Азиатских друзей мы у себя любим, поскольку они привозят к нам по-настоящему экзотические вещи. Особенно в этом плане любимы китайцы и японцы. Последние очень бережно относятся к своей культурной программе на Дальнем Востоке, демонстрируя всеми силами, что политика-политикой, но мы то с вами нормальные люди. И пусть они там что-то делят, но мы то с вами друг друга понимаем. Мы же соседи и ссориться нам не след. И много чего в таком же духе, с обычными для них поклонами-улыбками.
Одним из ежегодных японских мероприятий во Владивостоке является традиционный фестиваль префектуры Тоттори. Он проводится к нас с 2010 года. Каждый раз для него выбирается новая тема, что позволяет познакомиться с разными видами искусства Японии. Темами четырех прошедших фестивалей были народная музыка, искусство чигири-э/отрывная аппликация/, оригами, традиционная одежда кимоно, манга, керамика и фотография.
В этом году фестиваль посвящен искусствам икебана и осибана. Если с икебана все понятно, что что такое осибана, стоит объяснить. Если коротко — это аппликации, созданные из прессованных природных материалов. В ход идет все — лисья, маленькие веточки, целые цветы и лепестки.
Вам я представляю работы мастера осибана Хираги Юкиэ. Эта уже пожилая дама- достаточно известный в Японии мастер осибана направления "Гакусуми". Привела она к нам с десяток картин и более сложные работы — светильники из рисовой бумаги, украшенные композициями осибана. Вещи очень изящные и оригинальные.
Даже не просите объяснить технику исполнения. Мастер несколько раз свой рассказа, каким образом она добивается такой утонченности материалов, такого цвета и главное того, что аппликация выглядит единым целым. Но переводчик путался в терминах и не мог объяснить, как все происходит. Это и есть мастерство и все тут. Так что предлагаю просто рассмотреть эти удивительные работы.
Ничто не предвещало подвоха. Самая обычная сделка: Алекс Бенедикт, удачливый торговец космическим антиквариатом, договаривается о покупке каменной плиты, найденной на разрушенном астероиде, с надписью на незнакомом языке. Однако оказывается, что получить ее у владельцев совсем не просто. Кто-то упорно противодействует планам Алекса и готов пойти на все вплоть до убийства, лишь бы таинственный артефакт никому не попался на глаза. Но опасность и привкус тайны лишь подстегивают желание Алекса докопаться до сути дела.
Меня тоже иногда посещает эта мысль: зачем нам этот Космос сдался? Оставим в покое романтику, любопытство, подстегивающее некоторых беспокойных индивидуумов постоянно стремится заглянуть за горизонт. Ведь большинству населения Земли это совершенно не интересно. Какие там звезды, какие там туманности, когда кризис на дворе, ипотеку надо выплачивать, деньги зарабатывать детям на образование. А ведь даже у этого большинства что-то там внутри откликается, когда слышат: поиски сигналов, НЛО, инопланетяне...
Ресурсы, новые территории для расселения... Это, безусловно, важно. Но какое же будет разочарование во всем, если мы там никого не найдем. Можно, конечно, будет порассуждать о своей исключительности и великой миссии распространить разум на всю Вселенную. Но внутри-то будет грызть червячок: а вдруг все неправильно поняли, и вовсе мы не избранные, а космические тараканы, которые смогли прижиться в дальнем уголке космического дома по недосмотру хозяйки-Вселенной. И только покинем безопасную щелку, так и прихлопнут нас, как паразитов и ошибку природы.
И ведь хочется встретить не любого, кого и понять то невозможно. Нет, хотим мы похожих на нас самих, таких, чтобы любой с любым могли за рюмочкой чая поговорить по душам о тайнах Вселенной и смысле жизни. Чтобы успокоиться: мы не ошибка Космоса, все делаем правильно, поскольку вот эти братья по разуму совершенно от нас отдельно делают то же самое.
Вот я передала Вам настроение этого романа, в котором, как эхо, звучат мотивы далекого "Берега Бесконечности". Очень хочется, кого-нибудь встретить...Но ведь есть ашиуры? Зачем еще? Нет, они слишком... Чужие. С ними не поболтаешь "за жизнь". Ну и "Если честно, не очень хочется жить в галактике, где больше никого нет. Почему? Не знаю. Просто мне кажется, что лучше встретиться с враждебным разумом, чем не встретиться ни с кем".
Если честно, я рада, что Макдевит вновь затронул эту тему. Мне уже стало тесно в его чисто человеческой Вселенной, с постоянно повторяющимся сюжетом с разгадыванием людских тайн, полным рассуждений о вполне современных нам проблемах, с узнаваемыми и неизменившимися за тысячелетия людскими пороками. Мне тоже хочется, чтобы там кто-то был похожий на нас. И этот кто-то в нас нуждался и был бы нам рад.
В плане построения сюжета — все вполне традиционно для серии об Алексе Бенедикте. Обнаружение таинственного артефакта- след из уже почерствевших от времени крошек — злодеи, всеми силами стремящиеся, чтобы правда не вылезла наружу- развязка с объяснением всех крупных и мелких загадок. Традиционно, о чем пойдет речь, и чем завершится расследование, намекается в самом начале. Только в этот раз намек этот такой "толстый", что не догадаться, в чем же дело, может только сама рассказчица Чейз. Алексу все понятно, читателю все понятно, и только Чейз не замечает очевидного, постоянно задавая вопрос "что это значит?".
Еще одна традиционная деталь — обязательные злодеи, жаждущие смерти наших героев. Слава Богу, в этот раз скиммер, как орудие убийства, не использовали, хотя парочка обязательных "воздушно-космических" происшествий присутствует. В этот раз убийцы проявляют все же большую фантазию, что разнообразило сюжет.
Хотя действие, как всегда, изобилует динамичными сценами на суше/космосе/атмосфере/воде, в этот раз много внимания уделено развитию характеров, личной жизни героев и их взаимоотношениям. Наконец, герои из черно-белых набросков стали восприниматься как цветные портреты, человеческие образы не только с достоинствами, но и вполне понятными недостатками.
Пусть это и не лучший роман серии, но читается легко и приятно, даже несмотря на то, что легко догадаться, в чем дело и кто главный злодей. Тут дело, видимо, в умело созданной атмосфере: использовании отголосков давних событий и историй, которые блуждают по Космосу, рассказывая о давних свершениях и преступлениях. Эхо, многократно повторенное в цитатах, высказываниях, эпиграфах, действительно создает настроение ожидания. И добавляет всему немного грусти: "Ветер унес последнее эхо того, кем мы были". Или могли стать... Или никогда не станем.
Должная извиниться за долгий перерыв в статьях. Была занята на работе.
Но читать не переставала. Захотелось хорошего фэнтези. В этом случае всегда обращаюсь к Геммелу. Но поскольку Дренайский цикл, Троя и Риганты уже полностью прочитаны., взяла новый цикл "Сипстрасси". Что сказать? Это все же Геммел и в романе вполне типичный для него герой — изначально плохой, в котором много хорошего. Но обилие религии — это все же не для меня. Даже и не знаю, продолжать ли цикл. Рекомендую с осторожностью тем, кто обладает большей толерантностью: Дэвид Геммел"Волк среди теней":
Когда в мире больше нет места доброте и милосердию, четыре всадника Апокалипсиса уже собрали свою жатву, обещанный Армагеддон наступил, даже тогда у чудом уцелевших на самом донышке души останется маленькая капелька надежды на то, что все еще можно исправить. И пусть твердят, что есть только тьма, но всегда найдется хотя бы один, кто упрямо будет искать лучик света. Знакомьтесь, вот он, Галахед нового мира — Йон Шенноу.
Как и перед легендарным рыцарем, перед нашим героем тоже вечно маячит свой Грааль — дивный город Йерусалим, сказочная земля обетованная, где найдутся ответы на все вопросы и скрыто лекарство от всего зла и всей боли нового жестокого мира. И, как и Галахед наш герой — в вечной дороге в поисках ускользающего миража.
Но сделаем поправку на время. Трудно назвать Йона Шенноу идеалом рыцарского благородства. В мире варварства, темноты и победившего Зла вообще нет места такому понятию. Новый Галахед — упрямый и гордый одиночка, странствующий по разрушенному катаклизмом миру и утверждающий свою собственную справедливость. Точнее, вколачивающий ее в особо непонятливых пистолетной пулей.
А какая может быть справедливость в мире, где есть только разные градации Зла? Где есть зло, Зло и ЗЛО — "плохие", "очень плохие" и "бешеные собаки"? Последних справедливость Йона Шенноу требует истреблять безоговорочно, жестоко и показательно, чтобы первые две категории даже не помышляли переходить некую, установленную справедливостью Йона Шенноу, черту.
В общем и целом роман — нечто среднее между любимым мной "Путешествием Иеро" и киношной "Книгой Илая". Как в "Путешествии", здесь присутствует некая сказочность, эпичность и легендарность, развитие экстрасенсорных способностей, в том числе, позволяющих контролировать животных и птиц, множество таинственных развалин и артефактов.
Но доброты "Путешествия" здесь нет и в помине. Кровь льется рекой, жестокость перехлестывает через край, подлецы, негодяи и маньяки всех мастей дружно творят свои черные дела и при любой возможности подробно о них рассказывают. И очень много религии: цитаты из Библии повсюду, едва ли не на каждой странице. Наш герой даже умудряется сопровождать ими очередную расправу над ЗЛОМ.
Меня последний момент своей навязчивой и демонстративной нравоучительной риторикой изрядно утомил. Может, если бы я начала читать цикл "Сипстрасси" с первого романа, впечатление было бы несколько другим.
В целом, роман показался слабее любого из Дренайского цикла. Остается только рассчитывать на то, что герои и сюжет у Геммела, как правило, не стоят на месте.
Скажу только. что роман мне понравился больше, чем последние книги из цикла "Пространство Откровения". Однозначно, в одном ряду с "Городом Бездны". Ярко, красочно, но не так мрачно, с достаточной для меня долей безумства, чтобы через некоторое время перечитать. И главное — не затянуто и динамично, без занудных диалогов и долгих сцен покаяния, хотя героям. как раз, есть за что каяться. Вообщем, без всего того, что для меня подпортило впечатление от "Пропасти Искупления". Поэтому с радостью рекомендую всем любителям приключенческой фантастики: Аластер Рейнольдс "Дом Солнц":
Это история о девочке Абигейл Горечавке и затянувшемся на миллионы лет детстве ее и всего Человечества.
Нет, нет, возразите Вы. Разве речь пойдет о Абигейл? Ведь в романе несколько десятков Горечавок/а было вообще несколько сотен, пока не вмешался Дом Солнц/ и каждый из них имеет личный опыт в миллионы лет — странствий и приключений.
Но вот в чем беда, в основе каждого из этих Горечавок лежит все та же несчастная, лишенная любви и закомплексованная личность маленькой девочки Абигейл, родившейся миллионы лет назад в холодном и неуютном доме на самой границе империи света и торговли. Это вся та же Абигейл, которую все пугало в окружающем мире. Пугали выдуманные чудовища и реальные проблемы. Так, что единственным местом, где можно было воплотить свои мечты, почувствовать безопасность и свою значимость стала виртуальная игра. А когда и та оказалась обманом, остался только один путь — спрятаться в бескрайней Вселенной, пуститься в бесконечное путешествие, наслаждаться вечным разнообразием. Сделать вечное странствие главной целью, а копии себя самой — единственной семьей на миллионы, миллионы, миллионы лет. Застыть во времени вечным ребенком и никогда не взрослеть.
При чем тут детство, спросите вы, если речь идет о миллионах лет, за которые расцветают и гибнут самые разнообразные цивилизации, да что там — целые галактические империи? Но ведь только дети предпочитают забывать о своих промахах, ошибках и проступках, стирают их из памяти и вычеркивают из жизни, вместо того, чтобы нести ответственность за последствия, учиться на них, чтобы никогда не повторять в будущем. Только дети, испуганные, беззащитные и неуверенные в себе, могут прятаться от действительности за яркими технологическими игрушками и придуманной для себя реальностью. Только дети, не получая желаемого, капризничают, крушат и ломают, затыкают уши и зажмуривают глаза. Дети капризные и неуверенные, не знающие любви и милосердия, поскольку были его лишены с рождения, и от того — жестокие и злые.
Вот такое, с моей точки зрения, все Человечество в этом романе — дети, получившие в качестве игровой площадки целую Галактику. Своеобразный вариант человека-играющего Стругацких: могучие, но несчастные. Порхающая на свету яркая беззаботная бабочка, день которой тянется шесть миллионов лет. Маленькая девочка, воображающая себя принцессой, играющая воздушными шарами — солнцами и планетами.
И как всегда, у Рейнольдса — описание этой Постчеловеческой Вселенной- со всеми чудесами технологий — самое лучшее в романе. Есть во всем этом здоровая доля сумасшествия, чтобы читать, не отрываясь. Порой даже казалось, что это вариант "Автостопом по Галактике", так были чудесны и удивительны люди-кентавры, люди-слоны, человек-фантом, всезнайки-великаны, золотой робот или роботы-заговорщики. Не оставляло детское восхищение, казалось, что это — вечный карнавал, бесконечный праздник, затеянный ради развлечения застрявшего в детстве Человечества.
И вот она еще одна удача — контраст между впечатлением и реальностью, когда за яркими фасадами скрываются жестокие тайны. Как в игре Абигейл, которая с каждым разом делалась все страшнее и мрачнее. Но, в отличие от Пространства Откровения, где все темно и безнадежно, этот роман просто-таки полон оптимизма: застывшее во времени детство человечества подходит концу и начинается долгий, долгий процесс взросления. И хорошо, что в этот раз автор удержался от раскрытия всех тайн. Финал открыт: смогут ли наши герои избавиться от детских комплексов и страхов Абигейл Горечавки или нет, нам не ведомо. Каждый может додумать сам и, надеюсь, это так и останется.