Апокалипсис: вид со стороны, или Конец света по-американски
Семья Сантфорд решает провести выходные за городом, сняв шикарный дом в глуши Лонг-Айленда. Все начинается лучше некуда, однако вокруг нарастает ком необъяснимых событий. Животные ведут себя нетипично, интернет и связь шалят, да и с танкером нехорошо получилось.
А посреди ночи у их двери возникает парочка, утверждающая, что они хозяева дома, а в Нью-Йорке происходит что-то странное и возможно опасное.
Свеженькая апокалиптушка Netflix завязкой крайне напомнила шьямалановский «Стук в хижине». И поговорить со зрителем решила о том же самом – о человеке. В принципе, ничего нового после десятков лент на эту тематику мы не услышим (вспомним хотя бы «Эпидемию», «Войну Z» или «Одних из нас»), но повторение, как известно, мать учения.
Люди, как мы все знаем, существа так себе. За маской вежливости скрывающие злобу, снобизм и презрение к окружающим. Мерзопакостные манипуляторы. Эгоисты, с удовольствием обманывающие собратьев, думающие лишь о себе и членах ближайшей стаи. Грызущие друг другу глотки за власть, готовые идти по трупам, подставлять, убивать, использовать страхи сограждан. А уж в критической ситуации и вовсе проявляющие самые пещерные чувства, мгновенно избавляющиеся от налета цивилизованности, становящиеся натуральными зверьми.
Может и хорошо, что Земля от таких избавится? Или все же даже без подобных однопланетников никуда?
Фильм снят по одноименной книге 2020 года Румаана Алама.
Слава богу, уверены постановщики, есть гомо сапиенсы другого подвида. Те, кто сохраняет людской облик в любых условиях (ну или, по крайней мере, в начале катаклизма, когда можно себе это позволить). Готовые помнить о человечности, сострадании, взаимовыручке. Пускай с риском для жизни своей и своих спиногрызов.
Они, тоже, безусловно не ангелы, и могут не подать руку помощи, когда это слишком неудобно, но для них такие ситуации скорее исключение, когда для первой группы – правило.
Среди персонажей нам покажут все подвиды как первой, так и второй категории.
Аманда (Робертс). Колючая злюка, ненавидящая людей. При этом работающая в рекламе, убеждающая клиентов в необходимости товара. Неплохо понимающая человеков, напрочь разочарованная в них, считающая гомо сапиенсов мерзотными тварями, которые неспособны понравиться. Уверенная, что люди портят жизнь не только собратьям, но и всем существам на планете. Дерганная, нервная дамочка, обрушивающая на вас кучу слов, нуждающаяся в бесцельных действиях, иллюзии планирования. Способная чуток отогреться при встрече с хорошими людьми.
Бенефис Робертс, которая выступает в ленте еще и одним из продюсеров. Джулия создает цельный, гармоничный образ женщины, утратившей веру в человечество, но приходящей к выводу, что косить всех под одну гребенку все же неверно.
Ее супруг Клей (Хоук ). Преподаватель литературы искренне доверяющий согражданам — полная противоположность жены. Слабый человек, спокойный пофигист, тем не менее способный на подлость (английский учить надо). Вдруг понимающий, что во время кризиса он не очень-то тянет на роль настоящего мужчины, исполняющего обязанности защитника семьи (особенно без телефона и джпс).
Их дочь Роза (Маккензи ). Несущая двойную функцию. Ребенка, готового замечать и слышать то, что говорит ей окружающий мир. И потребителя эскапистского продукта, до конца цепляющегося за суррогат, приносящий счастье.
Джордж (Махершала Али). Изысканный финансист, вращающийся в мире больших денег, крутых перцев и власти. Считающий, что видит мир насквозь (ошибается). Затрагивающий тему разницы между правдой и предубеждением, необходимости учиться на своих ошибках. Готовый стоять горой не только за тех, в ком течет его кровь, а порой даже несколько поступаться их интересами.
Его дочь Рут (Херрольд). Ершистая, не лезущая за словом в карман девица, находящаяся на границе между подростковой и взрослой ипостасью. Стоящая на раздорожье: идти путем, который привел Аманду к людоненавистничеству, или шагать дорогой отца. Автор чеканной фразы «При конце света доверием не стоит разбрасываться, особенно в отношении белых».
Сосед Дэнни (Бейкон ). Типичный выживальщик, демонстрирующий благостным рафинированным интеллигентам звериный оскал простого люда.
Герои наблюдают конец привычного мира, занимаются переосмыслением ценностей, переоценкой поведенческой модели. Заставляют зрителя задуматься о том, как сложно оставаться человеком. Поговорят о теории заговора, посокрушаются о том, что самое страшное, когда мировое правительство лишь миф. О врагах, которые нажила себе Цитадель демократии. И о тех, кто может принести ей проблемы изнутри.
Действие, за редкими исключениями, происходит в снятом доме и неподалеку. Основную угрозу постановщики оставляют за горизонтом, поддерживая интригу, создавая саспенс в основном намеками, полутонами, актерской игрой. Редкими (сперва) сбоями техники. Ощущением, того, что все лишь начинается, и мы видим последние дни цивилизованного мира. Позволяют себе одну единственную относительно кровавую сцену.
Взамен займутся красивыми играми с углами съемки, которые меняются порой самым неожиданным образом. Поглядят на Землю из космоса. Подарят нам взгляд камеры, плавающей с этажа на этаж, не замечая стен. Сцену, достойную натурального хоррора, когда зритель видит, то, что лампа на миг выхватила из темноты, а герои нет. Так и не ответят на вопрос о странной реакции животных на людские проблемы (нетипичная реакция оленей для действа, которое пока практически не затрагивает животный мир). Оборвут сюжет на полуслове, повесив в концовке жирный клиффхэнгер.
Эрго. Недурная, но локально американская апокалиптушка, показывающая даже не зарождение катастрофы, а взгляд на это зарождение тех, кому повезло остаться чуть в стороне. Хорошие актерские работы, размышления о человеках и человечности. А вот финал можно было и позакрытее.
Режиссер: Сэм Эсмейл
В ролях: Джулия Робертс, Махершала Али, Итэн Хоук, Миха’ла Херролд, Фаррах Маккензи, Чарли Эванс, Кевин Бэйкон, Алексис Рэй Форленца, Ванесса Аспильяга, Джош Дреннен