Не смогла читать это серьезно. Мне хотелось раскручивания хитроумной интриги Нифрона с небольшой добавкой романтики. Вместо этого я получила что-то странное. Это и не роман для обиженных мужчинами читательниц, жаждущих доказательств, что мужчины сплошь бесполезные создания, потому как все подано не слишком серьезно. Но и сатирой/пародией это не выглядит- не хватило … смелости открыто смеяться над современными трендами. Только для читающих серию, с надеждой, что вернемся к главной линии. Майкл Салливан «Эра Мечей»
Эра мифов доказала, что известная, признанная и всеми почитаемая История — всего лишь дело рук умелых рассказчиков, которые вкладывают в уши и умы своих читателей и слушателей то, что те хотят, преследуя какие-то свои цели. А все было совсем не так.
Первый роман заканчивается на весьма и весьма интригующей сцене, которая свидетельствует , что святой Нифрон, которому спустя три тысячи лет поклонялись , как Богу и как Герою, был на самом деле умелым интриганом, которому в сущности было наплевать на весь мир и который преследовал собственные и далеко не возвышенные цели. И ожидалось, что второй роман начнет развивать это направление.
Но все, как и в любой Истории, опять совершенно не так. Эта интрига долговременная, а автору надо все же заложить основу для будущей победы кучки варваров над развитыми фрэями и создания новой религии. Если подумать, то сделать это довольно сложно, ведь наша кучка варваров не знает ни письма, ни железа, и даже обычный лук и стрелы для них — чудо технологии, сравнимое с магией.
О, да, в этом месте все "притянуто за уши". Наши варвары чудесным образом освоили счет до сотен тысяч, что подразумевает такой революционный шаг, как введение в практику абстрактного понятия "ноль", но не додумались до изображения этих весьма сложных чисел? Да, ну! Племя великих математиков с великих равнин. И таких маленьких чудес полно в этом романе.
Вторая удивительная вещь для "притягивания за уши"- объединение разрозненных женских персонажей, вполне органично смотревшихся по отдельности в первом романе, в дружный коллектив гениальных умов, которые быстро и эффективно действуют на мужском поле- война, управление, ремесло, оставляя "сильному полу" свары, склоки и драки. Пока мальчики мерятся силой, девочки берут умом и сообразительностью. Ой, бросьте, не верю я в дружные женские коллективы. Никогда не верила и никогда не поверю.
Ну и третья удивительная вещь. Вот казалось бы, сколько уже прошло времени с того момента, когда фэнтези выделилось в отдельный жанр. Но все примерно одно. Если эльфы, то сидеть им в лесах. Если люди- бродить по земле. Если гномы... Да, им пещеры и тяжелый труд рудокопов и кузнецов. И если уж есть гномье королевство, то прямо таки в обязательном порядке, что то там в глубине рано или поздно откапывают. То камень, души отнимающий, то чудовище древнее и злобное.
И вот, кажется, все удивительные вещи должны полностью сгубить роман. Но мне сее действо больше напоминало .... насмешку. Насмешку над всеми этими современными бой-бабабам(ой, простите, толерантно супер-фумен), с легкостью крушащими врагов, спасающими мир пока мужики распускают хвосты и хвастаются, у кого там что круче. Наш отряд более напоминает «сборную солянку» из компьютерных игр- лидер, воин, маг, книжник, умелец- каждый наделен изначально склонностью с каким то полезным навыкам, которые надо еще «прокачать», чтобы начать выполнять «крутые» миссии. Пока же наши же дамы более полагаются на удачу, чем умение. Все происходит у них сумбурно, с кучей лишних телодвижений и эмоций. И удается все только потому, что у какого-то бога хорошее настроение, вот и развлекается, как может.
И даже традиционное- эльфам-лес, гномам-гора- выглядит, как пародия. Мрачные, но прекрасные залы подземного царства до боли напоминают киношную Морию, а чудовище под горой- типичного монстра из финалов компьютерных Игр. Но все на поверку оказывается чуточку не так. Вот и чудовище немного не такое, каким его красочно изображают гномьи легенды, что напоминает: не всем историям и не всем рассказчикам можно верить, ведь Историю пишут победители или пиарщики.
Такое впечатление, что автор просто ответил на многочисленные письма читателей( и особенно читательниц), сделав так, «как просили». Чтобы женщин побольше и мужики поглупее, И эльфы с гномами. И чудовища. И дракон. Дракон обязательно! Но сделал это все…. немножко не так, почти карикатурно. Но это, на мой вкус, не пошло на пользу ни роману, ни серии. Более того, ситуация с таким поворотом осложнилась: ведь надо как-то возвращаться к общей линии, возрождать интригу с Нифроном, и избавляться от целого коллектива дамочек, что вряд ли будет отвечать современным трендам. И мне уже более интересно не то, как будут развиваться события, а как автор вывернется из созданной им неоднозначной ситуации.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Читаю Брендона Сандерсона "Давший Клятву". Сами понимаете, дело это долгое, и к следующей неделе боюсь не успеть закончить. Но обещаю, что порадую вас тремя названиями фэнтезийных циклов, которые не хуже "Архива Буресвета"
Есть среди героев фантастики практически вымирающий ныне тип. Условно я назвала их "Чистая душа", но речь идет о просто нормальных людях. О таких, какими мы хотели бы видеть собственных детей. Не понятно другое, почему в книгах мы предпочитаем другой тип героев? И не удивительно, что потом имеем в своих детях то, что имеем: не тех героев для подражания предлагали им в детстве.
Оказывается, что в моей коллекции героев нормальных людей не так уж мало, хотя речь пойдет о довольно старых вещах. И их — достойных воспоминаний произведений- хватит на несколько подборок. То ли мечты тогда были светлее, то ли не боялись признаваться самим себе, что не дотягиваем сами до такой чистоты.
Их много, чистых душ, пусть и не часто о них сегодня вспоминают. И среди них я сегодня выбрала:
Из отзыва: Главный герой — юный член экипажа земного исследовательского звездолета — как будто перешел со страниц романов Жюля Верна. Умный, пытливый, пылкий и бесстрашный, способный преодолеть тысячи миль по неизвестной и опасной планете, выжить, пользуясь только своими знаниями, найти общий язык со странным аборигеном, понять чувства и стремления чужого народа, объяснить с помощью научных знаний странности окружающей природы.
"Огненный цикл" роман уникальный. Его можно включить в десяток тематических обзоров. "Экстремальная жизнь", "Инопланетянин Ип"- тоже подойдут. Но я выбрала для него "Чистую душу", потому что мне хотелось бы, чтобы в моем окружении было побольше таких людей, как молодой герой этого романа.
Из отзыва: Молодой и чистый душой герой, впервые отправляющийся в Космос на старом торговом звездолете. Не неудачник, как могут подумать современные молодые люди. Счастливчик, которому выпал удивительный шанс: вместо благоустроенной, но такой скучной и однообразной жизни, получить билет в мир опасный и не сулящий огромных прибылей, но полный приключений и открытий, верности, дружбы и взаимовыручки.
Ключевое тут опять -Чистый душой. Оказывается, это совершенно не мешает приключению. Не обязательно герою быть угрюмым и страдающим моральным уродом, чтобы о нем было интересно читать. И этот роман тому свидетельство.
Из отзыва: Под стать этому фону и главный герой, Тераи Лапрад — умница, красавец, спортсмен/так и хочется добавить — комсомолец!/, наделенный всеми теми чертами, которыми обычно обладает в мечтах избранник юной девы 12-15 лет от роду. Справедливый, благородный, всегда готовый встать на защиту слабых и дать отпор злодеям всех сортов и оттенков — настоящий сказочный принц, хоть и без белого коня, зато при верном товарище- суперльве, который сам по себе уже весомый аргумент в спорах с всякими преступными элементами.
По-моему, юным девам полезней читать о красавце Тераи, чем о худосочных вампирах или всякого рода Играх. Даже спасать кого-то можно красиво, не предавая себя и следуя нормальным человеческим моральным принципам.
А вот следующий обзор я посвящу Поколению, достигшему Цели
Еще один приятный роман от Салливана. Приятно, что автор постепенно набирается опыта и не боится экспериментировать. И что еще приятнее, эксперименты не слишком радикальны, чтобы испортить общее впечатление. К примеру , в этом романе все вполне традиционно- эльфы, гномы, варвары, Меч и Магия, духи и боги. Но при этом появляется долговременная интрига и мягкая ирония. Можно начинать с этого романа, но я бы советовала все же читать в той последовательности, в какой писалось. Получите удовольствие от маленьких исторических открытий. Майкл Салливан«Эпоха мифов»
История штука лукавая. Вот, казалось бы, чего тут сложного: просто запишите воспоминания непосредственных участников, впечатления сторонних свидетелей и даже случайных очевидцев, наберите их побольше, чтобы отразить разные точки зрения, и готова ясная и четкая картина событий. Но не тут-то было. Одни не хотят опорочить память сторонников, друзей или родных, опуская одни, не очень приглядные факты и поступки, и приукрашивая другие. Вторые сами не очень много видели, сделали или вообще поняли, но хотят воспользоваться случаем, чтобы обратить внимание на себя, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих. Третьи видят прекрасный шанс, трактуя события так, чтобы достигнуть поставленные перед собой задачи. Четвертым вообще наплевать на правду, главное, чтобы материал можно было выгодно продать, а для этого он должен соответствовать вкусам публики.
Примерно всегда так и происходит. Каждый вносит что-то свое, и вполне ясное событие через некоторое, весьма непродолжительное время теряет четкость даже для самих участников. Что же говорить о том времени, когда уходит последний живой свидетель, что открывает огромны возможности для вымыслов, трактовок и свободного изложения. Начинается мифотворчество, и тогда обычные, рядовые, ничем не примечательные участники событий непредсказуемым образом могут стать героями и даже богами, или , наоборот, злодеями или воплощением Истинного Зла.
В этом небольшом романе мы попадаем в тот миг, когда ключевая История этого мира, которая будет определять жизнь целых народов и стран тысячелетиями, только-только начинается. Роли в ней- кто станет злодеем, кто героем, кто победителем, кто побежденным, кто будет писать историю, а кто станет последним упоминанием в ней и сгинет навсегда -еще не определены. Миф еще не создан.
Пока есть только факты и они таковы. Мир еще молод и полон тайн, в нем живут разные народы и самые разные чудовища, царит Волшебство, и Боги гуляют по нему, соперничая и интригуя. Уже научились считать, но письмо – волшебные знаки на стене. Колесо – чудо технической мысли, а пуговица – писк моды. И мир это принадлежит фрэям, которых пока еще никто не смеет презрительно назвать «эльфами». И это далеко не сказочные обитатели лесов, а жестокие и надменные хозяева жизни, ревниво следящие, чтобы никакой другой народ даже и не думал посягнуть на их власть и могущество. Люди же, пока еще только дикари- рхуны влачат жалкое существование на голых землях, терпя голод и холод, враждуя между собой и поклоняясь как Богам хозяевам этого мира.
Пока.... Да, вот в этом месте начинается История. История дама ироничная, если выбирает декорацией для начала судьбоносных событий не дворцы правителей, а грязную, деревушку дикарей, которые до сих пор приносят младенцев в жертву духам леса. И в герои она выбирает отнюдь не праведников, а кучку изгоев-фрэев, сопливую девчонку, говорящую с деревьями и зверями, не по возрасту наивную колдунью, беглого раба, бродягу с бандитскими замашками и неграмотную дикарку. Но в этом тоже определенная ирония: нельзя пренебрегать мелкими камушками на горе, если не хочешь вызвать случайный обвал.
Хотя и в дворцах мы побываем тоже. В тех, где живут правители мира, возомнившие себя равными Богам. А настоящие Боги — они такие, не любят конкуренции, а когда Боги играют, то не считают зазорным передернуть карты.
Вот такой расклад. Роман, как и все от Салливана- крепкое приключение. Без революционных находок, но занимательное с множеством поворотов, со схватками, но без крови, не слезливое, но без жестокости, с магическими поединками. С жестокосердными эльфами-интриганами, гномами с мечами топорами, злыми колдунами и добрыми волшебницами, с говорящими деревьями, мудрой волчицей и наводящим ужас медведем-людоедом. Такой набор вполне подойдет и для подростка и для взрослого.
Но самое замечательное в этом романе вот что. Во-первых, оставаясь в том же симпатичном мире, мы меняем кардинально декорации и окружение, хотя о многих героях мы уже кое-что слышали. Во-вторых, нам предстоит узнать Историю подлинную, еще до того, как вмешались фантазеры и толкователи. И тут множество сюрпризов: ни один из героев не окажется таким, каким нам их преподносили в прочих романах цикла. По крайней мере, финал "Эры мифов" оказался для меня полной неожиданностью, хотя внимательный читатель просчитал бы его еще в самом начале по одной маленькой детали. В-третьих, это самое начало целой новой Эпохи, которая обещает объяснить нам Все: от волшебства и драконов до веры в Нифрона и возникновения его церкви.
И читать я советую именно так, как Салливан писал. Сначала книги про Рийрия, а уже потом начинать этот роман. Тогда можно ощутить себя настоящим ученым-историком, считавшим всегда каноном официальную версию судьбоносных событий, но который вдруг открыл для себя настолько отличную от общепринятой, такую опасную и такую многообещающую истинную Историю Мира.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Продолжим чтение Истории от Майкла Салливана: "Эра Мечей"
Если никто так и не захотел предложить свою тему, пусть сегодня будет "Инопланетянин Ип". Вы замечали, что практически все пришельцы в современной фантастике — гнусные уроды, жаждущие истребить такое прекрасное Человечество? К нам они прилетают исключительно для того, чтобы отобрать такую прекрасную Землю и превратить ее черт знает во что. Можно подумать, мы без них плохо с этим справляемся. И даже у себя они творят всякие безобразия.
Впечатление, что вся огромная Вселенная, если и населена кем, то одними отморозками(включая Человечество) и прямо таки хочется. чтобы эта самая Вселенная постаралась очистить свои просторы от такой напасти, как "разумные существа".
Но ближе к теме. Захотелось вспомнить произведения, которые не пользуются особой популярностью, и, подозреваю, именно потому что инопланетяне в них хорошие ребята. Во многом лучше людей, если подумать. И вот мой выбор:
Из отзыва: этой простой повести есть сразу несколько «планов». Первый — фантастический. О том, что воображение — один из величайших наших даров, но все же он меньше, чем Вселенная, в которой может быть все, что только возможно представить и еще много больше. Второй — более реалистичный. Он — о взаимоотношениях между родителями и детьми, о том, что такое настоящее доверие и вреде, который может принести слепая любовь.
И это — умная история, светлая и добрая, пусть и воспринимаемая в наш жестокий век только, как наивная сказка.
Меня удивляют низкие оценки этой повести. Наверное, именно по той причине, что ждут совершенно другого, а не лиричной, немного наивной истории о нескольких чистых душах.
Из отзыва: О том, где проходит разумная грань между необходимостью сохранять традиции и самобытность и стремлением к новому, развитию и изменениям. О том, что лежит в самой основе социальной структуры, культуры и искусства, и что с высот «цивилизованности» принято, порой, отвергать, как варварство и дикость. «Люди вечно говорят: «мы делали так всегда», а потом обнаруживаешь, что их «всегда» означает поколение-другое, век или два, самое большее тысячелетие или два тысячелетия. Культурные обычаи и привычки, это мыльные пузыри по сравнению с путями и привычками расы или тела».
Очень глубоко, очень поэтично. Каждое слово — на месте в этом чудесном танце Жизни с примесью земного испанского колорита: гордо вскинутые руки человека-птицы в яростном эротическом призыве, сложный набор шагов и четкий двойной ритм: традиция — новизна, новизна — традиция…
Очень трогательный, очень поэтичный и необычайно красивый рассказ о цивилизации люде-птиц, доставляющий исключительное удовольствие
Из отзыва: А инопланетяне, которых надо спасти, получились у Макдевита просто очаровашки. Маленькие пушистики, создавшие подобие античной культуры, но без социальных безобразий, типа рабства и воин. Даже сам автор в какой-то момент понял, что переборщил, и добавил им все же один недостаток — непонятные внутрисемейные отношения, граничащие с полной сексуальной свободой/ну, кому недостаток, а кому и нет/. И естественно, человечество кидает все силы на спасение столь милых ребят от разрушительной Омеги.
И вот вопрос, стали бы люди так уродоваться, если бы это были не симпатичные малыши, а злобные, воинственные ублюдки, похожие на тех полунасекомых, останки которых находят в «Чинди»? Даже романтик Макдевит не верит в такой альтруизм человечества.
Вот вопрос из вопросов: Панд любят все и готовы все защищать. Пауков , змей и лягушек никто не любит и защищают их единицы. А если бы инопланетяне были страшны, злобны и проповедовали тоталитаризм? спасали бы их земляне также рьяно или пусть бы снес бы их космический апокалипсис?
Вторая часть, а точнее ее первая половина, оказалась много интересней первого романа. В основном потому, что автор сосредоточился на действии, поскольку новых героев не появилось, и не было необходимости тратить время на рассказ их личных историй. Однако вторая половина сильно испортила впечатление. Было впечатление, что читаю очередной роман Кима Стэнли Робинсона: торжество демократии, толерантность и слава Человечеству!
Но все же проскальзывает и здесь. Как бы ни были хороши утопические общества, они оказываются бессильны против простого варварского лома. Против которого и им приходится изобретать свой лом, пусть они его стыдливо так не называют. Читать? Читать только после первой книги: Пол Дж. Макоули «Сады Солнца»:
Любовно взращенные Дальними, прекрасные жемчужины жизни, сокровища посреди холодного Космоса, со всеми своими чудесами технологий, со всеми хитроумными приспособлениями к самым агрессивным условиям жизни, с которыми только сталкивался человек, со всеми социальными и политическими находками- все города, оазисы и сады- оказались слишком хрупкими, слишком уязвимыми перед простой грубой силой. Так оно бывало нередко: даже самые продвинутые цивилизации оказывались порабощены не образованными варварами.
Но земляне не настолько варвары, чтобы не понимать, какая сокровищница попала к ним в руки: не просто передовые, а прорывные технологии, способные изменить будущее. Но какое это будет будущее ни одна из сторон пока и сама не знает, хотя одно совершенно ясно: Тихая война наложила отпечаток на всех- участников и просто сторонних наблюдателей.
Для Дальних все складывается исключительно неблагоприятно. Согнанные в трудовые лагеря и тюрьмы, они полностью отрезаны от привычного образа жизни. Хотя кое-кому все же удается скрыться: небольшая группа беглецов свободно скитается по Солнечной системе, пытаясь найти новый дом. Удается скрыться и великой Авернус, хотя ее многие достижения и попадают в руки врагов.
Не прошла война бесследно и для Землян. Бывшие союзники имеют разное мнение о том, что делать с наследием Дальних, а саму Великую Бразильскую империю раздирают межклановые разногласия и интриги. Война и оккупация серьезно подорвали экономику и политическую стабильность а такое никогда не проходит бесследно: люди до этого пусть худо-бедно сводившие концы с концами начинают задумываться насколько им нужно такая система управления. А где есть думающие, рано или поздно появляются действующие.
Практически все наши герои выжили. Да, да, даже те, истории которых, казалось бы, были полностью закончены. Им всем предстоит еще сыграть свою роль, как и тем орудиям Тихой войны, которые добыли победу для землян, нарушивших для этого собственные принципы. Что приятно: никаких новых имен, все , кто будет играть в повествовании хоть какую то значимую роль нам хорошо известны, а их личные предварительные истории- кто, как и почему совершит тот или иной поступок- уже рассказаны.
Действие начинается ровно с того места, на котором мы расстаемся с героями в первом романе. Как и в первой книге, оно идет параллельными потоками: каждый из героев продолжает свою личную историю, приобретая опыт в новых, еще более сложных обстоятельствах. Происходящее по-прежнему разнообразно: с бывшим шпионом работаем среди заключенных-Дальних , освобождая захваченный город для новых хозяев, или путешествуем с ним по лунам Сатурна в поисках возлюбленной, со спасшимися беглецами ищем новый дом на дальних рубежах системы среди лун Урана и Плутона, плетем интриги с Локом Ифрахимом, вместе с Шри Хон-Оуэн идем по следам гениальной Авернус и детально исследуем оставленные ею оазисы странной искусственной жизни, вместе с бывшим пилотом пытаемся наладить жизнь на Земле. Действие буквально охватывает всю Солнечную систему и нигде мы не задерживаемся надолго.
И все идет хорошо половину романа, но автор неожиданно решает, что надо ускорить события, пропуская «маловажные» детали и эпизоды. Речь уже идет не о неделях или месяцах, а годах и даже десятилетиях. Представляете, много-много страниц мы изучали все детали происходящего(одно только путешествие с геологом было просто перенасыщено научными фактами о спутниках Сатурна), мельчайшие подробности того, что, как и где растет в искусственных биомах Авернус, как живется дальним и землянам после завершения войны. И вдруг- все срывается в галоп, от одного эпизода без ясного завершения к другому такому же, отстоящему от первого на многие годы. Было впечатление, что эти главы заготовки для будущих романов, которые задумывались автором, но его планы внезапно изменились.
В результате, оказался полностью утрачен авторский стиль. Теперь это уже более походе на Кима Стэнли Робинсона, где не так важны герои, сколько подгонка к общей идее и благостному финалу, включающему обязательные торжество демократии, всеобщую толерантность и победу Человека над обстоятельствами. Я очень ценю этот оптимизм в нашей не располагающей к нему реальности, но вот по-прежнему не убеждают меня предлагаемые сценарии будущего. Ну не верю я, что агрессивную среду можно «приручить» многословными собраниями и всеобщим голосованием. Такой подход мне порой кажется почти религиозным фанатизмом: доказательства всего этого нет, но есть упрямая вера, что может быть так и только так, без всяких альтернатив.
Признаюсь, меня крайне огорчает такой подход: при огромном разнообразии решений научных и технологических проблем, которые рассматривает автор(и не только он), в социальной сфере все безнадежно однообразно. Как будто именно на организации общества вся фантазия иссякает: либо демократия, либо тоталитаризм. Черное и белое. За пять тысяч лет ничего принципиально нового, даже в полете фантазии.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Мой мозг хочет простую и понятную историю. А для этого лучше Майкла Салливана нет. Поэтому следующее: "Эра мифов" и "Эра Мечей"