День для детектива полиции Рурка складывался как нельзя лучше. Прогулка в парке с любимой дочерью, тихое отцовское счастье наблюдения за играми девочки.
А потом дочь пропала. Никто так и не смог понять куда, и кто стал ее похитителем.
Но что если все совсем не так как кажется, и за исчезновением дочери кроется тайна, связанная с самыми могущественными людьми на планете?
Теми, кто способен управлять самим человеческим разумом.
Странноватое кинопроизведение. С одной стороны оно шаблонно до чертиков, не стесняясь заимствуя элементы то у Нолана от Начала до Помни, то у Дика, то у икс-менов. Напоминает схематичную театральную постановку старательного, но бесталанного режиссера (тут даже понятно почему). С другой – недурно завинчивает интригу и радует приятными сюжетными поворотами.
Элементы, предлагаемые нам Родригесом, мы уже видели и не раз. Все вокруг не то, чем кажется. Иллюзии могут быть столь же убедительными, как и реальность. И вообще что такое Реальность? Теория заговора о коварном Опсчестве, управляющем людьми. Недобрые мутан…. Пардон экстрасенсы, влияющие на мозги. Hypnotic вторичен, как советский автопром.
Но при этом умудряется поведать бодрую, любопытную, слоеную историю с неожиданными поворотами. Она раскрывается перед зрителем подобно матрешке, из которой появляются все новые и новые фигурки, в корне меняющие восприятие ситуации. На удивление, финал ленты, вызывающий четкое ощущение очередного конструкта, таковым не оказался. Фигвам постановщики припасли, но слабенький.
К сожалению, сверстана история топорно, не радуя ни общей канвой сценария, ни мастерством постановки, ни актерской игрой. Вполне возможно, это сознательный и обусловленный сюжетными особенностями ход, но искушенному зрителю смотреть на творящийся на экране провинциальный погорелый театр может быть попросту больно. Как в той пресловутом анекдоте про фальшивые елочные игрушки. А уж красненькие пиджачки откровенно повергли в экстаз. Это они так издеваются? К чему были «глюки» небесного города и вовсе непонятно. Очередной оммаж «Началу»?
Динамика поддерживается на уровне, боевка имеется, но поставлена примитивно и скучновато.
Аффлек стандартно-однообразен. С его любимым выражением лица грустно-хмурого и недоумевающего бассет-хаунда. Впрочем, тут оно на диво уместно. И отцовских эмоций не жалеет.
Диана (Брага). Эдакая проводница для ГГ по «новому дивному миру».
Деллрейн (Фихтнер). Центральный антагонист величаво несущий себя любимого по пространству фильма. Играть ему тут особо нечего.
Эрго. Вторичная фантастика о играх разума. Стратегически шаблонна, а вот в тактических моментах хватает приятных нежданчиков.
Режиссер: Роберт Родригес
В ролях: Бен Аффлек, Уильям Фихтнер, Алиси Брага, Дж.Д. Пардо, Дайо Окении, Джефф Фэйи, Джеки Эрл Хейли, Зейн Хольц, Рубен Хавьер Кабальеро, Келли Фрай
Заевшийся вершитель, или Судьбоносное расследование
Подъезжая к деревеньке Рилл, Хелена Седанка – секретарь сэра Вонвальта, Правосудия из ордена магистратов империи, и думать не могла, что этот визит станет началом поистине судьбоносных дел.
А присоединившийся к ее работодателю во время этой поездки священник, убийство леди в торговом городе, чрезмерная активность храмовников, окажутся частями событий, способных привести ни много ни мало к концу Империи Волка.
Фентези, вызывающее стойкие ассоциации с романом де Кастелла (антуражем чуточку напоминающее Розу). Те же странствующие магистраты, явно имеющие корни в Justices itinerant (Странствующая справедливость) – судьях, ездивших по провинциям средневековой Англии. Те же интриги и проблемы, накатывающие на этих самых магистратов. Активной динамики у Суона минимум, зато имеется весьма важная для сюжета детективная линия, за которой читатель наблюдает большую часть времени. Назвать расследование суперинтересным нельзя – подозреваемые появляются быстро, и особых сюрпризов мы не дождемся. Главная цель детективной арки подвязать происшествие местечковых размеров к глобальным пертурбациям, ожидающим мир. С этой задачей автор справляется, ведь если поначалу масштаб происходящего не впечатляет, то ближе к финалу Суон тонко намекнет влияние событий в Долине Гейл на судьбы империи. Оставив самое вкусное на следующие тома.
Сюда же примыкают элементы столь любимой на западе «судебной драмы» с проникновенными выступлениями в зале суда.
В целом, «Правосудие» местами откровенно скучновато и удивляет своеобразными героями, главных из которых ровно двое.
Ведущая протагонистка, от первого лица происходит наше знакомство с миром. Причем подается текст как воспоминания уже состарившейся героини, видевшей падение империи (эге-ге-й, Квоут!). Не скажу, чтобы однозначно удачный ход.
Хелена Седанка – секретарь Вонвальта. 19-летняя девушка упорно не понимающая, чего она хочет от жизни и частенько демонстрирующая все психологические особенности возраста. Хелена – дитя войны, сирота, буквально подобранная на помойке сэром Конрадом. Взятая им в подопечные и фактически дочери, подготавливаемая к возможному вступлению в Орден и должности Правосудия. Девица активно мечется меж открывающимися возможностями и желанием простого женского счастья. Сомневается в своих способностях всю жизнь провести в пути. Она экспрессивна, порывиста, часто шарахается из стороны в сторону, одновременно тянется за похвалой своего опекуна и проявляет классический подростковый бунт.
Но если ей такие метания и шалости позволительны в силу возраста, то у другого героя этой «отмазки» нет и близко.
Сэр Конрад Вонвальт — Правосудие из ордена магистратов империи. Пожилой мужчина, обладающий высочайшими полномочиями и способностями. Член ордена, некогда отобравшего у церкви магические способности в личное пользование Правосудий. В совершенстве владеющий Голосом Императора, заставляющим говорить правду и некромантией. В юности повоевавший с соотечественниками в составе имперских легионов, позднее ставший одним из самых уважаемых вершителей правосудия. Нам показывают Конрада глазами его секретаря, и сперва перед нами возникает эдакая глыбища, умнейший знаток законов, бестрепетный слуга закона и императора. Но чем дальше в лес, тем толще партизаны. К экватору романа уважение, понимание действий Вонвальта падает ниже плинтуса. Мы видим изрядно наивного, закостеневшего и зажравшегося субъекта, если продолжить литературным языком: человека, действующего весьма легкомысленно, неосмотрительно и чрезмерно полагающегося на страх перед сложившейся системой, авторитетом Правосудий и верховенство общего права. Скажу сразу – сопереживать Конраду становится все тяжелее, взамен все чаще возникает желание порекомендовать ему достать голову из штанов и взглянуть на мир реальным взглядом.
Стилистика книги – реалистичная, без излишней чернухи, но с достаточным натурализмом: средневековье, что с него взять.
Место действия – шаблонная сверхдержава, взявшая много как от Рима, так и от Священной римской империи. Опирающаяся на аристократов (коих тут две основных фракции: приверженцы императора и смутьяны-млианары), церковь и Орден магистратов. Военные почему-то вообще не рассматриваются как значимый фактор, странновато. Государство, построенное на мечах легионов, за полвека всосавшее в себя кучу различных народностей из некогда свободных королевств, проводящее ассимиляцию нетитульных наций, когда успешную, когда не очень.
Проблемы его также типичны: восстания, конфликты и застарелая вражда между различными племенами и народами, аристократия, жаждущая большей власти, фанатичные религиозные ордена. Плюс церковь, стремящаяся вернуть себе магию. Недурной котел, жаль основное блюдо из него, как я уже сказал, автор оставил на последующие тома.
Кстати, в закон и систему общего права автор, похоже, искренне верит — считая их достаточным обоснованием захватнических войн и создания империй.
Магия, как вы уже поняли, в наличии. Причем, сконцентрированная в руках того самого Ордена Правосудия. Некромантия, воздействие Голосом, управление животными, чтение мыслей, возможность влияния на двигательные центры. Не густо, но и не пусто.
Имеются также потусторонние сущности, таящиеся в посмертии, но они пока едва обозначены.
Экшена в романе минимум, даже серьезная битва (причем вполне адекватная по количеству бойцов для провинции целых 500 против примерно 300 – это почти армагеддон) практически не показана и происходит за кадром. Хотя напряженные сцены в наличии, вспомним тоже покушение или эскападу в монастыре.
Не позабудет автор очертить морально-этические дилеммы, связанные с правосудием, справедливостью и возмездием. Поразмыслить над тем, можно ли давать практически неограниченную власть в руки обычного человека. При этом система присяжных у Суона вовсе не является панацеей. Ваши предложения, товарищ автор?
Забавно смотрятся анахронизмы типа автоматонов, а вот особенности Ричарда повторять по несколько десятков раз полюбившиеся ему слова и обороты (вощеные плащи!!) несколько раздражает. Да и карта роману (она есть в бумажном, но нет в электронном варианте), откровенно не помешала бы, названия областей и народов путаются в голове.
Эрго. Скучноватое фентези со спорными героями и важной для сюжета детективной линией. Идея «фентезийных юристов» с магией заслуживала большего.
10 тысяч человек живущих в гигантском подземном бункере на полутора сотнях уровней. Мертвый мир за пределами бункера. Социальное неравенство внутри. Долгие годы за спиной. Будущее в тумане.
Но что если с миром снаружи не все так просто, как кажется на первый взгляд? И кто-то из стоящих у руля знает больше, чем говорит своим подданным?
Цикл Хью Хауи («Бункер. Иллюзия») был смесью постапа с классической антиутопией, радующей читателя некислой интригой.
Постановщики сериала постарались бережно перенести на экран социсследования Хауи, достаточно корректно воссоздав перед нашими глазами его общество – натуральную мини-модель большого людского социума.
Антиутопия у Хью действительно как по учебнику. Все живут и работают ради общества. Все действия и устремления ориентированы на благо Бункера. Личностное по боку. Чтобы попробовать завести ребенка, нужно получить одобрение свыше, и даже это дает лишь ограниченное время на зачатие. Прошлое под запретом (да и информации с гулькин нос – клятые повстанцы полтора века назад постарались). Вся жизнь ограничена и зажата в рамки массой правил, за соблюдением которых следит всеобщее пугало, аналог жандармов — «Законники», ребята, при одном виде которых душа уходит в пятки. Большинство технологий в загоне (в частности подъемные механизмы). Масса знаний утеряны (что за огоньки в небе?). Процветают слежка и доносительство. Теория заговора цветет и пахнет. «Реликвии» прошлого (фактически любые предметы, оставшиеся от минувших дней) могут подвести под монастырь, вплоть до Очистки. За недовольными пристально следят Друзья бункера – Стукачи (пардон, Слухачи). В наличии серьезное расслоение общества – от парий-уборщиков (но комната отдыха у них знатная) к технарям со Дна и управленцам с Верхушки (средний класс, тех, кто у Хауи выращивал еду, постановщики практически оставили за скобками). Редкие праздники с массовыми гуляниями, активным одобрением Основателей и не менее активным порицанием террористов-повстанцев, 140 лет назад устроивших некислую заварушку. И как вершина отдохновения – наблюдение за смертельной Очисткой. Пакт — свод законов, созданных Основателями вместо Библии. Жутко дорогая бумага, единственный «покоцаный» огромный генератор, обеспечивающий энергией все без малого 150 уровней.
В общем, несладко тут в подземном царстве.
Зато, понятное дело, отличная возможность поговорить с читателем на различные социальные и психологические темы. Отследить механизмы управления толпой, использование кнута и пряника, слежки, силовиков и пропаганды, манипуляций и лжи, игр с историей, пренебрежения высших к низшим, глухого недоверия, переходящего в ненависть, идущего в противоположном направлении. Что любопытно, далеко не все из начальства показаны козлами. Имеются адекватные, здравомыслящие люди, хорошо исполняющие свои мэрские или шерифские обязанности. Но есть и другие.
Все как полагается но, будем честными, подобных антиутопий мы перевидали и перечитали не один десяток.
Основной фишкой «Бункера», позволяющего при всей шаблонности получить от книги (и сериала) немалое удовольствие, стала жирнющая интрига. Что, собственно говоря, творится с миром наверху? Как и при каких обстоятельствах возник Бункер? Почему именно в таком виде? К чему все запреты и правила, окружающие его жителей? Отчего происходит то, что происходит, с теми, кто выходит наружу? Какие цели преследуют Законники? Что такого суперважного хранится на пресловутом жестком диске? Добавляют паприки в бограч регулярные нежданчики (с героями тут не церемонятся) и нестандартный подход к антагонистам (главные из них открывают себя далеко не сразу).
Вместе с героями пытаться отыскать ответы на эти вопросы становится чертовски увлекательной задачей.
Второй любопытной фишкой проекта стала смена главного протагониста по ходу пьесы. Не успеваешь принюхаться к одному персонажу, будьте готовы привыкать к другой ведущей личности.
Начинается сериал плавно и неторопливо, в первых сериях частенько прерываясь обширными флеш-беками, демонстрирующими происходящее с разных точек зрения. Временные скачки не могут, конечно, сравниться с хроногорками первого Ведьмака, но хронометража тоже занимают немало. Дальше без погружений в прошлое тоже не обойдется, но вскоре, будто опомнившись, постановщики ускоряют темп, подбрасывая зрителю редкие, но напряженные экшен-сцены. От получасовой производственной драмы по починке генератора до адреналиновой погони во время забега или драк между жителями.
Не забывают тревожить героев все новыми и новыми перипетиями, озадачивая зрителя неожиданными поворотами сюжета, увесистыми клиффхэнегерами, злодеями, активно влияющими на ситуацию («кто виноват – Они!»). Частенько забредая на территорию детектива, пытаясь разобраться в таинственных смертях, проводя расследование происхождения некоторых реликвий. К сожалению, бодрый темп создатели выдерживают не все время, частенько срываясь в медитативные воспоминания и обильные рефлексии персонажей.
Пару слов о героях.
Джульетта (Фергюсон). Инженер-механик от бога, способная с помощью гаечного ключа и такой-то матери починить самые привередливые механизмы. Появившаяся на свет в благополучной семье наверху, но еще в детстве выбравшая вматывающую работу на самом Дне. Замкнутая, суровая, неулыбчивая, частенько не отрывающая взгляда от пола, преображающаяся лишь во время работы. Тогда перед нами резкая, властная, умелая девица, чувствующая себя как рыба в воде. Потерявшая любимого, того рядом с которым она могла открыться, почувствовать себя в безопасности. Решившая изменить жизнь, чтобы докопаться до правды в отношении его кончины. Правды, которая может Джулз не понравиться во многих отношениях.
Лишь ей и шерифу достанутся в постановке персональные флеш-беки.
Фергюсон недурно эмоционирует, качественно переключает режимы «погруженный в себя/рабочий», в целом – недурна.
Шериф Холстон (Ойелоуо). Один из лучших шерифов за всю историю Бункера. Спокойный, целеустремленный, напористый. Не сумевший вовремя поверить самому близкому человеку.
Его зам Марнс (Пэттон). Пожилой резкий мужик, перед пенсией нашедший и потерявший неожиданную любовь.
Компьютерщик Джордж (Кингсли ) – мечтатель, грезящий о мире за пределами Бункера, поведенный на прошлом, ради реликвий которого готовый на что угодно. Спусковой крючок многих сюжетообразующих событий.
Начальник IT отдела Бернард (Роббинс ). Любитель разорять уникальные коллекции, прожженный политик, презрительно использующий всех и каждого направо и налево.
Законник Симс (Линн / Common ). Долгое время банальное главное воплощение коварных жандармов, скрывающих от народа правду. Со временем даже у этого «функционала» проявятся людские черты и недурной шлейф роли.
Эрго. Постаповская антиутопия, радующая интригой и социальными исследованиями. Ничего нового, но загадка с лихвой искупает шаблонность.
P. S.В книжном цикле Silo три книги. Вторая, приквел, частью сюжета переносит нас в прошлое во времена основания Бункера, навевая отдаленные фондовские ассоциации, а третья, пока оставшаяся без перевода, заканчивает историю Джулс и остальных. Сериал также останавливаться не намерен, второй сезон уже в работе.
Режиссер: Мортен Тильдум, Дэвид Семел
В ролях: Ребекка Фергюсон (II), Рашида Джонс, Дэвид Ойелоуо, Коммон, Тим Роббинс, Иэн Глен, Харриет Уолтер, Чиназа Уче, Эви Нэш, Фердинанд Кингсли, Шэйн МакРей, Мэтт Гомез Хидака, Рик Гомес, Ли Драдж, Генри Гаррет
Интригующий полет, или Беседа о постлюдях (и не только)
Ученый Дэниэл Брюкс знал, как проведет ближайшее время. В бесполезном сборе биологических образцов посреди пустынного ландшафта.
Но в результате стечения обстоятельства Дэни оказывается на борту космолета «Терновый венец». В компании старого полковника, синтета, пилотши-социопатши, пары десятков постлюдей, способных к гениальным озарениям и вампирши.
На хвосте у корабля погоня, и кто-то хочет смерти всем его обитателям.
Но не менее важна цель полета. «Венец» отправляется к станции, на которую поступали данные с «Тезея». Лучшего корабля, созданного в 21 веке. 14 лет назад, после Огнепада, отправленного для контакта с внеземным разумом. Корабля, напрочь исчезнувшего из виду.
И очень похоже, что вместе с данными на станцию проникло что-то еще.
Канадца Питера Уоттса («Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот», «Революция в стоп-кадрах») после публикации «Ложной слепоты» окрестили последней надеждой научной фантастики. Не зря. Несмотря на кучу терминов и не слишком дружелюбный текст, романы Питера поднимают чертовски важные для мыслящего хомо вопросы, позволяя хорошенько подумать и поспорить над вариантами развития человечества.
Продолжение романа, принесшего Уоттсу мировую славу, говорит с читателем на те же темы.
-О том, что придет на смену обычным людям – «исходникам», или «тараканам», по терминологии продвинутых гомо сапиенсов. В Эхопраксии Уоттс пристально рассматривает идею роевого разума. На примере единого организма — ордена Двухпалатников. Монахов, выглядящих воплощением ритуалов, запатентовавших кучу передовых открытий, получающих откровения свыше, управляющих самим торнадо. Эдакие вариации на тему люденов. Существ, далеко шагнувших от обычного человека. Наносящих повреждения собственному мозгу, используя раковые опухоли. Объединившихся в коллективный разум, получающий предвидения, способный на точные предсказания. Видящих ситуацию на десятки ходов вперед, всегда имеющих планы внутри планов. При гибели отдельных индивидуумов-монахов, теряющих лишь части тела общего организма. Оставивших за спиной как рваную ветошь некоторые ископаемые чувства и даже личность. Парни, «которые знают что делают». Отчего они не управляют обычными хомо? Неинтересно? Или это только кажется, что не управляют. И что в них осталось от человека?
Да, они сделали шаг ближе к реальности, увидели чуть больше того что на самом деле есть во Вселенной, а не ее преломление через людской мозг. Но не слишком ли высока цена?
-Что такое трансцендентность – трансформация или самоубийство (измененный мозг перестанет быть твоим). Или ценность личности преувеличена, а к ее концепции стоит относиться легче? Ведь со временем, получая, обрабатывая, воспринимая новые мысли, идеи, любой человек кардинально меняется. Становится другим. И это постоянный процесс.
-Об Интуиции, способной на великие озарения, уверенно идущей на смену науке, которая уперлась в границу, решив «заставить кота Шредингера поиграть с мотками невидимых струн». Интуиции, тесно связанной с чувством религиозного экстаза.
-Об ископаемых чувствах, понятиях каменного века, типа любви, ценности детей, семейного отбора. О том, не стали ли они гирями на ногах человечества, которому пора делать следующий шаг в развитии.
-О том, кем становятся для постлюдей обычные хомо – детьми? Паразитами? Домашними питомцами? Другим видом?
-И о самом Боге с точки зрения ученых. Что Он такое? Существо? Химическая реакция? Процесс? Главный алгоритм, определяющий законы Вселенной? Вирус?
Также спасибо за напоминание, что на свете не существует ничего кроме математики, а числа не просто описывают реальность, а сами являются реальностью.
Эти вопросы волнуют не только автора, но и главного героя, а их обсуждение щедро рассыпано по тексту в виде споров «таракана» с «продвинутыми» людьми.
Центральный протагонист хорош. Доктор-паразитолог Дэниэл Брюкс. Таящий в прошлом ужасную ошибку, ставшую одной из составляющих гибели тысяч людей. Старомодный тип, вследствие аллергии к нейроинтерфейсам не использующий имплантаты (кроме разве что обычных мозгоусилителей, без которых не удержишься на работе). Потерявший супругу, отправившуюся на Небеса, устав убивать Облака Искусственного интеллекта. Активный атеист, ничего не принимающий на веру, не допускающий наличия Бога, пытающийся убедить в своей точке зрения собеседников. Не готовый принять никакие доказательства обратного (мистификация или галлюцинация – и точка!). Он единственный (не считая полковника, у которого свои фишки) «таракан» на борту в окружении ископаемого хищника, роевого разума, людей с разогнанными мозгами и кучей имплантатов. Что накладывает мощный отпечаток на его восприятие. Дэн работает своеобразным трансформатором для читателя, понижая для нас трансцендентный подход тех же постсингулярных монахов, помогая осмыслить непривычные, смелые идеи и теории. Через его диалоги и споры с усовершенствованными людьми автор доносит львиную долю идейного пласта книги. А еще нас ждет весьма неожиданное развитие персонажа.
Второстепенные персы чуток послабее таковых из первого тома, но каши не портят, радуя особенностями, запоминающимися чертами характера.
Лианна Латтеродт – синтет, плотно работающий с Двухпалатниками, переводящая озарения монахов неосознанно, на уровне рефлексов. Восхищающаяся их способностями, искренне верящая в то, что все происходит по воле Божьей. Демонстрирующая веру ученого – рациональную, способную к размышлениям, анализу, построению теорий. Основной оппонент в споре и романтический интерес Дэна.
Джим Мур – двухметровый полковник, явно шпионящий за Двухпалатниками. Ветеран-вояка, несмотря на кучу имплантатов, и выдающиеся боевые способности, наиболее близкий к исходникам. Открывающий глаза протагонисту на новый подход к формированию армии. Плотно связан с одним из членов экипажа «Тезея», что накладывает отпечаток на все его действия.
Ракши Сенгупта – пилот-математик, «проапгрейдженная» асоциальная девица с гениальными мозгами и дружескими отношениями с цифрами. Не стесняясь называющая Брюкса тараканом и, похоже, считающая это комплиментом (восхитительная выживаемость у этих исходников). Относящаяся к нему как к домашнему питомцу, но порой не гнушающаяся объяснить некоторые важные вещи. Перенесшая ужасную утрату, вдумчиво готовящая холодное блюдо. Не воспринимающая следующего члена экипажа (впрочем, кто ее воспринимает?).
А вот и она – вампирша Валери. Дочеловек и постчеловек одновременно. Совершенный хищник, пугающий на уровне подсознания. Держащий всех, кроме монахов, в серьезном напряжении. Существо с неизвестными целями, непонятно как поимевшее в подчинение отряд армейских зомби. Способное на недетские сюрпризы в стиле дзюдо.
Перед нами не прямое и непосредственное продолжение «Слепоты». Действие происходит через полтора десятка лет после первого романа цикла. С другими людьми и в другом месте. Но Питер не забывает перебросить ниточки к экипажу «Тезея» и событиям, произошедшим на его борту.
А также напомнить некоторые старые элементы своего варианта будущего и ввести новые. В общем, дела тут хуже некуда, но любопытные особенности у этой ветки развития имеются. «Небеса», куда «возносятся» уставшие от жизни гомо сапиенсы. Некролог последнему коралловому рифу (все помнят о профессии Уоттса?). Проблемы с ИИ обладающими сознанием, и теми, кто выходит за пределы сознания. Индустриальные смерчевые двигатели. Все существа на планете генно модифицированы, всюду имеется измененная, добавленная ДНК. Шикарно развитые технологии осознанных снов. Топливная технология, питающая Тезей, дающая кораблю неограниченные ресурсы. Тренировки по боевым искусствам в спящем состоянии. Армейские зомби — существа лишенные сознания, порой осознанно отказывающиеся от сознания (пардон за каламбур), потому что остальные варианты хуже. И не только армейские. С зомби просто беда.
Жаль вампирши меньше, чем хотелось бы.
Взамен Питер подарит нам чуток бодрого экшена и постапа. Расширенные эпиграфы с цитатами из научных работ, посвященных разным аспектам развития человека. Внушающее почтение описание космических кораблей и станций. Внезапные повороты, переворачивающие с ног на голову мотивацию и подоплеку действий персонажей. Постепенно открывающиеся хитрые интриги с неясными до самого финала целями. Интриг и хитрых планов, причем с нескольких сторон, автор не пожалеет.
Все это, кончено, блаародно, скажете вы, но что насчет внеземной жизни? Будьте покойны, о ней Питер помнит. Благодаря ей, болезной, роман на некоторое время даже приобретет черты космического хоррора типа Живого.
Теперь пару слов о грустном.
Дело не в том, что некоторые диалоги гуманитарию приходится перечитывать дважды – содержание того стоит. Смущает стиль Уоттса — он не слишком дружелюбен и гладким его не назовешь. Терминологии вроде поменьше, но часть эпизодов воспринимается рвано и коряво. Автор не старается вдумчиво объяснять, делать текст легким и приятным для читателя. Сами, мол, справитесь. К этому стоит быть готовым.
Эрго. Приятное размышление о вариантах развития гомо сапиенсов, личности, сознании, разуме, свободе воли, реальности, Боге и Вселенной. Качественные персонажи, неожиданные повороты, коварные планы, чужой разум. Сильно, хотя воспринимается чуток похуже Слепоты. Ну и как полагается при чтении Уоттса – надо подготовиться к не слишком комфортному стилю.
Влюбленная Смерть, или Уход в состоянии «больше желать нечего» — это мечта
Билл Перриш поимел от жизни все. Успешная новостная фирма. Отличная репутация. Знакомство с самыми влиятельными людьми страны. Куча бабла. Две дочки, уже давно отправившиеся в самостоятельное плавание. А впереди еще немало свершений. 65 – не возраст.
Так казалось до того момента, когда на пороге особняка Перриша появился смазливый паренек, в которого вселилась сама Смерть.
Смерть, пришедшая за Биллом, но согласная отложить свою работу на то время, пока Периш побудет ее проводником по миру людей. Месту, где Смерть решила провести небольшой отпуск.
О встрече с Разрушительницей наслаждений снято и написано за историю человечества немало. Постановщики Joe Black создали любопытный сплав философского размышления о Жизни, Любви, Смерти, комедии и мелодрамы. Акцент сделав именно на последнем поджанре. Хотя проявляется он далеко не сразу.
В основе ленты пьеса Альберто Каселлы «Смерть берёт выходной». А точнее Meet Joe Black является ремейком фильма 1934 года («Death Takes a Holiday»), переделанного и выпущенного под тем же названием в 1971 году.
Первой мы видим историю человека, получившего возможность осознанно и вдумчиво попрощаться с миром живых.
Билл (Хопкинс )– сильный, харизматичный бизнесмен, всю жизнь создававший могучую фирму, несущую людям новости. Правдивые, прошу заметить новости. Перриш находится на том почти недостижимом для медийщиков уровне, когда может не обращать внимания на давление и желания власть имущих. Не поддаваться их влиянию, не искать благосклонности, а просто хорошо делать то, к чему лежит душа – позволять своим ребятам сообщать новостные сюжеты. Хотя о фирме Билла мы почти ничего не узнаем, складывается именно такое впечатление – быть может, обманчивое.
И вот накануне своего 65-летия он вплотную сталкивается с тем, против чего бессильны деньги, влияние и прочие общественные инструменты. Взамен Перриш получает то, чего почти никто не имеет. Возможность устранить один из самых обидных факторов кончины – ее внезапность. Билл четко знает, что как только его «гость» решит завершить свой отпуск – закончится и жизнь Перриша. А следовательно ему нужно закончить все недоделанные дела, осознать, что самое главное в жизни, вспомнить все хорошее, что было, сделать то, что еще не сделано для своих дочерей. И с миром, осознав, что «больше желать нечего», отправиться к предкам.
Именно этим Перриш и займется. Дав возможность старшей, не самой любимой дочурке провести грандиозный прием в честь его юбилея. А главное – донеся свою концепцию любви и счастья до младшей.
Хопкинс хорош. Энергичный, несмотря на возраст, живущий полной жизнью, властный, жутко занятой, сильный мужчина, столкнувшийся с непостижимым. Некоторое время потративший на приятие того факта, что его жизнь окончена, а рядом неотлучно пребывает сама Смерть. Со временем начавший проявлять характер, настаивать на своем, спорить с визитером, вести себя жестко. Заодно проявляя свои лучшие качества. Способность искренне любить близких. Не поддаваться на привлекательные предложения, идущие вразрез с совестью. Бороться за свои идеалы. Прощать оступившихся, наказывать подлецов.
Жаль, переключив свое внимание на мелодраматическую историю любви, которой не суждено сбыться в полной мере, создатели Блэка недоработали историю самого Перриша и не завершили разговор о смысле жизни. Линия осознанного прощания с жизнью знатно намечена, но в процессе подзаброшена.
Концепция хороших воспоминаний – единственного, что люди могут забрать с собой в могилу – становится одной из главных в ленте. А ведь не поспоришь – немногочисленные моменты счастья, или состояния близкого к нему, оставшиеся в памяти, действительно крайне важны.
Но красной нитью «Блэка» становится не умирание, а Любовь. Одно из важнейших чувств, то без чего наше бытие теряет всякий смысл. То, что дает полноту счастья, возможность летать как на крыльях, жить на полную, каждой порой кожи, каждым вздохом и прикосновением. Опять ж – ничего не возразишь. Заодно постановщик поразмыслили над тем, что такое, собственно говоря, настоящая любовь. Придя к выводу, что «когда берешь, что нравится – это не любовь, любовь – доверие, жертвенность, ответственность за поступки, умение прощать, признавать ошибки – жить во благо любимой». И третий раз сложно не согласится.
У создателей ленты недурно получилась арка зарождения чувства Сюзан и Джо, позволяющая отследить в картине элементы удачных мелодрам, которых по пальцам пересчитать (с ходу вспоминается, пожалуй «Кейт и и Лео», «Хороший год», «Рыцарь дня», «Дом у озера», "Прогулка в облаках"). Начиная с романтической сцены в кафе и прощания с поворотами вразнобой, завершившейся нехилым нежданчиком. Продолжая реакциями каждого из пары. Девицы – которой папа все уши прожужжал о необходимости поймать стрелу Амура и познать настоящую Любовь. И существа, впервые в физическом теле столкнувшегося с бурлением гормонов и притягательностью самки противоположного пола. Вспыхнувшим как феникс недолговечным романом. И даже его завершением, позволившим понять и принять свою судьбу.
Во многом удача этой линии строится на работе актеров.
Питт, прощающийся с образом слащавого мальчика, проявляющий все больше граней лицедейского таланта.
Бесстрастно-ироничный, с легкой тенью улыбки на устах, высокомерный, неловко растерянный субъект, великолепно держащий мхатовскую паузу при знакомстве (чем-то напомнило недавнего Песочного человека). Сдержанно-вежливый, не использующий жесты, с огромным молчаливым интересом следящий за самыми обычными действиями и поступками людей. «Обаятельно-робкий и сильный мужчина».
Наслаждающийся своим отпуском, во многом наивный, открывающий для себя обычные для людей жизненные мелочи типа орехового масла или поцелуя. Отпускающий фразы, способные стать цитатами («Вам людям не угодишь — приходишь — плачете, не приходишь — торопите»).
Одинокий, отлично знающий свой долг, шикарно способный пропускать мимо сарказм («как с гуся вода»), похоже, вступивший в своеобразный «кризис среднего возраста».
Особенно хорошо смотрится на контрасте с живым, полным порывов, эмоционально жестикулирующим парнем в начале.
Понятно, что образ Ангела Смерти, не знакомого с бытом его подопечных, откровенно неправдоподобен и притянут за уши, но эту жирную условность, в принципе, можно попустить.
Сюзан (Форлани, чья голливудская карьера не слишком сложилась). Молодой доктор, стажирующаяся в муниципальной больнице. Поразительно милая «трепетная лань» в ожидании большой любви, застенчивая, не поднимающая взгляда, пораженная внезапной влюбленностью. Достойный объект страсти даже для Ангела смерти.
Второстепенных героев в ленте не сады (театральное происхождение фильма сказывается), но каждый может похвастать отличительной чертой.
Дрю (Вебер). Пронырливый и беспринципный бизнесмен нового времени. Правая рука Перриша, бойфренд Сюзан. Умен, напорист, истекает ядом по отношению к гостю Перриша. Мелкий гаденыш, сразу почуявший опасность для его отношений с Сюзан, исходящую от Джо.
Эллисон (Харден). Старшая дочь, ревнующая к младшей, и, похоже, так и не нашедшая себя в жизни. Посему столь много времени уделяется вечеру в честь именин отца. Больше заняться бывшей богатой девчонке, а ныне даме средних лет все равно нечем.
Ее супруг Куинс (Тэмбор). Простоват, не особо умен. Бывший неудачник, поймавший удачу за хвост , вступив в перспективный брак. Мировой парень, душа компании. Пытается доказать, что он тоже может кое-чего в бизнесе, что приводит к неловким ситуациям и откровенным провалам.
Фильм, даже по современным меркам поражает хронометражем (без копеек три часа), развивается неспешно, часто концентрируясь на стильных костюмах и платьях, деталях особняка Перриша, его офиса или ярком фейерверке. Герои не гнушаются театральными монологами, философскими сентенциями, долгими беседами, или напротив, молчанием.
Немного добавляет живости фильму линия борьбы за компанию Перриша. Стоит иметь в виду, что эта арка изрядно второстепенна, не оказывает особого влияния на магистральный сюжет. Да и заканчивается слишком уж неправдоподобно. Поверить в то, что Дрю купится на эту шитую белыми нитками провокацию, не получается при всем желании.
Не пожалели постановщики некоторой доли оптимизма, грустно вздохнув о неизбежности жизненных циклов, когда старое не просто уступает место молодому, у которого еще все впереди. Но и готово изо всех сил защищать свое наследие. Что уже немаловажно.
Эрго. Мелодрама, смешанная с философскими размышлениями о Жизни и Смерти. Неплохие актерские работы, удачная романтическая линия. А вот о смысле жизни и уходе из нее разговор получился скомканным. Да и хронометраж у ленты монструозный.
Режиссер: Мартин Брест
В ролях: Брэд Питт, Энтони Хопкинс, Клер Форлани, Джэйк Вебер, Марша Гей Харден, Джеффри Тэмбор, Дэвид С. Ховард, Луис Келли-Миллер, Джанни Ст. Джон, Ричард Кларк, Джин Кэнвилд