Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 сентября 2018 г. 11:18

Антропологическое фентези, или Странная страна дальних родственников человека

volk1

Долгие тысячелетия длится война между сатрианцами и анакимами. Число первых больше, но воинская культура вторых искупает количество врага. Точнее искупала. До той поры пока за дело не взялся талантливый выскочка Белламус Сафинимский. И вот уже Черные Легионы анакимов вынуждены отступить в неприступную цитадель Хиндранн. Начинается вторжение сатрианцев. Вторжение, к которому Черная страна оказалась абсолютно неготова.

Идет борьба за власть между молодым Роупером, Наследником Черного Лорда и капитаном Священной Гвардии Увореном. Роупер неопытен, но может стать великолепным вождем. И, похоже, от того сумеет ли он одолеть противника, зависит судьба всей Черной страны.


Дебютную книгу молодого британца Лео Кэрью за рубежом уже обозвали «шедевром исторического эпик-фентези, свежим голосом, соперничающим с Дэвидом Геммелом и Джорджом Мартином». Русскоязычные отзывы были гораздо сдержаннее, но послушать этот самый «новый голос» было все равно любопытственно.

В итоге перед нами аж никак не шедевр, но вполне крепкое фентези, радующее небезынтересной магистральной идеей. Что было бы, задумался антрополог по образованию Кэрью, если бы выжило больше одного вида потенциальных гомо сапиенс? В мире созданном Лео, существует не один вид человеческих существ. Помимо похожих на нас сатрианцев, имеются еще и анакимы (и это не все «варианты человека», в наличии и другие). Они высоки ростом (за 2 метра), живут по нескольку сотен лет и за время эволюции обзавелись костными пластинами – вариантом естественной защиты «тушки» от колющего оружия (горячий привет от паршенди Сандерсона). Вдобавок у них странные отношения с сельским хозяйством (не занимаются) и золотом (оно для них не имеет ценности, вот железо другое дело).

Не совсем, правда, ясно, что они там вообще кушают. Если анакимы способны выставить 90-тысячное войско общее количество этого народа достигает минимум 500 тыс. рыл. Если не больше. И как, скажите на милость такая прорва 2-метровых гигантов обеспечивают себе завтрак, а также обед и ужин? Охотой? Звери очень быстро закончатся. Собирательством грибов и плодов? Не спасет. Рыбной ловлей? Почему об этом не упоминается? Без сельского хозяйства прокормить такую кучу ртов нереально. Ага, два слова о свинарниках, молоке и шерсти есть. Да и лошади у них имеются. А если в наличии лошади, должно быть выращивание овса. Или они скакунов исключительно сеном кормят? Непонятно.

В ходу у анакимов меновая торговля. Они не знают письменности, пользуясь лишь пиктограммами для стимулирования памяти. Обожают природу, ненавидят путешествия и буквально прирастают к своей малой родине. Их карты не может прочесть никто чужой, а общество изрядно военизировано – главное богатство страны ее Черные Легионы. Да и прочих социальных отличий от сатрианцев хватает. Как вам, к примеру, Криптей – официальная организация держащая страну в равновесии: прибрал какой повелитель многовато власти, хлоп и нету повелителя. А равновесие, наоборот, имеется. Или певучие Хранительницы истории, исполняющие роль одновременно музыкальной кафедры воспроизведения фактов былого, библиотеки и национального архива.




Статья написана 31 августа 2018 г. 09:39

Ненаписанный роман Кинга, или Размышления о природе Тьмы

Kasl-Rok

Адвокат Генри Дивер (Холланд) не собирался возвращаться в свой родной городок Касл-Рок. Однако анонимный звонок из тюрьмы Шоушенк в корне изменил его планы. Оказывается, после смерти старого начальника тюрьмы, там , в закрытом крыле обнаружили парня, уже не первый год запертого в клетке. Его отпечатков пальцев нет в базе, он отказывается говорить, единственными его словами за все время стали имя и фамилия. Генри Дивер.

Генри, приехав в Касл-Рок со всем пылом бросается на защиту неизвестного, намереваясь вскоре вытащить его на свободу и слупить с тюрьмы кругленькую сумму.

Но что если этот милый парень был заперт в клетке не просто так? Что если Генри собирается выпустить на свет то, чему лучше бы оставаться в заточении?


Королю ужасов грех жаловаться на внимание со стороны киношников. Сериалы типа «Под куполом», «Тумана» или «11/22/63». Полнометражные работы, от классического «Побега из Шоушенка», или «Сияния» до современных «Темной башни» или новенького «Оно».

Результаты выходили разными. Когда получался шедевр, когда крепкий середняк, когда откровенное фуфло. Однако все фильмы основывались на конкретных произведениях дядьки Кинга. Создатели Castle Rock поступили по-другому. Взяв за основу дух работ Стивена, но не конкретную книгу. Поместив нас в его «любимый» Касл-Рок и разбросав по тексту изрядное количество пасхалок и отсылок. При этом создав абсолютно независимую историю. О Добре и Зле. О Времени, Памяти и причудах человеческого мозга. О благих намерениях и вымощенной ими дороге. О маленьких американских городках и скелетах в шкафу. И главное — о людях и тайнах их психики.

Первая часть сериала снята в тюремной стилистике, теме, которой Кинг в свое время уделял изрядно внимания (вспомним хотя бы «Спасение из Шоушенка», «Зеленую милю»). Кстати, следующий сезон постановщики, обещают с мистическим уклоном.

С ходу хочется отметить атмосферу проекта. Депрессивный регион с заброшенными домами, редкими машинами, одним баром-фастфудом на много километров вокруг. Серые тона, уставшие люди, вымотанные охранники. И груз темного прошлого, окутывающего весь город. Где, как не в таком уютном местечке гнездиться злу.

Билл Скарсгард хорош. У него практически нет текста, и работает Билл большую часть времени одними глазами. И взгляд у него порой получается такой, что «ух»! А в другой момент перед нами растерянный, потерявшийся, доверчивый, худосочный парень.

Долгое время мы попросту не понимаем что происходит. То, что с героем Скарсгарда что-то не так, ясно и ежу. Но что? Неужто перед нами сам Повелитель Лжи? Или его наследник типа Омена? Или стихийное воплощение темных качеств гомо сапиенс? Или древний дух места? Инопланетянин? Пусковой рычаг человеческого негатива? Или обычный мальчишка с необычной хворью? Влияет ли он вообще как-то на происходящее, или это лишь совпадения? Злые случайности, рядом с ним приобретающие большую вероятность? И даже когда появляются некоторые намеки на ответы (напоминаю — сериал все-таки снят в духе Стивена Кинга), эти вопросы будут мучить нас почти все время.




Статья написана 17 августа 2018 г. 10:23

Классическая фентези forever! Или Под покровительством Профессора

drevo_zhizni

Давным-давно, после кровопролитной битвы, был повержен и заточен страшный волшебник Ракот, властелин Тьмы. Шли годы и столетия. Менялись владыки королевств, и даже повелитель светлых альвов, покинул мир, уплыв на запад. Лишь по-прежнему следили за узником пять сторожевых камней Гинсерат. Узником, с нетерпением ожидающего разрушения хотя бы одного Камня.

Пять студентов университета Торонто однажды вечером получают крайне неожиданное предложение. Посетить первый из миров – Фьонавар, побывав на полувековом юбилее начала правления короля Бреннина Айлиля.

Две недели, всего две недели, убеждал их маг Лорин. И благополучное возвращение домой.

Но все пошло абсолютно не так, как предполагалось.

Один из них потерялся уже при переходе. Двое других, завороженные обаянием наследного принца, ввязались в опасную авантюру. Третья и вовсе оказалась скрытой Ясновидящей. Четвертая…

Но самое ужасное, что, практически не таясь, поднимают голову силы Тьмы. И слава всемогущим Богам, что Камни, следящие за Ракотом, по-прежнему делают то, для чего их создали.

Или нет?

«Самый преданный ученик Толкиена» — это похвала, или порицание? Воспринимать можно по-разному. Особенно если учесть что с самим Профессором, Гай по малолетству ни разу не пересекался, хотя помогал его сыну, Кристоферу при работе над «Сильмариллионом».

Канадец Гай Гевриэл Кей с младых ногтей стремился к трем вещам: играть в хоккейной команде Торонто, стать адвокатом и писателем. Не знаю как насчет подвигов на льду, но две других мечты уже стали явью. Сперва Кей выучился на адвоката, а потом настал 1974-й, а с ним и уже упомянутая работа над «Сильмом». Казалось бы вот он бесценный опыт, вперед к вершинам! Опыт Гай, несомненно, получил, но еще десятилетие трудился над юридическими радиопередачами «Масштабы Правосудия». Параллельно работая над своим мастерством фантаста. И, наконец, в 1984-м году, мир увидел «ответ на деградацию литературной фэнтези» — роман «в толкиенских традициях». «Древо Жизни». Первую часть трилогии «Гобелены Фьонавара».

Влияние Толкиена в «Древе» бесспорно.

Самый главный «божественный» злодей, и злец-оборотень, повелитель волков. Последний союз. Битва при Барад-Ду…, пардон Старкадхе. Гордые всадники, помогающие в критический момент. Коварный изменщик. Альвы, уходящие за море. Расслабившееся королевство. Активный седобородый маг. Аналог Тропы Мертвых.

Ничего не напоминает?

С одной стороны как то не очень хорошо. Толкиеновские мотивы лучше читать у прародителя. С другой — ход мысли понятен. Дж. Р.Р.Т. создал канон классики фентези, и обойтись без него крайне непросто. Плюс «манки» для почитателей Профессора (коих миллионы) расставить. Что должны облегчить им знакомство с новой вселенной.

Ведь, слава Богине, у Гевриэла хватило таланта не утонуть в калькированном Средиземье, а оттолкнувшись от плечей великого, создать свой полностью оригинальный мир.




Статья написана 10 августа 2018 г. 10:53

«Нежданчик» для супергероев, или Титаническое решение проблемы перенаселения

doch_zhelezn_drakona

Наконец-то на сцене появляется главная причина всех бед Земли (и не только) за последние годы.

Титан Танос (Бролин) лично берется за воплощение мечты всей своей жизни – охоту за Камнями Бесконечности.

Мстители нынче не в лучшем состоянии. Тор как наседка возится с остатками асгардцев. Капитан Америка и его команда до сих пор вне закона. Тони Старк больше думает о женитьбе, чем о защите человечества. Доктор Стрендж занят своими магическими делами. Стражи Галактики колесят по Вселенной в попытках зашибить бабла. Казалось бы, Таносу нужно всего лишь передавить их по одиночке, и Камни как спелые груши с дерева сами свалятся ему в перчатку.

Впрочем, перед лицом серьезной опасности (а Танос, грозящий уничтожить половину живых существ во вселенной это как раз она), супергероям свойственно объединяться.

Вот только хватит ли этого, чтобы остановить безумного титана?

После первых и вторых «Мстителей», Торов, Стражей Галактики, Пантер, Доктора Стренджа, и нового Человека паука Марвел решил, наконец, впрячь всех этих коней с трепетными ланями в одну упряжку.

Упряжка вышла знатная, почти без слабых осей и колес.

Первым порадовал уровень противника наших супергероев. С такой махиной они еще не встречались. Мало того, что Танос способен в рукопашной без особых проблем, практически не вспотев, навалять Халку. Так вдобавок каждый новоприобретенный камень (на начало картины одним он уже владеет, причем как он его достал мы не узнаем) добавляет ему магических и энергетических «плюшек». Ракеты? Снаряды? Энерголучи? Магия? Какие мелочи! Непонятно лишь, отчего он так долго откладывал личный выход под софиты. Давно бы уже все камушки собрал.

А ведь есть еще и его клевреты, способные доставить кучу проблем фактически каждому одиночному Мстителю! Да и с группой супергероев «переведывающиеся» на равных.

Второй радующий аспект ленты – практически безостановочная движуха, начинающаяся без раскачки с первых кадров. Экшеном картины Марвела славились всегда, но Infinity War выделяется даже на насыщенном марвеловском фоне. Только покончили с условной завязкой, неполный десяток минут посвятили дипломатии и любви как уже на ридну неньку грядут вражеские силы. Только с грехом пополам справились с первыми супостатами, как уже дело переносится к в космос, и герои оказываются разбросаны по всей вселенной. Чуток полюбовались на звезды с планетами и будя, труба зовет. Только вернулись на землю (причем не все), уже пора тщательно прятать всеобщую ахиллесову пяту, отбиваясь от надоедливых черных орденоносцев. Чуток понастальгировали, погоревали и опять в бой. А там уже и глобальное рубилово не за горами. В процессе для любителей выяснения кто сильнее, кит или слон, постановщики даже команду Звездного лорда с ЖЧ и Паучком стравили.




Статья написана 3 августа 2018 г. 10:02

Панковское фентези или Нефееричная страна фэйри

doch_zhelezn_drakona

Маленькая девочка Джейн слишком рано познакомилась с волшебством. Не с тем, о котором читаешь в сказках. А с настоящим Верхним миром. Миром эльфов, гномов, троллей и драконов. Вот только драконов собирают на заводах, гномы делают революцию, а эльфы до того высокомерны, что считают всех полными ничтожествами.

Джейн, похищенному человеческому ребенку, в этом мире довелось непросто. И даже то, что с ней заговорил самый настоящий дракон, также стремящийся освободиться, не особо облегчило ей жизнь.

Дракон жаждал крови, и относился к Джейн, как к инструменту.

Да и бесследного исчезновение такого ценного и опасного существа, как боевой дракон, никто из вышестоящих этого мира не допустит.

А значит, Джейн ждет еще масса проблем.


Майкл Суэнвик, один из основателей (вместе с Б. Стерлингом и У. Гибсоном) киберпанка, начинал как сотрудник американского Информбюро Центра по исследованию солнечной энергии. С 1980-го Майкл ушел в писательство, пробуя свои силы в короткой форме. Небезуспешно. Пара его работ номинировались на престижные премии.

Первый опыт Суэнвика в жанре романа «В зоне выброса», появился на свет в 1985-м, и был развитием и дополнением его же рассказа «Поцелуй Муммера». С тех пор на его счету семь романов и десяток повестей.

Одной из лучших работ Майкла считается наша сегодняшняя героиня — «Дочь железного дракона» (1993), по словам автора написанная в жанре «твердого» фэнтези.

И шо вам сказать: насчет «твердой», а точнее, будем честными, «грязновато-темной» фентези, автор ни капельки не соврал. Да и без панковских мотивов не обошлось.

Очень неприглядной вышла у Суэнвика Волшебная страна. Необычной, но очень мрачной. А точнее до одури похожей на наш мир. Буквально один в один. Да сперва в глаза бросаются драконостроительные заводы, металлические жеребцы, магия имен и знакомые из сказок названия, типа гномов или троллей. Но если отбросить всю эту мишуру, четко видно здешний верхний мир буквально скопирован с нашего родного нижнего. Причем за редкими исключениями взяты далеко не лучшие моменты людского общества.

Социальное неравенство, попытки борьбы с угнетением, высокомерие «элиты» по отношению к низшим, стадный инстинкт толпы, ее привязанность к низменным развлечениям типа наркоты или беспорядочного секса, жестокость, закостенелость, нежелание развития, беспощадный русский бунт, невозможность выбраться из сословного болота, обреченность и боязнь перед ликом неизведанного, необоснованное богоборчество, стремление к саморазрушению и апокалиптические мотивы.







  Подписка

Количество подписчиков: 140

⇑ Наверх