Глен Кук «Хроники Чёрного Отряда»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В центре повествования — Черный Отряд, группа наемников с многовековой историей. Поступив на службу к таинственной Госпоже, отряд оказывается в центре кровопролитной борьбы власти с повстанцами. В дальнейшем наемникам предстоит пройти немало испытаний, состав отряда не раз обновится почти полностью. Удастся ли им сохранить Черный Отряд, не дать ему окончательно стать историей?
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (46), английский (39), немецкий (3), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (78), аудиокниги (10)
- /перевод:
- И. Васильева (7), В. Волковский (5), Н. Гайдай (1), Б. Жужунава (5), Г. Корчагин (1), Х. Лангханс (3), Е. Лихачёва (3), А. Новиков (14), Ю. Павлов (1), М. Петрунькин (3), Д. Прияткин (2), Е. Прияткина (3), Д. Смушкович (8), Д. Старков (14), М. Шведов (4)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
camil512, 20 марта 2025 г.
Я прочитал все десять книг. Итог — действительно стоящая только вторая, но читать лишь её бессмысленно, поэтому надо и первую, а раз прочитали первые две, то логично дочитать трилогию. «Серебряный клин» напомнил последние 15 минут голливудского триллера, когда убитый во все щели маньяк внезапно невредимым вылезает из ямы с крокодилами и нападает на остатки выживших героев, чтобы наконец быть раздавленным случайно занесённым ураганом грузовиком. Ну, то есть оно в общем в стиле, но факультативно.
Две книги Юга уже слабее, и почти полностью состоят из подвешивания ружей для финальной квадрологии. Битвы убогие, обоснование, зачем надо продолжать писать Анналы, хотя из-за них были проблемы в «Белой Розе», просто несостоятельно.
Последние четыре книги ужасны, на 95% состоят из воды, бессмысленных перемещений неинтересных героев, бытовых диалогов, рассуждений о воронах и нытья выживших солдат. Язык и метафоры вполне из XX века, от лица ЧВК-шника смотрятся дико. Особенно в этом плане отвратительна «Тьма», на которой не просто так ломаются почти все дикторы. Привнесение повесточки — баба-капитан и нигра с мятежной душой в последних двух книгах вызывают только омерзение. Действительно сильных женщин может написать только человек, в них верящий и встречавший, а не получивший комсомольское задание.
В целом, с первой трилогией ознакомиться можно, но за последние 30 лет писать научились намного лучше, да, благодаря Куку, но изучать его теперь смысла всё меньше.
Tristis Oris, 3 ноября 2024 г.
Не то чтоб прям без интереса, пишет автор складно, но буквально вымучал весь цикл.
Вместо отряда я получил.. не отряд. Из всей грозной армии толи в 10 толи в 10 тыщ человек, все делает и решает буквально 2-3. И один из них лекаре-писарь. Но у него топ по убийствам, всем ключевым решениям, судьбе мира и бла бла.
И в каждой книге по кругу, массовка меняется, ключевые персонажи отряда остаются, иногда не остаются, и любой вопрос разруливают сами в одну харю. Последние книги тем более слишком растянуты цикличным переворотом событий изподвыперта.
Мах Асаматман, 29 октября 2020 г.
Верится с трудом, но я все-таки осилил эти Хроники.
Почему осилил? Потому что они отняли буквально — несколько месяцев жизни и безмерное количество нервов. Снова почему? Потому что одиннадцать романов быстро не читаются. А еще потому, что Хроники в целом ужасно неровны.
Первый роман вызывал зубной скрежет — настолько бестолково и сумбурно было происходящее. Но святая убежденность в том, что дальше будет интереснее, помогла этот орешек разгрызть довольно быстро. Роман короток, преисполнен действия и помимо финальной свалки ничем не запоминается. Вообще это характерные черты всех Книг Севера, в том числе свежеиспеченного «вбоквела» — яркое, насыщенное повествование без лишних художественных, психологических и даже логических углублений. Впрочем, бессовестно вру — у «Замка Теней» (он же «Тени сгущаются») и «Белой Розы» есть достоинства, но о них — ниже.
Книги Юга. Камень преткновения для большинства фанатов цикла, который либо боготворят, либо ненавидят вплоть до отрицания самого факта их существования. А причина проста — их писал совершенно другой Глен Кук. И пусть и в «Игре Теней», и в заключительном томе летописцем остается старый добрый Костоправ, невозможно не заметить, что разъясняться он стал совершенно иначе. На смену скомканности и суете пришли нарочитая неторопливость, многочисленные повторы и все то, что принято называть «водой».
«Стальные сны», равно как и их хронист, в памяти оставили мало, являясь по сути, лишь ступенькой-введением в «настоящий» Таглиос.
Первая книга Мургена после «Снов» казалась глотком свежего воздуха, вторая — загубленной версией первой.
Единственный том Дремы — своеобразное, но опять же бестолковое чтиво. Почему бестолковое? Верхом абсурда были похищения двух чиновников Империи, которые были нужны ровно «нисколько». И такого много.
В общем, сюжет частенько прихрамывал на обе ноги, упорно пытаясь вытащить и тупиковые линии, и прочие несуразицы, главной из которых было бесконечное возвращение старых знакомых. Когда в десятый раз, ожидая встретить нового антагониста, сталкиваешься с плохо забытым старым, это неприятно.
Добавим нескольно внезапных перемен в характерах героев, рояли в кустах, куцый мир, тусклых, иногда клишированных персонажей, вроде Пугал-Взятых, Архипугала-Властелина, или Ворона (сами знаете почему).
Да, невесело. Забыл упомянуть крайне своеобразную сюжетную подачу — любители кровопролития в большинстве случаев будут разочарованы — львиная доля баталий выглядит так — «Когда мы пришли, все уже кончилось. Мы перебили -дцать человек, а они — троих. Следующие полгода было тихо — резались в тонк, лопали тушенку, пили спирт».
Снова вру — раздачам в тонк посвящена добрая треть Хроник.
Такое вот там средневековье с перегонными кубами и словами вроде «дезинфекция», «гангрена» и регулярно режущее глаз — «крутой/ая/ые».
Венчает эту конструкцию то, что принято считать главным достоинством цикла — серая мораль. Допускаю, что на момент написания Хроники могли потрясти нежные и ранимые души читателей фэнтези, сейчас же можно найти немыслимое количество романов с моралью не только серой, но и — с черной, зеленой, и даже фиолетовой в крапинку.
Меня лично, не гоняющегося за чернухой и прочими достопримечательностями поджанра, но и не пугающегося оных, разочаровывала именно подача этой «серости» — периодическая и какая-то наивно-детская. Страницами Кук, вернее летописец, настойчиво твердит читателю, что Отряд — сборище негодяев и проходимцев всех мастей, по факту же сводя порочность большинства персонажей к алкоголизму, случайным связям и азартным играм (из более-менее серьезного — нечастое увлечение несовершеннолетними).
Мерзавцы, убийцы, чудовища в человеческом обличье, против которых ополчился целый свет, и нашедшие убежище лишь в славной хатоварской роте, совершают не более полудюжины откровенных подлостей за весь цикл. Причем остается устойчивое ощущение, что писались они в моменты, когда Кук вообще вспоминал, что его герои «как бы почти плохиши».
Не реже забавляло употребляемое в Книгах Юга выражение «старая команда». Ребята, да старая команда — это я, потому что я был с отрядом с самого Берилла, я помню и Там-Тама, и охоту на мятежников, и битву при Чарах, и «крошечный апокалипсис» в Курганье, и бешенство Хромого, и каверзы Душелов, и перемены в Госпоже... А все «старички», сидящие в Дежагоре, пришли гораздо, гораздо позже!
А что в цикле вообще хорошего? Безусловно, достоинства есть, но они теряются на фоне остального. По-настоящему Кук радовал, выворачивая души в основном второстепенных (!!!) героев повествования. Маррон Шед, Боманц, Смедз Шталь и один-единственный удавшийся летописец Мурген. «Суровые времена» как гимн боли и отчаяния отдельно взятого человека на фоне ужаса, охватившего целый город, были прекрасны. Так же прекрасны, как линии колдуна-изгоя, трактирщика и вора, затмившие как основные сюжетные нити, так и их действующих лиц.
Таглиос с его, пусть и заимствованной, многокультурностью, культура наров в Гиэ-Ксле, таинственное Плато, преисполненное секретов — также несомненные плюсы цикла. За Равнину Страха отдельный поклон — все-таки Кук в цикле, подобно моему фавориту Филипу Дику, оказался не столько мастером повествования, сколько выдумщиком.
Фантазером.
Отдельные достоинства Книг Юга — неоднозначность Копченого, таинственный «пень», интригующий Длиннотень, тем не менее несколько пострадали от несуразного поведения Князя и его сестры, и совершенно неправдоподобного пропускания через мясорубку множества основных героев, которые предыдущие романы благополучно пережили в куда худших ситуациях.
С другой стороны, именно в финале «плохиш» Могаба перетягивает читательскую симпатию на себя, в чем ему помогают еще несколько персонажей. И вообще участь, постигшая «железного главнокомандующего», что ни говорите — незаслуженная, хотя ход, безусловно, удачный для раскрытия другого, едва ли не центрального персонажа. И я глубоко убежден, что то, как был представлен Могаба во «Временах», было страшилкой, удачной для романа, но ненужной для цикла в целом, ибо в итоге мы не видим вышеупомянутой Тьмы в наре, а на смену неуемным амбициям, оставленным в горниле боли и разочарования, в дополнение к нечеловеческой воле и бешеной работоспособности, пришли настоящие понятия долга и чести. И последние главы Могабы тому яркое подтверждение.
Пора закругляться.
Не могу не упомянуть полюбившихся отрядных колдунов: романтически-загадочного Молчуна, а также неразлучных заклятых друзей — переменчивого, яркого жулика Одноглазого и прохвоста, но маленького героя Гоблина(финал которого был также незаслужен). Кук не прогадал, ставя на эту парочку.
Потому что солдаты живут.
Даже если на книжной полке.
Oswald, 4 апреля 2009 г.
Суперцикл! Затягивает с самой первой страницы первой книги, и не отпускает до тех пор, пока не перелистнешь последнюю страницу завершающей. Лихо закрученный сюжет придает отряду свое, ни с чем не сравнимое обаяние. Постепенно сам начинаешь ощущать себя одним из этих лихих наемников. Герои очень реалилистичные, обладающие яркой неповторимой индивидуальностью, с безупречно выписанными характерами. Автор не поленился и в мельчайших деталях рассказал об их жизни, неприхотливом быте и нравах, щедро приправив их искрометным «солдафонским» ( в хорошем смысле этого слова ) юмором.
И вот этот отряд солдат удачи странствует по миру, попутно нанимаясь в услужение за деньги. В общем и целом идейными борцами их не назовешь. Однако есть и исключение. Летописец отряда, а в будущем и его капитан, Костоправ одержим историческими изысканиями, и втайне, во что бы то ни стало, мечтает выяснить откуда в действительности пришел отряд, и в чем состояла его изначальная миссия. Дальнейшее действие как раз и разворачивается, вокруг этого необычайно долгого и трудного путешествия с целью отыскать легендарный Хатовар, полумифическую родину отряда.
Главных героев достаточно много, хотя наиболее значимые это конечно же Костоправ и Госпожа ( в некоторых переводах — Леди ). Для меня особенно запоминающимися стали книги севера. Лучших, чем в этих книгах описаний колдовских битв с участием черных магов и руководимой ими своры разнообразной нечисти, я больше не встречал. Да и сами идеи и сюжетные ходы появляющиеся в цикле оригинальные и незаезженные.
А еще, ко всему прочему это очень мощное черное фэнтези, с пугающе жуткой атмосферой постоянно надвигающихся катастрофических событий, буквально апокалиптического масштаба.
Потрясающе сильное произведение, с поистине эпическим размахом.
fox_mulder, 14 февраля 2009 г.
Этот мир так похож на наш, никем не выдуманный. Небо над головой переливается всеми градациями серого, а под ногами хлюпает грязь любых сортов, известных природе . В теле ноет застарелая боль, на душе — мрак, на сердце — тоска... Добро пожаловать в Черный Отряд!
Уже само название цикла весьма иронично. В годы Столетней войны, «Белыми отрядами» (ротами) называли отряды ополчения, деятельности которых был посвящен знаменитый исторический роман Артура Конан Дойла, помимо прочего повествующий о рыцарском кодексе чести, долге перед короной и т.д. В кодексе чести Черного отряда всего один пункт: работа, оплаченная нанимателем должна быть выполнена любой ценой, да и долг перед кем-то у них может быть только карточный... В отличие от мастеров полотен демонстративного ухода от реальности, таких как Толкиен, у Кука получился мир, в который физически не получится удрать от повседневности, уж слишком сильно он на нее смахивает. Уберите из его романов любое упоминание о магии, замените Гоблина, Молчуна, Одноглазого на военных технарей ( например, подрывников), а Взятых и Госпожу — на безымянных латиноамериканских диктаторов, и перед Вами окажется предельно реалистичный роман о деятельности современных наемников, наподобие «Псов войны» Ф.Форсайта. Более того, сама структура отряда, где его члены за примитивными масками-кличками, скрываются от грехов собственного прошлого, подозрительно напоминает знаменитый Иностранный Легион. Наемники — не сверхлюди, их успехи в компаниях объясняются не природной неуязвимостью, а опытом и военной смекалкой. И именно поэтому, гоняя в первой книге необученных повстанцев, как слепых котят, они тем не менее, сразу же начинают нести потери, когда им приходится столкнуться с более серьезным противником. К слову, реалистичность — это главный козырь «дарка» в исполнении Кука. В отличие, от многих собственных же последователей, он не старается ошеломить и шокировать читателя льющейся кровью, живодерней или оторванными конечностями: в его книгах этого достаточно, но нисколько не больше, чем в реалиях настоящей войны, ведомой по настоящим, невыдуманным правилам. Но и меньше.
Языковые приемы, односложный жесткий стиль описаний от первого лица и полный минимум диалогов, Кук позаимствовал у классиков нуара, таких как Рэймонд Чандлер или Дэшил Хэммет... При нарочитой скупости на эмоциональные проявления, каждый из героев ЧО пытается сокрыть в себе собственнную сущность не только от окружающих, но и от читателя. И Костоправ, подобно частному сыщику, герою вышеприведенных классиков, волей или неволей постепенно распутывает эти сжатые клубки характеров своих собратьев, что бы в итоге, за этой напускной мрачной суровостью и немногословностью, обнаружить некую уязвленность и даже ранимость, присущую всем «Падшим ангелам». Война — это когда неплохие, в общем-то люди вынуждены делать плохие, а иногда и очень плохие вещи. А еще война — это бесформенная свалка вооруженных человеческих тел, которых распирает от собственного страха. И единственное, что спасает в этот момент от глупой смерти — Дух Братства, воплощение Единого Духа «Черного отряда», который и отличает его членов от прочих вооруженных тел на этом бранном поле. Честь продается, отвага покупается, любовь меркнет, и только Узы этого нерушимого Боевого Братства, выглядят единственным абсолютом в этом мрачном и жестоком мире.
Увы и ах, но цикл получился уж очень неоднородным. После сильнейшей трилогии Севера, Кук на какое- то время, потерял путеводную нить ко всему циклу, и поэтому романы Книг Юга, значительно уступают своим предшественникам. Не все так идеально и с «Книгами сверкающего камня». Однако, мастерство Кука подобно строительству величественного огромного здания: стоит всей общей картине ЧО где-то покосится, как автор тут же бросается выправлять эти недоделки в следующем томе и неизменно добивается прекрасных результатов. Если говорить о цикле в целом,то Куку удалось избавиться от одного из главных недостатков, присущих фэнтезийному жанру — его игрушечности, ведь в итоге, мы имеем книги не о колдовстве, не о мифических существах и псевдосказочных битвах, а именно о людях: ярких, запоминающихся и таких живых... И пока, даже несмотря на жесткость ремесла наемников, читатель продолжает переживать за их судьбы, хочется, что бы и сами Хроники Черного Отряда продолжались, как можно дольше.
ziat, 11 февраля 2009 г.
Для меня есть две книги в художественной литературе которые я готов назвать священными, все равно что Библия для христиан или Капитал для экономистов, оценить такие книги в десять баллов бывает недостаточно. Дюна Герберта и Хроники черного отряда. Последнюю я воспринимаю ни как один роман, или трилогию книг севера, которые многие считают удачной по отношению к другим произведениям, для меня весь цикл един как одна целая книга, состоящая из десяти глав, хочется верить и надеяться что пока из десяти.
Какими не были масштабными прозведения Джорджа Мартина или Стивена Эриксона, циклы которых я бесконечно люблю и каждый раз в предвкушении жду выхода новой книги. Тем не менее в этом жанре Черный отряд крепко сидит на верхней строчке, то что написал Глен Кук еще в 80-е годы прошлого столетия, по-хорошему сорвало мне башню, тогда еще неопытному читателю – новичку в фэнтези, в корне изменив фундамент моих вкусов, построив новое восприятие – какой должна быть интересная фэнтези. Я теперь понимаю почему так и не проникся Властелином Колец, причина в том что прочитал класскику после знакоства с летописями Костоправа, став узником куковской модели мира, где колдуны не носят остроконечных шляп, я так и не смог получить удовльствия от противостояния хоббитов и орков.
Мрачная атмосфера, солдатский быт насыщенный соленным юмором, яркие персонажи – Ворон, Одноглазый, Молчун, Гоблин, Лейтинант, Костоправ, каждого из них я храню в личной аллеи героев, их памятники стоят по соседству с принцами Амбера и членами Дома Атридес.
lexter, 8 января 2024 г.
Это свершилось! Цикл «Черный отряд» для меня особый. Да что там, скажу как есть: около 30 лет он был мне просто не по зубам. О, это жуткое ощущение ... Я 100 раз про него слышал. Я читал десятки восторженных отзывов, причем от людей, которых сложно упрекнуть в дурном вкусе. Я понимал, что дыма без огня не бывает и начинал читать его ... не знаю, раз 8 за свою жизнь. И каждый раз я не доходил даже до сотой страницы ... У меня уже сложилось даже что-то вроде комплекса: ведь не могут умные и думающие люди ахать от ерунды, каковой он казался мне раз за разом.
Но в этот раз звезды все же сошлись как-то особенно благоприятно, и я просто заставил себя прочитать хотя бы одну книгу. И все!!! Втянулся. Перевалив за половину, мне уже стали интересны сюжетные ходы. Вторую книгу я уже читал с интересом. Третью — с удовольствием. Свершилось:)
Хвалить ничего не буду, все сказано уже до меня. Мой отзыв для другой цели. Он для тех, кто тоже не может понять причины такого «аханья». Совет: попробуйте пересилить себя, друзья. Дальше становится намного круче. Лично мне например, этакое насилие только и помогло. О чем я теперь, кстати, ни капельки не жалею!
Harlekin667, 20 февраля 2021 г.
Это была не легкая, и отнюдь не быстрая прогулка по такому объемному труду Кука. Первые две книги были почти переломными, меня терзало желание знакомиться дальше, но столь банальное и сухое повествование просто отталкивало. Прочитав цикл до конца, я остался полностью доволен, что это длительное время было потрачено не зря. Все 4 тома в новом издании занимают заслуженное место не полке! На мой взгляд Черный отряд это качественная работа, так сказать приготовленная с душой для аппетитного читателя. Предостерегу сразу, что эти хроники не для всех. Если ты ищешь детализацию, проработку мира, картографию, флэшбэки, сотни рас с десятками религий и божеств, ванильную любовь, крепкие дружеские отношения, разобранную динамику сражений на четверть книги с подробными стратегическими действиями, то нет друг, это не твое. Это темное и местами отвратительное фэнтези, со всеми проявлениями скорби и печали к человечеству, к этому нужно быть готовым, либо принять это и прочесть с удовольствием. Если говорить о мрачности и черноте черной, то дело не в больном воображение автора, а обрати внимание на под жанр. Это дарк, не скажу, что в самом темном своем проявление, но местами Кук тебя знакомит и с гримдарком делая его колоритнее. Реалистично проработаные герои с минимальной долей шаблонности. Единственное сопереживание вызывал Костоправ, он был заложником этого отряда, которому и отдавал себя полностью. Весьма интересный и уникальный сюжет с различными многоходовками. Текст менялся от книге к книге как курс доллара, где то проседая, где то наоборот. Не дурно выглядело и то, что хронисты менялись, дополняя рассказ чем то исключительно своим.
Вот что запомнилось, и напрягало во время чтения, так это большой спиков разных переводчиков, который менялся от книги к книге, слегка чувствовалась изкаженность мысли относительно предыдущего. Если быть честным и судить обьективно, то минусов которые я не описал, хватает. Опять же, мне они показались не значительными. Ну и совсем субъективный момент, большой объем книги под тысячу страниц не очень удобен для чтения с рук. В общем, перед прочтением имей ввиду, что сэтинг не для всех, и в целом полагайся на свое мнение.
Farit, 13 июля 2019 г.
Книга в первую очередь — очень длинная. По моему, это единственное, что про нее можно сказать без того, чтобы тебе сразу же возразили :)
При этом на самом деле тут у нас не одна, а две истории — первая про то, как предотвращали апокалипсис на Севере, а вторая — про то, как то же самое делали на Юге.
Сначала о плюсах.
Первый и, может быть главный — это «точка зрения». Все эти события, потрясающие основы мироздания, даны не с точки зрения одной из сторон, а от лица наемника, который всего лишь тянет свою солдатскую лямку. С этой позиции пафос и громкие слова смотрятся совсем иначе, победы не вызывают особой радости, поражения — особой печали.
Второй — это персонажи. Даны очень хорошо — жестко, без елея и без черни, в общем-то показанному веришь (по крайней мере — в общем и целом). Надо помнить, что начинается история с того, что
Третий плюс — это изображение обыденности и внимание к мелочам. Война — это не только сражения, но еще и снабжение, второй частью огромное число авторов пренебрегает. Тут — нет, и это радует.
Теперь минусы.
Первый минус в том, что первый плюс продержался недолго. Черный отряд встрял в разборки сначала колдунов, потом — богов, и сам стал одной из сторон. Автор постарался смягчить этот факт тем, что не декларирует абсолютную правоту отрядовцев отдельно, но очень и очень часто скатывается на эту позицию по сути.
Второй минус — общая рыхлость и неопределенность, сопровождающая весь текст. Север еще более менее географически представляешь себе, Юг — гораздо слабее, связи между ними нет вообще, они как на разных планетах — вообще друг другом не интересуются. Так не бывает. Путей должно быть больше, связей — тоже, желания их устанавливать — тем более, это ж базовое свойство человеческой натуры.
Третий минус — автор очень недолго смог обходиться без роялей в кустах. После определенного момента он начинает предоставлять своим героям кучу преференций в виде систем скоростного транспорта, уникальных в плане мощи союзников, возможности подглядывать за всеми и за каждым, умения бесследно прятаться и угадывать шаги противника.
Четвертый — отсутствие системы в магии и более широко — в изложении. В самом деле,
Пятый — не совсем мне понятные изменения в героях. Самые яркие и удивительные —
Как видим, минусы куда более обширны. Но это и неизбежно — их имеет любая фэнтези-эпопея. По большому счету автор, который попытается бороться с ними — заранее обречен на неудачу.
Такие эпопеи имеют лишь один шанс состояться — если рассказанная в них история окажется настолько интересной, что заставит читателя наплевать на все эти минусы. Куку в целом и в общем это удалось, по крайней мере применительно ко мне — роман за романом я читал с неослабевающим интересом, мне очень хотелось узнать, чем же все закончится. Концовка не подкачала, и хотя вопросов осталось немало — это лучше, чем если б автор захотел ответить вообще на все.
sergey fomichov, 29 апреля 2016 г.
Отряд профессиональных наёмников с более чем трёхсотлетней историей подвизается то там, то здесь, пока судьба не забрасывает его на службу могущественной Империи и не вовлекает в кровавую мясорубку гражданской войны. Летописец отряда, он же полевой врач, по прозвищу Костоправ, склонен к рефлексии и фантазиям и не очень деятелен, но в силу своей должности часто оказывается в центре событий. От его лица и идёт повествование в первых четырёх книгах.
В романах Кука о чёрном отряде читатель не отыщет философских или жизненных откровений. Комбинация Добра и Зла не предполагает большое число вариаций и автор в этом смысле не стремится к новациям. Нет здесь свойственной жанру красоты войны, или героев, получающих удовольствие от сражений. Почти не найти и глубокого психологизма. Однако авантюрный сюжет, лёгкий авторский стиль, пересыпанный метафорами, чёрным юмором и любимой американскими писателями игрой со штампами, что называется, найдёт своего читателя.
Идея организации, имеющей преемственность и долгую историю, но не имеющей Миссии (подобно, например, орденам) довольно любопытна и позволила автору создать своеобразный и даже самобытный суррогат эпоса. Геополитика не важна. Стороны конфликтов довольствуются вторым планом. В центре сюжета, в центре мировоззрения героев — Чёрный отряд, эдакий коллективный индивидуалист, и его Анналы – своеобразный геном сообщества.
Хроники отряда нечто большее, чем исторический документ или путевые записки. Отвергнутые социумом наёмники, видят в отряде семью, а в его анналах — своего рода бессмертие. Мифическая прародина отряда — Хатовар, для солдат имеет большее значение, чем родные города или режимы, которым они служат. Этим мотивом пронизан весь сериал.
Впрочем, автор не возводит в абсолют корпоративность и солдатскую солидарность, пафос весьма умерен, а декларированный цинизм наёмников щедро разбавлен их же гуманными поступками.
Оставляя главного героя по большей части лишь наблюдателем, автор выводит на первый план иных ярких персонажей. Это Госпожа, владычица Империи. Для врагов и подданных – воплощение зла. Для Костоправа ещё и особа, овеянная романтическим ореолом. Это Ворон — примкнувший к отряду бывший аристократ. Индивидуалист, ведущий собственную войну с врагами и с самим собой. Это Каштан Шед – герой второй книги цикла. Типичный «маленький человек», преодолевающий собственную трусость и логику обывателя. Вообще персонажи второго плана часто получаются у автора более живыми, нежели главные действующие лица.
Подходить ко всей серии из десяти книг с одной меркой нелепо. Первые романы цикла имеют самостоятельную ценность и сюжетную завершённость. Их можно читать по отдельности без риска потерять ориентацию. В то время как «хвост» из шести книг являет собой развитие коммерчески успешного проекта и фактически имеет сквозной сюжет.
Первый роман, давший название серии, не оставляет особых впечатлений. Автор не утруждает себя подробной проработкой мира. Города Империи и люди живущие в них похожи и мелькают слишком быстро, чтобы приобрести индивидуальность. Но на сером однообразном фоне яркое пятно чёрного отряда смотрится особенно хорошо.
На мой взгляд, наиболее удачен второй роман цикла — «Тени сгущаются».
В городе Арча царит атмосфера упадка и предчувствие катастрофы. Знать укрылась от проблем за стенами крепости, толстосумы — в особняках верхнего города. Предоставленный сам себе народ борется за выживание в трущобах Котурна, где власть захватили ростовщики и криминальные группировки. В Котурне пропадают трупы и по слухам их кто-то скупает, а за городом тихой сапой вызревает загадочный чёрный замок.
Авангард отряда тайно перебрасывается в город, чтобы предотвратить неведомую угрозу, но сталкивается с тенью собственного прошлого.
Отличная интрига, которая сохраняется до последних страниц книги. Неплохо проработанная эсхатология (и в тоже время она не является калькой с эсхатологии христианской, так активно эксплуатируемой жанром.) Персонажи харАктерны, антураж достоверен. Всё это даёт основания причислить книгу к классике фэнтези.
К недостаткам первых романов я бы отнёс неудачную топонимику. Может это и оригинально называть города Тамбур, Бирка, Ад, Шмяк, Амбары, Ржа… но иногда создается впечатление, что автор просто схалтурил. К недостаткам переводов – отсутствие синхронизации, словно переводчики нарочно соревновались в интерпретациях имён главных действующих лиц.
Хвост сериала значительно слабее и рассчитан в первую очередь на тех, кого зацепили первые книги, кого интересует дальнейшая судьба героев. Правда, автор подложил почитателям свинью. Почти все яркие персонажи быстро гибнут. Ротация отряда происходит настолько быстро, что ставит под сомнение идею преемственности. Да и летописцы (а вместе с ними и стиль) меняются часто.
Движущей силой отряда на протяжении последних книг является поиск его мифической прародины. Вернее это навязчивая идея Костоправа, который возглавил отряд после разгрома в финале третьей книги.
В поисках истоков отряд забирается на крайний Юг (а потом и дальше), где сталкивается с новыми и старыми врагами, а также странным всеобщим заговором молчания. Буквально всё население тамошних мест что-то знает о прошлом отряда, о Хатоваре, но никто не обмолвился ни словом.
Перелистнув последнюю страницу последней книги, читатель понимает, что и с Хатоваром автор его надул. Разгадка так и осталась за кадром.
kira raiven, 13 мая 2009 г.
Очень интересный и необычный цикл. Надо ж было так все перевернуть несколько раз с ног на голову и обратно.
Фантазия автора — это нечто невероятное.
Начав читать эту книгу в варианте Десять поверженных, где главного героя зовут Каркун, я как-то сразу и всерьез поверила в происходящее. Мир вокруг был настолько необычен, интригующ и непредсказуем, что оставлял мне лишь возможность читать дальше, пока не придет хоть какое-то понимание... ))
Ну да, постепенно стало понятно, что это за Черный отряд с его Хрониками, укладом, самобытностью и ценностями. Но понимание пришло лишь для того, чтобы, присоединившись к героям, я смогла запутаться в происходящем уже с ними вместе.
Ну да, я согласна с отзывами, что «жесткая» и «мрачная» версия фэнтези, но ведь оная — жанр литературы, так что мне кажется, что этот «жесткач» имеет все права завоевывать сердца читателей. Читаем же мы и любим за что-то романы и повести Юрия Бондарева, а там и в помине нет, на мой взгляд, некоего оптимизма, отчетливо ощущаемого на страницах хроник Черного отряда.
Глен Кук очень самобытно пишет, и здесь не о языке я, а о его фантазии неистребимой. Он точно «по-другому видит». Герои его книг — очень живые, они навсегда живые, даже те, кто погиб, и в этом — еще один смысл. Ведь Каркун напишет о них в Хрониках, а следующие поколения — узнают о них, ведь Черный отряд идет через века, вопреки всем попыткам его истребления.
Версия Летописей, которые сами по себе являются чем-то особо ценным в этой книге, мне не встречалась у других авторов. Не встречалась именно в таком, почти одушевленном виде.
И эта книга полна всего того, что для меня важно. Интересные герои, нестандартные ситуации, и, как и во многих любимых мною произведениях тема дружбы, любви и всего того, что люди ценят. Эта книга — об общности душ, об умении стоять друг за друга, невзирая на обстоятельства, об умении думать о других и отделять главное от прочего, выбирать, пусть иногда ошибаясь, верное и о том, чтобы в сложных и обыденных обстоятельствах — действовать, а не стоять в стороне.
пунчик, 4 октября 2017 г.
Десять минут назад завершил чтение последнего романа цикла Черный Отряд. По правде сказать — домучал. Начиная с пятого романа сюжет напоминает вязкий кисель, с плавающими в нем сонными мухами. Все персонажи куда-то идут, что-то говорят, заковыристо размышляют обовсем и ниочем. Написано вроде простым языком — но как же тяжело это читается ! Из каждого романа ( книги Юга и книги Сверкающего Камня ) спокойно можно пропускать сто-двести страниц текста, написанного для объема, никак не влияющих на сюжет. Затянуто — нудное пустословие. Для меня самая сильная книга Ч.О. — Тени сгущаются, вторая по хронологии. Реально зацепила и запомнилась. Постараюсь быть обьективным : цикл Черный Отряд ,выделяющийся среди штампованой фэнтэзийной писанины — крепкий , атмосферный , самобытный середняк. До Мартина и Сапковского, как образцов жанра реалистичного фэнтэзи, Куку очень далеко. Знакомство с другими произведениями этого АВТОРА продолжать не имею желания . Не мой писатель .
Vandal1986, 7 октября 2007 г.
С этого цикла Г. Кука я начал знакомство с фэнтези и не прогадал. У меня Г. Кук стоит в одном ряду с Д. Мартином, хотя кривлю душой. Кук все-таки для меня стоит выше Мартина. Уж больно много эмоций с произведениями этого автора связанно. И конкретно с этим циклом. Жестко, мрачно, не щадит ни врагов, ни героев повествования, так и должна выглядеть война.
Хотя, к сожалению, всю серию он без спадов не смог выдержать. В середине хватка ослабевает, но все равно, я прочитал на одном дыхание все книги цикла.
А вот перевод не порадовал, хотя скорее даже не он, а отношение переводчиков к своему делу.
TurboKaban, 29 июня 2011 г.
Сначала повествование довольно сумбурное и малопонятное, но страниц через 50 вчитываешься и погружаешься в мрачный мир, созданный автором. Здесь нет красивых принцев на белых конях и девственниц на единорогах, здесь грязные и потные воины сражаются по горло в крови и дерьме и пахнет тут не розами а трупами. Мир раздирают на части в борьбе за власть могущественные колдуны, а наемники из Черного отряда постоянно оказываются между молотом и наковальней. Повествование ведется от лица летописцев отряда, воинов, поэтому скупой и лаконичный язык, которым написана книга, выглядит очень гармонично. Цикл написан не очень равномерно — некоторые книги читаются на одном дыхании, а кое-что кажется нудноватым и высосанным из пальцев, но все же большинство частей я бы оценил на 9-10 баллов, к прочтению рекомендую:)
always_in_black, 21 марта 2009 г.
Начала я читать цикл еще до сессии... Начало далось довольно трудно, ну а потом начались зачеты и все остальное... В общем отложила первую книгу на некоторое время((
Но зато потом, когда когда взялась за нее с новыми силами, когда ничего не мешало, это, конечно, был просто шок!! Читалось просто с невероятной легкостью, а оторваться не прядставлялось возможным...
Что сказать?? Атмосфера затягивает и заставляет быть ее частью, герои харизматичны и у каждого свои тараканы в голове, которые и раскрываются по ходу сюжета... Баталии, к сожалению, прописаны не со всей полнотой, но зато Кук дает эмоциональный фон битв и первые предпосылки для фантазии читателя, и если она есть, то можно такое закрутить)))
В общем и целом серия поразила мое зознание... НО не все книги. Анналы, которые ведет Костоправ, помоему представлению,- это лучшее... А начиная с книги Госпожи (Стальные сны) начинаешь чувствовать себя обманутым, что чего- то не хватает и чего- то важного недодали((( Пожалуй, дело в цинизме «стиля Костоправа»... Читая уже «Суровые времена» мне на миг показалось, что и сам Кук того же мнения... Он как будто оправдывался в том, что поменял летописца и стиль... Да и отмосфера не та((
Сейчас читаю «Тьму»... уже месяц читаю... не прочла еще и половины... Оправдываю и себя и книгу тем, что монго учусь и что читать 8ю книгу из одной серии подряд оч тяжело... Помогает, но не всегда- если вспомнить о том, что предыдущие прочла за 1,5 мечяца...
А впрочем, советую почитать Черный отрядв всем: и любителям тонких психологических портретов, и любителям баталий и осад, и любителям посмеяться над курьезностью ситуации:gigi: