У истоков единой Англии, или Олдермен, спасший Уэссекс
9 век. Англия. Юный Утред (Дреймон), ребенок олдермена замка Беббанбург, ясно представлял свой дальнейший путь. Верный меч в руке, да слово отца, указующего, куда направить оружие.
Вот только даны, вторгнувшееся на земли Англии, видели его будущее по-другому.
И вот он уже пленник, а следом юноша, принятый в род одного из ярлов. И теперь подросшему Утреду, сыну двух народов, нужно отыскать свой путь в вихре кровавой борьбы между саксами и данами за владычество над туманным Альбионом.
При съемке исторических сериалов обычно используется два подхода. В первом случае постановщики стараются по мере возможности придерживаться исторических фактов («Рим», «Николя ле Флок»). Апологеты второго («Викинги», «Спартак») обращая мало внимания на фактаж, опираются на харизму протагонистов и атмосферность. Создатели The Last Kingdom попытались совместить оба течения.
Сериал снят по серии книг английского писателя и репортера Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники» (11 томов), широко известного у нас «Приключениями Ричарда Шарпа».
Да, с одной стороны очевидно, что постановщики Королевства не могут похвастать огромным бюджетом. В первом сезоне нам покажут три битвы. Одну драку на пару десятков человек. Относительно крупную дебютную стычку, в которой участвует несколько сотен статистов. И финальное сражение. Остальные поданы по примеру начальных частей Игры престолов, «в стиле Джонни, сделай монтаж» (когда показывают подготовку и последствие сражения, а само оно остается за кадром).
В дебютной стычке операторы в основном стараются использовать крупные планы, не злоупотребляя «общаками». Вроде и набрали массовки на приличное затравочное сражение, но кроме непробиваемой, почти гномьей стены щитов викингов (привет от Джона Сноу и прочих бастардов), батальных идей больше не отыскалось. Вот и приходится уходить на «крупняки» и детали, хоть так создавая атмосферу большой битвы, той самой, где «шум, пальба и дикие крики». Что характерно, почти получается.
Лишь финальное сражение вышло знатным, хотя с точки зрения тактики весьма спорным (тактических изысков в этот проект откровенно не завезли). Да и эскапада Утреда почти наверняка завершилось бы его скорой гибелью, а не переломом в битве.
Также нам подарят, не поскупятся, пару заводных поединков. Отдельное спасибо за разную форму щитов у противоборствующих сторон, будто в форму ребят одели для удобства зрителей. А вот за увлечение выпадами, наоборот, незачет, мечами того времени в основном рубили. Как и за упорное игнорирование копий и луков.
Зато к мелочам, из которых состоит жизнь древних саксов и данов 9 века, постановщики подходят внимательно, тщательно и с уважением.
Аутентичные одежда, оружие, доспехи, внутренний быт поселений. Хилые деревянные укрепления с невысокими бревенчатыми стенами. Вечная грязь, которую месят все от раба до короля. Деревяшки для перехода через особо изгаженные места на центральных улицах столиц. Даже Уэссекс, способный похвалиться каменными домами и стенами, не избавлен от этой напасти. Замурзанные лица героев, вечно грязные ногти. Простые нравы язычников, их легкое отношение к телесным утехам и гигиене, молодецкие забавы и пиры. Показное благочестие саксов. Насилие, убийства, обычная жестокость и мизерная цена человеческой жизни (сцена со святым Себастьяном показательна). Меж тем постановщикам «Королевства» удается обойтись умеренным натурализмом. Передав особенности эпохи, но не скатившись в чрезмерную чернуху и откровенный трэш.
Масса времени уделяется религиозным противостояниям между саксами-христианами и язычниками-данами, что вполне логично. Любопытно наблюдать за разницей в религиозных подходах этих племен. Если у викингов кроме Утты почти никто не заморачивается частыми советами с богами и обращением к асам, то христиане без упоминания Имени Божьего, крестного знамения, молитв и разговоров о религиозном рвении даже на горшок не ходят.
Причем, насколько можно судить, не вникая глубоко в историческую литературу (в наших пенатах период экспансии викингов в Англию не так популярен, как те же времена Вильгельма Завоевателя), у постановщиков получается более-менее придерживаться исторической канвы, не придавая героям черты «попаданцев» из другого времени, и не приписывая реальным личностям чужих заслуг.
Наглые воины данов. Саксонские короли-марионетки. Разобщенность английских королевств. Спокойная уверенность викингов и нервозная тревога местных обитателей.
Отлично показана природа туманного Альбиона, выступающая в постановке одним из главных героев. Степные просторы Британии, меланхоличные болота, обширные леса, закаты и рассветы – все прекрасно и умиротворяюще. Создавая разительный контраст с людской возней. Что особо примечательно, мы погостим во всех временах года, узрев острова и в буйстве лета и в тихом спокойствии зимы.
Отдельное спасибо за этюд о том, как в те времена создавались состояния, дававшие начало многим богатым, богобоязненным и благонадежными семействам Европы. Как и за бриттов, которые «не чесаны и не бриты».
Главный герой харизматичен, отважен, местами туповат, и понятен любому зрителю. Им движут привычные для нас побудительные мотивы – месть, желание разбогатеть и вернуть несправедливо отнятое. Причем у Александра Дреймона получилось передать юность персонажа, особо четко видную на фоне здоровых мужиков-терминаторов из викингов. Утред – эдакий жизнерадостный мальчишка, с трудом осознающий свою смертность и способный поэтому на абсолютно безумные поступки. Отдельной линией проходят метания между воспитавшими его данами и саксами, способными помочь вернуть родные земли Беббанбурга, добавляющие образу глубины и выводящие его на хороший трагический уровень. Сюда присоединяется влюбленность к Бриде, и необходимость мести за Рагнара, тянущие его в сторону данов. Усиленные позднее мистической королевой. За саксов «голосуют» крепнущая дружба с лучшим бойцом саксов Леофриком и женитьба. Так и будет его носить между сторонами долгое время. Перчику в это блюдо добавляет несогласие воспитанного язычниками Утреда с некоторыми нюансами христианского подхода к жизни. Пускай полководца, как у Корнуэлла, мы пока не видим (да и выглядел книжный Утред иначе, перед нами классика типа Джека Ричера и его экранного воплощения, но впереди еще три сезона.
По сети бродит информация о том, что Утред Беббанбургский на самом деле был предком Бернарда Корнуэлла.
Второй главный протагонист проекта – Альфред Великий (Дэвид Доусон). Изрядный бабник, умный политик, коварный правитель, позднее крайне религиозный человек. Первый из британских монархов, называвший себя королем Англии. Что было откровенным пропагандистским ходом. До упомянутого уже Вильгельма, того, кого как раз по праву называют создателем единого Английского королевства, оставалось без малого две сотни лет. Одной из отличительных черт Альфреда была «телесная слабость». В сериале ее показывают довольно скромно, а вот в книжном цикле Корнуэлла болезни короля посвящено больше внимания. По мнению Бернарда, Альфред страдал желудочно-кишечной недостаточностью и просто физически не мог есть мяса и молока. Еще одна неаппетитная книжная подробность состоит в том, что вследствие постоянного несварения от короля исходила сбивающая с ног вонь, которую тот же Утред называл «чрезмерной». Пускай в реальности, похоже, Альфред был более умелым воителем, чем в сериале, здешний образ тоже получился знатным.
Да, большое количество разговоров о единой Англии изрядно раздражает и является явным анахронизмом. Но это один из немногих разочаровывающих моментов сериала.
Эрго. Приятный, пускай и бюджетный исторический проект с качественным протагонистом, интересным Альфредом, хорошей атмосферой и вниманием к деталям эпохи.
Режиссер: Ник Мёрфи, Энтони Бирн, Бен Чанан, Питер Хор, Джон Ист
В ролях: Александр Дреймон, Иэн Харт, Эмили Кокс, Тобиас Зантельман, Дэвид Доусон, Рюн Темт, Томас В. Габриэльссон, Петер Ганцлер, Эми Рен, Адриан Бауэр, Брайан Вернел, Мэттью Макфэдьен, Рутгер Хауэр, Джозеф Миллсон, Шон Джилдер, Чарли Мёрфи, Николас Роу, Алек Ньюман, Николет Барабас, Ева Бертистл, Лоркан Кранич
Феникс, обращающий в пепел, или Месть, сжигающая мир
Отношения империи Никан и Федерации Муген всегда были сложными. Две Опиумных войны, геноцид и явное желание Мугена взять реванш.
Рунин, сирота последней войны, мечтала вырваться из постылой деревенской жизни. Единственным путем для этого было поступление в престижнейшую военную академию Синегарда.
Девушка справилась с тяжелейшей задачей, и выяснила, что у нее имеются способности шамана – те, что считались давно утерянными. Способности, которые могут дать преимущество ее родине в надвигающейся третьей Опиумной войне.
Но не все так просто, и боги, к которым собирается обратиться Рин, требуют за помощь высочайшую плату.
Не успели мы нарадоваться ориентальному фентези в исполнении Кена Лю, Фонды Ли и Шеннон А. Чакраборти, как подоспел новый привет с Востока.
Начинается роман как стандартное young adult фентези, вдобавок переносящее читателя в набившую оскомину академию, благо хоть не магическую. Вон мелькнули ушки перумовской Неясыти, вон «таемничо выблыскуючи окулярами» пробежал некий Гарри, вон ехидно улыбнулась громыковская Вольха.
Однако довольно быстро выясняется, что у автора хватает своих идей и перед нами не только «повторение пройденного».
Никан создан по подобию одной обширной земной страны, и хотя прямо об этом не говорится, намеков более чем достаточно. Плюс часть терминов и имен перекочевала сюда прямиком из нашей реальности (тот же кэцзюй или Сунь Цзы, только объем его книги тут немного поболе чем у нас – целый «толстенный том»). Страна, разделенная на провинции, чьи наместники откровенно недолюбливают и враждуют друг с другом. Император/ца, которой приходиться лавировать между интересами знати. Четкая иерархическая система, не особо одобряющая смену уровней, хотя официально такие возможности имеются. Повсеместное увлечение боевыми искусствами, выросшими из гимнастических систем. Мудрые сентенции, которые необходимо знать назубок. Отсутствие профессиональной армии, использование ее аналога в виде регулярного ополчения, пускай неплохо организованного и обученного. Хищный, вечно голодный островной сосед с избытком населения (вот жителей в Никане поменьше, чем в ее земном аналоге, тот же Муген упорно имеет преимущество в численности). Ханы Глухостепи с которыми империя также неоднократно переведывалась. Заморское западное государство Гесперия с единобожием и мощным флотом, любящее поиграть в старшего брата. Зоологические боги. Ничего не напоминает? Эдакий якорь для читателя, способ побыстрее почувствовать себя своим в новом мире.
Мире довольно жестком, порой жестоком. Впрочем, ожидаемо жестоком, чай не либеральный 21 век на дворе. Особенно вольготно себя чувствуют местные ребята во время войны, что впрочем, логично. Тут вам и геноцид спирцев, уровня даже не «до тележной чеки», а до последнего ребенка. И резня в Голин-Ниисе, по числу жертв вдвое переплюнувшая Нанкинскую из нашей реальности, и явно ней же вдохновленная. И ответные действия, выходящие на уровень уничтожения миллионов, включая невинных гражданских.
Жестокость мира также хорошо видна на примере главной героини – сироты, взятой приемными родителями исключительно по воле властей. Причем, взять то они ее взяли, даже как-то вырастили, а вот дальше могут делать с ней все, что их вздумается. Заставлять работать от зари до зари, в бордель продать, замуж выдать за кого угодно. Им угодно. Но наша Рин не из таких. Целеустремленная девица получилась, прям завидно. Отчаянная, нетерпеливая, гневливая. За два года освоившая пятилетнюю программу, необходимую для поступления в лучший ВУЗ страны, воспитывающий генералов. Способная работать и зубрить учебники днями напролет. По книжке выучившая кунг-фу. Поразившая учителя стратегии. Ставшая одним из крутейших бойцов академии (кто сказал Мэри? Ну-ну, поначалу такие ассоциации действительно возникали, потом становится попроще). Собственноручно лишившая себя возможности иметь детей. А вот с социальными связями у нее не все ладно. За время учебы сумела обзавестись аж одним другом, настроив против себя на порядки больше народу. Рин развивается, приобретает опыт, мучается перед нелегким выбором, активно эмоционирует, находит и теряет друзей.
Здешний Никан является местом рождения современной цивилизации, местом, откуда пошли магнит, печатный пресс, доменная печь и прочие изобретения. Но страна отнюдь не является лишь родиной слонов и калькой с древнего Китая. Есть у него свои любопытные особенности. В первую очередь отношения с религией и богами.
Тысячелетие тому назад Красный император, объединивший страну, неласково обошелся с местными монастырями и прочими религиозными центрами, уничтожив и разогнав святых людей. А здания монастырей отдав под академии и прочие общественные здания (эх, до чего советами повеяло! Интересно, а конюшни так устраивал?). Жители империи не стали после этого безбожниками (а вот суеверными атеистами в романе их называют), но их отношение к высшим силам всерьез изменилось. Ныне для большинства из имперских подданных — это реликты прошлого, культурные явления, метафоры. Несмотря на то, что сохранились ритуалы, парады, поход в храм, но как-то по привычке, что-ли.
Что забавно, это самое большинство в корне не право (впрочем, с большинством такое случается на каждом шагу). Причем я сейчас не о том, что опытные мастера боевых искусств Никана (а таких тут в достатке) отлично работают с внутренней энергией человека. Такое и у нас случается.
А вот шаманов — тех, кто общается с богами, на нашей Земле давненько не видывали. Они, меж тем (как тот же Цзян, хоть он не лучший пример), способны на нетривиальные вещи. Как? Все просто, как пять копеек. Многочасовая/дневная медитация, переформатирование ощущения реальности, изменение подхода к материальному миру, представления о порядке вещей, достижения понимания, просветления, соединение бога внутри с богом снаружи, и вуаля! Вы отыскали небожителей. И можете попробовать превратить их в оружие. Правда, эти попытки, мягко говоря, небезопасны. Ведь как таковой магии в этом мире нет. Тут возможно лишь использование стихий, природных сил. Точнее даже не использование, а заем силы у тех, кто воплощает эти самые стихии (шаманы – сосуды для богов). А стихии, как вы сами понимаете, штуки очень переменчивые. Да и поглотить того, кто пришел к ним одалживаться, не против.
Информацию о мире автор вводит постепенно, не гамузом. Выкладывая интересные факты и легенды в виде цитат из книг, спектаклей для детей, уроков в академии.
Роман делится на несколько частей, плавно перетекающих друг в друга. Ознакомительно-абитуриентская, академическая (самые слабые и шаблонные). На экваторе история расширяется, выходит из рамок рассказа о взрослении, добавляется все больше метафизики. Обозначается божественное присутствие. Повышаются ставки. Проявляется военная сторона событий со сражениями и кровавыми армейскими буднями (хотя военным фентези «The Poppy War» обозвать все равно не получится, собственно битвам автор уделяет немного времени). Перед протагонисткой встают все новые вызовы и выборы. К финалу роман превращается в глобальное, чуть ли не эпичное мифологическое фентези, затрагивающее не только Никан и соседей, но и, возможно, весь мир.
В процессе нас знакомят с еще одной «фишкой» романа — местными официальными наркоманами (с наркотой в империи очень серьезно борются) – юными ниндзя-цыке. Этот магический спецназ киллеров станет нашим спутником на протяжении всей второй половины книги. Типажи тут встречаются знатные. Почти все из цыке на короткой ноге с богами, все откровенно двинутые, а некоторые попросту безумны и способны сорваться в любой момент, обладают нетривиальными способностями. Представляете этот паноптикум? При этом каждый из них действительно стоит десятка-другого (а то и сотни) профессиональных воинов. Мы познакомимся с тактикой цыге. Поучаствуем в их операциях. Увидим их в бою и на отдыхе. С их помощью теснее познаем вопрос платы за божественный кредит.
Хороша и идейная сторона «Войны». На протяжении всей второй половины книги автор размышляет над вопросами ярости, воздаяния, прощения, справедливости. На что можно пойти ради мести? Когда нужно остановиться? Как выбрать меньшее зло и бывает ли вообще такое понятие? Как не ступить на путь ненависти, ведущий лишь во Тьму? Когда ты прекращаешь быть человеком и становишься чудовищем? Можно ли пожертвовать остальным миром, чтобы спасти свой народ? И чего будет стоить такое спасение.
Также Куанг ярко показала восприятие врагов. То самое: «они не люди», позволяющее вскрыть живот беременной, заколоть штыком ребенка, изнасиловать девчонку-подростка, отрубить голову старухе. Убивать, не чувствуя никаких моральных терзаний и сомнений, ну раздавил ты сотню муравьев, вычеркнул десяток-другой цифр, уничтожил пару-тройку чудищ, что тут такого? См. ту же Нанкинскую резню, не говоря уже о прочих «подвигах» японцев и нацистов.
А вот тема с геноцидом жителей острова Спир наоборот, выглядит странно. И я сейчас не о том, что с самой ситуацией не все чисто, это не секрет для любого думающего человека Никана. А вот как именно поголовно изничтожили целый народ прирожденных воинов-шаманов, находящихся на своей территории, это вопрос. Допустим, бомбардировка (порох, пушки и примитивные ракеты в этом вполне средневековом мире имеются, как и противогазы с отравляющими газами), но перед нами все же остров, а не бильярдный стол. По-любому есть места, где переждать. Неясно.
Эрго. Приятное восточное фентези с жестким миром, толсто намекающим на древний Китай, но полным своих особенностей, любопытной «шаманской магией», двинутыми ниндзя, качественным идейным наполнением. Надо лишь преодолеть стандартное начало, дальше дело пойдет веселее.
Мирьем, дочь заимодавца-еврея, жаждала достойной жизни для своей семьи, и не представляла, к чему приведет невинное заявление о том, что она «обращает серебро в золото».
Ванда, дочь бедняка-крестьянина, всего лишь хотела наесться вдоволь, и избежать непременной пьяной отцовской трепки.
Ирина, дочь герцога, ничего особо не желала, прекрасно понимая, что ее удел быть пешкой в отцовской игре, и выйти замуж за того, на кого укажут. Но не за колдуна же, заключившего следку с огненным демоном?!
Обычные девушки с не совсем обычными судьбами. Девушки, чьи решения могут оказать влияние не только на жителей заснеженного Литваса, но и на не волшебное королевство таинственных Зимояров.
Наоми Новик, автор вкусного цикла «Отчаянный» (жаль переведено лишь две книги), о наполеоновских войнах с участием разумных драконов (рецензия уже готова и ждет своего часа), не ограничивается лишь романами о милашке Отчаянном. Кроме драконьего цикла на ее счету «Чаща» и наш сегодняшний герой, номинированный на Хьюго, Небьюлу, и взявший-таки премии "Алекс", "Локус" и Мифопоэтическую премию за произведение для взрослых.
Роман интересный женскими образами и сказочной атмосферой. Но не сказок для несмышленышей от 2 до 14, а мрачноватых сказаний на грани серьезного, прям-таки хтонического мифа или легенды.
Атмосфера книги таинственная, долгое время жесткая и не дающая особых поводов для оптимизма. Напряжение повисает над персонажами и читателем почти с дебюта, с каждой главой сгущаясь все больше и больше. Книга очень зимняя, причем не той новогодней, приятной зимностью, когда легкий морозец и пушистый снежок лишь создают атмосферу праздника, выступая его непременным атрибутом между чашкой глинтвейна, нарезкой салатов и многочисленными фейерверками.
А утробным исконным холодом, когда Мороз и те, кто его олицетворяют, были одними из самых опасных противников не только для путника, но и для человека, живущего в крепком деревянном доме. Зима была чертовски сложным периодом, требующим для преодоления массу усилий. Особенно для людей бедных.
Именно эту позабытую современным читателем атмосферу и передает «Зимнее серебро».
Также обращаешь на частое в романе противостояние и контраст между теплым золотом и холодным серебром, зимояром (лед) и огненным демоном-поэтом (пламя), миром стужи и миром солнца.
Рассказ идет от первого лица наших главных героинь, перемежаясь их воспоминаниями об услышанных в детстве историях и сказках. Три протагонистки стали откровенной удачей Новик. Каждая шикарно проработана и прописана, обладает шлейфом роли, определенным опытом, жизненной позицией. А изложение от первого лица, знакомство с их размышлениями и подоплеками действий позволяет нам с вами буквально залезть в девчачьи души.
Еврейка Мирьем – классический представитель богоизбранного народа, рано открывшая в себе талант «делать деньги». Превратившая «сердце в лед» ради достойной жизни себя и семьи. Она наиболее активная из троицы, и та, что допустила больше всех тьмы в свою душу. У нее твердый характер и с самого начала проскальзывают нотки безжалостности, зачатков подлости и зависти к чужому счастью.
Ирина — дурнушка с роскошными волосами, в которой течет малая доля зимоярской крови. Умная, сообразительная, расчетливая, разбирающаяся в политике и интригах. Девушка, четко видящая разницу между собственной настоящей внешностью и волшебством. Стремящаяся к своей зимоярской частице.
Ванда: дитя бедняка-пьяницы, немногословная, чуть заторможеная, мастерица на все руки, по-крестьянски надежная и обстоятельная.
Заметьте, классических фентезийных женских образов, типа воительницы, ученицы магической школы, задорной ведьмы или феминистической бой-бабы у Новик нет и в помине. Приятно.
Повествование льется от лица разных девушек, перетекает от одной к другой гармонично и почти незаметно, создавая непрерывное завораживающее полотно. Плюс Наоми сводит героинь вместе аккуратно и красиво, сплетая случайности и создавая обстоятельства. Прям как в жизни, которая порой устраивает такое, что и не снилось никакому романисту.
Вдобавок после экватора к главам основной троицы Новик добавляет подглавки от лица других персонажей, типа брата Ванды, няни Ирины и даже царя Мирнатиуса.
К сожалению, мужские образы, вышли у писательницы похуже и потусклее. Запоминается разве что брат Ванды Стефан, но он скорее ребенок, чем мужчина. Да король зимояров, но тот раскрывается слишком поздно.
Здешний мир очень похож на наш, за исключением серьезного отличия. Тут кроме смертных, обитают загадочные и безжалостные Зимояры, повелители стужи, хозяева вьюги, снега и всего белого в округе (нет, не Белые Ходоки). Это откровенные пугала для окрестного люда, особенно сельского, хотя и городские стены от них не особо защищают.
Интересно развитие образа Зимояров. Сперва это фактически стихийное бедствие, непредставимое и абсолютно непонятное. Известно одно: они жутко любят золото. Настолько, что готовы ограбить монастырь ради церковной утвари, уничтожив всех подвернувшихся под руку. Но даже если ты беден, как церковная мышь, это не дает тебе иммунитета. Ведь Зимоярам ничего не стоит убить человека просто из каприза. Есть откровенные аллюзии на противостояние городов и степей, оседлых и кочевников, к примеру, той же Киевской Руси и Великой Степи (западнославянское происхождение автора сказывается?), в то же лыко – персонаж из славянской мифологии. Хотя, что забавно, Зимояры обитатели и хозяева не степей, а как раз лесов, которые считаются их исконным царством и владением.
Со временем, мы знакомимся с этими существами поближе, и начинаем их понимать гораздо лучше.
Мир Зимояров стал одним из удачнейших идей романа. Страна вечной Зимы (Снежная королева нервно курит в уголке), бриллиантовая/хрустальная гора, виноградники и фруктовые сады, стойкие к морозу, любопытное социальное устройство, отношения меж сословиями.
За Зимояров Новик однозначное «спасибо».
Но зимоярами здешняя мистика не исчерпывается. Имеются тут ведьмы и огненный демон, играющий немалую роль в повествовании.
Отдельная благодарность за игры с промежуточным финалом, после которого расслабившиеся герои (и читатель) получают новую порцию серьезнейших перипетий. И конечно, за эмоциональный настрой книги. Порой пробивает чуть ли не до слез.
Не останется читатель «Серебра» и без морали. Ничего супероригинального, но если учитывать, что роман позиционируется как young adult, идейный багаж книги вполне уместен.
Семья – это важно, говорит автор, но далеко не всякая. Есть алкаши-папаши, а есть сестра с братьями, которые становятся друг другу не разлей вода (причем далеко не сразу, мы видим осознанный выбор всех троих, и не абстрактный зов крови).
Перед нами проходят размышления о том, кто на самом деле является близкими людьми. О жадности, а также о необходимости отдавать долги. О меньшем зле, чудесах и воздаянии. Новик не осуждает и не поощряет своих героинь, оставляя читателю самому делать выводы о правоте и неправоте каждой из них.
Заботьтесь о тех, кому не повезло, и они вам отплатят добром – уверена Наоми. И как же хочется, чтобы она была права.
А вопросы внутреннего холода и зимы в сердце и вовсе становятся одними из основных в книге. А ведь интересная тема, не поспоришь.
Эрго. До мурашек антуражный сказ о времени, когда зима была настоящей стихией, а в зимнем лесу таились неведомые и таинственные существа. Эмоциональный, атмосферный, наполненный, завораживающий, с шикарными женскими образами. Разве что мужские персонажи не дотягивают до общего уровня, но они тут далеко не на первых ролях.
К вопросу о героизме супергероев, или Темная сторона сверхлюдей
Хьюи Кэмпбелл (Куэйд) хорошо относился к супергероям. Как и практически все жители Америки. Ровно до того момента, пока один из них, супербыстрый Поезд-А (Ашер), случайно не убил на улице девушку Хьюи, просто пробежав сквозь нее. Казалось бы, всяко бывает, и от несчастных случаев никто не застрахован. Да и что может сделать обычный человек одному из мощнейших супергероев Земли?
Так и списали бы дело со смертью Робин в архив, если б не появившийся на пороге у Хьюи Билли Бучер (Урбан). Крепкий мужик, стремящийся положить конец безнаказанности суперов, и готовый пойти ради этого на самые крутые меры.
Но хватит ли этого, чтобы отомстить Поезду-А, призвать к ответу суперов и стоящую за ними корпорацию?
Экранизация комиксов уже давно не сводится к банальной борьбе супергероев с суперзлодеями, порой даря нам довольно неожиданные, фантасмагорические или брутальные проекты, особенно на телеэкране (доказано «Проповедником» или тем же «Легионом»). Но в формате историй о классических героях в костюмах уже давненько не попадалось ничего интереснее «Хранителей». Теперь у работы Снайдера появился весомый конкурент.
В мире The Boys людей со способностями хватает. Среди них даже проводят конкурсы и состязания за попадание в Семерку – группу лучших из лучших. У сверхлюдей имеется рейтинг, который оказывает изрядное влияние на продвижение и доходы, есть фолловеры, аккаунты в соцсетях, их чертовски заботит репутация (добро пожаловать в современный мир). Суперегеройский бизнес переживает рассвет. Пристальное внимание к каждому шагу любимцев нации. Миллионы фанатов, готовых на все ради селфи с кумиром, автографа или свеженькой статуэтки героя. Агрессивная реклама на каждом углу, с каждого билборда, каждой пачки чипсов и каждой бутылки колы. Огромные сборы кинокартин про супергероев, в которых участвуют реальные сверхлюди (Марвел нервно курит в углу) и мерчендайзинга. Состязания между членами Семерки и претендентами на их места. Глобальная индустрия, приносящая миллиарды и миллиарды долларов. Корпорация Воут, вкладывающая деньги в супергероев, благодаря отдаче от них выходящая на новый уровень. На уровень структуры, управляющей судьбами страны и мира.
Ведь суперы – это успешная борьба с преступностью, решение задач, которые раньше были не по плечу правоохранительным органам. Когда за городом приглядывает супергерой, криминалу в нем приходится не сладко. А ведь можно замахнуться и на международную политику.
Казалось бы, идиллия — живи и радуйся. Если бы не ряд пустяков. Пустяков для большинства, но жизненно важных вещей для героев сериала. Тех самых «Пацанов».
Ведь, как уже неоднократно отмечалось возмущенной общественностью, к примеру в том же Бэтмене, супергерои «работают» грязно. Но, как показывают нам The Boys, даже без космической угрозы побочных потерь во время действий сверхлюдей хватает. Будем честными, концепция весьма спорная. «Сотни людей случайно гибнут от рук сверхлюдей» — говорит Бучер. Пусть так. А сколько спасено благодаря их действиям? Что за передергивание. Где цифры? Есть жертвы, давайте уж и тех, кто благодаря сверхам таковыми не стал. Не дают. Другое дело, когда эти потери коснулись лично тебя, тут не до цифр. Но тогда надо честно признавать, что ты не о благе ближних заботишься, а просто напросто мстишь. Причем почему-то всем без разбору (Прозрачный то за что отгреб?).
Второй негативный момент, касающийся супергероев – они, по мнению протагонистов, плохие, аморальные, лживые типы. И попервой кажется, что Бучер с компанией правы.
Сверхлюди действительно не являются святыми и примерами для подражания. Они лгут, пьют, не чураются наркоты и беспорядочных половых связей. Они циничны и горделивы. Но при всех своих недостатках они отнюдь не заслуживают смерти. Не являются злодеями и преступниками. Тот же Прозрачный откровенный извращенец, пардон «не уважает личное пространство», но это разве повод стараться извести его всеми возможными способами? Он даже Робин не убивал! А! Он опасен лично для вас, Пацаны, потому что вы накосячили, и теперь не можете допустить, чтобы об этом узнали. Ну так это вопрос не злодейскости суперов а всего лишь вопрос выживания, и не нужно подводить под него идейную базу.
Ход мысли постановщиков понятен. Нам в очередной раз обыгрывают концепцию «большая власть развращает». Нам вновь говорят о гордыне и ее тлетворном влиянии. О том, что те, кто чувствует себя лучше, сильнее, могущественнее, рано или поздно начнут относиться к остальным с пренебрежением. Нам говорят об обычной людской психологии. Ее темных сторонах.
Вдобавок с каждой новой серией мы выясняем, что члены Семерки во многих моментах вполне адекватные ребята, способные на сочувствие, им не чужды правильные, хорошие людские черты и поступки. А есть среди них и попросту приятные во всех отношениях гомо сапиенсы. За одним исключением, о котором позднее.
Сериал снят по серии комиксов Гарта Энниса и Дэрика Робертсона выходившей (2006 по 2012).
Как видите, с идейной точки зрения у «Пацанов» имеются спорные моменты. А вот со стороны оттяга, нестандартного подхода к теме и драйва у проекта все в порядке. Драки, спецэффекты в процессе использования сверхспособностей, неаппетитные подробности типа кишок наружу, черный юмор на грани с трэшачком (вспомним бедного дельфина, бордель для суперов или лучеметного младенца). А есть и вполне забавные моменты, как то обсуждение Жана-Поля Сартра и его философии большими грубыми мужиками-убийцами. Или подготовка к отлову криминальных элементов (« вдруг ты схватишь не того человека»). Хватает в проекте и злого сарказма («люди поверят в любую чушь, если их как следует напугать»). Не соскучишься.
Сериал местами напоминает книжный цикл Б. Сандерсона «Мстители», но если у Брендона сверхлюди правили миром, то здесь они в подчиненном состоянии и работают курицами, несущими золотые яйца для корпорации Воут. Правда, не сказать, чтобы им это нравилось. Особенно Хоумлендеру.
Энтони Старр (шериф из ураганного «Банши») создал лучший, пожалуй, образ всего проекта. Безоговорочный лидер Семерки, почти что Бог, соединивший в себе способности Супермена с элементами прикида Капитана Америка. Тот, кто вроде Иисуса. Человек, которого даже Бучер выделяет среди прочих. Трезвенник, не обращающий внимания на столь желанные для собратьев развлечения. Тот, кто считает себя и некоторых коллег лучше, чем остальные люди. Считает себя другим. Эдакий идеальный расист с конкретно двинутыми мозгами, парящий высоко над обычной людской моралью. Скрытный, двуличный, жестокий, с вечной улыбкой, отлично работающий с толпой. При всем этом спасший немереное количество людей. Одинокий ребенок, искренне верящий в собственную миссию. Хоумлендер аж никак не является однозначным и банальным злодеем, пускай даже скрытым. Это сильный, сомневающийся персонаж, полный недостатков и достоинств, мыслей и идей, отлично сыгранный все больше меня радующим Старром.
Ему противопоставляется юная Старлайт (Мориарти) изображающая почти что ангела. Высокоморальное, изрядно наивное юное создание, с устоями и воспитанием, отвечающее в сериале также за линию сильной женщины в мужском мире. Именно этот образ должен показать, как даме тяжело в окружении самцов оглашенных, даже если она сильнее них по всем физическим параметрам. И как ей нужен тот, кто не будет комплексовать по этому поводу.
Также можно отметить местную Чудо-Женщину и Аквамена, которые постепенно раскрываются как нормальные люди. Аллюзий, пародий и откровенного стеба над известными нам супергероями в сериале выше крыши.
Их противникам в сериале уделяется больше времени, но смотрятся они несколько бледнее.
Бучер (Урбан) – крутой мужик, работавший и на ФБР и на ЦРУ, искренне ненавидящий суперов и считающий, что их надо полностью убрать с лица земли. Имеющий для этого жирную причину. Нагловатый, самоуверенный, безжалостный, использующий людей направо и налево. При этом мощный и непоколебимый как танк. А еще он показывает зрителю один из самых неверных, но очень удобных подходов к людям. Навешивание ярлыков и подстройка задачи под ответ. Если суперчеловек – значит плохой и достоин смерти. Если негр – значит баскетболист. Если еврей – мальчик со скрипкой. Один взгляд – ты измерил, взвесил, нашел легким и относишься к объекту соответственно. Ах, какие ошибки и неожиданности ждут людей, живущих по такому принципу. Закачаешься.
У юного Хьюи (Куэйд) тоже интересный образ. «Ботан»-технарь, нерешительный, слабый духом и телом решается отомстить за гибель девушки. Он нормальный парень, не злодей и не свихнувшийся убийца, и путь который ему предстоит пройти, будет кровавым и нелегким. А тут еще и чувства, рвущие его надвое. Не позавидуешь пацану.
Стоит отметить, что сериал не обошелся и без детективной линии. Тема с препаратом Ви, попытки отыскать неуловимое зелье, разобраться, как оно работает, и вывести тех, кто им пользуется на чистую воду, добавляет «Пацанам» изрядно энергии.
И религию постановщики зацепили. Жестко, нелицеприятно, даже зло. Наверное, американские церковники заслужили. Да и не только американские. Прошлись по вопросу проявления суперспособностей: от Господа они или от людишек. Вот тут с Бучером не соглашусь, а какая собственно разница? Главное как их использовать. Хотя то, как появляются здешние супергерои, оказывает мощное влияние на развитие событий в сериале.
И без популярной нынче темы сексуальных скандалов зритель не останется. Остросоциальный получился проект. Порой даже слишком.
Эрго. Приятный телепроект глядящий на тему супергероев с не очень раскрученной точки зрения. Также в наличии шикарный Хоумлендер и масса черного, порой даже слишком, юмора. А вот идейная основа сериала, мягко говоря, небеспорная.
Режиссер: Филип Сгриккиа, Дэниэл Эттиэс, Дженнифер Фанг
Геоманты губернского города, или Весь мир театр/ Режиссерский роман
19 век. Российская империя. Фабрикант и актер-любитель Константин Алексеев, отправляясь в губернский город Х, не думал, что поездка станет для него судьбоносной. Даже учитывая причину путешествия: неожиданное наследство от актрисы-гадалки, которую он ни разу в жизни не видел.
Залетный грабитель Миша Клест тоже не планировал задерживаться в гостеприимном городе, где он совершил удачный (за одним обстоятельством) налет на банк.
А уж тем более эти двое слыхом не слыхивали друг о друге и аж никак не собирались встречаться на заснеженных улицах. Вот только их никто не спрашивал. Ведь, как обычно, дьявол прячется в мелочах. В нюансах, которые создают людские судьбы.
Новый роман харьковского дуэта Олега Ладыженского и Дмитрия Громова, они же Г. Л. Олди вышел несколько неожиданным. После глобальных, космических напевов Ойкумены нам рассказали скромную, камерную, людскую историю. Историю, до мозга костей театральную и режиссерскую. Вдобавок ретроспективную.
Ведь перед нами легендарный Харьков конца 19 века, город получивший уважительный оммаж от Олдей, похоже, искренне любящих этот самый город.
Да-да, тот самый благословенный 19 век, известный ностальгирующим потомкам по котлетам de volaille, осетрине la russе, супу из рябчиков, коням, проносящимся к «Яру», галантным корнетам и поручикам, богатым фабрикантам, ухоженным господам с тросточками, дамам в пышных платьях, угодливым приказчикам и могучей Российской империи. Большинство этих моментов имеются в «Нюансерах» в лучшем виде. Шикарные обеды и огромные квартиры, смешные для сегодняшнего читателя цены на продукты и театральный ажиотаж, колоритные извозчики, благообразные вальяжные богатеи и импозантные сумасбродные аристократы.
Однако Громов с Ладыженским прекрасно знают, что над просторами Империи стоял не только «хруст французской булки», а и другие, гораздо менее приятные звуки. Мы увидим не только благостный фасад государства, но и некоторую часть его изнанки.
Темные улицы практически без освещения и, естественно, без привычного нам асфальта. Зимой покрытые льдом и заваленные сугробами, весной — грязью по колено. Ватерклозет, электричество и паровое отопление не как обыденность, а как роскошь. Жуткое сословное неравенство. Есть господа, баре, дворяне, «их превосходительства», а есть все остальные – недолюди, холопы, слуги, быдло, мужичье, «человеки». Бедность и отсутствие перспектив у обычного люда. Многочисленный и наглый криминалитет. И это мы практически не касаемся социальных противоречий, копившихся столетиями. «В раю революций не бывает» — лучше не скажешь.
Книга вышла антуражной и атмосферной. Причем, что гораздо важнее, всеобъемлюще атмосферной. Да, это аж никак не энциклопедия харьковской жизни того времени, в частности нижних классов маловато, но мы увидим срез многих слоев общества.
Что интересно, два главных героя находятся на разных полюсах сословной лестницы.
Константин Алексеев – бизнесмен и служитель Муз. Шикарно прописанный персонаж. Человек застывший как буриданов осел меж трех морковок: театра, бизнеса и семьи. Чувствующий ответственность за семейное дело перед недавно умершим отцом. Искренне и нежно относящийся к жене и к больному сыну. И всей душой стремящийся на театральные подмостки. «Гул затих…» Хороший мужик, представитель того самого торгового сословия, способного аккуратно и относительно безболезненно заменить выхолощенное и выродившееся дворянство у руля страны. И, что характерно, заменившее в большинстве стран. Человек, привыкший к деньгам, но адекватно относящийся к тем, кто беднее и ниже его по положению. А еще он полностью и окончательно увлечен легкомысленным танцем Мельпомены и Талии. Не буду излишне спойлерить, тем более авторы не делают на этом акцента, но Алексеева без малейших преувеличений можно назвать любимцем муз. Людей, столько сделавших для театра (и кино) можно пересчитать по пальцам. Как вы уже, наверное, догадались, Константин Сергеевич –абсолютно реальная личность, правда, известен он большинству из нас под другой фамилией.
Миша Клест вряд ли может похвастаться прототипом (хотя я могу ошибаться), но проработан этот персонаж не намного хуже Алексеева. Ребенок, переживший жуткую трагедию, сломавшую ему жизнь. Подавшийся в криминал и достигший там немалых высот. Сполна ощутивший власть, которую дает оружие и пренебрежение к людской жизни. Начавший терять человечность и превращаться в ничего не чувствующего робота. Фактически Миша исполняет в романе роль антагониста, но лишь условно. Ведь ненавидеть его, желать поражения и смерти не выходит, хоть ты тресни. Невзирая на все смерти, что висят на руках этого человека. На все зло, что он причинил людям. Отдельное спасибо за завершение линии персонажа. В наш жестокий век редко встретишь такие финалы.
Криминальный мир империи в романе предоставлен широко и подробно (мы еще по «Магу в законе» помним воровскую атмосферу того времени, тщательную воссозданную авторами). Причем за нее отвечают не только Миша, но и остальные жиганы, в частности Костя Филин.
Стоит отметить, что герои как всегда у Олди на высоте. Практически каждый из встреченных нами в романе людей яркий, живой и стилизован под эпоху. Почти все из важных для повествования получили свою долю флеш-беков, написанных в разных стилистической обертке и хороший шлейф роли. Даже безымянных персонажей писатели умудряются врезать в память читателю. Парой фраз, характерной привычкой, действием или жестом. Что уж говорить о тех, кому авторы уделяют чуть больше внимания.
Еще одним полноправным героем романа выступает театр. А точнее театралы и дух подмосток. Люди, воспринимающие жизнь как игру, умеющие владеть своим телом, голосом и актерским талантом. Режиссеры, выстраивающие мизансцены, случайности, управляющие артистами, декорациями и прочими мелочами, формирующими волшебный театральный мир. Люди, обладающие магическим даром создавать реальность, в которую веришь. Нас ждет куча театральных сравнений, подходов, способов работы на сцене и не только. Книга очень театральная, режиссерская по своему духу.
О фантастическом допущении романа много говорить не буду, похожие подходы уже встречались (некий Вадим подтвердит), но у Олди они поданы гармонично, проработано и по-режиссерски.
Интригу в «Нюансерах» авторы выдерживают как ту самую знаменитую театральную паузу. Когда долгое время (возможно даже слишком долгое) общая картина не складывается, но все равно читатель боится перевести дух. Ведь перед ним возникает история, дышащая напряжением и жизненной силой. История, постепенно подбрасывающая детали головоломки. История, обещающая серьезный катарсис. И держащая обещание.
Имеются в романе и юморные моменты, как те же «стригу, брею», или «как в романах Жюля Верна».
Да, размаха, как я уже сказал, не хватает. Отвыкли мы от скромного масштаба событий, разбаловались на космических просторах Ойкумены. Но, это аж никак не портит отличного скромного рассказа о людях и их музах. И конечно, о нюансах, из которых и состоит наша жизнь.
Эрго. Камерная, завораживающая, режиссерская история о людских жизнях и мелочах составляющих их, пронизанная театральной атмосферой, уважением к старому Харькову и одному неординарному человеку.