Спартак на Дальнем Юге, или Путешествие и приключения капитана Кеннета/Кровавое «чудо» рождения
Отгремело сражение на Литеранской возвышенности, изменившее расклад сил на Востоке. Бурлит восстание рабов на Дальнем Юге. В Понкее-Лаа получили щелчок по носу верные Реагвира, стремящиеся развязать религиозную войну. А в Меекхане пробуждаются Урочища, и продолжается изощренное соперничество разведок.
Но все это, сдается, лишь очередные ходы в великой игре, направленной против Меекханской Империи. А возможно, и против Той, кто считается ее главной покровительницей.
Но что если все еще сложнее?
Меекхан Вегнера стал одной из первых ласточек, заново открывших для нас польскую фантастику, и показавших, что список гордых шляхтичей-миротворцев не ограничивается панами Лемом и Сапковским.
Пятую часть этого приятного эпического фентези ждали с нетерпением. Завязка завершилась, фигуры расставлены, герои встретились, пора было переходить к сути.
В целом ожидание оправдалось, хотя без нюансов дело не обошлось.
В пятом томе Вегнер развивает заявленные раньше темы. Еще больше расширяет свой мир, показывая новые страны, продолжая путешествия по уже виденным, выводя на авансцену новых интересных игроков. Не забывая о старых. В общем, идет подведение итогов первых четырех томов, объяснения части раскладов, приоткрытие некоторых загадок и разоблачение отдельных тайн. А главное – серьезное развитие мифологии и космогонии его вселенной.
Действие прыгает с пылающих зноем улиц городов Дальнего Юга на промерзшие насквозь берега крайнего Севера. Из великих градов Империи в небольшие деревеньки. С безжизненных равнин Мрака на плодородные равнины степей и в дождливые джунгли.
В общем, покидает нас с вами по миру «Сказаний» преизрядно. Читатель узнает о тяжелых судьбах рабов Белого Коноверина. Постучит зубами в северных льдах. Погреет косточки под солнцем Дальнего Юга. Наконец-то побывает в Граде Городов, Сердце Империи – ее столице. Плотно познакомится с Императором и главами разведок. Поучаствует в стратегических беседах об экономике империи, интригах и политических ходах властей одного из мощнейших государств этого мира.
Впрочем, долгих, тщательных рассказов о каждой линии ожидать не стоит, слишком уж многие места надо посетить. Перед нами скорее газетные заметки, эдакая телеграфная лента, дайджест событий, конференц-зал с мониторами.
От любимого географического деления в пятой книге Вегнер не отказывается. Основная ноша оказывается на плечах героев Севера и Востока. Запад появляется лишь в интерлюдиях. А изначального Юга нету вовсе.
Любопытна структура романа. Изрядное время мы посидим за одним столом вместе с императором Креган-бер-Арленсом (даже узнаем некоторые его интимные секреты) и главами разведок империи, участвующих в совещании с повелителем Меекхана. Эти подглавки перебиваются «репортерскими включениями» с мест событий, о которых идет речь в разговоре могущественнейших людей империи. Смотрится неординарно.
Да, то что императору приходится на пальцах объяснять самым циничным людям Меекхана некоторые элементарные вещи о психологии, экономике, Великом Кодексе, выглядит нелепо. Но мы же прекрасно понимаем, кому именно Креган-бер-Арленс растолковывает определенные аспекты действий смертных и бессмертных.
При том, что ни Йатеха, ни малышки Каны с нами нет, без южной линии читатель не останется. Скорее наоборот. Времени на Дальнем Юге, где в разгаре восстание Спар…, пардон, обездоленных меекханских пленников, проданных сюда еще во времена Великой войны, мы проведем как бы ни больше всего.
Как вы уже догадались, рабская армия навевает четкие ассоциации с войском незабвенного Спартака (который не футбольный клуб). Правда, у Кровавого Кахелле есть то, чего не было у неистового фракийца: масса ветеранов (а также их наследников) профессиональной армии, у которых вдобавок одна цель (хотя без небольшого раскола в войске восставших не обошлось). Армии империи, списанной Вегнером как раз с гордых квиритов. Это как если бы у Спартака процентов 50-70 наличного состава составляли римские легионеры и их дети, обученные папанями. Причем такие, что несколько месяцев готовились к отработке и слаживанию новых подразделений. Также автор подыграл «спартаковцам», устроив смену династии и общую замятню в Коноверине. Дальний Юг и без этого не мог похвастать особой сплоченностью. А после событий «Памяти всех слов» в провинциях Коноверина и вовсе полный бардак. Что изрядно облегчает задачу Кахелле.
Х-м, тенденция Вегнера периодически «подыгрывать» хорошим героям (вспомним хотя бы один-единственный лагерь верданно, разбивший самого Йавенира, до этого не только разносившего фургонщиков в хвост и гриву, но и чуть не уничтожившего империю) начинает настораживать. Роберт явно любит подсобить малым силам (даже превосходящим численно), встающим против больших.
Бессмертные тоже ведут свою игру. Хотя акцент на ней поменьше, чем в «Памяти всех слов». Вместо откровенных божественных шахмат из четвертой книги мы слышим лишь отголоски возни за горизонтом. Ведь: «порядок, на страже которого стоят Бессмертные — ломается». Вдобавок на доске появляются навсегда, казалось, убранные с нее фигуры. Фигуры, способные крепко-накрепко озадачить вседержителей этого мира.
Некоторое время посвящено Мраку, а также его обитателям — четырехруким великанам-вайхирам. Созданным для служения и убийства людей, как оружие и инструменты, наделенные речью, но случайно получившим душу. Узнаем мы побольше о Добрых Господах и их Матери.
Обеспечит нас автор глобальной битвой, оказавшей влияние на весь мир. Причем в отличие от «Неба цвета стали», фаворита зрительских симпатий в этом сражении отыскать сложнее. С одной стороны — стремящиеся к свободе невольники. С другой – один из интереснейших персонажей южной части цикла.
Без полюбившихся героев Вегнер, понятное дело, читателей не оставит.
Основная нагрузка в пятом томе ляжет на плечи Кайлеан, и прочих из чаардана Ласкольника, включая самого генерала. Их заносит в самую гущу восстания, где они, конечно же, окажут немало влияния на происходящие события.
Не позабыт лейтенант Кеннет с его Шестой ротой Горной Стражи, по-прежнему дергающий Крыс за усы. А также первым познакомившийся с теми самыми новыми фигурами, точнее фигурой, появившейся на доске.
Как и Деанна д'Кллеан, прозванная Пламенем Агара, попавшая в интересное положение. Как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь именно на ней лежат надежды тысяч жителей Белого Коноверина.
А вот изначальным протагонистам Юга и Запада внимания досталось гораздо меньше.
Альтсин достиг определенной гармонии со своим «соседом», получив взамен магические способности, позволяющие сокращать путь и всячески облегчать жизнь. Экс-вор в основном занят выполнением поручения энтоподобного Оума, совершая длинное путешествие-паломничество в неизвестность.
Йатеху, как я уже сказал, в этом томе посвящено 2 с половиной страницы. Зато прилично времени отведено Кей'ле Калевенх – «Избранной Лааль», которая, по мнению некоторых коронованных особ, может оказаться важнейшей персоной столетия.
Сверхоригинальными свежих персонажей и сюжетные хода не назовешь, но Вегнер и не претендовал, по-моему, на новое слово в эпическом фентези, не стесняясь использовать и компилировать различные исторические и фантастические элементы.
Зато создать увлекательную историю, с каждым томом захватывающую все больше, у поляка получается «на ура». Жаль магистральный сюжет в пятом томе не сильно продвинулся. Нет, мы в принципе не против, чтобы в «Сказаниях Меекханского пограничья» было хоть 20 томов, и время по идее, у Роберта есть: Вегнер помоложе, что Мартина, что Джордана. Но все равно как-то волнительно.
Эрго. Пятая часть Меекхана прилично раскрывает мифологическо-космогоническое строение мира, дарит нам одну важнейшую битву, возвращает некоторых старых героев и знакомит с новыми, погружает в перипетии рабского восстания и арктического путешествия. А вот магистральный сюжет двигает слабо, заставляя с еще большим нетерпением ожидать следующие тома.
Вневременной полицейский, или Новое слово в расследовании терактов
Агент Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ Даг Карлин (Вашингтон), расследуя взрыв на пароме, унесший жизни 500 человек, никак не думал, куда приведет его это дело.
А привело оно его к телу Клэр Кучевер (Пэттон ), как-то связанной с терактом, и возможности, благодаря секретной правительственной технологии, наблюдать за ее прошлым. Даг погружается в жизнь погибшей девушки, принимаясь за поиски виновного. Возмездие за смерти людей кажется неминуемым. Но что если всех этих смертей можно избежать?
Тема времени и возврата в прошлое всегда тревожила гомо сапиенсов. Вот бы прыгнуть на годик-другой-десять назад, поступить правильно, показать себя во всей красе, фигни не напороть. Это при том, что время в искусстве зачастую имеет не прикладное, а философское значение. Существует ли оно само по себе, или лишь демонстрирует природные циклы? И если возможно вернутся в былое – какое это окажет воздействие на настоящее? Эффект бабочки нас ждет, или наоборот параллельные вселенные, возникающие в результате неосторожных действий. В общем, спорить не переспорить. Тони Скотт меж тем использовал tempora исключительно в своих утилитарных триллерных целях, особенно не заморачиваясь философскими изысканиями. Не до них.
Получилось волнительно и напряженно. А чего еще нужно от качественного, дорогого триллера?
Первая половина напоминает скорее идеальный детектив, когда умный коп сперва занимается обычной полицейской работой: собирает улики, делает выводы, выстраивает картину преступления. Затем, получив в свое распоряжение небывалый инструмент, на основании своих полевых наработок постепенно вычисляет злодея.
Но даже здесь Скотт не лишает нас динамики. Когда Дагу приходится сломя голову и, подвергая опасности жизни законопослушных налогоплательщиков, нестись в голубую даль на пафосном Хаммере, дабы не упустить гада из сферы зрения прибора.
А уж после промежуточного финала, начинается самая жесть, когда зритель сидит как на иголках и сжимает ручки кресла, наблюдая за эскападами нашего героического агента АТО.
Что такое «Напряжение» и «Саспенс» Тони Скотт знал отлично. И умел по полной программе делиться этим знанием с нами.
Также я не зря упомянул «дорогой» триллер. Все 75 лимонов бюджета видны как на ладони. Жирные массовки, вертолеты и корабли. Беспощадное отношение к технике, крышесносящие взрывы, перестрелки, погони и аварии прямо в ключевых точках Нового Орлеана. Вложились от души.
Плюс интересные эффекты и съемки специальными камерами при показе картинок из прошлого. Смотрится отлично.
Актеры также отработали на твердую четверку. Что для триллера вполне достаточно.
Дензел Вашингтон не показывает особой глубины игры, но успешно блистает харизмой и иронией. А также, что не менее важно — интеллектом и уверенностью. Демонстрируя новые высоты того, на что может пойти влюбленный мужчина.
Агента ФБР Призварра (Вэл Килмер) тут немного, но глянуть на изрядно располневшего актера было любопытно.
Главгад в исполнении невозмутимого Джеймса Кэвизела вполне достоверно изображает изрядно двинутого психованного патриота, у которого полностью нарушены логические цепочки.
Клэр – очаровательна, беззащитно-уязвима, при этом способна на самоотверженный поступок. Прям муза для главгероя, влюбиться – раз плюнуть.
Объяснений на тему того «как это все возможно?» Скотт почти не дает. По условиям задачи, ну чего вам непонятно (хоть эти самые условия постановщики периодически меняют на ходу, что не есть хорошо)? Да и его версия природы времени выглядит слабовато. Как и изрядное количество несуразностей, связанных с секретным агрегатом. Но это такое. Тут у нас боевой напряженный триллер, а вы с глупостями лезете. В принципе постановщик имеет полное право на такую позицию. Жанр позволяет.
Но при всем обилии действия режиссер все же подбросил чуток материала «на поразмышлять». Правда, эта самая пища обнаруживается лишь в самом-самом финале. Весьма интересно, чем в результате стало настоящее Клэр? Параллельной линией? Или той же самой версией событий (откуда тут агент АТО, если ничего не было) лишь с отсутствием одного ключевого события?
Да, и, кстати, еще одна тема для раздумий: является ли потеря четырех дней воспоминаний смертью? Или ДежаВю выручит?
Эрго. Эффектный триллер с фантастическими элементами, качественным напряжением, интересными эффектами и не портящими кашу актерскими работами. Сценарных и логических дыр хватает, но они на удивление почти не поганят впечатления.
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Пола Пэттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Адам Голдберг, Элден Хенсон, Эрика Александр, Брюс Гринвуд, Рич Хатчмэн, Мэтт Крэвен, Донна В. Скотт, Элль Фэннинг, Брайан Хау, Энрике Кастильо, Марк Финни, Шондрелла Эйвери, Джон МакКоннелл, Дэйн Родс, Клэй Стикли, Лорри Хьюстон, Полли Крэйг, Тед Мэнсон, Ивонн Ландри, Брайан Ф. Даркин, Кеннет Ли, Рон Флагг
«Армагеддон был вчера», или Теологический киберпанк
Конец света наступил.
И даже Господь покинул сию скорбную юдоль.
Но мир до сих пор сопротивляется.
Францишек Элиас III, один из управленцев семейной гигакорпорации «Элиас Электроникс», перед новой атакой Саранчи возвращается в родовой Замок. В поместье, укрепленное не хуже самых защищенных мест на Земле.
Но даже оно может не устоять. Все плохо, надежда остается лишь на вернувшийся корабль Heart of Darkness, отправленный в космос в поиск новых мест для колонизации. И не только.
Мир рушится. Люди гибнут миллионами. Что может быть хуже? Однако вскоре Францишек получает информацию, согласно которой конец света может оказаться не самой большой его проблемой.
В последние годы на нас обрушился натуральный девятый вал качественной польской фантастики. Вегнер с Меекаханом. Гжендович с «Владыкой ледяного сада». Пискорский с «Тенеграфом».
Однако роман Збешховского в первую очередь заставляет вспомнить работы Яцека Дукая, которого Цезарий называет в качестве одного из писателей, повлиявших на его творчество (в том же списке Уоттс , Лем, Гибсон, Дик).
Список внушающий уважение, меж тем Holocaust F. (оригинальное название «Всесожжения») оставил двойственное впечатление.
Сперва о приятном. Фантазия у Збешховского богатая и нездоровая. Здешний мир является эдакой вершиной антиутопического киберпанка с одним изрядным нюансом, о котором позднее. Совершенные андроиды, синтетические мозги, невиданные системы вооружения, замена частей тел, нанотехнологии, глобальная Сеть, к которой напрямую через вживленные слоты подключены миллиарды людей. Передача мыслей, которые записывают в специальные файлы. Ментальное общение. Виртуальные Вересковые пустоши, где можно пропадать сутками. Продвинутые Искусственные интеллекты. Некоторые индивидуумы даже смерть умудряются попрать с помощью специальной колыбели для мозгов. Правда удовольствие это жутко дорогое и обладает рядом недостатков. Концепция «колыбельщиков», будем честными, перекликается с идеями из Моргана, но развита у Цезария по-другому.
В общем, жить можно, если б не безделица. Повсеместное увлечение Сетью, избрание легких путей, уход от реальности добром не кончились (кто бы сомневался!). Не зря еще в эпоху допотопных троек и прочих «пентиумов» человечество начало бояться компьютерных вирусов. Они его и погубили. Сотворив из подключенных к Сети людей безжалостную Саранчу. Вампиров-телепатов, с неослабевающей яростью сражающихся с цивилизацией гомо сапиенсов. Сражающихся и побеждающих.
Казалось бы, что-то подобное уже неоднократно встречалось. То зомби-вирус выползет по душу беззащитного человечества. То еще какая напасть.
Но вот мы, наконец, добрались до обещанного нюанса «Всесожжения». Жители этого мира знают, что Господь – не абстрактная философская категория. Что Бог есть. Точнее был. А потом ушел. Збешховский вводит в повествование такую штуку как плазмат. Эдакое концентрированное средоточие Божественного Духа, в котором пытаются разобраться отдельные ученые. То, что и делает человека человеком. Дарит ему творческую энергию. Дарит ему душу. Вдобавок в наличии прямо тут, рядом с нами «Указательные пальцы плазмата» — горо. Ангелы и демоны, преследующие свои цели. Своеобразная теологическая физика выходит.
А потом этот самый плазмат покидает Землю. Вместе с душами человеков. Душами, кстати обладают далеко не все люди. Что абсолютно не мешает остальным согражданам существовать в вечном колесе: дом-работа-дом. Ну к чему тут душа?
Повествование идет от первого лица одного из «колыбельщиков» и фактически составляет его дневник. Францишека Элиаса III особо приятным человеком не назовешь. Сноб, мизантроп, высокомерный тип со слабыми нервами и неприятной болячкой психики, считающий себя и прочих богатеев лучше других. Видящий себя настоящим человеком, сохраняющим свою идентичность, в отличие от прочего людского быдла со слотами в башках. С одной стороны в условиях конца света, когда кругом вампиров больше чем людей, в чем-то он, пожалуй, прав. С другой – ты жив, в числе праведников не оказался, а значит ничем не лучше тех, кто попал под влияние Синергии.
Францишек не прочь порефлексировать, посему начало книги особо активным не назовешь. Информация о мире перемежается философскими отступлениями. Матерок главного героя сопровождает его презрительные рассуждения. Лишь полыхнет яркой вспышкой сцена в ущелье, и вновь нас накроет размышлениями и воспоминаниями протагониста. Хотя, будем, честными, нужную атмосферу неизбежного конца света автор отлично создает с самого начала. А затем структура текста несколько меняется, и вечер окончательно перестает быть томным. Мы не расстаемся с Францишеком, зато обстановка вокруг резко усложняется.
Читателей ждет участие в паре стычек и настоящем большом сражении, эмоциональное наблюдение за отдельно взятым участком армагеддона, пребывание вне тела и даже возможность ощутить себя одной из самых совершенных машин для убийства. Вторая часть романа с лихвой искупает вяловатый дебют. И все это на фоне предельного повышения ставок.
К сожалению, кроме Францишека проработанных героев нам не достанется. Либо функции, либо персонажи так и остающиеся для нас загадками.
Ну и конечно автор не преминет проехаться по деструктивным свойствам человечества.
Вот мы и дошли время до спорных моментов романа.
Текст местами изрядно недружелюбен (в этом пеняли и раннему Дукаю), рван, хаотичен и требует внимательно следить за собой любимым. В переполненном транспорте или наискось для расслабухи почитать «Всесожжение» вряд ли выйдет.
Вдобавок рассказчик оставляет многое за кадром, не стремясь до конца объяснить механизмы мира.
Да, пускай перед нами мемуары, дневник героя, личностный, фантасмагорический, местами безумный и неполный, но способов донести информацию до читателя в литературе хватает. Та же Сюзанна Кларк вышла из ситуации с помощью обширных комментариев, читаемых с не меньшим интересом чем основной текст.
Те из читателей, кому не обязательно получить максимум информации о мире, те, кому по душе недоговоренности, недосказанность, скорее всего, смогут не обращать внимания на этот момент. Остальные имеют все шансы пару-тройку раз помянуть автором «незлим тихим словом», когда он (а точнее ГГ) в очередной раз вместо объяснений выдаст пару-тройку философских отступлений или воспоминаний (к примеру нормального описания технологии колыбели мы так и не получим, как и рассказа о том, на кой они ее с собой постоянно таскают?).
В книге хватает неаппетитных, натуралистичных и попросту жестоких сцен. Людям с тонкой душевной организацией роман имеет все шансы не зайти, даже не глядя на относительный хеппи-энд.
Да, как видите сильных мест у Всесожжения побольше, чем слабых, но учитывать нюансы все равно стоит.
А вот рассказы, расположенные после романа — хороши. Причем в них мы узнаем, как произошел исход плазмата. Встретимся с уже знакомыми личностями, такими как Харви Ронштайн, Карл Масный, Вивьен Элдрич. Удачное дополнение к миру, причем написанное раньше романа.
Эрго. Интересная, хотя и далеко небезгрешная теолого-киберпанковская антиутопия о конце света, в духе Уоттса и Дукая. Если быть готовым к определенному недружелюбию текста и неполному раскрытию мира, можно прочесть с интересом.
«Понаехавшие» во времени, или Смешение эпох на норвежской земле
Норвегия. Наше время. Как-то ночью посреди залива из ниоткуда начинают появляться люди из прошлого.
Конкретнее из каменного века, раннего средневековья и 19 века. Как оказалось, такое невиданное явление происходит по всему миру. Каждую ночь.
Их назвали иммигрантами.
Проходит несколько лет. На берегу того самого залива находят труп женщины-иммигрантки. Бывало, они тонули и раньше. Но, похоже, этот случай отличается от предыдущих: власти имеют дело с первым случаем убийства новоприбывшего в Норвегии.
Расследовать дело поручают полицейскому Ларсу Холланду (Клеве Брок) и выпускнице академии Алфхилдре (Косонен) — переселенке из времен викингов. Парочка активно принимается за дело, вскоре выясняя, что в этом преступлении масса странных моментов.
О путешествиях во времени написано немало книг и снято изрядно фильмов. Но совместить идею переселенцев из других эпох с современными тенденциями развития европейского общества пришло в голову немногим. В частности создателям Fremvandrerne.
Проекта интересного в первую очередь мелочами. Мелочами мира, образовавшегося в результате появления мигрантов. А также иронией над нашей с вами (точнее европейской) сегодняшней реальностью.
Начнем с мелочей. Настолько фантасмагоричной, безумно-спокойной, при этом гармоничной реальности я не видел давно. За несколько лет постоянного наплыва иммигрантов они проникли во все щели современного мира. На улицы, в парки, кабаки, ночные клубы, бордели, службу доставки и даже полицию.
Разработана стандартная процедура по приему незваных гостей. Сперва ошарашенные путешественники во времени попадают в карантинный центр, где большинство из них удерживают под наркотой для смягчения цивилизационного шока. Затем через пару-тройку недель их выпускают на улицы. При этом жилье не предоставляют, но минимальным пособием обеспечивают. Вот и бродят городами Земли потерянные древние люди. Кто потерянно бродит, а кто начинает ощущать себя полностью в своей тарелке, празднуя вместо дня рождения – день прибытия. Вот и выхватывает камера мужика в шкурах, удобно расположившегося на дереве и жующего наохоченный где-то хот дог. Или другого дикаря деловито несущего под мышкой упаковку туалетной бумаги. Или каменного человека бьющего рыбу острогой в одном из заливов Осло. А вон целое семейство, уютно расположившееся на лужайке парка прямо со всеми своими пожитками, кострами и шалашами. Вон коза, живущая прямо в лифте. А вон могучий старик-викинг с карманной собачкой, целиком умещающейся у него на ладони. Мигранты активно осваивают новейшие технологии, обзаводясь мобилами, электронной почтой, аккаунтами в соцсетях и прочими кредитками. Переселенцы-викинги открывают бары для своих, где нередки состязания скальдов, а хмельной мед подносят в рогах, установленных на специальных переносных подставках. По квартирам ходят религиозные проповедники несущие согражданам веру в Одина («хотите поговорить о боге нашем Одине, и о том, что он может принести в вашу жизнь»). Вон проехал возница на телеге из 19 века, слушающий музыку через наушники. А вон куча народу в нарядах того времени. Джентльмены из 19 века вообще неплохо входят в современный мир. Годик-другой, и все уже говорят о движении неолуддитов, сражающихся с технологиями и заявляющих, что это бог послал мигрантов в 21 век, чтобы спасти современное человечество от уничтожения. Вон пышная дама, владелица бренда «Жена дикаря». А вон тот самый дикарь – брутальный и опасный, принципиально гуляющий по особняку и прилегающему парку нагишом.
Полное смешение времен, обычаев, реакций и подходов.
Но забавными сценками из здешней жизни список прелестных мелочей сериала не ограничивается. Ведь на дворе политкорректный 21 век.
В этом мире не употребляют слово на «в» (т-с-с, по секрету: имеется в виду «викинг»), заменяя его термином «средневековый переселенец». Вас в любой момент могут обвинить в таймсизме, особенно если за дело возьмется пронырливая журналистка из 19 века. А в музее опасно выставлять шокирующие экспонаты, посвященные битвам раннего средневековья, ведь они могут вызвать ПТСР у иммигрантов, которые в них участвовали. Жутко популярны транстемпоральные общины, привлекающие тех, кто уверен, что родился не в своем веке, и жаждет отыскать истину в нравах прошлых веков. Транстемпоралам помогают обрести их истинный облик в модных салонах, и вот уже одетые по моде 19 века экс-наши современники тянутся к природе, уходя в коммуны, где запрещены любые современные гаджеты.
На стенах при этом гордо красуются лозунги: «Норвегия для норвежцев», «Иммигранты валите домой», а на кладбищах бузят вандалы-таймсисты, рушащие надгробия иммигрантов.
По лицемерию нашего общества постановщики прошлись асфальтным катком.
Понятно, что сериал полон кинематографических условностей, в частности слишком уж легко прошла адаптация парней из каменного века и средневековья к современным моральным нормам и законопослушанию. Да и других моментов притянутых за уши хватает, но во время просмотра на них практически не обращаешь внимания.
Второй сильной стороной проекта стали персонажи.
Ларс Холланд (Клеве Брок). Полицейский из Осло, по которому пришествие иммигрантов ударило особенно больно. Ведь его супруга «сделала ноги» к одному из тех самых джентльменов 19 века. Понятно почему. Очень уж отличаются реакции обстоятельного, спокойного, располагающего к себе мужчины средних лет от привычных суетливых, нервных современных представителей сильного пола. А ведь Ларс еще из лучших. Соответственно нас изредка радуют семейными сценами, разными подходами к воспитанию (у четы Холланд дочь-подросток), попытками мужчин наладить взаимопонимание на фоне стервы-жены. Есть у Ларса еще один «косяк» — парень, подверженный хронической усталости, подсел на наркоту. Причем не на стандартный кокаин, а на экзотический темпроксал, также напрямую связанный с пришельцами. Если об этом узнают, неприятностей будет выше крыши. В общем, проблем у нашего копа хватает.
Его напарница получилась еще ярче. Алфхилдра (Косонен) – некогда воин-щитоносец Одина, ныне выпускница полицейской академии, первая сотрудница полиции «с опытом жизни в другой эпохе». Это при том, что воителям из прошлого запрещено работать в силовых структурах, и Алфхилдре приходится скрывать свой былой статус. Она уже пообтесалась, но все равно периодически выдает шикарные перлы. Мох вместо прокладок, ведь живучи на пособие, обитая в старом трейлере, позволить себе чудесные Либресс она не может (непонятно правда, откуда позднее у нее появились средства на той самой кредитке? Не было ни гроша, а вдруг алтын?). Бурные загулы в ночных клубах. Привычные для нее и невозможные для этого времени реакции, вроде пробы на язык крови жертвы. Забавный юмор: «гребешь, как баба», или «злой дух по имени глютен». Она конфликтует с коллегами-копами, считающими ее дикаркой, допускает детские ошибки, при этом обладает шикарной интуицией и талантом детектива. Косонен профессионально собирает образ своего персонажа, не забывает о мимике (посмотрите на лицо Алфхилдры во время посещения карантинного центра). Алфхилдра откровенно понравилась. И на фоне остальных прекрасных дам из Fremvandrerne Косонен выглядит писаной красавицей.
Не меньше порадовали второстепенные персонажи. Вспомнить хотя бы Урд (Эрлендсдоуттир) боевую подругу-оторву Алфхилдры, напоминающую классическую валькирию. Нагловато-уверенного, колоритного пещерного Навана. Или удачливого соперника Ларса. Да практически все, кому постановщики не поленились выделить минут 5-7 времени – хороши.
Идейный пласт у сериала богатейший. Помимо сарказма над лицемерной политкорректностью современного мира, постановщики озадачивают зрителя непростым вопросом. Ну допустим, говорят они, с «понаехавшими» из других земель все понятно. Они создают кучу неудобств местным, наглеют, лезут со своим уставом в чужой монастырь, и вообще становятся одной из наибольших проблем 21 века (спасибо арабам).
Но что, если эти самые «понаехавшие» имеют не меньше прав на эту землю, чем вы? Если они жили тут до вас, вкладывали в эту землю, развивали и холили ее, поливали своей кровью и потом? Если не совсем понятно, кто именно тут «понаехавшие»? К сожалению, для большинства условных норвежцев ответ все равно будет однозначным и написанным на ближайшем заборе. Но для людей мыслящих все гораздо сложнее (я в курсе, что тема реальных мигрантов, мягко говоря, неоднозначная, с какой стороны не посмотри, и не имеет простого решения).
И, возможно, создатели сериала даже пытаются шепотом намекнуть на то, что Земля у нас одна, а все мы одновременно мигранты и хозяева на этом маленьком шарике.
Детектив, наоборот, «не зашел», несмотря на то, что полицейскую работу нам показывают как настоящую. Кропотливая возня с уликами, просмотр записей с камер, перелопачивание списков подозреваемых. А оружие выдают на большие праздники под расписку, в остальное время дубинками обойдетесь.
При всем этом некоторые моменты удаются нашей парочке слишком легко. К некоторым они относятся слишком легкомысленно. Похоже, расследование как таковое просто не ставилось при создании сериала во главу угла.
А вот интригу постановщики нагнетают знатно. Намеки на то, что с временные порталы не открыли все своих тайн (фактически они не одной тайны еще не открыли). Дышащая героям в спину таинственная и могущественная организация. Элементы сверхъестественных способностей у пришельцев (и не только). Да еще и знатный клиффхэнгер.
Расставаться с миром Fremvandrerne неохота, остается лишь с нетерпением ожидать второй сезон и держать кулаки за его появление на свет.
Эрго. Приятный социально-психологический проект, «иронично-саркастично» беседующий со зрителями о проблемах миграции, лицемерии, нарочитой политкорректности современного общества. Хорошие актерские работы, фантасмагоричный мир с кучей забавных мелочей, сильный идейный пласт. И даже приличное количество кинематографических условностей не в силах подпортить впечатление от хорошей работы.
Убийственный контроль разума, или «Если однажды шагнешь за порог»
Будущее. У человечества все в ажуре. Гомо сапиенсы вышли в космос, полетели к звездам, и даже присоединились к Соглашению цивилизаций 5-го уровня. Оказывается, разум во Вселенной не редкость. Вот только цивилизационных высот и межзвездных перелетов достигают немногие. В основном по собственной вине.
Зато те, кто достиг, чувствуют себя в шоколаде. До тех пор, пока какое-то время назад несколько цивилизаций, стоящих на пороге качественного скачка, не настигли серьезные неприятности.
Возможно ли, что это не случайность, и следующими в списке таинственной силы находятся участники Соглашения?
Сергей Лукьяненко в последние годы чересчур увлекся копанием в политической грязи, и «писательством» в соавторстве. Кроме зомби-дилогии (очередной (последний?) Дозор вынесем за скобки) вспомнить особо нечего.
Посему возвращение Сергея в космос: место, где происходило действие многих его удачных книг, ожидалось с интересом.
Вышло оно небезгрешным, но в целом зачетным.
Предваряет роман список действующих лиц (популярный прием среди западных писателей объемных фентезийных романов, типа того же Эриксона) и небольшой глоссарий. С самого начала видно, что автор соскучился по миротворчеству. Он дарит нам пять (четыре?) продвинутых чужих рас, из которых близко мы познакомимся с двумя.
Таинственными, древнейшими Ракс, первейшими интеллектуалами, главной загадкой изведанного космоса. Существами, населяющими лишь одну планету, покидающими ее в количестве не больше двух (в исключительных случаях — трех) за раз, причем в искусственных телах. Придумавшими самый опасный способ путешествий меж звезд – перемещение. То, что способно полностью изменить вселенную.
Представители Халл-3. Ироничные кроты, ценящие юмор и генетические изменения, возвращающие им зрение.
Плюс две цивилизации ранней степени развития (все разумные в «Пороге» делятся на пять уровней, первый – до-технический, пятый – межзвездные перелеты).
Одна – копытные прямоходящие травоядные с интересными структурами семей и забавной верой в хищников, которые не должны воевать меж собой.
Вторая – уникальная дуальная цивилизация Невара. Звездной системы, где одновременно развилась гуманоидная и фелиноидная (псевдокошачья) цивилизации. Отличаются непостижимым миролюбием по отношению к соседям по системе, и еще рядом любопытных особенностей.
У наших отдаленных потомков, как я уже сказал, все путем (довольно нетипичный взгляд на наше будущее, обычно все ровно наоборот; правда, как выясняется к финалу, и в здешней реальности имеются нюансы). Человечество едино, активно покоряет космос, максимум, что позволяя себе из пережитков тяжелого прошлого: легкое, плодотворное соперничество меж людскими расами (прям, Полдень, блин). Правда, даже при таких раскладах Лукьяненко не преминул подколоть американцев. По словам здешних выходцев из США: «Америка должна быть лучшей среди равных».
С фантазией у Сергея всегда было в порядке. «Порог» напоминает, что писатель не до конца растерял это умение. Разные способы межзвездных перелетов, вплоть до фатального для вселенной. Интересные «фишки» чужих рас, их социальных и личностных взаимоотношений. Лукьяненко даже инопланетный язык в сюжет вводит. Правда, что именно перед нами: бессмысленный набор букв или нечто большее, сказать сложно. Разве что стоит помнить, что на создание полноценного языка требуются годы и десятилетия кропотливого труда (доказано J.R.R).
Нас ждут исследования и заметки по ксенопсихологии, густо замешанные на сексе.
Элементы детектива. Активное приключение «в тылу врага». Размышления на тему склонности разумных существ к саморазрушению. О развитии разума, его агрессивности и о войне. Космическом «взгляде в спину» и его воздействии на цивилизации.
В романе три линии. Основная – корабль гомо сапиенсов, перевозящий группу ученых разных рас к миру, ставшему ключевым для Соглашения, и дальнейшие приключения обитателей «Твена». Вторая – команда первого межзвездного корабля с Невара, как полагается, несущего экипаж наполовину из гуманоидов, наполовину из кис.
И те самые копытные с Соргоса, где как раз разгорается ядерная война, на примере которой мы еще раз сможем увидеть, как умирают цивилизации.
Экспозиция романа фактически затягивается на полкниги. Все это время практически ничего не происходит. Сергей крайне неторопливо знакомит нас со своим миром, особенностями рас Соглашения и отношениями меж ними. Да, я помню, что перед нами, по-видимому, начало длинного цикла (дай бог, чтоб не повторилась ситуация с бесконечными Дозорами), но как-то слишком уж плавно происходит погружение в эту вселенную. Зато после экватора, когда герои, наконец, сталкиваются с проблемами лицом к лицу, напряжение стартует по нарастающей.
Лукьяненко не позабыл, как удерживать читательское внимание, и приключения второй половины книги это наглядно демонстрируют. Особенно интересно, как персонажи будут справляться с промежуточной перипетией, перевернувшей их мир с ног на голову. И даже когда находится стратегическое решение, чтобы воплотить его в жизнь, героям придется постараться.
При такой структуре книги очевидно, что потенциальная угроза участникам Соглашения, и ответ на вопрос о том, что же может навредить вселенским суперинтеллектуалам Ракс, остается на следующие книги цикла.
Персонажей к достоинствам «Порога» не отнесешь. Особенно серенькими и шаблонными вышли представители человечества. Высокоморальный капитан и его сексуальный помощник. Юные кадеты, из которых выделяется разве что целеустремленный Тедди. Ученые – фанаты своего дела. Чужие получились поинтереснее. Сполна и с удовольствием познающая жизнь Третья-вовне из Ракс. Приколист и сибарит Уолр с Халл-3. Хотя людского в них все равно выше крыши, чужеродные черточки Сергею передать удалось.
В общем, книга съедобна, но несколько вторична по отношению к зарубежной космофантастике, тому же Брину с «Бытием», Гамильтону с «Содружеством», Кори с «Пространством», Флинну с «Танцором», и прочим Леки с ее «Радчем». Что впрочем, не удивительно. Тамошние ребята книги пишут, а не тратят львиную долю времени черт знает на что.
Эрго. Небезынтересная, но далеко не шедевральная приключенческая космическая фантастика (точнее вступление в цикл), стоящая «на плечах великих». Долгая раскачка, слабенькие персонажи отчасти искупаются любопытными «чужими», напряжением второй части романа, интригой на будущее. Вот только клиффхэнгер, уместный в сериале, серии которого выходят каждую неделю, смотрится моветоном в книжном деле, где сколько именно ждать следующую часть, неведомо никому, кроме Аллаха.