Истребитель чудовищ c принципами, или До боли реальная сказка
Пыльные и опасные дороги Континента: утоптанные большаки и лесные тропки, городские мостовые и сельские шляхи. Смертельная опасность, ждущая в чаще, болоте или подземелье. Туши тварей, лишившихся возможности вредить людям. Шрамы на теле и на сердце. Дурная слава, презрение, злоба окружающих. Редкие друзья и многочисленные недоброжелатели.
Все это давным-давно стало частью жизни хмурого мужчины с белыми волосами и мечом за спиной. Ведьмака Геральта из Ривии – истребителя чудовищ, еще не верящего в судьбу и упорно избегающего своего Предназначения.
«Потом говорили, что человек этот пришел с севера…». Эти слова я прочел, перебирая тома на книжной раскладке (да-да, этот вид распространения печатной продукции был жутко популярен в начале 90-х) неподалеку Республиканского. И выпал из реальности на все время, пока не дочитал рассказ «Ведьмак» (написан в 1986, причем в том переводе, что я читал, Геральт был не ведьмаком, а ведуном), помещенный в аляповатый сборник фантастики. Прямо на раскладке, у столика с литературой. Невзирая на летнюю жару и явное недовольство продавца (денег купить книгу у меня не было).
Потом был Век дракона и продолжение цикла Сапковского, ставшего одним из любимейших на долгие годы.
Нынче, благодаря компьютерной игре и сериалу от Нетфликс, мало народу, не слыхавшего о Геральте из Ривии, но даже игравшим и смотревшим стоит почитать первоисточник.
Экранизаций Ведьмака на сегодня случилось две штуки. Первая – польский сериал из 13 серий (была также полнометражка на 130 минут, нарезанная из сериала с «кратким содержанием Каштанки») увидел свет в 2001 году, отличался недурными персонажами, а также препаршивыми спецэффектами. Вторая – американский сериал с Кавиллом, стартовал в 2019, пережил уже 3 сезона (обзор первого, второго, третьего) и кроме чересчур амбалистого главгероя запомнился вольными фантазиями сценаристов.
Книги того стоят.
Рассмотрим по пунктам.
1.Анджей одним из первых в своих книгах совместил сказку и быль. Вводя в обиход элементы того, что позднее назовут темным фентези. Задолго до Мартина, Эриксона и Аберкромби. Разве что Кук создал свой Отряд на пару лет раньше.
Волшебные составляющие, такие как драконы, колдуны, магические существа и чудища, соседствуют у Анджея с привычными людскими особенностями и признаками реальной земной жизни. Ненавистью, злобой, тупостью, жаждой власти, презрением к низшим и иным, не таким как все. Коктейль выходит убойный и мастерски смешанный. Когда благообразный волшбарь внутри мало отличается от смеси упоротого яйцеголового (из тех, что радостно участвовали в Манхэттенском проекте) и пронырливого аппаратчика. Местный градоправитель предлагает не изысканно выпить вина, а попросту пройтись по пиву. Мудрая королева готова убивать, не моргнув глазом ради блага династии. Кругом кровь, грязь, человек человеку волк, власть имущие сволочи, простой люд быдловат и даже эльфы, те к которым после Профессора пиетета море, знаете ли… И редкими алмазами в гнилом болоте сверкают по-настоящему хорошие люди, типа Геральда, Лютика или Нэннеке. Мир, созданный Сапковским, благодаря такому совмещению кажется до боли родным и домашним.
Немало для стратегического развития локации делают подглавки «Глас рассудка» (написанные в 93-м уже после Меча), стоящие между основными повестями «Последнего желания». Они кидают намеки на будущее, направляют рассказы в канву цикла, разжигают дополнительный интерес. По времени действия расположены «Гласы» после первой повести (упырица), и все остальные части Желания оказываются воспоминаниями, ретроспекциями, происходящими в различное прошлое время. Вот, скорее всего, чем вдохновлены хронопрыжки первого сезона американского сериала.
Без отсылок к собственно сказкам нас также не оставят. То расхохочется при виде Ренфри Белоснежка, то плеснет хвостом Русалочка, то в разговоре мелькнут ушки Золушки, или крылья Диких лебедей. Да и сама сюжетообразующая концепция Права Неожиданности (дать все, что пожелаю, то, о чем сам не знаешь) частенько встречается в сказках разных народов.
2. Континент Сапковского раскрывается перед читателем подобно прекрасному представителю флоры. Зарождение бутона, приоткрытие лепестков, стыдливо показывающих себя солнцу, полностью раскрывшийся цветок, поражающий многообразием форм и красок. При взгляде с другого угла демонстрирующий все новые и новые грани своей прелести. Автор вводит нас в свой мир постепенно, не торопясь, не нагружая с ходу лишней информацией. Вот мы узнаем, кто такие странствующие истребители чудищ. Вот узнаем почему у ГГ такая спорная репутация. Вот прикасаемся к политике здешних королевств. Вот получаем информацию, как появляются ведьмаки, и каковы исторические предпосылки их возникновения. С изумлением и страхом встречаемся с различными чудовищами. Знакомимся с иными расами, узнаем о конфликтах, сотрясающих Континент. Понимаем, что впереди еще длинное, увлекательное путешествие, а мы увидели лишь чуточку от многообразия, приготовленного для нас Анджеем. Погружение в мир практически идеально. В мир богатый и насыщенный, знакомый и неведомый, со своими подробно прописанными флорой, монстрами, политикой, магией, социологией и историей. Вековыми конфликтами, легендами и пророчествами. Жаль, автор не любитель описаний пейзажей и архитектуры, встречаются они редко, и этого аспекта миротворчества несколько не хватает.
3.Отдельное спасибо автору за восхитительную речевую стилизацию. Книги Сапковского отличаются редчайшим приемом, который нынче почти не используется в фантастике (разве что ДжРР вспоминается). Вы не поверите, люди (и нелюди), принадлежащие к различным социальным группам, разговаривают не одинаково! Речь короля, крестьянина и наемного убийцы отличается! Вот слышен говор простого люда из самых что ни на есть темных кметей. Сбивчивый, испорченный, не особо гладкий, с использованием простейших речевых конструкций. Вот говорит средний класс, какой-нибудь купец или чиновник: гораздо более чисто, но приземлено, без особых словесных извратов. Вот цедит опасные фразы сквозь зубы криминальный элемент. Вот патокой льется беседа волшебника. А вот поединок высшей лиги – диалог королевы Калантэ, «красоту которой превышает лишь ее мудрость» с Геральтом, напоминающий изысканный фехтовальный поединок с разящими уколами и мастерскими парированиями (в штатовском сериале королеву воссоздали максимально некорректно, напрочь лишив интеллекта – одна из основных претензий к персонажам). Герои шутят, когда по-доброму, когда зло (иронии в книгах Сапковского выше крыши), не чужды резкого словца. Разговаривают не как персонажи книг, а как наши соседи. Используют архаизмы и просторечные выражения: шибеница, а не виселица, не ударить, а вдарить, не ругаться, а лаяться.
Высший класс писательства и пример для подражания.
4.Вот мы добрались до еще одного козыря «Ведьмака». Собственно до ведьмака.
С одной стороны перед нами натуральный терминатор, супербоец, не знающий поражений аж до 4 тома. Помню наши жаркие споры в «Бахусе» под болгарскую Изабеллу, кто кого сборет: кит или слон, пардон, Волкодав или Геральт. Безошибочная машина для убийства: мутант, с детства обучавшийся работе с мечом. Не только мастер лишать жизни, но и умеющий расколдовать, освободить от сглаза, снять порчу (момент слабо обозначенный в экранизациях). Обладающий ускоренными рефлексами, улучшенным зрением и регенерацией. С целой аптечкой различных эликсиров, на время еще увеличивающих его ТТХ. Вдобавок с магией в арсенале, ну точнее не магией, а ведьмачьими знаками, способными от колдовства прикрыть, противника огорошить, лошадь успокоить. Хотя все эти умения порой не помогают выйти из боя без дырок в шкуре.
С другой – ГГ умный, добрый, тонко чувствующий, ироничный циник с богатым внутренним миром. Истекающий сарказмом, умеющий и любящий играть словами. Полный сомнений, принципов и моральных устоев. Порой способный дать фору Гамлету в его рефлексиях.
Создавший для себя кодекс, которому пытается следовать по мере (а иногда и за мерой) сил. Не убивающий безвредных иных существ. Не готовый последовать гласу рассудка, оставить слабых их участи, пройти мимо несправедливости, не лезть в дела, которые его не касаются. Даже если это сулит ему крупные неприятности.
Одинокий странник, не верящий в богов и в Предназначение. Относительно хорошо перенесший живодерство, делающее из детей убийц чудовищ. Геральт раскрывается перед нами подобно миру: постепенно, неторопливо, зато до донышка, с каждой повестью проявляя новые черты характера, грани личности, психологические особенности.
5.Ну и как же не сказать пару слов об идейном наполнении книг. В каждой из повестей автор цепляет одну или несколько моральных тем. О создании чудовищ, стремлении людей науки, пардон, магии к безоглядному познанию и исследованиям, их чувстве превосходства, уверенности в собственной правоте, бездумном навешивании ярлыков на людей, события, готовности использовать все что придется для укрепления власти. О свойстве гомо сапиенсов выносить суждения, не вникая в подробности. О зле и его разновидностях. О судьбе, Предназначении (эта тема, ставшая магистральной для всего цикла всплывает подобно левиафану из глубин даже в первых рассказах), честном слове, исполнении обещаний, моральных принципах. О людской жадности, расизме и спеси, о том, почему это далеко не лучшие качества. Об отношении к иным: расам, формам жизни, по-другому думающим и чувствующим соседям. О тлетворном влиянии прогресса.
И, безусловно, Любви, теме которой Анжей посвящает немало страниц. Любви в самых различных ее проявлениях. То о жажде обладания, толкающей на нелицеприятные вещи, то, напротив, об истинном чувстве, возникающем в не располагающих к его появлению обстоятельствах, захватывающее даже тех, от кого его ожидать вроде как невозможно. О Ее зарождении и подводных камнях, ожидающих влюбленных. О неизбежном охлаждении, необходимости жертвенности и последствиях такой необходимости.
В завершении о некоторых фруктах на ведьмачьем торте.
-Почти каждый рассказ снабжен сильной сценой боевки или магической заварухи.
-Некоторые фразы были растасканы на цитаты и надолго поселились в ролевом фольклоре.
Вспомним хотя бы: «бред, вдобавок нерифмованный»; зеркала, предсказывающие будущее, «подразделяются на льстивые и разбитые»; «банальный повод, банальная битва, банальные три тысячи трупов, расклеванных воронами»; «дальше пошло прытко»; «воды сюда, скорее! И пива!», «деньги открывают любые двери», «утром, еще в темноте, к бивуаку подкрался голодный и злющий оборотень, но, увидев, что это Лютик, послушал немного и ушел».
Из нюансов.
Цикл примерно с третьей книги начинает оставлять мрачное послевкусие, перед которым стыдливо бледнеют многие образцы разнузданной темной фентези. А в дальнейшем авторское внимание постепенно перебирается от Геральта к Цири.
Слишком многие элементы и приемы, используемые Сапковским, растасканы и используются в хвост и гриву уже десятилетиями: человек, регулярно читавший фентези, но добравшийся до Ведьмака впервые, будет частенько испытывать дежа вю.
Эрго. Восхитительное начало знакового фентезийного цикла.
Не играйте с потусторонним, или Спиритическая Австралия/»Возьмемся за руку, друзья…»
Последние два года для 17-летней Миа не выдались сахарными. После смерти матери девушка впала в серьезную депрессию, отдалилась от отца и сверстников, даже пробуя заглушить душевную боль наркотой.
Только единственная подруга Джейд, да ее младший брат Райли помогали совсем не пасть духом.
Пока однажды все трое не оказались участниками спиритической вечеринки, где при помощи таинственной руки мертвеца подростки щекотали нервы, впуская в себя духов умерших.
Миа забава увлекла, тем паче, что одним из потусторонних гостей оказался дух ее матери.
Неужто зря сказания всех времен и народов не рекомендуют играться с потусторонними силами?
Или все же не зря?
Тема призраков и прочих демонических сущностей уже не первое десятилетие является одной из самых благодатных для создателей фильмов ужасов («Зеркала», «Призраки», «Реинкарнация», «Клуб», «Экзорцист» не дадут соврать). Решили нырнуть в эту широченную реку и молодые австралийские кинематографисты, явно вдохновленные некоторыми работами Флэнегана.
Получилось сбивчиво, но в целом недурно.
Прямой перевод названия фильма — «Поговори со мной» — первая (в оригинале) ключевая фраза из фильма в общении к потустороннему, перевели ее, что характерно, как: «Демон приди». Это при том, что в фильме ни одного демона мы не встретим, исключительно призраки покойников.
В первую очередь охота отметить работу юной Софи Уайлд. Персонаж у нее получился дико бесящий, но гармоничный. Тонкое и нежное существо с неустойчивой, ранимой психикой, подвид пубертатной трепетной лани, по словам знакомцев: «раздражающая прилипала». Уже второй год лелеющее психотравму от смерти матери. Одинокая, полная печали, не способная перешагнуть через потерю и жить дальше. Не идущая на контакт с отцом. Слабо социализированная, не пользующаяся особой любовью среди одногодков. Вдобавок и с мозгами не дружит.
С одной стороны – мало кто захотел бы общаться с таким человеком. С другой – многие обнаружат в образе Миа собственные черты и «бзики», что обеспечивает персонажу недурное сопереживание.
Софи вполне корректно эмоционирует, изображая неуверенного подростка. Отлично передает смену мимики, манер, жестикуляции, поведения при вселении духов. Эта самая смена становится одной из основных прелестей картины. Да и черный зрачок, заполняющий весь глаз, стоит отметить, оммаж Суперам по-прежнему берет за душу.
Остальная молодежь выступает откровенной подтанцовкой, включая владельцев руки.
Из старшего поколения в наличии почетная Эовин всего кинематографа Отто в образе матери Джейж. Строгая, но как выясняется недостаточно.
Удалась постановщикам атмосфера бескрышной молодости, с ее склонностью бросаться в любые авантюры, ловить адреналин и кайф по всем углам (опрокинуть стакан-другой, закинуться наркотой, вызвать духа), творить неимоверную дичь, напрочь выселив из головы мозги. Как вам наслаждение вселением чуждого существа и дикое восприятие потери контроля над своим телом: «ты будто пассажир, и это потрясающе!»?
Интеллект на уровне табуретки (что только подтверждает упорное игнорирование имеющейся информации насчет смерти во время вселения). С другого боку естественный отбор во всей красе.
Современные веяния поколения тик-ток во всей красе: все, что хоть в какой-то степени привлекает внимание, нужно отснять на телефон и тут же выложить в сеть. Независимо от того как это отразится на герое ролика.
Не преминут постановщики сконцентрировать внимание зрителя на подростковых особенностях, проблемах и бедах: депрессиях, непонимании взрослыми, боязни одиночества, желании быть в стае, не выглядеть фриком. Готовность в компании делать любые глупости («на миру и смерть красна?»). Желание отыскать того, кто выслушает, поговорит и поможет. Полная неопределенность в голове и незнание, что делать с дальнейшей жизнью. А если уж реальная травма случилась и вовсе гаси свет! Стоит разве что заметить, что неспособность отпускать близких, покинувших наш мир, присуща далеко не только пубертатным недорослям.
А вот по поводу отношений со сверхъестественным, фильм ничего нового не преподнесет. Да, притворяются, да используют, да верить не стоит ни под каким соусом. Как на меня, лучше Кладбища уже не скажешь.
Стоит отметить операторские игры с камерой, смену углов изображения, взгляд в глаза, или из глаз, съемку на экране телефона, периодически встречающийся расфокус. Мило, но этими приемами можно было воспользоваться поактивнее.
Кровавые сцены в наличии. Грим гостей привычно отвратный, но не выдающийся. Неясно только отчего они продолжают изменяться (пускай даже в эфирном теле)? Причем после двух лет перемен минимум, а после они резко стартуют на протяжении буквально считанных дней.
Саспенс получше грима, но тоже не больше четверки. Откровенно недотянуто. Сравните хотя бы с тем же любимым режиссерами Флэнеганом.
Да и австралийский особенностей можно было поболе, не ограничиваясь одним злосчастным кенгуру.
Эрго. Не слишком оригинальный, но крепкий молодежный хоррор с психологической подоплекой, качественной главгероиней и впечатляющими вселениями.
Режиссер: Дэнни Филиппу, Майкл Филиппу
В ролях: Софи Уайлд, Джо Берд, Александра Дженсен, Отис Данджи, Миранда Отто, Маркус Джонсон, Александрия Стеффенсон, Зои Теракес, Крис Алосио, Ари МакКарти
Под взглядом ворона, или Благими намерениями…/«Богатые тоже плачут»
Семейство Ашеров принадлежало к числу богатеев, для которых вертится мир. Гигантская и успешная фармакологическая компания, недвижимость, известность, денег, как грязи.
К таким не липнут обвинения, им наплевать на суды и общественное негодование, они день за днем выходят сухими и чистыми из любой самой грязной воды.
До недавнего момента.
Когда на протяжении пары недель, один за другим, на небеса отправилось практически все молодое поколение фамилии. Шесть человек.
Патриарха семейства, Родерика, гибель детей подкосила. Настолько, что он даже решился на предельную откровенность перед помощником генпрокурора США, уже давно точащим зуб на Ашеров.
Перед нами разворачивается картина возвышения и упадка дома Ашеров. Их грешков и свершений, тайн и преступлений.
Людей, давным-давно, окруженных вниманием некой мистической силы.
Майк Флэнеган («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса», «Клуб полуночников») стремительной ракетой ворвался в затхлый мирок хоррора. Его Призраки стали одним из лучших ужастиков десятилетия (если не больше). И хотя последующие работы постановщика не всегда дотягивали до уровня Холма, каждую новый фильм/сериал Майка ждали с нетерпением.
В этот раз Флэнеган решил вдохновиться творчеством Эдгара Алана По. Взяв за основу идеи доброго десятка его рассказов, стихов и творчески их доработав (я не сильный знаток творчества По, кроме собственно Ашеров, Морга, Маятника и Маски (не считая непременных для Алана воронов) с ходу больше ничего не опознал – приму помощь зала).
Кроме недурного саспенса подарив зрителю пару небезынтересных тем «на подумать». Но сперва о хорроре.
На экранах воплощались не только работы По, но и он сам самолично. Вспомним хотя бы «Ворона» и «Всевидящее око»
Перед нами несколько временных линий (излюбленная фишка режиссера, жаль от гармоничных переключений времен он на этот раз отказался): наши дни, и визуализированное воспоминание-рассказ Родерика, то возвращающегося в своей исповеди к временам молодости, то перебирающего в памяти события последних роковых недель. Причем показывают нам не только то, что мог видеть патриарх семьи, но и события глазами его безвременно почивших наследников (что объясняется в финале).
Ретроспектива в основном относится к 80-м, времени, когда бедные и голодные Ашеры пытались выгрызть свое место под солнцем. Времени, когда ярко проявились особенности брата и сестры. Времени, когда они впервые встретили Ту женщину (Гуджино).
Персонаж, с которым связана наибольшая интрига сериала. Перед нами сверхъестественное создание. Причем явно не банальный призрак, убиенный героями (появляется в разных местах, может обладать физическим телом, отображаемым на камерах, может являться жертвам в галлюцинациях). Тот, кто предупреждает о близкой кончине, дает возможность задуматься о своей судьбе. Одновременно частенько выступая в роли искушения, того кто подсовывает прямо под нос до безумия желаемое.
Что же это, уважаемые знатоки? Злая фортуна? Банши, предвестница? Ангел смерти? Лукавый? Воплощенное проклятие или воздаяние? Неужто все-таки лично обиженный на семью дух, вернувшийся из-за грани? «У меня слабость к обреченным?».
Любопытсвенно! Причем ответа на этот вопрос мы не получим до финальной серии.
Вторым волнующим моментом становится личность информатора из семейства (все это время идет судебный процесс против компании Ашеров) стучащего федералам на родичей. Эта линия не столько судьбоносна, как Той женщины, но тем не менее небезынтересна, скрываясь в «тумане войны» до экватора.
Не обойдется без привычных скримерных моментов, особенно много их будет связано с Родериком, видящих своих мертвых чад. В наличии кровавые, прям таки слэшерные сцены (маскарад), видения, обрушивающие в пропасть безумия. Как хорроро-триллер сериал хорош.
Невзирая на то, что судьбы минимум шестерых героев становятся известны в первые минуты, напряжение на высоте. Когда нам сообщают о смерти наследников, для нас это просто абстрактные имена. Но после, когда зрителя подробно и обстоятельно познакомят с каждым из будущих покойников, возникает недетское сопереживание персонажам, и одновременно завораживающе-скользко-стыдное желание увидеть, на чем именно поймают детишек, и как они дойдут до печального конца (каждая серия, кроме первой – минус дите).
Это при том, что семейку Ашеров аж никак не назовешь приятными людьми.
Родерик Ашер (Гринвуд ). Человек, которого обвиняют в смертях сотен тысяч людей, подсевший на его обезболивающее. Мастодонт бизнеса, патриарх семейства, держащий детей в ежовых рукавицах. Признающий всех, в ком течет кровь Ашеров. Обеспечивающий им беспечальное житье и возможность открыть любое дело. Требующий взамен беспрекословного послушания и ставящий интересы семьи на первое место. Причем для всех ее членов. Видящий в них львиный прайд с неизбежной грызней внутри. Родерик монументален, спокоен как удав и убедителен как носорог, создавая отличный образ беспринципного бизнесмена-миллиардера, который зарабатывает, просто потому что иначе не может. Его монолог о лимонах просто блеск. Единственная претензия – пугаться у Брюса выходит не очень натурально. Но эту помарку можно простить.
Родерик в молодости в исполнении Гилфорда кардинально отличается от своего варианта в зрелости. Юный Род – мягок, податлив, находится под полным влиянием сестры Мадлен (вот кто неубедителен в зрелости (кроме, пожалуй, финального монолога), но блистает в молодом облике (Фицджералд), и попросту выглядит хорошим человеком, неготовым к жестоким бизнес-игрищам. Далее нам показывают негативное развитие/падение, деградацию личности, набравшейся всякого нехорошего от сестрицы и гадов-начальников, встречающихся на пути (вплоть до прямого цитирования). Сгоревшей в стремлении к власти, богатству, успеху. Как на меня, несмотря на изменения молодого Рода к последним сериям, столь кардинальное преображение из размазни-добряка в мегалодона бизнеса выглядит не слишком убедительным.
Фредерик (Томас). Старший сын и наследник Родерика. Хлюпик, больше всего на свете желающий, чтобы его любил отец. Глуповатый и невнятный подпевала Родерика, нашедший для себя новый стимулятор и проявивший гнилостность натуры.
Тамерлан (Слойан). Вторая по старшинству, чертовски ждущая стать первой. Работающая над проектом, должным показать, что Ашеры не только производители таблеток.
Старшие детишки раскрыты меньше, чем бастарды.
А вот и они.
Камилла (Сигел). Умна, цинична, красива. Специалист по пиару и работе с прессой. Мастер шпионажа, имеющая нюх на секреты. Как на меня – вот где был настоящий наследник империи.
Викторина (Миллер). Не совсем понятно имеет ли она медицинское образование, но медицинские амбиции в наличии. Она всей собой вложилась в разработку и продвижение импланта, изобретенного любовницей-хирургом. И готова ради аппарата на что угодно.
Наполеон (Коли). С ног до головы татуированный раздолбай, активно экспериментирующий с различными наркотиками. Максимум, что ему можно поручить – торговать лицом на благотворительных мероприятиях.
Просперо (Сапкота). А этому юнцу и этого не поручишь – профукает. «Гуччи-Калигула», фонящий сексом и жаждой удовольствий. Поведенный на элитарности и избранности.
Все они ненормальны психически, что проявляется в оригинальном подходе к сексуальной жизни, чрезмерном снобизме, увлечении наркотой. Отталкивают, унижают, теряют близких. Символизируют тезис «богатые тоже плачут», показывая изломанные судьбы детей из богатых семей. Причем как законных, так и бастардов прижитых на стороне, а в юности попавших из «грязи в князи», что корежит психику похлеще наркоты. Также отвечают за демонстрацию братской амберской «любви» пауков в банке, и тлетворность принципа старших управлять детишками при помощи наследства и манипуляций. Не буде дила.
Отдельное спасибо за Артура Пима в исполнении Хэмилла. Старый адвокат семейства c чертовски бурным прошлым. Безэмоциональная и невозмутимая машина юриспруденции, любящая кроссворды. Человек, по ощущениям, способный противостоять даже злой судьбе. По крайней мере достойно повести себя при встрече.
Этим сериалом Флэнаган решил поднять целый ряд социальных и психологических тем. Пройдясь по богатеям, идущим по трупам, ловящим и создающим возможности, лгущим, обманывающим, нарушающим законы божьи и людские. Чувствующим себя выше, значительнее, объемнее, чем обычные люди. Становящимися идолами для следующих молокососов, стремящихся на олимп.
По культуре потребления, жажде успешности, славы, наживы, желаниях, портящих души хороших людей. Фармакологии, мать ее ети, должной лечить, но порой больше калечащей. Использованию наркоты в качестве лекарств (а поначалу хотелось как лучше — «мир без боли»). Экспериментам на животных. Медицинским вольностям. Экологическим преступлениям, деяниям, способным создать ситуацию воздаяния нарушителям не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас. Желанию изменить мир, и тому, на что придется пойти ради достижения цели. Благих намерений, которыми вымощена дорога ведомо куда.
Да. Предсказуемые моменты в наличии, некоторые смерти читаются изрядно загодя (не все). Впрочем, ожидать от проекта снятого по рассказам мрачного классика суперновизны и счастливого конца было бы наивно.
Эрго. Недурной триллеро-хоррор, смешавший идеи По и социально-психологическую подоплеку.
Режиссер: Майкл Фимоньяри, Майк Флэнаган
В ролях: Карла Гуджино, Брюс Гринвуд, Мэри Макдоннелл, Генри Томас, Кейт Сигел, Рахул Коли, Саманта Слойан, Т`Ниа Миллер, Зак Гилфорд, Уилла Фицджералд
В розовом, полном солнца и улыбок Барбиленде живут сотни кукол.
Барби — различных лет выпуска и модификаций, Кены, Аллан и прочая продукция компании Маттел.
Каждый день стереотипной Барби идеален, полон девичников, счастья, веселья и абсолютно похож на предыдущий.
До той поры, пока в голове куклы не рождаются мысли о смерти. А в Барбиленде начинают происходить абсолютно невообразимые вещи.
Чтобы вернуть все на круги своя, Барби и увязавшемуся за ней Кену, придется отправиться в Реальный мир. В путешествие, которое изменит не только судьбу одной конкретно взятой куклы.
Но и всего Барбиленда. А может и кого-то в Реальности.
Барби, появившаяся на свет в затертом 1959 году, без преувеличения, культовый для Америки продукт. Кукла, изображавшая взрослую женщину, после непременных и надоевших пупсов, действительно стала прорывом в индустрии игрушек. С ее помощью девочкам можно не только готовить себя к одной-единственной судьбине матери, но и разыгрывать множество других сценариев взрослой жизни. А с 1960-го Барби и вовсе ступила на рабочую стезю: в продаже появились куклы в нарядах практически всех возможных профессий: от модельера до космонавта.
И вот, наконец, на большие экраны выходит полнометражка, героинями которой стали те самые куклы. Лента, созданная одной из самых известных женщин-режиссеров Гретой Гервиг, на счету которой такие дамские ленты как «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины».
Сатирическая комедия, недурно простебавшая мужчин, женщин, патриархат, матриархат, корпоративный капитализм, современное общество в целом, поднявшая ряд любопытных социальных тем.
Сперва мы знакомимся с женской феминистической утопией Барбиленда. Местом, насквозь пронизанным розовым цветом. Мирком, где правят дамы всех возможных расцветок и форм, мужчины живут лишь ними и для них, каждый день праздник, с лиц не сходят улыбки, не затихают приветственные возгласы и аплодисменты, а ноги сами пускаются в пляс. Причем, о том, что перед нами куклы, зрителю позабыть не дают. Раскрытые настежь домики без крыш и стен, способность левитировать, душ без воды, пакеты молока, откуда ничего не льется.
Картинка Барбиленда яркая и пластмассовая, подается в водевильном, мультяшном стиле, легко и беспечально. Отдельных пара десятков вистов за дорогу в реальный мир. И за оммажи Кубрику, Кингу, Матрице и прочим Стражам.
Потом попадаем в реальность, где все происходит ровно наоборот. Мужланы — форевер, дамы — маздай.
В процессе знакомства с Барбилендом и во время похода в реальный мир, персонажи раскрываются в полной мере, в лучших и худших проявлениях.
Стереотипная Барби — наивно-эгоистична. Кен – туповато-потерян. Саша – подростково-безапеляционна. Ее мать Глория – занырнула в себя и позабыла вернуться. Совет директоров Маттел (куча белых мужиков в костюмах, решающих, что лучше для маленьких девочек) – фарсово-пародийно-буржуазен (у парней из Маттел, недурно вложившихся в фильм, либо море самоиронии, либо тонкий психологический расчет).
Женщины/Барби – самоуверенны, не замечают проблем окружающих, разрываются между феминизмом и желанием переложить ответственность на мужские плечи. Слишком легко соглашаются на возвращение привычных домостроевских устоев (я помню про зомбирование, но его природу нам не потрудились объяснить). Мужики/Кены – пышут тестостероном (и неважно, что у кукол нет первичных половых признаков), ревнивы, легко управляемы, ведутся на малейшую манипуляцию, на щелчок пальцев начинают считать себя всезнающими пупами мира. Вместо действительно важных вещей занимаются сублимированием через спорт и прочие игрушки. Крепких профессионалов, занимающихся нужным делом – единицы. В реальности всем правят власть и деньги.
Достанется всем (кроме разве что Рут Хэндлер, создательницы Барби, она практически безгрешна. Кроме налогов, пожалуй, но кого этим удивишь).
Да, соглашаются постановщики, кое-что изменилось к лучшему. В 21 веке уже недостаточно погремушки в штанах, для уважения и работы нужны знания и квалификация. Да, мужикам приходится соблюдать некоторые приличия и у дам появилось больше возможностей для развития. Но этого мало.
Вопросы, поднимаемые в фильме, действительно интересны. Правда, они остаются без ответов. Патриархат плох. Матриархат не лучше (все тоже, что при власти мужчин, только наоборот). Люди не могут жить, не унижая окружающих по какому-либо признаку, и половой один из основных. Не самоутверждаясь за счет других. Не пытаясь получить привилегии по праву рождения. Что же делать? А бог его знает. Максимум, что могут предложить создатели ленты – будьте самими собой. Не гонитесь за марой навязанных обществом стереотипов, ищете свой путь в жизни.
Тоже вариант, но после такой пляски на костях патриархата с матриархатом хотелось бы более внятной версии того, как все же людям достичь гармонии в отношениях полов (хотя бы вдумчиво показанного партнерства). Впрочем, постановщики кино не пророки.
Актеры порадовали.
Барби (Робби). Гиперпозитивная девица, наслаждающаяся каждой минутой бытия и не мыслящая, что может быть иначе. Открывающая несправедливость мироустройства, вынужденная отправиться в путешествие-квест, хотя абсолютно этого не хочет. Столкнувшаяся со срывом жизненного шаблона, крушением представлений о собственной роли в жизни. Выслушавшая безжалостно-жесткие слова недоросля о себе. Вынужденная сражаться за привычный карамельный мирок Барбиленда. Делающая сложнейший выбор и кардинально меняющая жизнь. Образ недурен, и Робби, как в большинстве своих работ, на высоте.
Кен (Гослинг ) тоже не подкачал. Глуповатое приложение к Барби, живущее лишь ее вниманием. Решившийся на нетривиальный ход, распахнувший перед ним прелести патриархата. Открывший в себе лидерские способности, пускай они и показались ему нелегкой ношей. Нашедший кумира и настоящую страсть к лошадям. Не один раз кардинально меняющийся в процессе сюжета. Гослинг, далеко не везде производящий хорошее впечатление, тут молодцом.
Ну и как не упомянуть Глорию (Феррера) с ее сюжетообразующим монологом об ожиданиях и требованиях к женщинам.
Эрго. Неожиданно глубокая и острая (к сожалению, изрядно прямолинейная) сатирическая комедия, совместившая рекламу продукции Маттел, критику всего, до чего можно дотянуться с приятными актерскими работами, яркой картинкой и важными вопросами (правда, без ответов).
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Ариана Гринблатт, Кингсли Бен-Адир, Эмма Маки, Хари Неф, Уилл Феррелл, Никола Кохлан, Джон Сина, Дуа Липа
Инопланетные психотерапевты, или Ностальгический триллер
Бринн Адамс (Девер) жила затворницей не первый год. Благо было где. Родительский дом в глуши давал крышу над головой, швейные заказы, высылаемые по почте – возможность неплохо кушать, попивать вино и даже собирать коллекцию моделей зданий родного городка Милл ривер.
Городка, в котором Бринн не жаловали. С одной стороны было за что. С другой…
Но все психологические нюансы отношений с согражданами отошли на второй план, когда однажды ночью в дом Бринн забрался незваный гость. Не енот и даже не бомж, желающий поживиться чужим добром. А самый натуральный пришелец. Причем, похоже, не с самыми добрыми намерениями.
Относительно недорогие фантастические триллеры с небанальными завязками способны порадовать зрителя добротным кино. Вспомним хотя бы Место, Дитя, Прочь или Машину.
No Save You стремится занять среди коллег надлежащее место. По большей части удачно.
Первым привлекает внимание антагонист, будто возвращающий нас в блаженные подростковые годы с непременными Икс-файлами (также отметим свеженький NOPE). Большеголовые и большеглазые инопланетяне, взаимодействующие с электричеством и владеющие телекинезом. Жаждущие похитить добропорядочных гомо сапиенсов и провести с ними жуткие эксперименты. Яйцеголовые пришельцы, нависающие над тобой в стиле котов Наташи. Разные подвиды алиенов. Инопланетное вторжение, похитители тел, летающие тарелки, притягивающие лучи, круги на полях. Эх, будто в молодость окунулся!
Второй фишкой ленты стал радикальный отказ постановщиков от использования речи. Первая законченная фраза прозвучит на исходе получаса ленты, так и оставшисья чуть ли не единственной. Максимум отдельные слова, да и те можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем, это не обуславливается жизненной необходимостью, как в том же Месте, просто героиня столь немногословная (а остальные персонажи и вовсе не склонны к людскому общению) и практически позабывшая о том, как разговаривать. Даже в пиковые моменты она издает максимум нечленораздельные возгласы. С одной стороны логично, к чему воздух сотрясать, коли живешь один. С другой – общение с умным человеком, конкретно с самим собой, неплохо помогает при отсутствии собеседников.
Героиня недурна. Бринн (Девер) гармонично смотрится в антураже безлюдного большого дома, наполненного только мебелью, гирляндами да модельками зданий. За годы привыкшая к одиночеству, разряжаемому лишь письмами к далекой (очень далекой) подруге, попытками вспомнить, каково это улыбаться другим людям, да научиться танцевать парные танцы без партнера. Загнавшая большинство травмирующих воспоминаний в самые дальние уголки мозга (и дома). С бурно отражающимися на лице эмоциями. Отнюдь не тряпка, сильный человек, в случае опасности активно сражающийся за свою жизнь. Напрочь растерявшая коммуникативные функции. Не самая простая задача для лицедея, скажем честно, эдакий бессловесный актерский этюд на полтора часа. Девер справляется, удерживая на себе львиную долю зрительского внимания.
За остальную часть прелести ленты отвечает тщательно создаваемое напряжение. Пасторальное введение, во время которого уже начинают позванивать колокольчики будущих проблем. Первая бурная ночь, заставляющая следить за перипетиями не отводя глаз. Небольшая передышка и вторая часть бедствий на голову нашей Бринн. Саспенс знатный, и даже когда к финалу создатели ленты начинают загоняться (зачем вводить убийственного близнеца, когда вы только что полюбовно расстались с персонажем? Прости ребенка, воздай взрослому?), и привлекать элементы бога из машины (как «ежик» оказался снаружи?), следить за сюжетом по-прежнему волнительно-интересно.
Действие большей частью происходит в доме, однако камерной сценой тут не ограничиваются, время от времени выводя героиню то в лес, то по дрова, пардон в город.
Да, изрядная часть действия случается в темноте, но в отличие от того же «Под водой», здешняя ночь не выглядит кромешной, давая нам возможность разобрать большинство происходящего.
Ну и как не упомянуть психологическую подоплеку происходящего! Да никак, ведь фильм полностью построен на людских психотравмах, их влиянии на развитие гомо сапиенсов.
Начиная с того, что, по мнению постановщиков, детские ошибки формируют всю нашу жизнь. Ведь получить прощение от окружающих (и особенно от самой себя) становится практически невозможным делом. Социум безжалостно наказывает за любую оплошность, невзирая на возраст нарушителя и обстоятельства. С огромным удовольствием создавая и травя изгоев, отыгрываясь на них за свои собственные «баги», недоработки и глупость. Изгоев, жаждущих полноценного общения с сородичами, поскольку человек, как не крути, животное социальное.
Но самое обидное, если верить создателям ленты, люди просто неспособны самостоятельно, без присмотра со стороны, справляться со своими (и общественными) психологическими тараканами. Без существа с добрым, участливым взором не обойтись. И хорошо, когда это банальный психотерапевт. Не дай бог, понадобится средство помощнее.
Эрго. Приятный, большей частью камерный триллер с хорошей актерской работой, ностальгической завязкой, качественным напряжением и нутряной психологической подоплекой.