Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 декабря 2013 г. 03:05

Исторический фон всегда привлекателен. Наши предки насочиняли столько историй, которые сегодня можно назвать фэнтезийными, что хватит для переосмысления целой армией писателей. иногда у авторов это получается, иногда — не очень. Роман Роджера Желязны "Этот бессмертный" я считаю примером удачного использования античной мифологии. Это не тупое переписывания сюжета, здесь есть о чем подумать и поспорить.

http://fantlab.ru/work12

Я живу в месте, которое не имеет древней человеческой истории. Точно известно, когда люди пришли сюда, что они делали или говорили. Все задокументировано: когда и что произошло, кто в этом участвовал и какие были последствия. Никаких легенд, и если очень нужен местный фольклор, то приходится его просто выдумывать.

И от того все время хочется узнать, каково это жить в месте, пропитанном историей, которая уходит так глубоко во время, что и сказать невозможно, когда все началось. Каково это, когда каждая скала, бухта, пещера и даже камень на дороге — имеют, что рассказать путнику?

И может прошлое в таких местах никуда и не исчезало, а боги и герои из старых легенд продолжают существовать в каких-то других планах реальности, которые накладываются на наш рациональный мир, иногда просачиваясь в него легендами и мифами.

Вот по этой дороге шел в Афины будущий великий царь Тесей, и где-то здесь он повстречал Прокруста. А из этой бухты Язон отправился с командой героев на "Арго" в свое плавание за золотым руном. А может быть эти истории где-то происходят прямо сейчас, или только будут происходить, а до нас докатились лишь волны вероятностей от этих судьбоносных событий, причудливо исказившись по пути. И эти отголоски были пойманы восприимчивыми, настроенными на песни Вселенной, умами поэтов и воплощены в знакомые нам истории о богах, героях и юности человечества.

Мне бы хотелось думать так в отношении этого небольшого романа, действие которого происходит в далеком от нас будущем/или, может, это мы для них будущее?/. Люди покинули Землю, отравленную ядами отходов и радиацией и покрытую шрамами от войн, и устремились к новым мирам. Но для высокоразвитых рас Галактики, Человечество — лишь малообразованные дикари, дешевая рабочая сила, нищие гастарбайтеры, изгадившие свой дом и теперь бродящие по свету в поисках лучшей доли.

На Земле осталась лишь кучка людей, вернувшихся назад на тысячелетия: общины, живущие охотой, рыбалкой и примитивным сельским хозяйством в окружении древних памятников — свидетелей былого расцвета, в которых бродят банды мутантов. Опасное место, устрашающее, воплощающее все древние страхи и легенды. Как будто история сделала полный круг, вернувшись вновь к той же точке, с которой все начиналось: вновь гнев Посейдона разрушительным цунами прокатывается по Средиземноморью, вырвался на волю Фессалийский зверь, бродят в тенистых рощах сатиры, прислушиваясь к сладостным звукам свирели, на которой играет вечный Дух Земли, бог Пан — покровитель пастухов и охотников, горных дебрей и незатейливой музыки.

Чудесный пейзаж для истории бессмертного — безумного влюбленного в каждый камень, в каждое дерево или травинку Земли, посвятившего бесконечность ее возрождению и возвращению людей на старую родину, прошедшему путь от слепой ярости и ненависти до понимания и терпения. Всего лишь один эпизод долгой жизни, путешествие в странной компании — просвещенного инопланетянина и кучки землян, каждый из которых — настоящая загадка, опасная, как все в этом странном мире, вернувшемся в первозданную дикость.

Это путешествие произвело на меня странное впечатление. Великолепие пейзажей и дыхание древней истории, переплетение реальности с почти забытыми событиями и давно умершими героями. Чтобы получить от этого настоящее удовольствие следует вспомнить сначала знакомые с детства приключения Тесея, Ясона, Геракла и героев Трои. И держать их постоянно в уме, чтобы понять скрытый смысл событий, слов и деталей. Помнить все время: и когда играет свирель, и когда на поляну врывается Фессалийский зверь и главный герой вспоминает о Геракле, и когда он смотрит на лазурную бухту, рассказывая о Язоне и аргонавтах так, как будто сам провожал их в эпический поход.

Но оставив форму. Давайте, о содержании. О том, что же скрыто за всеми воплощенными в реальность легендами Древнего мира. Думаю, это не примитивный призыв назад к природе и своим "корням", как может показаться сначала. С плохими героями, желающими развязать очередную войну и террор, и хорошими, пытающимися решить проблемы мирным путем.

Определить однозначное отношение к героям довольно сложно. Вот веганец — задумавший скупить Землю на корню — он Зло, достойное уничтожения, или мудрый политик, нашедший единственно верное и мирное решение? Или герои-революционеры — патриоты или жестокие убийцы, вернувшиеся к дикости, когда все решалось лишь одним прямолинейным способом?

Мое личное отношение к этим героям менялось в процессе прочтения неоднократно и в результате, я прочитала роман, как один из возможных сценариев примирения между современностью и историей, как попытку протянуть непрерывную нить от прошлого к будущему, чтобы не пришлось людям убивать бога Пана ради достижения своих целей.


Статья написана 23 декабря 2013 г. 02:23

Про клонов мне всегда интересно, еще с самого знаменитого клона фантастики — Дункана Айдахо из Вселенной Дюны. С клонами можно придумать бесконечную историю, проходящую через века и тысячелетия, можно — рассказ об отдельных жизнях, каждый раз разных и уникальных. Можно вернуть прошлое, и снова пережить ту же самую жизнь, можно начать все с чистого листа и воплотить нереализованные мечты. Можно сыграть драму или комедию. Или разыграть детектив.

Поэтому книга Уолтера Йона Уильямса "Зов Смерча" привлекла внимание. http://fantlab.ru/work24121

Название обещало нечто крутое, захватывающее: драму и детектив в одном флаконе, а автор уже был знаком, как создатель интересных космических миров.

Наш герой Стюарт – клон и он живет во время, когда двойников разводят отнюдь не на органы. Уже изобретена технология полного переноса сознания в новые тела после смерти оригинала, и жизнь можно продлевать таким образом бесконечно долго./Есть в этом опять что-то от Дюны. Не первый раз встречаю у Уильямса такие маленькие намеки на Герберта./

По задумке, Стюарт должен был стать вместилищем для сознания своего предшественника, продолжить его жизненный путь. Но немного не срослось: 15 лет жизни оригинала, сгинувшего где-то на просторах Космоса, исчезли из памяти, оставив множество загадок: что случилось с предшественником, и как он закончил свои дни, как прожил эти 15 лет, и почему не захотел сохранить их в памяти в новой жизни?

Казалось бы, новое молодое тело, память, возвращающая в далекое прошлое, когда еще ничего плохого не случилось в жизни, предоставляют неповторимый шанс начать все с чистого листа. Но не дают покоя вопросы и загадки, и, казалось бы, сама судьба — события и встречи — подталкивают героя на одну единственную дорогу: узнать историю жизни своего оригинала и завершить его незаконченные дела. А для этого нужно отправиться по следам предшественника, собрать все детали 15-ти лет его жизни, разобраться в причинах его смерти и, если потребуется, завершить дела.

Вот об этом этот космический детектив. Стюарту придется по кусочкам собрать мозаику жизни своего оригинала. Для этого надо помотаться по Солнечной системе, посещая самые разные космические базы и орбитальные поселения. И тут необходимо упомянуть о мире, в котором живет герой.

А мир этот несимпатичный и временами отвратительный. В нем страны заменили враждующие корпорации, каждая — со своей идеологией, армией и социальной структурой. Человечество еще более разобщено и менее свободно, чем в наше с Вами, время. По большей части, люди прячутся от реальности за системами безопасности небольших общин, дающих хоть какое-то чувство безопасности от жестокости, преступности и быстро меняющегося мира с его новыми технологиями и непонятными инопланетянами, жестко выставившими людей из Космоса. Прибавим еще к этому увлечение играми с генетикой и новыми технологиями- Игры Дарвина, в процессе которых появляются самые разнообразные образцы людей для изменившегося мира. Кстати, жаль, что эта часть только упоминается в книге, но никак не используется в сюжете.

Какую память может найти наш герой в таком мире? Только воспоминания о войне с ее жестокими решениями, о работе наемника и шпиона, о вине перед близкими за разрушенную жизнь. И тут возникает еще одно "жаль". Ведь какие сюжетные ходы сулили воспоминания о войне среди древних руин Мощных, какой эмоциональный всплеск был возможен от истории маленького сына. Но опять удачные находки никак не вписались в сюжет.

А что же тогда "вписалось"? Только возможность завершить незавершенное: пройти, как разрушительный смерч по тайным замыслам, сулящим Земле еще более страшное будущее, и покарать преступников.

Но при всех этих завлекательных внешних атрибутах, я не могу сказать, что читала этот космический детектив, не отрываясь. Долгое начало и очень медленное раскручивание сюжета, с большим количеством подробностей, которые оказываются вовсе и не нужны для сюжета и понимания характера героя. Частые провалы, когда практически ничего не происходит. Сложные интриги корпораций были бы интересны, если бы не опасность потеряться среди многочисленных длинных названий, запутанных взаимосвязей компаний и служб и скучных описаний.

Т.е., история не зацепила. Мне не хватило в ней эмоциональности и ощущения обещанного названием Смерча. Все чтение преследовало чувство чего-то вязкого, когда даже динамичные сцены со стрельбой и погонями выглядели, как в замедленной съемке.

Ну и достаточно предсказуемый, ожидаемый конец, который не удивил: все пришло к чистому листу — долги уплачены, предназначение свершено. Комедия не планировалась, но и драмы не получилось.


Статья написана 20 декабря 2013 г. 02:54

Есть у меня некоторая слабость к подобным книгам. Еще со времен "Дюны" Герберта и "Академии" Азимова. Чтобы Галактические империи, множество рас, объединенных под железной пятой, космические бои и Герои — мужественные и решительные. Наверное, не наигралась в детстве. Или надо было читать боевики, когда это было положено, не забивая в юности голову Толстым и Достоевским. Сейчас бы было все наоборот — читала бы классику вместо фантастических боевиков. Или нет.

Но, ладно. Вернемся к боевикам. Я хочу предложить Вашему вниманию вполне крепкий образец этого жанра. "Праксис" Уолтера Йона Уильямса. Хотя роман и относительно свежий, написанный в 2002 году/что с нашим отношением к переводной литературе — почти вчера/, но отвечающий всем классическим канонам жанра фантастического боевика. Я прочитала быстро, легко и не спотыкаясь. За два дня, несмотря на значительный объем. Чего желаю и Вам.

http://fantlab.ru/work24139

Этот сценарий написан так давно, что уже и не упомнишь. Сколько их там было за историю Человечества — Империя Александра, Рим, Византия, Османский халифат, Золотая Орда, Российская Империя, СССР — простиравшиеся от края до края мира, гордые своими достижениями, расширяющиеся и ненасытные, объединенные идеей, религией, мечтами, страхом или харизматической личностью лидера.

Но потом наступал момент, когда что-то менялось: расширение прекращалось, идеи больше не увлекали, страх больше не сковывал, а обаяние некогда великих вождей развеивалось, как дым. Иногда все застывало на некоторый — длинный или короткий -срок, порождая ощущение неизменности и вечности, и ...обращалось вспять. Начинался распад, брожение, со всех сторон на поживу слетались стервятники, а центростремительные процессы сменялись центробежными, чтобы в результате в истории появилась очередная глава "Гибель Империи такой-то".

Галактическая империя Шаа в этом плане повторила уже проторенный путь всех подобных гигантских образований, пусть на это и ушло почти 10 тысяч лет. Бессмертные тираны, приведшие к покорности планеты и расы, объединившие их всепоглощающей идеей порядка, подчинения и рациональности, создавшие жесткую социальную систему Праксиса — нечто среднего между религией и философией — потерпели такое же сокрушительное поражение от Вселенной, что и все знаменитые и безымянные вожди и правители до них./Очень сильно описание Шаа и их Империи напомнило мне о Боге-Императоре, его правлении и конце. Не обошлось тут без влияния Вселенной Дюны! /

Мы попадаем в Империю Шаа накануне грандиозного события — последний из завоевателей и правителей умирает. Трагический момент, сулящий перемены и неизвестность, неумолимо приближается. И что же? Да, ничего. Жизнь течет по заведенному веками порядку: люди ходят на работу, совершаются героические поступки, за которыми следует награда, и преступления, за которыми следуют жестокие наказания. Приближение перемен никого не волнует, и результат сегодняшних спортивных соревнований значительно важнее, чем все приметы будущего.

Жизнь катится по накатанной веками колее и для главного героя – блестящего штабного офицера Гарета Мартинеса, который занимается тем, чем занимались поколения его предков — провинциальных лордов: ищет покровителей среди более знатных, интригует, покоряет женщин и проталкивается вверх по карьерной лестнице, укрепляет положение семьи и своего клана. Не отстает от него и главная героиня — леди Сула, кадет Космического флота, озабоченная собственной карьерой и,одновременно, необходимостью скрывать свою тайну.

Это, пожалуй, самая удачная часть романа. Неторопливая и размеренная, описывающая жизнь столицы Великой Империи, открывающая различные стороны жизни общества Праксиса от самых низов до самых верхов. Светские приемы с ленивыми разговорами скучающих и утонченно-презрительных дам и господ, решающих мелкие шкурные вопросы пока их Господин умирает в одиночестве в самом центре огромной паутины, перемежаются с зарисовками из жизни низов, где гниль и разложение не прячут за пышными нарядами и галантными манерами — преступность, воровство, проституция и наркотики, с которыми уже невозможно справиться самыми жестокими наказаниями. И все это создает великолепно переданную атмосферу упадка и распада, укрепляющую ощущение неизбежной катастрофы.

Но постепенно действие набирает обороты. Приметы всеобщего распада, сначала незаметные, все больше бросаются в глаза. Жесткая и неизменная конструкция Праксиса начинает рушиться, на смену устоявшемуся порядку приходят обычные спутники Смуты — война, беззаконие, всеобщая ненависть. Наступает тяжелое, жестокое время, но при этом дающее шанс всем, кто упорен, предприимчив и не боится запачкать руки работой.

И это вторая, более динамичная и приключенческая половина романа, похожая более на романы Вебера о Хонор Харрингтон, с тщательно прописанными космическими сражениями и жизнью экипажей, вынужденных месяцами проводить в изоляции. Кому-то эта часть может показаться скучноватой, но мне понравилось, что Автор не стал пренебрегать физическими законами Вселенной в угоду красочности и драматичности сюжета.

Есть и еще одна милая вещь в романе. Это ехидное описание всякого рода политиков, чиновников и дельцов, пытающихся удержать власть в рушащемся мире, издающих бессмысленные законы и приказы, делающих вид, что Империя все еще жива, когда ее обломки грозят погрести под собой все вокруг.

Вот и открыта глава истории под названием "Гибель Империи Шаа". В ней есть свои герои и свои злодеи, очередная история крушения Мира, завораживающая масштабностью и грандиозностью, происходящая в этот раз на фоне планет, орбитальных станций и сияния Вечных Звезд.


Статья написана 19 декабря 2013 г. 07:39

Я очень рада, Друзья, что мой первый опыт в авторской колонке нашел у Вас отклик. Я пока только нащупываю варианты работы, поэтому была бы рада услышать от Вас предложения.

А пока идет поиск, позвольте представить Вам мои впечатления от третьей части цикла "Псион" — романа "Водопад грез" — достойного, но почему-то малочитаемого, произведения. Если Вас смущает, что это только третья часть цикла, не беспокойтесь: они не имеют "сквозного" действия и связаны только главным героем, в некоторых деталях жизни которого легко разобраться по ходу дела.

Итак, представляю Вам роман Джоан Виндж "Водопад грез"

http://fantlab.ru/work118156

Прошло несколько лет со времени, когда молодой полукровка и псион Кот помог разрешить острый политический кризис на Земле и попутно разгадать тайну наследства древней цивилизации. Эти годы прошли для него относительно спокойно: потеря телепатического дара, финансовая независимость и некоторая известность дали ему некоторую защиту от преследования со стороны ксенофобов. И так бы и продолжалась эта "спокойная" жизнь", если бы не экспедиция на планету Убежище, где находится одна из последних колоний гидранов.

Вот шанс для нас с Вами узнать о расе гидранов, о которой столько раз уже слышали в предыдущих книгах, но о которой толком ничего не сообщалось: так, набор полумифов — полуслухов, приправленных откровенными выдумками ксенофобов. И для Кота это шанс — узнать, наконец, о народе своей матери, найти в его истории и культуре опору в жизни.

Пожалуй, это самая лучшая находка книги — описание расы гидранов. К сожалению, мы практически ничего не узнаем об истории этого народа, и лишь чуть-чуть об его культуре, поскольку застаем гидранов в период их почти полного заката. Вместо прекрасных городов — грязное и полуразрушенное гетто, вместо ученых и мыслителей — озлобленные, полные ненависти и забывшие свои корни боевики- революционеры. Цивилизация, основанная на ненасилии и общности, глубокой духовной культуре и уважении к жизни, готова окончательно и бесповоротно пасть под натиском жадности и жестокости земных корпораций.

И над всем этим витает неразрешимая загадка. Именно витает, поскольку ее носители парят в волшебных небесах — таинственные небесные киты, овеществленные мысли которых оседают на планете, создавая целые пласты небесных рифов. И это — еще одна замечательная вещь в книге. Такую полную материализацию мыслей мы встречали, пожалуй, лишь в "Солярисе" Лема. Водопады непостижимых идей, грезы о прошлом и будущем, о жизни и вечности, падают с небес на землю, где живут, страдают, борются, погибают, ищут и не находят ответы на свои вопросы миллионы живых существ — людей и гидранов, превращаясь в целые месторождения скрытых идей и озарений. Вечный источник мудрости, из которого никто больше не хочет испить ни единого глотка: для землян – источник обогащения, для гидранов – полузабытая легенда. И от этой невостребованности чуда всю книгу пронизывает щемящая печаль и безнадежность. Ну, узнали люди об исключительных свойствах рифов, но почему то не верится, что воспримут заложенные в них концепции на духовном уровне, а не разложат с помощью машин на отдельные безликие атомы и молекулы.

Вот такой удивительный фон для этой истории. Не боевика или детектива, хотя в ней и действуют террористы и похитители, по ходу раскрываются грязные тайны и плетутся интриги. Это более психологический триллер, где мотивации и внутренние процессы для сюжета важнее, чем само действие.

Из всех трех книг эта понравилась мне больше всего. В ней нет наивности и откровенной "подростковости" "Псиона", но нет также неприятных до отвращения натуралистических сцен "Пешки". В ней присутствует та же жесткость, но не переливающаяся через край в смаковании грязных подробностей. Повзрослевшие герои поступают, по большей части, как положено взрослым людям, а не сбежавшим из-под надзора старших подросткам. И хорошо, что Автор смогла удержаться от " счастливого конца", который был бы нелогичным и разрушающим все внутреннее напряжение сюжета.

Хотя не обошлось без "но". Целый ряд эпизодов показались мне неоправданно затянутыми и сентиментальными, как пребывание Кота и Мийа в рифах после бегства или неоднократное повторение трагической истории Наох. А некоторые сюжетные линии оказались, наоборот, оборванными на самом интересном месте, как обнаружение в виртуальной реальности разума и сознания. А ведь это — не меньшее чудо, чем наслоения вечных мыслей рифов. Об этом я бы почитала с большим удовольствием, чем о бесконечных повторениях ксенофобских бредней некоторых героев.

И осталось впечатление, что история Кота не завершена. Осталось много недоговоренного, загадка его происхождения не разгадана, а за спиной героя осталось много незавершенного, и явно напрашивается продолжение.


Статья написана 18 декабря 2013 г. 03:26

Приветствую Вас, Друзья!

Вот и у меня появилась своя авторская колонка. И мне бы хотелось, чтобы она была интересна для всех, кто станет ее читателем. Поэтому расскажу, что же я хочу делать.

Конечно, я не оставлю без внимания книги, которые читаю. Отзывы, отзывами, но не всем нравится искать нужную информацию на общей ленте. Поэтому часть из отзывов я будут дублировать здесь. Читаю я много, быстро, и бросать это дело не намерена. Как Вы, наверное, заметили, в последнее время я увлеклась чтением малоизвестных книг. Пока только зарубежных, но думаю все же преодолеть свой страх и начать чтение отечественных авторов.

Второе, что я хочу делать, это размещать статьи о тех мероприятиях, которые посещаю, как журналист, и которые так или иначе связаны с тематикой сайта. Я живу от большинства из Вас практически на другом краю Земли,но это не значит, что здесь у нас дремучая тайга и ничего интересного не происходит. Нужно ли это Вам? Хотелось бы узнать Ваше мнение!

А теперь. Начнем.

http://fantlab.ru/work118141

И первая книга, свое мнение о которой я хочу высказать — "Пешка" Джоан Виндж. Книга противоречивая, и вызвавшая некоторые мысли о "женской" фантастике, которые я оформлю в отдельную статью о цикле "Псион". Но пока о "Пешке":

Всегда отношусь с опаской к продолжениям вполне удачных вещей. Тем более, если проходит между написаниями значительный промежуток времени: создается впечатление, что творческие поиски автора оказались неудачными и приходится ему возвращаться к когда-то сделанным находкам. Тем более настораживает, если первая книга была вполне завершенным произведением. Как в этом случае.

"Псион" был именно завершенным романом. Все сюжетные линии были закрыты, все загадки разрешены, пусть и не так, как хотелось бы читателю. Сирота с улиц Кот получил свое место в жесткой социальной структуре и какую-никакую защиту от ксенофобов всех мастей, заплатив за это утратой своего Дара. Все тема закрыта, крепкий подростковый роман занял свое место на полке.

Но прошло несколько лет, и появилась "Пешка". Сразу скажу, герой — тот же, но роман совершенно другой.

Наш герой вырос и повзрослел. Деньги и определенный статус позволили ему получить образование, путешествовать по Галактике, общаться со сверстниками. Нет, предвзятое отношение к нему, как к чужаку и полукровке, никуда не делось, но несколько поутихло, благодаря тому, что больше Кот никому не угрожает Даром телепата. Но это не значит, что про него забыли.

Начало книги мне сразу показалось "притянутым за уши". Зачем, собственно, тащить какого-то бывшего воришку и телепата через половину Галактики на Землю, чтобы закрутить многоходовую интригу вокруг вакантного места в правительственном органе? Правильно, только ради того, чтобы вернуть полюбившегося читателю героя в повествование.

Если действие "Псиона" крутилось среди низов — воров, убийц, каторжников, изгоев и отверженных, то здесь мы попадаем в общество чиновников высшего уровня, генеральных директоров и членов правления корпораций, известных политиков. И на их фоне предыдущее общество Кота кажется уже милым и безобидным. "Сливки общества" оказываются таким скопищем воров, убийц и извращенцев, что все банды Старого города вместе взятые кажутся просто сборищем любителей на летнем пикнике.

И тут я подхожу к тому, почему этот роман категорически нельзя давать в руки подростку. В нем просто-таки зашкаливающее количество отвратительных и жестоких сцен с участием всякого рода извращенцев, маньяков и наркоманов, подробно прописанных сексуальных эпизодов, а все свои интеллектуальные подвиги наш герой совершает под кайфом. Вряд ли родители будут счастливы, если подросток прочтет о приключениях благородного наркомана, разгадывающего тайны отвратительных извращенцев, попутно открывающего для себя прелести "случайного" секса.

Но буду справедлива, роман написан отнюдь не плохо, действие развивается динамично и без явных провалов, читается легко и свободно. И если отбросить странное смакование натуралистических подробностей, то получится неплохое приключение с элементами психологического триллера. Путешествие в виртуальную реальность получилось просто замечательным, открывая новые грани странного и жестокого мира. Но, слишком много вопросов вызвала концовка с внезапных прозрением героя относительно предназначения памятника древней цивилизации. Показалась она еще более притянутой "за уши", чем начало книги: обязательно было провести героя через телесные муки и унижения, чтобы он постиг духовные ценности?

Но оставим этот вопрос для отзыва по всему циклу, до момента, когда будет прочитана последняя книга. А она будет прочитана, хотя этот роман и оставил противоречивые чувства.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх