В розовом, полном солнца и улыбок Барбиленде живут сотни кукол.
Барби — различных лет выпуска и модификаций, Кены, Аллан и прочая продукция компании Маттел.
Каждый день стереотипной Барби идеален, полон девичников, счастья, веселья и абсолютно похож на предыдущий.
До той поры, пока в голове куклы не рождаются мысли о смерти. А в Барбиленде начинают происходить абсолютно невообразимые вещи.
Чтобы вернуть все на круги своя, Барби и увязавшемуся за ней Кену, придется отправиться в Реальный мир. В путешествие, которое изменит не только судьбу одной конкретно взятой куклы.
Но и всего Барбиленда. А может и кого-то в Реальности.
Барби, появившаяся на свет в затертом 1959 году, без преувеличения, культовый для Америки продукт. Кукла, изображавшая взрослую женщину, после непременных и надоевших пупсов, действительно стала прорывом в индустрии игрушек. С ее помощью девочкам можно не только готовить себя к одной-единственной судьбине матери, но и разыгрывать множество других сценариев взрослой жизни. А с 1960-го Барби и вовсе ступила на рабочую стезю: в продаже появились куклы в нарядах практически всех возможных профессий: от модельера до космонавта.
И вот, наконец, на большие экраны выходит полнометражка, героинями которой стали те самые куклы. Лента, созданная одной из самых известных женщин-режиссеров Гретой Гервиг, на счету которой такие дамские ленты как «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины».
Сатирическая комедия, недурно простебавшая мужчин, женщин, патриархат, матриархат, корпоративный капитализм, современное общество в целом, поднявшая ряд любопытных социальных тем.
Сперва мы знакомимся с женской феминистической утопией Барбиленда. Местом, насквозь пронизанным розовым цветом. Мирком, где правят дамы всех возможных расцветок и форм, мужчины живут лишь ними и для них, каждый день праздник, с лиц не сходят улыбки, не затихают приветственные возгласы и аплодисменты, а ноги сами пускаются в пляс. Причем, о том, что перед нами куклы, зрителю позабыть не дают. Раскрытые настежь домики без крыш и стен, способность левитировать, душ без воды, пакеты молока, откуда ничего не льется.
Картинка Барбиленда яркая и пластмассовая, подается в водевильном, мультяшном стиле, легко и беспечально. Отдельных пара десятков вистов за дорогу в реальный мир. И за оммажи Кубрику, Кингу, Матрице и прочим Стражам.
Потом попадаем в реальность, где все происходит ровно наоборот. Мужланы — форевер, дамы — маздай.
В процессе знакомства с Барбилендом и во время похода в реальный мир, персонажи раскрываются в полной мере, в лучших и худших проявлениях.
Стереотипная Барби — наивно-эгоистична. Кен – туповато-потерян. Саша – подростково-безапеляционна. Ее мать Глория – занырнула в себя и позабыла вернуться. Совет директоров Маттел (куча белых мужиков в костюмах, решающих, что лучше для маленьких девочек) – фарсово-пародийно-буржуазен (у парней из Маттел, недурно вложившихся в фильм, либо море самоиронии, либо тонкий психологический расчет).
Женщины/Барби – самоуверенны, не замечают проблем окружающих, разрываются между феминизмом и желанием переложить ответственность на мужские плечи. Слишком легко соглашаются на возвращение привычных домостроевских устоев (я помню про зомбирование, но его природу нам не потрудились объяснить). Мужики/Кены – пышут тестостероном (и неважно, что у кукол нет первичных половых признаков), ревнивы, легко управляемы, ведутся на малейшую манипуляцию, на щелчок пальцев начинают считать себя всезнающими пупами мира. Вместо действительно важных вещей занимаются сублимированием через спорт и прочие игрушки. Крепких профессионалов, занимающихся нужным делом – единицы. В реальности всем правят власть и деньги.
Достанется всем (кроме разве что Рут Хэндлер, создательницы Барби, она практически безгрешна. Кроме налогов, пожалуй, но кого этим удивишь).
Да, соглашаются постановщики, кое-что изменилось к лучшему. В 21 веке уже недостаточно погремушки в штанах, для уважения и работы нужны знания и квалификация. Да, мужикам приходится соблюдать некоторые приличия и у дам появилось больше возможностей для развития. Но этого мало.
Вопросы, поднимаемые в фильме, действительно интересны. Правда, они остаются без ответов. Патриархат плох. Матриархат не лучше (все тоже, что при власти мужчин, только наоборот). Люди не могут жить, не унижая окружающих по какому-либо признаку, и половой один из основных. Не самоутверждаясь за счет других. Не пытаясь получить привилегии по праву рождения. Что же делать? А бог его знает. Максимум, что могут предложить создатели ленты – будьте самими собой. Не гонитесь за марой навязанных обществом стереотипов, ищете свой путь в жизни.
Тоже вариант, но после такой пляски на костях патриархата с матриархатом хотелось бы более внятной версии того, как все же людям достичь гармонии в отношениях полов (хотя бы вдумчиво показанного партнерства). Впрочем, постановщики кино не пророки.
Актеры порадовали.
Барби (Робби). Гиперпозитивная девица, наслаждающаяся каждой минутой бытия и не мыслящая, что может быть иначе. Открывающая несправедливость мироустройства, вынужденная отправиться в путешествие-квест, хотя абсолютно этого не хочет. Столкнувшаяся со срывом жизненного шаблона, крушением представлений о собственной роли в жизни. Выслушавшая безжалостно-жесткие слова недоросля о себе. Вынужденная сражаться за привычный карамельный мирок Барбиленда. Делающая сложнейший выбор и кардинально меняющая жизнь. Образ недурен, и Робби, как в большинстве своих работ, на высоте.
Кен (Гослинг ) тоже не подкачал. Глуповатое приложение к Барби, живущее лишь ее вниманием. Решившийся на нетривиальный ход, распахнувший перед ним прелести патриархата. Открывший в себе лидерские способности, пускай они и показались ему нелегкой ношей. Нашедший кумира и настоящую страсть к лошадям. Не один раз кардинально меняющийся в процессе сюжета. Гослинг, далеко не везде производящий хорошее впечатление, тут молодцом.
Ну и как не упомянуть Глорию (Феррера) с ее сюжетообразующим монологом об ожиданиях и требованиях к женщинам.
Эрго. Неожиданно глубокая и острая (к сожалению, изрядно прямолинейная) сатирическая комедия, совместившая рекламу продукции Маттел, критику всего, до чего можно дотянуться с приятными актерскими работами, яркой картинкой и важными вопросами (правда, без ответов).
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Ариана Гринблатт, Кингсли Бен-Адир, Эмма Маки, Хари Неф, Уилл Феррелл, Никола Кохлан, Джон Сина, Дуа Липа
Инопланетные психотерапевты, или Ностальгический триллер
Бринн Адамс (Девер) жила затворницей не первый год. Благо было где. Родительский дом в глуши давал крышу над головой, швейные заказы, высылаемые по почте – возможность неплохо кушать, попивать вино и даже собирать коллекцию моделей зданий родного городка Милл ривер.
Городка, в котором Бринн не жаловали. С одной стороны было за что. С другой…
Но все психологические нюансы отношений с согражданами отошли на второй план, когда однажды ночью в дом Бринн забрался незваный гость. Не енот и даже не бомж, желающий поживиться чужим добром. А самый натуральный пришелец. Причем, похоже, не с самыми добрыми намерениями.
Относительно недорогие фантастические триллеры с небанальными завязками способны порадовать зрителя добротным кино. Вспомним хотя бы Место, Дитя, Прочь или Машину.
No Save You стремится занять среди коллег надлежащее место. По большей части удачно.
Первым привлекает внимание антагонист, будто возвращающий нас в блаженные подростковые годы с непременными Икс-файлами (также отметим свеженький NOPE). Большеголовые и большеглазые инопланетяне, взаимодействующие с электричеством и владеющие телекинезом. Жаждущие похитить добропорядочных гомо сапиенсов и провести с ними жуткие эксперименты. Яйцеголовые пришельцы, нависающие над тобой в стиле котов Наташи. Разные подвиды алиенов. Инопланетное вторжение, похитители тел, летающие тарелки, притягивающие лучи, круги на полях. Эх, будто в молодость окунулся!
Второй фишкой ленты стал радикальный отказ постановщиков от использования речи. Первая законченная фраза прозвучит на исходе получаса ленты, так и оставшисья чуть ли не единственной. Максимум отдельные слова, да и те можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем, это не обуславливается жизненной необходимостью, как в том же Месте, просто героиня столь немногословная (а остальные персонажи и вовсе не склонны к людскому общению) и практически позабывшая о том, как разговаривать. Даже в пиковые моменты она издает максимум нечленораздельные возгласы. С одной стороны логично, к чему воздух сотрясать, коли живешь один. С другой – общение с умным человеком, конкретно с самим собой, неплохо помогает при отсутствии собеседников.
Героиня недурна. Бринн (Девер) гармонично смотрится в антураже безлюдного большого дома, наполненного только мебелью, гирляндами да модельками зданий. За годы привыкшая к одиночеству, разряжаемому лишь письмами к далекой (очень далекой) подруге, попытками вспомнить, каково это улыбаться другим людям, да научиться танцевать парные танцы без партнера. Загнавшая большинство травмирующих воспоминаний в самые дальние уголки мозга (и дома). С бурно отражающимися на лице эмоциями. Отнюдь не тряпка, сильный человек, в случае опасности активно сражающийся за свою жизнь. Напрочь растерявшая коммуникативные функции. Не самая простая задача для лицедея, скажем честно, эдакий бессловесный актерский этюд на полтора часа. Девер справляется, удерживая на себе львиную долю зрительского внимания.
За остальную часть прелести ленты отвечает тщательно создаваемое напряжение. Пасторальное введение, во время которого уже начинают позванивать колокольчики будущих проблем. Первая бурная ночь, заставляющая следить за перипетиями не отводя глаз. Небольшая передышка и вторая часть бедствий на голову нашей Бринн. Саспенс знатный, и даже когда к финалу создатели ленты начинают загоняться (зачем вводить убийственного близнеца, когда вы только что полюбовно расстались с персонажем? Прости ребенка, воздай взрослому?), и привлекать элементы бога из машины (как «ежик» оказался снаружи?), следить за сюжетом по-прежнему волнительно-интересно.
Действие большей частью происходит в доме, однако камерной сценой тут не ограничиваются, время от времени выводя героиню то в лес, то по дрова, пардон в город.
Да, изрядная часть действия случается в темноте, но в отличие от того же «Под водой», здешняя ночь не выглядит кромешной, давая нам возможность разобрать большинство происходящего.
Ну и как не упомянуть психологическую подоплеку происходящего! Да никак, ведь фильм полностью построен на людских психотравмах, их влиянии на развитие гомо сапиенсов.
Начиная с того, что, по мнению постановщиков, детские ошибки формируют всю нашу жизнь. Ведь получить прощение от окружающих (и особенно от самой себя) становится практически невозможным делом. Социум безжалостно наказывает за любую оплошность, невзирая на возраст нарушителя и обстоятельства. С огромным удовольствием создавая и травя изгоев, отыгрываясь на них за свои собственные «баги», недоработки и глупость. Изгоев, жаждущих полноценного общения с сородичами, поскольку человек, как не крути, животное социальное.
Но самое обидное, если верить создателям ленты, люди просто неспособны самостоятельно, без присмотра со стороны, справляться со своими (и общественными) психологическими тараканами. Без существа с добрым, участливым взором не обойтись. И хорошо, когда это банальный психотерапевт. Не дай бог, понадобится средство помощнее.
Эрго. Приятный, большей частью камерный триллер с хорошей актерской работой, ностальгической завязкой, качественным напряжением и нутряной психологической подоплекой.
51 год долгого правления Виндзорской вдовы — королевы Виктории. Год, известный созданием Футбольной лиги и убийствами Джека Потрошителя. Так?
Так, да не так.
О трауре Виктории уже пару лет как можно позабыть. Королева вышла замуж вторично. Ну и что, спросите вы? Бывает, кому интересен какой-то там принц-консорт? Еще как интересен, если учитывать его личность.
Ведь тем, кто растопил (или охладил?) сердце королевы, стал некий Влад Цепеш, известный как Князь Валахии и граф Дракула.
400-летний вампир, окруженный своей карпатской гвардией «не-мертвых», в корне изменил Империю, над которой не заходит солнце. Уже не первый год в Лондоне соседствуют обычные люди и кровопийцы, набирающие все больше веса в обществе Британии.
И не сказать, чтобы соседствуют мирно.
Посему когда в Уайтчепеле начинаются убийства проституток-вампирш, поиск преступника становятся главной задачей как «теплых», так и «не-мертвых». Ведь если убийцу не остановить, Великобритания может просто-напросто взорваться изнутри.
Еще одна небезынтересная попытка показать сосуществование живых и не-мертвых. На этот раз не с зомби, как в Корме или Квази, а с вампирами. В виде своеобразного продолжения романа Стокера с элементами антиутопии.
В здешнем варианте Британской империи дела неладно. Ведь новый принц-консорт активно прибирает к рукам власть, перенося в 19 век методы, познанные им в 15-м. И если концентрационные лагеря штука британцам знакомая, то казнь на месте за мужеложество, причем на колу (все помнят прозвище нынешнего повелителя империи?), несколько фраппирует общество. Да и с лагерями не все так просто – одно дело, когда в них определяют мятежных буров с выводками в далекой Африке, другое – когда в лагерь можно загреметь приличному джентльмену за невинную критику правительства прямо в Лондоне.
По империи идут натуральные чистки, недовольные чувствуют все большее давление, в провинциях неспокойно. Те, из изгоев, кому повезло не угодить за колючку, становятся «нерукопожатыми» в обществе. Все больше ключевых постов занимают вампиры, отодвигая своих «теплых» коллег на задворки профессии и управления империей. Но и вампиры не могут ощущать себя в безопасности, ведь не-мертвых, вызвавших недовольство Дракулы или его кабинета, ожидают неуютные стены Тауэра. Темницы, которую покинули вороны, что предвещает империи нешуточные беды.
В столь аккуратно складывающейся картине викторианской антиутопии имеются некоторые противоречия. Слишком попущенными выглядит верхушка кровопийц. К примеру, злые вампиры долгое время позволяют свободно шататься по улицам парням, проповедующим Христианский крестовый поход против кровососов. Лишь после серьезного эксцесса начиная их активно «прессовать». Эх, есть чему наивной нежити поучиться у тиранов грядущего 20 века.
Вопросам социального взаимодействия живых и не очень посвящено в романе немало времени. Притеснение по признакам наличия пульса. Жесткий контроль над СМИ. Переход городов на активнейшую ночную жизнь. Сладостная привлекательность и доступность обращения «на темную сторону». Ведь «Темный поцелуй», дарующий потенциальное бессмертие, можно получить буквально за копейку, пардон шиллинг.
Отдельной прелести роману добавляет то, что «обращение» отнюдь не становится билетом в рай. Ведь если ты был бедняком при жизни, то и после смерти монет у тебя не прибавится. И если ты таскал внутри кучу опаснейших болячек, то и смерть от них не освободит – серьезные заболевания у «детей» Дракулы после обращения переплавляются в нечто иное, но столь же неприятное для носителя. Бессмертие зачастую оказывается лишь призрачным манящим огоньком, заводящим в пучину.
Вампиры у автора — это существа, стремящиеся к безумию и саморазрушению. По крайней мере, те, кто происходит от графа. Ведь, оказывается, вампиры тоже бывают разными (спасибо Маскараду и Сапковскому, мы о чем-то таком уже догадывались). И тем, кто ведет свою кровную линию от Дракулы, не слишком-то повезло. С одной стороны у них имеется потенциальная возможность менять облик. Правда, чтобы это делать нужно немалая концентрация, сила воли и опыт. С другой – именно они чаще всего сходят с ума и ломают свои тела в попытках стать нетопырем или еще какой выхухолью. Что делать, порченая кровь — пожимают плечами представители других кровных линий.
Здешние не-мертвые боятся серебра (британским серебряных дел мастерам не повезло), наносящего им незаживающие или смертельные раны, активно регенерируют повреждения от простого железа, не могут находиться на солнце, не закутавшись в плотную одежду. Не отражаются в зеркалах, да и с фотографией отношения у них сложные. Теряют творческие способности, ведь вся энергия уходит на поддержание жизни. Обладают впечатляющей силой и скоростью. Способны жить веками, со временем из «новорожденных» становясь «старейшинами». В целом, ничего особо нового.
Дают автору возможность показать неаппетитный процесс превращения в вампира. Озадачить читателя идеей о том, что лекарство от смерти может оказаться смертельным ядом.
И, безусловно, поразмыслить над вопросами человечности и тем, насколько нужно измениться человеку, чтобы уже не считаться таковым. Кем могут оказаться вампиры, столь популярные в людской мифологии: отдельным видом людей или паразитическим отростком на дереве человеческой эволюции? Или вовсе эволюцией повернутой вспять?
Кстати, упоминаются в книге и вампы, не нуждающиеся в крови, напрямую сосущие жизненную энергию из людей. А вот тут можно было бы и поподробнее.
Текст стилизован под классическую литературу 19 века, чертовски велеречив и нетороплив. Переполнен диалогами и монологами, наводнен большим количеством второстепенных персонажей с незапоминающимися фамилиями, без которых вполне можно было бы обойтись.
Перед нами эдакая объединенная литературно-историческая Англия, где наравне с реальными людьми действует изрядное количество хорошо знакомых читателю персонажей.
По одним улица гуляют Оскар Уайльд, инспектор Лестрейд, Майкрофт Холмс, доктора Моро и Джекила, Мориарти и полковник Моран (многие из них стали кровососами). Упоминаются Шерлок Холмс и Брэм Стокер (кукующие нынче за колючей проволокой). Этот калейдоскоп реальности и вымысла, нераздельности литературы и жизни с ходу добавляет роману пару сотен вистов.
Отдельный кайф ждет поклонников романа Стокера. Они встретят в «Эре» практически всех излюбленных персонажей, или, по крайней мере, продолжительные воспоминания о них. Сьюворд, Холмвуд и вовсе играют в «Эре» немаловажную роль. Ньюман частенько уважительно цитирует первоисточник, развивает характеры его героев. Разве что с финалом романа (начиная от момента, когда Дракула уезжает из Англии) Ким в корне не согласен.
Детективом назвать «Эру» сложновато, линия с поисками Потрошителя в книге изрядно вторична. Читателю и вовсе убийца известен почти с первых страниц. А вот державные интриги нам покажут любопытные.
Главных героев в романе ровно две штуки.
Чарльз Борегар, джентльмен, работающий на клуб «Диоген», крайне влиятельную в империи структуру. Совмещающий функции дипломата и шпиона. Пересекавшийся с самыми опасными людьми на планете. Помеченный физическими и душевными шрамами. Потерявший жену и ребенка во время работы в Индии.
Женевьева Дьедонне – вампирша-старейшина возраста Дракулы. 16 лет «теплой» жизни, 450 во тьме. Представительница иной, чем Дракула кровной линии, заточенная на «чувствование» людей, и вещей: умение, отдаленно сравнимое с телепатией. Сотрудница благотворительного заведения, помогающего неимущим. Как живым, так и вампирам. Отлично пользующаяся вампирским боевыми умениями (мы увидим лом, против которого и ее умения не помогут).
Пара демонстрирует романтическую линию, во многом основанную на чувственной притягательности кровопийц, но, что, гораздо реже встречается, не только. Между Чарльзом и Дьедонне возникает не исключительно кровно-эротическая, но и умственная связь, притяжение не мужчины и женщины, но двух интересных друг другу людей.
Некоторые вопросы к логике мира остаются. Например, как королева «обрела молодость», если вампиры «замораживаются» в возрасте, когда произошло обращение? Или как сочетается бессмертие и фраза, обращенная к «новорожденной»: «ей остался от силы год»? Но то таке.
Эрго. Вампирский роман, стоящий на плечах гигантов и стилизованный под классику жанра. Интересен социальными моментами вампо-людского общества и размышлениями о человечности.
Города без богов, или Древнеамериканское фентези/Под крылом Ворона
Жрица Солнца Наранпа ясно ощущала, что нужно что-то менять. Все меньше детей приходило в Небесную башню, чтобы стать адептами. Слишком зашевелились культисты. Да и среди самих жрецов душевного согласия было немного.
Но она даже не догадывалась, что привычный ей мир доживает последние дни.
Ведь один из торговых правителей Кьюколы уже нанял корабль и нашел необычного капитана, согласного отвезти в священный город Тов странного мужчину. Вызывающего оторопь загадочного слепца с телом, покрытым шрамами, складывающимися в изображение вороны. Того, кого с нетерпением ждут почитатели культа старых богов.
Одо Седоха. Само воплощение Бога-Ворона.
Сосуд божества, собирающися изменить расклад сил во всем мире.
Фентези, навеянное южноамериканскими мотивами. С недружелюбным к читателю началом, плавным развитием событий, неуловимо напоминающее работу Стейвли, Города и драконов.
Сеттинг романа любопытен и основан на мифологии южноамериканских индейцев (хотя хватает намеков, приближающих фентези Роанхорс к научной фантастике). Добровольное членовредительство. Обсидиановые ножи. Какао-бобы вместо валюты. Своеобразные корабли. Крылатые змеи (жаль мы их не увидим) и огромные водомерки (!). Колоритно, ничего не скажешь.
Континент Меридиан, где правят бал три города. Торговая Кьюкола под покровительством ягуаров (с ними правда, неприятность приключилась), чье главное достояние моряки. Легендарная Това – религиозный центр, место обитания жреческих орденов Наблюдателей и кланов, Созданных Небесами. Хукайе – некогда сосредоточие полководческой мудрости, нынче после установления мира, известное военным колледжем, где юноши из кланов укрепляют тело и обучаются боевым искусствам.
Четыре ведущих клана: Черных ворон, Беркутов, Крылатых Змеев и Водомерок (клан водомерок – это «пять»!). Один из этих кланов, кстати, затаил серьезную жажду мести за кровопролитную Ночь Ножей — разгром ереси в квартале Ворон. Эта жажда становится одной из основных сюжетообразующих линий романа. Ордена жрецов-Наблюдателей, три столетия назад остановивших войну меж кланами, и с тех пор поддерживающих мир (не бесплатно само собой). А до того с «помощью научных достижений прекративших поклонение старым богам» (это кстати о намеках). Внутренние терки между орденами жрецов. Торговые правители Кьюколы, жаждущие избавиться от десятины, выплачиваемой жрецам и вообще поумерить влияние Това. Культисты, мечтающие о возвращении тех самых древних божеств (а вот и вторая центральная линия).
Как видите, конфликтов, противоречий и движущих сил в романе хватает. А значит, скучно не будет. Если бы еще не дебютная часть, когда автор бросает неподготовленного читателя в омут своего мира, предоставляя первые полсотни страниц самому разбираться в том «кто кому Рабинович». Да изрядная неторопливость описаний. Обычное дело: первая книга цикла, куда спешить.
Благо по завершению затянувшейся экспозиции дело идет веселее. Начинают активно играть козыри «Солнца», крепко прихватывая наше внимание.
Магия, которую мы видим в исполнении двух персонажей. Причем у каждого свой уникальный подход к волшбе.
Прочие, неожиданно открывающиеся особенности локации, как-то звериные наездники с их огромными тотемными верховыми животными (вдобавок достаточно разумными).
Интриги внутри Небесной башни, попытки подсидеть нашу передовую Жрицу, собирающуюся реформировать орденское болото.
Мореходные особенности Меридиана, в виде огромных плоскодонных каноэ сотни шагов в длину, во время шторма вывешивающих за борт для остойчивости плавучие пузыри.
Клан Воронов, где с одной стороны к власти приходит молодое поколение. С другой – все больше влияния приобретают поклонники старых культов. Причем и те и другие активно лелеют уже прилично остывшее блюдо, практически готовое к употреблению.
Глубокие ущелья Товы, никогда не видящие солнца.
Основных линий в книге две, они непременно пересекутся.
За первую в основном отвечает Жрец (жрица) Солнца Наранпа. Она глава ордена оракулов, которые занимаются составлением звездных карт, фактически чтением будущего по заказу. Причем, читать собственное грядущее им строго настрого запрещено. Редкий пример жреца, не происходящего из главных кланов. Нара из самой что ни на есть бедноты, родом из местных флавел. К примеру, один из ее братьев достиг немалых высот местного криминального дна. Наранпа не так давно заняла самый важный пост в башне, и изо всех сил старается вернуть посту Жреца его славу, достоинство и уважение, которые в последнее время тают как снег на солнце. Несмотря на изрядный (20-летний) опыт жизни в башне, и карьеру, построенную от служки до самых высот, наша жрица поражает изрядной наивностью и полной неготовностью к паучьим играм и интригам, разворачивающимся вокруг ее персоны. Читателю практически с первых страниц демонстрируют, что судьба Нары будет непростой, остальное время ретроспективно показывая как она докатилась до жизни такой.
Дополняет линию Товы Око – брата матриарха клана Черных Ворон. Парень, закончивший пресловутый военный колледж и готовящийся стать капитаном Щитов своей старшей сестры.
За вторую — Ксиала и Серапио. Это те самые колдуны, о которых я уже упоминал.
Ксиала – получеловек-тик. Дочь моря, рыбоженщина, отличающаяся от людей необычными глазами (и не только, как мы выясним впоследствии), а главное способностью к Песне, позволяющей воздействовать на морскую стихию. Шторм такой Песнью не остановишь, но плавание сделать попроще можно. Восприятие тиков среди народонаселения двойственное. С одной стороны их пугаются и не любят, при случае норовят откромсать кусочек плоти: кости и глаза тиков считаются талисманами. Зато среди вменяемых моряков тиков (мужиков среди них не имеется, одни дамы) уважают за их способности к вычислению курса и понимание океана.
Серапио – сын женщины из Черных ворон, родившийся на чужбине, и с младых ногтей готовящийся к возвращению домой. Причем не просто так, а в облике долгожданного Одо Седоха. Сосуд божества с предначертанной (или нет?) судьбой. Серапио крайне дружен с воронами, способен впадая в транс, вселятся в своих пернатых друзей. Лишен зрения, отличается отлично развитыми иными чувствами (до Мэтта, конечно, далеко, но все же впечатляет) и боевыми умениями. Молод, не приспособлен к обществу, одновременно и тянется и шарахается от людей.
На их примере автор заодно пройдется по иным — «не таким как все», и отношению к ним обычных гомо сапиенсов.
Как и по одной из основных тем книги – возмездию и его последствиям. Для всех сторон.
Женские образы в романе на первых ролях (разве что Серапио может постоять за честь сильного пола). Оно и неудивительно, ведь в тех же кланах царит натуральный матриархат, а у тиков мужиков вообще нет (как они воспроизводят потомство – вопрос открытый).
Отдельное спасибо за расширенные эпиграфы к главам, среди которых как поговорки тиков, рассказы о воронах, так и работа местного Миклухо-Маклая, исследующего особенности жизни Това для торговых правителей Кьюколы. Добавляют глубины миру изрядно.
А вот за недоговоренности хотелось бы попенять. Как появились жрецы? Как умирали боги? Шлейф мира провисает. Понятно, что впереди еще долгий путь. Но все же.
Эрго. Фентези, стоящее на плечах мифологии индейцев древней Южной Америки. Недружелюбный дебют, чересчур плавное развитие событий, компенсируются колоритным сеттингом и недурными персонажами.
Экспедиция, нездоровая психически, или Фанатичное исчезновение
Во глубине шведских просторов стоит шахтерский городок Сильверщерн. Загадочное место, откуда в конце 50-х бесследно пропало все население. Оставив лишь труп на площади и новорожденного ребенка.
Наши дни. Алис, чья бабушка родом из Сильверщерна, давно загорелась идеей снять документальный фильм о заброшенном городе. И вот, наконец, организовала небольшую экспедицию, должную собрать побольше фото и видео материалов для привлечения потенциальных спонсоров.
Пятеро людей приезжают в пустынный Сильверщерн, с первых минут окутываясь в таинственную атмосферу заброшенного поселения.
Поселения, которое не сильно хочет выпускать непрошенных гостей.
Роман, который активно сравнивали с Ведьмой из Блэр и обвиняли в плагиате «Абандона». Книгу Крауча не читал, а вот до атмосферности Ведьмы Городу далековато. Понятно, что кинематографические приемы в деле нагнетания обстановки посильнее литературных (хотя тот же Кинг может поспорить), но все же. Ведь небольшая компания в мистических обстоятельствах — материал для создания крепкого хоррора благоприятный (как тот же «Арарат»). А уж что говорить о реконструкциях реальных загадочных исчезновений или катастроф (Террор и Глубина не дадут соврать). Но у Камиллы получилось не очень.
Может дело в чрезмерной неторопливости происходящего. Ход мысли понятен. Автор пытается досконально воссоздать обстановку затерянного в лесах пустынного городка. Описать заброшенные дома, глядящие на свет бойницами лишенных стекол окон. Прогнившие лестницы, и полы, несущие опасность при каждом шаге. Церковь с нетипичной фигурой Христа. Картину наспех брошенных жилищ, оставленных на месте вещах, посуде. Странноватые слуховые галлюцинации. Видения появляющихся и исчезающих фигур. Ощущение абсолютной непонятности событий и потерянности героев.
Ход понятен. Но слишком медленно раскручивается пружина интриги. Чересчур долго висит то самое ощущение неясности. Чрезмерно растягивается экспозиция, по-черепашьи ползущая к долгожданной кульминации. И даже та упорно старается удержаться в привычном мире.
Ведь большую часть книги в ней практически не ощущается присутствия необычного, нездешнего, потустороннего. Раз за разом продолжаются попытки автора и героев все перипетии списать на случайность, человеческие слабости, извраты психики, глупое поведение персонажей. Оставшись сугубо в рамках рациональной реальности. Опять же, прием вроде как логичный, люди чаще всего так и поступают. Но для развития сюжета не самый правильный.
Может в ассоциациях с Мессой, складывающихся не в пользу Города. Маловато раскрыта личность и внутренний мир здешнего пастора. Остаются за кадром истоки его слишком уж неординарных способностей. Такое на одной харизме провернуть сложновато (хотя всякое случается, прецедентов хватало). А некоторые любопытные намеки (те же глаза) и останутся таковыми после финала.
Может в педалировании банальных теорий и версий. Вовсю топчущихся на шаблонных (пускай и важных) темах нетерпимости, стадного инстинкта, религиозного фанатизма, легко раздуваемой ненависти, растущей как на дрожжах гордыни. Прочих смертных и не очень грехах и психозах.
При этом структура романа вполне адекватна. Современность уместно перемежается письмами, найденными в городе заметками, черновиками (среди них встречаются важные намеки). Плюс парой-тройкой полноценных ключевых флеш-беков, которых можно было бы и поболе.
Герои тоже на уровне. По крайне мере дамы.
Алис. Девушка, которую связывают с Сильверщерном плотные родственные контакты. Ее бабушка стала одним из немногих уцелевших жителей городка, покинувших родные пенаты незадолго до трагических событий. Алис – кинематографистка-неудачница, закончившая профильный вуз, но так и не сподобившаяся отыскать себя в профессии. Вынужденная порой сшибать деньги на телефон у родителей, несмотря на без малого три десятка лет за плечами. Пробивная девица с не слишком уравновешенной психикой (будем честными, среди участников экспедиции таких хватает). В юности подверженная тяжелейшей депрессии, вплоть до тщательно лелеемых суицидальных мыслей. Основная протагонистка романа, изложение которого идет от первого лица Алис.
Ее однокурсница Эмми. Харизматичная, властная, уверенная в себе барышня, обожающая контролировать и руководить любым процессом. Во времена студенческой молодости ставшая для Алис практически сестрой. Потом, правда, их дорожки кардинально разошлись.
Туне – неожиданная подруга Алис. Копирайтер и фотограф-любитель. Как и главная героиня, чертовски тесно (пожалуй, даже слишком) повязанная с Мертвым городом.
Мужские персонажи откровенно ведомы, и находятся на втором плане. Один влюблен в Эмми, второй соответственно в Алис. И поперлись они на эти галеры исключительно из-за своих зазноб.
Финал изрядно разочаровывает. Банально, Хоботов! Нет бы вспомнить старину Дэмиена, перевернуть восприятие читателя неожиданным кунштюком, добавить неоднозначности персонажам и поступкам. Увы.
Эрго. Тягучий и банальный хоррор, в очередной раз говорящий с нами о людских слабостях.