Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 июля 2023 г. 10:59

Игры с разумом, или Бодренько и вторично

gipnotik

День для детектива полиции Рурка складывался как нельзя лучше. Прогулка в парке с любимой дочерью, тихое отцовское счастье наблюдения за играми девочки.

А потом дочь пропала. Никто так и не смог понять куда, и кто стал ее похитителем.

Но что если все совсем не так как кажется, и за исчезновением дочери кроется тайна, связанная с самыми могущественными людьми на планете?

Теми, кто способен управлять самим человеческим разумом.


Странноватое кинопроизведение. С одной стороны оно шаблонно до чертиков, не стесняясь заимствуя элементы то у Нолана от Начала до Помни, то у Дика, то у икс-менов. Напоминает схематичную театральную постановку старательного, но бесталанного режиссера (тут даже понятно почему). С другой – недурно завинчивает интригу и радует приятными сюжетными поворотами.

Элементы, предлагаемые нам Родригесом, мы уже видели и не раз. Все вокруг не то, чем кажется. Иллюзии могут быть столь же убедительными, как и реальность. И вообще что такое Реальность? Теория заговора о коварном Опсчестве, управляющем людьми. Недобрые мутан…. Пардон экстрасенсы, влияющие на мозги. Hypnotic вторичен, как советский автопром.

Но при этом умудряется поведать бодрую, любопытную, слоеную историю с неожиданными поворотами. Она раскрывается перед зрителем подобно матрешке, из которой появляются все новые и новые фигурки, в корне меняющие восприятие ситуации. На удивление, финал ленты, вызывающий четкое ощущение очередного конструкта, таковым не оказался. Фигвам постановщики припасли, но слабенький.




Статья написана 17 июля 2023 г. 10:11

Заевшийся вершитель, или Судьбоносное расследование

pravosudie_korolej

Подъезжая к деревеньке Рилл, Хелена Седанка – секретарь сэра Вонвальта, Правосудия из ордена магистратов империи, и думать не могла, что этот визит станет началом поистине судьбоносных дел.

А присоединившийся к ее работодателю во время этой поездки священник, убийство леди в торговом городе, чрезмерная активность храмовников, окажутся частями событий, способных привести ни много ни мало к концу Империи Волка.


Фентези, вызывающее стойкие ассоциации с романом де Кастелла (антуражем чуточку напоминающее Розу). Те же странствующие магистраты, явно имеющие корни в Justices itinerant (Странствующая справедливость) – судьях, ездивших по провинциям средневековой Англии. Те же интриги и проблемы, накатывающие на этих самых магистратов. Активной динамики у Суона минимум, зато имеется весьма важная для сюжета детективная линия, за которой читатель наблюдает большую часть времени. Назвать расследование суперинтересным нельзя – подозреваемые появляются быстро, и особых сюрпризов мы не дождемся. Главная цель детективной арки подвязать происшествие местечковых размеров к глобальным пертурбациям, ожидающим мир. С этой задачей автор справляется, ведь если поначалу масштаб происходящего не впечатляет, то ближе к финалу Суон тонко намекнет влияние событий в Долине Гейл на судьбы империи. Оставив самое вкусное на следующие тома.

Сюда же примыкают элементы столь любимой на западе «судебной драмы» с проникновенными выступлениями в зале суда.

В целом, «Правосудие» местами откровенно скучновато и удивляет своеобразными героями, главных из которых ровно двое.

Ведущая протагонистка, от первого лица происходит наше знакомство с миром. Причем подается текст как воспоминания уже состарившейся героини, видевшей падение империи (эге-ге-й, Квоут!). Не скажу, чтобы однозначно удачный ход.

Хелена Седанка – секретарь Вонвальта. 19-летняя девушка упорно не понимающая, чего она хочет от жизни и частенько демонстрирующая все психологические особенности возраста. Хелена – дитя войны, сирота, буквально подобранная на помойке сэром Конрадом. Взятая им в подопечные и фактически дочери, подготавливаемая к возможному вступлению в Орден и должности Правосудия. Девица активно мечется меж открывающимися возможностями и желанием простого женского счастья. Сомневается в своих способностях всю жизнь провести в пути. Она экспрессивна, порывиста, часто шарахается из стороны в сторону, одновременно тянется за похвалой своего опекуна и проявляет классический подростковый бунт.

Но если ей такие метания и шалости позволительны в силу возраста, то у другого героя этой «отмазки» нет и близко.




Статья написана 3 июля 2023 г. 11:22

В поисках правды, или Таинственная антиутопия

Bunker_serial

10 тысяч человек живущих в гигантском подземном бункере на полутора сотнях уровней. Мертвый мир за пределами бункера. Социальное неравенство внутри. Долгие годы за спиной. Будущее в тумане.

Но что если с миром снаружи не все так просто, как кажется на первый взгляд? И кто-то из стоящих у руля знает больше, чем говорит своим подданным?


Цикл Хью Хауи («Бункер. Иллюзия») был смесью постапа с классической антиутопией, радующей читателя некислой интригой.

Постановщики сериала постарались бережно перенести на экран социсследования Хауи, достаточно корректно воссоздав перед нашими глазами его общество – натуральную мини-модель большого людского социума.

Антиутопия у Хью действительно как по учебнику. Все живут и работают ради общества. Все действия и устремления ориентированы на благо Бункера. Личностное по боку. Чтобы попробовать завести ребенка, нужно получить одобрение свыше, и даже это дает лишь ограниченное время на зачатие. Прошлое под запретом (да и информации с гулькин нос – клятые повстанцы полтора века назад постарались). Вся жизнь ограничена и зажата в рамки массой правил, за соблюдением которых следит всеобщее пугало, аналог жандармов — «Законники», ребята, при одном виде которых душа уходит в пятки. Большинство технологий в загоне (в частности подъемные механизмы). Масса знаний утеряны (что за огоньки в небе?). Процветают слежка и доносительство. Теория заговора цветет и пахнет. «Реликвии» прошлого (фактически любые предметы, оставшиеся от минувших дней) могут подвести под монастырь, вплоть до Очистки. За недовольными пристально следят Друзья бункера – Стукачи (пардон, Слухачи). В наличии серьезное расслоение общества – от парий-уборщиков (но комната отдыха у них знатная) к технарям со Дна и управленцам с Верхушки (средний класс, тех, кто у Хауи выращивал еду, постановщики практически оставили за скобками). Редкие праздники с массовыми гуляниями, активным одобрением Основателей и не менее активным порицанием террористов-повстанцев, 140 лет назад устроивших некислую заварушку. И как вершина отдохновения – наблюдение за смертельной Очисткой. Пакт — свод законов, созданных Основателями вместо Библии. Жутко дорогая бумага, единственный «покоцаный» огромный генератор, обеспечивающий энергией все без малого 150 уровней.

В общем, несладко тут в подземном царстве.

Зато, понятное дело, отличная возможность поговорить с читателем на различные социальные и психологические темы. Отследить механизмы управления толпой, использование кнута и пряника, слежки, силовиков и пропаганды, манипуляций и лжи, игр с историей, пренебрежения высших к низшим, глухого недоверия, переходящего в ненависть, идущего в противоположном направлении. Что любопытно, далеко не все из начальства показаны козлами. Имеются адекватные, здравомыслящие люди, хорошо исполняющие свои мэрские или шерифские обязанности. Но есть и другие.




Статья написана 30 июня 2023 г. 10:51

Интригующий полет, или Беседа о постлюдях (и не только)

exopraksija

Ученый Дэниэл Брюкс знал, как проведет ближайшее время. В бесполезном сборе биологических образцов посреди пустынного ландшафта.

Но в результате стечения обстоятельства Дэни оказывается на борту космолета «Терновый венец». В компании старого полковника, синтета, пилотши-социопатши, пары десятков постлюдей, способных к гениальным озарениям и вампирши.

На хвосте у корабля погоня, и кто-то хочет смерти всем его обитателям.

Но не менее важна цель полета. «Венец» отправляется к станции, на которую поступали данные с «Тезея». Лучшего корабля, созданного в 21 веке. 14 лет назад, после Огнепада, отправленного для контакта с внеземным разумом. Корабля, напрочь исчезнувшего из виду.

И очень похоже, что вместе с данными на станцию проникло что-то еще.


Канадца Питера Уоттса («Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот», «Революция в стоп-кадрах») после публикации «Ложной слепоты» окрестили последней надеждой научной фантастики. Не зря. Несмотря на кучу терминов и не слишком дружелюбный текст, романы Питера поднимают чертовски важные для мыслящего хомо вопросы, позволяя хорошенько подумать и поспорить над вариантами развития человечества.

Продолжение романа, принесшего Уоттсу мировую славу, говорит с читателем на те же темы.

-О том, что придет на смену обычным людям – «исходникам», или «тараканам», по терминологии продвинутых гомо сапиенсов. В Эхопраксии Уоттс пристально рассматривает идею роевого разума. На примере единого организма — ордена Двухпалатников. Монахов, выглядящих воплощением ритуалов, запатентовавших кучу передовых открытий, получающих откровения свыше, управляющих самим торнадо. Эдакие вариации на тему люденов. Существ, далеко шагнувших от обычного человека. Наносящих повреждения собственному мозгу, используя раковые опухоли. Объединившихся в коллективный разум, получающий предвидения, способный на точные предсказания. Видящих ситуацию на десятки ходов вперед, всегда имеющих планы внутри планов. При гибели отдельных индивидуумов-монахов, теряющих лишь части тела общего организма. Оставивших за спиной как рваную ветошь некоторые ископаемые чувства и даже личность. Парни, «которые знают что делают». Отчего они не управляют обычными хомо? Неинтересно? Или это только кажется, что не управляют. И что в них осталось от человека?

Да, они сделали шаг ближе к реальности, увидели чуть больше того что на самом деле есть во Вселенной, а не ее преломление через людской мозг. Но не слишком ли высока цена?

-Что такое трансцендентность – трансформация или самоубийство (измененный мозг перестанет быть твоим). Или ценность личности преувеличена, а к ее концепции стоит относиться легче? Ведь со временем, получая, обрабатывая, воспринимая новые мысли, идеи, любой человек кардинально меняется. Становится другим. И это постоянный процесс.

-Об Интуиции, способной на великие озарения, уверенно идущей на смену науке, которая уперлась в границу, решив «заставить кота Шредингера поиграть с мотками невидимых струн». Интуиции, тесно связанной с чувством религиозного экстаза.




Статья написана 26 июня 2023 г. 12:24

Влюбленная Смерть, или Уход в состоянии «больше желать нечего» — это мечта

znakom_Dzho_blek

Билл Перриш поимел от жизни все. Успешная новостная фирма. Отличная репутация. Знакомство с самыми влиятельными людьми страны. Куча бабла. Две дочки, уже давно отправившиеся в самостоятельное плавание. А впереди еще немало свершений. 65 – не возраст.

Так казалось до того момента, когда на пороге особняка Перриша появился смазливый паренек, в которого вселилась сама Смерть.

Смерть, пришедшая за Биллом, но согласная отложить свою работу на то время, пока Периш побудет ее проводником по миру людей. Месту, где Смерть решила провести небольшой отпуск.

О встрече с Разрушительницей наслаждений снято и написано за историю человечества немало. Постановщики Joe Black создали любопытный сплав философского размышления о Жизни, Любви, Смерти, комедии и мелодрамы. Акцент сделав именно на последнем поджанре. Хотя проявляется он далеко не сразу.

В основе ленты пьеса Альберто Каселлы «Смерть берёт выходной». А точнее Meet Joe Black является ремейком фильма 1934 года («Death Takes a Holiday»), переделанного и выпущенного под тем же названием в 1971 году.

Первой мы видим историю человека, получившего возможность осознанно и вдумчиво попрощаться с миром живых.

Билл (Хопкинс )– сильный, харизматичный бизнесмен, всю жизнь создававший могучую фирму, несущую людям новости. Правдивые, прошу заметить новости. Перриш находится на том почти недостижимом для медийщиков уровне, когда может не обращать внимания на давление и желания власть имущих. Не поддаваться их влиянию, не искать благосклонности, а просто хорошо делать то, к чему лежит душа – позволять своим ребятам сообщать новостные сюжеты. Хотя о фирме Билла мы почти ничего не узнаем, складывается именно такое впечатление – быть может, обманчивое.

И вот накануне своего 65-летия он вплотную сталкивается с тем, против чего бессильны деньги, влияние и прочие общественные инструменты. Взамен Перриш получает то, чего почти никто не имеет. Возможность устранить один из самых обидных факторов кончины – ее внезапность. Билл четко знает, что как только его «гость» решит завершить свой отпуск – закончится и жизнь Перриша. А следовательно ему нужно закончить все недоделанные дела, осознать, что самое главное в жизни, вспомнить все хорошее, что было, сделать то, что еще не сделано для своих дочерей. И с миром, осознав, что «больше желать нечего», отправиться к предкам.

Именно этим Перриш и займется. Дав возможность старшей, не самой любимой дочурке провести грандиозный прием в честь его юбилея. А главное – донеся свою концепцию любви и счастья до младшей.

Хопкинс хорош. Энергичный, несмотря на возраст, живущий полной жизнью, властный, жутко занятой, сильный мужчина, столкнувшийся с непостижимым. Некоторое время потративший на приятие того факта, что его жизнь окончена, а рядом неотлучно пребывает сама Смерть. Со временем начавший проявлять характер, настаивать на своем, спорить с визитером, вести себя жестко. Заодно проявляя свои лучшие качества. Способность искренне любить близких. Не поддаваться на привлекательные предложения, идущие вразрез с совестью. Бороться за свои идеалы. Прощать оступившихся, наказывать подлецов.







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх