И лампа не горит, и врут календари, или Фракционная антиутопия с экзотическим содержимым
Кел Черис была настоящим офицером гекзархата и типичным представителем Кел. Разве что знатные математические способности выделяли ее из рядов Пепельного Ястреба. Да последняя битва, в которой она позволила себе лишнее.
Кто знает, по этой ли причине, но именно она стала одним из кандидатов на пост главы операции по освобождению захваченной еретиками Крепости Рассыпанных Игл. И человеком, получившим это назначение. Ведь именно Черис предложила вынуть из «черной колыбели» сознание генерала Джедао, гениального тактика, не проигравшего ни одной битвы. Гениального безумца, истребившего во время одной из компаний вместе с противником свои собственные войска.
Но что если Джедао далеко не так безумен, как было принято считать. А все эти события лишь звенья в изощренной цепи, выкованной неведомыми кукловодами, ведущей к судьбоносным изменениям во всем гекзархате.
Юн Ха Ли (Yoon Ha Lee) – представитель мало знакомого на наших просторах племени американцев корейского происхождения, причем закончивший/ая университет как математик-программист, и даже работавший некоторое время по специальности. За без малого 10 лет из-под его пера вышло около 40 рассказов, публиковавшихся в различных журналах, и даже сборник «Заповедник теней» (2013). В 2016 Юн Ха Ли проявил себя в крупной форме. Увидел свет наш сегодняшний герой, к созданию которого автора подтолкнули идеи из этноматематической книги Марсии Ашер «Математика в других местах» и рассказа «Паладин потерянного часа» Харлана Эллисона. А также желание написать космическую оперу, где будет больше места для раскрытия характеров персонажей, чем в рассказах.
Вышло весьма любопытно.
В цикле на сегодня три книги, кроме «Гамбита» это «Стратагема Ворона» и «Призрачное оружие», они на русский не переведены. Скорее всего пока.
Основной и сюжетообразующей идеей «Лиса» стало государство, использующее технологии, работающие лишь при использовании единообразного для всех «высокого» календаря. Календаря включающего в себя не только цифры и меры времени, но и праздники, памятные даты, поминальные дни с… ритуальными пытками еретиков. Собственно целую общественную систему. Как у создателей гекзархата вышло добиться такого эффекта, нам не сообщают, лишь упоминается некий прорыв в математической области, породившей календарную механику, но факт остается фактом. Неординарная фишка, придуманная Ли, задает тон всему циклу. Наблюдать за особенностями применения этой самой механики крайне интересно. В гекзархате работают самые экзотические эффекты и оружие, которые лишь может представить себе воспаленный человеческий мозг. Корабли преодолевающие огромные расстояния. Генераторы направляющих бурь, способных расщепить атомы на составные части. И подавители этих самых бурь. Тысячи пехотных формаций, видов построения боевого подразделения или роя кораблей, дающие солдатам в руки силовые щиты и тепловые копья, возможность скрывать и получать информацию о противнике и еще массу «плюшек». Расширяющие возможности армии до невообразимых пределов. Но лишь в том случае, когда окружающие придерживаются всех требований высокого календаря и календарная стабильность остается на надлежащем уровне. А такое случается далеко не всегда. Ведь в этом благословенном государстве хватает товарищей, имеющих свой взгляд на календарную проблему. Еретиков. Для гекзархата беда в том, что календарная механика это игра, в которую может играть кто угодно. Низкоуровневая календарная деградация, не угрожающая основам, встречается в государстве чуть ли не каждый день. Но это дело легко поправимое. А вот когда календарная ересь накрывает огромные области, тогда наступают большие проблемы. Вплоть до потери связности между звездными системами составляющими гекзархат. В областях, подверженных календарной гнили не работают двигатели космических судов, а в плане инвариантной технологии, которую можно использовать при любом календарном режиме гекзархат не настолько силен. Расслабились, положившись на экзотику.
Откуда вообще берутся еретики в таких количествах? Дело в том, что под видом гекзархата Ли описывает нам натуральную антиутопию. Формализованное до безумия иерархическое общество, с железными устоями и укладами («шаг влево — побег, прыжок на месте – провокация»), непоколебимыми традициями, жесточайшей дисциплиной, устоявшимися кодексами поведения. Запретом нетрадиционного мышления и новаторских действий. А как вам поминальный праздник с обязательной медитацией занимающей ровно 39 минут, не 40 а именно 39! Да хоть те же ритуальные пытки еретиков возьмите. А такие системы чаще со временем рано или поздно порождают все больше людей, старающихся выбраться из-под этого невыносимого гнета. По-видимому, гекзархат как государство бодрым шагом стремится к периоду упадка и деградации. Обскурации, как сказал бы Лев Николаевич. Вот и лезут еретики из всех щелей, как тараканы.
Пока гекзархат все еще на коне, трещит, но держится. Невзирая на твердую фракционность государственного аппарата, весьма спорную систему для жизни нормальной империи. Каждый житель этого государства может в юности подать заявку на вступление в одну из 6 фракций (может или обязан – этот момент до конца не прояснен). Откровенно силовые – Кел и Шуос, первые натуральная армия, вторые ближе к КГБ. Адан (вопросы культуры) и Видон (полицейско-жандармская). Рахал (законники-юристы) и Нирай (ученые). А ведь когда-то фракций было семь. После испытаний, тестов, показывающих предрасположенность недоросля, кандидат определяется в академию одной из фракций. И лишь после успешного ее окончания (а до выпуска доходят далеко не все) становится членом выбранной команды. Фактически все принадлежащие к фракциям это «государевы люди», эдакие дворяне в их изначальном значении. Благо Ли не замыкает своих героев намертво в рамках выбранной фракции, в этом мире вполне нормальна практика службы членов одной фракции на благо другой. При этом система не запрещает, а даже прямо поощряет соперничество между ними. Как на меня взаимоисключающие постулаты, но автору виднее. В общем, фракционная концепция довольно интересна, и дает обильное поле для дискуссий.
Кстати, о том, что перед нами научная фантастика, описывающая далекое будущее, автор не забывает.
Тут вам и сервиторы – роботы, обладающие искусственным интеллектом, на самом деле уже достигшие уровня полноценного сознания, но тщательно скрывающие это от людей.
И повсеместная субвокализация — мысленная речь. И возможность слияния разумов в коллективный композит. И календарные световые мечи для дуэлей (привет от джедаев!). И даже униформа сама собой чистящаяся и принимающая любой нужный носителю вид – от боевого до официального мундира. Даже игровые карты и масти отличаются от наших. А уж об отлично описанных формационных построениях и разных видах экзотического оружия и говорить нечего. Впечатляет. Весьма приятные моменты, подтверждающие мощную авторскую фантазию.
Да и за концепцию ревенантов, призраков из «черной колыбели» Ли можно накинуть вистов. Это конечно не откровение, но тема встречающаяся в фантастике не так уж часто. Вдобавок она в «Гамбите» хорошо проработана и неплохо описана. Со всеми ограничениями, «заякорениями», отношениями реципиента и донора, способами убийства воскресшего.
И опять кстати, момент с перчатками, без которых некоторые герои «как без рук», встретившийся мне в новой фантастике уже дважды – у Леки в «Империи Радч» у Сандерсона в фентезийном «Обреченном королевстве». Прям таки витающая в воздухе идея. Ваша версия, откуда ноги растут?
Ну и за новую ересь – демократию, отдельный респект.
Главные герои у Ли проработаны неплохо. Благо их всего двое. Кел Черис – изначально консервативный и верный долгу пехотный офицер, изрядно меняющаяся под воздействием Джедао. И сам Джедао – архипредатель и загадочная личность. Наблюдать за его психологическими играми одно удовольствие. Трикстер? Не исключено.
Кроме них запоминается лишь гекзарх Нирай Куджен – долгожитель и интриган.
А вот экшена в «Гамбите» не густо. После дебютной драки полкниги расставляются фигуры, готовится почва и лишь после экватора начинает происходить какое-никакое внешнее действие.
Также стоит упомянуть «письма из крепости» — заставляющие помнить, что у этого конфликта далеко не одна сторона.
Эрго. Любопытная антиутопическая фантастика, радующая неординарным фантдопущением в виде календарной механики, парочкой дополнительных интересных фишек, дискутибельной фракционной концепцией и знатным немертвым генералом. А вот движухи порой недостает. Как и ярких второстепенных персонажей.
Юный Анискин во глубине Темных веков или Этюд в огненных тонах
Вторая половина XIV века. 1389 год. Европа. Германия. Точнее Священная Римская империя. Но не наша. Германия некой параллельной реальности.
Реальности, в которой уже лет 30 лет как инквизицию Империи настигла коренная Перестройка. Осталась в прошлом «царица доказательств» — чистосердечное признание, поменьше стало «перегибов на местах», злоупотреблений, недобросовестного исполнения обязанностей. Изменено даже название.
Теперь на страже веры стоит не Inquisitio Haereticae, а вовсе даже Конгрегация. Одной из особенностей перестроившейся Инквизиции становится Академия святого Макария, выпускающая новую поросль пастырей душ человеческих.
Молодых, образованных, обученных как теологии, так и рукопашному бою. А главное – готовых действовать по-новому.
Причем основой для инквизиторов новой формации становится отребье, малолетние преступники, грабители и убийцы.
Курт Гессе — один из этих «птенцов гнезда Макариевого». Именно ему, в качестве первого дела, достаются странные убийства в забытой Богом деревеньке Таннендорф. Убийства, весьма похоже, совершенные не человеком.
Надежда Александровна Попова, автор Конгрегации, уже несколько лет слыла одной из самых читаемых авторов на просторах самиздата. Пока, наконец, весной 2013 первая книга серии (насчитывающей уже семь частей, не считая приквела), не появилась на бумаге. О самой Надежде известно немного. Живет в Подмосковье, замужем, растит двоих детей. Любит фастфуд, колу и боевики. Первое произведение из цикла — написано в 2002 году. Помимо писательства, увлекается историческим фехтованием и походами.
Я наткнулся на рассказ о Курте Гессе сразу после «Слуги Божего» Яцека Пекары. Один из читателей книг о Мордимере, упомянул о существовании схожего по сюжету цикла некой Поповой. Стало любопытственно.
Скажу сразу, сходство с приключениями Маддердина весьма поверхностное. Если точнее, оно исчерпывается тематикой альтернативной Инквизиции, и ощущением присутствия сверхъестественного «в кадре». Причем ни там, ни тут в первых книгах дальше ощущения, дело фактически не идет.
Все остальное сплошные различия. Начиная от главного героя, методов работы Sanctum Officium, и заканчивая подходом автора-демиурга к своему детищу.
Альтернативка Поповой (хотя сама автор считает свое произведение исключительно фэнтези) на несколько порядков мягче мира Пекары. Тут не произошло настолько кардинального изменения образа Христа, и, различий с нашей версией Средних веков гораздо меньше. За исключением собственно Инквизиции, признавшей «головокружение от успехов» уже в середине 14 века.
Причем произошло это благодаря одному человеку.
Профессору Альберту Майнцу, малефику, преступнику, из-за которого погиб трехдневный младенец. Человеку, оставленному в живых ради эксперимента. Возможно ли привести к покаянию существо, четыре дня державшееся под пытками и не выдавшее своего сообщника.
Оказалось – возможно. Плюс выяснилось, что профессор обладает даром видеть людей, замысливших или сотворивших недоброе. В конце концов, бывший малефик становится инквизитором. Инквизитором, добившимся того, чтобы в вину вменялись не способности подозреваемого, а действия. Инквизитором, в корне изменившим Inquisitio Haereticae.
Оставим на совести автора столь сильное «влияние личности на историю», но идея довольно любопытна. Эдакий Ганнибал Лектор, искренне ставший на сторону правосудия. При этом добившийся его коренной реформы.
В первой книге мир обозначен довольно схематично. А ведь так интересно, куда привела фантазия автора нашу старушку Европу. Тем более в столь любопытное время. Что творится в остальном мире, какие еще отличия от нашей реальности ждут нас впереди.
Будем надеяться, в будущих книгах читатель таки получит ответ на этот вопросы.
А пока вернемся к тому, что у нас имеется на текущий момент.
Хотя Надежда и говорит что «Ловец» — это в первую очередь фентези, из непреложных элементов этого поджанра: меч и магия, в наличии пока лишь один – меч. Да и тот не играет в происходящем большой рояли. Первая книга «Конгрегации» гораздо больше напоминает исторический детектив, нежели фентези. Не зря на супеобложке упоминается Умберто Эко. Пока на мистическую сторону дела намекнула аж одна сцена, связанная с главным антагонистом. Маловато, как для фентези. Возможно, в дальнейшем этот аспект мира будет раскрыт подробнее. Благо вся предпосылки имеются, ведь здешняя инквизиция создана как раз для борьбы с колдовством и черной магией.
Наряду с детективом в книге стоит выделить и акцент на столь многими любимые приключения свежего выпускника высшего (зачастую магического) заведения.
Отсюда плавно перейдем к главным героям произведения. Майстер инквизитор Курт Гессе, в прошлом убийца и грабитель, в настояшем совестливый (иногда даже слишком), сомневающийся, неуверенный в себе следователь МУРа, тьфу ты, Конгрегации. Неоднократно терзаемый внутренними сомнениями, но твердо верящий в идеалы новой Инквизиции. Персонаж живой, привлекательный, по молодости много рефлексирующий, при этом подающий большие надежды.
Что немного режет глаз, так это вкрапления современных речевых оборотов и реакций нашего будущего светила Inquisitio. При том, что большую часть времени он мыслит и действует вполне адекватно (насколько я могу судить) своему времени. Тем диссонанснее выглядят исключения-анахронизмы в его лексике и поведении.
Нехилые, скажу я вам, преподаватели у них в Академии. Сделать из малолетнего шакаленка юношу, твердо стоящего на позициях гуманизма, это вам не фунт изюму умять. Куда там Макаренко с его коммунами.
Бруно, весьма оригинальная версия спутника главного героя. Человек, не испытывающий особой любви ни к Курту, ни тем более к организации им представляемой. Вынужденный принять его покровительство, и терпеть его общество. В результате оказавший чертовски большое воздействие как на судьбу самого Курта, так и на исход его первого самостоятельного дела.
Главный злодей остается пока вещью самой в себе, являясь скорее предвестником более грозных и опасных неприятностей.
Нужно отметить также и ряд немаловажных этических вопросов, поднимаемых в «Ловце человеков». Допустимо ли совершение малого зла для предотвращения большего. Достаточно ли подозрения для активного действия, или необходимы твердые улики. Может ли человек, допустивший серьезную слабость, стать таким как прежде и вообще оставаться при исполнении.
Эрго. Неторопливое начало весьма интересного альтернативного проекта о Темных веках. Главное не требовать от книги второго «Ведьмака» и не рассчитывать на магический фейерверк. Тут нас ждет совсем иной жанр.
Загадка полета Летящего, или Космохоррор, следующий учению о душе
2093 год. Земля умирает. У человечества остается единственный шанс. Инопланетный корабль, появившийся в далеком космосе. Возможно, чужаки смогут помочь хумансам. Хватаясь за соломинку, человечество отправляет навстречу инопланетному свой корабль. С группой ученых, которым поручено установить контакт с алиенами. Имеется на борту и козырная карта в виде телепата – существа могучего, но нестабильного и жутко пугающего всю команду.
Однако полет с самого начала пошел не по плану. Аварии, несчастные случаи, отказы систем. Первым подозреваемым в саботаже становится, конечно же, телепат. Но что если имеется еще одна сила, стремящаяся не допустить успеха миссии?
Не успели отгреметь крики на борту ORIGINА как нас порадовали новым космическим хоррором, на этот раз снятым по повести небезызвестного Дж. Мартина, автора знаменитой и вся никак не доберущейся до финала «Песни Льда и Пламени». Да, к постановке он не имеет никакого отношения (контракт с HBO, знаете ли), но то, что в основе проекта лежит работа мощного фантаста, сказывается. Nightflyers радует нас не только флером «космо-ужастика», нагнетанием саспенса, напряжением, но и долгоиграющей интригой, смешанной с размышлениями на тему пространства/времени и разных путей развития человечества.
Начнем с атмосферы. Этот компонент удается почти всем недавним космопостановкам, вспомним хотя бы «Живое» и «За пределами». «Летящие» исключением не стали. У нас в наличии таинственная сила, вмешивающаяся в ход событий. И хотя мы довольно скоро узнаем, что она собой представляет (как на меня даже слишком скоро), ее мотивы по-прежнему долго остаются загадкой. Растущее напряжение, паранойя и тревога овладевающая экипажем, научной группой, а с ними и зрителем. Инопланетяне, предпринимающие неожиданный ход. Непредвиденные встречи. Хоррор-элементы, ждущие героев в реальности «Летящего», в виртуале и в их собственных головах. Смена жанров от ужаса до антиутопии и обратно. Реакции персонажей, раскрывающие перед нами палитру людской психики. Скука длинных перелетов, заставляющая людей пускаться во все тяжкие. Фанатичная убежденность, подгоняющая ответ под задачу и лишь подтверждающая мысль о том, что любой фанатизм это плохо. Извращенная любовь, подбивающая творить отнюдь не добрые вещи. Горе, способное превратиться в откровенную агрессию.
С точки зрения учения о душе Nightflyers аж никак не открывает Америку, но находится на крепком, профессиональном уровне. Психологии в сериале налито от души. Застарелые психотравмы героев, воспоминания, их ценность и тлетворное влияние, отношения родителей и детей, чувство вины, незавершенные гештальты буквально прописались на борту «Летящего» в качестве полноправных пассажиров.
Но и среди обычных членов рейса имеются любопытные образы.
Профессор Карл Д’Бранин (Маккен). Человек, потерявший дочь во время одной из многочисленных эпидемий и не простивший себе этой смерти. Его брак на грани распада, а червь вины гложет душу не переставая. Кстати, именно он обнаружил инопланетный корабль.
Психолог Агата Мэтисон (Мол) наставница, нянька телепата, объект его сексуальных фантазий, а заодно «бывшая» Карла. Женщина, которая пару раз нас серьезно удивит.
Загадочный капитан Рой Эрис (Аджала). Фанатичный ксенобиолог Роуэн (Сэмпсон). Нервная нейрокомпьютерщик Ломми (Эшет). Идеальная модификант-инженер Меланта (Тёрнер-Смит). Верный помощник капитана (вот только какого?) Огги (О’Бирн).
К сожалению, на качественное прописывание всех персонажей пороху у постановщиков не хватило, но и за тех, кого проработали – спасибо.
Да, постановка камерная и не очень дорогая. Подавляющее большинство съемок — павильонные. Интересных героев не очень много. При этом картинки корабля в космосе смотрятся красиво. Особенно порадовал космолет, проносящийся мимо частично колонизированной Луны. Да и сам по себе «Летящий» впечатляет. Купол, под которым скрывается настоящий лес. Огромное кольцо, несущее на себе эти самые купола. Изящество и функциональность. Не понятно лишь, зачем он создан таких циклопических размеров, но то таке. Помимо корабля имеется некоторое дополнительное количество любопытных моментов, типа той же сферы воспоминаний с технологией сохранения и считывания памяти.
И кончено же, вистов постановке добавляет телепат Тэйл (Страйк). Это не просто человек, обладающий способностями, а натуральный монстр, которого с детства отбирают у родителей и воспитывают как живое орудие. Злой ребенок, не умеющий жить в обществе. Агрессивное, социопатичное существо, способное на любую пакость, причиняющее боль ради забавы. По крайней мере, так кажется поначалу. Но со временем мы понимаем, что все далеко не так просто. Чувствуем боль этого человека. Разделяем его проклятие. Наблюдаем преображение, проходимое Тэйлом в процессе. Вышел очень интересный развивающийся образ. В дебютных сериях его слишком уж много, но потом достигается какая-никакая гармония формы и содержания.
Так как литературная основа не слишком объемна, создателям сериала пришлось много думать, чем занять героев целых 10 серий. Они скорее справились с задачей, чем нет. Постановщики позаботились, чтобы зритель не скучал, наблюдая за решением всего одной проблемы. Их у героев будет несколько, каждая судьбоносна и грозит гибелью. На экваторе проекта протагонисты вроде как преодолевают одну глобальную перипетию, но оказывается, что этим открывают путь другой, не менее, а точнее более серьезной. При этом не решив до конца стартовую проблему. Забавный ход.
Имеются любопытные идейные моменты. Вопросы сектантства, от луддитов на Луне, до женской утопии на «Орле». Этот «иной путь развития человечества» постановщики безусловно отвергают, хотя будем честными, здравых зерен в некоторых идеях типа той же экономии энергии, или отношения к технологиям «без фанатизма», хватает. Размышления о пространстве-времени, о возможности того, что наше классическое представление об этих понятиях является далеко не единственным, и не факт что таким уж правильным.
Да, ближе к завершению проекта, герои, утомленные нарзаном, пардон длинным перелетом и усталостью сценаристов, начинают вести себя слишком уж неадекватно. Да и до этого хватает «косяков» в поведении.
Да, управление космолетом организовано из рук вон плохо, как и жизнь на борту. Порадовал персонаж, после парочки совершенных ним убийств, просто мирно препровожденный в незапертую каюту.
Да, мир будущего, покинутый улетевшими в ночь персонажами, практически не проработан, скорее намечен парой-тройкой мазков.
Да, к сюжету хватает вопросов, а к сценарию крепких нецензурных слов.
Да, многое из показанного в сериале мы уже видели и не раз.
Но при всем этом, большую часть времени Nightflyers смотрится вполне прилично. Аж никак не шедевр, но как скромный космохоррор с психологическим соусом, сериал на своем месте.
Что касается финальной сцены, показанной в начале. На самом деле, это не совсем финальная сцена.
Эрго. Космический хоррор без особых претензий и сверхоригинальности, с приятной атмосферой загадки и саспенса, массой психологических этюдов. В сюжете хватает дыр, а в поведении персонажей нелепостей, но как жанровое кино отвращения не вызывает.
Режиссер: Эндрю МакКарти, Майк Кэхилл, Мэгги Кили
В ролях: Джоди Смит, Гретхен Мол, Оуэн Мэкен, Дэвид Аджала, Энгус Сэмпсон, Сэм Страйк, Майя Эшет, Брайан Ф. О`Бирн, Филлип Риз
P. S. Повесть Мартина на порядки более камерна, без заявленных в сериале глобальных проблем и спасения Земли. Рассказывает работа Джорджа в первую очередь о Пути, Поиске и Охоте за мечтой, не забывая при этом интриговать и пугать читателя. На борту Летящего всего десяток персонажей, причем экипаж состоит из одного единственного Роя Эриса. Никаких умерших дочерей, толп злых женщин, нерожденных младенцев и роковых любовей там нет как класс, зато много трупов, секса и алкоголя. Мир будущего намечен гораздо ярче, несмотря на скромные объемы повести, плюс, там хотя бы говорится кто такие эти самые волкрины, чем сериал не может похвастать в принципе. В сериал из книги взяли лишь часть персонажей (главный протагонист в книге между прочим — Меланта) и основную линию с таинственной силой, причем оставив за скобками главную фишку этой самой силы.
В санях у Санты, или Лучшие помощники Рождественского деда
Рождество всегда было любимейшим праздником семейства Пирс. Аж до той поры, пока отец — пожарный Дуг Пирс, не погиб во время очередного сражения с пламенем. Теперь все не так радостно. Мать Клэр трудится в больнице и частенько пропадает на работе. Старший брат Тедди (Льюис) жутко переживает гибель отца и связался с неблагонадежной компанией. Лишь 10-летняя сестра Кэти (Кэмп) неистово верит в Санту-Клауса (Расселл) и с огромным нетерпением ждет Сочельника.
И надо же такому случиться, что именно Кэти заметила на записи старого Рождества руку, явно принадлежащую самому Санта-Клаусу! И загорелась идеей застать Святого Николая во время исполнение его профессиональных обязанностей – укладывания подарков под елку. Что самое удивительное – у нее получилось. И невинная детская шалость привела к судьбоносным событиям, ставящим под угрозу сам дух Рождества.
Рождественское кино может быть разным – рассчитанным на молодых девиц, пожилых домохозяек, юных хулиганов, усталых отцов семейств или восторженных девочек. Мелодраматичным, сказочным, трагично-оптимистичным или комедийным. Основная его цель – передавать дух праздника и идею о том, что все будет хорошо. The Christmas Chronicles сложно назвать идеальным кино, но со своим праздничным делом оно справляется весьма уверенно.
Лента явно рассчитана на детскую аудиторию, от 7 до 11-ти, легка, комедийна, оптимистична и местами красива. При этом временами напоминает американские горки, когда чересчур затянутые диалоги или любование красотами заставляет позевывать, и в середине откровенно провисает.
Весьма порадовали актерские работы.
Во-первых Курт Расселл. Старина Курт тут оттягивается в полный рост и фактически тащит на себе весь фильм. Он то наивно-величественен, то хулиганисто-оторван, то рокерно-звезден, то печально-всеведущ, то заботливо-рассеян, то радостно-человеколюбив. А уж выступление в каталажке вышло и вовсе на пять с плюсом. Палитра психологических состояний у Рассела в этом фильме обширна и глубока. При этом все подается в легком, юморном ключе, без трагизма и надрывов. В его Санта-Клауса охотно веришь и жалеешь, что тебе в детстве не довелось с таким встретиться.
Любопытна идея о шикарной памяти Рождественского деда, помнящего все подарки всем детям мира за долгие-долгие годы. Можно было б запатентовать мощное средство от склероза. И концепция того, что из хороших мальчиков частенько вырастают посредственные взрослые. Не поспоришь.
Интересно также наблюдать за манипуляцией детьми через подарки на Рождество. Мол, будешь хорошим – получишь «плюшку», нет – «тарашку» в идее зловещего «Черного списка». То же самое, что позднее, во взрослом возрасте, перетекает в боязнь посмертного воздаяния. Будь добрым не потому, что это частенько правильно и логично, а потому что «бо-бо». Но если у взрослых это работает по полной программе, детишки, вырастая, напрочь забывают из-под палки внушенное «хорошее поведение». По крайней мере, осознанно, ведь подсознательно стремление «быть хорошим» всю последующую жизнь является причиной серьезных комплексов, психотравм и неблаговидных поступков.
И хотя мораль картины вполне позитивна, типа верь в себя, цени близких, включая надоедливых младших сестер, будь добрым — откровенная манипулятивность темы с рождественскими подарками несколько снижает хорошее впечатление от идейной основы «Хроник».
Во-вторых, хороша Дэрби Кэмп в образе Кэти. Дэрби выглядит настолько естественно, натурально и непринужденно, что прямо заставляет восхититься. Радость при виде Санты, жажда приключений, детская непосредственность и позитивный характер. Маладца, девочка.
Джуда Льюис и его Тедди уступает двух напарникам, но каши практически не портит, что уже неплохо, а пару сцен делает на вполне приличном уровне.
Порадует нас картина также неожиданным экшеном, как то полицейская погоня за дважды угнанной машиной. И особенно полеты на санях Санты.
Вот мы вплотную подошли к еще одному плюсу «Хроник». Картинке. Виды городов мира в рождественском антураже из поднебесья. Безумная скачка испуганных оленей Санты и болтающихся за ними саней. Портал Рождественского деда. Его безразмерный мешок с подарками, хранящий внутри целый мир. Боевые эльфы Санты, напоминающие «поговорку гуртом и батька легше быты». Полеты на санях и прыгучая магия Санты. Вполне достойно, как для картины с неизвестным бюджетом.
Да, у ленты хватает проблем. Неровный темпоритм. Жутко провисающая середина. Американизмы, Санта измеряющий дух Рождества в процентах. Спорная идея поставить на карту судьбы миллиардов, чтобы помочь одному запутавшемуся подростку (да, вроде как рука на пульсе, но все же).
Но у нее получилось захватить внимание не только детей, но и вполне взрослых зрителей, минимум на полчаса окунув их в веселую и полную приключений атмосферу большого зимнего праздника.
Эрго. Приятный рождественско-семейный фильм с двумя хорошими актерскими работами, приличной картинкой и неплохо переданной атмосферой Рождества. Рассчитан он, конечно же, на детвору, но и взрослым можно уделить ему внимание. Если бы еще середину подтянули…
P. S. По информации руководства Netflix «Хроники» посмотрели 20 миллионов подписчиков (непонятно за какой период). По словам этого самого руководства, если бы такая по количеству аудитория отнесла денежки в кинотеатры, «Хроники» заработали бы 200 млн долларов. Завидный потенциальный результат для многих и многих киноработ.
Волшебное приключение для детворы, или Юный маг без пурпурового хитона
10-летний Льюис Барнавельт (Ваккаро) после гибели родителей переехавший к своему дяде Джонатану (Блэк), не ожидал от нового места жительства ничего особенного. Однако оказалось, что его встретил таинственный старинный особняк, под завязку забитый часами, и крайне эксцентричный родственник, обитающий там вместе со старой подругой Флоренс (Бланшетт).
Причем как вскоре выяснилось, не просто эксцентричный. А самый натуральный колдун, простите волшебник. Ищущий в стенах особняка магические часы, спрятанные там его злым коллегой Айзеком Изардом (МакЛахлан), строившим планы, несущие опасность для всего человечества. Планы, противостоять которым могут только троица обитателей особняка.
Детско-подростковое и семейное кино бывает разным. Дорогим, серьезным, поднимающим важные проблемы, таким как «Поттер». Спецэффектным, наивным, и спорным, как «Золотой компас». Стильно-инфантильным, как «Дом странных детей Мисс Перегрин». Скромным, местами нелогичным, но идейно привлекательным, как «Альфа». Или забавным, смешным, несерьезным, неоригинальным, но вполне отвечающим запросам юной аудитории, как наш сегодняшний герой.
The House позиционируется и ведет себя как кино исключительно для среднего школьного возраста, которое со своими отпрысками вполне могут посмотреть и родители, не считающие себя откровенными снобами.
Фильм получился простеньким, но приятным, картинка бюджетная, без особых претензий, но и дешевизной по глазам не бьет. Аккуратные магические эффекты, летающие книги, живые зеленые изгороди, тыквы и кресла, картинка вселенной, вращающейся вокруг героев.
Но главным в фильме стала атмосфера жутковатого, таинственного, но притягательного волшебного приключения в духе Тома Сойера. Чуть хулиганистого, поначалу невинного, с каждым шагом все более сложного и к финалу судьбоносного. При всем антураже старинного таинственного дома, ночных прогулок на кладбище, неожиданных шумах и скримерах, хоррором ленту назвать сложновато. Это классическое юмористическое фентезийное приключение с выдержанным детским рейтингом.
Приятно поданы психологические проблемы детворы этого возраста (да и не только этого, будем честными). Желание признания, поиск друзей, ошибки в процессе этого самого поиска, зачатки гордыни, попытки произвести впечатление на голом месте. Общение с одногодками, среди которых хватает придурков, хулиганов и карьеристов.
Еще один любопытный момент фильма, собственно, образ главного злодея. Во-первых, как я уже сказал, его можно понять, постоянно глядеть на то, что творят гомо сапиенс, побывать в эпицентре самой кровавой войны за всю историю, потерять всех товарищей и остаться прежним, дано далеко не каждому. Второе – он не страшен, не привлекательно-готичен и не мрачно–демоничен. Он скорее смешон и местами нелеп. Соответственно у целевой аудитории не появится даже зачатков мыслей о том, что неплохо было бы походить на такого могущественного человека.
Невзирая на всю детскость фильма, постановщики касаются довольно болезненных тем, таких как войны, их тлетворное влияние на людскую психологию, гибель близких и дальнейшая жизнь после этого. Странности человеков и отличия от других людей. Да, вскользь, неакцентировано, но вода камень точит, и кое-что в мозгах недорослей все равно отложится. Плюс идея о необходимости думать, перед тем как что-то делаешь, даже если очень хочется произвести впечатление, дорогого стоит.
Пару десятков вистов создателям ленты стоит добавить за концепцию магии, доступной не только избранным по крови, а всем гомо сапиенсам. Нужно лишь штудировать специализированную литературу, усердно заниматься, ну и подвернуться под руку учителю, уже освоившему нелегкую магическую стезю.
Фильм основан на первой книге цикла детского писателя Джона Беллэрса (1973).
Да, почти все, что нам показывают, мы уже где-то видели, и не раз, оригинальностью «Тайна» не страдает. Но если вспомнить, что роман, по которому снят фильм, написан в 1973-м, ответ на вопрос о том, кто у кого и что позаимствовал, перестает быть таким однозначным.
Актерские работы особо отмечать не за что. Ваккаро слишком юн и играет слабо. Маклахлена мало, и большую часть времени он проводит в жутеньком гриме. Блэк частенько откровенно переигрывает и излишне прикалывается. Разве что Бланшетт держит марку, порой обжигая взглядом или словом не хуже чем Балрог плеткой.
Порадует нас картина парой уместных шуток, юмора тут хватает, хотя без непременных американских фекальных сцен также не обойдется.
А фантасмагорические моменты типа жутко опасных тыкв, шестеренок и младенца в финале, и вовсе стали крышесрывным украшением фильма.
Эрго. Забавное детско-семейное приключение без претензий, способное подарить приятное времяпрепровождение с вашими отпрысками.