Паранойя – forever, хакеры — must die, или Нелогичное будущее от первого лица
Будущее. Отныне на улицах нет полицейских дронов и камер слежения. А зачем, если камера установлена в глазах каждого человека? Вся без исключения информация о жизни граждан находится на серверах, и доступна правоохранительным органам в реальном времени. Казалось бы рай на земле, долгожданная безопасность в ее наивысшей форме. Преступники вычисляются «на раз», стоит лишь просмотреть видеозапись «из глаз» потерпевшего, подозреваемого, или свидетелей с места преступления.
Однако с одним конкретным убийством система дала сбой. Явно постарался какой-то продвинутый хакер. А в тот же день детектив Сол Фриленд (Оуэн) столкнулся на улице с девушкой (Сайфред), не имеющей никаких идентификационных данных. Совпадение? Или Сол видел человека причастного к душегубству?
Еще один не очень дорогой фантастический проект? Конечно смотреть, тем более после весьма приятного глазу «Апгрейда».
Однако, к сожалению, Anon не поддержал знатный почин предшественника. Картина вышла качественной с визуальной точки зрения, но просто провальной со сценарной.
Сперва о приятном.
-Отличный, оригинальный и весьма привлекательный способ съемки. Большую часть времени мы видим происходящее глазами кого-либо из персонажей. Причем точки зрения регулярно и постоянно меняются, создавая нестандартную картину повышенного погружения в реальность фильма. Не забывает оператор и об обычном способе съемки, оставляя зрителю хоть что-то привычное его глазу. Единственной претензией к виду «из глаз» является странная реакция жертв на приближающегося злодея. Чего ж вы по сторонам то глазками шарите? Вы ж пистолет явно видите, а в такой ситуации оторвать от ствола глаз не сможет практически никто. Не говоря уже о том, чтобы попробовать как-то отреагировать на приближающуюся смерть. А такое, судя по тому, что нам показывают, вполне возможно.
-Атмосфера и стилистика картины. Люди-роботы, практически не реагирующие на реальность и окружающих, полностью погруженные в виртуальный мир. Серые тона, серые цвета, серые здания. Мрачновато-депрессивное царство серости. Стильно.
В общем, если смотреть Аннон без звука и не обращать особого внимания на сюжетные перипетии, можно посчитать фильм удавшимся.
Но стоит вслушаться и всмотреться в происходящее, это ощущение мгновенно улетучивается. Диалоги слабые и натужные, действие чересчур плавное и неторопливое. Объяснения хоть каким-то техническим моментам этого мира отсутствуют как класс. Плюс такое впечатление, что фильм делали параноики, причем параноики абсолютно не дружащие с логикой и не умеющие внятно рассказывать историю. Допустим – девица – параноик, злодей – параноик, копы – параноики, комиссар — параноик с профдеформацией. Нехай. Бывает. Допустим – героиня принципиально шляется по улицам не обеспечив себя фальшивой личностью и бросая вызов любому встреченному служителю закона. Допустим – при том, что, по словам полицейских, «шифровщиков» полно, неведомая девица внезапно воспринимается комиссаром как угроза нацбезопасности. Допустим – злодей начинает заниматься вовсе нетипичным для него, как специалиста в абсолютно другой области делом — душегубством. Но почему постановщики не удосужились хоть как-то объяснить основной сюжетообразующий момент? С какого перепугу вообще начались убийства? Ведь без них на загадочную девицу, скорее всего попросту не обратили бы внимания – сбой системы и все. Соответственно мы смотрим историю, которая покоится на абсолютно бредовой и нелогичной предпосылке.
Не говоря уже о том, что технологии, позволяющие КАЖДОМУ внедрить имплант, подключенный напрямую к зрительным нервам жутко дороги, и могут возникнуть лишь в отдаленном будущем. А на экране наша современная реальность, дополненная той самой системой слежения. А такое невозможно в принципе.
Дальше. Что мы вообще видим на экране?
Депрессивный реальный мир и богатейшую виртуальную деятельность.
Отлично работающую систему, стоящую на страже безопасности населения и обеспечивающую высочайший уровень раскрываемости преступлений. Ты законопослушный гражданин? Тогда тебе нечего опасаться. Система страшна не сама по себе, а человеческим фактором, способным использовать ее возможности в своих корыстных интересах. В Anon этот аспект не раскрыт вовсе.
Копов с человеческим лицом (за исключением профдеформированного комиссара), способных даже войти в положение правонарушителей (см. горничную).
И есть лишь одна настоящая угроза этой идиллии. Беспринципные и полностью аморальные хакеры, способные на что угодно. Нарушать закон, отмазывая убийц («смотря кого он убил»). Портить жизнь невинным людям, фальсифицировать улики и подводить сограждан под монастырь. Подвергать опасности всех вокруг, навязывая своим объектам иллюзорную реальность, в которой они могут создать аварийную ситуацию, задавить или пристрелить кого ненароком.
Выходит главным идеологическим итогом фильма становится искренняя ненависть зрителя не к бездушной Системе, а к гадким и мерзким хакерам. Не знаю, что имел в виду Эндрю Никол, создавая данное произведение (кроме возможности похвастаться интересным способом съемки), но это то, что мы выносим из его работы.
По актерам. Персонаж Аманда Сайфред не проработан, кроме паранойи и точеной фигурки ничем не запоминается.
А вот Клайв Оуэн понравился. Полицейский, получающий искреннее удовольствие от работы. Наблюдательный, ироничный, уверенный, человечный. На общем безэмоциональном фоне Сол выглядит настоящим лучиком света в темном царстве. У него есть эмоции, интересные реакции на происходящее, герой добр и привлекателен. Причем Клайв не переигрывает, наоборот лишь намечая переживания своего персонажа, чего хватает с лихвой. Разве что без жутко штампированной линии пьянства из-за потери ребенка можно было бы обойтись.
Эрго. Визуалка на уровне, сценаристов на мыло. Очень жаль, к такому интересному способу съемки можно было бы придумать на порядок более вменяемую и привлекательную историю.
Режиссер: Эндрю Никкол
В ролях: Клайв Оуэн, Аманда Сайфред, Колм Фиор, Соня Уолгер, Марк О’Брайэн, Джо Пинг, Иддо Голдберг, Себастьян Пижотт, Рэйчел Робертс (I), Этан Таварес