Волшебство среди городских джунглей, или Мы в ответе за тех, кого изобразили
Художница Изабель получает предложение проиллюстрировать книгу своей лучшей подруги, Кэти, умершей пять лет назад.
Да, Изабель после смерти Катарины покинула Ньюфорд, перебравшись на отдаленный островок, и разорвав почти все контакты с прошлым.
Да, она уже давно рисует исключительно в абстрактной технике.
Но уж для нового издания книги Кэти она сможет сделать исключение, вернувшись к своей старой реалистичной манере письма?
Почему бы обычной, пускай и весьма талантливой художнице не почтить память подруги?
Но что если она вовсе не обычная художница?
И сама идея возвращения к работе над реалистичными картинами уже несет в себе огромную опасность.
Опасность и угрозу не только для жизни Изабель, но и ее друзей.
Чарльз де Линт, которого нынче называют ярчайшим представителем «магического реализма», создающим волшебные городские сказки, далеко не сразу выбрал себе писательскую стезю. Хотя читал в детстве много. Чем еще заниматься, если твоя семья постоянно переезжает и друзей завести попросту не успеваешь?
Когда Чарльз подрос, почти всем его вниманием завладела музыка. Особенно кельтские мотивы. Юноша начинает работать в звукозаписывающей компании, собирает единомышленников, играет с ними по кабакам и клубам.
Но при этом парню еще хватало времени на писательство. Исключительно для самовыражения.
Но затем оставшийся неизвестным для истории приятель, советует показать рассказы одному журналу. Работы взяли, и Чарльз загорелся. Оказывается, тем, что интересует тебя, можно поделиться не только с близкими, но и еще с тысячами читателей.
Все оказалось не так просто. Восемь лет де Линт писал в стол. Уже не рассказы, а большие полноценные романы.
Лишь в 1984-м первый из них, «Лунное сердце», увидит свет. С тех пор на счету писателя более четырех десятков романов, полтора десятка повестей и бесчисленное количество рассказов.
А самым известным его циклом, безусловно, является Ньюфордский.
Итак, «магический реализм». Иначе говоря, необычное в антураже обыденности. Вот уж чего-чего, а этого де Линт отсыплет нам с лихвой. Причем не того упадочного колдовства, которые воплощают в себе нежно любимые в последнее время вампиры. Или животного начала, присущего оборотням. И даже не потустороннего ужаса, несомого призраками.
Волшебство де Линта на порядок позитивнее.
Ньюмены, существа приходящие в наш мир из неведомого «прошлого». Существа, охотно поселяющиеся у нас, наслаждающиеся пребыванием на земле, считающие ее местом, ради которого стоит рисковать. Существа, приносящие на наши улицы магию неведомого, дыхание невозможного. Раздвигающие рамки обыденности, позволяющие людям на миг задуматься о несбыточном, и сделать его чуть ближе. Существа разные: общительные и замкнутые, импульсивные и рассудительные, но в большинстве своем светлые.
Но какой свет без тьмы? И какая сказка без противостояния?
И вот уже клубится в тенях силуэт Темного Человека. Двуликого чудовища, способного обмануть, сломать жизнь, извратить душу. На корню уничтожить все прекрасное.
И жуткая опасность сгущается над людьми и ньюменами. Опасность, с которой справятся не все.
Именно ньюмены помогают автору поделиться с людьми мыслями о людях. Поразмыслить о том, кого можно считать настоящим человеком. Достаточно ли для этого «красной птицы», или требуется нечто большее. О способности к искусству, необходимости развития таланта и кропотливой работы над собой. О маниях, желаниях, застилающих разум, и их последствиях.
Ньюмены, и конечно главная героиня. Юная, до одури талантливая девчонка поначалу. Ясное солнышко, согревающее окружающих. Яркое явление, классический человек творчества, наивный, жаждущий развития и реализации.
Впоследствии женщина, наступившая на горло своей песне, многое испытавшая и потерявшая. Нашедшая в себе силы, пусть не до конца осознавая последствия, доделать незавершенные дела, и столкнуться лицом к лицу с тщательно позабытым ужасом.
Проведя с Изабель девять сотен страниц, читатель задумается о творце и его ответственности. Развитии художника и возможных сложностях в отношении с наставниками. Чувстве собственничества и гордыне. Преодолении внутренних и внешних преград. Борьбе за свои детища. Необходимости отпускать прошлое.
Погрузится в мир богемы и на протяжении двух десятков лет поварится в этой своеобразной среде.
Пускай особым драйвом Де Линт нас не порадует, но напряжение на всех тех самых 900 страницах поддерживает весьма качественно.
Две временных линии, постепенно сходящиеся в одной точке. Сны, переплетающиеся с реальностью. Неторопливое развитие сюжета с постоянным нагнетанием обстановки. Постепенное приоткрывание покровов над событиями прошлого и настоящего.
Местами напоминает облегченный вариант старины Кинга. Тревожно, медленно, с легким уклоном в психологию и непременной командной работой. Но более щадяще для нервов читателя, чем у Короля ужасов.
Как на меня все же слегка подзатянуто, но не настолько чтобы возжелать выбросить книгу в мусорник.
Плюс в отличие от того же Стивена, у которого обычно до конца доживает гораздо меньше половины героев, Чарльз мыслит более оптимистично. Протагонист, конечно, совершает ошибки и изрядно «тупит», но многое можно исправить, а неисправимое повернуть во благо. Без потерь, конечно, не обходится, но даже они помогают остальным двигаться дальше и развиваться. Зло конечно, сильно и коварно, но аж никак не сильнее добра. Особенно если за проблему браться всем скопом.
А главное, никакие ужасы и неурядицы не устоят перед союзом творческого начала, уверенности, любви и разума.
И то правда, что во вселенной сравниться с такой объединенной силой?
Остров Кикон. Страна могущественных повелителей нефрита. Для остального мира далекое место на краю земли, о котором ходят вызывающие недоверие рассказы и анекдоты. Место, где правят Зеленые кости – кланы, в чьих руках находится добыча того самого волшебного нефрита. Они невообразимо Сильны, об их Легкости, Броне и Чутье слагают легенды. Есть лишь один нюанс – они разделены. На Равнинный и Горный клан, не считая группировок поменьше. И отношения между двумя ведущими кланами все больше портятся.
На пороге стоит война. Война, в которой схлестнутся те, чьи способности намного превосходят возможности обычных людей. Война, грозящая изменить судьбы Зеленых Костей и всего Кикона.
Восточная фантастика и фентези вызывая все больший интерес на Западе, потихоньку добирается и до наших палестин. «Королевские милости», «Гамбит девятихвостого лиса» — эти и другие книги восточных авторов и авторов восточного происхождения номинируются на различные премии, занимают призовые места и активно обсуждаются читателями.
Фонда Ли, нынче живущая в США, родилась в Канаде и явно имеет восточные корни, как можно понять по фамилии. «Нефритовый город» стал ее первенцем в литературе для взрослых (ранее она писала для подростков) и был довольно тепло встречен критикой, получив заодно в 2018 году номинации на Небьюлу и Локус, и даже завоевав Всемирную премию фэнтези и «Аврору».
Роман интересный, но со своими нюансами. Книга Ли, напоминая одновременно «Крестного отца», работы Сандерсона «Рожденный туманом» и Йена Макдональда «Новая Луна», пронизана японско-гонконгским колоритом и смешением технологии с волшебством.
С одной стороны перед нами классическая мафиозная история в японо-китайском антураже: все эти триадо-якудзы с кодексами чести, восточными единоборствами, поединками, иерархиями, мечами и саблями, боевиками и разборками. Старый (прости, господи) оябун, отходящий от дел. Молодые наследники, не слишком крепко держащие в руках вожжи «семьи». Нелады в отношениях этих самых наследников между собой. Коварный и безжалостный враг. Все, как полагается.
Если проводить аналогию с нашим миром, Кикон очень напоминает Гонконг, или Японию после второй мировой. Телефоны, автомобили, пистолеты, межконтинентальная авиация, промышленность, торговля. Попытки продолжения изоляции, загадочная восточная душа, пренебрежительное отношение к иностранцам-гайдзинам-каменноглазым, средневековые пережитки, слабые контакты с окружающим миром.
С другой – фентези со сверхспособностями. Вторая грань книги становится реальной благодаря основному и по большому счету единственному отличию этого мира от нашего – собственно нефриту. Минералу, дарующему обладающему им весьма нехилые возможности. При этом нефрит отнюдь не вундерваффе. Подвластен он далеко не всем и с серьезными ограничениями. В полную силу работать с ним могут лишь одна народность/нация, да и то после многолетней подготовки и без фанатизма. И даже у них, при использовании сил этого камня, имеет место солидный отходняк. Также не забываем о Зуде – смертельно опасной хвори, накрывающей тех кто «перебрал», пользуясь силами минерала.
Зато те, кто все делают правильно – на коне. Они становятся многократно сильнее, могут «подружиться» с силой тяжести, увеличить свой слух и чутье, создать защиту от повреждений, наносить энергетические удары… В общем, «плюшек» хватает. Концепция нефрита, его преимуществ и недостатков, особенностей использования, хорошо продумана и неплохо прописана, стала украшением книги. Именно благодаря Зеленым костям (и их Фонарщикам, конечно) – повелителям нефрита, Кикон избавился от оккупационных войск шотарцев во время Мировой войны (да-да, здесь тоже без нее не обошлись).
А ведь есть еще некий наркотик «сияние», позволяющий носить нефрит даже иностранцам, изначально ни капли не заточенным под работу с камнем. Изобретенный, понятное дело, именно иностранцами, и начинающий серьезно влиять на расклад сил на всей мировой шахматной доске. Ведь правительства, армии, спецслужбы всего остального мира тоже не прочь воспользоваться силами, которые дает нефрит.
Общество Кикона вообще любопытно и хорошо проработано, эдакий сплав современности с феодальными укладами, ведь совсем скоро понимаешь, что Зеленые Кости это уже не столько якудза, сколько всевластные средневековые кланы, типа Тайра или Минамото (о войне Гэмпэй отлично написала Кейра Дэлки в «Войне самураев». Да, автор упоминает о том, что «по понятиям» кланов: «золоту и нефриту вместе не бывать», а те кто «нефритят», не могут править. Но сразу же, как вполне взрослая девочка, говорит о том, что политики, министры и прочие канцлеры, фактически сидят на зарплате у одного из двух кланов и чаще всего происходят из их же Фонарщиков. То бишь бизнесменов разного калибра, теснейшим образом связанных с Равнинными или Горными, платящих им регулярную дань, получающих взамен мощное покровительство.
А как вам нефритовый альянс, определяющий квоты экспорта нефрита, стратегического ресурса государства за рубеж? Альянс, состоящий исключительно из членов Зеленых Костей. Еще имеются вопросы по поводу «золота и нефрита», а также того, кто тут правит?
Порадовал подход к обычной преступности, ведь не зря Жанлун считается одним из безопаснейших городов этого мира. Вольные криминальные элементы, конечно, не искоренили полностью, но изрядно прижали к ногтю. Стоит «наехать» не на того, или грабануть по ошибке мелкого Фонарщика, как к тебе придут хмурые парни с зелеными камушками и твоя преступная деятельность имеет все шансы завершится. Вместе с жизнью.
Итак, фактически всем рулят Зеленые кости. Казалось бы, живи и радуйся. Если бы не одно «но». Разделение этих самых Костей на два клана. Пока были в силе патриархи, вместе сражавшиеся с захватчиками, «горячих» конфликтов между Равнинными и Горными удавалось избежать. Теперь один помер, другой отошел от дел – и вечер окончательно перестает быть томным.
После вяловатого начала, растянувшегося где-то на треть романа, происходит нагнетание обстановки, растет напряжение, и предчувствие беды, дело верно идет к полномасштабной войне, в которой у наших любимцев имеются все шансы серьезно пострадать.
Ведь к тому времени, как на горизонте начинает маячить война, мы уже откровенно привязываемся к членам семьи Коул – лидерам Равнинного клана. Эти образы стали еще одной сильной стороной романа. Серьезный и рассудительный Лан – Колосс (лидер) Равнинных. Умный, способный, но одновременно испытывающий комплекс неполноценности по отношению к своему погибшему отцу – идеальному нефритовому воину. Периодически терзающийся сомнениями в правильности избранного пути и своей способности управлять кланом. Рефлексирующий по поводу харизмы и бойцовской натуры своего младшего. Не желающий войны, но попавший под влияние обстоятельств и интриг Горных. Несколько упустивший поводья происходящего и откровенно проигрывающий инициативу лидеру (точнее лидерше) Горных.
Его младший брат Хило – лидер боевой ветви клана. Грозный, безжалостный воин, смельчак, временами несдержан и горделив. Истинный фанат кодекса чести айшо и защитник доброго имени клана. При этом малый не дурак и вполне осознающий, что предстоящие события могут завершиться плохо. Но идти на уступки Хило не намерен. Их сестра Шаэ – пытавшаяся выбраться из-под гнета клановых обязанностей, учившаяся за границей и вернувшаяся как раз к началу эскалации конфликта. Приемный брат Анден – юный, талантливый в обращении с нефритом, волею судьбы чересчур заинтересовавший лидеров Горных. Все хорошо прописаны, вызывают сопереживание, несмотря на некоторую заторможенность (Горные их постоянно опережают на пару ходов), которую впрочем, можно списать на восточный фатализм.
Приятно обыграны моменты обучения нефритовых воинов – этим занимаются целых две высших школы, одна готовит Пальцев (боевики младшего звена) для Равнинных, другая — соответственно. Заодно имеются элементы столь любимых в последнее время магических академий.
Вдосталь восточного антуража, всего этого почтения, уважения, иерархии, падания на колени, «моя жизнь принадлежит клану», причем адаптированного и не очень грузящего западного читателя.
Да. Роман чересчур жанровый. Эдакое восточное криминальное боевое фентези о войне двух крутых банд, пардон кланов. Особой идейной подоплеки от него ожидать не стоит.
Да, мы видим картину практически все время лишь со стороны одного клана, Горных в романе очень мало.
Да, главгерои, как я уже сказал, периодически «тупят».
Да, не помешало бы побольше боевых сцен.
Да, поединки между нефритовыми воинами смотрятся несколько компьютерно, или скорее в стиле незабвенных ДНД: «послал поток Отражения», «успел выставить Броню».
Но все эти моменты не мешают восприятию хорошей, экзотичной приключенческой истории в любопытном «сеттинге».
Эрго. Мафиозно-клановый фентези-боевик в восточном антураже с качественными персонажами, хорошо прописанным Киконом и криминальным бытом кланов, сюжетообразующим и продуманным нефритовым фантдопущением. Да, имеются недостатки, но каши они почти не портят. Как жанровая литература «Город» на высоте.
«Все чудесатее и чудесатее», или Божественное завершение
Сигруд йе Харквальдссон, скрываясь от сайпурских властей, выпал из «активной общественной жизни». Частая смена мест обитания в глуши Континента. Ерундовые работы, требующие тяжелого физического труда и дающие возможность хоть немного позабыть о скорби.
Так продолжалось год за годом, пока до места, где скрывался Сигруд, не докатилась весть о гибели от рук убийц бывшего премьер-министра Шары Комайд.
Сигруд берется за расследование обстоятельств дела, готовясь к мести за единственного человека, которого он искренне уважал и ценил. Казалось, он был готов ко всему. Но не ко встрече с существом, рядом с которым самые опасные противника старого дрейлинга покажутся детишками, играющими в песочнице.
И, похоже, на кону не только месть за старую подругу. Но и судьбы всего мира.
Мир «Божественных городов» не возведен нерукотворным памятником себе, а активно развивается, причем как по пути научно-технического прогресса, так и в политическом, психологическом планах. Этот мало распространенный прием с ходу припоминается, пожалуй, лишь у Аберкромби в поздних томах «Земного круга».
Мира Беннетта также оказался живым и не стоящим на месте. Если в первом томе в качестве ручного стрелкового оружия использовались исключительно арбалеты, то уже во втором «огнестрел» перестает быть диковинкой, а в третьем становится повсеместным явлением. Если в начале цикла, автомобили, телефоны, железные дороги на разрушенном после Мига Континенте, лишь начинали входить в практику, а вокзал в Мирграде напоминал скорее полустанок, то сейчас главные вокзалы похожи на произведение искусства, а помимо поездов пассажиров перевозят даже экзотические аэротрамваи. Та же картина с бытом континентцев, развитием городов, промышленностью, торговлей, техническими новинками, повсеместно заменяющими уходящее божественное влияние. Мы можем наглядно увидеть результаты прошедших десятилетий, почувствовать время на вкус.
Причем это касается не только места действия, но и персонажей. Главная протагонистка второго тома превратилась в опытного политика, заслужив прозвище «Матушка Мулагеш». Ветреная юная красотка Ивонна Стройкова стала мрачной, подозрительной, битой жизнью женщиной.
Приемный ребенок Шары достиг подросткового возраста, со всеми положенными пубертатными бурями и «взрослоборчеством». Ашара Комайд, лишившаяся поста премьер-министра, и вовсе отправилась на небеса. City of Miracles во многом становится прощальной песнью, панихидой, «Плачем по Бором…», пардон Комайд. Р. Беннет во всех книгах широко использовал наследие «ушедших на покой» героев в виде дневников, писем, последствий поступков. В третьем томе он сделал еще один шаг. Шара с нами еще и благодаря незаконченным делам. Ведь именно она, выступив своеобразным катализатором, принимала активное участие в событиях, нынче грозящих перевернуть мир.
Делам, а также дочери – чертовски напоминающей молодую Комайд. С одной стороны Татьяна обычный недоросль – неуравновешенный, эмоциональный, взрывной, яростной. С другой – кое в чем, она настоящая дочь своей матери. Увлекающаяся экономикой, способная на озарения, проявляющая твердость характера. Плюс девочка хранит внутри немало секретов.
Но настоящей звездой романа стал Сигруд йе Харквальдссон. Натуральный непобедимый «рояль в кустах» из первого тома, уже в «Городе клинков» стал гораздо человечнее, нес потери, потихоньку прекратив свое тлетворное глобально-неудержимое влияние на сюжет. Нынче Сигруд раскрывается перед читателем как рак, выползающий из раковины, подставляя нашим взглядам мягкое подбрюшье обычного человека. Потерявшего все что можно и что нельзя. Обретшего призрак счастья и не сумевшего его удержать. Воина, живущего местью. Получившего свой третий шанс. Вдруг обнаружившего, что в жизни еще есть за что сражаться. А сражаться у Сигруда по-прежнему выходит лучше всего. Плюс, как мы выясним к завершению, не только это.
Так как основным протагонистом тома является боевой парень Харквальдссон, экшена автор отсыплет нам сполна. Драки, перестрелки, убийства, и кровь. Много-много крови. В чем-чем, а в мягкосердии Сигруда обвинить не получится при всем желании.
Первая треть романа напоминает «крутой» шпионский детектив с расследованием, перестрелками и непременными драками. Сигруд потихоньку разбирается в том, кто виноват в смерти Шары, параллельно раздавая сестрам по серьгам. Затем оказывается, что с главным виновником не по силам справиться даже такой совершенной машине для убийства. И жанровое наполнение книги плавно перемещается к приключению в духе Жюля Верна с элементами хоррора. Неожиданные союзники. Жуткий враг и его клевреты, наворачивающие круги возле героев. Путешествие-квест, полное опасностей. Отчаянная схватка. Потери и неожиданные обретения. Невозможные, судьбоносные открытия. Откровения и осознание, бросающее судьбу мира на последнюю козырную карту.
И чудеса. Множество чудес. Ужасных, смертельных, таинственных, волшебных, технических, спасительных, судьбоносных. Всяких.
Третий том трилогии посвящен чудесам не меньше, чем полюбившимся героям. Ведь Континент до сих пор остается чудесным местом.
City of Miracles подробно поговорит с читателем о божественной природе и цикличности. Как появляются вседержители. Что происходит с их чадами. Чем интересны Божественные владения. Какой выбор иногда приходится делать богам. На что они идут, дабы остаться самими собой.
Особо приятно, что в отличие от первых двух книг, где божества (или их наследство) появлялись ближе к завершению, в «Городе чудес» божественное с нами фактически с начала. Причем как в виде антагониста, так и в облике союзников героев. Главгад, кстати, вышел неоднозначным и весьма удачным. Инфернальная угроза постепенно приобретает людские черты, усиливается, растет. Ведь после того, что с ним сделали, сложновато оставаться адекватным, любящим ближних своих существом.
А вот в стремление к справедливому, нравственному миру, неизбежно почему-то приводящее к смертям, крови, грязи автор не верит. Имеет право.
Заодно Роберт прошелся по имперским амбициям и государственной политике, создающей неприятности на свою голову. И неважно, какова их природа: вирусная, радиационная или магическая. Разгребать последствия действий власть имущих приходится всем миром.
Идейно роман вышел отличным. Помимо ответственности за игры с огнем, Беннетт расскажет нам о выборе и его сложности. Невообразимой власти и отказе от нее. Жертвенности, жизненных целях тех людей, у которых, казалось, не осталось уже никаких целей. Покажет природу прошлого, будущего, самого времени.
Украсив свою работу пронзительным, щемящим, грустно-оптимистичным финалом.
Что особенно ценно, ведь в City of Miracles, писатель закольцовывает историю, начатую десятилетия назад приездом в Мирград некоего Ефрема Панъюя. А точнее еще раньше. Раскрывает истоки событий, их предысторию. Ведает о подоплеках действий персонажей. Красиво подвязывает все нити, оставленные за время двух предыдущих томов. Нажимает на курки ружей, развешанных по стенам. Объясняет мотивацию, остающуюся ранее неясной. Полностью заканчивает историю своих Божественных городов. Начиная абсолютно новую эру.
В процессе мы заглянем в жутко современный нынче Аханастан, кардинально отличающийся от своей «божественной» версии. Наконец-то, хоть краем глаза увидим второй город мира, столицу цивилизации — Галадеш. Подивимся любопытным особенностям развивающегося Континета, типа скользящего в облаках аэротрамвая.
И снова вернемся в Мирград. Соскучились по нем? Великий город также изменился, стал более спокойным, приятным для жизни, современным. Но по-прежнему окруженным чудесными стенами и переполненным лестницами, давших ему имя. А также вновь ставший местом божественных «разборок», определяющих судьбу мироздания. Пуп мира (пардон, Престол), что поделать.
Эрго. Отличное завершение, закольцовывающее трилогию. Масса чудес, божественных проявлений, экшена, приключений, идейных заметок. Развивающийся мир, не стоящие на месте герои. Даже жаль расставаться. Может, еще встретимся, а товарищ Беннетт?
P. S. А вот дневников, писем, заметок, расположенных меж главами и создающих глобальную картину, автор в этом томе пожалел. Они остались, но серьезно сократились в объемах и наполнении. В City of Miracles, это скорее расширенные эпиграфы, анонсирующие следующие за ними главы, тонко намекающие на дальнейшее развитие событий. Хорошо, но не то.
Под крылом Предназначения, или Геральт и его женщины
Геральт из Ривии служил ведьмаком. Ну знаете, чудовищ к ногтю прижать, деньжат срубить, по дорогам поколесить, в историю неприятную влипнуть. И не в одну.
Цирилла из Цинтры трудилась принцессой. Тоже работа не сахар. На балах поплясать, лицом поторговать, с родственниками попикироваться, бабушкины уроки выслушать, ухажеру руку подать.
Они не знали, или не обращали внимания, что предназначение уже простерло над ними свою руку. До той самой поры, пока войска Нильфгаарда не взяли Цинтру, а Геральт не вспомнил о своем Ребенке-неожиданности.
А значит день, когда предназначение возьмет свое, все ближе.
Анджей Сапковский стал вторым после Лема представителем польской фантастики, несущим знамя демиургов Ржечи Посполитой по всему миру. После появления игры по Ведьмаку, имя Геральта из Ривии и вовсе оказалось в умах миллионов людей. В частности Генри Кавилла, актера, полюбившего Белого волка. Посему когда стало известно о намерении во второй раз перенести Ведьмака на телеэкраны, Генри активно (по слухам даже слишком) предложил свои услуги в качестве выпускника Каэр-Морхена.
Ожидания фанатов, особенно после спорных трейлеров, были неоднозначными, но, сериал, за исключением пары-тройки нюансов, оказался вполне приемлемой экранизацией отличной книги.
В первом сезоне мы увидим несколько историй из первых двух ведьмачих томов — «Последнее желание» и «Меч Предназначения», смешанных с плодами богатой и нездоровой фантазии сценаристов (Вильгефорц, что с тобой?).
Твердого следования хронологии не ждите. Постановщики покажут нам несколько временных линий, переключаемых и переплетаемых самых причудливым образом. Резня в Блавикене соседствует с разрушением Цинтры. Юность Йеннифэр с бегством Цири. Знакомство Геральта и Лютика с разборками со стрыгой. Драконий поход с историей Йожа и Паветты. Джинн с Брокилоном. Причем когда именно происходит действие, порой понятно не сразу. Нелинейный подход к повествованию может стать проблемой для людей, незнакомых с миром. Хотя у создателей сериала получилось окунуть зрителя в его атмосферу. В первую очередь благодаря отличным съемкам природы. Суровые заснеженные леса. Величественная громада то северного, то тропического Брокилона. Циклопические горы с головокружительными обрывами. Холмистые равнины, беспощадные пустыни и ласковые морские берега. Почему-то Польша (что было бы чертовски логичным) не удостоилась стать местом съемок, зато по Центральной Европе, в частности по Венгрии съемочная группа поколесила изрядно. Также в «Ведьмаке» мы увидим некоторые из Канарских островов.
Есть тут на что посмотреть и помимо природных красот. Разнообразные чудища (а вот дракон откровенно не дотянул, что ж ему не везет-то так), изничтожаемые Геральтом. Рыцари и балы при королевских дворах. Кружащиеся под руку с венценосцами в танцах чародейки. Беспощадная к девичьим слабостям островная Аретуза. Наполненные жизнью, чумазые средневековые города и пасторальные селения с парой реверансов в сторону Восточной Европы в виде «кметей», или «кажи».
Акцента на стратегическую обстановку постановщики пока не делают, картину мира поясняя слабовато. Есть злые фанатики-захватчики, есть свободолюбивые северные королевства. Пока хватит.
Нильфгаард, кроме армии вторжения в Цинтру и Кагыра, за кадром. Больших сражений, за одним показанным вскользь исключением, и, пожалуй, битвы при Соддене, снятой с исключительным акцентом на чародеях, нам не подарят. Впрочем, об этом создатели Witcher предупреждали заранее, тем более у них в планах целых семь (!) сезонов и все может измениться.
Персонажам меж тем в старании не откажешь.
Геральт в исполнении Кавилла действительно чересчур шкафообразно-амбалист, пафосно-серьезен и демонстрирует весьма ограниченный актерский диапазон, собственно как всегда. Каменная физиономия, периодически сменяемая редчайшими всплесками эмоций, гневным взглядом и сжатыми суперменскими челюстями. Его невозмутимости могут позавидовать лучшие из самураев «видящих Фудзи и сакуру в цвету». Как и непробиваемому фатализму, отстраненности, уверенности в себе. Да, время от времени он рефлексирует по поводу своей мутантской природы, но делает это не очень убедительно. В принципе, такой вариант Геральта, будучи изрядно упрощенным и выхолощенным, тем не менее, довольно близок к оригиналу, и имеет право на жизнь. Как и прилипчивая «зараза» (жаль не «холера», интересно как в оригинале) — атмосферна, уместна и хороша. Жаль, юмором и самоиронией эта версия ведьмака похвастать не может. А вот технику боя Генри поставили впечатляющую и эффективную. Боевые сцены с его участием заставляют следить за собой, затаив дыхание.
Забавно наблюдать за внешностью ведьмака. Продуманные, небольшие гламурные шрамики, придающие его лицу дополнительную мужественность. С одной стороны, он почти не бывает чистым и ухоженным, волосы часто спутаны, лицо в грязи. Вроде как натуралистично. Однако с реальной грязюкой, невозможностью следить за собой в дороге, колтунами от сна в лесу около костра, то, что изображено на Геральте, спутать сложновато. За всем этим видна четкая работа десятков стилистов и гримеров.
Линия Йеннифэр (Чалотра) изрядно расширена и стала одним из самых спорных моментов проекта. Нам покажут будущую возлюбленную Геральта еще в бытность ее молодой горбуньей, активно шпыняемой односельчанами. Мы увидим ее первые шаги в Аретузе, поглядим на ее обучение. Узнаем о наличии у нее эльфийской (!) крови. Подробно и неаппетитно понаблюдаем за обретением красоты. Столкновениями с Капитулом, ее первыми шагами в качестве королевской и практикующей чародейки. Будем честными, настолько подробный показ прошлого Йен откровенно излишен. Очередной визит в столь любимую нынче магическую школу, очередное тяжелое обучение, любовная связь с Истреддом. Это экранное время, как на меня, можно было бы потратить с большим толком. Линия взрослой Йеннифэр адекватна. Властолюбие, жесткость, желание заиметь ребенка, сложные отношения с Ведьмаком – все как полагается.
Цирилла (Аллан) хороша и вполне на своем месте, разве что выглядит чуток менее «эльфявой», чем представлялось по книге. Юная княжна под крылом Львицы из Цинтры. Сорванец, способный сбежать из дворца для игры с уличными мальчишками. Девочка, искренне наслаждающаяся танцем на балу и дружескими перепалками с Эйстом. Ребенок, чей мир рушится у нее на глазах. Беглянка, упорно преследуемая и переполненная ужасом. Человек, попавший в сложнейшую ситуацию и лишенный всего, что имел ранее.
Лютик (Бэти) – «раздолбаист», уместно нагловат, незатыкаем, абсолютно некорректен, приятен, выдавая нам баллады в стиле рок. А его «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» цепляется не хуже наших популярных шлягеров.
А вот к Калантэ (Мэй) вопросов хватает. Вместо умнейшей, хитрой, коварной властительницы, перед нами простая как двери воительница, ведущая себя порой как базарная баба. Обидно за Львицу из Цинтры.
Без обожаемой нынче политкорректности постановщики, естественно не обошлись. То, что у Сапковского постулировалось умно, уместно, натурально, через картину мира и населяющих его существ, у создателей сериала подается в лоб, в излюбленной американцами манере. Если тяжелая судьба женщин – то в банальном монологе Йеннифэр (а как же чародейки, фактически управляющие многими королями?). Если расовые конфликты – то через темнокожего (!) эльфа (и это не дроу), семью которого вырезала злая Львица (что-то я не припомню в оригинале репрессий Калантэ по отношению к эльфам, ошибаюсь?). К обилию негров в местах, где их быть не может в принципе, мы уже как-то привыкли. Да и карликов многовато (причем появившихся на экране до того времени, когда прозвучало слово «краснолюды»).
Допплеров постановщики, похоже, особо не любят, сделав одного из них натуральным Декстером без твердых папиных моральных принципов.
С доспехами нильфгаардцев, действительно вышло неловко. Вместо «пугающих и странных» воинство Эмгыра выглядят как чопорные выпускники протестантских вузов, по нелепой случайности, напялившие дизайнерские костюмы в рюшах.
С дриадами тоже нехорошо получилось. Население Брокилона в Witcher оказалось натуральным первобытным африканским племенем, без луков, зато с копьями и арбалетами (!).
Грязи, кровищи, выпущенных кишок в сериале хватает (ну это вполне в духе пана Анджея). Как и гламура в исполнении чародеек, которого можно было бы и поменьше (хотя ожидалось еще хуже).
Имеются приятные хорроровые моменты и красивейшие кадры, связанные с Ведьмаком в различных природных, городских и подземельных локациях. Запоминается перекличка между «общением» Геральта со стрыгой и «перерождением» Йен.
Музыкальные темы изредка навязчивы, но по большей части уместны и заметны.
Практически с первых кадров чуть ли не каждый персонаж, включая встреченную на улице собаку, считает своим долгом упомянуть предназначение и его влияние на происходящее. Перебор.
Эрго. Невзирая на обязательные толерантные американизмы, когда неуместную, когда ненужную отсебятину (такие сцены гораздо слабее снятых «по Сапковскому»), на диво приятная экранизация «Ведьмака» — особенно после заниженных ожиданий.
Далекая-далекая Галактика. Империя осталась в прошлом, а о Первом Ордене еще никто не слышал. Жители сотен планет, наконец, получили возможность зажить своей жизнью.
Один из них, Охотник за головами из племени мандалорцев, получает очередное задание. Все как обычно – найти, доставить живым или мертвым.
Вот только объект, который нужно найти и доставить, оказался далеко не обычным.
И теперь у нашего Охотника есть все шансы оказаться жертвой в столкновении могучих сил.
Близится к концу основная линия Звездных войн, связанная с семейством Скайвокер. С большим или меньшим успехом прозвучали с экранов Истории.
И вот новый визит в жутко далекую Галактику. В формате сериала. Визит небезынтересный, но не лишенный нюансов.
Что чертовски радует с самого начала – так это атмосфера той самой Галактики, смешанная с приключениями и старыми-добрыми пустынными (и лесными) вестернами.
В первую очередь завораживает антураж отдаленных планет с самыми разными климатическими и народонаселенческими особенностями. Вот морозный ад, с секущими лицо вьюгами, где неосторожных поджидает смертельная опасность из-подо льда. Вот выжженная солнцем пустыня с холмами и барханами, пересохший, растрескавшийся казалось, сроду не видевший дождя (ан нет, показалось). Вот лесные угодья, граничащие с прудами, полными ярко голубой рыбы (криля). Вот пустыни Татуина над которыми так привольно носиться на спид-байках… Вот…
Население планет тоже радует разнообразием, пускай в основе все равно лежат классические гуманоиды (две руки, две ноги, голова, о! а вот и исключение). Щупальца, огромные выпуклые глаза, клешни, гребни, чешуя, антенны, рога, собачьи морды, железные части тел, киберимпланты, неведомые существа в скафандрах, дроиды самых разнообразных форм и размеров. Паноптикум знатный. О! Воры-назгулы, болевшие в детстве. Да это ж привет с Татуина! Далеко не последний. Вдобавок у каждого свой язык, прям как в реальности.
Обитают все эти товарищи в условиях откровенной провинции, что в полной мере доказывается «юзаным» состоянием всего, что мы видим. Новых предметов, только с конвейера, нам практически не показывают. Перед зрителем бывшие в употреблении космические корабли, скутеры, оружие, наряды, дома, люди. Особо порадовали покрытые царапинами и вмятинами доспехи имперских штурмовиков. Vae victis. Тяжела ты доля побежденных. А вот и еще одно «татуинское» подтверждение этого бесспорного тезиса.
Дополняется картина забавными мелочами, типа жарящихся на вертелах тушек откровенных гоблинов, жутко удобных антигравов (коляска на основе хороша), камеры-глаза, шляп-шлемов, опасных дверей-мембран.
К антуражу никаких вопросов – зачет.
Не полнились постановщики уделить чуток внимания культуре мандалорцев. По версии создателей сериала – это племя, легко принимающее найденышей и считающее оружием своим религиозным атрибутом. Они пережили имперскую чистку, и сейчас «скрываются как крысы» в подземных убежищах (хотя империя уже с пяток лет как в прошлом), почти не выходя наружу. Перед нами народ воинов-фаталистов (Таков путь!), никогда не снимающий шлемов прилюдно, включая детей-мандалорцев (навевающий ассоциации с Вегнеровскими иссарам с их вечно закрытыми лицами, правда иссарам хотя бы среди своих повязки убирали). Смесь самураев с викингами, почитающими кузнеца (-чиху), презирающими трусость и смерть. Микс из технологий и древних традиций. Ковка доспехов из жутко прочного металла-бескара соседствует здесь с реактивными ранцами, позволяющими подниматься чуть ли не до стратосферы и многоствольными бластерными пулеметами (тьфу ты лучеметами) типа минигана. Коктейль странноватый, но привлекательный.
Безымянный главный герой вызывает противоречивые чувства. Перед нами классический невозмутимый персонаж из тех самых вестернов. Ковбой-самурай в шляпе (пардон в шлеме), с одинаковым лицом способный изничтожить десяток-другой врагов, одолеть природные катаклизмы, защитить невинных (если хорошо заплатят), сделать «ата-та» виновным. Причем перед нами не рыцарь без страха и упрека, а собственно наемник – субъект, зарабатывающий на жизнь отловом отчаявшихся беглецов и возвращением их в кабалу или на эшафот. Это не взирая на его тяжелое детство, о котором нам поведают повторяющиеся флеш-беки. Из них же становится понятно его отношение к роботам (никаких дроидов!). Наш протагонист легенда, его ненавидят в гильдии Охотников за головами, да и среди соплеменников у него близких друзей, похоже, нет. Он молчалив, цедит слова как драгоценность в час по чайной ложке, разговор из него собеседники вытягивают клещами. В одной серии Мандо вспыльчив, порывист, импульсивен. А в другой перед нами выдержанный профи, способный на ожидание, хитрость, качественные тактические решения, помогающие одолеть любого противника. При этом в начале его чуть не пришибли обыкновенные, пускай и крупные животины (что явно должно показать зрителю — Мандо не мифический персонаж, а обычный человек, но говорит в первую очередь о том что с концентрацией у протагониста порой откровенные проблемы). Эдакий безжалостный убийца с поразительно добрым сердцем, искренне переживающий за слабого. Вот такой он у нас многогранный.
Загадочность героя долгое время работает ему на пользу, но потихоньку начинает доставать и превращаться в недосказанность. Да сними ж ты, наконец, эту консервную банку! Тем более что лицедейскую и боевую задачу закрытый шлем на башке отнюдь не облегчает (ну хоть полезные «приблуды» типа инфракрасного сканера имеются, и то хлеб). Актеру, лишенному возможности использовать мимику, и ограниченному в употреблении слов, приходится пытаться показать свои эмоции всем телом. Что любопытно пару раз ему это даже удается (вспомним хотя бы встречу со штурмовиками, или поведение на «раздетом» корабле). Но, безусловно, всего спектра, которого может продемонстрировать артист в открытым лицом, откровенно не хватает.
Второстепенные персонажи также получаются в сериале знатными. У постановщиков выходит парой реплик, интересной особенностью поведения создать вполне запоминающийся образ. Сбегающий от погони хитрый жаболюд. Фермер «Я все сказал». Неоднозначный глава гильдии. Сибаритствующий заказчик. Вертящийся робот из гильдии охотников за головами — наутральная стрелковая машина для убийства. Ударная повстанческая десантница. Ремонтница с трусливыми дроидами. Амбициозный юнец-охотник.
Почти у каждого имеются речевые и поведенческие мелочи, не дающие героям долго выветриваться из головы.
Но гвоздем сериала стал не Мандо и не персы «второго эшелона». С первого своего появления максимум зрительского внимания и восхищения отбирает себе «Йода-джуниор». Настоящий ми-мишный хит сезона. Еще и шкодливый. Такой выразительностью, эмоциональностью, привлекательностью могут похвастать немногие живые актеры. Что уж говорить о аниматронных куклах. Огромные глазищи, уши-локаторы великолепно передают внутренний мир персонажа, позволяют с легкостью судить о его эмоциях и реакциях. Бравушки! (разве что с лягушкой нехорошо получилось). Да и прочий зоопарк не подвел.
Экшеном нас также не обделят. Рукопашные потасовки, драки ГГ с более слабыми и равными противниками. Многочисленные бластерные перестрелки с использованием самого разнообразного по калибру оружия, включая ностальгический имперский шагоход. Напряженные и продолжительные разборки наемников в духе космохоррора. Аж до дуэлей космических кораблей включительно.
Встречаются порой и на диво приятные юморные моменты, типа: «супа хочешь?», «что за выражение лица?».
А вот сюжетная линия сериала достаточно шаблонна, постоянно балансируя на грани плагиата и уважительного оммажа классике. Вестерны (особенно в их спагетти-версии), пронизывают всю структуру сериала (впрочем, как и оригинальных ЗВ). Вот перед нами брутальный, мрачный воитель с богатым внутренним миром и огромным сердцем. Никогда, такое впечатление, не видевший младенцев и не встречавший беззащитных детишек в трудных обстоятельствах (или постановщики намекают на убойный сплав сплав ми-мишности и неожиданной помощи в трудную минуту?). А вот мы погружаемся в откровенные «Семь самураев» (растерявшие пять штук в космосе). А тут юным Соло повеяло, друзьями/врагами Оушена с каким-то, прости господи, «Напроломом».
Аллюзии, отсылки и архетипы, это, конечно, мило, но чуток свежего воздуха не помешало самому любимому архетипу.
«Кастрированный» формат серий штука двоякая. С одной стороны 30-37 минут откровенно негусто. С другой – «на воду», растекание мыслею по древу и прочие лишние элементы, времени остается минимум.
Любопытно: «Лезвием бритвы» постановщики делают Ивану Ефремову вольный, или невольный комплимент?
Эрго. Эдакий официальный апокриф «Звездных войн», знакомящий нас с мандалорцами и умильным Йодой-младшим. Приятная атмосфера далекой галактики, в ее провинциальном варианте, приключений и вестерна. Масса отсылок и заимствований, прилично экшена и куча шаблонов. А вот к протагонисту остались вопросы.
Режиссер: Дебора Чоу, Рик Фамуйива, Дэйв Филони
В ролях: Педро Паскаль, Кайл Пацек, Брендан Уэйн, Бернард Баллен, Александра Гилман, Луис Ричард Гомес, Джамал Антар, Тейт Флетчер, Тони Табоада, Омид Абтахи