Недалекое будущее. В результате аварии и странного ограбления механик Грей Трейс (Маршалл-Грин) оказывается полностью парализован. Плюс ко всему во время ограбления гибнет его жена.
Казалось бы, у парня, который не может двигаться, абсолютный ноль шансов найти убийц. Если бы не предложение мизантропического компьютерного гения Эрона (Гилбертсон). Который вживляет в тело Грея новейший компьютерный чип — Стем, способный подарить Трейсу возможность ходить.
Однако оказывается, что Стем не просто банальная технология помощи инвалидам, а нечто гораздо большее. И теперь у Грея появляется возможность отыскать убийц своей супруги.
Но что если все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд?
Не очень дорогие фантастические проекты периодически дарят нам весьма качественное кино, любопытное сценарно и небезынтересное с идейной точки зрения. Вспомним хотя бы «Из машины» или «Электрические сны Филиппа К Дика». Австралийский (!) Upgrade как раз из этой оперы. При бюджете в 3-5-10 лимонов (точнее не известно) постановщики обеспечили нас вменяемыми картинками грядущего (пускай и в небольшом количестве), совмещающего полицейские дроны с их почти всеобъемлющей картиной видеонаблюдения, вживленные чипы практически у каждого человека, машины под полным управлением компьютера. С барами, полными мрачных маргиналов, где запрещены телефоны и прочие гаджеты, преступниками, удаляющих эти самые чипы, и ностальгическими механиками, не признающими прогресса. При том, что бюджетность постановки очевидна – парочка тюнингованых тачек, навороченные импланты, контактные линзы, прочие биотехнологии, и несколько киберпанковских панорам в стиле «Бегущего по лезвию» и «Призрака в доспехах» — пожалуй, все высокотехнологичные кадры в фильме, в будущее, предложенное создателями картины легко веришь. Наверное, потому что многое из показанного мы прямо сейчас видим на улицах, а остальное легко можно дорисовать в воображении (повсеместная полицейская система слежения, суперпродвинутые автопилоты в машинах, компьютеры, по полной программе используемые в умных домах и медицинских целях).
Но главными козырями «Апгрейда» стали отнюдь не красоты, дорисованные компьютерными умельцами на фоне зеленого экрана. Лента берет другим.
-Интересными сценарными оборотами. И если некоторые из них вполне предсказуемы на определенных этапах просмотра, то финальный твист вышел у постановщиков на твердую «пятерку». Хотя определенные вопросы к логике событий все равно остаются. Например, а если бы хакер не успел? Искать новую куклу? Но даже при этих нюансах «нежданчик» вышел знатный.
-Боевкой. Настолько нестандартных экшен-сцен и хореографических этюдов я уже давненько не видал. Плюс и оператор во время их съемок явно поигрался от души, помогая зрителю еще глубже погрузиться в пространство ленты.
-Актерской работой. Фактически тут один персонаж, на котором держится весь фильм. Собственно Грей Трейс в исполнении Логана Маршалл-Грина. Это не очень известный лицедей выдал в «Апгрейде» пару-тройку очень неплохих сцен. Отчаяние. Безысходность. Ошеломление. Недоверие. Ошарашенность. Неприятие. Яркие реакции на происходящее с ним. Механические движения и прочие игры с пластикой тела. Весьма неплохо. И в остальное время каши не испортил.
-Жесткой атмосферой. В откровенный трэш лента не скатывается, но изрядным количеством натуралистичных сцен, показывающих, что игра идет всерьез, нас обеспечит.
-Идейной подоплекой. Пускай не сверхоригинальной – Скайнет подтвердит, но всегда актуальной в наше безоглядно играющееся с не до конца проверенными технологиями время.
Эрго. Интересная научно-фантастическая зарисовка, не радующая нас большим количеством компьютерной графики, но предъявляющая другие, довольно сильные козыри – качественный сценарий с «нежданчиками», оригинальные боевые сцены, неплохую актерскую работу Маршалл-Грина и идейное наполнение.
Режиссер: Ли Уоннелл
В ролях: Логан Маршалл-Грин, Ричард Анастасиос, Роско Кэмпбелл, Ричард Коуторн, Линда Кроппер, Стив Даниелсен, Майкл М. Фостер, Бетти Гэбриел, Рена Галлахер, Харрисон Гилбертсон
Старое доброе приключение, или Юность контрабандиста
Молодой Хан (Эйренрайк) с планеты Кореллия очень хотел выбраться из этого негостеприимного мира. Кто же знал что для этого придется оставить в клоаке Кореллии любовь всей жизни Ки’ру (Кларк) и даже поступить в имперскую летную академию.
Со службой империи, правда, не сложилось, и Хана закружила солдатская доля, а затем пучина криминала. Но мечту стать капитаном собственного корабля и вернутся за Ки’рой Соло не оставил.
Вот только для осуществления этой грезы нужны немалые деньги и Хан охотно ввязывается в авантюру с похищением супертоплива коаксиума. Однако все идет не по плану, и теперь Хан, его новый друг Чубакка и матерый авантюрист Тобиас Беккет (Харрельсон) должны лидеру мощного преступного синдиката Драйдену Восу (Беттани) как земля колхозу. А значит, команде придется максимально напрячь свои серые клеточки и приложить массу усилий, чтобы остаться в живых. А может и выйти из ситуации с наваром.
Звездные войны, перекупленные Диснеем, не сбавляют напора на зрителя. Кроме основной новой линии, связанной с джедаями постановщики запустили ряд ретроспективных фильмов, не связанных напрямую с извечной борьбой темной и светлой стороны силы. Первая попытка, ставшая классической военной драмой «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» собрала законный миллиард и была хорошо воспринята массами. Со второй, посвященной молодости одного из главных героев основной трилогии, получилось сложнее. Смена режиссера, пересъемки. Никогда еще свеженькие Star Wars не собирали столь скромную кассу. При 250 лимонах бюджета неполные 400 сборов. Это не полный провал, но похвастаться нечем. Что же произошло? Обвиняли слабый маркетинг и неудачное время премьеры. Или неужто народ (шепотом) устал от Звездных войн? Ведь как приключение в старом добром стиле Solo не вызывает практически никаких вопросов.
С картинкой все в порядке. Трущобы Кореллии. Ледяные просторы планеты – хранилища коаксиума. Декаданс яхты Драйдена. Шахта на Кесселе. Шикарный Мальстрем и его обитатели. Огромное разнообразие рас и видов разумных существ, среди которых встречаются весьма любопытные.
Динамика также на высоте, причем фактически с самых первых минут. Масса погонь, начиная с Кореллии. Тяжелые будни имперской пехоты. Встреча с Чубаккой. Хитрый план похищения топлива и его до чертиков напряженное воплощение. Столкновение с мародерами. Революционный визит на рудники. Громкое (может даже чересчур) ограбление шахты. Дуга Кесселя и крышесрывный полет сквозь Мальстрем. Разборки с Драйденом. Передышек между экшен-сценами у зрителя немного.
И, конечно, мы увидим, как появляются все непременные атрибуты Хана Соло – бластер, кубики, Чубакка и Сокол.
Даже актеры показали себя гораздо лучше, чем ожидалось после некоторых разгромных рецензий.
Особенно беспокоил Олден Эйренрайк, вроде как выбранный из 3000 кандидатов (опять кстати 28-летний мужик играет 22-летнего парня, реальной молодежи пробиться на большой экран, похоже, нереально). Говорили, что как актеру ему, мягко говоря, есть к чему стремиться. Да, Олден чуток деревянный и слабо похож на Форда, но как самодостаточный персонаж абсолютно на своем месте. Нагловатый, развязный, самовлюбленный, наивный, с большим сердцем: классический герой «приключения» в стиле Индианы Джонса. Да, харизмой до Харрисона не дотягивает, но все же Соло в самом начале пути, у мальчика еще все впереди. Так что дайте ему шанс, Эйренрайк аж никак не пропащий лицедей.
Да и Мать драконов Эмилия Кларк, не сильно блиставшая талантом в том же «Терминаторе: Генезис» в Solo весьма хороша и убедительна. Похоже, актерским мастерством перед картиной плотно занялся не только Эйренрайк.
Что уж говорить о монстрах типа Вуди Харрельсона с его ироничным, уставшим, но полным неожиданностей Беккетом.
Или Пола Беттани, порой до дрожи пугающего в образе шизофренически опасного Драйдена.
Или Тэнди Ньютон с ее щемяще-любящей Вэл.
Плюс по хорошей старварской традиции нам подарили шикарный образ дроида. L3-37 – это пять! Столь бунтарской железной дамы мир ЗВ, наверное, еще не видывал. А какой накал страстей. А походка. А пластика. А речи. Блеск!
Музыка вдобавок перекликается с классическими Войнами и Индианой. В общем, как не крути настоящие Star Wars.
Чего ж вам еще надо то харцизяки?
Понятно, что диалоги местами откровенно хромают. И громкого, патетичного текста о Liberté, Égalité, Fraternité в фильме как-то уж слишком многовато. А космоса, наоборот, маловато. Да и перестрелки смотрятся чересчур смешно-нелепо, когда героические герои с голым пузом по полчаса перестреливаются из бластеров с врагами, выходя из боя без единой царапины (пардон, мы даже увидали одно ранение – правд герой был не очень-то положительный). Но что поделать, жанр ЗВ обязывает.
Эрго. Качественное, хотя и не идеальное «StarWars-кое» приключение с отличной картинкой, лихой динамикой, завораживающим Мальстремом и вменяемыми актерскими работами. Что не понравилось массовому зрителю, одной Силе известно.
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Олден Эйренрайк, Йонас Суотамо, Вуди Харрельсон, Эмилия Кларк, Дональд Гловер, Тэнди Ньютон, Фиби Уоллер-Бридж, Пол Беттани, Джон Фавро, Линда Хант
Застольные беседы о вечном, или Четыре мушкетера против Апокалипсиса
Максим Михайлов — сотрудник Организации, вершащей судьбы мира, вылетая во Францию по приглашению барона Анри, не знал темы совещания, на которое его пригласили.
Оказалось тема не из обыденных. Человечеству грозит апокалипсис, и на этот раз все всерьез. Что конкретно произойдет пока неизвестно, но решение, похоже, принято на самом Верху. Однако пассивно ожидать своей участи не в правилах членов Организации, да и людей вообще, поэтому с ситуацией поручено разобраться оперативной группе из четырех магов, которая может привлекать к решению задачи любую необходимую помощь.
Осталось лишь выяснить, куда направить всю мощь лучших колдунов Земли, чтобы спасти гомо сапиенс от самой страшной участи.
Вечные философские вопросы рано или поздно начинают заботить любого думающего человека. Кто-то идет за ответами к религии. Кто-то к науке. Кто-то к эзотерическим практикам. А кто-то пишет книги, где делится с читателем своей интерпретацией вопросов и видением ответов. Как, к примеру, Михаил Харит. Причем роман у автора вышел на удивление нескучным и ироничным.
Эдакий коктейль из Эко, Стругацких, Булгакова, Пелевина, щедро сдобренный мистическими учениями, философскими размышлениями, библейскими аллюзиями и прямыми цитатами из Вечной книги. А также отлично прописанными персонажами и доброй порцией иронии.
Персонажи стали одной из самых сильных сторон романа. Все четыре ведущих героя проработаны «от» и «до», и располагают шикарным шлейфом роли. Мы приобщимся к жизням героев с самого их детства. Переживем с ними многие ключевые моменты судьбы. Узнаем, как формировались их характеры. Как они дошли до жизни такой, и попали в оперативную группу, спасающую человечество. Увидим их духовные метания, процесс становления как эзотериков и экстрасенсов. На нас вывалят их маленькие тайны, детские подлости, подростковые томления и взрослые решения. Далеко не каждого из этой четверки вы захотите иметь среди друзей. Но уж точно никого не пожелаете видеть среди врагов. Причем каждый из этих героев показывает нам один из вариантов Пути. Везунчик и наследственный маг Максим. Ведьма и богиня Ольга. Воин и убийца Вадим. «Видящая» София. Через каждого из героев Харит показывает разные подходы к рассматриваемым вопросам. Такое разнообразие протагонистов позволяет ему поиграться с вариантами мистических идей, выдать нам любопытную компиляцию «духовных» теорий.
Многое в «Рыбарях» строится на размышлениях протагонистов, описании их внутреннего мира, на сюжетах из прошлого. Эпизоды из былого играют гигантскую роль в повествовании, подбрасывая новую информацию, доказывая или ставя под сомнение мысли автора, его философские концепции. На фоне этих историй, каждая из которых вполне достойна отдельного романа, основная линия книги даже несколько теряется. Тем более что современность подается неспешно и размеренно, небольшими кусочками, постоянно перемежаясь отступлениями и пространными флеш-беками. Да, бесспорно, динамика несколько страдает. Плюс финал выглядит бледновато. Изрядную часть читателей такая структура романа может отпугнуть, но история читается гармонично и завораживающе.
Помогает восприятию мира книги юмор на грани сарказма, который автор щедро рассыпает по своему тексту. Орден 6-й заповеди. Будни РАЯ и АДА. Забавные ситуации, с которыми сталкиваются герои. Описание совещания у барона. Жесткий «стеб» на современный мир, и приятная ирония в адрес людских отношений. Изрядно разгружает атмосферу.
И талант Харита к описанию заморских стран. Он будто телепортирует нас из Таиланда в Египет, из Франции в Шотландию, из Израиля в Грецию. Раскрывая перед читателем красоты и злачные места этих стран. Очень красочно и объемно.
Не знаю, побывал ли автор в каждом из описываемых регионов (в большинстве из них однозначно «да»), но если нет – это повышает его оценку за природоведение еще на несколько баллов.
Но все эти приятные аспекты «Рыбарей» лишь аперитив перед главным блюдом. Философским наполнением книги. Харит затрагивает у себя в романе огромное количество «вечных» тем и вопросов. Он говорит с нами о смерти и бессмертии. Науке, молитве и эзотерических практиках. Человеке и высших силах. Демонах и ангелах. Неизбежных вопросах к Создателю. Конце света и закономерности развития цивилизации. Социуме и отдельном человеке. Вариантах посмертия. Взрослении и детских ошибках. Проблемах перенаселения, экологии и способах их решения. Тайных организациях и спецслужбах. О том, что такое тело, душа и разум. О болезнях, сексе и любви. Творчестве и литературных героях. Энергетике и магии. Строении, структуре мира и его обустройстве. О несчастных и счастливых, о добре и зле... И, конечно, о Боге.
А о многом не просто говорит, но и воочию показывает. Плюс эти темы Харит переплетает в самых неожиданных комбинациях, и обыгрывает в разнообразных кризисных ситуациях.
Также одной из основных идей, которой Михаил делится с читателем, стала концепция: «Наши мысли творят мироздание», благих намерений и правильной формулировки желаемых запросов к высшим силам. Причем если тот же Фрай убрал своего Вершителя от греха подальше в другой мир — далекое Эхо, то Харит бесстрашно рассматривает ситуацию, при которой они действуют на нашей родной Земле.
Да, концентрация авторских мыслей и философских концепций в романе зашкаливает. С одной стороны это хорошо. Именно такого ударного вала, выжимки из многих и многих теорий, порой не хватает для стимуляции обленившегося мозга. С другой — у упомянутого уже Макса Фрая, работающего на том же поле, разные идеи и концепции, которыми он делится с читателем, доносятся до нас на протяжении не одного десятка томов. И позволяют досконально рассмотреть со всех сторон каждую из них, а не пронестись галопом по Европам. Впрочем, оба подхода имеют право на жизнь.
Роман, несмотря на проблемы с динамикой развития сюжета, оставляет весьма приятное впечатление. В общем, напоминая уютный разговор по душам за «полтитрой» и хорошей закуской с симпатичным тебе и неглупым человеком. Далеко не со всем будешь с ходу соглашаться, многое видишь по-другому, но побеседовать, и выслушать аргументированную точку зрения это абсолютно не мешает.
Никаких открытий, прорывов и откровений «Рыбари и виноградари» читателю не несут. Подавляющее большинство тем и страшных тайн, поднятых в романе, были обговорены, обсуждены и описаны, начиная, пожалуй, со времен Древней Греции и Средних веков.
Но у Харита получилось стать для читателя не просто очередным пророком, гуру и «вещателем», а именно хорошим приятелем, в разговоре с которым, чем черт не шутит, может и истина родиться.
Эрго. Приятный и атмосферный роман с шикарно прописанными персонажами, отличным описанием далеких стран и обильным философским наполнением. Приглашающий побеседовать, подумать и поспорить вместе с автором, которому явно небезразлично все то, что он описывает.
P. S. Но есть по поводу «Рыбарей» и другое мнение. От Катерины – человека, который много и пристально думал и рассматривал те же вопросы, что и Харит. Только книг не писал.
Далее прямая речь:
Михаил Харит «Рыбари и виноградари». Компилятивная компиляция, недокомпилированная компиляторами, или с миру по нитке голому рубашка. Шиворот навыворот, задом наперёд.
Приятный – вряд ли.
Атмосферный – точно.
Шикарно прописаны персонажи – меньше восторга, но да.
Отлично описаны далекие страны – согласна.
Обильное философское наполнение — нужно заняться пренепременно.
Начнём.
Имена героев;
Максим – от римского, Maximus – Величайший.
Вадим – от славянского вадить – Спорщик, сеятель смуты.
Ольга – от скандинавского Helga – Святая, священная, роковая.
София – от греческого σοφία – Мудрость.
Барон Анри – от древненемецкого Heinrch – Властелин двора
Баронесса Селин – от греческого Σελήνη — Луна
Случайно?
Дальше, больше. Нагромождение идей. Всё в котёл; религию (Ислам, Христианство, Иудаизм… до чего дотянулся), эзотерику, мистику, социологию, политологию, психологию.
Нет, не плохо, но:
— «Адам и Ева могли жить вечно, если бы не съели запретное яблоко. И знаешь, что они приобрели взамен? Стыд».
Печальная история о том, как ребята осуществили свое право на свободу воли. Бог сказал, не есть яблоко? Предупредил, помрете? Предупредил. Приполз змей, предложил сожрать немытый фрукт и стать как боги.
Кого послушали? Из всего спектра познания добра и зла, ума хватило только в листья смоковницы завернуться и устыдиться. Стыд как таковой изобретение человеков. Считается самодостаточным деянием, придуман специально для того чтобы ни чего не делать, ответственности не нести и как выходить из создавшегося положения не думать. Не думать – это вообще любимое занятие людей. Пусть Бог думает, он всезнающий и т.д. Без вопросов, он придумал. Нате вам землю с растениями, животными и прочими благами, плодитесь и размножайтесь. Снова здорова, Каину помешал Авель, да так сильно, что…. Еще один прекрасный пример осуществления права на свободу воли. Свобода воли нам дарована Богом, только, похоже, мы с этим не согласны, иначе, зачем с утра до вечера из года в год из тысячелетия в тысячелетие заниматься отбиранием этой самой свободы у ближнего своего?
У автора во всех проблемах человечества виноваты высшие силы и Господь лично.
— «Хочу сделать всех людей счастливыми».
— «Умный человек часто ощущает внутреннее беспокойство… нужна система образования, которая выпускала бы тупую посредственность».
Далее речь идет о подмене понятий, манипуляции сознанием. И если вы думаете, что автор имеет в виду политику кучки, «бедных, злых людей», обладающих властью, ресурсами, финансами, закоснелым мышлением и мировоззрением «скот должен стоять в стойле» нет и еще раз нет.
— «Бог креативный, но бессердечный».
— «Я бы хотел улучшить экологию планеты».
— «Коррупция. Налоги увеличиваются. Остаются только подконтрольные правительству корпорации». (Очень интересная мысль, свежая, а мы — то думали…).
Далее вся эта карусель с разорением мелких предприятий и торможением прогресса приводит к улучшению экологии.
Автор идеи? Правильно Он, уже узнаете почерк?
Вот такая дребедень на протяжении всего текста.
Отношение автора, а соответственно и его героев, к высшим силам напоминает возмущение полных барышень по поводу рекламной компании Victoria's Secret, выпускающей купальники. На фото спортивные подтянутые девушки в красивых купальниках. Недовольство особей женского пола с особенностями телосложения, сводилось к одной идее. Я хочу, есть гамбургеры, пить колу и пиво. Я не хочу сидеть на диете и заниматься спортом. А посему Victoria's Secret, не должна выпускать такие купальники.
Но там речь шла о пустяках, а тут….
Крайне парадоксальный роман, из «богатейших» идей и теорий порой делаются алогичные, абсурдные выводы. Хотя интересные места, безусловно, имеют место быть.
Семейные ужасы в миниатюрах, или Тихий омут Грэхемов
Смерть всегда неожиданна и печальна. Даже когда умирает пожилая женщина, давно страдающая деменцией. Соответственно и смерть матери Эллен стала для Энни Грэхем (Коллетт) грустным днем. Невзирая на то, что с матерью Энни почти не общалась, да раньше в их отношениях хватало подводных камней.
Не в лучшем состоянии оказываются и остальные члены семьи. Муж Стив (Бирн), их сын старшеклассник Питер (Вулф) и девочка-подросток Чарли (Шапиро). Стив по горло занят работой, Питер своими пубертатными проблемами, а Чарли… Ох уже эта Чарли. Крайне непростой ребенок. И дело даже не проблемах со здоровьем и сильнейшей аллергии на орехи. А в психологических проблемах девочки. Она дико замкнута, не общается с другими детьми, рисует жутковатые картинки и находится полностью в себе.
А тут еще видение покойной родительницы, настигшее Энни как-то ночью. Все же кончина матери жуткая штука.
Однако не пройдет и пары недель, как Грэхемы обнаружат, что смерть бабушки далеко не худшее, что может случиться с этой внешне благополучной семьей.
Я не фанат «ужастиков», и Hereditary смотреть не собирался, даже после удачных недавних представителей этого жанра, типа «Прочь» или «Тихого места». Однако отзывы на ленту были сплошь положительными, и я решился. По большому счету зря. Картина оставила весьма неоднозначное впечатление.
Прямой перевод названия фильма — «Наследственный» или «Наследие», аж никак не «Реинкарнация», что наталкивает на в корне неверные аллюзии.
В плюсы фильму можно занести атмосферу и интригу. В минусы – то к чему постановщики свели эту самую интригу. Актерские работы находятся где-то посредине. Теперь по порядку.
Одинокий дом, стоящий посреди безлюдного леса. Пустынные коридоры особняка, в которых буквально теряются члены семьи Грэхем (а поскромнее надо быть, нефиг селиться вчетвером в доме, рассчитанном на батальон с усилением). Миниатюры, над которыми работает Энни. Миниатюры с ходу задающие нужное настроение, визуализирующие идею игрушек судьбы, кукол в руках потусторонних (для игрушек) сил. Хорошая идея, без балды. Камера неторопливо и отстраненно, как бесстрастный наблюдатель, скользящая по стенам, фотографиям на стенах, мебели, лицам жильцов.
Намеки на сравнение зрителя с этим самым наблюдателем, кстати, имеют как сильную, так и слабую сторону. Мощь такого подхода во вживании в сюжет. Ассоциировании себя с ситуацией. Недостатки в проблемах с сопереживанием. Мы несколько отдаляемся от персонажей, которые и так не сильно располагают к себе.
Адекватный саунд, звуковые эффекты и операторская работа. Туманные силуэты на грани видимости.
Причем долгое время абсолютно неясно, что мы вообще видим. Галлюцинации героев, у которых шизофрения привычное семейное качество? Плоды воспаленного разума, не устоявшего перед трагедией? Или все же действительно некие потусторонние силы? Неужто мы вновь будем слушать размышления на тему, как меняются вернувшиеся из-за грани? Тему, практически закрытую Кингом в «Кладбище домашних животных». Или опять нас будут пугать домом с приведениями? Или еще каким злокозненным снусмумриком? Эта неопределенность является одной из сильнейших сторон картины.
Вдобавок после получаса действия нас огорошивают сильнейшим сюжетным поворотом, и зритель окончательно запутывается в происходящем. Заодно оказавшись по уши втянут в семейные дрязги Грэхемов, плотно познакомившись с их маленькими и не очень тайнами, грязным бельем и скелетами в шкафах. На этом этапе Hereditary достойна хотя бы части восторгов по своему поводу и занимается скорее не ужасами, а исследованием психологических семейных проблем гомо сапиенс.
К сожалению, развязку постановщики запороли. От количества нелогичностей и вопросов к сценаристам просто пухнет голова.
-Почему именно семейство Грэхем? Чем они такие особенные, отчего не любой Вася с улицы, или один из товарищей, появляющихся в финале?
-Допустим ситуацию с тортом и столбом, нам подают как специально разыгранную операцию для последующего внедрения в умы матери идеи спиритуализма. Но что происходит с Питером?
Зачем в рамках этой самой операции членовредительство и удушение?
-С чего героиня так привязалась к тетради? Отчего решила, что именно тут собака зарыта?
-Понятно, недоверие близких способно испортить все благие намерения. Но после сцены в классе попробовать увезти Питера к черту на кулички попробовать однозначно стоило.
-И самое главное. Что у нас с одержимостью? В контексте судьбы Энни? Если все так просто, как после сцены с камином (можно даже разглядеть намеки «на это» и раньше), к чему было вообще огород городить? Взял, что тебе нужно, и финита. Это даже если принять на веру, что тут так хорошо, и все безоглядно хотят сюда. Что далеко не факт. Тем более на долгое время. Или обыгрывается концепт, что происходящее желание исключительно Эллен и компании, а объекту все равно?
В общем, финал откровенно слит. Понятно, что вы хотели нестандартного выхода из заданной ситуации. Жаждали совершить еще один твист, подобный торту и столбу. Вновь удивить зрителя. Но в результате только испортили неплохое впечатление. Да, по слухам примерно треть фильма была вырезана (и даже без этой трети он идет два часа — чего откровенно много). Возможно, в режиссерской версии некоторые из нелогичностей были бы объяснены. Но, простите, тогда вам надо было не полнометражку снимать, а сериал. Причем, скорее всего не британского, а штатовского формата. А с задачей втиснуть все свои идеи в обычный по размеру фильм постановщики откровенно не справились.
Актеры выручить постановку не смогли. Хотя интересные моменты в лицедейской игре имеются.
Австралийка Тони Коллетт и ее Энни. Персонаж сыгран эмоционально, порой чересчур, на грани переигрыша, со взрывами крика, типичными женскими реакциями, слезами, нелепостями, перегибами, срывами и скандалами. Опять же шизофрения и лунатизм. Порой за нее даже бывает стыдно и неловко. А это, возможно, признак актерского мастерства. В общем, персонаж мне не понравился, артистке — зачет.
Ее супруга, в исполнении заслуженного Гэбриела Бирна не очень много, да и большого влияния на происходящее он не оказывает.
Сын Питер (Алекс Вулф). Больше всего запомнились его глаза. Они у него почти всегда большие и круглые.
Дочь Чарли (Милли Шапиро). Типаж у девочки интересный и нездешний, без балды. А вот как актрисе ей еще есть над чем работать. И много.
Эрго. Психологический ужастик, интересный первыми двумя третями и портящий все впечатление последней. Финал по логике запорот напрочь. Ясен ход мысли постановщиков, старавшихся создать нечто нестандартное, но продумывать сценарий нужно на порядок лучше.
Антропологическое фентези, или Странная страна дальних родственников человека
Долгие тысячелетия длится война между сатрианцами и анакимами. Число первых больше, но воинская культура вторых искупает количество врага. Точнее искупала. До той поры пока за дело не взялся талантливый выскочка Белламус Сафинимский. И вот уже Черные Легионы анакимов вынуждены отступить в неприступную цитадель Хиндранн. Начинается вторжение сатрианцев. Вторжение, к которому Черная страна оказалась абсолютно неготова.
Идет борьба за власть между молодым Роупером, Наследником Черного Лорда и капитаном Священной Гвардии Увореном. Роупер неопытен, но может стать великолепным вождем. И, похоже, от того сумеет ли он одолеть противника, зависит судьба всей Черной страны.
Дебютную книгу молодого британца Лео Кэрью за рубежом уже обозвали «шедевром исторического эпик-фентези, свежим голосом, соперничающим с Дэвидом Геммелом и Джорджом Мартином». Русскоязычные отзывы были гораздо сдержаннее, но послушать этот самый «новый голос» было все равно любопытственно.
В итоге перед нами аж никак не шедевр, но вполне крепкое фентези, радующее небезынтересной магистральной идеей. Что было бы, задумался антрополог по образованию Кэрью, если бы выжило больше одного вида потенциальных гомо сапиенс? В мире созданном Лео, существует не один вид человеческих существ. Помимо похожих на нас сатрианцев, имеются еще и анакимы (и это не все «варианты человека», в наличии и другие). Они высоки ростом (за 2 метра), живут по нескольку сотен лет и за время эволюции обзавелись костными пластинами – вариантом естественной защиты «тушки» от колющего оружия (горячий привет от паршенди Сандерсона). Вдобавок у них странные отношения с сельским хозяйством (не занимаются) и золотом (оно для них не имеет ценности, вот железо другое дело).
Не совсем, правда, ясно, что они там вообще кушают. Если анакимы способны выставить 90-тысячное войско общее количество этого народа достигает минимум 500 тыс. рыл. Если не больше. И как, скажите на милость такая прорва 2-метровых гигантов обеспечивают себе завтрак, а также обед и ужин? Охотой? Звери очень быстро закончатся. Собирательством грибов и плодов? Не спасет. Рыбной ловлей? Почему об этом не упоминается? Без сельского хозяйства прокормить такую кучу ртов нереально. Ага, два слова о свинарниках, молоке и шерсти есть. Да и лошади у них имеются. А если в наличии лошади, должно быть выращивание овса. Или они скакунов исключительно сеном кормят? Непонятно.
В ходу у анакимов меновая торговля. Они не знают письменности, пользуясь лишь пиктограммами для стимулирования памяти. Обожают природу, ненавидят путешествия и буквально прирастают к своей малой родине. Их карты не может прочесть никто чужой, а общество изрядно военизировано – главное богатство страны ее Черные Легионы. Да и прочих социальных отличий от сатрианцев хватает. Как вам, к примеру, Криптей – официальная организация держащая страну в равновесии: прибрал какой повелитель многовато власти, хлоп и нету повелителя. А равновесие, наоборот, имеется. Или певучие Хранительницы истории, исполняющие роль одновременно музыкальной кафедры воспроизведения фактов былого, библиотеки и национального архива.
На первый взгляд все красиво. Но затем наружу вылазят нюансы. Становится заметно, что анакимы это не очень удачный гибрид Древнего Рима и не менее древних викингов. В ходу римские обозначения (легионы, легаты), исландские фамилии (Конратсон, Рубенсон), берсерки, военизированость общества по примеру раннего Рима, пиры в викингском стиле etc. Разбавленные терминологией с других концов нашей земли, типа англо-французских пэров, или греческих эфоров.
Впрочем Один с Юпитером с берсерками и эфорами, мало кому удается выдумать что-то по настоящему оригинальное, удачная компиляция дело ненаказуемое, а скорее даже выигрышное (доказано Вегнером и его «Меекханом»). Но у анакимской культуры множество чисто логических дыр. Каждый из анакимов живет несколько веков. С 6 лет отбирается у маменек и отдается в «школу юных сурков». Позднее посвящая службе в армии от 20 до 100 (!) и более (!) лет, (без века солдатской муштры нет смысла рассчитывать на серьезную гражданскую должность – еще один привет из Рима). Сто (!) лет в строю. С одной стороны понятна их забота о легионах. Каждая смерть потеря неоценимого опыта. С другой – за полвека, а тем более за век каждый (!) из их легионеров должен превратиться в неостановимую машину для убийства. Вы представляете себе, сколько времени эти люди тратят на тренировки? Оттачивание индивидуального мастерства, работу строем, тактическим изыскам? Плюс боевой опыт, ведь война с сатрианцами длится тысячелетия. У описанных Лео анакимов ничего такого нет и близко. Есть легендарные бойцы, но их немного. Остальные, невзирая на десятилетия тренировок и боев, обычная сиволапая пехтура, от которой не стоит ждать подвигов (их боевой дух, например, быстро падает в результате неполного разгрома одного легиона).
Их тактика – сойтись лицом к лицу с врагом и толкаться грудь в грудь, повторяя это столько раз, пока один из строев не развалится. Гениально! Истинный тактический шедевр, взращенный столетиями тренировок, военных действий и размышлений полководцев. При этом гордые легионеры не пользуются щитами (хотя если верить легендам раньше пользовались). Да, кость-панцири это конечно круто, но как показало нам первое сражение, от стрел они защищают слабовато, хотя вроде как именно для этого и появились в процессе эволюции (а от копейного удара конного рыцаря?). Опять же бог с ним, ну прохудился доспех, подвел, бывает, так щиты в зубы и вперед! Нет, на енто мы пойтить не могем.
Планирование? Нет, не слыхали. Главное ввязаться в драку, а дальше бой покажет. Если враг вас зовет «на стрелку» в другом конце страны нужно, конечно же, бросится туда сломя голову. Нас ждет один из лучших полководцев сатрианцев за все времена? Подготовленное и заранее разведанное врагом поле боя с заботливо расставленными на нем войсками и засадными полками? Плевать! Мы принимаем бой! А лезть в генеральное сражение во время вселенской грозы, когда ничего не видно даже на пару метров – еще один хитрый тактический ход.
Дальше. В арсенале анакимов существуют пушки и огнеметы (!). Допустим пушки слишком велики, и работают лишь со стен. Но огнеметы то вполне переносные? Тем не менее, даже когда они выходят против вчетверо превосходящего противника эту вундревафлю почему-то с собой не берут. В общем, с мозгом анакимы откровенно не дружат.
Система управления на пещерном уровне. Черный Лорд заведует военной стороной жизни державы, причем занимается этим без заместителей, министров, двора, постоянного совета, даже помощников у него официальных нету. Все на примитивном личностном уровне. Мирная администрация прописана еще слабее. Невнятные чиновники и советники, «верховный суд» в лице эфоров (построенный почти целиком на словах «свидетелей). И это все? Как такую «странно-продвинутую» державу до сих пор не «съели»?
И таких моментов в «Волке» с избытком.
Строится сюжет вокруг обычной истории взросления парня с крепким и упрямым характером. Поиск союзников, воинские будни и битвы, попытки стать настоящим правителем. Все это на фоне внешней войны и серьезного внутреннего конфликта, занимающего добрую половину книги.
При всей шаблонности деталей, составляющей общую картину, читается «Волк» легко и увлекательно. Протагонист хорош (вот только развивается чересчур быстро, за очень короткое время повышая свои лидерские «скилы» до небес). Правильный, хорошо воспитанный юноша, отлично осознающий свой долг как Черного Лорда, и способный стать действительно сильным вождем. При этом совершающие роковые ошибки, вынужденный идти на грязные союзы и заключать сделки с паршивыми людьми.
Его попытки отыскать друзей сменяются политическими интригами и покушениями, воинские будни — сражениями, взросление Роупера как вождя наслаивается на смертельно опасную партию с влиятельным и мощным Увореном. Плюс отношения с сатрианцами – война с которыми уже длится тысячи лет. «Война без особых причин», точнее причин которой никто не знает.
Несмотря на то, что анакимам уделяется львиная доля внимания автора, об их противниках Кэрью тоже не забывает. Фактически перед нами конфликт, показанный с обеих сторон (каждая из которых считает другую варварами), что в фентези встречается не слишком часто. Мы видим, что сатрианцы такие же человеки, любящие, страдающие, стремящиеся к счастью и власти. Тот же Белламус, один из умнейших людей всей книги становится и одним из интереснейших ее персонажей. Поднявшийся из грязи, талантливый, отличный полководец, способный уважать и отдавать должное врагам. При этом чересчур властолюбивый, развязавший новый виток военного противостояния, принесший смерть и разрушение сотням тысяч людей с обеих сторон. Да и манипуляторша 88 уровня — королева Арамилла, на уровне.
Также нужно отметить, что мир романа не ограничивается «здесь и сейчас» и одним островом, на котором возятся сатрианцы с анакимами. Он гораздо больше. Постоянно встречаются упоминания других земель, властителей и народов. К войску сатрианцев присоединяются наемники из далеких краев. Нас знакомят с легендами анакимов, рассказывающими о «делах давно минувших дней». То бишь автор делает все, чтобы нарастить своему творению мясо, объем и создать «шлейф роли». То о чем напрочь забывают многие авторы нашего любимого жанра.
Эрго. Съедобное, хотя и изрядно вторичное антропологическое фентези с разными подвидами «человеков», взрослением героя, военными буднями, борьбой за власть. Если б несуразности в описании анакимов убрать, да количество стандартных ходов подубавить, было бы получше.