Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 января 2020 г. 11:38

Основное чувство, или «В стране слепых и кривой король»

videt

Будущее. Вследствие эпидемии смертельного вируса человечество изрядно уменьшилось в числе, деградировало и утратило способность видеть. Однако не вымерло. Куда там тараканам!

После столетий тьмы даже разговоры о возможности видеть объявляются ересью. А тех, кто вспоминает о былой «злой силе света», активно отлавливают и прижимают к ногтю.

Вождь одного из племен Баба Восс (Момоа) очень хотел иметь детей. Но не складывалось. Посему, когда к его людям прибилась беременная чужестранка, он принял ее с распростертыми объятьями и даже сделал женой. Вот только того, что по ее следам придет целая армия охотников на ведьм, Восс аж никак не ждал.

И теперь всему племени, вождю и матери с двумя новорожденными, которые, похоже, обладают давно утраченной способностью видеть, предстоит путь, решающий не только их судьбу, но и, возможно, долю человечества.


Новый сериал Apple TV+ на который, по слухам, канал воскладывал немалые надежды, и куда вложил немалые деньги, с ходу вызвал массу противоречивых отзывов. Одни ругали за абсолютную нереальность происходящего, другие сдержанно хвалили за первобытно-постапокалиптическую атмосферу. В общем «сарафан» был откровенно негативным. Я крепко раздумывал, стоит ли тратить время на этот проект, но в результате решил дать ему шанс.

Сериал действительно оказался спорным, но не без любопытных моментов.

Наиболее интересно наблюдать за нашими беспутными потомками. Люди, лишенные основного чувства, ведут себя по-другому, чем зрячие. Меняется походка, положение тела. При ходьбе ощупывается пространство перед собой: сперва щелкающими кнутами, отвечающими за дальнее обнаружение предметов, затем посохами, которые есть у каждого жителя этого мира, напоследок вытянутыми вперед руками. Никакого бодрого быстрого шага, тем более бега. Передвижение медленное, с минимальной скоростью, согнувшись в три погибели, скособочившись, украдкой, когда ползком, когда на карачках, в приседе, скользя над землей, ощупывая ее ладонями. Взгляд затянутых бельмами глаз мимо (иногда, все равно персонажи смотрят как зрячие, утыкаясь взглядом в собеседника, но не часто).

Появляются специальные Сентьеры (прямой перевод с французского «путь») – люди, по-видимому, развивающие шестое чувство, ощущающие ветер, запах, путь на больших расстояниях, способные почуять издалека приближение других людей или животных. А также таинственные бесшумные Тени – природу способностей которых нам не объясняют вовсе.

Тут мы сталкиваемся с первым противоречием мира сериала. За сотни лет (около 500) прошедших со времени потери зрения, у всех выживших гомо сапиенсов должны были шикарно развиться другие чувства, как минимум, такие как слух и нюх. То что мы видим – выглядит странновато. Временами нам демонстрируют неплохой слух тамошнего народа. Но крайне редко. Зато обратных примеров масса. Когда над персонажем буквально нависает другой товарищ, а он пялится вдаль, в упор не слыша противника, стоящего в паре сантиметров. Вы уже определитесь, господа постановщики, либо у вас народ, как полагается, обладает острейшим слухом и нюхом, заменяющим зрение. Либо они показаны беспомощными олухами, не взрастившими взамен глаз ровным счетом ничего. Вот только как они тогда выжили? Впрочем, до правдоподобности мира мы еще доберемся.

Завораживающе смотрятся местные боевые действия. Для нормального зрячего человека «боевка» слепых выглядит непривычно, тревожно, жутко напряженно. Никакого метательного оружия, максимум арканы и кошки на веревках. Все на слух и интуицию. Противники, проходящие в миллиметрах друг от друга (опять же, куда в такие моменты девается острый слух?). Долгое сближение, прелюдия схваток, полностью отбирающая внимание зрителей. Быстротечные столкновения, поражающие свое фантасмагоричностью, налетом безумия.




Статья написана 17 января 2020 г. 11:46

Знамя готэмского бунта, или Человек, который смеется

Dzhoker

Артур Флек (Феникс) был клоуном. Но не любимым детворой милым потешником. И не удачливым юмористом, над шутками которого смеялись сотни людей. А обычным сотрудником агентства, представляющего услуги аниматоров и живых реклам.

А еще Артур был психически нездоров, подвержен неконтролируемым приступам смеха и обладал талантом влипать в неприятности.

В другое время в другом месте это вряд ли привело бы к серьезным последствиям. Разве что для самого Флека.

Однако Артур жил в Готэме, в эпоху перемен. Когда верхи, конечно, были бы не против жить по старому. Но низам это существование откровенно стало поперек глотки.

И, похоже, Готэм просто жаждет получить своего безумно-кровавого Джокера.


Фильмы по комиксам всегда считались кинематографом не самого высокого пошиба, ориентированным на подростков и разнообразных фриков. И хотя в последнее время благодаря Марвелу они стали весьма прибыльным и чертовски популярным делом, отношение большинства публики к ним осталось скептически-снисходительным.

Однако кроме «Мстителей», есть кино-комиксы, поднимающие весьма острые и болезненные для общества темы. В первую очередь, это работы снятые по комиксам Алана Мура, те же «Хранители», «V – значит вендетта» и отдельные элементы работ Нолана. В 2019 году мы получили еще одну ленту из того же ряда.

Фильм не основан на конкретных комиксах. Создатели ленты взяли из рисованных историй, по большому счету, лишь образ Джокера – главного врага некоего Бэтмена, показав нам свою версию появления этого «веселого» персонажа, тесно завязанную на кризисы, социальные противоречия современного общества.

Версию вполне реалистичную и чертовски депрессивную.

Впрочем, чего еще ожидать от Готэма, далеко не самого приятного места на нашей фантастической Земле. Вдобавок Готэма, переживающего не лучшие времена.

Спасибо забастовке мусорщиков, оставившей улицы города утопать в грязи и смраде, и предсказуемому нашествию суперкрыс. Мрачная атмосфера, сопровождаемая депрессивной музыкой, окутывает зрителя с первых кадров. Серые дома, серые грязные улицы, серые трущобы, серые ползущие по стенам тени, серые пустынные станции метро, серые злые люди.

Так как перед нами классический «театр одного актера», огромная ноша легла на плечи исполнителя главной роли Хоакина Феникса. Хоакин, похудевший ради этого образа на 24 кило, справился на «отлично», демонстрируя зрителю шикарное развитие образа. Артур – фрик, откровенный лузер, больной на голову, долгое время «гостивший» в психушке, сидящий на таблетках. Ребенок, переживший жуткую психотравму. Мечтательный, незлой, не очень умный, погруженный в свою реальность, живущий с матерью, мечтающий радовать людей, «нести радость и смех в этот холодный темный мир». А тут еще и проблема с неконтролируемым смехом, настигающим парня в самый неподходящий момент.




Статья написана 15 января 2020 г. 11:20

Безумие под крики чаек, или Эстетское исследование мужской натуры

majak

Конец 19 века. На пустынный островок у берегов США прибывают на смену двое смотрителей местного маяка. Начальник Томас Уэйк (Дефо) – бывший морской волк, сменивший за долгие годы работы здесь уже немало сотрудников. Ифраим Уинслоу (Паттинсон) – молодой неразговорчивый парень, подрядившийся в помощь Томасу на четыре долгих недели.

Отношения у пары не заладились. Уэйк с ходу повел себя нагло, нагружая Ифраима работой выше крыши, помыкая им как угодно, угрожая урезать жалование и не пуская на вершину маяка. Уинслоу терпел, в надежде все же получить обещанные деньги. Невзирая на хамство, пьянство Уэйка и посещающие Ифраима галлюцинации.

Так продолжалось до той поры, пока парень не понял, что Томас прячет на верхушке маяка что-то поистине таинственное и прекрасное.


Психологические исследования, сыгранные парой-тройкой актеров в камерных декорациях, частенько бывают поинтереснее многомиллионных блокбастеров, под завязку забитых спецэффектами. Однако The Lighthouse» оказался слишком претенциозно-стилизированным (или эстетстко-артхаусным). А главное, с ходу обманывающим зрительские ожидания. Ведь ленту заявляют как «фильм ужасов/фентези», настраивая нас на какую-нибудь «Атлантиду-2017».

На самом деле, перед нами классическая производственная драма-трагедия, к жанру ужасов имеющая крайне слабое отношение, напоминающая телеспектакль в несколько расширенном антураже. Мистика тут абсолютно ни к чему, ее элементы только мешают, символизируя некий «свет в окошке». Такая история могла произойти на буровой крайнего севера, золотых приисках, в арктической экспедиции, тайге, снегах или пустыне. В месте, где собирается некоторое количество не особо интеллигентных прекрасных мужчин, не скованных условностями цивилизованного общества, а также опасностью непосредственного наказания за содеянное.

Без малого два часа мы наблюдаем двух мужиков в условиях неблагоприятного замкнутого пространства (причем, что важно, прямой угрозы их жизни нет как класс. Просто неудобно). А чем займутся двое мужиков, абсолютно неважно, в каком году от (или до) Рождества Христова происходит действие? Правильно!

Тлетворному влиянию алкоголя посвящена изрядная часть ленты. Ведь придерживайся Уинслоу изначальной банальной трезвости, ничего бы не произошло (по крайней мере, до обнаружения содержимого журнала Уэйка).

Однако водка/виски/керосин, как известно, творят чудеса, помогая зрителю увидеть подноготную героев, понуждая их к действиям, посему у бедного парня не было ни малейшего шанса сохранить трезвую голову (злодей-постановщик не позволил бы).




Статья написана 10 января 2020 г. 11:23

Волшебство среди городских джунглей, или Мы в ответе за тех, кого изобразили

lezvie_sna

Художница Изабель получает предложение проиллюстрировать книгу своей лучшей подруги, Кэти, умершей пять лет назад.

Да, Изабель после смерти Катарины покинула Ньюфорд, перебравшись на отдаленный островок, и разорвав почти все контакты с прошлым.

Да, она уже давно рисует исключительно в абстрактной технике.

Но уж для нового издания книги Кэти она сможет сделать исключение, вернувшись к своей старой реалистичной манере письма?

Почему бы обычной, пускай и весьма талантливой художнице не почтить память подруги?

Но что если она вовсе не обычная художница?

И сама идея возвращения к работе над реалистичными картинами уже несет в себе огромную опасность.

Опасность и угрозу не только для жизни Изабель, но и ее друзей.


Чарльз де Линт, которого нынче называют ярчайшим представителем «магического реализма», создающим волшебные городские сказки, далеко не сразу выбрал себе писательскую стезю. Хотя читал в детстве много. Чем еще заниматься, если твоя семья постоянно переезжает и друзей завести попросту не успеваешь?

Когда Чарльз подрос, почти всем его вниманием завладела музыка. Особенно кельтские мотивы. Юноша начинает работать в звукозаписывающей компании, собирает единомышленников, играет с ними по кабакам и клубам.

Но при этом парню еще хватало времени на писательство. Исключительно для самовыражения.

Но затем оставшийся неизвестным для истории приятель, советует показать рассказы одному журналу. Работы взяли, и Чарльз загорелся. Оказывается, тем, что интересует тебя, можно поделиться не только с близкими, но и еще с тысячами читателей.

Все оказалось не так просто. Восемь лет де Линт писал в стол. Уже не рассказы, а большие полноценные романы.

Лишь в 1984-м первый из них, «Лунное сердце», увидит свет. С тех пор на счету писателя более четырех десятков романов, полтора десятка повестей и бесчисленное количество рассказов.

А самым известным его циклом, безусловно, является Ньюфордский.


Итак, «магический реализм». Иначе говоря, необычное в антураже обыденности. Вот уж чего-чего, а этого де Линт отсыплет нам с лихвой. Причем не того упадочного колдовства, которые воплощают в себе нежно любимые в последнее время вампиры. Или животного начала, присущего оборотням. И даже не потустороннего ужаса, несомого призраками.

Волшебство де Линта на порядок позитивнее.




Статья написана 5 января 2020 г. 16:22

Сага о волшебной мафии, или Гэмпэй по-Киконски

nefrit_gorod

Остров Кикон. Страна могущественных повелителей нефрита. Для остального мира далекое место на краю земли, о котором ходят вызывающие недоверие рассказы и анекдоты. Место, где правят Зеленые кости – кланы, в чьих руках находится добыча того самого волшебного нефрита. Они невообразимо Сильны, об их Легкости, Броне и Чутье слагают легенды. Есть лишь один нюанс – они разделены. На Равнинный и Горный клан, не считая группировок поменьше. И отношения между двумя ведущими кланами все больше портятся.

На пороге стоит война. Война, в которой схлестнутся те, чьи способности намного превосходят возможности обычных людей. Война, грозящая изменить судьбы Зеленых Костей и всего Кикона.


Восточная фантастика и фентези вызывая все больший интерес на Западе, потихоньку добирается и до наших палестин. «Королевские милости», «Гамбит девятихвостого лиса» — эти и другие книги восточных авторов и авторов восточного происхождения номинируются на различные премии, занимают призовые места и активно обсуждаются читателями.

Фонда Ли, нынче живущая в США, родилась в Канаде и явно имеет восточные корни, как можно понять по фамилии. «Нефритовый город» стал ее первенцем в литературе для взрослых (ранее она писала для подростков) и был довольно тепло встречен критикой, получив заодно в 2018 году номинации на Небьюлу и Локус, и даже завоевав Всемирную премию фэнтези и «Аврору».

Роман интересный, но со своими нюансами. Книга Ли, напоминая одновременно «Крестного отца», работы Сандерсона «Рожденный туманом» и Йена Макдональда «Новая Луна», пронизана японско-гонконгским колоритом и смешением технологии с волшебством.

С одной стороны перед нами классическая мафиозная история в японо-китайском антураже: все эти триадо-якудзы с кодексами чести, восточными единоборствами, поединками, иерархиями, мечами и саблями, боевиками и разборками. Старый (прости, господи) оябун, отходящий от дел. Молодые наследники, не слишком крепко держащие в руках вожжи «семьи». Нелады в отношениях этих самых наследников между собой. Коварный и безжалостный враг. Все, как полагается.

Если проводить аналогию с нашим миром, Кикон очень напоминает Гонконг, или Японию после второй мировой. Телефоны, автомобили, пистолеты, межконтинентальная авиация, промышленность, торговля. Попытки продолжения изоляции, загадочная восточная душа, пренебрежительное отношение к иностранцам-гайдзинам-каменноглазым, средневековые пережитки, слабые контакты с окружающим миром.







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх