2019 год. Америка. Но не наша. Тут Вьетнам является штатом США. Мобильных телефонов с интернетом нет в помине. Табак под запретом. С небес идет дождь из мальков кальмаров, выпадающих из другого измерения. В президентском кресле актер Роберт Редфорт, сменивший Никсона. На Марсе обитает самый настоящий сверхчеловек.
А в штате Оклахома полиция скрывает лица под масками и всеми силами пытается остановить «Седьмую кавалерию» — организацию, борющуюся за превосходство белой расы.
Для Анджелы Абар (Кинг) – детектива полиции Талсы, это дело становится личным. Ведь от рук «кавалеристов» погиб ее хороший друг. Но с головой погружаясь в расследование убийства, Абар еще не догадывается, что перед ней лишь кусочек чего-то гораздо большего.
Альтернативная Земля, созданная в комиксах Аланом Муром и Дэйвом Гиббонсом, уже гостила на большом экране. В «Хранителях» Зака Снайдера, считающихся одним из наиболее взрослых и мрачных кинокомиксов.
События нового телепроекта происходят через три десятилетия после перипетий экранизации, концентрируясь на расовой заварухе в Талсе, штат Оклахома (городе, печально известном Резней 1921 года). Однако масштабы истории гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
Проект получился специфическим, но небезынтересным. В первую очередь привлекает внимание мир. Наблюдать за его отличиями от нашего — одно удовольствие.
История общения с мстителями у этого мира долгая и богатая. Тут в свое время крайне популярными стали парни в масках – вигиланты, вершащие справедливость. Сперва они пользовались поддержкой копов и общественности, однако позднее ситуация изменилась. Власти прозвали их линчевателями и объявили вне закона. Очень уж радикальными методами пользовались эти прекрасные мужчины и женщины в плащах. Общественность была настроена не столь однозначно, изрядное количество народу по прежнему считало их героями. Затем произошли события оригинальных «Хранителей» и практически все мстители исчезли с радаров. Доктор Манхэттен уже 30 лет безвылазно сидит на Марсе. Роршах погиб. Озимандия исчез.
Однако мода на закрытые лица не исчезла вместе со знаменитыми линчевателями. Периодически появляются новые народные мстители, а в славном городе Талса в маски обрядились все поголовно сотрудники правоохранительных органов (при этом огнестрельное оружие выдается на руки по большим праздникам, в обычное время полицейским приходится обходиться электрошокерами). Какой, однако, простор для злоупотреблений властью – «кто сторожит сторожей?» (впрочем, нашим родимым правоохранителям и маски для этого не нужны). Эта свежая идея, пришла силовикам в голову после кровавого нападения на копов со стороны местной расистской организации. Идея оказалась богатейшей, привела к падению уровня преступности на 80 процентов и заинтересовала американских копов из других регионов.
Тема ответственности, безнаказанности, психологических изменений и травм мстителей, ощущения защищенности под маской, безликих силовиков со значками и без, безоглядной жажды справедливости, занимает меньше места, чем в оригинальных Хранителях или работе Снайдера, но все равно является одной из движущих сил сериала. Доказано «эволюцией» Вершителя правосудия. Сильная история.
Но краеугольным камнем Watchmen стала тема расизма. Причем расизма нутряного, так сказать народного, ведь на официальном уровне в этой Америке все тип-топ. У власти Редфорд (тот самый, попрошу отметить вполне себе белый господин), который проводит политику выплату компенсаций жертвам Резни в Талсе. Среди чиновников, полицейских и прочих силовиков огромное количество черных. Причем копы не покрывают расистов, не противодействуют им для галочки, а действительно борются с неадекватными белыми мужиками. Имеется даже «детектор расистов», выявляющий негативные предубеждения против наших черных братьев. Но, что интересно, расистов меньше не становится. Не удивительно. Ведь Америка – что реальная, что альтернативная, слишком увлеклась чувством вины перед угнетаемыми неграми. Что не есть правильно. Одно дело – признать ошибки, компенсировать потери, приложить все усилия, чтобы так больше не делать, воспитывать детей в правильном русле. Другое – лелеять чувство вины, долбить этой тяжестью белое народонаселение, десятилетиями посыпать голову пеплом, а чернокожих извинениями. Заменять белый расизм – черным. Доводить политкорретность до абсурда. «Чаша весов слишком склонилась». Тут кому угодно захочется выскользнуть из-под этого пресса. Из чувства противоречия взлелеять гордость за белую расу. Тем более у далеко не самых интеллектуальных жителей провинциальной Америки.
Вменяемых белых персонажей в сериале единицы. А расистская тема начинает к середине проекта изрядно напрягать.
Слава богу, в сериале есть, на что посмотреть помимо столь тревожащего умы жителей США расового вопроса. Мы увидим мир, где в 2019 году нет ни мобилок, ни интернета. Где до сих пор пользуются пейджерами (!). Где имеется два бога: один в церквях, другой на Марсе. Где Роберт Редфорд занимает Белый дом, а Никсон считается одни из важнейших президентов страны, наряду с Линкольном или Вашингтоном. Где можно обратиться в банк данных ДНК, узнав историю своей семьи на многие поколения назад. Где 30 лет назад за один миг погибли три миллиона нью-йоркцев. Где соседние измерения – данность, люди активно спорят о природе межпространственного нападения, а компании по экстрапространственной безопасности и кружки для пострадавших от пси-удара пользуются немалым спросом. Где человечество позабыло о холодной войне, едва не ставшей горячей, объединившись против угрозы из-за грани. Где можно записать голосовое сообщение на Марс и отправить его прямиком Доктору Манхэттену (которого постановщики предусмотрительно вывели за скобки – надолго, но не волнуйтесь, отнюдь не навсегда), эдакий вариант молитвы синекожему богу. Где в небе плавают летающие батискафы с огнеметами, дирижабли и прочие непривычные нашему глазу аппараты. Где клонирование домашних питомцев (и не только) обычное дело. Где воспоминания могут складироваться в таблетки. И даже помидоры растут на деревьях! Наблюдение за деталями и нюансами альтернативной Америки составляет одну из самых приятных фишек проекта.
Еще одной такой фишкой стало качественное нагнетание интриги. Долгое время зрителю не понятно, что собственно происходит, и как эта местечковая история о расовых разборках может перерасти во что-то глобальное? Однако напряжение висит недетское с самых первых минут. Постепенно проявляется все больше движущих сил и действующих лиц. Возникают старые знакомые, изрядно изменившиеся за прошедшие десятилетия. Тот же Озимандия кажется тронувшимся умом и растерявшим последние остатки человечности. Шелковый призрак круто поменяла свою жизнь, занявшись борьбой с народными мстителями. А погибший Роршах и до сих пор живее всех живых, став знаменем организации, сражающейся за белое превосходство и подарив им свою знаменитую маску.
Призрак в исполнении Джин Смарт стала чуть ли не интереснейшим образом сериала. Некогда одна из линчевателей нынче круто сменила сторону и не покладая рук трудится на ФБР, выявляя и сажая своих последователей. Циничная, жесткая тетка, не боящаяся спустить курок и сломать жизнь хорошему человеку. Сильная, умная, убежденная в своей правоте. Гремучая смесь.
Озимандия (Айронс) сделавший пластическую операцию, обитает в огромном замке в окружении верных слуг, и явно уверен в том, что не сказал последнего слова в этой истории. К сожалению, Айронс сделал своего персонажа карикатурно-нарочито-злодейским и поверить в высоты его интеллекта гораздо сложнее, чем в версии Снайдера.
Однако первая скрипка в сериале у новой героини. Детектива Анджелы Абар (Кинг). Бой-баба, из тех что в горящую избу и коня на скаку. Коп, являющийся эдаким народным мстителем со значком. Женщина, благодаря расистам побывавшая на пороге смерти. Человек, разбирающийся в хитросплетениях ветвей родового древа и оказавшийся в самом эпицентре событий.
Также интересен ее дед Уилл Ривз (Госсетт-мл.), один из первых персонажей с которым знакомится зритель. Загадочный калека, возникающий и пропадающий как чертик из табакерки.
Госпожа Чьеу (Чау). Таинственный триллионер, преследующий свои таинственные цели.
Уэйд Тиллман, он же Зеркало (Нельсон), еще один детектив, получивший целую серию, ведающую о его прошлом и настоящем. Тот, кто оказался одним из выживших во время пси-удара 30-летней давности. Человек, так и не оправившийся после той трагедии. Именно благодаря этому персонажу мы перенесемся на 3 десятилетия назад, и увидим, как происходила атака на Нью-Йорк.
На протяжении сериала зритель окажется не только в ближайшем прошлом: о флеш-беках постановщики не забывают с начала до конца. Взглянем хотя бы на историю с «Ностальгией» — наркотиком, возвращающим воспоминания. Черно-белая серия, показавшая появление первого народного «мстителя», совместившая настоящее с нуарным прошлым, получилась знатной и порадовала интересными переключениями, вставками, совмещением времен и пространств. К сожалению, без второго главного фетиша эпохи толерантности и политкорректности, постановщики обойтись не смогли.
Но, в общем-то, запомнившихся актерских работ в сериале на удивление немного.
Зато музыки в достатке. Классические композиции, популярные мелодии разных лет создают приятное, антуражное дополнение к истории.
За «Американскую историю героев» отдельное спасибо. Жестко, «иронично-саркастично» по полной программе. Жаль – маловато.
А вот развитие выходит слишком уж неторопливым, первая половина напоминает длинное вступление, фактически настоящая движуха начинается ближе к экватору проекта. Местечковость событий на долгое время становится изрядным «багом», мешающим воспринять работу всерьез. Многие линии кажутся несвязанными (так лишь кажется). И к манере постановщиков, вовсе не стремящихся что-либо дополнительно объяснять зрителю, давая им минимум информации, предоставляя возможность во всем разбираться самим, надо привыкнуть. Но все эти недостатки завязки стоит перетерпеть, чтобы добраться до самого вкусного. А оно там имеется.
Эрго. Еще один любопытный взгляд на «героев в масках», с интересным миром альтернативной Америки, размышлениями о психологии линчевателей, подпорченный чрезмерным расовым акцентом и долгим вступлением.
Режиссер: Стеф Грин, Николь Кэссел, Андрий Парекх
В ролях: Реджина Кинг, Дон Джонсон, Тим Блэйк Нельсон, Джин Смарт, Луис Госсетт мл., Эндрю Ховард, Джереми Айронс, Яхья Абдул-Матин II, Фрэнсис Фишер, Джейкоб Минг-Трент, Том Мисон
Спартак на Дальнем Юге, или Путешествие и приключения капитана Кеннета/Кровавое «чудо» рождения
Отгремело сражение на Литеранской возвышенности, изменившее расклад сил на Востоке. Бурлит восстание рабов на Дальнем Юге. В Понкее-Лаа получили щелчок по носу верные Реагвира, стремящиеся развязать религиозную войну. А в Меекхане пробуждаются Урочища, и продолжается изощренное соперничество разведок.
Но все это, сдается, лишь очередные ходы в великой игре, направленной против Меекханской Империи. А возможно, и против Той, кто считается ее главной покровительницей.
Но что если все еще сложнее?
Меекхан Вегнера стал одной из первых ласточек, заново открывших для нас польскую фантастику, и показавших, что список гордых шляхтичей-миротворцев не ограничивается панами Лемом и Сапковским.
Пятую часть этого приятного эпического фентези ждали с нетерпением. Завязка завершилась, фигуры расставлены, герои встретились, пора было переходить к сути.
В целом ожидание оправдалось, хотя без нюансов дело не обошлось.
В пятом томе Вегнер развивает заявленные раньше темы. Еще больше расширяет свой мир, показывая новые страны, продолжая путешествия по уже виденным, выводя на авансцену новых интересных игроков. Не забывая о старых. В общем, идет подведение итогов первых четырех томов, объяснения части раскладов, приоткрытие некоторых загадок и разоблачение отдельных тайн. А главное – серьезное развитие мифологии и космогонии его вселенной.
Действие прыгает с пылающих зноем улиц городов Дальнего Юга на промерзшие насквозь берега крайнего Севера. Из великих градов Империи в небольшие деревеньки. С безжизненных равнин Мрака на плодородные равнины степей и в дождливые джунгли.
В общем, покидает нас с вами по миру «Сказаний» преизрядно. Читатель узнает о тяжелых судьбах рабов Белого Коноверина. Постучит зубами в северных льдах. Погреет косточки под солнцем Дальнего Юга. Наконец-то побывает в Граде Городов, Сердце Империи – ее столице. Плотно познакомится с Императором и главами разведок. Поучаствует в стратегических беседах об экономике империи, интригах и политических ходах властей одного из мощнейших государств этого мира.
Впрочем, долгих, тщательных рассказов о каждой линии ожидать не стоит, слишком уж многие места надо посетить. Перед нами скорее газетные заметки, эдакая телеграфная лента, дайджест событий, конференц-зал с мониторами.
От любимого географического деления в пятой книге Вегнер не отказывается. Основная ноша оказывается на плечах героев Севера и Востока. Запад появляется лишь в интерлюдиях. А изначального Юга нету вовсе.
Любопытна структура романа. Изрядное время мы посидим за одним столом вместе с императором Креган-бер-Арленсом (даже узнаем некоторые его интимные секреты) и главами разведок империи, участвующих в совещании с повелителем Меекхана. Эти подглавки перебиваются «репортерскими включениями» с мест событий, о которых идет речь в разговоре могущественнейших людей империи. Смотрится неординарно.
Да, то что императору приходится на пальцах объяснять самым циничным людям Меекхана некоторые элементарные вещи о психологии, экономике, Великом Кодексе, выглядит нелепо. Но мы же прекрасно понимаем, кому именно Креган-бер-Арленс растолковывает определенные аспекты действий смертных и бессмертных.
При том, что ни Йатеха, ни малышки Каны с нами нет, без южной линии читатель не останется. Скорее наоборот. Времени на Дальнем Юге, где в разгаре восстание Спар…, пардон, обездоленных меекханских пленников, проданных сюда еще во времена Великой войны, мы проведем как бы ни больше всего.
Как вы уже догадались, рабская армия навевает четкие ассоциации с войском незабвенного Спартака (который не футбольный клуб). Правда, у Кровавого Кахелле есть то, чего не было у неистового фракийца: масса ветеранов (а также их наследников) профессиональной армии, у которых вдобавок одна цель (хотя без небольшого раскола в войске восставших не обошлось). Армии империи, списанной Вегнером как раз с гордых квиритов. Это как если бы у Спартака процентов 50-70 наличного состава составляли римские легионеры и их дети, обученные папанями. Причем такие, что несколько месяцев готовились к отработке и слаживанию новых подразделений. Также автор подыграл «спартаковцам», устроив смену династии и общую замятню в Коноверине. Дальний Юг и без этого не мог похвастать особой сплоченностью. А после событий «Памяти всех слов» в провинциях Коноверина и вовсе полный бардак. Что изрядно облегчает задачу Кахелле.
Х-м, тенденция Вегнера периодически «подыгрывать» хорошим героям (вспомним хотя бы один-единственный лагерь верданно, разбивший самого Йавенира, до этого не только разносившего фургонщиков в хвост и гриву, но и чуть не уничтожившего империю) начинает настораживать. Роберт явно любит подсобить малым силам (даже превосходящим численно), встающим против больших.
Бессмертные тоже ведут свою игру. Хотя акцент на ней поменьше, чем в «Памяти всех слов». Вместо откровенных божественных шахмат из четвертой книги мы слышим лишь отголоски возни за горизонтом. Ведь: «порядок, на страже которого стоят Бессмертные — ломается». Вдобавок на доске появляются навсегда, казалось, убранные с нее фигуры. Фигуры, способные крепко-накрепко озадачить вседержителей этого мира.
Некоторое время посвящено Мраку, а также его обитателям — четырехруким великанам-вайхирам. Созданным для служения и убийства людей, как оружие и инструменты, наделенные речью, но случайно получившим душу. Узнаем мы побольше о Добрых Господах и их Матери.
Обеспечит нас автор глобальной битвой, оказавшей влияние на весь мир. Причем в отличие от «Неба цвета стали», фаворита зрительских симпатий в этом сражении отыскать сложнее. С одной стороны — стремящиеся к свободе невольники. С другой – один из интереснейших персонажей южной части цикла.
Без полюбившихся героев Вегнер, понятное дело, читателей не оставит.
Основная нагрузка в пятом томе ляжет на плечи Кайлеан, и прочих из чаардана Ласкольника, включая самого генерала. Их заносит в самую гущу восстания, где они, конечно же, окажут немало влияния на происходящие события.
Не позабыт лейтенант Кеннет с его Шестой ротой Горной Стражи, по-прежнему дергающий Крыс за усы. А также первым познакомившийся с теми самыми новыми фигурами, точнее фигурой, появившейся на доске.
Как и Деанна д'Кллеан, прозванная Пламенем Агара, попавшая в интересное положение. Как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь именно на ней лежат надежды тысяч жителей Белого Коноверина.
А вот изначальным протагонистам Юга и Запада внимания досталось гораздо меньше.
Альтсин достиг определенной гармонии со своим «соседом», получив взамен магические способности, позволяющие сокращать путь и всячески облегчать жизнь. Экс-вор в основном занят выполнением поручения энтоподобного Оума, совершая длинное путешествие-паломничество в неизвестность.
Йатеху, как я уже сказал, в этом томе посвящено 2 с половиной страницы. Зато прилично времени отведено Кей'ле Калевенх – «Избранной Лааль», которая, по мнению некоторых коронованных особ, может оказаться важнейшей персоной столетия.
Сверхоригинальными свежих персонажей и сюжетные хода не назовешь, но Вегнер и не претендовал, по-моему, на новое слово в эпическом фентези, не стесняясь использовать и компилировать различные исторические и фантастические элементы.
Зато создать увлекательную историю, с каждым томом захватывающую все больше, у поляка получается «на ура». Жаль магистральный сюжет в пятом томе не сильно продвинулся. Нет, мы в принципе не против, чтобы в «Сказаниях Меекханского пограничья» было хоть 20 томов, и время по идее, у Роберта есть: Вегнер помоложе, что Мартина, что Джордана. Но все равно как-то волнительно.
Эрго. Пятая часть Меекхана прилично раскрывает мифологическо-космогоническое строение мира, дарит нам одну важнейшую битву, возвращает некоторых старых героев и знакомит с новыми, погружает в перипетии рабского восстания и арктического путешествия. А вот магистральный сюжет двигает слабо, заставляя с еще большим нетерпением ожидать следующие тома.
Вневременной полицейский, или Новое слово в расследовании терактов
Агент Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ Даг Карлин (Вашингтон), расследуя взрыв на пароме, унесший жизни 500 человек, никак не думал, куда приведет его это дело.
А привело оно его к телу Клэр Кучевер (Пэттон ), как-то связанной с терактом, и возможности, благодаря секретной правительственной технологии, наблюдать за ее прошлым. Даг погружается в жизнь погибшей девушки, принимаясь за поиски виновного. Возмездие за смерти людей кажется неминуемым. Но что если всех этих смертей можно избежать?
Тема времени и возврата в прошлое всегда тревожила гомо сапиенсов. Вот бы прыгнуть на годик-другой-десять назад, поступить правильно, показать себя во всей красе, фигни не напороть. Это при том, что время в искусстве зачастую имеет не прикладное, а философское значение. Существует ли оно само по себе, или лишь демонстрирует природные циклы? И если возможно вернутся в былое – какое это окажет воздействие на настоящее? Эффект бабочки нас ждет, или наоборот параллельные вселенные, возникающие в результате неосторожных действий. В общем, спорить не переспорить. Тони Скотт меж тем использовал tempora исключительно в своих утилитарных триллерных целях, особенно не заморачиваясь философскими изысканиями. Не до них.
Получилось волнительно и напряженно. А чего еще нужно от качественного, дорогого триллера?
Первая половина напоминает скорее идеальный детектив, когда умный коп сперва занимается обычной полицейской работой: собирает улики, делает выводы, выстраивает картину преступления. Затем, получив в свое распоряжение небывалый инструмент, на основании своих полевых наработок постепенно вычисляет злодея.
Но даже здесь Скотт не лишает нас динамики. Когда Дагу приходится сломя голову и, подвергая опасности жизни законопослушных налогоплательщиков, нестись в голубую даль на пафосном Хаммере, дабы не упустить гада из сферы зрения прибора.
А уж после промежуточного финала, начинается самая жесть, когда зритель сидит как на иголках и сжимает ручки кресла, наблюдая за эскападами нашего героического агента АТО.
Что такое «Напряжение» и «Саспенс» Тони Скотт знал отлично. И умел по полной программе делиться этим знанием с нами.
Также я не зря упомянул «дорогой» триллер. Все 75 лимонов бюджета видны как на ладони. Жирные массовки, вертолеты и корабли. Беспощадное отношение к технике, крышесносящие взрывы, перестрелки, погони и аварии прямо в ключевых точках Нового Орлеана. Вложились от души.
Плюс интересные эффекты и съемки специальными камерами при показе картинок из прошлого. Смотрится отлично.
Актеры также отработали на твердую четверку. Что для триллера вполне достаточно.
Дензел Вашингтон не показывает особой глубины игры, но успешно блистает харизмой и иронией. А также, что не менее важно — интеллектом и уверенностью. Демонстрируя новые высоты того, на что может пойти влюбленный мужчина.
Агента ФБР Призварра (Вэл Килмер) тут немного, но глянуть на изрядно располневшего актера было любопытно.
Главгад в исполнении невозмутимого Джеймса Кэвизела вполне достоверно изображает изрядно двинутого психованного патриота, у которого полностью нарушены логические цепочки.
Клэр – очаровательна, беззащитно-уязвима, при этом способна на самоотверженный поступок. Прям муза для главгероя, влюбиться – раз плюнуть.
Объяснений на тему того «как это все возможно?» Скотт почти не дает. По условиям задачи, ну чего вам непонятно (хоть эти самые условия постановщики периодически меняют на ходу, что не есть хорошо)? Да и его версия природы времени выглядит слабовато. Как и изрядное количество несуразностей, связанных с секретным агрегатом. Но это такое. Тут у нас боевой напряженный триллер, а вы с глупостями лезете. В принципе постановщик имеет полное право на такую позицию. Жанр позволяет.
Но при всем обилии действия режиссер все же подбросил чуток материала «на поразмышлять». Правда, эта самая пища обнаруживается лишь в самом-самом финале. Весьма интересно, чем в результате стало настоящее Клэр? Параллельной линией? Или той же самой версией событий (откуда тут агент АТО, если ничего не было) лишь с отсутствием одного ключевого события?
Да, и, кстати, еще одна тема для раздумий: является ли потеря четырех дней воспоминаний смертью? Или ДежаВю выручит?
Эрго. Эффектный триллер с фантастическими элементами, качественным напряжением, интересными эффектами и не портящими кашу актерскими работами. Сценарных и логических дыр хватает, но они на удивление почти не поганят впечатления.
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Пола Пэттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Адам Голдберг, Элден Хенсон, Эрика Александр, Брюс Гринвуд, Рич Хатчмэн, Мэтт Крэвен, Донна В. Скотт, Элль Фэннинг, Брайан Хау, Энрике Кастильо, Марк Финни, Шондрелла Эйвери, Джон МакКоннелл, Дэйн Родс, Клэй Стикли, Лорри Хьюстон, Полли Крэйг, Тед Мэнсон, Ивонн Ландри, Брайан Ф. Даркин, Кеннет Ли, Рон Флагг
«Армагеддон был вчера», или Теологический киберпанк
Конец света наступил.
И даже Господь покинул сию скорбную юдоль.
Но мир до сих пор сопротивляется.
Францишек Элиас III, один из управленцев семейной гигакорпорации «Элиас Электроникс», перед новой атакой Саранчи возвращается в родовой Замок. В поместье, укрепленное не хуже самых защищенных мест на Земле.
Но даже оно может не устоять. Все плохо, надежда остается лишь на вернувшийся корабль Heart of Darkness, отправленный в космос в поиск новых мест для колонизации. И не только.
Мир рушится. Люди гибнут миллионами. Что может быть хуже? Однако вскоре Францишек получает информацию, согласно которой конец света может оказаться не самой большой его проблемой.
В последние годы на нас обрушился натуральный девятый вал качественной польской фантастики. Вегнер с Меекаханом. Гжендович с «Владыкой ледяного сада». Пискорский с «Тенеграфом».
Однако роман Збешховского в первую очередь заставляет вспомнить работы Яцека Дукая, которого Цезарий называет в качестве одного из писателей, повлиявших на его творчество (в том же списке Уоттс , Лем, Гибсон, Дик).
Список внушающий уважение, меж тем Holocaust F. (оригинальное название «Всесожжения») оставил двойственное впечатление.
Сперва о приятном. Фантазия у Збешховского богатая и нездоровая. Здешний мир является эдакой вершиной антиутопического киберпанка с одним изрядным нюансом, о котором позднее. Совершенные андроиды, синтетические мозги, невиданные системы вооружения, замена частей тел, нанотехнологии, глобальная Сеть, к которой напрямую через вживленные слоты подключены миллиарды людей. Передача мыслей, которые записывают в специальные файлы. Ментальное общение. Виртуальные Вересковые пустоши, где можно пропадать сутками. Продвинутые Искусственные интеллекты. Некоторые индивидуумы даже смерть умудряются попрать с помощью специальной колыбели для мозгов. Правда удовольствие это жутко дорогое и обладает рядом недостатков. Концепция «колыбельщиков», будем честными, перекликается с идеями из Моргана, но развита у Цезария по-другому.
В общем, жить можно, если б не безделица. Повсеместное увлечение Сетью, избрание легких путей, уход от реальности добром не кончились (кто бы сомневался!). Не зря еще в эпоху допотопных троек и прочих «пентиумов» человечество начало бояться компьютерных вирусов. Они его и погубили. Сотворив из подключенных к Сети людей безжалостную Саранчу. Вампиров-телепатов, с неослабевающей яростью сражающихся с цивилизацией гомо сапиенсов. Сражающихся и побеждающих.
Казалось бы, что-то подобное уже неоднократно встречалось. То зомби-вирус выползет по душу беззащитного человечества. То еще какая напасть.
Но вот мы, наконец, добрались до обещанного нюанса «Всесожжения». Жители этого мира знают, что Господь – не абстрактная философская категория. Что Бог есть. Точнее был. А потом ушел. Збешховский вводит в повествование такую штуку как плазмат. Эдакое концентрированное средоточие Божественного Духа, в котором пытаются разобраться отдельные ученые. То, что и делает человека человеком. Дарит ему творческую энергию. Дарит ему душу. Вдобавок в наличии прямо тут, рядом с нами «Указательные пальцы плазмата» — горо. Ангелы и демоны, преследующие свои цели. Своеобразная теологическая физика выходит.
А потом этот самый плазмат покидает Землю. Вместе с душами человеков. Душами, кстати обладают далеко не все люди. Что абсолютно не мешает остальным согражданам существовать в вечном колесе: дом-работа-дом. Ну к чему тут душа?
Повествование идет от первого лица одного из «колыбельщиков» и фактически составляет его дневник. Францишека Элиаса III особо приятным человеком не назовешь. Сноб, мизантроп, высокомерный тип со слабыми нервами и неприятной болячкой психики, считающий себя и прочих богатеев лучше других. Видящий себя настоящим человеком, сохраняющим свою идентичность, в отличие от прочего людского быдла со слотами в башках. С одной стороны в условиях конца света, когда кругом вампиров больше чем людей, в чем-то он, пожалуй, прав. С другой – ты жив, в числе праведников не оказался, а значит ничем не лучше тех, кто попал под влияние Синергии.
Францишек не прочь порефлексировать, посему начало книги особо активным не назовешь. Информация о мире перемежается философскими отступлениями. Матерок главного героя сопровождает его презрительные рассуждения. Лишь полыхнет яркой вспышкой сцена в ущелье, и вновь нас накроет размышлениями и воспоминаниями протагониста. Хотя, будем, честными, нужную атмосферу неизбежного конца света автор отлично создает с самого начала. А затем структура текста несколько меняется, и вечер окончательно перестает быть томным. Мы не расстаемся с Францишеком, зато обстановка вокруг резко усложняется.
Читателей ждет участие в паре стычек и настоящем большом сражении, эмоциональное наблюдение за отдельно взятым участком армагеддона, пребывание вне тела и даже возможность ощутить себя одной из самых совершенных машин для убийства. Вторая часть романа с лихвой искупает вяловатый дебют. И все это на фоне предельного повышения ставок.
К сожалению, кроме Францишека проработанных героев нам не достанется. Либо функции, либо персонажи так и остающиеся для нас загадками.
Ну и конечно автор не преминет проехаться по деструктивным свойствам человечества.
Вот мы и дошли время до спорных моментов романа.
Текст местами изрядно недружелюбен (в этом пеняли и раннему Дукаю), рван, хаотичен и требует внимательно следить за собой любимым. В переполненном транспорте или наискось для расслабухи почитать «Всесожжение» вряд ли выйдет.
Вдобавок рассказчик оставляет многое за кадром, не стремясь до конца объяснить механизмы мира.
Да, пускай перед нами мемуары, дневник героя, личностный, фантасмагорический, местами безумный и неполный, но способов донести информацию до читателя в литературе хватает. Та же Сюзанна Кларк вышла из ситуации с помощью обширных комментариев, читаемых с не меньшим интересом чем основной текст.
Те из читателей, кому не обязательно получить максимум информации о мире, те, кому по душе недоговоренности, недосказанность, скорее всего, смогут не обращать внимания на этот момент. Остальные имеют все шансы пару-тройку раз помянуть автором «незлим тихим словом», когда он (а точнее ГГ) в очередной раз вместо объяснений выдаст пару-тройку философских отступлений или воспоминаний (к примеру нормального описания технологии колыбели мы так и не получим, как и рассказа о том, на кой они ее с собой постоянно таскают?).
В книге хватает неаппетитных, натуралистичных и попросту жестоких сцен. Людям с тонкой душевной организацией роман имеет все шансы не зайти, даже не глядя на относительный хеппи-энд.
Да, как видите сильных мест у Всесожжения побольше, чем слабых, но учитывать нюансы все равно стоит.
А вот рассказы, расположенные после романа — хороши. Причем в них мы узнаем, как произошел исход плазмата. Встретимся с уже знакомыми личностями, такими как Харви Ронштайн, Карл Масный, Вивьен Элдрич. Удачное дополнение к миру, причем написанное раньше романа.
Эрго. Интересная, хотя и далеко небезгрешная теолого-киберпанковская антиутопия о конце света, в духе Уоттса и Дукая. Если быть готовым к определенному недружелюбию текста и неполному раскрытию мира, можно прочесть с интересом.
«Понаехавшие» во времени, или Смешение эпох на норвежской земле
Норвегия. Наше время. Как-то ночью посреди залива из ниоткуда начинают появляться люди из прошлого.
Конкретнее из каменного века, раннего средневековья и 19 века. Как оказалось, такое невиданное явление происходит по всему миру. Каждую ночь.
Их назвали иммигрантами.
Проходит несколько лет. На берегу того самого залива находят труп женщины-иммигрантки. Бывало, они тонули и раньше. Но, похоже, этот случай отличается от предыдущих: власти имеют дело с первым случаем убийства новоприбывшего в Норвегии.
Расследовать дело поручают полицейскому Ларсу Холланду (Клеве Брок) и выпускнице академии Алфхилдре (Косонен) — переселенке из времен викингов. Парочка активно принимается за дело, вскоре выясняя, что в этом преступлении масса странных моментов.
О путешествиях во времени написано немало книг и снято изрядно фильмов. Но совместить идею переселенцев из других эпох с современными тенденциями развития европейского общества пришло в голову немногим. В частности создателям Fremvandrerne.
Проекта интересного в первую очередь мелочами. Мелочами мира, образовавшегося в результате появления мигрантов. А также иронией над нашей с вами (точнее европейской) сегодняшней реальностью.
Начнем с мелочей. Настолько фантасмагоричной, безумно-спокойной, при этом гармоничной реальности я не видел давно. За несколько лет постоянного наплыва иммигрантов они проникли во все щели современного мира. На улицы, в парки, кабаки, ночные клубы, бордели, службу доставки и даже полицию.
Разработана стандартная процедура по приему незваных гостей. Сперва ошарашенные путешественники во времени попадают в карантинный центр, где большинство из них удерживают под наркотой для смягчения цивилизационного шока. Затем через пару-тройку недель их выпускают на улицы. При этом жилье не предоставляют, но минимальным пособием обеспечивают. Вот и бродят городами Земли потерянные древние люди. Кто потерянно бродит, а кто начинает ощущать себя полностью в своей тарелке, празднуя вместо дня рождения – день прибытия. Вот и выхватывает камера мужика в шкурах, удобно расположившегося на дереве и жующего наохоченный где-то хот дог. Или другого дикаря деловито несущего под мышкой упаковку туалетной бумаги. Или каменного человека бьющего рыбу острогой в одном из заливов Осло. А вон целое семейство, уютно расположившееся на лужайке парка прямо со всеми своими пожитками, кострами и шалашами. Вон коза, живущая прямо в лифте. А вон могучий старик-викинг с карманной собачкой, целиком умещающейся у него на ладони. Мигранты активно осваивают новейшие технологии, обзаводясь мобилами, электронной почтой, аккаунтами в соцсетях и прочими кредитками. Переселенцы-викинги открывают бары для своих, где нередки состязания скальдов, а хмельной мед подносят в рогах, установленных на специальных переносных подставках. По квартирам ходят религиозные проповедники несущие согражданам веру в Одина («хотите поговорить о боге нашем Одине, и о том, что он может принести в вашу жизнь»). Вон проехал возница на телеге из 19 века, слушающий музыку через наушники. А вон куча народу в нарядах того времени. Джентльмены из 19 века вообще неплохо входят в современный мир. Годик-другой, и все уже говорят о движении неолуддитов, сражающихся с технологиями и заявляющих, что это бог послал мигрантов в 21 век, чтобы спасти современное человечество от уничтожения. Вон пышная дама, владелица бренда «Жена дикаря». А вон тот самый дикарь – брутальный и опасный, принципиально гуляющий по особняку и прилегающему парку нагишом.
Полное смешение времен, обычаев, реакций и подходов.
Но забавными сценками из здешней жизни список прелестных мелочей сериала не ограничивается. Ведь на дворе политкорректный 21 век.
В этом мире не употребляют слово на «в» (т-с-с, по секрету: имеется в виду «викинг»), заменяя его термином «средневековый переселенец». Вас в любой момент могут обвинить в таймсизме, особенно если за дело возьмется пронырливая журналистка из 19 века. А в музее опасно выставлять шокирующие экспонаты, посвященные битвам раннего средневековья, ведь они могут вызвать ПТСР у иммигрантов, которые в них участвовали. Жутко популярны транстемпоральные общины, привлекающие тех, кто уверен, что родился не в своем веке, и жаждет отыскать истину в нравах прошлых веков. Транстемпоралам помогают обрести их истинный облик в модных салонах, и вот уже одетые по моде 19 века экс-наши современники тянутся к природе, уходя в коммуны, где запрещены любые современные гаджеты.
На стенах при этом гордо красуются лозунги: «Норвегия для норвежцев», «Иммигранты валите домой», а на кладбищах бузят вандалы-таймсисты, рушащие надгробия иммигрантов.
По лицемерию нашего общества постановщики прошлись асфальтным катком.
Понятно, что сериал полон кинематографических условностей, в частности слишком уж легко прошла адаптация парней из каменного века и средневековья к современным моральным нормам и законопослушанию. Да и других моментов притянутых за уши хватает, но во время просмотра на них практически не обращаешь внимания.
Второй сильной стороной проекта стали персонажи.
Ларс Холланд (Клеве Брок). Полицейский из Осло, по которому пришествие иммигрантов ударило особенно больно. Ведь его супруга «сделала ноги» к одному из тех самых джентльменов 19 века. Понятно почему. Очень уж отличаются реакции обстоятельного, спокойного, располагающего к себе мужчины средних лет от привычных суетливых, нервных современных представителей сильного пола. А ведь Ларс еще из лучших. Соответственно нас изредка радуют семейными сценами, разными подходами к воспитанию (у четы Холланд дочь-подросток), попытками мужчин наладить взаимопонимание на фоне стервы-жены. Есть у Ларса еще один «косяк» — парень, подверженный хронической усталости, подсел на наркоту. Причем не на стандартный кокаин, а на экзотический темпроксал, также напрямую связанный с пришельцами. Если об этом узнают, неприятностей будет выше крыши. В общем, проблем у нашего копа хватает.
Его напарница получилась еще ярче. Алфхилдра (Косонен) – некогда воин-щитоносец Одина, ныне выпускница полицейской академии, первая сотрудница полиции «с опытом жизни в другой эпохе». Это при том, что воителям из прошлого запрещено работать в силовых структурах, и Алфхилдре приходится скрывать свой былой статус. Она уже пообтесалась, но все равно периодически выдает шикарные перлы. Мох вместо прокладок, ведь живучи на пособие, обитая в старом трейлере, позволить себе чудесные Либресс она не может (непонятно правда, откуда позднее у нее появились средства на той самой кредитке? Не было ни гроша, а вдруг алтын?). Бурные загулы в ночных клубах. Привычные для нее и невозможные для этого времени реакции, вроде пробы на язык крови жертвы. Забавный юмор: «гребешь, как баба», или «злой дух по имени глютен». Она конфликтует с коллегами-копами, считающими ее дикаркой, допускает детские ошибки, при этом обладает шикарной интуицией и талантом детектива. Косонен профессионально собирает образ своего персонажа, не забывает о мимике (посмотрите на лицо Алфхилдры во время посещения карантинного центра). Алфхилдра откровенно понравилась. И на фоне остальных прекрасных дам из Fremvandrerne Косонен выглядит писаной красавицей.
Не меньше порадовали второстепенные персонажи. Вспомнить хотя бы Урд (Эрлендсдоуттир) боевую подругу-оторву Алфхилдры, напоминающую классическую валькирию. Нагловато-уверенного, колоритного пещерного Навана. Или удачливого соперника Ларса. Да практически все, кому постановщики не поленились выделить минут 5-7 времени – хороши.
Идейный пласт у сериала богатейший. Помимо сарказма над лицемерной политкорректностью современного мира, постановщики озадачивают зрителя непростым вопросом. Ну допустим, говорят они, с «понаехавшими» из других земель все понятно. Они создают кучу неудобств местным, наглеют, лезут со своим уставом в чужой монастырь, и вообще становятся одной из наибольших проблем 21 века (спасибо арабам).
Но что, если эти самые «понаехавшие» имеют не меньше прав на эту землю, чем вы? Если они жили тут до вас, вкладывали в эту землю, развивали и холили ее, поливали своей кровью и потом? Если не совсем понятно, кто именно тут «понаехавшие»? К сожалению, для большинства условных норвежцев ответ все равно будет однозначным и написанным на ближайшем заборе. Но для людей мыслящих все гораздо сложнее (я в курсе, что тема реальных мигрантов, мягко говоря, неоднозначная, с какой стороны не посмотри, и не имеет простого решения).
И, возможно, создатели сериала даже пытаются шепотом намекнуть на то, что Земля у нас одна, а все мы одновременно мигранты и хозяева на этом маленьком шарике.
Детектив, наоборот, «не зашел», несмотря на то, что полицейскую работу нам показывают как настоящую. Кропотливая возня с уликами, просмотр записей с камер, перелопачивание списков подозреваемых. А оружие выдают на большие праздники под расписку, в остальное время дубинками обойдетесь.
При всем этом некоторые моменты удаются нашей парочке слишком легко. К некоторым они относятся слишком легкомысленно. Похоже, расследование как таковое просто не ставилось при создании сериала во главу угла.
А вот интригу постановщики нагнетают знатно. Намеки на то, что с временные порталы не открыли все своих тайн (фактически они не одной тайны еще не открыли). Дышащая героям в спину таинственная и могущественная организация. Элементы сверхъестественных способностей у пришельцев (и не только). Да еще и знатный клиффхэнгер.
Расставаться с миром Fremvandrerne неохота, остается лишь с нетерпением ожидать второй сезон и держать кулаки за его появление на свет.
Эрго. Приятный социально-психологический проект, «иронично-саркастично» беседующий со зрителями о проблемах миграции, лицемерии, нарочитой политкорректности современного общества. Хорошие актерские работы, фантасмагоричный мир с кучей забавных мелочей, сильный идейный пласт. И даже приличное количество кинематографических условностей не в силах подпортить впечатление от хорошей работы.