Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 января 2020 г. 11:23

Волшебство среди городских джунглей, или Мы в ответе за тех, кого изобразили

lezvie_sna

Художница Изабель получает предложение проиллюстрировать книгу своей лучшей подруги, Кэти, умершей пять лет назад.

Да, Изабель после смерти Катарины покинула Ньюфорд, перебравшись на отдаленный островок, и разорвав почти все контакты с прошлым.

Да, она уже давно рисует исключительно в абстрактной технике.

Но уж для нового издания книги Кэти она сможет сделать исключение, вернувшись к своей старой реалистичной манере письма?

Почему бы обычной, пускай и весьма талантливой художнице не почтить память подруги?

Но что если она вовсе не обычная художница?

И сама идея возвращения к работе над реалистичными картинами уже несет в себе огромную опасность.

Опасность и угрозу не только для жизни Изабель, но и ее друзей.


Чарльз де Линт, которого нынче называют ярчайшим представителем «магического реализма», создающим волшебные городские сказки, далеко не сразу выбрал себе писательскую стезю. Хотя читал в детстве много. Чем еще заниматься, если твоя семья постоянно переезжает и друзей завести попросту не успеваешь?

Когда Чарльз подрос, почти всем его вниманием завладела музыка. Особенно кельтские мотивы. Юноша начинает работать в звукозаписывающей компании, собирает единомышленников, играет с ними по кабакам и клубам.

Но при этом парню еще хватало времени на писательство. Исключительно для самовыражения.

Но затем оставшийся неизвестным для истории приятель, советует показать рассказы одному журналу. Работы взяли, и Чарльз загорелся. Оказывается, тем, что интересует тебя, можно поделиться не только с близкими, но и еще с тысячами читателей.

Все оказалось не так просто. Восемь лет де Линт писал в стол. Уже не рассказы, а большие полноценные романы.

Лишь в 1984-м первый из них, «Лунное сердце», увидит свет. С тех пор на счету писателя более четырех десятков романов, полтора десятка повестей и бесчисленное количество рассказов.

А самым известным его циклом, безусловно, является Ньюфордский.


Итак, «магический реализм». Иначе говоря, необычное в антураже обыденности. Вот уж чего-чего, а этого де Линт отсыплет нам с лихвой. Причем не того упадочного колдовства, которые воплощают в себе нежно любимые в последнее время вампиры. Или животного начала, присущего оборотням. И даже не потустороннего ужаса, несомого призраками.

Волшебство де Линта на порядок позитивнее.




Статья написана 5 января 2020 г. 16:22

Сага о волшебной мафии, или Гэмпэй по-Киконски

nefrit_gorod

Остров Кикон. Страна могущественных повелителей нефрита. Для остального мира далекое место на краю земли, о котором ходят вызывающие недоверие рассказы и анекдоты. Место, где правят Зеленые кости – кланы, в чьих руках находится добыча того самого волшебного нефрита. Они невообразимо Сильны, об их Легкости, Броне и Чутье слагают легенды. Есть лишь один нюанс – они разделены. На Равнинный и Горный клан, не считая группировок поменьше. И отношения между двумя ведущими кланами все больше портятся.

На пороге стоит война. Война, в которой схлестнутся те, чьи способности намного превосходят возможности обычных людей. Война, грозящая изменить судьбы Зеленых Костей и всего Кикона.


Восточная фантастика и фентези вызывая все больший интерес на Западе, потихоньку добирается и до наших палестин. «Королевские милости», «Гамбит девятихвостого лиса» — эти и другие книги восточных авторов и авторов восточного происхождения номинируются на различные премии, занимают призовые места и активно обсуждаются читателями.

Фонда Ли, нынче живущая в США, родилась в Канаде и явно имеет восточные корни, как можно понять по фамилии. «Нефритовый город» стал ее первенцем в литературе для взрослых (ранее она писала для подростков) и был довольно тепло встречен критикой, получив заодно в 2018 году номинации на Небьюлу и Локус, и даже завоевав Всемирную премию фэнтези и «Аврору».

Роман интересный, но со своими нюансами. Книга Ли, напоминая одновременно «Крестного отца», работы Сандерсона «Рожденный туманом» и Йена Макдональда «Новая Луна», пронизана японско-гонконгским колоритом и смешением технологии с волшебством.

С одной стороны перед нами классическая мафиозная история в японо-китайском антураже: все эти триадо-якудзы с кодексами чести, восточными единоборствами, поединками, иерархиями, мечами и саблями, боевиками и разборками. Старый (прости, господи) оябун, отходящий от дел. Молодые наследники, не слишком крепко держащие в руках вожжи «семьи». Нелады в отношениях этих самых наследников между собой. Коварный и безжалостный враг. Все, как полагается.

Если проводить аналогию с нашим миром, Кикон очень напоминает Гонконг, или Японию после второй мировой. Телефоны, автомобили, пистолеты, межконтинентальная авиация, промышленность, торговля. Попытки продолжения изоляции, загадочная восточная душа, пренебрежительное отношение к иностранцам-гайдзинам-каменноглазым, средневековые пережитки, слабые контакты с окружающим миром.




Статья написана 27 декабря 2019 г. 11:52

«Все чудесатее и чудесатее», или Божественное завершение

gorod_chudes

Сигруд йе Харквальдссон, скрываясь от сайпурских властей, выпал из «активной общественной жизни». Частая смена мест обитания в глуши Континента. Ерундовые работы, требующие тяжелого физического труда и дающие возможность хоть немного позабыть о скорби.

Так продолжалось год за годом, пока до места, где скрывался Сигруд, не докатилась весть о гибели от рук убийц бывшего премьер-министра Шары Комайд.

Сигруд берется за расследование обстоятельств дела, готовясь к мести за единственного человека, которого он искренне уважал и ценил. Казалось, он был готов ко всему. Но не ко встрече с существом, рядом с которым самые опасные противника старого дрейлинга покажутся детишками, играющими в песочнице.

И, похоже, на кону не только месть за старую подругу. Но и судьбы всего мира.


Мир «Божественных городов» не возведен нерукотворным памятником себе, а активно развивается, причем как по пути научно-технического прогресса, так и в политическом, психологическом планах. Этот мало распространенный прием с ходу припоминается, пожалуй, лишь у Аберкромби в поздних томах «Земного круга».

Мира Беннетта также оказался живым и не стоящим на месте. Если в первом томе в качестве ручного стрелкового оружия использовались исключительно арбалеты, то уже во втором «огнестрел» перестает быть диковинкой, а в третьем становится повсеместным явлением. Если в начале цикла, автомобили, телефоны, железные дороги на разрушенном после Мига Континенте, лишь начинали входить в практику, а вокзал в Мирграде напоминал скорее полустанок, то сейчас главные вокзалы похожи на произведение искусства, а помимо поездов пассажиров перевозят даже экзотические аэротрамваи. Та же картина с бытом континентцев, развитием городов, промышленностью, торговлей, техническими новинками, повсеместно заменяющими уходящее божественное влияние. Мы можем наглядно увидеть результаты прошедших десятилетий, почувствовать время на вкус.

Причем это касается не только места действия, но и персонажей. Главная протагонистка второго тома превратилась в опытного политика, заслужив прозвище «Матушка Мулагеш». Ветреная юная красотка Ивонна Стройкова стала мрачной, подозрительной, битой жизнью женщиной.

Приемный ребенок Шары достиг подросткового возраста, со всеми положенными пубертатными бурями и «взрослоборчеством». Ашара Комайд, лишившаяся поста премьер-министра, и вовсе отправилась на небеса. City of Miracles во многом становится прощальной песнью, панихидой, «Плачем по Бором…», пардон Комайд. Р. Беннет во всех книгах широко использовал наследие «ушедших на покой» героев в виде дневников, писем, последствий поступков. В третьем томе он сделал еще один шаг. Шара с нами еще и благодаря незаконченным делам. Ведь именно она, выступив своеобразным катализатором, принимала активное участие в событиях, нынче грозящих перевернуть мир.

Делам, а также дочери – чертовски напоминающей молодую Комайд. С одной стороны Татьяна обычный недоросль – неуравновешенный, эмоциональный, взрывной, яростной. С другой – кое в чем, она настоящая дочь своей матери. Увлекающаяся экономикой, способная на озарения, проявляющая твердость характера. Плюс девочка хранит внутри немало секретов.




Статья написана 24 декабря 2019 г. 19:50

Под крылом Предназначения, или Геральт и его женщины

vedmak.jpg

Геральт из Ривии служил ведьмаком. Ну знаете, чудовищ к ногтю прижать, деньжат срубить, по дорогам поколесить, в историю неприятную влипнуть. И не в одну.

Цирилла из Цинтры трудилась принцессой. Тоже работа не сахар. На балах поплясать, лицом поторговать, с родственниками попикироваться, бабушкины уроки выслушать, ухажеру руку подать.

Они не знали, или не обращали внимания, что предназначение уже простерло над ними свою руку. До той самой поры, пока войска Нильфгаарда не взяли Цинтру, а Геральт не вспомнил о своем Ребенке-неожиданности.

А значит день, когда предназначение возьмет свое, все ближе.


Анджей Сапковский стал вторым после Лема представителем польской фантастики, несущим знамя демиургов Ржечи Посполитой по всему миру. После появления игры по Ведьмаку, имя Геральта из Ривии и вовсе оказалось в умах миллионов людей. В частности Генри Кавилла, актера, полюбившего Белого волка. Посему когда стало известно о намерении во второй раз перенести Ведьмака на телеэкраны, Генри активно (по слухам даже слишком) предложил свои услуги в качестве выпускника Каэр-Морхена.

Ожидания фанатов, особенно после спорных трейлеров, были неоднозначными, но, сериал, за исключением пары-тройки нюансов, оказался вполне приемлемой экранизацией отличной книги.

В первом сезоне мы увидим несколько историй из первых двух ведьмачих томов — «Последнее желание» и «Меч Предназначения», смешанных с плодами богатой и нездоровой фантазии сценаристов (Вильгефорц, что с тобой?).

Твердого следования хронологии не ждите. Постановщики покажут нам несколько временных линий, переключаемых и переплетаемых самых причудливым образом. Резня в Блавикене соседствует с разрушением Цинтры. Юность Йеннифэр с бегством Цири. Знакомство Геральта и Лютика с разборками со стрыгой. Драконий поход с историей Йожа и Паветты. Джинн с Брокилоном. Причем когда именно происходит действие, порой понятно не сразу. Нелинейный подход к повествованию может стать проблемой для людей, незнакомых с миром. Хотя у создателей сериала получилось окунуть зрителя в его атмосферу. В первую очередь благодаря отличным съемкам природы. Суровые заснеженные леса. Величественная громада то северного, то тропического Брокилона. Циклопические горы с головокружительными обрывами. Холмистые равнины, беспощадные пустыни и ласковые морские берега. Почему-то Польша (что было бы чертовски логичным) не удостоилась стать местом съемок, зато по Центральной Европе, в частности по Венгрии съемочная группа поколесила изрядно. Также в «Ведьмаке» мы увидим некоторые из Канарских островов.




Статья написана 23 декабря 2019 г. 11:36

Охотник и его Малыш, или Меж двух войн

mandalorec

Далекая-далекая Галактика. Империя осталась в прошлом, а о Первом Ордене еще никто не слышал. Жители сотен планет, наконец, получили возможность зажить своей жизнью.

Один из них, Охотник за головами из племени мандалорцев, получает очередное задание. Все как обычно – найти, доставить живым или мертвым.

Вот только объект, который нужно найти и доставить, оказался далеко не обычным.

И теперь у нашего Охотника есть все шансы оказаться жертвой в столкновении могучих сил.


Близится к концу основная линия Звездных войн, связанная с семейством Скайвокер. С большим или меньшим успехом прозвучали с экранов Истории.

И вот новый визит в жутко далекую Галактику. В формате сериала. Визит небезынтересный, но не лишенный нюансов.

Что чертовски радует с самого начала – так это атмосфера той самой Галактики, смешанная с приключениями и старыми-добрыми пустынными (и лесными) вестернами.

В первую очередь завораживает антураж отдаленных планет с самыми разными климатическими и народонаселенческими особенностями. Вот морозный ад, с секущими лицо вьюгами, где неосторожных поджидает смертельная опасность из-подо льда. Вот выжженная солнцем пустыня с холмами и барханами, пересохший, растрескавшийся казалось, сроду не видевший дождя (ан нет, показалось). Вот лесные угодья, граничащие с прудами, полными ярко голубой рыбы (криля). Вот пустыни Татуина над которыми так привольно носиться на спид-байках… Вот…

Население планет тоже радует разнообразием, пускай в основе все равно лежат классические гуманоиды (две руки, две ноги, голова, о! а вот и исключение). Щупальца, огромные выпуклые глаза, клешни, гребни, чешуя, антенны, рога, собачьи морды, железные части тел, киберимпланты, неведомые существа в скафандрах, дроиды самых разнообразных форм и размеров. Паноптикум знатный. О! Воры-назгулы, болевшие в детстве. Да это ж привет с Татуина! Далеко не последний. Вдобавок у каждого свой язык, прям как в реальности.

Обитают все эти товарищи в условиях откровенной провинции, что в полной мере доказывается «юзаным» состоянием всего, что мы видим. Новых предметов, только с конвейера, нам практически не показывают. Перед зрителем бывшие в употреблении космические корабли, скутеры, оружие, наряды, дома, люди. Особо порадовали покрытые царапинами и вмятинами доспехи имперских штурмовиков. Vae victis. Тяжела ты доля побежденных. А вот и еще одно «татуинское» подтверждение этого бесспорного тезиса.

Дополняется картина забавными мелочами, типа жарящихся на вертелах тушек откровенных гоблинов, жутко удобных антигравов (коляска на основе хороша), камеры-глаза, шляп-шлемов, опасных дверей-мембран.

К антуражу никаких вопросов – зачет.

Не полнились постановщики уделить чуток внимания культуре мандалорцев. По версии создателей сериала – это племя, легко принимающее найденышей и считающее оружием своим религиозным атрибутом. Они пережили имперскую чистку, и сейчас «скрываются как крысы» в подземных убежищах (хотя империя уже с пяток лет как в прошлом), почти не выходя наружу. Перед нами народ воинов-фаталистов (Таков путь!), никогда не снимающий шлемов прилюдно, включая детей-мандалорцев (навевающий ассоциации с Вегнеровскими иссарам с их вечно закрытыми лицами, правда иссарам хотя бы среди своих повязки убирали). Смесь самураев с викингами, почитающими кузнеца (-чиху), презирающими трусость и смерть. Микс из технологий и древних традиций. Ковка доспехов из жутко прочного металла-бескара соседствует здесь с реактивными ранцами, позволяющими подниматься чуть ли не до стратосферы и многоствольными бластерными пулеметами (тьфу ты лучеметами) типа минигана. Коктейль странноватый, но привлекательный.







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх