Убийственный контроль разума, или «Если однажды шагнешь за порог»
Будущее. У человечества все в ажуре. Гомо сапиенсы вышли в космос, полетели к звездам, и даже присоединились к Соглашению цивилизаций 5-го уровня. Оказывается, разум во Вселенной не редкость. Вот только цивилизационных высот и межзвездных перелетов достигают немногие. В основном по собственной вине.
Зато те, кто достиг, чувствуют себя в шоколаде. До тех пор, пока какое-то время назад несколько цивилизаций, стоящих на пороге качественного скачка, не настигли серьезные неприятности.
Возможно ли, что это не случайность, и следующими в списке таинственной силы находятся участники Соглашения?
Сергей Лукьяненко в последние годы чересчур увлекся копанием в политической грязи, и «писательством» в соавторстве. Кроме зомби-дилогии (очередной (последний?) Дозор вынесем за скобки) вспомнить особо нечего.
Посему возвращение Сергея в космос: место, где происходило действие многих его удачных книг, ожидалось с интересом.
Вышло оно небезгрешным, но в целом зачетным.
Предваряет роман список действующих лиц (популярный прием среди западных писателей объемных фентезийных романов, типа того же Эриксона) и небольшой глоссарий. С самого начала видно, что автор соскучился по миротворчеству. Он дарит нам пять (четыре?) продвинутых чужих рас, из которых близко мы познакомимся с двумя.
Таинственными, древнейшими Ракс, первейшими интеллектуалами, главной загадкой изведанного космоса. Существами, населяющими лишь одну планету, покидающими ее в количестве не больше двух (в исключительных случаях — трех) за раз, причем в искусственных телах. Придумавшими самый опасный способ путешествий меж звезд – перемещение. То, что способно полностью изменить вселенную.
Представители Халл-3. Ироничные кроты, ценящие юмор и генетические изменения, возвращающие им зрение.
Плюс две цивилизации ранней степени развития (все разумные в «Пороге» делятся на пять уровней, первый – до-технический, пятый – межзвездные перелеты).
Одна – копытные прямоходящие травоядные с интересными структурами семей и забавной верой в хищников, которые не должны воевать меж собой.
Вторая – уникальная дуальная цивилизация Невара. Звездной системы, где одновременно развилась гуманоидная и фелиноидная (псевдокошачья) цивилизации. Отличаются непостижимым миролюбием по отношению к соседям по системе, и еще рядом любопытных особенностей.
У наших отдаленных потомков, как я уже сказал, все путем (довольно нетипичный взгляд на наше будущее, обычно все ровно наоборот; правда, как выясняется к финалу, и в здешней реальности имеются нюансы). Человечество едино, активно покоряет космос, максимум, что позволяя себе из пережитков тяжелого прошлого: легкое, плодотворное соперничество меж людскими расами (прям, Полдень, блин). Правда, даже при таких раскладах Лукьяненко не преминул подколоть американцев. По словам здешних выходцев из США: «Америка должна быть лучшей среди равных».
С фантазией у Сергея всегда было в порядке. «Порог» напоминает, что писатель не до конца растерял это умение. Разные способы межзвездных перелетов, вплоть до фатального для вселенной. Интересные «фишки» чужих рас, их социальных и личностных взаимоотношений. Лукьяненко даже инопланетный язык в сюжет вводит. Правда, что именно перед нами: бессмысленный набор букв или нечто большее, сказать сложно. Разве что стоит помнить, что на создание полноценного языка требуются годы и десятилетия кропотливого труда (доказано J.R.R).
Нас ждут исследования и заметки по ксенопсихологии, густо замешанные на сексе.
Элементы детектива. Активное приключение «в тылу врага». Размышления на тему склонности разумных существ к саморазрушению. О развитии разума, его агрессивности и о войне. Космическом «взгляде в спину» и его воздействии на цивилизации.
В романе три линии. Основная – корабль гомо сапиенсов, перевозящий группу ученых разных рас к миру, ставшему ключевым для Соглашения, и дальнейшие приключения обитателей «Твена». Вторая – команда первого межзвездного корабля с Невара, как полагается, несущего экипаж наполовину из гуманоидов, наполовину из кис.
И те самые копытные с Соргоса, где как раз разгорается ядерная война, на примере которой мы еще раз сможем увидеть, как умирают цивилизации.
Экспозиция романа фактически затягивается на полкниги. Все это время практически ничего не происходит. Сергей крайне неторопливо знакомит нас со своим миром, особенностями рас Соглашения и отношениями меж ними. Да, я помню, что перед нами, по-видимому, начало длинного цикла (дай бог, чтоб не повторилась ситуация с бесконечными Дозорами), но как-то слишком уж плавно происходит погружение в эту вселенную. Зато после экватора, когда герои, наконец, сталкиваются с проблемами лицом к лицу, напряжение стартует по нарастающей.
Лукьяненко не позабыл, как удерживать читательское внимание, и приключения второй половины книги это наглядно демонстрируют. Особенно интересно, как персонажи будут справляться с промежуточной перипетией, перевернувшей их мир с ног на голову. И даже когда находится стратегическое решение, чтобы воплотить его в жизнь, героям придется постараться.
При такой структуре книги очевидно, что потенциальная угроза участникам Соглашения, и ответ на вопрос о том, что же может навредить вселенским суперинтеллектуалам Ракс, остается на следующие книги цикла.
Персонажей к достоинствам «Порога» не отнесешь. Особенно серенькими и шаблонными вышли представители человечества. Высокоморальный капитан и его сексуальный помощник. Юные кадеты, из которых выделяется разве что целеустремленный Тедди. Ученые – фанаты своего дела. Чужие получились поинтереснее. Сполна и с удовольствием познающая жизнь Третья-вовне из Ракс. Приколист и сибарит Уолр с Халл-3. Хотя людского в них все равно выше крыши, чужеродные черточки Сергею передать удалось.
В общем, книга съедобна, но несколько вторична по отношению к зарубежной космофантастике, тому же Брину с «Бытием», Гамильтону с «Содружеством», Кори с «Пространством», Флинну с «Танцором», и прочим Леки с ее «Радчем». Что впрочем, не удивительно. Тамошние ребята книги пишут, а не тратят львиную долю времени черт знает на что.
Эрго. Небезынтересная, но далеко не шедевральная приключенческая космическая фантастика (точнее вступление в цикл), стоящая «на плечах великих». Долгая раскачка, слабенькие персонажи отчасти искупаются любопытными «чужими», напряжением второй части романа, интригой на будущее. Вот только клиффхэнгер, уместный в сериале, серии которого выходят каждую неделю, смотрится моветоном в книжном деле, где сколько именно ждать следующую часть, неведомо никому, кроме Аллаха.
Юный Квентин Колдуотер (Ральф) никак не мог найти себя. Казалось бы: на носу выпускной, а там и колледж, все впереди, живи и радуйся! Но нет. Парню хотелось странного. Карточные фокусы, слава «ботана», увлечение фентези.
Не зря. Оказалось у Квентина есть магические способности, открывающие дорогу в школу волшебства Брейкбилс. Ну теперь то все в ажуре?
Но снова здорово! В первые же недели Квентин узнает, что им интересуется жуткое зло из иного мира. Тот, кого называют Зверем. Тот, кого боятся даже преподаватели Брейкбилса. И похоже Зверю нужен не только Квентин. Под ударом оказывается гораздо больше, чем один перспективный волшебник. И это далеко не все проблемы, ожидающие Кэва со товарищи в будущем.
Магические академии после творения Роулинг стали настоящим трендом в юношеской фантастике. Американец Лев Гроссман за свою версию волшебного обучения даже получил
награду Alex Award (10 лучших книг в жанре янг-эдалт). Книга в свое время меня не заинтересовала, а вот сериалу спустя несколько лет, я решил дать шанс. Тем более в период отсутствия интересных фантастических новинок.
Проект оказался далеко небезгрешным, но потратить на него время, в принципе, можно.
Перед нами две линии, экранное время между которыми разделяется где-то 70 на 30 %. Первая – приключения в Брейкбилс. Эдакий Поттер для старшего школьного возраста/первых курсов института, с вечеринками, сексом (показанным весьма целомудренно), пьянками, травкой. Реалистично. Внимания обучению уделено гораздо меньше, чем у Роулинг, аудитории местного Хогвартса мы будем посещать не часто. Больше времени посвящено взаимоотношениям главных героев, и погружению в атмосферу волшебного мира.
Основных протагонистов из Брейкбилс у нас ровным счетом четыре штуки, не считая забавной пары старшекурсников Марго и Элиота, которые получат свои минуты славы. Чудес актерской игры нам не покажут, типажи достаточно стандартные, да и с эмоциями чаще всего беда. Хотя постановщики с большим или меньшим успехом пытаются раскрыть перед зрителем всю четверку.
Квентин Колдуотер (Ральф, местами до одури похожий на Александра Петрова) – основной сюжетообразующий персонаж. Несоциализированный, скромный, застенчивый, «зашуганый ботан», фанатеющий от детского фентези, увлекающийся фокусами, жаждущий отыскать настоящую магию. Похоже, очередной вариант «избранного» (хотя есть нюансы), слишком уж много намеков на такую возможность отпускают преподаватели, да и интерес «Зверя» не случаен. Персонаж потихоньку развивается, порой показывая не самые приглядные качества (снобистское отношение к Джулии).
Брутальный юноша Пенни (Гупта) – обладающий редчайшим даром путешественника, способный телепортироваться не только в пределах Земли, но и в другие миры. Да и в астральном теле прогуляться при случае не прочь.
Цыганка Кейди (Тейлор) – «оторва» с криминальными наклонностями, которая в процессе порадует однокурсников парочкой сюрпризов.
Отношения внутри этой группы непростые. Кэв соперничает с Пенни, одновременно поглядывая в сторону Эллис. Кейди спит с Пенни, используя его в своих целях. Эллис нуждается в помощи Квентина. Кэв периодически спасает Эллис, та отвечает ему взаимностью.
Студенты играются со смертельно опасными заклинаниями, регулярно совершают глупости, повторяя их по нескольку раз. Лишь благодаря чистой удаче и произволу постановщиков вследствие действий Кэва и компании народ гибнет не сотнями, а всего лишь единицами.
Учебные будни периодически перемежаются обрисовкой угрозы со стороны непостижимого Зверя, а затем ее воплощением и ожиданием дальнейших действий врага. Внутренними метаниями подростков. Внешними отношениями со старшекурсниками, преподами и друг с другом. Романтическими терзаниями. Потерями и обретениями. В общем, скучать студентам Брейкбилса откровенно некогда.
За вторую линию проекта отвечает в основном Джулия (Маив) — старая подруга Квентина. Девушка с магическими способностями, провалившая экзамены в Брейкбилс. Оказывается кроме дипломированных чародеев в реальности The Magicians имеются также недоучки-колдуны. Те, кто не дотягивают по знаниям до настоящих волшебников, но способны использовать магию в своих корыстных целях. Банкомат обчистить, собственную самооценку поднять, над маглами (этот термин тут также в ходу) поглумиться. В общем, худшие из лучших, как пить дать.
Порадовало отношение создателей сериала к магии. Магия – это конечно прекрасно, говорят они, но вполне может стать не даром, а тяжелым бременем. Это не панацея, со многим справиться не в состоянии. Это лишь опасный и могущественный инструмент, а как его использовать — решать тебе. Магия приходит не с талантом, а с болью. Способности волшебника усиливаются от проблем. И тому подобные не слишком оригинальные, но нечасто используемые в young adult литературе (и кино) идеи.
Волшебство в сериале комплексное. В основе «распальцовка» — магия жеста, дополняемая словесными конструкциями, в особо тяжелых случаях использованием ингредиентов. Видов магов тут с избытком. Физики-телекинетики, телепаты, целители, телепортеры, хозяева стихий, создатели иллюзий. Кто на что горазд.
Спецэффектов, к сожалению, «не сады», что называется: бедненько, но чистенько. Пара-тройка приятно показанных видов магвоздействий, «мотыльковый» Зверь, собственно все.
Без юмора постановщики нас не оставят. Он вышел изрядно неполиткорректным, циничным, брутальным, порой ниже пояса. Как вам занимающиеся любовью магические книги, или Марго, с придыханием вспоминающая подвиг Екатерины Великой? Не обошлось, понятное дело, без стеба и прямого цитирования Гарри Поттера. Есть забавные ответвления, типа серии в дурдоме.
Хватает мрачных моментов на грани ужастика (одни глазки декана чего стоят). Неплохо подано нарастающее нагнетание обстановки. Увлекает ожидание и воплощение неприятностей.
Да, актеры смотрятся слишком взрослыми для выпускников. Хотя с нынешней акселерацией кто знает.
Да, проект откровенно вторичен по отношения к работе Роулинг (да и у Льюиса взял немало), и скорее всего, появился как более циничный и взрослый «наш ответ Чемберлену» (хотя последние тома Поттера тоже сложно назвать детскими).
Да, герои порой ведут себя чересчур глупо даже для тинейджеров. Не сработало один раз, навлекли на свою голову кучу проблем? Попробуем еще раз. А затем еще.
Да, периодически внутренние терзания малолеток начинают надоедать. А преподаватели тут исключительно для мебели, исключая Маяковского (и Элайзу они бездарно слили).
Не знаю, буду ли смотреть сериал дальше (в 2020 ждут уже пятый сезон), хотя клиффхэнгер хорош, тем более по отзывам в следующих сезонах недостатки проекта все больше лезут в глаза, но дебютные 13 серий можно отсмотреть не без удовольствия.
Эрго. Небезгрешный, но местами любопытный подростковый сериал про «реалистичную, взрослую» магическую школу. Эпатажно, но без фанатизма. Цинично, но без откровенности. Попытка угодить и вашим и нашим. И бунтующим старшеклассникам, желающим хардкора. И романтичным натурам, стенающим по волшебной поре молодости. Бюджетно, иронично, глуповато, пубертатно, жестко. В целом, имеет право на жизнь.
Режиссер: Скотт Смит, Майк Кэхилл, Ян Элиасберг
В ролях: Джейсон Ральф, Стелла Маив, Оливия Тейлор Дадли, Арджун Гупта, Хейл Эйплмен, Саммер Бишил, Джейд Тейлор, Рик Уорси, Роуз Листон, Чарльз Межер, Кейси Рол, Дэвид Колл, Майкл Кэссиди, Ханна Левиен, Энн Дудек, Эсме Бьянко, Джесси Люкен, Темби Лок, Сачин Сахель, Эми Пьетц, Брайан Ф. О`Бирн, Хиро Канагава
Воспоминания. Наша радость и боль. Мы помним приятные моменты жизни, мгновения быстротечного счастья. Поражения и ошибки. Свершения и неудачи.
Но что если память ускользает. Если в голове остаются лишь события одного дня? Или, в лучшем случае двух? И это не исключение, не болезнь, не свойства отдельных людей, а повсеместная данность?
Каково расследовать преступление, когда злодей через два дня напрочь забывает о содеянном?
Итак, мир без памяти. В реке Восточной Англии обнаружено тело молодой женщины. Детектив, расследующий трагедию, находит дневник погибшей Софии Эйлинг, где рассказывается о ее отношениях с писателем Марком Эвансом. Тот отрицает свою связь с девушкой, однако текст дневника и собственные наблюдения полицейского, говорят об обратном.
Постепенно мы узнаем все больше подробностей о девице, утверждающей, что она является единственным человеком на планете, помнящим всю свою жизнь. А также подробностей тщательно приготовленной мести, призванной уничтожить человека, некогда причинившего Софии сильнейшую боль.
Мир Yesterday привлекает внимание в первую очередь любопытным фантдопущением, на котором основана вся структура романа. Наблюдать за обществом, члены которого практически лишены кратковременной памяти, интересно. Здешние гомо сапиенсы утрачивают КВП в юности, и всю оставшуюся жизнь, каждый божий день, пока воспоминания не улетучились, как дым, старательно заучивают факты, в остальном полагаясь на свой дневник.
С одной стороны они гораздо счастливее нас. Если хочешь уничтожить травмирующий опыт, стоит лишь раз солгать себе в письменной форме. «В забвении есть покой». Пара росчерков пера в собственном дневнике, и вуаля! На следующий день ничего как не бывало. Есть, правда, сограждане. Да и сама природа, по мнению автора, сопротивляется такому подходу. Но идея, действительно, богатейшая. Заодно развивает полезный навык превращения массивов информации в четкие факты. И дарит читателю приятные перлы из серии «я ее люблю, если верить моему дневнику», или «я искренне и по дружески отношусь к этому человеку, так говорит мой дневник». Фактически они строят свою жизнь, поведение, отношение к людям и событиям, основываясь лишь на записях.
С другой – возня с дневниками, и то, что мозги у всего населения Земли стали настолько дырявыми, делает здешнее бытие не очень удобным. Особенно нелегко представителям отдельных профессий, как, к примеру, тем же полицейским. Но и у обывателей хватает проблем.
Тем более что здешний социум четко разграничен на две неравные группы: моно и дуо. Первые теряют воспоминания в 18 годков и помнят лишь один вчерашний день. Вторые – элита этого общества, лишаются памяти в 23, сохраняя в памяти целых двое (!) суток. Кто бы сомневался, эта градация дает повод к самой натуральной дискриминации «по памятному» признаку. Дуо называют себя солью земли и высшим классом. Моно считаются тупыми и даже не допускаются на важные посты, типа той же работы в полиции. Человеки всегда человеки, и если становится неактуальным разделение по цвету кожи, половым предпочтениям, они тут же отыщут другой способ почувствовать себя круче, чем другие.
Фелисия Йап подарит нам четырех протагонистов. Каждый из них общается с читателем в отдельной главе. Причем «общается» — не преувеличение, все повествование книги создано от первого лица, что изрядно помогает погружению в текст.
Начнем с той самой безвременно почившей Софии, знакомимся с которой мы посредством, конечно же, ее дневника, который штудирует другой ГГ. Женщина, заявляющая что «помнит все».
В реальности Yesterday такое заявление либо ненаучная фантастика, либо психическое отклонение. Посему мисс Эйлинг вплотную познакомится с английскими психлечебницами, и начнет лелеять свой план мести, которому позавидуют графья Монте-Кристо всего мира. София цинична, пользуется телом, как оружием, и поимела за годы «лечения» настоящую манию. Персонаж не вызывает особой приязни, хотя его мотивация понятна и логична. Впрочем если учитывать, что роковое столкновение с фонарем произошло не совсем по вине партнера, логичности в ее действия поубавится, зато паранойя расцветет махровым цветом.
Внимательный читатель ее дневника – детектив Ханс Ричардсон, как выясняется, гораздо глубже вовлеченный в это дело, чем думал он сам. Впрочем, это можно сказать обо всех героях. Моно, скрывающий свой класс и стремящийся всегда раскрыть преступление за один день. Профессиональный, внимательный коп, скрупулезно докопавшийся до правды. Не стоит, конечно, забывать «бога из машины» в виде дневника Софии, и одну серьезную финальную недоработку Ханса.
Супружеская пара Марк и Клэр Эванс. Один из немногочисленных примеров брака мужа-дуо и жены-моно. Успешный литератор, идущий в политику и его супруга-домохозяйка. На первый взгляд перед нами классическая пара богатого сноба-интеллектуала и его глупышки-жены. Однако вскоре выясняется, что все не так просто.
Впрочем, автор не скрывает этого самого начала. Но что именно произошло с героями, довольно долго останется неведомым. Интрига закручивается постепенно, ответы приходят в свое время. Как детектив роман не идеален, о многом можно догадаться, но парочку сюрпризов Фелисия Йап нам приготовила.
На примере четы Эванс раскрывается еще одна линия книги. «Вчера» поговорит с нами о любви. Не о той, великой и могучей, достойной легенд и хроник. Об обычном чувстве, помогающем жить, работать, сопротивляться ударам судьбы. Дающем домашний уют, поддержку, укрытие во время бурь. Том чувстве, без которого нам было бы еще тяжелее, чем без воспоминаний.
Главы от лица разных героев рисуют цельное полотно романа, дополняют картину происходящего, объясняют события, дарят противоположные взгляды на одно и то же событие, дают возможность просмотреть на действие под другим углом зрения. Формируют более полную реальность, а не ту ее ограниченную версию, которую мы обычно видим со стороны одного персонажа. Прием не новый, но по-прежнему действенный.
Роман женский (что логично, глядя на имя автора), хотя половая принадлежность протагонистов по-братски разделена поровну: два мальчика, две девочки. Тут в достатке эмоций, причем у всех ГГ, включая полицейского. Персонажи слабого пола описаны более прилежно, да и авторская симпатия к ним не особо скрывается. Впрочем, это тот уровень «женскости» в прозе, который почти не раздражает даже «оглашенных самцов».
Отдельной прелести Yesterday добавляет утонченное издевательство и железобетонные аллюзии на нашу реальность. Между главами персонажей Йап расставила небольшие заметки из реалий своего мира. Газетные материалы, выдержки из законов, книг врачей, ученых, цитаты из дневников. Эти вставки, помимо задач большего погружения в свой мир, помогают автору посмеяться над нашим. Ну как можно жить при полной памяти? — удивляются местные обитатели, — начнется же полный беспредел! И как можно вспоминать смутно? Либо помнишь, либо нет!
Также хороши ироничные размышления по поводу электронной жизни и беспамятства.
Да вопросов к книге хватает. Ни слова нет о точке бифуркации (в какой момент здешние жители утратили КВП? Как минимум пару-тройку десятилетий назад?). Все упорно игнорируют возможность видеозаписей и ведения видео дневников. Идейный пласт книги не слишком богат. Да и по жанру перед нами скорее детектив в антураже, чем что-то более глубокое.
Но при всем этом, «Вчера» позволяет не просто убить время, но и задуматься над незыблемыми, казалось, свойствами людского организма. Их ценностью. Сильными и слабыми сторонами, которые они дарят своим счастливым обладателям. И, завести, наконец, электронный дневник.
А то мало ли.
Эрго. Детектив с любопытным фантдопущением, неплохо прописанными персонажами, иронией над нашим социумом. Далеко не шедевр, нюансов хватает, но почитать можно с интересом.
У сироты, воровки и целительницы Нари была мечта. Добраться до Стамбула и выучиться на настоящего доктора. Она прекрасно понимала, что денег на обучение не хватает, да и никто из врачей не возьмет женщину в ученицы. Но мечта есть мечта.
А вот ко встрече с настоящей магией Нари никогда не стремилась. Да и не верила в нее, несмотря на собственные неординарные таланты. Посему когда узнала о том, что джинны, ифриты, гули, летающие ковры — не сказки, а реальность, девушка не особо обрадовалась. Тем более, когда некоторые из волшебных существ вознамерились ее убить.
И теперь ее путь лежит в легендарный Дэвабад, город джиннов и полукровок. Город, полный коварства, интриг, конфликтов и опасностей. Город, где Нари, наконец, узнает правду о том, кто она такая. Правду, способную перевернуть мир джиннов.
Экзотическое восточное фентези в последнее время становится доступно русскоязычному читателю все в большем количестве. Вспомним хотя бы «Королевские милости» Кена Лю, или «Нефритовый город» Фонды Ли. Новый представитель этого направления Шеннон Чакраборти окунает нас в атмосферу арабских сказок, сделав путешествие в духе Тысячи и одной ночи магическим и антуражным. Хотя и не без ухабов.
В здешнем мире кроме людей, имеются также различные волшебные существа. Пери – создания воздуха, водные мариды, любители обуви ишты, ифриты, симурги, птицы рух, шеду, заххак. И главное — джинны, сотворенные Аллахом не из земли, а из огня.
Именно с ними читатель «Города» проведет подавляющую часть времени. Прочитав этот роман, джиннов мы будем знать как родных. Давным-давно, говорит Шеннон, джинны вели себя крайне неподобающе по отношению к людям. А затем появился посланец Небес Соломон (пардон, пророк Сулейман). Он разделил джиннов на 6 племен, разбросал по всем уголкам мира, и огненные создания с тех пор всерьез увлеклись межнациональными ссорами. Вдобавок пророк запер джиннов в получеловеческих телах, живущих пару веков, и изрядно поубавил их волшебную мощь. Вот и вышло, что перед нами как бы духи, сотворенные из пламени, ненавидящие воду, вот только действуют и думают они как самые обычные люди.
Социальные конфликты, межплеменные дрязги, религиозные споры (есть правоверные джинны, а есть огнепоклонники), обман, воровство, интриги, снобизм и гордыня, сословные ограничения, тирания короля, казни и народные возмущения.
Социалка в Дэвабаде стандартная, а вот физиология джинов, их болезни (как вам «старческое выгорание»!) и способы лечения показывают, что фантазия у Чакраборти в порядке.
Будто этого мало, автор вводит в повествование шафитов – полукровок, плодов союза джинна и человека. Существ, угнетаемых чистокровными джиннами (эх, Поттером повеяло), слабо защищенных законом, лишенных множества прав и возможностей. Существ откровенно второго сорта. Представляете этот кипящий от различных страстей котел, плотно прикрытый крышкой самоуверенности? А тут в него добавляют парочку ингредиентов, способных буквально разорвать посудину изнутри.
Первая и главная из этих приправ – юная целительница Нари. Девица, добывающая себе на хлеб не самыми законопослушными способами. Не чурающаяся обмана, воровства. Жаждущая помогать людям, лечить их. Хороший, добрый человек. Ну, точнее не совсем человек. Открывающая загадку своего происхождения и огромный новый, волшебный мир. Полный не только чудес, но и жутких опасностей.
Второй основной протагонист романа — принц Али. Наивно-романтичный юнец, идеалист, правоверный мусульманин, с младых ногтей готовящийся стать генералом при своем старшем брате. Ужасающийся тяжелой жизнью шафитов в Дэвабаде, разрывающийся между верностью отцу и желанием помочь грязнокровкам. Интересный персонаж, парень развивается, принимает сложные решения, идет на серьезные жертвы.
Каждому из этих двух героев выделяется своя глава, которые чередуясь, создают причудливую арабскую вязь романа. А потом персонажи встречаются.
Третьей опорой сюжета стал дэв Дара, точнее Дараявахауш э-Афшин. Да, поначалу возникают ассоциации с Бартимеусом из трилогии Страуда, но затем становится видно, что Дара вполне самобытный персонаж. Один из лучших бойцов среди джиннов. Натворивший в прошлом уйму зла. Гордый, консервативный, резкий, познавший многовековое рабство, утрату всего что знал. Обретший новую цель в жизни. А заодно ставший предметом воздыханий главной героини.
Кроме ведущей троицы интересным и глубоким вышел образ короля Гасана аль-Кахтани, обладателя Сулеймановой печати. Потомка тех, кто отправился на войну за права шафитов, сражаться за отношение к ним как к равным. Настоящий властитель, внушающий ужас. Прожженный, умный политик, балансирующим между интересами разных племен чистокровок, старающийся поддерживать равновесие, не допустить появления очередного Сулеймана. Тиран, казнящий шафитов направо и налево, повелитель, полностью убежденный в правильности своих действий.
Книга делится практически на две равные части. Первая – путешествие Нари и Дара, переполненное открытиями, опасностями и потерями. В процессе которого мы ближе знакомимся с протагонистами, прочими волшебными существами, историей мира джиннов. Разбавляется этот поход главами от лица Али, показывающими нам быт, особенности Дэвабада, намечающего конфликты среди джиннов и полукровок. Вторая часть полностью происходит в Латунном городе и с каждой главой закручивает пружину интриги, завершаясь ударным финалом и мощным клиффхэнгером.
Роман по-восточному колоритен. Начинаясь как историческое повествование с отсылками к египетскому походу Наполеона, происходящему прямо сейчас за окнами у протагонистов. Он довольно скоро приобретает сперва эзотеричность, а потом полноценную волшебную сторону. Нас засыплют описаниями антуражных городов Востока, их шумных базаров и монументальных кладбищ, огромных площадей и гордых минаретов, удобных кафе и грязных трущоб. Окунут в обряды и прочие особенности восточной жизни, Познакомят с местными терминами, языковыми формами и традициями. Да, большая часть этих моментов подана на примере Дэвабада (не считая дебюта, где дело происходит в Каире), но поскольку обычная жизнь джиннов, как я уже говорил, не особо отличается от людской, можно считать, что мы повидались с реальными особенностями и обычаями восточного бытия 18-19 веков.
Параллельно читателю покажут магию этого мира. Ей владеют многие волшебные существа. Не только полукровки-шафиты или джинны, которые в своем «послесулеймановом» состоянии не являются самыми крутыми магами. Сто очков вперед нашим хорошим знакомым дадут те же пери или маруды.
Любопытны религиозные особенности жителей Дэвабада. Большинство джинов – правоверные мусульмане (хотя Бога Аллахом упорно не называют), но есть исключение – племя, являющееся огнепоклонниками. Так как с толерантностью у местных не все в порядке (не посещали пока Латунный город улыбчивые американские морпехи), это еще один повод для внутренних раздоров. А уж расизмом от наших знакомых джиннов прет – не продохнуть. Ненависть дэвов к гезири, тохарстан к дэвам, те племена не любят этих, эти злобно косятся на тех. И все вместе угнетают полукровок. Я ж говорю — все как у людей.
Отдельная тема с рабством джиннов. Ведь легенды об дэвах, разрушающих города и возводящие дворцы по команде людей-хозяев, возникают не на пустом месте. Мы узнаем, как именно появляются такие рабы, и чего стоит это рабство самим «исполняющим желания». Скажу сразу, приятного немного. Мало кто из джинов способен остаться в своем уме, проведя в услужении у взбалмошных людишек хотя бы столетие.
Да, общество джиннов слишком уж похоже на людское, и двор аль-Кахтани практически ничем не отличается от двора любого восточного султана или падишаха.
Да, к языку романа немало претензий. Хватает ненужных анахронизмов, а построение некоторых фраз говорит о ленивой работе автора, переводчика и редактора («Она засмеялась, и он взял нитку жемчуга со своей шеи и накинул поверх вуали. Он прошептал ей что-то на ухо, и она снова засмеялась»).
Но в общем «Город» производит приятное впечатление, как образец съедобного ориентального фентези.
Эрго. Колоритная арабская сказка, совмещенная с восточным фентези, знакомящая нас с волшебным миром Востока. Приятно, антуражно, атмосферно, жаль социальную структуру джиннов автор полностью скопировал с людской. Да и над языком можно было бы еще поработать.
P. S. Вторая часть Трилогии Дэвабада — «Медное королевство» выходит на русском уже в этом году. Третья еще не дописана.
Хроники Вечного Города, или Аве, Цезарь, друг сердечный, заходи, давно заждались
50-е годы до н. э. Гай Юлий Цезарь (Хайндс), победоносно завершивший восьмилетнюю галльскую войну, готовится к возвращению в Вечный город. В Риме неспокойно. Интригуют сенаторы, собирающиеся привлечь Цезаря к суду. Сомневается и раздумывает Гней Помпей Великий (Крэнем), подзуживаемый врагами Гая Юлия. В воздухе пахнет гражданской войной.
Готовится к возвращению домой и центурион 13 легиона Луций Ворен (Маккидд). Он истинный республиканец и не может даже помыслить о вторжении в Вечный город с оружием. Все что ему хочется — вновь обнять жену, дочерей и заняться каким-нибудь мирным ремеслом.
А вот его подчиненному, легионеру Титу Пуллону (Стивенсон) плевать на республику. Ему абсолютно все равно кто будет у власти в столице. Лишь бы звякали в кармане сестерции, рекой лилось вино, да крутились вокруг продажные девки.
Но ни тот ни другой пока не знают, что они, да и вся республика, стоят на пороге судьбоносных событий, которые навсегда изменят судьбу Рима.
Слава одного из самых исторически достоверных сериалов за всю историю. Бюджет более $100 лимонов. Куча хвалебных отзывов. Взглянем поближе на этот славный проект?
Фактически с первых кадров «Рим» делает серьезную заявку на победу, показывая битву 13-го легиона с галлами. Это не «Гладиатор», где с начала сражения смешиваются в кучу кони-люди. Не «Спартак», где летают одинокие гладиаторы в слоу-мо, падая с небес на не менее одиноких легионеров. Тут все по-взрослому. Строй когорты, стена щитов, центурион, свистком меняющий ряды бойцов, давая возможность отдохнуть уставшим и переводя вперед свежих воинов.
Потом галльская война заканчивается, и постепенно мы понимаем, что сериал вовсе не о Цезаре с Помпеем. Точнее о них тоже, но в первую очередь он о двух удачливых легионерах. Представляете? Нам покажут не только высшую знать республики. Не только консулов и патрициев. Не только сенат и судьбоносные моменты истории. То чему уделяют внимание 99.9 процентов исторических кино и телефильмов. Нам покажут жизнь среднего класса Вечного города. За одно это сериал достоин самых искренних и теплых слов. А если учесть, что неподалеку от современного Рима был сооружен огромный кусок древнего Вечного города с множеством декораций, становится понятно большинство восторгов по поводу этого проекта.
Перед нами как на ладони раскроют обычную жизнь Рима. Быт и семейные отношения стандартного центуриона. Его дом, жену и детей, непререкаемое влияние на чад и домочадцев, традиции встречи мужа с войны и его обхаживание при возвращении. Пиры с соседями и процесс сватовства к его 13-летней дочери (между прочим, самый возраст для замужества). Удалое веселье и громкие ссоры. Вездесущих собак, шляющихся по улицам в огромных количествах и еще более вездесущих крыс. Глашатая на форуме – аналог будущего новостного интернета. Лупанарии и дворцы. Центральные площади и невольничьи рынки. Самые отъявленные трущобы и даже глубины канализационных тоннелей. Криминалитет Вечного Города. Работу лекаря и торговца на дому. Влияние женщин на мир мужчин. Древнеримскую терминологию, все эти примпилы, трибы, трибуны и сестерции. Мы воочию увидим, насколько малой была ценность жизни в то время. Как создавались благоприятные знамения, и как велась политика республики. Насколько мало внимания обращали римляне на рабов (к примеру, во время жаркой ночи в спальне обязательно присутствует рабыня, подающая хозяйке чашу сразу после оргазма). Мы очутимся в шатрах противников при подготовке к решающей битве между Цезарем и Помпеем (жаль, само сражение останется за кадром). Окунемся в религиозные обряды древних римлян на все случаи жизни от рождения ребенка, благословления воина, уходящего на битву до похоронных церемоний. И даже познакомимся с системой проклятий, бытующих в Вечном городе. Настолько атмосферного и антуражного проекта с головой погружающего нас в первое столетие до нашей эры я действительно не припомню. Однозначные бравушки!
Понятное дело в сериале хватает условностей и кинематографических допущений. Все реальные интриги, сопровождающие начало конфликта, переданы буквально в двух словах и крайне схематично. Изучать историю гражданской войны Цезаря с Помпеем по «Риму» также не стоит, событий, битв, маневров в реальности было на порядки больше, чем нам показали. Постановщики очень многое пропустили, а кое-что совместили, сделав волшебный монтаж. А кое в чем попросту ошиблись, как например, в словах Цезаря на тему религии, мол, он воин, а религиозные отправления оставляет жрецам. Все бы хорошо, только Гай Юлий на тот момент самолично являлся великим понтификом, то бишь самым что ни на есть главным товарищем по общению с богами.
Дополнительных вистов сериалу добавляют персонажи, которые не показаны навеки застывшими функциями, а наоборот живыми, постоянно меняющимися и развивающимися людьми.
Цезарь (Киаран Хайндс) – умный, властный, истинный лидер, при этом подверженный людским слабостям, типа болезненной привязанности к определенным людям (и ты Брут!), либо нежеланию отрываться от любимой женщины и тащиться куда то гонять Помпея.
Помпей (Кеннтет Крэнем) – уставший, старый, утративший задор и почивающий на лаврах.
Марк Антоний (Джеймс Пьюрфой) – наглый, харизматичный, обаятельный, гордый, самоуверенный – настоящий римлянин.
Атия (Полли Уокер) – интриганка, дергающая за ниточки весь Рим, натуральная влиятельная матрона, ни в грош не ставящая никого на свете, использующая людей направо и налево, манипулирующая семьей, друзьями, врагами, да всеми кто попадется под руку.
Сервилия (Линдси Дункан) – любовница Цезаря, превратившаяся в ангела мести для бывшего возлюбленного.
Октавиан (Макс Пиркис) – будущий император, юный гений, становящийся на наших глазах из книжного мальчика матерым волчарой.
Тит Пуллон (Рэй Стивенсон) – классический легионер-громила, недалекий, озабоченный лишь деньгами, выпивкой да бабами. Но при этом готовый на все ради друга, причем далеко не сразу ставшего таковым.
Луций Ворен (Кевин МакКидд) – истинный республиканец, всеми фибрами души противящийся тирании Цезаря, но не способный нарушить воинский долг верного солдата 13-го легиона. Апологет римской морали, классических республиканских ценностей. Прямолинейный, но не глупый. Вокруг него и супруги закручена весьма любопытная, практически детективная история. Луций и Тит работают в «Риме» эдаким сборным аналогом Форреста Гампа, людьми, присутствовавшими при многих ключевых событиях этого периода римской истории.
Кстати эти два протагониста абсолютно реальные люди, о которых писал Цезарь в «Записках о галльской войне», правда, в жизни они оба были центурионами, причем 11 а не 13 легиона.
Вдобавок на благодатном материале всех этих персонажей создатели сериала показывают нам нелегкий процесс смены республиканского строя тиранией, преимущества и недостатки той и другой форм правления, сомнения граждан Рима, их попытки помешать деспотизму, или наоборот воспользоваться его плодами. Размышляют о вопросах морали, этики. В общем, рисуют абсолютно жизненное, полное различных красок и полифонии полотно.
Эрго. Да, Цезарь изрядно идеализирован, Ворену и Пуллону нечеловечески везет, слишком многое пропущено или смонтировано. Но при всем этом Rome действительно оказывается одной из лучших исторических лент, как в сериальном, так и в формате большого кино.
Режиссер: Майкл Эптед, Аллен Коултер, Алан Пол, Стив Шилл, Тимоти Ван Паттен, Алан Тейлор, Джон Мэйбери
В ролях: Кевин МакКидд, Рэй Стивенсон, Полли Уокер, Керри Кондон, Киаран Хайндс, Джеймс Пьюрфой, Йен МакНайс, Линдси Дункан, Лидия Бионди, Тобайас Мензис, Дэвид Бамбер, Макс Пиркис, Ли Бордман, Кеннтет Крэнем