1947 год. Эркюль Пуаро вышел на пенсию и перебрался в Венецию, отвергая все предложения вернуться к профессиональной деятельности.
Пока однажды на его пороге не возникает старая знакомая писательница Ариадна Оливер. Она убеждает сыщика поучаствовать в спиритическом сеансе, который проводит на Хэллоуин некая Джойс в палаццо оперной певицы Ровены Дрейк.
Ариадна убеждена, что Джойс обманщица, но не в состоянии это доказать. Быть может гениальный детектив справится с этой задачей?
Пуаро соглашается, оказывшись в стенах здания, окутанного легендами о призраках, несущих смерть.
Но, похоже, в трагедии, которая случится в этом мистическом палаццо, виноваты отнюдь не духи. Или все же они?
Кеннет Брана продолжает вести современную летопись приключений великого Геркулеса. После Экспресса и Нила пришло время наведаться в Венецию.
И хотя версия Браны откровенно уступает образу, созданному Суше, того же Устинова Пуаро Браны оставляет далеко позади.
Новый фильм снят по отдаленным мотивам романа Агаты Кристи «Вечеринка на Хэллоуин». Впрочем от книги Агаты выжила лишь идея преступления в День Всех святых и детский праздник в начале. Да и от персонажей с сюжетом в фильме остались рожки да ножки. Никаких призраков и никакой Венеции, понятно дело, в книге не было и в помине.
Будем честными, отсебятина постановщиков на пользу ленте не пошла. Пока Брана снимал первые две картины, не сильно отдаляясь от первоисточников (хотя нюансов хватало), по крайней мере, детективная линия выглядела на уровне.
«Призраки» сделали акцент не столько на расследовании, сколько на атмосфере (да на смешении жанров). Она удалась постановщикам на славу. Картины прекрасной Венеции с ее каналами, изысканными палаццо, масками, фейерверками и гондолами (города можно было и побольше). Мрачные залы дворца с неверным светов факелов, изысканной отделкой (хоть на картинки для рабочего стола растаскивай).
Жуткий ливень с бурей, заперший персонажей в здании на целую ночь. Замкнутое помещение, откуда нет выхода. Раскаты грома, бурлящая от шторма вода каналов. Рассказы о невинно убиенных детишках, возвращающихся с того света со своей детской вендеттой. История самоубийства дочери хозяйки.
Все эти моменты выводят ленту на уровень вменяемого хоррора. Постановщики активно льют воду на мельницу ужасов, подбрасывая то черно-белые воспоминания о прошлых смертях, то мелькнувшие тени, то необъяснимые явления, то натуральные скримеры.
Не отстает и оператор, активно меняя положения и углы камеры, совмещая разные ракурсы съемки, порой буквально переворачивая картинку вверх ногами. Камермэну респект.
Детективная линия оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, постановщики создали не самую банальную историю, с неожиданными поворотами, адекватной мотивацией, психически неуравновешенными персонажами (важный для сюжета момент).
С другой, если присмотреться, количество подозреваемых резко сокращается аж до трех особ, оставляя остальных в роли откровенных статистов. Что не есть гуд.
Актеры разочаровали. Вроде у каждого есть своя душещипательная история и какой-никакой шлейф роли. Но работают они слабо.
Пуаро Браны слишком много и нарочито напоминает зрителю о бзике Эркюля на тему симметрии, напрочь забывая о главном – его серых клеточках. Размышлений минимум, работы ума – не сады (да есть медовая «отмазка», но все же). И об отношении к людям. Пуаро Кристи был тем еще снобом, но при этом воспитанным джентльменом. Пуаро Браны классический американец, глядящий на всех брезгливо сверху вниз. Образ не вызывает симпатии, скорее отторжение.
Остальные лицедеи тоже схематичны и невнятны. Что странно, ведь в первых двух фильмах Брана собрал недурных артистов, создавших отличный актерский ансамбль.
Ровена (Райлли) она же у вас оперная певица, а не актриса провинциального театра. Ровене не веришь ни на грош.
Прочие не лучше.
Медиум Джойс (Йео ). Нарочито и спустя рукава.
Ариадна (Фей) никакая. Как говорил Филатов «ни в парше, ни в парче, а так, вообче». Пара юморных моментов ситуацию не спасают. По сравнению с Гастингсом, частым напарником Пуаро из сериала с Суше – грустно.
Помощники Джойс Десдемона (Лэйрд) и Николас (Хан) с трогательной историей детства и наивной верой в Америку. Массовка.
Жених покойной дочери Ровены Максим (Аллен) – дуболом и охотник за приданым.
Доктор семейства Дрейк и отец Леопольда Лесли (Дорнан) . Медик с жутким ПТСР после второй мировой. Вроде все по науке, едущая крыша, психическая неуравновешенность, приступы ярости. Но не греет, как фальшивые елочные игрушки.
Семенова (Коттен ). Домработница Ровены, глубоко верующий человек, которого подозревают в фанатизме. Катерине образ понравился, но на меня впечатления не произвел.
И актеры вроде неплохие, но персонажи неубедительные.
Разве что Скомарчо комфортно чувствует себя в образе экс-полицейского и телохранителя Пуаро. Но его тут минимум.
А главным актерским успехом картины стал Леопольд (Хилл ). Какой приятный юноша, просто блеск. Поклонник рассказов Эдгара По. Утверждающий, что слышит призраков. Искренне заботящийся о двинутом папаше. Умный, сдержанный, как все дети не понимающий разницы между добром и злом. Сперва кажется, что перед нами готовый наследник Пуаро, но потом представляется, что из него может вырасти скорее аналог некоего Профессора.
Эрго. Детектив с мистическими нотками и недурной атмосферой. А вот актерские работы и собственно расследование к удачам ленты не отнесешь.
Британия 5 век. Не успели местные жители порадоваться освобождению от гордых квиритов, как появилась новая напасть. Саксы.
Верховный король Утер Пендрагон всеми силами пытается объединить племена для противостояния захватчикам. Выходит не очень.
Некоторые из его приближенных считают, что только бастард короля Артур может стать тем, кто спасет Остров. Однако Утер после смерти наследника лишает Артура своей милости, делая ставку на младенца Мордреда.
И теперь Британия находится в настоящей опасности, ведь именно Мордред, согласно видениям Мерлина, станет тем, кто уничтожит Туманный Альбион.
Свежий сериал по произведениям Бернарда Корнуэлла — автора знаменитых на наших просторах Приключений Ричарда Шарпа и Саксонских хроник, экранизированных в виде приятного «Последнего королевства»? Да еще об Артуре, о котором снимали много и со вкусом: от классики до версий, пронизанных современными веяниями. Как можно пропустить!
Сериал вышел бюджетным и умеренно увлекательным.
Бернард (а вместе с ним и постановщики) допускает изрядные расхождения с классикой. Артур тут остается бастардом (по легенде Утер взял его мать в жены), и его родительницей была не герцогиня, а кузнечиха (причем не жена кузнеца, а именно женщина-кузнец). Рыцарей круглого стола мы пока не увидим как класс. Но это такое, а вот изначальное негативное отношение Мерлина к Мордреду – уже серьезнее. Прям-таки сюжетообразующий момент. Как и забавы постановщиков с романтической линией.
Снят сериал в приближенной к реалистичной манере, с грязью, кровью, нечищеными ногтями, растрепанными волосами. До самых жестких образцов типа Франкенштейна не дотягивает, но без рыцарского гламура его создатели решили обойтись.
Взамен показан нам домашний, бытовой вариант Британии 5-го века. Здешние люди мало думают о судьбах страны (за исключением пары персонажей). Они живут своей обычной, повседневной жизнью: женятся, рожают, ненавидят, собирают урожай, ходят за лошадьми, вспоминают прошлое, влюбляются (в основном в тех, кого не надо), нарушают закон, убивают. Большая политика, показав свой оскал в начале, надолго исчезает за горизонтом. Саксы — всеобщее пугало, о котором все знают, но зритель с ними лично не сталкивается. Да и большинство персонажей тоже. До определенного момента.
-Наметив в своем проекте три сюжетные линии, каждая с ведущим персонажем. Которые то сходятся, то напротив, разбегаются как тропки в лесу. За основную отвечает «Мальчик из смертной ямы» — Дерфель, паренек-сакс, спасенный Артуром. Этот герой, от лица которого написаны романы Корнуэлла, и в постановке на первых ролях. Юнец, воспитанный в Авалоне (здесь это просто поселение под покровительством друидов), искренне жаждущий стать воином, глядящий на Артура как на бога, но не находящий в себе силы сразу настоять на своем. Из-за чего ввязывающийся в неприятную ситуацию. Влюбленный в Нимуэ, выбирающий между спокойной жизнью, и воинским путем.
В сети ходит информация, что Дерфель Гадарн не был выдуман Корнуэллом. Что существовал валлийский воин 6-го века, в средневековой поэзии почитающийся святым (а перечень святых предъявить слабо?) и принадлежавший к рыцарям Круглого стола.
С самим Артуром ситуация любопытная. В первых сериях его совсем немного, потом становится больше, но внимания все равно достается поменьше, чем тому же Дерфелю.
Артур Пендрагон получился в сериале передовым товарищем. Воином, не проигравшим ни одной битвы. Собравшим натуральное казацкое братство бойцов, ночующих под чистым небом, братство, где не приветствуются браки, а семейной жизни и прекрасным дамам отводится глубоко вторичная роль (наивный как эльфийский воин, скажите).
Готовый не только биться с врагом, но и работать руками. Искренне собирающийся возвести на трон Мордреда, не слушающий предостережений Мерлина. Сражающийся с «порядком вещей» и старыми устоями. Жаждущий объединить британских королей племен в равноправном союзе вокруг круглого (более-менее) стола.
Досталась Артуру также сомнительная, но жутко важная романтическая линия о любви с первого взгляда, похлеще Тристана или Ромео, с элементами прямиком из истории Елены. В очередной раз доказывающая, что любовь плохо влияет на мозговую деятельность и стратегическое мышление. Какие могут претензии к отсутствующему в сериале Ланселоту при таких действиях Артура?
Артур у де Кестекера вышел хладнокровным (точнее отмороженным) фанатом чистоты, не любящим войну, но ставшим ее преданным служителем. Отринувшим ненависть, но готовым убить друга или казнить заложника ради благого дела. Близким по методу действия к современным политикам (пока дело до баб-с не дошло).
Актеры в сериале подобраны мало засвеченные, самый известный из них Эдди Марсан в образе Утера. Одновременно самонадеянного самодура, плюющего на коллег-королей и жесткого правителя-объединителя, радеющего за свой Остров.
Да Саймон Мерреллс с его безбашенным королем-бродягой, насильником и убийцей Гвинлио – основным антагонистом проекта.
За оставшиеся две сюжетные линии отвечают наши волшебники, а точнее друиды. Мерлин и Ниумэ. Первый из них пытается найти способ избежать картины, открывшейся в видениях, отправляясь в путешествие-квест по поиску реликвий. Долго время неясно, были ли эти видения истинными или ложными (отчего ты, мудрый друид, не взял на воспитание Мордреда? И не сделал из него приличного короля? Утер был только «за»).
Вторая – лелеет месть злодею, пытавшемуся лишить ее связи с богами и активно наезжает на христиан.
Неплохо передана идея того, что у каждого своя правда (даже у злодеев), чаще всего противоречащая правде других. И каждый со всем пылом пытается претворить свою правду в жизнь.
-Дав акцент на языческих особенностях бриттов: вот праздник обручения, а вот похоронный обряд сожжения по старому обычаю. Вот подготовка к свадебному торжеству, вот пуповина, перекусываемая зубами, вот общий стол, не только для вождей с воинами, но и для простого люда, отдыхающего после уборки урожая, вот истовая вера в приметы и силу друидов, а вот рыбалка с острогами. Наречение принца и его апогей – людское жертвоприношение (всего лишь преступника, «вот пакость, — вздыхают некоторые персонажи, — что за упадок нравов, вот в ранешние времена лучших людей жертвовали, а не шушваль какую!»). Наречение, включающее в себя как обряд друидов, так и благословение от христианского епископа – дивная гармония. Которая продлится недолго, шоб вы не сомневались. Магии, кстати, в сериале почти нет, если не считать друидских видений и способности Мерлина усыплять жестами.
-Наделив героев крайне скромными одеяниями. Никаких пышных нарядов и вычурно-блистающих доспехов (кроме пары-тройки кирас у стражи) – не то время. Даже епископ и короли в простых рубахах. Разве что различные украшалки от перстней, браслетов и колец до нашейных обручей в большом ходу. А вот искушения напялить форму на стражу постановщики не избежали — дворцовые воины, что в Думнонии, что в Повисе, наряжены в новенькие, с иголочки однострои и латы.
С доспехами дела обстоят крайне скромно. Кроме парадных кирас стражи, в наличии курточки с изысканно развешанными по ней крохотными металлическими пластинками. Как показал поединок с Авейном напрочь нефункциональными. Оппонент, сражающийся в рубахе, даже не настаивал на том, чтобы его противник снял этот псевдо-доспех.
Ну и косяк с каблуками неприятно режет по глазам. Вся обувь персонажей гордо хвастается этой деталью, появившейся несколько позднее 5-го столетия.
-Не позабыв о роли друидов в то время слома эпох и пришествия христианства. Их влиянии на неокрепшие умы богобоязненных сограждан. И редчайшие сорвиголовы-атеисты могут пойти против тех, кто говорит с богами (тот же Гвинлио).
Сериал активно прыгает по хронологии, когда на месяцы, когда на годы, при этом подавая сюжет крайне неторопливо. Порой чрезмерно неторопливо, плавно пережевывая бытовые моменты, сурово нахмуренные брови героев, их моральные терзания.
Практически лишен сражений (Даже Королевство, отнюдь не хвастающееся вложенными в него деньгами, их обеспечило несколько штук), за семь серий подогнав нам одну сумбурную стычку и пару поединков. Да и вовсе бюджетом не радует, что критично бросается в глаза во время выездов «в силах тяжких», когда короли таскают с собой максимум десяток-полтора бойцов.
-Позволяет оператору самозабвенно играться с резкостью. Причем не только тогда, когда это уместно. Как то при взгляде со стороны умирающего, больного или резко проснувшегося человека, но и просто так, когда камермэну так охота.
-Предоставляет все расовое многообразие британского пятого века с точки зрения современного человека. В наличии не только повсеместно встречающиеся негры, но даже индус с китайцем. Неужто вы ждали чего-то другого?
-Забавные особенности жилья бриттов, типа отсутствия в Каер Кадарне (столице Думнонии, совмещающем комнаты в скале и деревянные укрепления) темниц и вообще помещений, закрывающихся на замок, кроме королевских покоев.
-Радует природой Туманного Альбиона, от вересковых пустошей и лесов до горных кряжей и журчащих ручьев. Причем если попервой природы откровенно жалеют, позднее постановщики в этом смысле исправляются.
Эрго. Любопытный, но спорный взгляд на артуриану, полный бытовых моментов 5-го века, практически лишенный баталий. Ожидалось большего, хотя подсократить, да бюджета с боями прибавить – возможно, стало бы веселее.
Истребитель чудовищ c принципами, или До боли реальная сказка
Пыльные и опасные дороги Континента: утоптанные большаки и лесные тропки, городские мостовые и сельские шляхи. Смертельная опасность, ждущая в чаще, болоте или подземелье. Туши тварей, лишившихся возможности вредить людям. Шрамы на теле и на сердце. Дурная слава, презрение, злоба окружающих. Редкие друзья и многочисленные недоброжелатели.
Все это давным-давно стало частью жизни хмурого мужчины с белыми волосами и мечом за спиной. Ведьмака Геральта из Ривии – истребителя чудовищ, еще не верящего в судьбу и упорно избегающего своего Предназначения.
«Потом говорили, что человек этот пришел с севера…». Эти слова я прочел, перебирая тома на книжной раскладке (да-да, этот вид распространения печатной продукции был жутко популярен в начале 90-х) неподалеку Республиканского. И выпал из реальности на все время, пока не дочитал рассказ «Ведьмак» (написан в 1986, причем в том переводе, что я читал, Геральт был не ведьмаком, а ведуном), помещенный в аляповатый сборник фантастики. Прямо на раскладке, у столика с литературой. Невзирая на летнюю жару и явное недовольство продавца (денег купить книгу у меня не было).
Потом был Век дракона и продолжение цикла Сапковского, ставшего одним из любимейших на долгие годы.
Нынче, благодаря компьютерной игре и сериалу от Нетфликс, мало народу, не слыхавшего о Геральте из Ривии, но даже игравшим и смотревшим стоит почитать первоисточник.
Экранизаций Ведьмака на сегодня случилось две штуки. Первая – польский сериал из 13 серий (была также полнометражка на 130 минут, нарезанная из сериала с «кратким содержанием Каштанки») увидел свет в 2001 году, отличался недурными персонажами, а также препаршивыми спецэффектами. Вторая – американский сериал с Кавиллом, стартовал в 2019, пережил уже 3 сезона (обзор первого, второго, третьего) и кроме чересчур амбалистого главгероя запомнился вольными фантазиями сценаристов.
Книги того стоят.
Рассмотрим по пунктам.
1.Анджей одним из первых в своих книгах совместил сказку и быль. Вводя в обиход элементы того, что позднее назовут темным фентези. Задолго до Мартина, Эриксона и Аберкромби. Разве что Кук создал свой Отряд на пару лет раньше.
Волшебные составляющие, такие как драконы, колдуны, магические существа и чудища, соседствуют у Анджея с привычными людскими особенностями и признаками реальной земной жизни. Ненавистью, злобой, тупостью, жаждой власти, презрением к низшим и иным, не таким как все. Коктейль выходит убойный и мастерски смешанный. Когда благообразный волшбарь внутри мало отличается от смеси упоротого яйцеголового (из тех, что радостно участвовали в Манхэттенском проекте) и пронырливого аппаратчика. Местный градоправитель предлагает не изысканно выпить вина, а попросту пройтись по пиву. Мудрая королева готова убивать, не моргнув глазом ради блага династии. Кругом кровь, грязь, человек человеку волк, власть имущие сволочи, простой люд быдловат и даже эльфы, те к которым после Профессора пиетета море, знаете ли… И редкими алмазами в гнилом болоте сверкают по-настоящему хорошие люди, типа Геральда, Лютика или Нэннеке. Мир, созданный Сапковским, благодаря такому совмещению кажется до боли родным и домашним.
Немало для стратегического развития локации делают подглавки «Глас рассудка» (написанные в 93-м уже после Меча), стоящие между основными повестями «Последнего желания». Они кидают намеки на будущее, направляют рассказы в канву цикла, разжигают дополнительный интерес. По времени действия расположены «Гласы» после первой повести (упырица), и все остальные части Желания оказываются воспоминаниями, ретроспекциями, происходящими в различное прошлое время. Вот, скорее всего, чем вдохновлены хронопрыжки первого сезона американского сериала.
Без отсылок к собственно сказкам нас также не оставят. То расхохочется при виде Ренфри Белоснежка, то плеснет хвостом Русалочка, то в разговоре мелькнут ушки Золушки, или крылья Диких лебедей. Да и сама сюжетообразующая концепция Права Неожиданности (дать все, что пожелаю, то, о чем сам не знаешь) частенько встречается в сказках разных народов.
2. Континент Сапковского раскрывается перед читателем подобно прекрасному представителю флоры. Зарождение бутона, приоткрытие лепестков, стыдливо показывающих себя солнцу, полностью раскрывшийся цветок, поражающий многообразием форм и красок. При взгляде с другого угла демонстрирующий все новые и новые грани своей прелести. Автор вводит нас в свой мир постепенно, не торопясь, не нагружая с ходу лишней информацией. Вот мы узнаем, кто такие странствующие истребители чудищ. Вот узнаем почему у ГГ такая спорная репутация. Вот прикасаемся к политике здешних королевств. Вот получаем информацию, как появляются ведьмаки, и каковы исторические предпосылки их возникновения. С изумлением и страхом встречаемся с различными чудовищами. Знакомимся с иными расами, узнаем о конфликтах, сотрясающих Континент. Понимаем, что впереди еще длинное, увлекательное путешествие, а мы увидели лишь чуточку от многообразия, приготовленного для нас Анджеем. Погружение в мир практически идеально. В мир богатый и насыщенный, знакомый и неведомый, со своими подробно прописанными флорой, монстрами, политикой, магией, социологией и историей. Вековыми конфликтами, легендами и пророчествами. Жаль, автор не любитель описаний пейзажей и архитектуры, встречаются они редко, и этого аспекта миротворчества несколько не хватает.
3.Отдельное спасибо автору за восхитительную речевую стилизацию. Книги Сапковского отличаются редчайшим приемом, который нынче почти не используется в фантастике (разве что ДжРР вспоминается). Вы не поверите, люди (и нелюди), принадлежащие к различным социальным группам, разговаривают не одинаково! Речь короля, крестьянина и наемного убийцы отличается! Вот слышен говор простого люда из самых что ни на есть темных кметей. Сбивчивый, испорченный, не особо гладкий, с использованием простейших речевых конструкций. Вот говорит средний класс, какой-нибудь купец или чиновник: гораздо более чисто, но приземлено, без особых словесных извратов. Вот цедит опасные фразы сквозь зубы криминальный элемент. Вот патокой льется беседа волшебника. А вот поединок высшей лиги – диалог королевы Калантэ, «красоту которой превышает лишь ее мудрость» с Геральтом, напоминающий изысканный фехтовальный поединок с разящими уколами и мастерскими парированиями (в штатовском сериале королеву воссоздали максимально некорректно, напрочь лишив интеллекта – одна из основных претензий к персонажам). Герои шутят, когда по-доброму, когда зло (иронии в книгах Сапковского выше крыши), не чужды резкого словца. Разговаривают не как персонажи книг, а как наши соседи. Используют архаизмы и просторечные выражения: шибеница, а не виселица, не ударить, а вдарить, не ругаться, а лаяться.
Высший класс писательства и пример для подражания.
4.Вот мы добрались до еще одного козыря «Ведьмака». Собственно до ведьмака.
С одной стороны перед нами натуральный терминатор, супербоец, не знающий поражений аж до 4 тома. Помню наши жаркие споры в «Бахусе» под болгарскую Изабеллу, кто кого сборет: кит или слон, пардон, Волкодав или Геральт. Безошибочная машина для убийства: мутант, с детства обучавшийся работе с мечом. Не только мастер лишать жизни, но и умеющий расколдовать, освободить от сглаза, снять порчу (момент слабо обозначенный в экранизациях). Обладающий ускоренными рефлексами, улучшенным зрением и регенерацией. С целой аптечкой различных эликсиров, на время еще увеличивающих его ТТХ. Вдобавок с магией в арсенале, ну точнее не магией, а ведьмачьими знаками, способными от колдовства прикрыть, противника огорошить, лошадь успокоить. Хотя все эти умения порой не помогают выйти из боя без дырок в шкуре.
С другой – ГГ умный, добрый, тонко чувствующий, ироничный циник с богатым внутренним миром. Истекающий сарказмом, умеющий и любящий играть словами. Полный сомнений, принципов и моральных устоев. Порой способный дать фору Гамлету в его рефлексиях.
Создавший для себя кодекс, которому пытается следовать по мере (а иногда и за мерой) сил. Не убивающий безвредных иных существ. Не готовый последовать гласу рассудка, оставить слабых их участи, пройти мимо несправедливости, не лезть в дела, которые его не касаются. Даже если это сулит ему крупные неприятности.
Одинокий странник, не верящий в богов и в Предназначение. Относительно хорошо перенесший живодерство, делающее из детей убийц чудовищ. Геральт раскрывается перед нами подобно миру: постепенно, неторопливо, зато до донышка, с каждой повестью проявляя новые черты характера, грани личности, психологические особенности.
5.Ну и как же не сказать пару слов об идейном наполнении книг. В каждой из повестей автор цепляет одну или несколько моральных тем. О создании чудовищ, стремлении людей науки, пардон, магии к безоглядному познанию и исследованиям, их чувстве превосходства, уверенности в собственной правоте, бездумном навешивании ярлыков на людей, события, готовности использовать все что придется для укрепления власти. О свойстве гомо сапиенсов выносить суждения, не вникая в подробности. О зле и его разновидностях. О судьбе, Предназначении (эта тема, ставшая магистральной для всего цикла всплывает подобно левиафану из глубин даже в первых рассказах), честном слове, исполнении обещаний, моральных принципах. О людской жадности, расизме и спеси, о том, почему это далеко не лучшие качества. Об отношении к иным: расам, формам жизни, по-другому думающим и чувствующим соседям. О тлетворном влиянии прогресса.
И, безусловно, Любви, теме которой Анжей посвящает немало страниц. Любви в самых различных ее проявлениях. То о жажде обладания, толкающей на нелицеприятные вещи, то, напротив, об истинном чувстве, возникающем в не располагающих к его появлению обстоятельствах, захватывающее даже тех, от кого его ожидать вроде как невозможно. О Ее зарождении и подводных камнях, ожидающих влюбленных. О неизбежном охлаждении, необходимости жертвенности и последствиях такой необходимости.
В завершении о некоторых фруктах на ведьмачьем торте.
-Почти каждый рассказ снабжен сильной сценой боевки или магической заварухи.
-Некоторые фразы были растасканы на цитаты и надолго поселились в ролевом фольклоре.
Вспомним хотя бы: «бред, вдобавок нерифмованный»; зеркала, предсказывающие будущее, «подразделяются на льстивые и разбитые»; «банальный повод, банальная битва, банальные три тысячи трупов, расклеванных воронами»; «дальше пошло прытко»; «воды сюда, скорее! И пива!», «деньги открывают любые двери», «утром, еще в темноте, к бивуаку подкрался голодный и злющий оборотень, но, увидев, что это Лютик, послушал немного и ушел».
Из нюансов.
Цикл примерно с третьей книги начинает оставлять мрачное послевкусие, перед которым стыдливо бледнеют многие образцы разнузданной темной фентези. А в дальнейшем авторское внимание постепенно перебирается от Геральта к Цири.
Слишком многие элементы и приемы, используемые Сапковским, растасканы и используются в хвост и гриву уже десятилетиями: человек, регулярно читавший фентези, но добравшийся до Ведьмака впервые, будет частенько испытывать дежа вю.
Эрго. Восхитительное начало знакового фентезийного цикла.
Не играйте с потусторонним, или Спиритическая Австралия/»Возьмемся за руку, друзья…»
Последние два года для 17-летней Миа не выдались сахарными. После смерти матери девушка впала в серьезную депрессию, отдалилась от отца и сверстников, даже пробуя заглушить душевную боль наркотой.
Только единственная подруга Джейд, да ее младший брат Райли помогали совсем не пасть духом.
Пока однажды все трое не оказались участниками спиритической вечеринки, где при помощи таинственной руки мертвеца подростки щекотали нервы, впуская в себя духов умерших.
Миа забава увлекла, тем паче, что одним из потусторонних гостей оказался дух ее матери.
Неужто зря сказания всех времен и народов не рекомендуют играться с потусторонними силами?
Или все же не зря?
Тема призраков и прочих демонических сущностей уже не первое десятилетие является одной из самых благодатных для создателей фильмов ужасов («Зеркала», «Призраки», «Реинкарнация», «Клуб», «Экзорцист» не дадут соврать). Решили нырнуть в эту широченную реку и молодые австралийские кинематографисты, явно вдохновленные некоторыми работами Флэнегана.
Получилось сбивчиво, но в целом недурно.
Прямой перевод названия фильма — «Поговори со мной» — первая (в оригинале) ключевая фраза из фильма в общении к потустороннему, перевели ее, что характерно, как: «Демон приди». Это при том, что в фильме ни одного демона мы не встретим, исключительно призраки покойников.
В первую очередь охота отметить работу юной Софи Уайлд. Персонаж у нее получился дико бесящий, но гармоничный. Тонкое и нежное существо с неустойчивой, ранимой психикой, подвид пубертатной трепетной лани, по словам знакомцев: «раздражающая прилипала». Уже второй год лелеющее психотравму от смерти матери. Одинокая, полная печали, не способная перешагнуть через потерю и жить дальше. Не идущая на контакт с отцом. Слабо социализированная, не пользующаяся особой любовью среди одногодков. Вдобавок и с мозгами не дружит.
С одной стороны – мало кто захотел бы общаться с таким человеком. С другой – многие обнаружат в образе Миа собственные черты и «бзики», что обеспечивает персонажу недурное сопереживание.
Софи вполне корректно эмоционирует, изображая неуверенного подростка. Отлично передает смену мимики, манер, жестикуляции, поведения при вселении духов. Эта самая смена становится одной из основных прелестей картины. Да и черный зрачок, заполняющий весь глаз, стоит отметить, оммаж Суперам по-прежнему берет за душу.
Остальная молодежь выступает откровенной подтанцовкой, включая владельцев руки.
Из старшего поколения в наличии почетная Эовин всего кинематографа Отто в образе матери Джейж. Строгая, но как выясняется недостаточно.
Удалась постановщикам атмосфера бескрышной молодости, с ее склонностью бросаться в любые авантюры, ловить адреналин и кайф по всем углам (опрокинуть стакан-другой, закинуться наркотой, вызвать духа), творить неимоверную дичь, напрочь выселив из головы мозги. Как вам наслаждение вселением чуждого существа и дикое восприятие потери контроля над своим телом: «ты будто пассажир, и это потрясающе!»?
Интеллект на уровне табуретки (что только подтверждает упорное игнорирование имеющейся информации насчет смерти во время вселения). С другого боку естественный отбор во всей красе.
Современные веяния поколения тик-ток во всей красе: все, что хоть в какой-то степени привлекает внимание, нужно отснять на телефон и тут же выложить в сеть. Независимо от того как это отразится на герое ролика.
Не преминут постановщики сконцентрировать внимание зрителя на подростковых особенностях, проблемах и бедах: депрессиях, непонимании взрослыми, боязни одиночества, желании быть в стае, не выглядеть фриком. Готовность в компании делать любые глупости («на миру и смерть красна?»). Желание отыскать того, кто выслушает, поговорит и поможет. Полная неопределенность в голове и незнание, что делать с дальнейшей жизнью. А если уж реальная травма случилась и вовсе гаси свет! Стоит разве что заметить, что неспособность отпускать близких, покинувших наш мир, присуща далеко не только пубертатным недорослям.
А вот по поводу отношений со сверхъестественным, фильм ничего нового не преподнесет. Да, притворяются, да используют, да верить не стоит ни под каким соусом. Как на меня, лучше Кладбища уже не скажешь.
Стоит отметить операторские игры с камерой, смену углов изображения, взгляд в глаза, или из глаз, съемку на экране телефона, периодически встречающийся расфокус. Мило, но этими приемами можно было воспользоваться поактивнее.
Кровавые сцены в наличии. Грим гостей привычно отвратный, но не выдающийся. Неясно только отчего они продолжают изменяться (пускай даже в эфирном теле)? Причем после двух лет перемен минимум, а после они резко стартуют на протяжении буквально считанных дней.
Саспенс получше грима, но тоже не больше четверки. Откровенно недотянуто. Сравните хотя бы с тем же любимым режиссерами Флэнеганом.
Да и австралийский особенностей можно было поболе, не ограничиваясь одним злосчастным кенгуру.
Эрго. Не слишком оригинальный, но крепкий молодежный хоррор с психологической подоплекой, качественной главгероиней и впечатляющими вселениями.
Режиссер: Дэнни Филиппу, Майкл Филиппу
В ролях: Софи Уайлд, Джо Берд, Александра Дженсен, Отис Данджи, Миранда Отто, Маркус Джонсон, Александрия Стеффенсон, Зои Теракес, Крис Алосио, Ари МакКарти
Под взглядом ворона, или Благими намерениями…/«Богатые тоже плачут»
Семейство Ашеров принадлежало к числу богатеев, для которых вертится мир. Гигантская и успешная фармакологическая компания, недвижимость, известность, денег, как грязи.
К таким не липнут обвинения, им наплевать на суды и общественное негодование, они день за днем выходят сухими и чистыми из любой самой грязной воды.
До недавнего момента.
Когда на протяжении пары недель, один за другим, на небеса отправилось практически все молодое поколение фамилии. Шесть человек.
Патриарха семейства, Родерика, гибель детей подкосила. Настолько, что он даже решился на предельную откровенность перед помощником генпрокурора США, уже давно точащим зуб на Ашеров.
Перед нами разворачивается картина возвышения и упадка дома Ашеров. Их грешков и свершений, тайн и преступлений.
Людей, давным-давно, окруженных вниманием некой мистической силы.
Майк Флэнеган («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса», «Клуб полуночников») стремительной ракетой ворвался в затхлый мирок хоррора. Его Призраки стали одним из лучших ужастиков десятилетия (если не больше). И хотя последующие работы постановщика не всегда дотягивали до уровня Холма, каждую новый фильм/сериал Майка ждали с нетерпением.
В этот раз Флэнеган решил вдохновиться творчеством Эдгара Алана По. Взяв за основу идеи доброго десятка его рассказов, стихов и творчески их доработав (я не сильный знаток творчества По, кроме собственно Ашеров, Морга, Маятника и Маски (не считая непременных для Алана воронов) с ходу больше ничего не опознал – приму помощь зала).
Кроме недурного саспенса подарив зрителю пару небезынтересных тем «на подумать». Но сперва о хорроре.
На экранах воплощались не только работы По, но и он сам самолично. Вспомним хотя бы «Ворона» и «Всевидящее око»
Перед нами несколько временных линий (излюбленная фишка режиссера, жаль от гармоничных переключений времен он на этот раз отказался): наши дни, и визуализированное воспоминание-рассказ Родерика, то возвращающегося в своей исповеди к временам молодости, то перебирающего в памяти события последних роковых недель. Причем показывают нам не только то, что мог видеть патриарх семьи, но и события глазами его безвременно почивших наследников (что объясняется в финале).
Ретроспектива в основном относится к 80-м, времени, когда бедные и голодные Ашеры пытались выгрызть свое место под солнцем. Времени, когда ярко проявились особенности брата и сестры. Времени, когда они впервые встретили Ту женщину (Гуджино).
Персонаж, с которым связана наибольшая интрига сериала. Перед нами сверхъестественное создание. Причем явно не банальный призрак, убиенный героями (появляется в разных местах, может обладать физическим телом, отображаемым на камерах, может являться жертвам в галлюцинациях). Тот, кто предупреждает о близкой кончине, дает возможность задуматься о своей судьбе. Одновременно частенько выступая в роли искушения, того кто подсовывает прямо под нос до безумия желаемое.
Что же это, уважаемые знатоки? Злая фортуна? Банши, предвестница? Ангел смерти? Лукавый? Воплощенное проклятие или воздаяние? Неужто все-таки лично обиженный на семью дух, вернувшийся из-за грани? «У меня слабость к обреченным?».
Любопытсвенно! Причем ответа на этот вопрос мы не получим до финальной серии.
Вторым волнующим моментом становится личность информатора из семейства (все это время идет судебный процесс против компании Ашеров) стучащего федералам на родичей. Эта линия не столько судьбоносна, как Той женщины, но тем не менее небезынтересна, скрываясь в «тумане войны» до экватора.
Не обойдется без привычных скримерных моментов, особенно много их будет связано с Родериком, видящих своих мертвых чад. В наличии кровавые, прям таки слэшерные сцены (маскарад), видения, обрушивающие в пропасть безумия. Как хорроро-триллер сериал хорош.
Невзирая на то, что судьбы минимум шестерых героев становятся известны в первые минуты, напряжение на высоте. Когда нам сообщают о смерти наследников, для нас это просто абстрактные имена. Но после, когда зрителя подробно и обстоятельно познакомят с каждым из будущих покойников, возникает недетское сопереживание персонажам, и одновременно завораживающе-скользко-стыдное желание увидеть, на чем именно поймают детишек, и как они дойдут до печального конца (каждая серия, кроме первой – минус дите).
Это при том, что семейку Ашеров аж никак не назовешь приятными людьми.
Родерик Ашер (Гринвуд ). Человек, которого обвиняют в смертях сотен тысяч людей, подсевший на его обезболивающее. Мастодонт бизнеса, патриарх семейства, держащий детей в ежовых рукавицах. Признающий всех, в ком течет кровь Ашеров. Обеспечивающий им беспечальное житье и возможность открыть любое дело. Требующий взамен беспрекословного послушания и ставящий интересы семьи на первое место. Причем для всех ее членов. Видящий в них львиный прайд с неизбежной грызней внутри. Родерик монументален, спокоен как удав и убедителен как носорог, создавая отличный образ беспринципного бизнесмена-миллиардера, который зарабатывает, просто потому что иначе не может. Его монолог о лимонах просто блеск. Единственная претензия – пугаться у Брюса выходит не очень натурально. Но эту помарку можно простить.
Родерик в молодости в исполнении Гилфорда кардинально отличается от своего варианта в зрелости. Юный Род – мягок, податлив, находится под полным влиянием сестры Мадлен (вот кто неубедителен в зрелости (кроме, пожалуй, финального монолога), но блистает в молодом облике (Фицджералд), и попросту выглядит хорошим человеком, неготовым к жестоким бизнес-игрищам. Далее нам показывают негативное развитие/падение, деградацию личности, набравшейся всякого нехорошего от сестрицы и гадов-начальников, встречающихся на пути (вплоть до прямого цитирования). Сгоревшей в стремлении к власти, богатству, успеху. Как на меня, несмотря на изменения молодого Рода к последним сериям, столь кардинальное преображение из размазни-добряка в мегалодона бизнеса выглядит не слишком убедительным.
Фредерик (Томас). Старший сын и наследник Родерика. Хлюпик, больше всего на свете желающий, чтобы его любил отец. Глуповатый и невнятный подпевала Родерика, нашедший для себя новый стимулятор и проявивший гнилостность натуры.
Тамерлан (Слойан). Вторая по старшинству, чертовски ждущая стать первой. Работающая над проектом, должным показать, что Ашеры не только производители таблеток.
Старшие детишки раскрыты меньше, чем бастарды.
А вот и они.
Камилла (Сигел). Умна, цинична, красива. Специалист по пиару и работе с прессой. Мастер шпионажа, имеющая нюх на секреты. Как на меня – вот где был настоящий наследник империи.
Викторина (Миллер). Не совсем понятно имеет ли она медицинское образование, но медицинские амбиции в наличии. Она всей собой вложилась в разработку и продвижение импланта, изобретенного любовницей-хирургом. И готова ради аппарата на что угодно.
Наполеон (Коли). С ног до головы татуированный раздолбай, активно экспериментирующий с различными наркотиками. Максимум, что ему можно поручить – торговать лицом на благотворительных мероприятиях.
Просперо (Сапкота). А этому юнцу и этого не поручишь – профукает. «Гуччи-Калигула», фонящий сексом и жаждой удовольствий. Поведенный на элитарности и избранности.
Все они ненормальны психически, что проявляется в оригинальном подходе к сексуальной жизни, чрезмерном снобизме, увлечении наркотой. Отталкивают, унижают, теряют близких. Символизируют тезис «богатые тоже плачут», показывая изломанные судьбы детей из богатых семей. Причем как законных, так и бастардов прижитых на стороне, а в юности попавших из «грязи в князи», что корежит психику похлеще наркоты. Также отвечают за демонстрацию братской амберской «любви» пауков в банке, и тлетворность принципа старших управлять детишками при помощи наследства и манипуляций. Не буде дила.
Отдельное спасибо за Артура Пима в исполнении Хэмилла. Старый адвокат семейства c чертовски бурным прошлым. Безэмоциональная и невозмутимая машина юриспруденции, любящая кроссворды. Человек, по ощущениям, способный противостоять даже злой судьбе. По крайней мере достойно повести себя при встрече.
Этим сериалом Флэнаган решил поднять целый ряд социальных и психологических тем. Пройдясь по богатеям, идущим по трупам, ловящим и создающим возможности, лгущим, обманывающим, нарушающим законы божьи и людские. Чувствующим себя выше, значительнее, объемнее, чем обычные люди. Становящимися идолами для следующих молокососов, стремящихся на олимп.
По культуре потребления, жажде успешности, славы, наживы, желаниях, портящих души хороших людей. Фармакологии, мать ее ети, должной лечить, но порой больше калечащей. Использованию наркоты в качестве лекарств (а поначалу хотелось как лучше — «мир без боли»). Экспериментам на животных. Медицинским вольностям. Экологическим преступлениям, деяниям, способным создать ситуацию воздаяния нарушителям не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас. Желанию изменить мир, и тому, на что придется пойти ради достижения цели. Благих намерений, которыми вымощена дорога ведомо куда.
Да. Предсказуемые моменты в наличии, некоторые смерти читаются изрядно загодя (не все). Впрочем, ожидать от проекта снятого по рассказам мрачного классика суперновизны и счастливого конца было бы наивно.
Эрго. Недурной триллеро-хоррор, смешавший идеи По и социально-психологическую подоплеку.
Режиссер: Майкл Фимоньяри, Майк Флэнаган
В ролях: Карла Гуджино, Брюс Гринвуд, Мэри Макдоннелл, Генри Томас, Кейт Сигел, Рахул Коли, Саманта Слойан, Т`Ниа Миллер, Зак Гилфорд, Уилла Фицджералд