Семеро негритят, или Симфония ненадежных рассказчиков
Альтернативная Европа под знаменем социализма.
Экс-сотрудница гуманитарной миссии Анна Франсис получает предложение, от которого, при ее обстоятельствах, отказаться невозможно.
Поучаствовать в отборе сотрудников для таинственного проекта. Отборе, проходящем в некомфортных условиях на отдаленном острове.
Но не в качестве возможного кандидата, а скорее экзаменатора. Будет подстроена имитация смерти Анны, и «жертва убийства» получает возможность исподтишка оценить реакции и стрессоустойчивость претендентов на участие в проекте.
Однако весьма скоро дела на острове идут наперекосяк. И, похоже, ситуация гораздо сложнее, чем казалось сперва.
Перед нами сплав негритят Кристи и «Охотников за разумом» в невнятно очерченом антураже мягкой антиутопии (Председатель у них суда опасается, жуть какая, прям социализм с человеческим лицом).
Похоже, социалистическая альтернативная Европа автора не особо интересует. Описана она буквально парой строк и на происходящее не слишком влияет.
В наличии Партия, Председатель, пионеры, человек-винтик (но нужный для страны!), проблемы с выездом за рубеж и противостоящий Запад. Все. Не густо, будем честными. На кой ляд было создавать столь слабо описанную альтернативку, непонятно. Сюжет Исолы с тем же успехом мог развиваться в условиях дикого капитализма, киберпанка или махрового империализма.
Авдич исследует не нюансы социалистического государства, а общечеловеческие отношения уицраора державной системы и тех самых винтиков. Причем в конкретном контексте. Повышения в качестве и вхождения в государственную элиту.
Непонятный проект RAN, о котором мы так ничего и не узнаем, вполне может быль аналогом номенклатуры, или любого элитного властного образования.
Вот о том, какие жертвы нужны для попадания в этот класс, и сколь жестко происходит отбор, и поведет речь автор.
Психологические эксперименты, ломающие душу, требующие жестких решений, отказа от прошлых привязанностей, моральных подходов и поступков. Если верить роману, на вершине оказываются лишь психологически изломанные люди. Что-то в этой теории есть.
Книга включает несколько временных линий. Настоящее, где происходит расследование произошедшего на острове, в форме допросов участников эксперимента. И былое — описание островных событий, от лица практически всех из семи негритят.
В первой части роман (или большая повесть) напоминает классический детектив о группе людей в замкнутой обстановке. Хотя собственно расследования мы не увидим, интрига, атмосфера паранойи и «непонятки» вышла на славу. И, безусловно, реакция человека, попавшего в сложнейшие обстоятельства, лишенного связи с внешним миром и надежды на помощь.
Во второй картина постепенно проясняется, оставляя за кадром подоплеку событий. Меж тем, ни слова не говоря о сути проекта. Подвешивая в воздухе неясную необходимость в тестировании именно этих людей. Параметры, по которым происходил отбор. Отношения Секретаря и Председателя. Их выбор фаворитов. Недосказанностей многовато.
Оса отлично использует прием ненадежного рассказчика, мастерски манипулируя приемом изложения от первого лица. Опровергая только что рассказанное одним персонажем устами другого. Смещая акценты, переворачивая события с ног на голову. Или наоборот?
Изрядную часть сюжеты мы видим глазами Анны Франсис. Женщина, «сгоревшая на работе» во время гуманитарной миссии. Спасавшая жизни, по макушку погрузившаяся в беды жителей отдаленной страны. Практически утратившая контакт с 9-летней дочерью. Жутко уставшая, допускавшая ошибки, свершавшая ужасные поступки. На ней лежат самые сложные выборы и самые ответственные решения. Зачастую принимать их приходится в жутком цейтноте, не лучшем психологическом состоянии и с недостатком информации. Прям как в жизни.
Среди прочих персонажей выделяется Генри – бывший коллега Анны по министерской работе. Ее романтический интерес, душа компании с военным прошлым. Дающий в своих главах другой взгляд на события, уже описанные нам Анной. Раскрывающий настоящую подоплеку событий. Впрочем, даже у него шлейф роли длиной не отличается.
Остальные работают скорее подтанцовкой, хотя порой наделены интересными, хотя и противоречивыми чертами характера, как-то любовь полковника к хорошему вину, соединенная с алкоголизмом.
Эрго. Детектив в легком антураже антиутопии с качественным использование ненадежного рассказчика и изложения от первого лица. Размышляющий о вхождении во власть и жестких психологических играх. А вот недосказанность и практически не описанную альтернативку к сильным сторонам не отнесешь.
Матрешечная афера, или Семь друзей Архоны/Постлюди-мошенники
Белизариус Архона принадлежал к homo quantus – новой расе созерцательного склада ума. Однако вследствие ряда сбоев не мог в полной мере наслаждаться непрактичными исследованиями, так увлекающими его сородичей.
Бел избрал иной путь, дабы дать работу своему до одури любопытному мозгу. Путь мошенничества и обмана. Достигнув в этом криминальном деле немалой известности и прозвища «волшебник».
Но с подобной по сложности задачей, кою подбросили ему представители Суб-Сахарского союза, он еще не сталкивался.
Задачей, требующей совместных усилий команды, включающей в себя представителей всех постчеловеческих рас. Задачей, решение которой ведет к большой войне и серьезному изменению баланса сил во Вселенной.
Очередные друзья и подруги Оушена, только в космическом антураже? Сравнение уместно, однако хватает у Кюнскена и собственных оригинальных наработок.
Связаны они в основном с разными расами постлюдей, созданных в этом мире руками биоинженеров, генетиков и нейрохирургов.
Первое место за homo quantus, к которым относится главный герой романа.
«Квантовые хомяки» вышли у автора знатными. Новая раса, созданная для работы с квантовыми неопределенностями.
Существа, на уровне инстинкта склонные к чистому познанию. Жаждущие понять вселенную, проникнуть вглубь природы реальности, познать тайны мироздания. Непрактичные, чуток аутичные, не интересующиеся прикладными вопросами, теми, что могут принести пользу человечеству здесь и сейчас. С идеальной памятью, высочайшим быстродействием мозга, ведущие несколько потоков мыслей, обрабатывающие массу информации в доли секунды (это для них огромное время, за которое можно успеть продумать множество полезного). Наделенные электрическими пластинами – пучками мышечных волокон, действующими подобно батареям. На щелчок пальцев погружающие себя в savant, что позволяет усиливать креативное, математическое мышление и пространственное воображению до уровня выше гениальности. Ах как шикарно они работают с информацией!
В определенном состоянии, называемом «фугой», способные воспринимать квантовые поля, избавляться от сознания и личности, заменяя ее чистым интеллектом, дабы не разрушать квантовые феномены. Ведь именно сознание низводит квантовые ситуации до однозначной определенности. Несоциализированные, предпочитающие жить вместе на большом астероиде.
Да, перед нами аж никак не идеальный вариант, не универсальная следующая ступень, типа люденов Стругацких, концепций Гамильтона, Стросса или Дукая.
Однако назвать «квантусов» следующим шагом в развитии гомо сапиенсов вполне можно.
А вот в отношении двух других рас постлюдей романа, такие слова будут сильным преувеличением.
Homo eridanus – Племя дворняг. Сотворенные для жизни на огромной глубине, справляющиеся с колоссальным давлением и холодом. Утратившие большинство людских черт, напоминающие скорее моржей с жабрами, большими глазами, толстенной кожей. Злобные чудища, лишенные органов речи, общающиеся электроимпульсами. Использующиеся в качестве наемных пилотов. Живущие по Пути дворняги: «кусай любую руку, обоссы любую ногу, если не трахаешь ты — трахнут тебя».
Но даже они уступают в рейтинге безумия Homo pupa – Куклам. Созданных для восхищенного служения, религиозного почитания и рабского поклонения перед некими нуменами. Куклы — люди метрового роста, запрограммированные на религиозное благоговение перед определенным запахом. Всеми фибрами ждущие интенсивного внимания богов – любого, хоть позитивного, хоть негативного. На физическом уровне нуждающиеся в присутствии своих кумиров, теряющие разум при их виде, наслаждающиеся присутствием. Из религиозных рабов частично превратившиеся в рабовладельцев (точнее совмещающие обе эти грани). Держащие немногочисленных уцелевших нуменов в заточении. *******************************. Воплощающие идею Мильтона «пребывать в отсутствие бога есть страдание».
В случае этих ребят искусственная эволюция заблудилась, свернув явно не туда.
Ну а мощнейшие саморазвивающиеся ИИ, обладающие сознанием, личностью и огромным быстродействием – и вовсе стали в современной фантастике привычным делом. Правда, искусственного интеллекта, считающего себя воплощением христианского святого, я с ходу не припомню.
Все эти расы дают читателю возможность поразмыслить над любопытными моральными дилеммами.
Чем важна личность. Отличаются ли люди, созданные искусственным путем, от человеков, сотворенных богом, эволюцией. Есть ли разница в их побудительных мотивах. Как разделить собственные намерения и встроенные алгоритмы и возможно ли это вообще. Можно ли справиться с запрограммированным на уровне инстинкта подталкиванием тебя любимого к определенные действия. Заменить встроенное желание чем-либо другим. Преодолеть порочное влечение. Стать свободным от воздействия программы или судьбы. Возможна ли дальнейшая эволюция людского вида. И что для этого необходимо.
Во что можно превратить религиозное почитание. В какие глубины безумия скатится человек, когда боги не сидят на облачке, а ходят среди своих верующих. Во что он может превратиться, когда вера не духовное убеждение, а вполне физическое ощущение, полностью завладевающее тобой в присутствии божества.
Из прочих фантдопущений романа хочется отметить временные искусственные чревоточины, создающиеся для перемещения космическими кораблями. Ну и без постоянных, созданных Предтечами, ставших одним из важнейших факторов местной политики, дело не обойдется. Небезынтересны отношения между государствами, которые делятся на Державы-покровители, имеющие доступ к постоянным чревоточинам и основанные на культурных традициях народов Земли. Как то Венерианская Конгрегация, опирающаяся на французское наследие. Англо-испанские банки. Либо Срединное царство.
И государства-клиенты. По условиям договора не имеющие права владеть чревоточиной и во многом зависящие от своего покровителя.
Общая канва сюжета поначалу кажется уступающей выпестованным Дереком постлюдям. История грандиозной аферы, на этот раз, ради разнообразия связанной не с ограблением, а с перемещением из точки «А» в точку «Б». Структура книги не особо сложна и состоит из получения задания, сбора команды, туманно описанной подготовки к афере, и собственно ее воплощения.
Команда у Белизариуса подбирается колоритная.
В первую очередь сам Архона. Одинокий, ущербный homo quantus, научившийся частично обходить инстинкты своей расы. Загружающий мозг сложными аферами, сублимирующий мошенничеством стремление к познанию. Легче других погружающийся в фугу, но жутко тяжело возвращающийся обратно. Опасающийся (недаром), что фуга его убьет. Избегающий погружений. Скучающий по квантовому состоянию. Ищущий целостности.
Еще одна homo quantus Кассандра. Вступающая в дело, когда требуется работа в фуге. Неудавшаяся любовь Бела.
Гэндер – умирающий от неизлечимой болезни мошенник, учитель Белизариуса в деле афер.
Гейтс-15 – кукла-отщепенец, лишенная механизма влечения к божествам своей расы.
Винсан Стиллс — Homo eridanus — матерщинник и крамольник, грубиян и хам, живущий по Пути пса.
Врач-генетик Антонио дель Касаль, работавший с Нуменами.
Мари Фока экс-офицер десантного флота Конгрегации, двинутая на взрывчатке.
И тот самый ИИ Святой Матфей, называющий себя реинкарнацией святого.
Фактически у каждого из них будет своя минута славы (порой не одна) и определенное раскрытие внутреннего мира. Приятно.
Однако со временем выясняется, что и с аферой все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Перед нами своеобразная матрешка, подразумевающая обман, внутри обмана, внутри обмана («разыгрывай игрока, а не карты»). Внешняя скорлупа действий Архоны, внутренняя подоплека, подлоги, обман, талантливое использование уникальных качеств своих людей и собственных возможностей homo quantus. Следить за работой настоящего профи аферы – одно удовольствие.
При всех своих достоинствах Белизариус не идеален, допускает ошибки, что добавляет образу привлекательности. Его ждет предательство, неожиданные удары со всех сторон. В романе даже появляется своеобразный антагонист – Пугало, самодвижущийся ИИ в теле робота с гибридом мозга разведчика и ИИ. Жаль, эта линия недокручена – потенциал у противостояния Бела и Пугало был явно побольше.
Подарит нам автор чуток войны в космосе, со столкновением эскадр, перестрелками между кораблями и станциями. С героизмом, самопожертвованием, предельным стремлением к цели. Все как полагается Правда, это далеко не основная арка романа, она остается на третьих ролях.
Также автор практически не посвящает читателя в историю своего мира, что несколько портит впечатление. Шлейф роли локации не мешало бы раскрыть подробнее.
Эрго. Недурной авантюрный роман в космическом антураже и духе друзей Оушена, радующий расами постлюдей и неожиданными финальными поворотами. А вот общую стандартность сюжета к достоинствам не отнесешь.
«…Растет крупный виноград», или Археологическое мокьюментари
После землетрясения на горе Арарат открывается неведомая ранее пещера, которой тут быть не должно. А ведь именно в этой точке земного шара, если верить легендам, может находиться Ноев ковчег.
К новой пещере устремляются искатели сенсаций, ученые и религиоведы.
Но что если кроме возможных археологических находок людей там ждет что-то еще?
Что получится, если взять элементы Твари, Террора, Необходимых вещей, Под Куполом, в облегченном варианте, и густо замешать на религиозных суевериях? Нечто похожее на Ararat. Местами любопытный, но изрядно вторичный и недотянутый по напряжению и психологии хоррор.
Перед нами классическая история группы людей, оказавшихся под ударом неведомого в замкнутом пространстве, c затрудненной возможностью вернуться в большой мир. Поначалу главным антагонистом в романе Голдена, как у взрослых мэтров хоррора, является не неводома зверушка (хотя без нее не обойдется), а сам человек. Кристофер показывает, что происходит, когда на свет появляются худшие черты людских характеров. Суеверия, страх, злость, ненависть, нетерпимость, религиозное мракобесие. Однако, до лучших образцов психологического хоррора Голден не дотягивает, выдавая учение о душе на минималках. Симмонс или Кинг приводят своих героев к худшей версии с точечным касанием злой стороны. Воспоминание, смена акцента, вовремя подброшенное слово, показанный предмет или чужое действие – тонкая игра на психологических струнах протагонистов. У Голдена дело происходит проще и грубее. Попытки выстроить психологические этюды присутствуют, но основное воздействие происходит ломовым вмешательством темной силы. Неаккуратненько.
Персонажи вменяемы, но большей частью недоработаны.
Разве что Бен Уокер прописан более тщательно. Ученый, тайно работающий на минобороны США. Фанат тайн, жаждущий познания, но не ценящий науку ради вооружений. Хороший боец, не расстающийся с пистолетом. Следящий за достижениями науки и необъяснимыми феноменами, которые можно использовать как оружие. Получивший на работе кучу травм и ранений, плотно сидящий на сильных обезболивающих. Расставшийся с женой из-за опасной службы, которой он уделял слишком много времени. Искренне любящий сорванца-сына. Повидавший всякого странного и ужасного, но не сталкивавшийся до сих пор со сверхъестественным.
Да Адам Холцер и Мериам Карга. Еврей и мусульманка, вместе пишущие книги об экстремальных путешествиях. Адам, которому бабушка в раннем детстве рассказала историю о злом духе — диббуке. Мужчина, видящий кошмары, связанные с этим чудищем. Мериам – воспитанная в религиозной мусульманской семье, но выбравшая для себя путь атеистки. В глубине души желающая доказать родне свою правоту и одновременно примириться с ними.
Остальные могут порадовать максимум одним важным воспоминанием или чертой характера. А некоторые и без этого обходятся.
Священник Корнелиус Хьюз — эксперт по древним цивилизациям, исчезнувшим языкам. Ученый с саном, чующий окружающее зло, старающийся бороться с ним классическими религиозными методами.
Профессор Оливьери – «компилятор чужих знаний», сделавший Ковчег своим главным научным интересом, но понимающий все проблемы, которые может вытащить на свет такая находка.
Фейиз – курд-проводник, ставший спусковым крючком серьезного конфликта и его дядя грубиян и домостроевец Хакан.
Кореянка Ким Сон — представитель ООН, женщина подверженная паническим атакам.
Припанкованная аспирантка-археолог Полли. Профессиональный режиссер Каллиопа.
Второстепенных героев хватает, но прописаны они, как я уже сказал слабенько. Что не мешает автору менять лица, от которых идет изложение, показывая происходящее с разных точек зрения.
Достаточно быстро в романе стартует детективная линия, впрочем, как такового расследования нам не подгонят. Вместо поиска злодея нас ждет напряженное ожидание его следующих ходов. Хотя делать ставки на то, кто же окажется «паршивой овцой» все равно волнительно.
К сожалению, в какой-то момент автор надолго забывает о психологии, увлекаясь кровавым слэшером с расчлененкой и прочими неаппетитными подробностями, резко сокращая поголовье персонажей. Прибавляется бестолковой динамики, книга окончательно превращается в сценарий малобюджетного фильма ужасов. Это вы, батенька, зря.
При всех прочих недостатках, ледяная смертоносная атмосфера зимнего Арарата на уровне. Как и общее нагнетание обстановки. Неторопливо, постепенно, но неостановимо.
Нюансы зимнего восхождения и пребывания на горе: зимой горная болезнь и обязательная акклиматизация, зоны лавины – рыхлая после лавины насыпь. Шокирующая находка. Постепенное ухудшение погоды. Ожидание бури, закроющей возможность спуска с горы. Следы паники. Воспоминания и кошмары героев. Непременные предчувствия протагонистов, которые талантливо игнорируются. Слухи, суеверия, предрассудки, страх, расползающиеся среди членов группы. Нервные срывы, нарастание враждебности. Осознание ловушки.
Немало автор уделяет внимания религиозным, культурным и расовым проблемам многонациональной группы, где смешались американцы, евреи, турки, курды, даже кореянка. Проблем как мы увидим, хватает и безо всякого темного влияния (вспомним отношения Хакана к женщинам).
Также, возможно изначально рассчитывая на экранизацию, Голден применил у себя в романе зачатки мокьюментари – элемент, одно время жутко популярный в жанре ужасов. В экспедиции целых две камеры – одна у профессионального режиссера (ничего, что постановщик и оператор это разные профессии?). Вторая у Адама, который старается максимально запечатлеть происходящее для документального фильма об экспедиции.
К сожалению, этот элемент, как и многое другое в романе откровенно недотянут. Камеры есть, но особого влияния на события не оказывают. Психология имеется – но обозначена слабенько. Напряжение присутствует – но «видали мы лилипутов и покрупнее». Ну и вторичность вистов проекту не добавляет.
Эрго. Морозный высотный хоррор о группе, попавшей в ловушку. Когда роман не превращается в банальный слэшер, автор старается не забывать о худших людских чертах, вырывающихся из-под спуда. До классики жанра Арарат не дотягивает и близко, но некоторые моменты переданы неплохо.
Остаться должен только один? Нет, пятеро!, или Еще раз о цене власти
Альтернативная Земля. Здесь магия не признак фантастической литературы, а грубая реальность. Телепатия, управления материей, воздействие на растения. Университеты магических искусств для самых одаренных медитов.
Но существует еще одна ступень, доступная лишь лучшим из лучших. Александрийское общество, раз в 10 лет, отбирающее шесть потенциальных кандидатов для вступления в свои ряды. Молодых волшебников уникальных умений, которым предстоит провести в штаб-квартире Общества целый год. Обучаясь работать в команде, открывая свой потенциал. Заключая союзы. Ссорясь. Соперничая.
Ведь к концу этого срока посвящение в Общество пройдут лишь пятеро из них.
Возникновение этой «альтернативки» c минимальными отличиями от нашего мира, Блэйк не объясняет от слова «совсем». Есть магия и фсе. Вечная проблема практически любой, даже качественной альтернативной фантастики, от подростковой до изысканной – точку бифуркации авторы упорно оставляют в тумане.
Зато саму магию и внутренние ощущения колдуна Оливи описывает недурно. Мы погрузимся в картину мира телепата. Его работу с мыслями, восприятие людей, использование открывшихся слабостей и тайн. Познакомимся с подходом эмпата, способного влиять на чувства и эмоции, вертеть людьми как куклами. Приобщимся к талантам магов, воздействующих на физический мир, станем свидетелями их умения менять материю, управлять стихиями, даже создавать червоточины! Взглянем поближе на действия природного волшебника – «повелителя растений», на то какую плату требует мать-природа от такого феномена.
Здешняя магия штука мощная, но энергозатратная, способная довести упрямого колдуна до цугундера. Сравнивается со спортом высших достижений, с его изнуряющими тренировками, вынимающими все жилы выступлениями на пределе возможностей, долгими и жизненно необходимыми периодами восстановления.
Раскрывается колдунство романа через персонажей.
Либби Роудс – «физик», одна из двух способнейших «повелителей стихий за несколько поколений», юная девица, только закончившая университет. Мещанка из семьи «маглов», пардон людей без способностей. Пережившая жуткую трагедию в детстве. Застенчивая, скромная, добрая, упорная, не чуждая самодисциплине и стремлению к познанию нового. Частенько не в ладах с собственной самооценкой. Но вот сомневаться в ее способностях не стоит никому. Когда разозлится – Либби напрочь забывает о собственных комплексах.
Николас Де Варон — богатенький мальчик-латинос из семьи медитов средней руки. Однокурсник Либби, ее вечный и заядлый соперник. Красив, умен, обаятелен, жутко талантлив. Талант и сила позволяет развиваться в разных областях магического искусства, не останавливаясь на управлении материей, что редкость для здешних волшбарей. Не особо умен, способен на большие глупости. Получает удовольствие от адреналина и драки. Имеет необычного друга, о котором искренне заботится.
Рэйна Мори – японка-натуралистка. Одиночка, не стремящаяся к обществу. «Повелительница» растений, слышащая, понимающая их. Дающая возможность расти как на дрожжах. Но не просто так. Флора идет в рост на энергии, эмоциях Мори, использует ее как батарейку.
Тристан Кейн. Сын главы магического криминального синдиката, ставший разочарованием для папаши, вследствие позднего раскрытия способностей. Порвал с отцом-тираном, решив власти и денег добиваться сам. По кратчайшему пути женитьбы на дочери миллиардера. Ответственный, амбициозный парень, готовый долго и тяжело работать. Не владеет боевой магией. Уникальный товарищ, видящий иллюзии насквозь. И не только иллюзии. Человек, пронзающий взглядом саму суть мира, вплоть до атомов. Его потенциал едва раскрыт и какие еще сюрпризы таятся внутри Кейна, неведомо никому.
Каллум Нова — африканер-блондин из крутого и богатого семейства. Прагматичный эмпат, способный приманить многотысячную толпу, за пяток минут через чувства вскрыть любого оппонента как консервную банку. Не зря его сравнивают с качественным гипнотизером. Игрок, азартен, беспринципен. Подвержен скуке, ищет развлечений и достойного соперника.
Париса Камали — телепат несравненной силы, работающая с разумом и подсознанием. Прекрасная аморальная девица, активно использующая секс в достижении своих целей, ведь в постели даже маг не может закрыться от ее дара. Еще одна жертва «родом из детства».
У каждого из героев масса детских психотравм и комплексов. Каждый готовая диссертация, когда по психологии, когда по психиатрии.
Каждая глава посвящена одному из шестерки, и постепенно вскрывает всех протагонистов до донышка. Кто-то удостоился больше авторского внимания, кто-то меньше, но, в общем, всем досталось сполна. Персонажи расписаны подробно, с чувством и расстановкой, с массой описаний мыслей, переживаний, рефлексий. Чрезмерная обстоятельность автора в описаниях постепенно становится одним из главных недостатков книги.
К сожалению, Блэйк до одури велеречива и многословна. И если поначалу это смотрится фичей книги (немногие вкладывают столько труда в раскрытие внутреннего мира персонажей), то со временем превращается в баг.
Внутренние монологи сменяются корявенькими диалогами, регулярными и патетичными порицаниями капитализма, длинными описаниями мыслей и ощущений героев. Лучше бы магических действий побольше описала, право слово. Ведь когда Блэйк демонстрирует очередную сторону профессиональной волшебной деятельности наших конкурсантов, или их восприятие мира – ей многое хочется простить.
Изрядно времени уделяется интригам и поиску союзников. В принципе, обоснованно, ведь к концу года один из компашки будет из нее исключен. Но не повелением сверху, а выбором самих членов коллектива.
Неординарный способ исключения становится ключевым моментом второй части романа. Позволяя автору заложить в книгу мощную моральную основу. Обратить читательское внимание на ситуацию, в которой приходиться продать душу, поступиться человечностью и моральными принципами. Дает возможность поговорить с нами о цене власти. Психологических извратах, способах самоубеждения и убеждения товарищей. Готовности нормальных людей, почуявших аромат небывалых высот, к ненормальным решениям и действиям. Закрутить к финалу свежий виток интриги, изрядно подняв градус напряжения. Подготовить читателю любопытный нежданчик. Завершив дело открытым, прям-таки зияющим концом.
Время от времени на поверхность всплывают мотивы, четко узнаваемые по Роулинг, Гроссману или Вачовски. Впрочем, автор особо и не скрывает источники своего вдохновения. Взамен исправляя пошатнувшееся впечатление свеженьким магдейством или описанием реакции колдуна. Появлением конкурентов и нелюдей. Любопытными экспериментами со временем, плодотворными размышлениями над наукой и магией. Или задорной и кровавой битвой (одной единственной на всю книгу), смешавшей колдовские поединки с работой спецназа и рукопашными схватками. Внешнего действия в романе негусто.
Что касается акцента на сексуальной жизни шестерки, столь возмутившего некоторых рецензентов. Нельзя сказать, что эротических моментов в романе слишком много, но они имеются, причем в неклассическом варианте тоже. Интересно, что они почти не отвлекают от сюжета. Введены сексуальные сцены обосновано и смотрятся на своих местах.
Эрго. Чертовски велеречивое психологическое размышление о цене власти. Из плюсов – поработанные герои, недурно описанные магвоздествия и внутренний мир колдунов. Воды бы убрать (причем кардинально) да динамики прибавить – могли б бути люди.
Отец Габриэле Аморта был известной личностью в церковной среде. Главный экзорцист Папы, священник, который провел тысячи изгнаний демонов.
Правда, сам Аморта считал, что 98 процентов случаев проходят скорее по ведомству психиатрии, чем религии.
Но оставались еще два процента. Редкие ситуации, когда в людей действительно вселялось великое Зло.
И, похоже, что одержимость мальчика, обитающего с родней в старинном испанском аббатстве, относится как раз к их числу. Ведь Габриэле в этот раз предстоит столкнуться со смертельно опасным «раскладом», чьи корни тянутся из покрытого туманом прошлого.
Тема одержимости обыгрывалась в десятках картин от классического «Изгоняющего» до Супернатурала. The Pope's Exorcist (прямой перевод «Экзорцист Папы»), пытается совместить классику с работами Дэна Брауна. Выходит коряво.
Фильм слабо выглядит как хоррор. По уровню саспенса он и в подметки не годится тому же Изгоняющему или шикарным Призракам, о которых активно напоминает завязка сюжета. Происходящее на экране использует массу привычных приемов от качественного труда гримеров и незримой для героев (но не для зрителя) опасности, до буйного телекинеза. Но почти не трогает: как пресловутые елочные игрушки, точнее в нашем случае — хеллоуинские маски. Сердечко не екает, поджилки не трясутся, за героев переживаешь вяло.
Общая шаблонность сюжета вистов картине не добавляет. С одной стороны глупо ожидать супероригинальности от этого поджанра, с другой – слишком уж очевидно читаются ходы и развитие событий.
Сюда же отнесу концепцию дьявола, хохочущего от того что люди, и конкретно священники не верят в его существование. М-да, тяжело католической церкви со священнослужителями, выросшими в эпоху тик-тока и инстаграмма.
Зато Страна Телят во всей красе – как они там во время заседания на кофий налегают, любо-дорого посмотреть.
Ну а о грехах, которые «будут преследовать нас» не говорил разве что ленивый. Да и грехи наших святых отцов не поражают воображение.
Разве что концепт того, что одержимость в большинстве своем психическое заболевание, и требует для борьбы с собой не молитвы, а «беседы, понимания и представления» — хорош.
Как и утверждение: «материнская любовь ближе всего к божьей», с которым, пожалуй, не поспоришь.
«Брауновскую» линию фильма шедевром не назовешь. Тему церковных секретов «Экзорцист» откровенно недожимает. Есть, правда, одна сильная идея, но даже она вряд ли станет откровением (инквизиция тесно связана с Денницей, кто бы сомневался. Кстати о птичках, точнее о работе этой слабоуважаемой структуры в мире с реальной магией недурно написали Попова с Пекарой).
О логике говорить бесполезно. Забывчивость Ватикана напоминает откровенный старческий маразм. «Церковь уже имела проблемы с этим местом» — хмурит бровь Папа (Неро). Вот только какие именно, мы не помним, прости Гэйб.
ТТХ демона и его поведение – отдельная история, порой напоминающая реакции наглухо беременной дамы. Вот такая я загадочная! Разве что двойной зрачок стоит упомянуть, это у нас отсылка к «глазам — зеркалу души»? Да, и по отношению к антагонисту обычно используется термин «Князь», а не «Король». Несколько разные вещи.
А вот работа Кроу понравилась. Обстоятельный бородатый святой отец, гасающий на мотороллере. Причем не только по Риму, но и из Италии в Испанию. Не дурак дерябнуть вискарика, по отечески игриво пугануть молодых монашек. Истово верящий в Господа. В момент готовый добавить стали во взгляд, обращенный к тому, кто засомневался в вере Гэйба. Ироничный, полный жизни. Не признающий авторитетов, кроме разве что Папы Римского. Допускавший серьезные ошибки, до сих пор тревожащие душу. С неплохим шлейфом роли и тяжелым партизанским прошлым. Выработавший определенные психологические методики, но не считающий себя врачом, а лишь определяющий клинические случаи. Готовый к долгой молитве и самопожертвованию.
Кроу чуток подтянулся (неужто ко второму Гладиатору готовится?) и не выглядит столь необъятно грузно. Да, определенные ассоциации с «Эфиром», пытающимся выехать на постаревшем Гибсоне налицо (и не будь Кроу в касте я вряд ли стал бы смотреть ленту), но все же у Exorcist козырей поболе.
Его невольный напарник отец Эскюбель (Дзоватто ). Молодой приходской священник не без скелета в шкафу (а у кого их нет?). Попавший как кур в ощип, но проявивший недюжинную веру и сыгравший важную роль в судьбе нашего ГГ.
Мать семейства Джулиа (Эссоу ). Семейство Васкес очерчено грубыми мазками, вот и Джулиа кроме любви к покойному супругу ничем не запоминается.
Разве что младшему Генри (дебютант ДеСоуза-Фейгони) постановщики прописали важную, сюжетообразующую психотравму. Грим для пацана сотворили хороший, но переигрывает новичок жутко.
Эрго. Шаблонный триллеро-хоррор об одержимости и борцах с ней, совместивший «Изгоняющего» с «Кодом». Кроу на уровне, а вот к общей структуре картины вопросов хватает.