Парк мелового периода, или «Решаем проблемы по очереди»
Джонас Тейлор — человек, который сражался с мегалодоном и выжил, как ни удивительно, не сбежал свит за очи от глубины и зубастых тварей. Он взялся за работу экоактивиста на благо мирового океана. И против беспринципных дельцов, загрязняющих и безоглядно использующих голубую стихию. Заодно принимая участие в исследованиях глубоководной зоны Марианской впадины за термоклином. Местом обитания доисторических животных — мегалодонов. И не только.
Которые, как и полагается, в один не слишком приятный момент, благодаря действиям тем самых дельцов, преодолевают барьер термоклина, оказываясь в водах, переполненных беспечными отдыхающими.
Но гости из мелового периода не единственная проблема Джонаса со товарищи. Ведь уже неоднократно упомянутые дельцы собираются, наконец, устранить со своего пути поднадоевшего Тейлора.
Первая Мег, увидевшая свет в 2018 была глуповатым, но задорным подводным аттракционом, собрав полмиллиарда «умерших президентов». Вторая часть поимела чуть меньший бюджет, скатившись на уровень школьного капустника с чертовски спорной графикой.
Картинка на диво корявая и выглядит грубо и неестественно. Акулы будто вырублены топором (вдобавок продолжают вести себя странно — огромные туши специально несутся за километры, теряя энергию чтобы схарчить одиноких маленьких людишек). Напряженных хоррорных моментов минимум. Подводные путешествия топорно нарисованы и предусмотрительно затемнены. Мультяшность графики, причем сварганенной спустя рукава, бьет по глазам не хуже хвоста мегалодона. И опять же – почему так мало нам показывают собственно акул (ответ ясен – на хорошего художника денег пожалели)? Как можно было так коряво потратить 129 лимонов? Вопрос в пустоту.
Сценаристам изо всех сил приходится отдуваться за своих коллег компьютерщиков (спойлер – удалось не очень). Ход их мысли понятен. Больше мегалодонов! И еще разных тварей из мелового периода (ну или просто очень здоровых). Подгоним напряженное путешествие по дну океана, в духе ужастиков, когда до цели похода доберется гораздо меньше народу, чем его начнет. Обеспечим персонажей смертельно опасными перипетиями. Впрочем, и ежу понятно, что основным корешам и любимым Джонаса ничего не угрожает, пострадают лишь статисты. Мало того, что у окружения главгероя сюжетная броня. Так за их жизнь заботится самолично товарищ Тейлор, которого об мегалодона не убьешь, и на 7,5 километровой глубине он может купаться без скафандра (кто в курсе, сильно нас обманули постановщики насчет давления?). Покажем очередной локально взятый акулий апокалипсис с детским визгом на лужайке (пардон бухте). Героически спасем собачку.
А заодно вспомним, благодаря чему получил известность главный актер картины. Боевики! Значит нужно кроме акул подогнать протагонисту людских противников, чтобы наш «Зеленый Джеймс Бонд» смог показать свое боевое искусство. Благо, обычного персонажа Стэйтема, укладывающего врагов десятками, из Тейлора решили не делать. Когда дело начинает пахнуть керосином, и противников становится слишком много, Тейлор обращается за помощью к голубой стихии и друзьям.
Что забавно, большинство актеров-героев боевиков, вспомним, хотя бы Арни, Слая, Ван Дамма, Джета или Джеки, рано или поздно пробовали свои силы в серьезных трагических лентах. Джейсон неуклонно штампует неубиваемых терминаторов, похоже, даже не задумываясь о большем. Может еще возраст не пришел?
Вот и здесь Стэйтем / Стетхэм как обычно отыгрывает парня, круче которого только яйца. К работе телом, опять же, как обычно никаких претензий. А вот его актерская игра во второй Мег находится в пропасти, сравнимой глубиной с Марианской впадиной. Как только Джейсону нужно изобразить эмоцию, или любую реакцию, кроме напряженного убийственного взгляда — туши свет. «Ужимки разные там, фигли-мигли». Очень плохо.
Впрочем, это проблема не только Стэйтема, что позволяет обвинить в актерских проблемах ленты режиссера. Лицедеи неубедительно прикалываются и перешучиваются, либо с чеканными лицами произносят пафосные фразы, типа: «куда мы? в неизвестность!». Переживать и выказывать эмоции позволено лишь дамам, даже в самой смертельной ситуации.
Погорелый провинциальный театр, право слово.
Разве что Клиф Кертис смотрится в этом бардаке более менее гармонично.
Не преминут постановщики акцентировать внимание зрителя на экологической теме. Причем этот момент, кроме профессии протагониста, а также в лоб поданной, и до кончиков ногтей лживой лекции, интересен еще судьбой главзлецов.
Все три основных противника закончат свои жизни чертовски наглядно, демонстрируя непосредственное и скорое воздаяние от природы за свои делишки и жадность в использовании ресурсов.
Жаль, в реальной жизни это так не работает.
В общем, долгое время совсем скучновато. Благо, хоть движухой к финалу нас обеспечат сполна. Правда, до этого полтора часа придется терпеть слабую актерскую игру, убогие диалоги и корявые «спецэффекты».
Еще из забавного. В этой серии мирные отдыхающие все же гибнут. Но делают это абсолютно бескровно, скромно и добродетельно. Никакой крови, что вы! Ни-ни! Рейтинг! Просто аккуратно и с умеренными криками статисты массово исчезают под водой. Особый шик — вид из открывающейся и закрывающейся пасти мегалодона. Лепота!
Эрго. Слабенькое продолжение аж никак не гениальной акульей пугалки. Разве что финальную часть можно занести в актив.
Режиссер: Бен Уитли
В ролях: Джейсон Стэйтем, Клифф Кёртис, Сиенна Гиллори, Шуя София Цай, Скайлер Сэмюэлс, Мелисса Махут, Пейдж Кеннеди, Джеки Ю, Вупи Ван Раам, Киран Соня Савар
В одной из бухт Японского моря находят трупы двух аквалангистов. В бухту прибывает экспедиция гидробиологов, снабженная батискафом.
Оказывается, что радиационный фон в бухте повышен, чему виной, скорее всего контейнер с радиационными отходами, обнаруженный на дне. Привлек внимание ученых также новый вид осьминогов, обнаруженный в лабиринте скал.
Но что же стало причиной смерти подводников и давления на разум людей, поселившихся в подводном «колоколе»? Неужто к этому причастна чужая подлодка, проплывшая неподалеку? Или дело вовсе не в этом?
В нашем голоштанном детстве мелькало не так уж много приличных авторов, пишущих фантастику. Одним из тех, чьи работы с нетерпением ожидались во всех сборниках и журналах, был Игорь Маркович Росоховатский. Уроженец Черкащины славен не только фантастикой, но и сотнями научных статей, а также парой научно-популярных книг, созданных в соавторстве с ученым-кибернетиком А. Стогнием.
Но лично мне больше всего запомнилась его повесть, увидевшая свет в 1971 году. Скорее всего, дело в подводном антураже, всегда намертво привлекавшем мое внимание. Как бы то ни было, после Аргонавтов я решил обновить впечатления об еще одном ярком воспоминании детства.
Перед нами научно-популярный текст, в духе Жюля Верна знакомящий читателя с работой гидробиологов. Некоторыми особенностями октопусов, любопытными возможностями, городами, путешествиями по суше, размножением, восприятием других обитателей моря. С умеющими говорить дельфинами, взаимодействием хищника и добычи, их отношением к людям. С влиянием радиации на живые организмы и различными точками зрения на благостность деяний мирного атома (не забываем, до Чернобыля и Фукусимы оставалось еще масса времени). Не преминет автор поговорить с нами об экологии – воздействии человека на океан, и последствиях такого воздействия. Способных вызвать нехилые последствия для «царей природы».
Действие происходит на Земле, точнее в большей части под водой. Здесь нет других планет, космоса, сигомов (синтегомо) – кибернетических людей, одной из главных фишек творчества Росоховатского.
Но, несмотря на казалось бы, скромный размах, повесть дает возможность подумать о Разуме. Поразмышлять о покорении Океана, использовании этой огромной кормовой базы. Причем с акцентом не на рыбу или водоросли, а на планктон.
Об антропоцентризме, высокомерии «хомяков разумных», частенько определяющем их психологию и мотивацию.
О сотрудничестве Гомо сапиенсов с другими видами. Видами, в лучшем случае воспринимаемыми людьми как слуги, верные и преданные помощники. А так ли это на самом деле?
О том, как может происходить контакт человека с другим разумом. Причем с более сильным разумом, воспринимающим уже нас как братьев меньших, или существ которых можно использовать в своих целях.
О телепатии, воздействии на мозг, сильной воле, сопротивлении такому воздействию.
Не забывает автор подогнать элементы саспенса, погружая героев и читателя в атмосферу непонимания, тягостного недоумения, паранойи, видений и больного мозга. Создав в результате глобальную угрозу людской цивилизации.
Пара слов о грустном. Размер повести накладывает свои ограничения. Персонажи слабенько проработаны. Кроме разве что журналиста Валеры, не имеют особых изюминок, предыстории, шлейфа роли. Да и в общем не поражают воображение.
Текст воспринимается суховато, скомкано, тонко намекая на желательность увеличения объема. Забавно, что в повести, большую часть времени которой герои проводят под водой, откровенно не хватает воды.
Эрго. Ностальгическая повесть о сюрпризах, таящихся в глубинах океана, взаимодействии разумов, экологии, людских особенностях восприятия. Далеко не идеально написано, но любопытных моментов достаточно.
Религиозные войны под приглядом вседержителей, или Магический Гай
Михей Железный, Великий магистр Черного легиона, покоривший для императора Запад, Север и Юг, обратил свой взор на Восток. На священный город Костани.
50 тысяч паладинов после десятилетия мира считают дни до начала войны.
В Костани не готовы к вторжению. Мирные годы расслабили янычар, а лучший из них – Кева, единственный в мире убивший мага – растолстел и жаждет лишь лежать на матрасе.
Но никто еще не знает, что грядущие битвы станут не только столкновением меж людьми. Что не обойдется без вмешательства магов, джиннов, ангелов, а может и самих богов.
Роман, вызывающий стойкие ассоциации с работами Гая Кея («Гобелены Фьонавара», "Изабель", «Блеск минувших дней», «Дети Земли и Неба»), но до шикарных книг Гэвриела не дотягивающий. Мир, едва скрывающий сходство с земным, щедро рассыпающий аллюзии на реальные силы и события, рулившие нашей историей. Разве что магия, которой у Гая совсем чуток, разворачивается у Ахтара во всю мощь.
В локацию «Богов» заныриваешь легко и ненапряжно, он без проблем опознаваем, несет в себе изрядный исторический пласт, вызывая массу воспоминаний из прошлого Земли: ушки многовекового противостояния христиан с мусульманами не скрываясь торчат из-за конфликта этосианцев и латиан.
Так же движутся вперед паладины святого воинства. Так же противостоят им янычары шаха. Так же гибнут бойцы под стенами города обетованного. Так же кипит ненависть и фанатизм религиозных войн. Вон возвышаются морские стены священного города Костани (объединившего в себе черты Константинополя и Иерусалима). Вон сладко улыбаются визири, а вон интригуют церковные иерархи, возводя на трон и свергая императоров. Вон вздымаются на горизонте неприятельские паруса. А вон несутся по пескам гулямы и кочевники-забадары.
Правда, будем честными, автор слишком многое оставляет на откуп читательскому воображению. Прописать собственный мир можно было и получше.
Да и в мистической линии хватает отличий. Здешняя Господь, несколько накосячив при Творении, и пораженная творящимся вокруг Хаосом, не нашла ничего лучше, чем самоубиться. Оставшиеся без мамы Ангелы поделились на приверженцев Хаоса и его противников, возглавляемых Архангелом. Но если при слове «Ангелы» вы представили себе благообразных и светлых человекоподобных существ с крылышками, вы несколько ошиблись. Здешние «посланники» кардинально отличаются от привычных. Гигантский размер, изрядное многоглазие, фасеточные очи, щупальца, ноги, напоминающие паучьи лапы – что-то с парнями нечисто.
Да и богов тут, похоже, далеко не один. И ангелы аж никак не единственные сверхъестественные сущности. Как же обойти вниманием невидимых для простых смертных джиннов (в этот момент роман начинает играть на поле Кларк с Чакраборти), радующих нестандартным видом и разнообразием видов. А также их повелителей – магов с источником силы, заключенном в невидимой маске.
Мистический пласт романа проявляется не сразу, но со временем начинает воздействовать на события все больше и больше. К финалу доходя до противостояния божеств, взмывая к эсхатологическим высотам с перумовскими нотками.
Стоит отметить подход к боевке, совмещающей «ранешние» методы ведения войны и все возрастающее влияние огнестрельного оружия. Скорострельные многозарядные аркебузы из темной стали, с улучшениями, превращающими их в подобие барабанных ружей, алхимики и саперы с огненными бомбами, звуковыми ракетами, пушки, бомбарды. Новые веяния все сильнее вторгаются в традиционные методы смертоубийства, решая исход сражений и войн.
А вот описаний самих баталий Замиль откровенно пожалел.
Автор позволяет себе умеренную речевую стилизацию, читается роман свободно и увлекательно.
Во многом благодаря главным протагонистам (по отношению друг к другу — антагонистам).
Именно через них мы знакомимся с миром «Богов», главы Михея и Кивы написаны от первого лица, регулярно перемежаются, недурно развивая и раскрывая сюжет. Ближе к завершению нам подарят парочку новых рассказчиков. Ненадолго.
Кева Кузнец, янычар, в юности раб из Рутении. Некогда лучший воин шаха, фактически подаривший тому престол, единственный в его воинстве, самолично убивший мага. Не любящий огнестрел. Нынче почивающий на лаврах ветеран-ценитель поэзии и любитель вкусно поесть, растолстевший, ослабевший и изнежившийся. Кева одинок, лишь память о пропавшей жене, да приемная дочь, которую он не видел долгие годы, позволяют ему не превратиться в откровенного мизантропа.
По ходу дела Кева претерпевает колоссальные изменения, бросает все на весы мести, теряет и обретает смысл жизни, находит новую любовь.
Его оппонент Михей Железный. Сын трактирщика, обеспечивший дитем послушницу соседнего монастыря. Не уберегший дочь, попавшую в рабство. Отправившийся в наемный Черный легион, и ставший его Великим магистром. Завоевавший Запад талантом полководца и огнестрельным оружием.
В начале романа образец относительно вменяемого религиозного фанатика (пардон за оксюморон). Прослывший не слишком жестоким военачальником с доброй душой. Меж тем готовый на все ради Архангела, бестрепетно уничтожающий неверных, но дающий тем из них, кто готов отказаться от своих богов — шанс выжить. Ненавидящий священников, отрицающий их необходимость для разговора с небесами. Не слишком хорошо относящийся к власть имущим.
Арка отношений нашей парочки развивается нестандартно. Герои-воины в процессе книги приобретают дополнительные умения, становясь уже не только бойцами, но фактически переходя в класс волшебников. Читательские ожидания несколько раз грубо обламываются – вместо напрашивающегося и комфортного развития событий, типа «мои пацаны туда, твои сюда», мы получим совсем иную картину.
Эволюции персонажей становятся еще одной сильной стороной романа. Героям предстоит пережить немало перипетий, оказаться то брошенными в бездны отчаяния, то вознесенными к счастью. Причем не один раз. Следовать по пятам друг друга до самой преисподней. Пережить неожиданные и невозможные встречи, приятие и неприятие перемен, задуматься над сложнейшим выбором.
А вот второстепенные персонажи запоминаются слабо.
Ближе к завершению не преминет автор подкинуть читателю парочку сюрпризов и неожиданных поворотов. Некоторые сброшенные маски изрядно перевернут восприятие части событий.
В конфликте этосианцев/христан и латиан/мусульман автор явно на стороне последних (не забываем о восточном происхождении писателя). Веротерпимые последователи Лат, у которых полстолицы поклоняется Архангелу. И безумно ненавидящие латиан паладины, уничтожающие женщин и детей. Сибарит Кева и фанатик Михей. Один, отвергающий магическую власть ради освобождения столицы и мести врагу. И второй — с минимальными сомнениями принимающий помощь со стороны Тьмы.
Вот только не забываем, что бывало и по-другому. Как упоминает автор, в период своей экспансии именно латиане прошлись огнем и мечом по землям империи. Прям как у нас. Пассионарность, она такая.
Эрго. Небезынтересная фентези, стоящая на плечах земной истории. Качественные развивающиеся персонажи, пара любопытных неожиданностей. Разве что описания сражений ожидать не стоит, мир очерчен чересчур крупными мазками, да с лавкрафтовскими мотивами автор чутка перебрал.
«Любовь – чего ты мучаешь меня», или Между Раем и Адом
Азирафель с Кроули, поспособствовавшие предотвращению Конца света, и решительно порвавшие с бывшими коллегами, продолжают свое земное бытие.
Все идет как по маслу, до той поры, пока не в Раю не пропадает архангел Гавриил. А на пороге книжной лавки Азирафеля не появляется мужчина, как две капли воды похожий на Верховного архангела, но не помнящий, кто он такой и что тут делает.
И в Аду и в Раю масса желающих воспользоваться этим исчезновением, и, похоже, наши друзья, приютившие беспамятную пропажу, оказываются между молотом и наковальней.
Они остаются главным козырем сериала и во втором сезоне, опирающимся уже не на книгу 1990 года, а на историю созданную Нилом на основании черновиков, набросанных еще с Терри для продолжения.
Азирафель (Шин). Милый, изрядно наивный и скованный толстячок, в котором множество черт хоббита. Влюбленный в книги, впитывающий все возможности, предоставляемые людской жизнью на Земле. Искренне, по-детски радующийся каждому новому дню, каждому глотку кофе. Но главной его чертой является искренняя и непосредственная доброта. Резко отличающая от роботизированных формалистов-ангелов высшего звена.
Кроули (Теннант). Тип, кардинально отличающийся от своего партнера. Наглый, развязный позер с разболтанной, вызывающей походкой. Умный циник с резкими замечаниями.
Сюжет во втором сезоне Знамений становится делом третьестепенным, главное – химия между персонажами, общение, взаимодействие, ссоры и примирения, становление отношений, их нынешнее состояние.
О невозможной дружбе этой парочки уже немало сказано в первом сезоне, но и продолжению есть что добавить. Не в последнюю очередь благодаря флэш-бекам, ставшим еще одной визиткой Знамений. Погружений в прошлое, начинающихся еще до сотворения мира. Цепляющих интересные моральные дилеммы. Именно сцены из былого доносят до зрителя основные этические вопросы второго сезона.
Иронии в Good Omens, как и прежде, с избытком (измерение чудодейственной активности в Лазарях – это «пять»). Зачастую нарочитой и гротескной, но приятной. Не обойдется без сарказма, в частности достанется христианской религии. Что также стало отличительной чертой сериала. И, безусловно, гомо сапиенсам, точнее «существам, предрасположенным к разуму».
По-прежнему радуют особенности иных миров – стерильный, пустой, белоснежный рай и шумный, бурлящий мерзкими типами ад с пылающей водой в куллерах и тусклым мерцающим светом.
Кроме главных героев можно упомянуть Гавриила (Хэм), выступающего в двух, а точнее даже трех ипостасях. Первая – надменный и туповатый архангел, вторая – чистый лист, с младенческой непосредственностью познающий мир. И третья – о которой мы узнаем в самом финале.
Амбициозную, хотя и не слишком умную демоницу Шакс (Ричардсон).
И Мюриэль (Келин Сепульведа) – писаря Небес 37 разряда – инфантильного, бесконечно наивного, но не менее позитивного ангела.
А вот с романтическими элементами и чувственными арками постановщики явно перегнули. Линия милых барышень-продавщиц смотрится натужно, искусственно и только отвлекает от наслаждения общением Азирафелем с Кроули. Финальной неожиданной паре дали слишком мало совместного экранного времени (хотя идея богатейшая). Гетеросексуальных отношений в проекте отыскать днем с огнем (странно, что Вельзевул оказался в женском теле). К этому можно уже привыкнуть, хотя постановщики все же чуток перегнули палку. Парней не смущает, что вымрет человечество к чертям собачьим с вашими лгбт-семьями. Хотя может это такая пропаганда борьбы с перенаселением.
Главное, что не понравилось во втором сезоне – это чертовски спорный финал. Опять же, черт с ним с сексом, на котором поведены кинематографисты (я раньше уже писал, что друзей не надо «любить физически», с ними надо дружить). Ну не могут, по мнению киношников, отношения обойтись без «прикладного романтика». Но выбор, сделанный в конце, изрядно расстроил. Ход мысли понятен: ответственность и соблазн изменить мир (эдакое райское искушение 21 века) перевешивает опыт, говорящий, что личное может быть важнее общественного, да и система отношений в небесных кущах не вызывает особого доверия. Понятен (да и о третьем сезоне постановщикам думать надо), но принять его зрителю весьма непросто.
Эрго. В отношениях главных героев на уровне. А вот с любовными линиями откровенный перебор и финал спорный до невозможности.
Режиссер: Дуглас Маккиннон
В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Миранда Ричардсон, Джон Хэмм, Нина Сосанья, Дун Макичен, Глория Обианьо, Фрэнсис Макдорманд, Сэм Тейлор Бак, Мэгги Сервис
Трикстер в блокаде, или Градострительный симулятор: военная миссия
Полковник имперского инженерного корпуса Орхан был обязан врагам всем, что имел. Плотницкими умениями, гражданством, карьерой. Но от этого конкретного неприятеля, осадившего великий Город, Орхану, на первый взгляд, не приходится ждать ничего доброго.
Вот и приходится полковнику взять на себя бремя обороны от неизвестного врага. В тяжелейших условиях, когда гарнизон отсутствует, чиновники разбежались, и на помощь никто не придет.
И чтобы уцелеть — придется приложить поистине титанические усилия.
К. Д. Паркер (псевдоним Тома Холта) засветился в наших палестинах как автор юморного фентези, ставшего основой для ленты «Бюро магических услуг».
Причем под псевдонимом Том публикует фентези, которое по идее не является юмористическим. С Sixteen Ways to Defend a Walled City ситуация неоднозначная. Есть в книге жесткие моменты. Но и ироничных мест хватает.
Главным из них становится главный герой.
Родом из племен, завоеванных империей. Представитель людей, отличающихся от главенствующей нации робуров даже цветом кожи. Сирота, в детстве попавший в рабство к пиратам, обучившийся там ремеслу плотника, проявивший склонность к инженерии. Освобожденный из плена имперскими войсками, вступивший в армию, сделавший недурную карьеру в инженерном корпусе, и даже возглавивший его.
И это все несмотря на изрядные особенности поведения. Орхан вольно относится к соблюдению законов, вечно нарывается на неприятности, несдержан на язык, любит рубить правду-матку в глаза высокому начальству. Трусоват, избегает силовых решений. Строит карьеру на манипуляциях, мошенничестве, махинациях и откровенной лжи. Водит дружбу с различными криминальными элементами, не чужд грубости, отрицает чинопочитательство и почтительность. Как его до сих пор терпят? Вопрос к автору.
Неужто потому, что протагонист нестандартно и свободно мыслит, видит не только лицевую, парадную сторону имперских отношений, но и изнанку? Лишен предвзятости и зашоренности в действиях. Не любит наносить людям вред, искренне переживает, когда его действия приводят к смертям. Порой проявляет черты натурального трикстера.
Описание в романе идет от первого лица героя, не забывающего поиронизировать, воткнуть шпильку сарказма. Активно используется прием ненадежного рассказчика, кое-что протагонист явно приукрашивает, о чем-то попросту не имеет всей информации. Причем описываются события постфактум, с обращениями к читателю и прочими сломами четвертой стены. Прием как я уже неоднократно писал, спорный («Имя», «Тень», «Лис», «Клинки», «Правосудие»), но Паркер последними страницами сумел внести в ретроспективное болото свежую струю, перевернув ситуацию с ног на голову и напоследок выбив из-под ног читателя спасительный табурет уверенности в бессмертности ГГ.
С героем мы познакомимся близко и плотно, а вот информации о мире автор откровенно жалеет. Обидно.
Кроме Города мы почти ничего не увидим. И даже сам Город практически не описан – как на меня серьезный «косяк». Такой пласт вживания в мир через его красоты и особенности напрочь утрачен.
Город не скрывает своего родства с Константинополем, а империя с Византией.
Акцент на флот, колонии, гладиаторы, цепь через бухту, акведук, ипподром, темы (партии ипподрома в нашей истории): Зеленые и Синие, противостоящие друг другу, где только можно. Организации, возникшие из фондов взаимопомощи и ставшие теневой «второй» властью в Городе.
Перед нами вариация на тему градостроительных симуляторов типа Сим сити, или скорее Цезаря в его военных миссиях. Управление городом в сложных условиях. Организация снабжения жителей в условиях осады, игры с финансами, введение пайков, подъем морального духа, взаимодействие с бандами, пардон темами, давление на черный рынок. Элементы производственного романа о нелегкой работе инженеров и плотников. Обустройство обороны, попытки склепать на коленке, или отыскать в закромах военное снаряжение с оружием. Поработать головой в этом самом стимуляторе протагонисту придется от души. На начало миссии ситуация находится в плачевном состоянии, и чтобы протянуть хотя бы еще пару дней придется применить как смекалку и связи, так и нестандартный подход к делу. Перипетий героям автор отвалит с лихвой. Как внешней угрозы, так и внутренних противоречий или предательства.
Паркер не стыдиться анахронизмов. И дело даже не в обращениях типа «джентльмены» (слово, безусловно, происходит от латинского «родовитый», но в этом мире, пускай взявшем максимум от Византии, смотрится неуместно) или долларах, внезапно всплывающих в притче-анекдоте. А в общем ощущении от здешней империи и самого ГГ. Действия, решения и размышления героев скорее на уровне 18-19, а не условных 10-14 веков.
Любопытна интрига, связанная с вражеской армией: чего ждут супостаты? Кто они вообще? Откуда в сердце Империи взялись десятки тысяч настолько разумных и отлично организованных парней? Сюрприз автором подготовлен знатный – как для читателя, так и для героя.
Сюрприз, извлекающий из-под спуда на поверхность морально-этические нюансы романа. Связанные с расизмом, отношением к малым и порабощенным народам, имперским мышлением, высокомерием представителей центровой нации. Самоидентификацией «людей второго сорта», их отношению к маркерам «свой-чужой». О непростом выборе, встающем перед такими парнями.
Намеки на военные действия вводятся лишь с экватора романа, до этого симулятор города происходит без боевых контактов с внешним неприятелем. Что любопытно: роман с одной стороны зияет открытым концом, с другой – послесловием автор изрядно сужает окно возможностей для продолжения. Несмотря на это в цикле Осада на английском уже вышло три тома.
Еще пару слов о слабостях.
Второстепенные персонажи серьезно уступают основному, выглядя скорее фигурками на шахматной доске, и практически не запоминаются.
Завязка книги смотрится слабенько. Слишком просто отрезали Город от остальной Империи, слишком походя создали для нее грандиозные проблемы (здешняя держава вроде не в упадке, когда это было бы обосновано, как в той же Византии к ее финалу). Слишком легко снимаются с доски фигуры армии и флота. Понятно, что при иных условиях и «Способов» никаких не было бы, но все же.
Эрго. Градостроительный симулятор в военном режиме с качественным героем и нераскрытым миром.