Влюбленная Смерть, или Уход в состоянии «больше желать нечего» — это мечта
Билл Перриш поимел от жизни все. Успешная новостная фирма. Отличная репутация. Знакомство с самыми влиятельными людьми страны. Куча бабла. Две дочки, уже давно отправившиеся в самостоятельное плавание. А впереди еще немало свершений. 65 – не возраст.
Так казалось до того момента, когда на пороге особняка Перриша появился смазливый паренек, в которого вселилась сама Смерть.
Смерть, пришедшая за Биллом, но согласная отложить свою работу на то время, пока Периш побудет ее проводником по миру людей. Месту, где Смерть решила провести небольшой отпуск.
О встрече с Разрушительницей наслаждений снято и написано за историю человечества немало. Постановщики Joe Black создали любопытный сплав философского размышления о Жизни, Любви, Смерти, комедии и мелодрамы. Акцент сделав именно на последнем поджанре. Хотя проявляется он далеко не сразу.
В основе ленты пьеса Альберто Каселлы «Смерть берёт выходной». А точнее Meet Joe Black является ремейком фильма 1934 года («Death Takes a Holiday»), переделанного и выпущенного под тем же названием в 1971 году.
Первой мы видим историю человека, получившего возможность осознанно и вдумчиво попрощаться с миром живых.
Билл (Хопкинс )– сильный, харизматичный бизнесмен, всю жизнь создававший могучую фирму, несущую людям новости. Правдивые, прошу заметить новости. Перриш находится на том почти недостижимом для медийщиков уровне, когда может не обращать внимания на давление и желания власть имущих. Не поддаваться их влиянию, не искать благосклонности, а просто хорошо делать то, к чему лежит душа – позволять своим ребятам сообщать новостные сюжеты. Хотя о фирме Билла мы почти ничего не узнаем, складывается именно такое впечатление – быть может, обманчивое.
И вот накануне своего 65-летия он вплотную сталкивается с тем, против чего бессильны деньги, влияние и прочие общественные инструменты. Взамен Перриш получает то, чего почти никто не имеет. Возможность устранить один из самых обидных факторов кончины – ее внезапность. Билл четко знает, что как только его «гость» решит завершить свой отпуск – закончится и жизнь Перриша. А следовательно ему нужно закончить все недоделанные дела, осознать, что самое главное в жизни, вспомнить все хорошее, что было, сделать то, что еще не сделано для своих дочерей. И с миром, осознав, что «больше желать нечего», отправиться к предкам.
Именно этим Перриш и займется. Дав возможность старшей, не самой любимой дочурке провести грандиозный прием в честь его юбилея. А главное – донеся свою концепцию любви и счастья до младшей.
Хопкинс хорош. Энергичный, несмотря на возраст, живущий полной жизнью, властный, жутко занятой, сильный мужчина, столкнувшийся с непостижимым. Некоторое время потративший на приятие того факта, что его жизнь окончена, а рядом неотлучно пребывает сама Смерть. Со временем начавший проявлять характер, настаивать на своем, спорить с визитером, вести себя жестко. Заодно проявляя свои лучшие качества. Способность искренне любить близких. Не поддаваться на привлекательные предложения, идущие вразрез с совестью. Бороться за свои идеалы. Прощать оступившихся, наказывать подлецов.
Жаль, переключив свое внимание на мелодраматическую историю любви, которой не суждено сбыться в полной мере, создатели Блэка недоработали историю самого Перриша и не завершили разговор о смысле жизни. Линия осознанного прощания с жизнью знатно намечена, но в процессе подзаброшена.
Концепция хороших воспоминаний – единственного, что люди могут забрать с собой в могилу – становится одной из главных в ленте. А ведь не поспоришь – немногочисленные моменты счастья, или состояния близкого к нему, оставшиеся в памяти, действительно крайне важны.
Но красной нитью «Блэка» становится не умирание, а Любовь. Одно из важнейших чувств, то без чего наше бытие теряет всякий смысл. То, что дает полноту счастья, возможность летать как на крыльях, жить на полную, каждой порой кожи, каждым вздохом и прикосновением. Опять ж – ничего не возразишь. Заодно постановщик поразмыслили над тем, что такое, собственно говоря, настоящая любовь. Придя к выводу, что «когда берешь, что нравится – это не любовь, любовь – доверие, жертвенность, ответственность за поступки, умение прощать, признавать ошибки – жить во благо любимой». И третий раз сложно не согласится.
У создателей ленты недурно получилась арка зарождения чувства Сюзан и Джо, позволяющая отследить в картине элементы удачных мелодрам, которых по пальцам пересчитать (с ходу вспоминается, пожалуй «Кейт и и Лео», «Хороший год», «Рыцарь дня», «Дом у озера», "Прогулка в облаках"). Начиная с романтической сцены в кафе и прощания с поворотами вразнобой, завершившейся нехилым нежданчиком. Продолжая реакциями каждого из пары. Девицы – которой папа все уши прожужжал о необходимости поймать стрелу Амура и познать настоящую Любовь. И существа, впервые в физическом теле столкнувшегося с бурлением гормонов и притягательностью самки противоположного пола. Вспыхнувшим как феникс недолговечным романом. И даже его завершением, позволившим понять и принять свою судьбу.
Во многом удача этой линии строится на работе актеров.
Питт, прощающийся с образом слащавого мальчика, проявляющий все больше граней лицедейского таланта.
Бесстрастно-ироничный, с легкой тенью улыбки на устах, высокомерный, неловко растерянный субъект, великолепно держащий мхатовскую паузу при знакомстве (чем-то напомнило недавнего Песочного человека). Сдержанно-вежливый, не использующий жесты, с огромным молчаливым интересом следящий за самыми обычными действиями и поступками людей. «Обаятельно-робкий и сильный мужчина».
Наслаждающийся своим отпуском, во многом наивный, открывающий для себя обычные для людей жизненные мелочи типа орехового масла или поцелуя. Отпускающий фразы, способные стать цитатами («Вам людям не угодишь — приходишь — плачете, не приходишь — торопите»).
Одинокий, отлично знающий свой долг, шикарно способный пропускать мимо сарказм («как с гуся вода»), похоже, вступивший в своеобразный «кризис среднего возраста».
Особенно хорошо смотрится на контрасте с живым, полным порывов, эмоционально жестикулирующим парнем в начале.
Понятно, что образ Ангела Смерти, не знакомого с бытом его подопечных, откровенно неправдоподобен и притянут за уши, но эту жирную условность, в принципе, можно попустить.
Сюзан (Форлани, чья голливудская карьера не слишком сложилась). Молодой доктор, стажирующаяся в муниципальной больнице. Поразительно милая «трепетная лань» в ожидании большой любви, застенчивая, не поднимающая взгляда, пораженная внезапной влюбленностью. Достойный объект страсти даже для Ангела смерти.
Второстепенных героев в ленте не сады (театральное происхождение фильма сказывается), но каждый может похвастать отличительной чертой.
Дрю (Вебер). Пронырливый и беспринципный бизнесмен нового времени. Правая рука Перриша, бойфренд Сюзан. Умен, напорист, истекает ядом по отношению к гостю Перриша. Мелкий гаденыш, сразу почуявший опасность для его отношений с Сюзан, исходящую от Джо.
Эллисон (Харден). Старшая дочь, ревнующая к младшей, и, похоже, так и не нашедшая себя в жизни. Посему столь много времени уделяется вечеру в честь именин отца. Больше заняться бывшей богатой девчонке, а ныне даме средних лет все равно нечем.
Ее супруг Куинс (Тэмбор). Простоват, не особо умен. Бывший неудачник, поймавший удачу за хвост , вступив в перспективный брак. Мировой парень, душа компании. Пытается доказать, что он тоже может кое-чего в бизнесе, что приводит к неловким ситуациям и откровенным провалам.
Фильм, даже по современным меркам поражает хронометражем (без копеек три часа), развивается неспешно, часто концентрируясь на стильных костюмах и платьях, деталях особняка Перриша, его офиса или ярком фейерверке. Герои не гнушаются театральными монологами, философскими сентенциями, долгими беседами, или напротив, молчанием.
Немного добавляет живости фильму линия борьбы за компанию Перриша. Стоит иметь в виду, что эта арка изрядно второстепенна, не оказывает особого влияния на магистральный сюжет. Да и заканчивается слишком уж неправдоподобно. Поверить в то, что Дрю купится на эту шитую белыми нитками провокацию, не получается при всем желании.
Не пожалели постановщики некоторой доли оптимизма, грустно вздохнув о неизбежности жизненных циклов, когда старое не просто уступает место молодому, у которого еще все впереди. Но и готово изо всех сил защищать свое наследие. Что уже немаловажно.
Эрго. Мелодрама, смешанная с философскими размышлениями о Жизни и Смерти. Неплохие актерские работы, удачная романтическая линия. А вот о смысле жизни и уходе из нее разговор получился скомканным. Да и хронометраж у ленты монструозный.
Режиссер: Мартин Брест
В ролях: Брэд Питт, Энтони Хопкинс, Клер Форлани, Джэйк Вебер, Марша Гей Харден, Джеффри Тэмбор, Дэвид С. Ховард, Луис Келли-Миллер, Джанни Ст. Джон, Ричард Кларк, Джин Кэнвилд
Профессор-попаданец, меняющий историю, или Добро пожаловать в 17 век
У Николаса Фентона, профессора истории Кембриджа, была одна, но пламенная страсть. Перенестись из родного 1925-го в затертый 1675, чтобы предотвратить смерть очаровательной Лидии от яда, подброшенного неизвестным недоброжелателем. Давно умершей женщины, в портрет которой пожилой профессор влюбился как мальчишка.
Однажды, благодаря Врагу рода человеческого, мечта Фентона осуществилась. 58-летний ученый оказывается в теле своего однофамильца – 26-летнего баронета и мужа прекрасной Лидии, до безвременной кончины которой остается ровно месяц.
В году 1675 от Рождества Христова неспокойно. Дрязги в парламенте. Противостояние роялистов и апологетов лозунга «Нет папизму!». Неосторожность Фентона, наступившего на мозоль сильным мира сего. Наемные убийцы.
В этих непростых условиях профессору нужно ответить на самый важный вопрос – возможно ли изменить историю и спасти от гибели любимую женщину.
Американца Джона Диксона Карра считают одним из лучших представителей Золотого века детектива, порой сравнивая его с такими мэтрами, как Кристи или Честертон. Помимо классических расследований, перу Джона принадлежит около десятка исторических романов, самым известным из которых является, пожалуй, наш сегодняшний герой.
Тут Карр, задолго до того как это стало мейнстримом, совместил детективную линию, попаданца, густой и насыщенный исторический фон.
Наиболее интересной становится историческая часть романа. Автор с головой погружает нас в будни аристократии конца 17 века. Деталей эпохи – вагон и маленькая тележка. Особенности языка и произношения того времени; обстановка в доме: мебель, ткани, посуда; одежда, обувь, непременные парики на бритых головах джентльменов, шляпы без которых на улицу нос не кажут. Подход к гигиене: отсутствие зубных щеток, ванн и ватерклозетов (изобретенных меж тем век назад), мытье исключительно частей тела, видимых публике: кистей рук и лица (у дам еще плечи), складирование нечистот в подвале (до основной канализационной трубы доступ есть далеко не у всех). Отношение к женам, любовницам и слугам. К друзьям, политическим партнерам и оппонентам. К простолюдинам и аристократам. Известным личностям типа Карла II или Ньютона и неведомым бандюкам с Эльзаса. Всем людям 17 века, которые «кажется, полностью лишены сдерживающих центров».
Мы посетим самые неожиданные места Лондона. И речь сейчас не о борделях, тавернах, театрах, домах знати и королевском дворце. И даже не о знаменитой тюрьме — Тауэре. Как вам район города, официально обладающий привилегией дарить убежище преступникам? Или Весенние сады – предназначенные для «молодых сатиров, гоняющихся за быстроногими нимфами в масках», то бишь для любовных утех на лоне природы. Атмосферно – не отнять. В памяти возникает шикарная Ртуть, впрочем, до цикла Стивенсона Дьявол все же не дотягивает.
Ведь при всей прелести поездки на машине времени, мастерства описателя (а может просто щедрости в полете фантазии) Карру не хватает. Большинство локаций описаны скуповато, создается впечатление, что нас лишь поманили картиной прошлого, но изрядную часть «фишек» эпохи утаили.
При этом текст хорошо и дотошно стилизован (и прилично переведен) под классический приключенческий роман с большим чувством, порочными девицами, злобными антагонистами и пронырливыми слугами.
Отдельным цимесом романа становится политический фон. Перед читателем раскрывается Англии периода незадолго после Реставрации. Королевская власть восстановлена уже больше десятилетия назад, но покоем на Туманном Альбионе не пахнет.
Пепел Гражданской войны еще стучит в сердца большинства англичан. Противостояние «кавалеров» с «круглоголовыми» не далекое прошлое, а недавние события, движущие помыслами и поступками. Участники этих самых событий (те, что выжили), находятся в полном соку и готовы грызть глотки за свои убеждения.
В 1675 противоборствующими сторонами являются будущие тори и виги — роялисты и «Зеленая лента» — оппозиция под крылом в очередной раз перековавшегося милорда Шафтсбери. Противостоящая натиску папизма (католиков) на родную англиканскую землю. А поскольку у короля жена папистка, да и к брату — герцогу Йоркскому есть вопросы – отношения «Ленты» с Карлом II далеки от идеальных.
Наш протагонист в обоих ипостасях: пожилого профессора (любящего Стюартов, но не терпящего ганноверскую династию) и полного сил баронета, принадлежит к роялистам. Позволяет себе острые выпады в адрес Шафтсбери и его клики, не стесняется проявить верноподданнические чувства. Что дарит ему королевскую милость и ненависть многочисленных противников Карла.
Не преминул автор выдать своему попаданцу внушительную «плюшку», даже две. Первая – знание будущего, которое с неумолимостью товарного состава несется по четко очерченным историей рельсам, не собираясь никуда сворачивать. Распорядился этим оружием Николас не лучшим образом. Начав пророчествовать направо и налево, рискуя попасть под действие закона о колдовстве, особых дивидендов профессор со своего послезнания не поимел. Впрочем, по мнению Карра, и не мог. Никаких эффектов бабочки – большая история слишком тяжела, чтобы сдвинуть ее с наезженного пути усилиями одного человека. Максимум возможны изменения судеб одной-двух не слишком важных личностей.
Вторая фишка героя – мастерство фехтования на уровне 20 века. Что, как выясняется, дает ему массу преимуществ перед дуэлянтами 17 столетия, времени, когда фехтовальное искусство находилось далеко от своего рассвета.
Ведь о боевых сценах Карр не забывает, даря читателю то напряженный поединок, то кровавую стычку с участием десятков людей. А знакомство с капитаном Дюроком и вовсе становится одной из самых памятных сцен книги. Вот так вот: по нашему, по-простому.
Имеется неожиданный поворот с письмом, путающий читателя, изрядно смещающий акценты происходящего.
Детективная линия поначалу кажется откровенно слабой — непосредственный исполнитель злодейства вычисляется легко и непринужденно, разве что с заказчиком остаются вопросы. Однако в финале Карр показывает, что мастерство детективщика не пропьешь. Финт с личностью отравителя недурен. Заодно дает выстрелить гневным ружьям, развешанным по стенам в самом начале и, казалось, благополучно позабытым автором.
При всех достоинствах хватает у Дьявола и недостатков.
В романе минимально участие простого люда — это вечная проблема исторической (впрочем, как и фентезийной) литературы.
Протагонист маловато думает мозгами, почти не проявляя свою сущность мудрого профессора. Разве что детскую загадку с поссетом разрешил. Позволяет себе гордыню, излишнее самомнение, хамит сущностям, с которыми лучше обращаться уважительно.
Мистика, став завязкой сюжета и вовсе надолго удаляется в туман, лишь ближе к завершению проявляя себя длинной лекцией, раскрывающей большинство карт.
Политика, ярко вломившись в окружение героя, постепенно теряется за приключениями тела и любовным томлением.
Эрго. Качественный исторический детектив с небольшой мистической ноткой, совместивший срез эпохи, расследование и попаданца.
Чересчур велеречивый Денница, или «Довольно болтовни»/Искушение юриста
Кевин Ломакс физически не умел уступать. 64 выигранных процесса, слава перспективного адвоката, привыкшего выкручиваться из любой ситуации. Невзирая на моральные аспекты дела и то, что его подзащитный может быть виновен.
Неудивительно, что парень привлек внимание богача Джона Милтона, открывающего адвокатский отдел в своей фирме. Предложение поразительно вкусное – огромная квартира в Нью-Йорке, немеряно денег, громкие процессы, привлекающие внимание прессы и тысяч людей. Ухватил бога за бороду? Но что если Ломаксом заинтересовался аж никак не Господь?
Один из самых популярных мистических триллеров 90-х. С Ривзом, не стесняющимся проявлять эмоции и развернувшимся во всю свою инфернальную мощь Аль Пачино. Элементами трепетно любимой в Штатах судебной драмы и недурным моральным посылом.
Лента, поставленная по одноимённому роману Эндрю Найдермана действительно хороша.
В первую очередь хочется отметить актерские работы.
Киану Ривз. Молодая акула адвокатуры (будем честными, до коллеги из Линкольна Кевин все же не дотягивает). Тщеславный, беспринципный малый, идущий на что угодно ради успеха. Юрист, протаскивающий мерзавцев через лазейки закона, использующий малейшие промахи обвинения. Отлично умеющий отбирать присяжных, играть на их ожиданиях.
Добавляет образу привлекательности то, что мы видим не негодяя, не знающего сомнений. Кевин, отлично зная вину своих клиентов, периодически задумывается над тем, чтобы спрыгнуть с этого паровоза, но гордыня и стремление оказаться тем, кто всегда выигрывает, не дает парню сделать правильный выбор. Киану, что редкость в его фильмографии, тут демонстрирует зрителю всю эмоциональную палитру своего персонажа. Он гневается, хитрит, вожделеет, любит, страдает.
Второй (или все же первый?) актерский столп ленты – полный энергии и искушений Аль Пачино. Его Джон Милтон – владелец суперкрутой фирмы, работающей с различными богачами, в частности, отмазывающей их при проблемах с законом. Джон до чертиков обаятелен, полон афоризмов и до невозможности велеречив. Натуральный полиглот, убийственно действующий на дам. На короткой ноге с известными личностями, не считает денег, по отечески относится к молодому и перспективному Ломаксу. Шикарный психолог, чувствует себя своим в толпе и на светском рауте. И хотя личность Милтона является спойлером типа того, кто именно приходится отцом Люку Скайвокеру, о второй грани личности персонажа Пачино мы поговорим в конце обзора, дабы не портить впечатление тем, кто будет смотреть ленту впервые.
«Адвокат дьявола (лат. advocatus diaboli) — идиома, обозначающая того, кто при обсуждении некоего вопроса сознательно занимает отрицательную, противоположную общепринятой позицию и приводит аргументы в её пользу, не будучи в действительности убеждённым её сторонником, а исключительно для того, чтобы обострить дискуссию, заставить оппонентов опровергать возражения и приводить более основательные доводы.
В римской католической церкви этим выражением называли должность, которая официально именовалась «укрепитель веры» (лат. promotor fidei). Функция «адвоката дьявола» заключалась в том, чтобы собрать и привести все возможные аргументы, которые могли бы помешать канонизации или беатификации праведника». Википедия
Еще одним приятным персонажем картины стала супруга Кевина Мэри-Энн в исполнении Шарлиз Терон. Мэри-Энн на диво мила, всем сердцем хочет ребенка, искренне любит мужа и готова ради него подумать о прекращении собственной карьеры. С этой милой девушкой связаны большинство пугающих моментов фильма. А также изрядная часть нелогичностей, несколько портящая впечатление. Мэри-Энн, показанная нам в дебюте, меньше всего похожа на трепетную лань, которой становится к завершению. В начале перед нами пробивная и резкая девица-оторва, готовая и покутить на славу и с клиентов к ногтю прижать. Без проблем сходящаяся с людьми, не представляющая себя в роли домохозяйки, сутками ожидающей мужа с работы. Мэри-Энн дебюта не стала бы пугаться открывшихся ей рож, а скорее матерно подивилась бы тому, какое у тебя, милая, хлебало, и посоветовала бы поменьше бухать, а то люди на улицах шарахаться будут. И уж совсем вряд ли умоляла бы мужа отвезти ее обратно во Флориду – сорвалась бы сама, и дело с концом. Подход постановщиков понятен – человеческий разум слаб, и не готов к таким картинам, но слишком уж резким и не слишком обоснованным вышла трансформация психики Мэри-Энн.
Ну и как не упомянуть эффектную Конни Нилсен с ее рыжеволосой и грудастой Кристабеллой. Кстати, для Конни эта работа стала дебютной в Голливуде.
Судебная драма с речами защиты и ловким жонглированием фактами в The Devil's Advocate перемешивается с триллером, время от времени подбрасывая редкие включения хоррора. Постановщики активно играют со зрительскими ожиданиями: первый мистический момент мелькает перед нами лишь на экваторе картины, и практически до финала зритель остается в недоумении о том, что же мы смотрим: реалистичную драму из жизни юристов, или мистику? Хотя намеков постановщики набросали достаточно, особенно часто сдает себя с потрохами непосредственно Милтон.
Создатели ленты с удовольствием демонстрируют виды Нью-Йорка, частенько используя красивую картину бега времени. Дают персонажам запоминающиеся особенности или забавные привычки типа целования воздуха рядом со щеками у дам при приветствии. Подбрасывают говорящие кадры, как-то с крупной рукой на Библии и нарушением клятв на священной книге. Играют со светом в финальной сцене, добавляя прелести монологу Пачино. Вступают в дискуссию с постановщиками лент типа Омена.
Моральная основа фильма на уровне. С нами поговорят о вреде тщеславия и гордыни, о том, что негоже идти по головам и ставить на все ради нового идола, заменившего Золотого тельца – Успешности. О том, что главное в жизни человека близкие люди и Любовь, а не проходящая слава и чувство собственной значимости. О выборе и свободе воли. О том, что быть хорошим человеком все же лучше, чем дурным.
Ну а теперь чуток спойлеров, возвращайтесь к этой части обзора после просмотра.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, кто же такой Джон Милтон? Начнем с того, что постановщики сдают себя с потрохами названием фильма. Дальше вступает в дело сам Джон. Только вслушайтесь в то, что он говорит. «Я сюрприз, им не видны мои ловушки, я хозяин мира». Лучше не иметь отца чем, такого как мой – жалуется его собеседница. «Я знаю это чувство» — отвечает Джон. «Убивать добротой это наш секрет». «Я тоже в свое время проигрывал». «Как тебе Вавилон?» — спрашивает Кевин у матери? «А вот и дьявол!» — заявляет появившийся Милтон. И в завершение – «тщеславие мой самый любимый из грехов», «Я гуманист, я фанатично влюблен в человека!».
Перед нами разворачивают картину современного искушения (пускай и не праведника). Джон постоянно подзуживает и подначивает Кевина, то берет «на слабо», то дает возможность развернуться, открывает перед ним перспективы, лелеет его амбиции. Исподволь заставляет делать выбор между семьей и успешностью. Хотя порой играет в того самого адвоката дьявола, предлагая юноше бросить дело и позаботиться о жене. Дает возможность людям самим себя топить, нарушать клятвы, предавать близких, нырять в гордыню.
Все бы хорошо, но Пачино создал образ слишком уж любящего поговорить существа. Его Милтон практически не затыкается. Создается впечатление, что если бы не треп Джона во время потенциальной любовной сцены в финале, Кевин вполне мог поддаться на чары фемины. Но простите, какой секс, когда у тебя над ухом трындят, не прекращая?
Эрго. Знаковый мистический триллер с отличными актерскими работами и крепкой моральной подоплекой. Если б Милтон чуток меньше говорил…
Семеро негритят, или Симфония ненадежных рассказчиков
Альтернативная Европа под знаменем социализма.
Экс-сотрудница гуманитарной миссии Анна Франсис получает предложение, от которого, при ее обстоятельствах, отказаться невозможно.
Поучаствовать в отборе сотрудников для таинственного проекта. Отборе, проходящем в некомфортных условиях на отдаленном острове.
Но не в качестве возможного кандидата, а скорее экзаменатора. Будет подстроена имитация смерти Анны, и «жертва убийства» получает возможность исподтишка оценить реакции и стрессоустойчивость претендентов на участие в проекте.
Однако весьма скоро дела на острове идут наперекосяк. И, похоже, ситуация гораздо сложнее, чем казалось сперва.
Перед нами сплав негритят Кристи и «Охотников за разумом» в невнятно очерченом антураже мягкой антиутопии (Председатель у них суда опасается, жуть какая, прям социализм с человеческим лицом).
Похоже, социалистическая альтернативная Европа автора не особо интересует. Описана она буквально парой строк и на происходящее не слишком влияет.
В наличии Партия, Председатель, пионеры, человек-винтик (но нужный для страны!), проблемы с выездом за рубеж и противостоящий Запад. Все. Не густо, будем честными. На кой ляд было создавать столь слабо описанную альтернативку, непонятно. Сюжет Исолы с тем же успехом мог развиваться в условиях дикого капитализма, киберпанка или махрового империализма.
Авдич исследует не нюансы социалистического государства, а общечеловеческие отношения уицраора державной системы и тех самых винтиков. Причем в конкретном контексте. Повышения в качестве и вхождения в государственную элиту.
Непонятный проект RAN, о котором мы так ничего и не узнаем, вполне может быль аналогом номенклатуры, или любого элитного властного образования.
Вот о том, какие жертвы нужны для попадания в этот класс, и сколь жестко происходит отбор, и поведет речь автор.
Психологические эксперименты, ломающие душу, требующие жестких решений, отказа от прошлых привязанностей, моральных подходов и поступков. Если верить роману, на вершине оказываются лишь психологически изломанные люди. Что-то в этой теории есть.
Книга включает несколько временных линий. Настоящее, где происходит расследование произошедшего на острове, в форме допросов участников эксперимента. И былое — описание островных событий, от лица практически всех из семи негритят.
В первой части роман (или большая повесть) напоминает классический детектив о группе людей в замкнутой обстановке. Хотя собственно расследования мы не увидим, интрига, атмосфера паранойи и «непонятки» вышла на славу. И, безусловно, реакция человека, попавшего в сложнейшие обстоятельства, лишенного связи с внешним миром и надежды на помощь.
Во второй картина постепенно проясняется, оставляя за кадром подоплеку событий. Меж тем, ни слова не говоря о сути проекта. Подвешивая в воздухе неясную необходимость в тестировании именно этих людей. Параметры, по которым происходил отбор. Отношения Секретаря и Председателя. Их выбор фаворитов. Недосказанностей многовато.
Оса отлично использует прием ненадежного рассказчика, мастерски манипулируя приемом изложения от первого лица. Опровергая только что рассказанное одним персонажем устами другого. Смещая акценты, переворачивая события с ног на голову. Или наоборот?
Изрядную часть сюжеты мы видим глазами Анны Франсис. Женщина, «сгоревшая на работе» во время гуманитарной миссии. Спасавшая жизни, по макушку погрузившаяся в беды жителей отдаленной страны. Практически утратившая контакт с 9-летней дочерью. Жутко уставшая, допускавшая ошибки, свершавшая ужасные поступки. На ней лежат самые сложные выборы и самые ответственные решения. Зачастую принимать их приходится в жутком цейтноте, не лучшем психологическом состоянии и с недостатком информации. Прям как в жизни.
Среди прочих персонажей выделяется Генри – бывший коллега Анны по министерской работе. Ее романтический интерес, душа компании с военным прошлым. Дающий в своих главах другой взгляд на события, уже описанные нам Анной. Раскрывающий настоящую подоплеку событий. Впрочем, даже у него шлейф роли длиной не отличается.
Остальные работают скорее подтанцовкой, хотя порой наделены интересными, хотя и противоречивыми чертами характера, как-то любовь полковника к хорошему вину, соединенная с алкоголизмом.
Эрго. Детектив в легком антураже антиутопии с качественным использование ненадежного рассказчика и изложения от первого лица. Размышляющий о вхождении во власть и жестких психологических играх. А вот недосказанность и практически не описанную альтернативку к сильным сторонам не отнесешь.
Матрешечная афера, или Семь друзей Архоны/Постлюди-мошенники
Белизариус Архона принадлежал к homo quantus – новой расе созерцательного склада ума. Однако вследствие ряда сбоев не мог в полной мере наслаждаться непрактичными исследованиями, так увлекающими его сородичей.
Бел избрал иной путь, дабы дать работу своему до одури любопытному мозгу. Путь мошенничества и обмана. Достигнув в этом криминальном деле немалой известности и прозвища «волшебник».
Но с подобной по сложности задачей, кою подбросили ему представители Суб-Сахарского союза, он еще не сталкивался.
Задачей, требующей совместных усилий команды, включающей в себя представителей всех постчеловеческих рас. Задачей, решение которой ведет к большой войне и серьезному изменению баланса сил во Вселенной.
Очередные друзья и подруги Оушена, только в космическом антураже? Сравнение уместно, однако хватает у Кюнскена и собственных оригинальных наработок.
Связаны они в основном с разными расами постлюдей, созданных в этом мире руками биоинженеров, генетиков и нейрохирургов.
Первое место за homo quantus, к которым относится главный герой романа.
«Квантовые хомяки» вышли у автора знатными. Новая раса, созданная для работы с квантовыми неопределенностями.
Существа, на уровне инстинкта склонные к чистому познанию. Жаждущие понять вселенную, проникнуть вглубь природы реальности, познать тайны мироздания. Непрактичные, чуток аутичные, не интересующиеся прикладными вопросами, теми, что могут принести пользу человечеству здесь и сейчас. С идеальной памятью, высочайшим быстродействием мозга, ведущие несколько потоков мыслей, обрабатывающие массу информации в доли секунды (это для них огромное время, за которое можно успеть продумать множество полезного). Наделенные электрическими пластинами – пучками мышечных волокон, действующими подобно батареям. На щелчок пальцев погружающие себя в savant, что позволяет усиливать креативное, математическое мышление и пространственное воображению до уровня выше гениальности. Ах как шикарно они работают с информацией!
В определенном состоянии, называемом «фугой», способные воспринимать квантовые поля, избавляться от сознания и личности, заменяя ее чистым интеллектом, дабы не разрушать квантовые феномены. Ведь именно сознание низводит квантовые ситуации до однозначной определенности. Несоциализированные, предпочитающие жить вместе на большом астероиде.
Да, перед нами аж никак не идеальный вариант, не универсальная следующая ступень, типа люденов Стругацких, концепций Гамильтона, Стросса или Дукая.
Однако назвать «квантусов» следующим шагом в развитии гомо сапиенсов вполне можно.
А вот в отношении двух других рас постлюдей романа, такие слова будут сильным преувеличением.
Homo eridanus – Племя дворняг. Сотворенные для жизни на огромной глубине, справляющиеся с колоссальным давлением и холодом. Утратившие большинство людских черт, напоминающие скорее моржей с жабрами, большими глазами, толстенной кожей. Злобные чудища, лишенные органов речи, общающиеся электроимпульсами. Использующиеся в качестве наемных пилотов. Живущие по Пути дворняги: «кусай любую руку, обоссы любую ногу, если не трахаешь ты — трахнут тебя».
Но даже они уступают в рейтинге безумия Homo pupa – Куклам. Созданных для восхищенного служения, религиозного почитания и рабского поклонения перед некими нуменами. Куклы — люди метрового роста, запрограммированные на религиозное благоговение перед определенным запахом. Всеми фибрами ждущие интенсивного внимания богов – любого, хоть позитивного, хоть негативного. На физическом уровне нуждающиеся в присутствии своих кумиров, теряющие разум при их виде, наслаждающиеся присутствием. Из религиозных рабов частично превратившиеся в рабовладельцев (точнее совмещающие обе эти грани). Держащие немногочисленных уцелевших нуменов в заточении. *******************************. Воплощающие идею Мильтона «пребывать в отсутствие бога есть страдание».
В случае этих ребят искусственная эволюция заблудилась, свернув явно не туда.
Ну а мощнейшие саморазвивающиеся ИИ, обладающие сознанием, личностью и огромным быстродействием – и вовсе стали в современной фантастике привычным делом. Правда, искусственного интеллекта, считающего себя воплощением христианского святого, я с ходу не припомню.
Все эти расы дают читателю возможность поразмыслить над любопытными моральными дилеммами.
Чем важна личность. Отличаются ли люди, созданные искусственным путем, от человеков, сотворенных богом, эволюцией. Есть ли разница в их побудительных мотивах. Как разделить собственные намерения и встроенные алгоритмы и возможно ли это вообще. Можно ли справиться с запрограммированным на уровне инстинкта подталкиванием тебя любимого к определенные действия. Заменить встроенное желание чем-либо другим. Преодолеть порочное влечение. Стать свободным от воздействия программы или судьбы. Возможна ли дальнейшая эволюция людского вида. И что для этого необходимо.
Во что можно превратить религиозное почитание. В какие глубины безумия скатится человек, когда боги не сидят на облачке, а ходят среди своих верующих. Во что он может превратиться, когда вера не духовное убеждение, а вполне физическое ощущение, полностью завладевающее тобой в присутствии божества.
Из прочих фантдопущений романа хочется отметить временные искусственные чревоточины, создающиеся для перемещения космическими кораблями. Ну и без постоянных, созданных Предтечами, ставших одним из важнейших факторов местной политики, дело не обойдется. Небезынтересны отношения между государствами, которые делятся на Державы-покровители, имеющие доступ к постоянным чревоточинам и основанные на культурных традициях народов Земли. Как то Венерианская Конгрегация, опирающаяся на французское наследие. Англо-испанские банки. Либо Срединное царство.
И государства-клиенты. По условиям договора не имеющие права владеть чревоточиной и во многом зависящие от своего покровителя.
Общая канва сюжета поначалу кажется уступающей выпестованным Дереком постлюдям. История грандиозной аферы, на этот раз, ради разнообразия связанной не с ограблением, а с перемещением из точки «А» в точку «Б». Структура книги не особо сложна и состоит из получения задания, сбора команды, туманно описанной подготовки к афере, и собственно ее воплощения.
Команда у Белизариуса подбирается колоритная.
В первую очередь сам Архона. Одинокий, ущербный homo quantus, научившийся частично обходить инстинкты своей расы. Загружающий мозг сложными аферами, сублимирующий мошенничеством стремление к познанию. Легче других погружающийся в фугу, но жутко тяжело возвращающийся обратно. Опасающийся (недаром), что фуга его убьет. Избегающий погружений. Скучающий по квантовому состоянию. Ищущий целостности.
Еще одна homo quantus Кассандра. Вступающая в дело, когда требуется работа в фуге. Неудавшаяся любовь Бела.
Гэндер – умирающий от неизлечимой болезни мошенник, учитель Белизариуса в деле афер.
Гейтс-15 – кукла-отщепенец, лишенная механизма влечения к божествам своей расы.
Винсан Стиллс — Homo eridanus — матерщинник и крамольник, грубиян и хам, живущий по Пути пса.
Врач-генетик Антонио дель Касаль, работавший с Нуменами.
Мари Фока экс-офицер десантного флота Конгрегации, двинутая на взрывчатке.
И тот самый ИИ Святой Матфей, называющий себя реинкарнацией святого.
Фактически у каждого из них будет своя минута славы (порой не одна) и определенное раскрытие внутреннего мира. Приятно.
Однако со временем выясняется, что и с аферой все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Перед нами своеобразная матрешка, подразумевающая обман, внутри обмана, внутри обмана («разыгрывай игрока, а не карты»). Внешняя скорлупа действий Архоны, внутренняя подоплека, подлоги, обман, талантливое использование уникальных качеств своих людей и собственных возможностей homo quantus. Следить за работой настоящего профи аферы – одно удовольствие.
При всех своих достоинствах Белизариус не идеален, допускает ошибки, что добавляет образу привлекательности. Его ждет предательство, неожиданные удары со всех сторон. В романе даже появляется своеобразный антагонист – Пугало, самодвижущийся ИИ в теле робота с гибридом мозга разведчика и ИИ. Жаль, эта линия недокручена – потенциал у противостояния Бела и Пугало был явно побольше.
Подарит нам автор чуток войны в космосе, со столкновением эскадр, перестрелками между кораблями и станциями. С героизмом, самопожертвованием, предельным стремлением к цели. Все как полагается Правда, это далеко не основная арка романа, она остается на третьих ролях.
Также автор практически не посвящает читателя в историю своего мира, что несколько портит впечатление. Шлейф роли локации не мешало бы раскрыть подробнее.
Эрго. Недурной авантюрный роман в космическом антураже и духе друзей Оушена, радующий расами постлюдей и неожиданными финальными поворотами. А вот общую стандартность сюжета к достоинствам не отнесешь.