Паранойя – forever, хакеры — must die, или Нелогичное будущее от первого лица
Будущее. Отныне на улицах нет полицейских дронов и камер слежения. А зачем, если камера установлена в глазах каждого человека? Вся без исключения информация о жизни граждан находится на серверах, и доступна правоохранительным органам в реальном времени. Казалось бы рай на земле, долгожданная безопасность в ее наивысшей форме. Преступники вычисляются «на раз», стоит лишь просмотреть видеозапись «из глаз» потерпевшего, подозреваемого, или свидетелей с места преступления.
Однако с одним конкретным убийством система дала сбой. Явно постарался какой-то продвинутый хакер. А в тот же день детектив Сол Фриленд (Оуэн) столкнулся на улице с девушкой (Сайфред), не имеющей никаких идентификационных данных. Совпадение? Или Сол видел человека причастного к душегубству?
Еще один не очень дорогой фантастический проект? Конечно смотреть, тем более после весьма приятного глазу «Апгрейда».
Однако, к сожалению, Anon не поддержал знатный почин предшественника. Картина вышла качественной с визуальной точки зрения, но просто провальной со сценарной.
Сперва о приятном.
-Отличный, оригинальный и весьма привлекательный способ съемки. Большую часть времени мы видим происходящее глазами кого-либо из персонажей. Причем точки зрения регулярно и постоянно меняются, создавая нестандартную картину повышенного погружения в реальность фильма. Не забывает оператор и об обычном способе съемки, оставляя зрителю хоть что-то привычное его глазу. Единственной претензией к виду «из глаз» является странная реакция жертв на приближающегося злодея. Чего ж вы по сторонам то глазками шарите? Вы ж пистолет явно видите, а в такой ситуации оторвать от ствола глаз не сможет практически никто. Не говоря уже о том, чтобы попробовать как-то отреагировать на приближающуюся смерть. А такое, судя по тому, что нам показывают, вполне возможно.
-Атмосфера и стилистика картины. Люди-роботы, практически не реагирующие на реальность и окружающих, полностью погруженные в виртуальный мир. Серые тона, серые цвета, серые здания. Мрачновато-депрессивное царство серости. Стильно.
В общем, если смотреть Аннон без звука и не обращать особого внимания на сюжетные перипетии, можно посчитать фильм удавшимся.
Но стоит вслушаться и всмотреться в происходящее, это ощущение мгновенно улетучивается. Диалоги слабые и натужные, действие чересчур плавное и неторопливое. Объяснения хоть каким-то техническим моментам этого мира отсутствуют как класс. Плюс такое впечатление, что фильм делали параноики, причем параноики абсолютно не дружащие с логикой и не умеющие внятно рассказывать историю. Допустим – девица – параноик, злодей – параноик, копы – параноики, комиссар — параноик с профдеформацией. Нехай. Бывает. Допустим – героиня принципиально шляется по улицам не обеспечив себя фальшивой личностью и бросая вызов любому встреченному служителю закона. Допустим – при том, что, по словам полицейских, «шифровщиков» полно, неведомая девица внезапно воспринимается комиссаром как угроза нацбезопасности. Допустим – злодей начинает заниматься вовсе нетипичным для него, как специалиста в абсолютно другой области делом — душегубством. Но почему постановщики не удосужились хоть как-то объяснить основной сюжетообразующий момент? С какого перепугу вообще начались убийства? Ведь без них на загадочную девицу, скорее всего попросту не обратили бы внимания – сбой системы и все. Соответственно мы смотрим историю, которая покоится на абсолютно бредовой и нелогичной предпосылке.
Не говоря уже о том, что технологии, позволяющие КАЖДОМУ внедрить имплант, подключенный напрямую к зрительным нервам жутко дороги, и могут возникнуть лишь в отдаленном будущем. А на экране наша современная реальность, дополненная той самой системой слежения. А такое невозможно в принципе.
Дальше. Что мы вообще видим на экране?
Депрессивный реальный мир и богатейшую виртуальную деятельность.
Отлично работающую систему, стоящую на страже безопасности населения и обеспечивающую высочайший уровень раскрываемости преступлений. Ты законопослушный гражданин? Тогда тебе нечего опасаться. Система страшна не сама по себе, а человеческим фактором, способным использовать ее возможности в своих корыстных интересах. В Anon этот аспект не раскрыт вовсе.
Копов с человеческим лицом (за исключением профдеформированного комиссара), способных даже войти в положение правонарушителей (см. горничную).
И есть лишь одна настоящая угроза этой идиллии. Беспринципные и полностью аморальные хакеры, способные на что угодно. Нарушать закон, отмазывая убийц («смотря кого он убил»). Портить жизнь невинным людям, фальсифицировать улики и подводить сограждан под монастырь. Подвергать опасности всех вокруг, навязывая своим объектам иллюзорную реальность, в которой они могут создать аварийную ситуацию, задавить или пристрелить кого ненароком.
Выходит главным идеологическим итогом фильма становится искренняя ненависть зрителя не к бездушной Системе, а к гадким и мерзким хакерам. Не знаю, что имел в виду Эндрю Никол, создавая данное произведение (кроме возможности похвастаться интересным способом съемки), но это то, что мы выносим из его работы.
По актерам. Персонаж Аманда Сайфред не проработан, кроме паранойи и точеной фигурки ничем не запоминается.
А вот Клайв Оуэн понравился. Полицейский, получающий искреннее удовольствие от работы. Наблюдательный, ироничный, уверенный, человечный. На общем безэмоциональном фоне Сол выглядит настоящим лучиком света в темном царстве. У него есть эмоции, интересные реакции на происходящее, герой добр и привлекателен. Причем Клайв не переигрывает, наоборот лишь намечая переживания своего персонажа, чего хватает с лихвой. Разве что без жутко штампированной линии пьянства из-за потери ребенка можно было бы обойтись.
Эрго. Визуалка на уровне, сценаристов на мыло. Очень жаль, к такому интересному способу съемки можно было бы придумать на порядок более вменяемую и привлекательную историю.
Режиссер: Эндрю Никкол
В ролях: Клайв Оуэн, Аманда Сайфред, Колм Фиор, Соня Уолгер, Марк О’Брайэн, Джо Пинг, Иддо Голдберг, Себастьян Пижотт, Рэйчел Робертс (I), Этан Таварес
Веселенькие приключения авантюрного сэра или Колдунство идет на смену крестьянской лошадке/
Зачарованный Союз
Магия не ушла из нашего мира. Именно она становится основой процветания Англо-испанского Союза. Мощнейшей надгосударственной структуры властвующей над землей.
Он возник еще в далеком 1575 году, когда сочетались браком монархи Владычицы морей и Фурии роха. Елизавета І и Филипп ІІ.
Прошло почти полтысячи лет, а над всем земным шаром по-прежнему парит романтический дух Великих географических открытий.
Ну, не то чтобы совсем романтический. А скорее до мозга костей прагматичный.
Ведь любой капитан Королевского Объединенного Флота, получивший Путевые Грамоты, также получает позволение в свое удовольствие грабить новооткрытые земли.
А неоткрытых земель, не смотря на 2010 год на дворе, еще выше крыши.
Африка практически не исследована, а о существовании Австралии и вовсе никто не имел ни малейшего представления.
До прошлого года.
Когда из дальнего плавания возвратился сэр Руперт Триумф – отважный мореплаватель и авантюрист.
Сэр Руперт, который почему то не захотел получить почитающиеся ему почести и передать новые земли в ведение Короны. А всячески стал оттягивать этот сладостный для любого британца миг.
Сэр Руперт, который становится костью в горле участникам опаснейшего заговора.
Заговора, во весь голос подтверждающего то, о чем давно уже шептались по углам.
С Чарами что-то не в порядке.
Идея нашего мира, бодро шагающего по магическому пути, пришла к Дэну Абнетту, широко известному автору романов по вселенной Warhammer, еще в 1989-м. Сперва писатель видел эту историю в рамках комикса. Но затем решил создавать полноценный роман. Каковой и появился на свет в 2009 году.
В результате мы получили классический случай неоправданных ожиданий.
Идея действительно хороша. Магия, заменившая научный прогресс. Церковь, моментально прибравшая чары к своим рукам. Перманентно длящиеся уже 500 лет Великие открытия (похоже, вместе с магией в этот мир вступила тяжелая форма географического кретинизма: 500 лет открывать Австралию!). Противоречия между частями Союза. Коварный заговор с использованием волшебства.
Но все эти весьма напряженные перипетии не особо воспринимаются всерьез. В первую очередь потому, что Дэн перебрал с юмором.
Ирония во вроде как серьезной фантастике, конечно же, имеет право на существование, но только если в результате происходящее не превращается в балаган.
Абнетт, к счастью, до такого не дошел, но пару раз опасно балансировал на грани. Без проблем прерывая напряженную погоню или драку стебовой сценкой (а то и не одной). Возможно для любителей юмористичной литературы это и было бы плюсом, но я к таковым аж никак не отношусь.
И посему меня это просто сбивало с настроя.
Что забавно, описательные главы, также щедро сдобренные иронией, почти не вызывали неприятия.
Тем более, что стиль и язык у Абнетта вкусный, подробный до мелочей, и буквально рисует перед читателем картину альтернативного Лондона 2010 года.
А вот персонажи идеальными отнюдь не являются. Главный герой великолепно умеет делать глупости, и по пьяни влипать в большие неприятности. А вот какой либо глубиной образ Руперт аж никак похвастаться не может. Авантюрист-алкоголик с большим сердцем.
Остальные под стать протагонисту. Совсем уж картонными не назовешь, но и до лучших образцов, как от Британии до Австралии на весельном баркасе.
Стоит также отметить, что мир Триумфа пока раскрыт не до конца. Нам почти не показали действия чар, не познакомили ни с военной машиной союза ни с его испанской частью. Также мы не увидим ни свежеоткрытой Австралии, ни тайн церкви, ни дворцовых интриг.
Возможно эти моменты будут показаны в продолжении цикла, но лично для меня они так и останутся тайной.
Поскольку последующие части (которых на сегодня попросту еще не существует) читать абсолютно не тянет.
Эрго. Книга, радующая идеей и «кинематографичным» стилем, подпорченная чрезмерным, чересчур настырным юмором, сбивающим восприятие мира, и не идеальными персонажами.
Спать пора, и не вздумай со мною ты спорить, Почему ты не спишь? Спи, тебе говорят, или Театральное безумие
Бьянка Агилар (Кватрокки) с детства увлекалась актерской игрой. И считала что достойна самых сложных ролей и зрительского восторга. Однако «не так сталося, як гадалося». Работа в средненьком театре, отец страдающий психическим заболеванием.
Именно поэтому когда широко известная в узких кругах режиссер и драматург Альма (Руэда) пригласила ее поучаствовать в экспериментальной постановке, Бьянка сомневалась недолго.
Хотя посомневаться стоило. Новаторский спектакль, который будет проходить в стенах заброшенной психлечебницы. Всего пяток дней до премьеры. И главное – никакого сна все это время. Что, по мнению Альмы, помогает актерам лучше вжиться в роль и прочувствовать персонажа.
Бьянка берется за дело и вскоре понимает, что дело нечисто. И в стенах лечебницы кроме пятерых актеров есть еще что-то.
Оказывается европейские/южноамериканские кинематографисты снимают не только недорогие, но жутко занимательные триллеры типа «Девушки в тумане», «В конце туннеля» или «Невидимого гостя/Несчастного случая». Отдают они должное и хоррору.
Ужастиков про заброшенные, полные кровавых тайн дома существует многие сотни. Зарисовок о бессоннице и ее влиянии на человека тоже хватает. Отчего бы не впрячь обе эти темы в одну упряжку? Подумали уругвайско-аргентинско-испанские постановщики. И немедля совершили.
Вышло небезынтересно, но затянуто, местами глуповато и бюджетно.
Что постановщикам удалось – так это атмосфера. Впрочем, оно и неудивительно. Засуньте пять человек в здоровое здание, выключите свет и поддайте газку шумами и тенями. Сложно будет снять неатмосферно. Пустынные коридоры, небольшие комнатки, сквозняки, порывы ветра, скрип половиц, «бу» из-за угла. Весь набор для погружения в психоделические будни «погорелого театра».
Плюс добавляет в блюдо остроты по щепотке раскрывающаяся правда о происходящем в психбольничке. Сперва открытие об авторстве пьесы. Затем первое знакомство, недоверие, ощущение опасности, приятие, попытки изменить происходящее.
А чтоб мало не показалось постановщики активно педалируют тему с бессонницей и измененным состоянием человека, который долго не спит. Тонкие миры, лимб, отключение сознания, галлюцинации. Все прелести за раз.
Соответственно мы долгое время не понимаем на самом деле происходит то, что нам показывают, или просто героиню жестко накрыло «глюками».
Также порадовал финал, когда создатели ленты несколько раз меняют реальность, словно карты тасуя жанры ужастика, триллера о семейных отношениях, театральной драмы о режиссере, не церемонясь вытягивающем из артистов все грани их таланта.
Актеры оставили двойственное впечатление. Фактически на первых ролях тут ровно две женщины, остальные подтанцовка того или иного класса.
Аргентинка Эва Кватрокки и ее Бьянка. Красивая девушка ничего не скажешь. А вот как актрисе ей явно есть над чем работать. Нет, она вполне натурально удивляется, пугается, сомневается. Но все это блекнет на уровне ее партнерши.
Испанки Белен Руэды (триллеро-детектив «Тело», о нем напишу позднее). Эта дама откровенно хороша. Феми фаталь – властная, уверенная, самодуристая, напористая, изрядно двинутая. Кстати единственная, не имеющая прямой связи ни с кем.
Теперь что не понравилось.
-Действия пациентов. Понятно, что законы жанра обязывают, и что там творится внутри, никто не знает. Но чего ты ее пугаешь??? Тебе чево надобно? А для этого она должна оставаться в здании.
-Слишком раздутый хронометраж. Ну не нужно в ужастике больше полутора часов. Максимум с хвостиком. Не тот это жанр, чтобы снимать двухчасовые полотна.
-Скатывание в банальщину после экватора картины. То, что подавалось как исследование психики человека, потихоньку превратилось в банальный хоррор с некоторыми экивоками в сторону первоначальной задумки. Если б не финальные минут 10 было бы совсем печально.
-Изрядное увлечение «бу» во второй половине начало навевать скуку. Вы ж вроде пытались выбраться за рамки стандартного хоррора и даже местами получалось, а тут нате вам! Косяком пошли скримеры и прочие шаблонные пугательные приемы. Не вытянули малехо ребята, скисли.
Эрго. В принципе ценителям жанра можно посмотреть. Задумка была неплоха, но до конца постановщики не справились. Перебор предсказуемых, шаблонных ходов из типичного арсенала ужастиков и нелогичных действий. А вот за финальную трехходовку многое можно простить (разве что последняя сцена как на меня откровенно лишняя, ну куда дальше? Все гештальты уже завершены). Как и за работу Белен Руэды.
Режиссер: Густаво Эрнандес
В ролях: Белен Руэда, Эва Кватрокки, Наталия де Молина, Герман Палашиос, Эухения Тобаль, Хуан Мануэль Гилера, Сюзана Орнос, Мария Альфонса Россо
Недалекое будущее. В результате аварии и странного ограбления механик Грей Трейс (Маршалл-Грин) оказывается полностью парализован. Плюс ко всему во время ограбления гибнет его жена.
Казалось бы, у парня, который не может двигаться, абсолютный ноль шансов найти убийц. Если бы не предложение мизантропического компьютерного гения Эрона (Гилбертсон). Который вживляет в тело Грея новейший компьютерный чип — Стем, способный подарить Трейсу возможность ходить.
Однако оказывается, что Стем не просто банальная технология помощи инвалидам, а нечто гораздо большее. И теперь у Грея появляется возможность отыскать убийц своей супруги.
Но что если все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд?
Не очень дорогие фантастические проекты периодически дарят нам весьма качественное кино, любопытное сценарно и небезынтересное с идейной точки зрения. Вспомним хотя бы «Из машины» или «Электрические сны Филиппа К Дика». Австралийский (!) Upgrade как раз из этой оперы. При бюджете в 3-5-10 лимонов (точнее не известно) постановщики обеспечили нас вменяемыми картинками грядущего (пускай и в небольшом количестве), совмещающего полицейские дроны с их почти всеобъемлющей картиной видеонаблюдения, вживленные чипы практически у каждого человека, машины под полным управлением компьютера. С барами, полными мрачных маргиналов, где запрещены телефоны и прочие гаджеты, преступниками, удаляющих эти самые чипы, и ностальгическими механиками, не признающими прогресса. При том, что бюджетность постановки очевидна – парочка тюнингованых тачек, навороченные импланты, контактные линзы, прочие биотехнологии, и несколько киберпанковских панорам в стиле «Бегущего по лезвию» и «Призрака в доспехах» — пожалуй, все высокотехнологичные кадры в фильме, в будущее, предложенное создателями картины легко веришь. Наверное, потому что многое из показанного мы прямо сейчас видим на улицах, а остальное легко можно дорисовать в воображении (повсеместная полицейская система слежения, суперпродвинутые автопилоты в машинах, компьютеры, по полной программе используемые в умных домах и медицинских целях).
Но главными козырями «Апгрейда» стали отнюдь не красоты, дорисованные компьютерными умельцами на фоне зеленого экрана. Лента берет другим.
-Интересными сценарными оборотами. И если некоторые из них вполне предсказуемы на определенных этапах просмотра, то финальный твист вышел у постановщиков на твердую «пятерку». Хотя определенные вопросы к логике событий все равно остаются. Например, а если бы хакер не успел? Искать новую куклу? Но даже при этих нюансах «нежданчик» вышел знатный.
-Боевкой. Настолько нестандартных экшен-сцен и хореографических этюдов я уже давненько не видал. Плюс и оператор во время их съемок явно поигрался от души, помогая зрителю еще глубже погрузиться в пространство ленты.
-Актерской работой. Фактически тут один персонаж, на котором держится весь фильм. Собственно Грей Трейс в исполнении Логана Маршалл-Грина. Это не очень известный лицедей выдал в «Апгрейде» пару-тройку очень неплохих сцен. Отчаяние. Безысходность. Ошеломление. Недоверие. Ошарашенность. Неприятие. Яркие реакции на происходящее с ним. Механические движения и прочие игры с пластикой тела. Весьма неплохо. И в остальное время каши не испортил.
-Жесткой атмосферой. В откровенный трэш лента не скатывается, но изрядным количеством натуралистичных сцен, показывающих, что игра идет всерьез, нас обеспечит.
-Идейной подоплекой. Пускай не сверхоригинальной – Скайнет подтвердит, но всегда актуальной в наше безоглядно играющееся с не до конца проверенными технологиями время.
Эрго. Интересная научно-фантастическая зарисовка, не радующая нас большим количеством компьютерной графики, но предъявляющая другие, довольно сильные козыри – качественный сценарий с «нежданчиками», оригинальные боевые сцены, неплохую актерскую работу Маршалл-Грина и идейное наполнение.
Режиссер: Ли Уоннелл
В ролях: Логан Маршалл-Грин, Ричард Анастасиос, Роско Кэмпбелл, Ричард Коуторн, Линда Кроппер, Стив Даниелсен, Майкл М. Фостер, Бетти Гэбриел, Рена Галлахер, Харрисон Гилбертсон
Старое доброе приключение, или Юность контрабандиста
Молодой Хан (Эйренрайк) с планеты Кореллия очень хотел выбраться из этого негостеприимного мира. Кто же знал что для этого придется оставить в клоаке Кореллии любовь всей жизни Ки’ру (Кларк) и даже поступить в имперскую летную академию.
Со службой империи, правда, не сложилось, и Хана закружила солдатская доля, а затем пучина криминала. Но мечту стать капитаном собственного корабля и вернутся за Ки’рой Соло не оставил.
Вот только для осуществления этой грезы нужны немалые деньги и Хан охотно ввязывается в авантюру с похищением супертоплива коаксиума. Однако все идет не по плану, и теперь Хан, его новый друг Чубакка и матерый авантюрист Тобиас Беккет (Харрельсон) должны лидеру мощного преступного синдиката Драйдену Восу (Беттани) как земля колхозу. А значит, команде придется максимально напрячь свои серые клеточки и приложить массу усилий, чтобы остаться в живых. А может и выйти из ситуации с наваром.
Звездные войны, перекупленные Диснеем, не сбавляют напора на зрителя. Кроме основной новой линии, связанной с джедаями постановщики запустили ряд ретроспективных фильмов, не связанных напрямую с извечной борьбой темной и светлой стороны силы. Первая попытка, ставшая классической военной драмой «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» собрала законный миллиард и была хорошо воспринята массами. Со второй, посвященной молодости одного из главных героев основной трилогии, получилось сложнее. Смена режиссера, пересъемки. Никогда еще свеженькие Star Wars не собирали столь скромную кассу. При 250 лимонах бюджета неполные 400 сборов. Это не полный провал, но похвастаться нечем. Что же произошло? Обвиняли слабый маркетинг и неудачное время премьеры. Или неужто народ (шепотом) устал от Звездных войн? Ведь как приключение в старом добром стиле Solo не вызывает практически никаких вопросов.
С картинкой все в порядке. Трущобы Кореллии. Ледяные просторы планеты – хранилища коаксиума. Декаданс яхты Драйдена. Шахта на Кесселе. Шикарный Мальстрем и его обитатели. Огромное разнообразие рас и видов разумных существ, среди которых встречаются весьма любопытные.
Динамика также на высоте, причем фактически с самых первых минут. Масса погонь, начиная с Кореллии. Тяжелые будни имперской пехоты. Встреча с Чубаккой. Хитрый план похищения топлива и его до чертиков напряженное воплощение. Столкновение с мародерами. Революционный визит на рудники. Громкое (может даже чересчур) ограбление шахты. Дуга Кесселя и крышесрывный полет сквозь Мальстрем. Разборки с Драйденом. Передышек между экшен-сценами у зрителя немного.
И, конечно, мы увидим, как появляются все непременные атрибуты Хана Соло – бластер, кубики, Чубакка и Сокол.
Даже актеры показали себя гораздо лучше, чем ожидалось после некоторых разгромных рецензий.
Особенно беспокоил Олден Эйренрайк, вроде как выбранный из 3000 кандидатов (опять кстати 28-летний мужик играет 22-летнего парня, реальной молодежи пробиться на большой экран, похоже, нереально). Говорили, что как актеру ему, мягко говоря, есть к чему стремиться. Да, Олден чуток деревянный и слабо похож на Форда, но как самодостаточный персонаж абсолютно на своем месте. Нагловатый, развязный, самовлюбленный, наивный, с большим сердцем: классический герой «приключения» в стиле Индианы Джонса. Да, харизмой до Харрисона не дотягивает, но все же Соло в самом начале пути, у мальчика еще все впереди. Так что дайте ему шанс, Эйренрайк аж никак не пропащий лицедей.
Да и Мать драконов Эмилия Кларк, не сильно блиставшая талантом в том же «Терминаторе: Генезис» в Solo весьма хороша и убедительна. Похоже, актерским мастерством перед картиной плотно занялся не только Эйренрайк.
Что уж говорить о монстрах типа Вуди Харрельсона с его ироничным, уставшим, но полным неожиданностей Беккетом.
Или Пола Беттани, порой до дрожи пугающего в образе шизофренически опасного Драйдена.
Или Тэнди Ньютон с ее щемяще-любящей Вэл.
Плюс по хорошей старварской традиции нам подарили шикарный образ дроида. L3-37 – это пять! Столь бунтарской железной дамы мир ЗВ, наверное, еще не видывал. А какой накал страстей. А походка. А пластика. А речи. Блеск!
Музыка вдобавок перекликается с классическими Войнами и Индианой. В общем, как не крути настоящие Star Wars.
Чего ж вам еще надо то харцизяки?
Понятно, что диалоги местами откровенно хромают. И громкого, патетичного текста о Liberté, Égalité, Fraternité в фильме как-то уж слишком многовато. А космоса, наоборот, маловато. Да и перестрелки смотрятся чересчур смешно-нелепо, когда героические герои с голым пузом по полчаса перестреливаются из бластеров с врагами, выходя из боя без единой царапины (пардон, мы даже увидали одно ранение – правд герой был не очень-то положительный). Но что поделать, жанр ЗВ обязывает.
Эрго. Качественное, хотя и не идеальное «StarWars-кое» приключение с отличной картинкой, лихой динамикой, завораживающим Мальстремом и вменяемыми актерскими работами. Что не понравилось массовому зрителю, одной Силе известно.
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Олден Эйренрайк, Йонас Суотамо, Вуди Харрельсон, Эмилия Кларк, Дональд Гловер, Тэнди Ньютон, Фиби Уоллер-Бридж, Пол Беттани, Джон Фавро, Линда Хант