Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 октября 2023 г. 11:42

Истребитель чудовищ c принципами, или До боли реальная сказка

vedmak-kniga

Пыльные и опасные дороги Континента: утоптанные большаки и лесные тропки, городские мостовые и сельские шляхи. Смертельная опасность, ждущая в чаще, болоте или подземелье. Туши тварей, лишившихся возможности вредить людям. Шрамы на теле и на сердце. Дурная слава, презрение, злоба окружающих. Редкие друзья и многочисленные недоброжелатели.

Все это давным-давно стало частью жизни хмурого мужчины с белыми волосами и мечом за спиной. Ведьмака Геральта из Ривии – истребителя чудовищ, еще не верящего в судьбу и упорно избегающего своего Предназначения.


«Потом говорили, что человек этот пришел с севера…». Эти слова я прочел, перебирая тома на книжной раскладке (да-да, этот вид распространения печатной продукции был жутко популярен в начале 90-х) неподалеку Республиканского. И выпал из реальности на все время, пока не дочитал рассказ «Ведьмак» (написан в 1986, причем в том переводе, что я читал, Геральт был не ведьмаком, а ведуном), помещенный в аляповатый сборник фантастики. Прямо на раскладке, у столика с литературой. Невзирая на летнюю жару и явное недовольство продавца (денег купить книгу у меня не было).

Потом был Век дракона и продолжение цикла Сапковского, ставшего одним из любимейших на долгие годы.

Нынче, благодаря компьютерной игре и сериалу от Нетфликс, мало народу, не слыхавшего о Геральте из Ривии, но даже игравшим и смотревшим стоит почитать первоисточник.

Экранизаций Ведьмака на сегодня случилось две штуки. Первая – польский сериал из 13 серий (была также полнометражка на 130 минут, нарезанная из сериала с «кратким содержанием Каштанки») увидел свет в 2001 году, отличался недурными персонажами, а также препаршивыми спецэффектами. Вторая – американский сериал с Кавиллом, стартовал в 2019, пережил уже 3 сезона (обзор первого, второго, третьего) и кроме чересчур амбалистого главгероя запомнился вольными фантазиями сценаристов.

Книги того стоят.

Рассмотрим по пунктам.

1.Анджей одним из первых в своих книгах совместил сказку и быль. Вводя в обиход элементы того, что позднее назовут темным фентези. Задолго до Мартина, Эриксона и Аберкромби. Разве что Кук создал свой Отряд на пару лет раньше.

Волшебные составляющие, такие как драконы, колдуны, магические существа и чудища, соседствуют у Анджея с привычными людскими особенностями и признаками реальной земной жизни. Ненавистью, злобой, тупостью, жаждой власти, презрением к низшим и иным, не таким как все. Коктейль выходит убойный и мастерски смешанный. Когда благообразный волшбарь внутри мало отличается от смеси упоротого яйцеголового (из тех, что радостно участвовали в Манхэттенском проекте) и пронырливого аппаратчика. Местный градоправитель предлагает не изысканно выпить вина, а попросту пройтись по пиву. Мудрая королева готова убивать, не моргнув глазом ради блага династии. Кругом кровь, грязь, человек человеку волк, власть имущие сволочи, простой люд быдловат и даже эльфы, те к которым после Профессора пиетета море, знаете ли… И редкими алмазами в гнилом болоте сверкают по-настоящему хорошие люди, типа Геральда, Лютика или Нэннеке. Мир, созданный Сапковским, благодаря такому совмещению кажется до боли родным и домашним.

Немало для стратегического развития локации делают подглавки «Глас рассудка» (написанные в 93-м уже после Меча), стоящие между основными повестями «Последнего желания». Они кидают намеки на будущее, направляют рассказы в канву цикла, разжигают дополнительный интерес. По времени действия расположены «Гласы» после первой повести (упырица), и все остальные части Желания оказываются воспоминаниями, ретроспекциями, происходящими в различное прошлое время. Вот, скорее всего, чем вдохновлены хронопрыжки первого сезона американского сериала.




Статья написана 23 октября 2023 г. 10:52

Не играйте с потусторонним, или Спиритическая Австралия/»Возьмемся за руку, друзья…»

demon_pridi

Последние два года для 17-летней Миа не выдались сахарными. После смерти матери девушка впала в серьезную депрессию, отдалилась от отца и сверстников, даже пробуя заглушить душевную боль наркотой.

Только единственная подруга Джейд, да ее младший брат Райли помогали совсем не пасть духом.

Пока однажды все трое не оказались участниками спиритической вечеринки, где при помощи таинственной руки мертвеца подростки щекотали нервы, впуская в себя духов умерших.

Миа забава увлекла, тем паче, что одним из потусторонних гостей оказался дух ее матери.

Неужто зря сказания всех времен и народов не рекомендуют играться с потусторонними силами?

Или все же не зря?


Тема призраков и прочих демонических сущностей уже не первое десятилетие является одной из самых благодатных для создателей фильмов ужасов («Зеркала», «Призраки», «Реинкарнация», «Клуб», «Экзорцист» не дадут соврать). Решили нырнуть в эту широченную реку и молодые австралийские кинематографисты, явно вдохновленные некоторыми работами Флэнегана.

Получилось сбивчиво, но в целом недурно.

Прямой перевод названия фильма — «Поговори со мной» — первая (в оригинале) ключевая фраза из фильма в общении к потустороннему, перевели ее, что характерно, как: «Демон приди». Это при том, что в фильме ни одного демона мы не встретим, исключительно призраки покойников.

В первую очередь охота отметить работу юной Софи Уайлд. Персонаж у нее получился дико бесящий, но гармоничный. Тонкое и нежное существо с неустойчивой, ранимой психикой, подвид пубертатной трепетной лани, по словам знакомцев: «раздражающая прилипала». Уже второй год лелеющее психотравму от смерти матери. Одинокая, полная печали, не способная перешагнуть через потерю и жить дальше. Не идущая на контакт с отцом. Слабо социализированная, не пользующаяся особой любовью среди одногодков. Вдобавок и с мозгами не дружит.

С одной стороны – мало кто захотел бы общаться с таким человеком. С другой – многие обнаружат в образе Миа собственные черты и «бзики», что обеспечивает персонажу недурное сопереживание.




Статья написана 20 октября 2023 г. 11:37

Под взглядом ворона, или Благими намерениями…/«Богатые тоже плачут»

padenie_asherov

Семейство Ашеров принадлежало к числу богатеев, для которых вертится мир. Гигантская и успешная фармакологическая компания, недвижимость, известность, денег, как грязи.

К таким не липнут обвинения, им наплевать на суды и общественное негодование, они день за днем выходят сухими и чистыми из любой самой грязной воды.

До недавнего момента.

Когда на протяжении пары недель, один за другим, на небеса отправилось практически все молодое поколение фамилии. Шесть человек.

Патриарха семейства, Родерика, гибель детей подкосила. Настолько, что он даже решился на предельную откровенность перед помощником генпрокурора США, уже давно точащим зуб на Ашеров.

Перед нами разворачивается картина возвышения и упадка дома Ашеров. Их грешков и свершений, тайн и преступлений.

Людей, давным-давно, окруженных вниманием некой мистической силы.


Майк Флэнеган («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса», «Клуб полуночников») стремительной ракетой ворвался в затхлый мирок хоррора. Его Призраки стали одним из лучших ужастиков десятилетия (если не больше). И хотя последующие работы постановщика не всегда дотягивали до уровня Холма, каждую новый фильм/сериал Майка ждали с нетерпением.

В этот раз Флэнеган решил вдохновиться творчеством Эдгара Алана По. Взяв за основу идеи доброго десятка его рассказов, стихов и творчески их доработав (я не сильный знаток творчества По, кроме собственно Ашеров, Морга, Маятника и Маски (не считая непременных для Алана воронов) с ходу больше ничего не опознал – приму помощь зала).

Кроме недурного саспенса подарив зрителю пару небезынтересных тем «на подумать». Но сперва о хорроре.

На экранах воплощались не только работы По, но и он сам самолично. Вспомним хотя бы «Ворона» и «Всевидящее око»

Перед нами несколько временных линий (излюбленная фишка режиссера, жаль от гармоничных переключений времен он на этот раз отказался): наши дни, и визуализированное воспоминание-рассказ Родерика, то возвращающегося в своей исповеди к временам молодости, то перебирающего в памяти события последних роковых недель. Причем показывают нам не только то, что мог видеть патриарх семьи, но и события глазами его безвременно почивших наследников (что объясняется в финале).

Ретроспектива в основном относится к 80-м, времени, когда бедные и голодные Ашеры пытались выгрызть свое место под солнцем. Времени, когда ярко проявились особенности брата и сестры. Времени, когда они впервые встретили Ту женщину (Гуджино).

Персонаж, с которым связана наибольшая интрига сериала. Перед нами сверхъестественное создание. Причем явно не банальный призрак, убиенный героями (появляется в разных местах, может обладать физическим телом, отображаемым на камерах, может являться жертвам в галлюцинациях). Тот, кто предупреждает о близкой кончине, дает возможность задуматься о своей судьбе. Одновременно частенько выступая в роли искушения, того кто подсовывает прямо под нос до безумия желаемое.




Статья написана 13 октября 2023 г. 10:53

Куклы и люди, или Гармония недостижима?

barbi

В розовом, полном солнца и улыбок Барбиленде живут сотни кукол.

Барби — различных лет выпуска и модификаций, Кены, Аллан и прочая продукция компании Маттел.

Каждый день стереотипной Барби идеален, полон девичников, счастья, веселья и абсолютно похож на предыдущий.

До той поры, пока в голове куклы не рождаются мысли о смерти. А в Барбиленде начинают происходить абсолютно невообразимые вещи.

Чтобы вернуть все на круги своя, Барби и увязавшемуся за ней Кену, придется отправиться в Реальный мир. В путешествие, которое изменит не только судьбу одной конкретно взятой куклы.

Но и всего Барбиленда. А может и кого-то в Реальности.


Барби, появившаяся на свет в затертом 1959 году, без преувеличения, культовый для Америки продукт. Кукла, изображавшая взрослую женщину, после непременных и надоевших пупсов, действительно стала прорывом в индустрии игрушек. С ее помощью девочкам можно не только готовить себя к одной-единственной судьбине матери, но и разыгрывать множество других сценариев взрослой жизни. А с 1960-го Барби и вовсе ступила на рабочую стезю: в продаже появились куклы в нарядах практически всех возможных профессий: от модельера до космонавта.

И вот, наконец, на большие экраны выходит полнометражка, героинями которой стали те самые куклы. Лента, созданная одной из самых известных женщин-режиссеров Гретой Гервиг, на счету которой такие дамские ленты как «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины».

Сатирическая комедия, недурно простебавшая мужчин, женщин, патриархат, матриархат, корпоративный капитализм, современное общество в целом, поднявшая ряд любопытных социальных тем.

Сперва мы знакомимся с женской феминистической утопией Барбиленда. Местом, насквозь пронизанным розовым цветом. Мирком, где правят дамы всех возможных расцветок и форм, мужчины живут лишь ними и для них, каждый день праздник, с лиц не сходят улыбки, не затихают приветственные возгласы и аплодисменты, а ноги сами пускаются в пляс. Причем, о том, что перед нами куклы, зрителю позабыть не дают. Раскрытые настежь домики без крыш и стен, способность левитировать, душ без воды, пакеты молока, откуда ничего не льется.

Картинка Барбиленда яркая и пластмассовая, подается в водевильном, мультяшном стиле, легко и беспечально. Отдельных пара десятков вистов за дорогу в реальный мир. И за оммажи Кубрику, Кингу, Матрице и прочим Стражам.

Потом попадаем в реальность, где все происходит ровно наоборот. Мужланы — форевер, дамы — маздай.

В процессе знакомства с Барбилендом и во время похода в реальный мир, персонажи раскрываются в полной мере, в лучших и худших проявлениях.

Стереотипная Барби — наивно-эгоистична. Кен – туповато-потерян. Саша – подростково-безапеляционна. Ее мать Глория – занырнула в себя и позабыла вернуться. Совет директоров Маттел (куча белых мужиков в костюмах, решающих, что лучше для маленьких девочек) – фарсово-пародийно-буржуазен (у парней из Маттел, недурно вложившихся в фильм, либо море самоиронии, либо тонкий психологический расчет).




Статья написана 9 октября 2023 г. 10:47

Инопланетные психотерапевты, или Ностальгический триллер

nikto_tebja_ve_spaset

Бринн Адамс (Девер) жила затворницей не первый год. Благо было где. Родительский дом в глуши давал крышу над головой, швейные заказы, высылаемые по почте – возможность неплохо кушать, попивать вино и даже собирать коллекцию моделей зданий родного городка Милл ривер.

Городка, в котором Бринн не жаловали. С одной стороны было за что. С другой…

Но все психологические нюансы отношений с согражданами отошли на второй план, когда однажды ночью в дом Бринн забрался незваный гость. Не енот и даже не бомж, желающий поживиться чужим добром. А самый натуральный пришелец. Причем, похоже, не с самыми добрыми намерениями.


Относительно недорогие фантастические триллеры с небанальными завязками способны порадовать зрителя добротным кино. Вспомним хотя бы Место, Дитя, Прочь или Машину.

No Save You стремится занять среди коллег надлежащее место. По большей части удачно.

Первым привлекает внимание антагонист, будто возвращающий нас в блаженные подростковые годы с непременными Икс-файлами (также отметим свеженький NOPE). Большеголовые и большеглазые инопланетяне, взаимодействующие с электричеством и владеющие телекинезом. Жаждущие похитить добропорядочных гомо сапиенсов и провести с ними жуткие эксперименты. Яйцеголовые пришельцы, нависающие над тобой в стиле котов Наташи. Разные подвиды алиенов. Инопланетное вторжение, похитители тел, летающие тарелки, притягивающие лучи, круги на полях. Эх, будто в молодость окунулся!

Второй фишкой ленты стал радикальный отказ постановщиков от использования речи. Первая законченная фраза прозвучит на исходе получаса ленты, так и оставшисья чуть ли не единственной. Максимум отдельные слова, да и те можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем, это не обуславливается жизненной необходимостью, как в том же Месте, просто героиня столь немногословная (а остальные персонажи и вовсе не склонны к людскому общению) и практически позабывшая о том, как разговаривать. Даже в пиковые моменты она издает максимум нечленораздельные возгласы. С одной стороны логично, к чему воздух сотрясать, коли живешь один. С другой – общение с умным человеком, конкретно с самим собой, неплохо помогает при отсутствии собеседников.







  Подписка

Количество подписчиков: 140

⇑ Наверх