
Одна из немногих классических вещей, у которой очень мало шансов уютно разместится на моей виртуальной книжной полке.
Любителям позитивной фантастики браться не советую, поберегите нервы.
Специалист по приматам Дэвис Окойи (Джонсон) больше любил животных, чем людей. Было за что. Звери непосредственны, честны и неспособны на подлость. А таких подлостей в погоне за наживой, которые совершают гомо сапиенс, не сотворил ни один зверь. Вот и Клэр Виден (Акерман) — владелица большой корпорации, стремясь сорвать огромный куш, несколько заигралась с генетическими модификациями.
И теперь Чикаго и его жителям угрожает незавидная доля быть сметенным с лица земли если не плодами «творчества» Клэр, то военными, стремящимися их остановить.
Дэвис, конечно, больше любил животных, чем людей, но оставить на произвол судьбы тысячи ни в чем не повинных горожан не мог. Тем более что в деле оказался напрямую замешан один из его питомцев – белая горилла по имени Джордж. Горилла, после общения с мутагеном способная заставить обзавидоваться самого Кинг-Конга. И Дордж не единственная зверушка, познакомившаяся с этим коварным веществом.
Дуэйн Джонсон, некогда рестлер, а нынче вполне успешный голливудский актер, пробовал свои силы во многих жанрах. Как экшен-икона, в различных боевиках. В комедиях, благо чувство юмора и самоирония у него в наличии. В фантастике. Но в последние годы «Скале» пришлись по душе фильмы катастроф. Rampage как раз из этого ряда (а следом спешит «Небоскреб» — также представитель этого разрушительного жанра). Фильмы-катастрофы почти никогда не могут похвастаться сюжетом, да и смотрят их, будем честными, не из-за сценарных изысков. Зритель ходит на них, чтобы насладиться видом разрушающегося привычного мира и утолить свои деструктивные инстинкты. А уж если кроме разваливающихся городов, в картине есть еще какая-нибудь фишка, и вовсе хорошо. «Рэмпейдж» в этом отношении классическое дитя поджанра.
Разрушения имеются? А как же! Чикаго не поздоровилось. Полгорода раскатали по бревнышку, пардон по кирпичику. С чувством, с толком, с расстановкой. Небоскребы рушатся, люди бегают, пыль столбом. Все как в лучших домах.
Но даже это не главное, главное кто именно занимался уничтожением родины Дрездена и Аль Капоне.
Не пришельцы, не демоны их соседних измерений, и даже не злобные корейцы. А братья наши меньшие, благодаря людской жадности ставшие очень даже большими.
Смотрится красиво. И если Джорджа, спасибо Кинг-Конгу, мы уже видели не раз, то остальные зверушки откровенно порадовали. Летающий (!) и прыгучий девятиметровый волк. И огромадная махина, выросшая из скромной амфибии. Тока что ж вы ей в пасть-то не стреляли, когда она ее раззевала (а делала она это частенько).
Натуральный аттракцион, переполненный разрушением и гигантоманией.
Фильм основан на одноимённой серии аркадных игр.
Но есть в Rampage и созидательные элементы. Основной из них это главный герой. Джонсон тут полностью на своем месте. Трогательная забота о Джордже. Мужское покровительство слабым и «бодание» с сильными. Уверенность и харизма. Альтруизм и полная выкладка в экшен-сценах. Легкие юморные нотки. И редкий случай, когда Дуэйн не является самым крупным объектом в кадре. Что само по себе достойно занесения в анналы.
Также надо заметить, что Дуэйн составляет поразительно гармоничную экранную пару с Джорджем. Они даже в чем-то похожи. Большие. Опасные. Непосредственные. И со спорным чувством юмора. Диалоги Окойи с гориллой хороши.
Да и старый ковбой Рассел (Дин Морган) каши не портит. Что неудивительно, Дин Морган весьма мощный лицедей.
Юмор присутствует, правда в довольно умеренных дозах. В Rampage можно даже некий идейный посыл разобрать. Например, «Не играйтесь в бога, а если уж играетесь, не заигрывайтесь. А то плохо закончите». Хотя опять же снимают «катастрофы» не для размышлений над моралью картины.
Но все же как Гарри Дрезден допустил такую неприятность с родным городом? Непорядок!
Эрго. Незамутненный аттракцион разрушения с милыми зверушками, глупыми вояками и уместным «Скалой».
Режиссер: Брэд Пейтон
В ролях: Дуэйн Джонсон, Джеффри Дин Морган, Малин Акерман, Джо Манганьелло, Марли Шелтон, Уилл Юн Ли, Наоми Харрис, Джек Куэйд, Джейк Лэси, Бриэнн Хилл
P. S. По поводу действий американских военных как то даже ругаться не хочется. Ну не угодили они чем-то постановщикам. U.S. Armed Forces тут отважные, жертвенные, и до одури тупые. Про ракеты, предназначенные пробивать многослойную танковую броню, и кумулятивные боеприпасы они, например, напрочь позабыли, сражаясь с супостатами исключительно пулевыми стволами малого и большого калибра. Смелые парни, однозначно. Или это армейское командование естественный отбор в своих рядах устроило?
Пока на Лиферанской возвышенности гремело сражение, решающее судьбу Востока (и не только), в остальном мире жизнь отнюдь не замерла.
Альтсин, всеми силами пытающийся избавиться от божественного присутствия, оказывается на далеком острове, где обитает сеехийская ведьма, которая ему кое-что задолжала.
Продолжаются извилистый Путь и непонятные поиски безумной Канайонесс и Керу'вельна, некогда известного как Йатех — ее Носящего Мечи,.
А в безжалостной пустыне Деана Д'Кллеан, у которой никогда не было брата по имени Йатех, не в силах ужиться с некоторыми соплеменниками, отправляется в далекое паломничество. Паломничество, подарившее ей весьма неожиданную встречу и забросившее ее в очень далекие места.
Большинство из них пока не догадывается, что стали лишь пешками в игре с невообразимо высокими ставками. Игре самих Богов.
После «Севера – Юга» , «Востока – Запада» и «Неба цвета стали» пришло время четвертой части одного из лучших современных эпических фентезийных циклов. Если первые два тома, состоящие из отдельных повестей, знакомили нас с игровой доской и расставляли на ней фигуры, то «Небо» и «Память», начали потихоньку сводить героев разбросанных по всей карте, воедино. «Небо» занималось персонажами Севера и Востока. «Память», что логично, посвящена протагонистам Юга и Запада. Помимо героев, о которых мы поговорим позднее, четвертый том «Меекхана» покоится на трех китах. Два из них это новые локации. Остров Амонерия. Княжество Белый Коноверин. Третий – приобретающие все больший размах игры Бессмертных. О богах из этого тома мы узнаем в десятки раз больше, чем из предыдущих.
По пунктам.
Амонерия — родина сеехийских племен, не знающих извинений и слов благодарности. Вспомните любой пример из земной истории о постоянной межплеменной вражде. Североамериканские или южноамериканские индейцы. Древняя Европа. Западная или Восточная. Ниппон. Да что угодно. И умножьте его на сто. Тогда вы получите слабое представление о жизни на этом милом острове. Острове непрекращающейся войны, где вооружены не только все поголовно мужчины, но и женщины с детьми. Острове, населенном армией, в любой момент готовой к сражению. С самою собой.
Любое слово или кривой взгляд вызывают межплеменную резню или кровную, родовую месть. Каждый неверный жест может стать оскорблением чести, за которое придется отвечать головой не только тебе, но и всему твоему роду. И это не говоря о поистине смертельной вражде меж племенами Севера и Юга, разделенными рекой. Да, и еще у них на острове огромное количество природных богатств.
Как так, спросите вы, ведь такое общество может существовать, лишь если у него нет организованного и сильного врага. Или этот враг еще не успел добраться до своей цели. Если эти племена не сольются в единое государство – пиши пропало. Стоит появиться конкистадорам, протестантским переселенцам, варягам или еще какому черту в ступе, этому конфликтному и разъединенному обществу вскоре придет конец. Время, которое на это потребуется, может различаться, исход практически всегда предрешен. В цикле Вегнера таких врагов вагон и маленькая тележка. Но оказывается, у сеехийцев есть козырь в рукаве. Их местный божок. И Одно Дыхание – Камелуури.
А ведь есть еще город Каман, единственное на острове место, где дозволено селиться иноземцам. Город ставший квинтэссенцией стремления обогащения, торговой лихорадки, позволяющей за несколько лет либо оказаться на коне, либо пропасть в его трущобах. Весьма сочно описанный населенный пункт.
Вторая ножка табурета, поддерживающая «Песнь» — дальний Юг и Белый Коноверин, стоящий на плечах рабов. Княжество, которым правят те, в ком сильна кровь авендери Владыки Огня Агара. Древнее княжество в котором бурлят, процветают и пахнут самые изысканные интриги. Где «на коне» Наследник Огня, жрецы Агара, торговцы, представители Великой Библиотеки, а также Родов Войны. И, конечно, слоны (пардон за невольный каламбур). Княжество, сочетающее в себе ярчайший религиозный фанатизм, макиавеллевские приемы в политике, повсеместное, кондовое рабство и средневековые особенности в отношениях. Княжество, где Божество настолько близко к верующим, насколько это возможно в эпоху, когда Бессмертные удалились от людского мира.
Да, в нем угадываются черты древней Индии. Некоторые моменты поданы чересчур нарочито, но, в общем, эта локация, как и остров Амонерия, вышли у автора вполне удачными.
Третья – все четче проступаемая в цикле линия игрищ Бессмертных. Боги уже не лезут в разборки самостоятельно (как это было во время приснопамятных Войн), а по хорошей национальной традиции играют руками смертных, устроив из мира гигантские шахматы. Правила которых, благодаря Богине Судьбы, периодически допускают некоторые вольности. Что добавляет игре прелести, а блюду остроты. Пешками (или все же фигурами?) в этих шахматах становятся некоторые хорошо знакомые нам персонажи. И не забываем про неведомый фактор (суть которого мы узнаем лишь в финале), немало беспокоящий даже Бессмертных.
Персонажи также на уровне. Продолжается развитие образов, идущее порой по неожиданному маршруту. На героев обрушивается изрядное количество проблем, часть из которых тянутся из прошлого, а часть формируются по ходу действия. Плюс благодаря протагонистам мы глубже и ближе знакомимся изнутри с новыми локациями.
По прежнему упрямого Альтсина заносит на Амонерию, именно его глазами мы видим быт сеехийцев. И даже их божество. Судьба бывшего вора ждет неординарная.
Деана оказывается на противоположном конце света в Коноверине. И становится одной из основных героинь четвертого тома. Также через нее мы узнаем массу подробностей жизни иссарам.
Йатех, в котором остается все меньше от иссара, вместе с Канайонесс носится по всему миру (в реальности Вегнера оказывается, возможно построение порталов!) по уши увязнув в забавах Бессмертных. Керу'вельн демонстрирует нам одно из мощнейших развитий образов во всем цикле.
Появляются и новые довольно интересные промежуточные персонажи. Например, тот же Лавенерес. Или Княжеский отравитель Сухи.
В общем, «Память всех слов» хороша не только локациями, но и людьми. Ждем продолжения.
Эрго. Качественное продолжение отличного цикла, расширяющее границы мира, знакомящее нас с новыми местами. Радующее отличным развитием героев Юга-Востока и стратегической линией, связанной с Бессмертными.
«Все ясно, как Божий день, как говорил Гомер, который был слеп, но неплохо…» слышал
Недалекое и неприветливое будущее. Нашу цивилизацию постигла некая зубастая неприятность. В виде слепых и стремительных чудовищ, ориентирующихся на слух. Большинство царей природы, не готовых к такому сюрпризу, отправились к праотцам, и лишь в отдаленных сельских районах выживают остатки некогда могущественной расы.
Посчастливилось уцелеть в частности Эвелин (Блант) и Ли (Красински) Эбботтам – фермерам, обитающим в пасторальном месте, окруженном кукурузными полями. А также их отпрыскам. Глухой от рождения Риган (Симмондс), средненькому Маркусу (Джуп) и младшему Бо (Вудворд).
Семья кое-как приспособилась к новым условиям, но все далеко не безоблачно. Дети есть дети и неспособны все время соблюдать звукомаскировку. А тут еще у Эвелин вскоре должен появиться четвертый ребенок. А уж насколько громким может быть новорожденный, объяснять не нужно никому. Включая даже загадочных монстров. У которых, в свою очередь, вполне может обнаружиться слабое место.
Этот ужастик, снятый с пятью актерами, фактически на одной ферме, за смешные для западной киноиндустрии 17 миллионов долларов, внезапно громыхнул подобно праздничному фейерверку. 330 миллионов сборов, место во всех топах фильмов ужасов, снятых за последние десятилетие минимум. Стало любопытственно.
Вещь оказалась действительно интересной. В первую очередь надо упомянуть то, что и дало название ленте – ее величество Тишину. Большую часть картины Она с нами. Стоит за спиной, заглядывает через плечо, лукаво щурится из зарослей кукурузы. Фактически полфильма мы, за редчайшим исключением, не слышим ни единого звука. Уже после первых 10 минут понимаешь, что любой громкий шум здесь означает смерть. Дальше ощущение лишь усиливается. С нагнетанием тревоги и напряжения, постановщики справились на все сто процентов. Атмосфера у фильма вышла шикарной. Гнетущей. Параноидальной. Молчаливо-смертельной. Это при том, что долгое время, по хорошей национальной традиции, чудовищ мы практически не видим. Мелькнувший силуэт. Часть лапы или хвоста. Смертоносные когти.
И Тишина.
Благо, члены семьи Эбботт, из-за недуга старшей, отлично владеют языком глухонемых и могут общаться жестами.
Хотя особо общаться им, по большому счету, не о чем. Идет нормальная, с учетом обстоятельств, сельская жизнь. Жена хлопочет по хозяйству: постирать, приготовить. Муж с сыном рыбачат и добывают прочие необходимые вещи (пардон, мистер Лиланд Гонт). Параллельно идет учеба отпрысков и подготовка к рождению ребенка. Только уборкой никто не занимается — шумно, и новорожденному готовят не совсем обычную детскую комнату.
Да еще некоторые нюансы говорят о том, что не все в порядке. Напрочь позабыта обувь, и все перемещения происходят исключительно босиком (что они зимой собираются делать, да по хрустящему снегу?). В доме выделены безопасные, нескрипучие половицы. Посыпаются песком тропинки, по которым передвигаются домашние, ведь ни шелест листьев, ни треск ветки под ногой аж никак не нужен никому из Эбботтов.
В общем, о некоторых особенностях быта постапокалиптической семьи создатели «Места» подумали. Правда далеко не обо всех, например, всерьез поиграть в кротов и зарыться в землю, глушащую шумы, герои почему-то не захотели. Да и звукоизоляция газетами выглядит несколько наивно.
А вот семейная драма удалась. Дочь, активно переживающая из-за своей оплошности с игрушкой для младшего, и возможного изменения отношения отца к ней. Жутко трусящий, но отыскивающий в себе каплю смелости средний сынок. Мужественно пытающийся все разрулить папаша. Каждый образ имеет свою фишку, и время, чтобы поделиться ей со зрителем. Актеры стараются, и после десятка минут привыкания к их молчаливой игре, мелкие косяки уже не замечаешь.
А мать в исполнении Эмили Блант и вовсе стала актерским украшением картины. Эмоционально Эмили отработала практически идеально. Столько сильных чувств, показанных в одном фильме – показанных натурально, естественно, с полной выкладкой, увидишь далеко не каждый день.
А теперь Маша, о грустном. О чудовищах. Точнее об их ТТХ.
-Особого разума они не проявили. Значит — животные. И как, скажите на милость, животные, пускай суперскоростные и способные проламывать железные стены, смогли поголовно уничтожить людскую цивилизацию? Господа постановщики, вы в курсе, что пуля все равно летит быстрее? А пулям, как мы, выяснили, им противопоставить нечего. Да и ловлю на живца никто не отменял.
— При настолько чутком слухе, у них должна была начаться непрекращающаяся мигрень уже к середине первого дня. Вы представляете, сколько в природе шумов? А в городе? К концу первого дня вторжения наши чудища уже должны были взмолиться о берушах.
Есть правда вариант, что суперслух они включают периодически, а не пользуются им все время. Но тогда не понятно, как они отслеживают любой шум в округе. Вахты по 10 минут?
-Как они на такой скорости не втыкаются в каждое второе дерево, не считая каждого первого, вопрос не ко мне. Наверное, деревья шумят по-особенному – дорогоуказывающе.
-Человек при жизнедеятельности производит огромное количество звуков (не говоря уже про состояние сна). Даже если всеми силами старается их не производить. И среди них всенепременно пару-тройку-десяток раз на день будут резкие и громкие. Избежать этого абсолютно нереально. Если ты не ниндзя какой с суперреакцией. И почему монстрики банально не слышат людское дыхание? Да и стук сердца для этих ушек вполне доступен.
-Финальную сцену оставим на совести постановщиков. Но посомневаемся. Нам показали реакцию одного конкретного вида устройств? Или так реагируют все девайсы, попавшие под воздействие «чуткого уха»? Если все, то судьба антагонистов незавидна. Уж чего-чего а различных девайсов у нас хватает. И неужто никто в то время, 470 дней назад, не заметил эту их милую особенность? Верится слабо.
-К действиям героев также хватает вопросов. По вводным этого мира им не нужно бегать, как подстреленные, заслышав чудище, а наоборот замирать, ожидая пока супостат отправиться по своим делам. Наши же протагонисты периодически устраивают массу бестолковых телодвижений. Да и с зачатием четвертого дитяти Эбботтам можно было вполне повременить. До лучших времен.
Но на самом деле, на эти несуразности можно вполне не обращать внимания, ведь во время просмотра они особо в глаза не бросаются. Мы все прекрасно понимаем, что такое кинематографическая условность. И если остальные аспекты картины, такие как атмосфера и актера хороши, к логическим дырам даже придираться сильно не хочется. А в «A Quiet Place» с остальными аспектами все в полном порядке.
Эрго. Весьма атмосферный и чертовски напряженный триллер (до ужастика по количеству крови не дотягивает), способный порадовать зрителя мощным саспенсом, нетривиальной идеей и качественными актерскими работами.
Режиссер: Джон Красински
В ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Ноа Джуп, Милли Симмондс, Леон Рассом, Кейд Вудворд, Дорис МакКарти