За почти семь лет на этом сайте я написала чертову тучу отзывов- больше тысячи. И печально видеть, что многие мною прочитанные книги- умные и интересные- остаются вне поля зрения читателей. Поэтому я хочу напомнить о них. Предположительно раз в неделю я буду брать одну тему и вспоминать три задевшие меня в свое время книги. Темы можете предложить мне и вы сами.
Сага о воинах. Цикл о борьбе землян с загадочными созданиями, чья цивилизация напоминает пчелиный улей. Сага о могущественных расах, сражающихся за господство во Вселенной. Как только не именовали в аннотациях цикл романов Кэролайн Черри «Угасающее солнце». И были правы. В некотором роде.
По-моему, лучшее, что написала Черри. Очень напряженная вещь, несмотря на неспешное и богатое деталями повествование. Местами жестокая и неприглядная и при этом странно милосердная. Жаль, что практически ее не вспоминают сегодня.
Понравилась она мне далеко не сразу- на второе прочтение, потому как в первый раз ожидала космического боевика, а это далеко не боевик. Читать надо неспешно и вдумчиво. А на такое нужно время и терпение. Хотя экстремальной жизни здесь полно. Точнее тут сплошная такая жизнь. что нам планетах, что в космосе.
Очень сильный и грустный роман о любви, верности, предательстве и всех человеческих страстях, которые не зависят ни от места, ни от времени. Из всех мартиновских произведений именно это оставило ощущение светлой печали: вроде бы ничего необычного, но что-то глубоко затронуло.
Было время, когда Мартин не стал еще всемирно известным автором "Игры Престолов". Был он известен ценителям твердой НФ, но при этом писал он много лучше, чем сейчас. В разы лучше. И, что немаловажно, значительно короче, когда точка значила именно то, что она значит.
"Умирающий свет", хоть и страдает традиционным мартиновским пессимизмом, вещь исключительно атмосферная и чувственная. Запоминающаяся. Почему бы не вспомнить, что когда то был хороший фантаст Мартин?
И при чем тут экстремальная жизнь? Если отбросить фон в виде летящей в ночь планеты, то, согласитесь, любовь- сама по себе экстрим.
Что, казалось бы, может в этом рассказе возбудить пресыщенное воображение современного читателя. Исследователь Хайдженс живет тайно и тихо на планете Лоррен — очень неприятном месте, где полно всякой агрессивной фауны. Его цель сохранить своих друзей — измененных генетикой медведей, специально выведенных для помощи людям на неосвоенных еще планетах. Но вот неожиданно это уединение прерывается работником Колониальной службы Роном, который должен выяснить, что стало с пропавшими колонистами.
Мне всегда импонировал этот рассказ. Наверное потому, что в нем нет соплей. И отношения человека с животными и природой в нем много честнее, чем слезливые умиления современных зоозащитников. Да, да. Он абсолютно несовременен, этот рассказ.
И тут экстрим все- от агрессивной среды до тяжелого путешествия. Но и доброты здесь не меньше.
А следующую тему не буду называть. Пусть будет сюрприз, если сами не предложите.
Здесь нет стрельбы, погонь или космических катастроф. Убери некоторые фантастические допущения, то и герои станут самыми обычными людьми, которых полно в вашем окружении. И все их чувства и мотивации понятны и узнаваемы. Рекомендую всем, кто любит неторопливое и вдумчивое чтение: Леви Тидхар «Центральная станция»
Есть на планете Земля место, которое занимало, занимает и, скорее всего, еще долго будет занимать особое место в истории нашей цивилизации. Не верите, послушайте несколько дней подряд новости, и обнаружите, что хотя бы раз в день, где бы вы ни были, вы услышите об этом месте.
Наверное, будь у Земли другая география и история, место подобное тому, которое мы называем Израиль, все равно бы появилось. Называлось бы по-другому, но территория, где сталкиваются интересы наций, религий, культур, экономик, все равно бы возникло.
Но в нашей с вами истории такое место- Израиль, сколько не спорь. Просто так сложилось в пространстве и времени, что веками через него проходили отдельные путники и целые народы, в своем путешествии по Земле. И все они –оказавшиеся на страницах хроник и сгинувшие в безвестности- оставляли что-то на этой земле: сказки, рассказанные у костров, молитвы известным или безымянным богам, страстные проповеди фанатиков, безделушки , привезенные из дальних стран, впечатления от путешествий, рассказы, прошедшие по цепочке из сотен звеньев и много еще чего, что причудливо переплеталось со временем, сплавлялось, обрастало новыми красочными деталями и подробностями, чтобы в результате стать Историей цивилизации. И, совершенно закономерно, что очередной маршрут переселения народов вновь проляжет через эту землю.
Центральная станция- не просто космический вокзал, где путники останавливаются только на краткий миг перед тем, как отправится к ждущим в вышине мирам, живущий расставаниями и встречами, надеждами на новое или возвращением домой, чем бы этот дом ни был. Это более похоже на место паломничества, где одни, отдав ему должное, продолжают путь к Земле обетованной, вторые — останавливаются на некоторое время, чтобы передохнуть, подумать и выбрать свою дорогу, третьи оседают здесь навсегда. И все эти люди снова, как в давние времена, обмениваются знаниями, культурой, традициями и новациями, надеждой и опасениями, верой и предрассудками, рассказами о путешествиях и историями своих жизней- победами и поражениями. Здесь, как и тысячелетия до них, рождаются новые культуры и религии. Из пепла поражений, песка утрат и тлеющих углей надежды рождаются новые боги и целые народы, сплетая древность и новизну.
Герои самые разные. Среди них есть те, кто так и не нашел в иных мирах земли обетованной и вернулся к самому началу дороги изменившимся, в поисках ответов на вечные вопросы. Есть те, для кого, как для несчастных бывших солдат уже забытых войн, все сводится к простому выживанию. Есть те, для кого виртуальная реальность с ее яркой и насыщенной приключениями жизнью стала много привычней, чем пыльная действительность привокзальных трущоб. Есть проповедники, богостроители и богоискатели, творящие новые религии и те, кто искренне верит в сотворенных ими богов. Есть новые сущности, родившиеся в сложности технологий, ищущих свое место в многоликой Вселенной и создающие своих мессий, призванных перекинуть мосты между религиями и цивилизациями.
Но все сводится все к тем же древним и вечным вопросам, которые тысячелетиями задают себе люди, ища ответы в реальности и фантазиях, среди Звезд и в земле, в науке, религии, искусстве... Во всем, о чем думаем и что создаем. о том, кто же такой Человек и что же такое Человечность, кто мы в этой Вселенной, где наше место в чем наше Предназначение?
Странное и волнующее произведение. Поэтичное, и, несмотря на описания трущоб, нищеты, уродств и несчастий героев, очень оптимистичное. Небольшие рассказы с множеством бытовых деталей. Иногда кажется, что все уже сказано и более ничего не будет, кроме описания однообразных будней неудачников, оставшихся на обочине большой дороги. И вдруг среди вполне обыденных, ежедневных событий в жизнях простых торговцев, бродяг, бомжей с местных свалок замечаешь следы из "хлебных крошек", ведущих к огромной тайне рождения нового и удивительного. Пока еще неясно, будет ли это неизвестное благим, но что чудесным- несомненно. И эта неопределенность, зыбкость, непредсказуемость, постоянно ускользающий ответ- как любое будущее любого существа- самое человечное и самое привлекательное в этом странном повествовании. Без начала и конца, без границ между реальностью и фантазией- дорога из прошлого в будущее. Как было всегда — с вопросами и без ответов, но с верой, надеждой и любовью.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Следующий роман- Пол Макоули "Сады Солнца" . Узнаем о последствиях войн и революций
Как хотите, но я уже не могу серьезно писать на тему мартиновской бесконечной истории, поскольку все уже давно превратилось из трагедии обманутых ожиданий в злую шутку престарелого насмешника. И я очень благодарно всем литературным богам и богиням за то, что они сохранили нас от нового авторского замысла от сотворения Мира и до..., и он ограничился скромными несколькими веками. А кстати, у него есть трудолюбивые наследники, которые потом будут столетие мучить читателей, выдавая по крохам замыслы отца/деда? Но это так, к слову. Вам, фанаты Игры Престолов: Джордж Мартин
Рано или поздно автор бесконечного, растянутого в пространстве и времени воображения, но, главное, во времени реальном, сериала сталкивается с этой проблемой. Количество событий, героев, упомянутых, но не досказанных историй, песен, легенд, "исторических" событий, сплетен и слухов достигает критической массы, когда и сам автор, уже не помнит, кто все эти люди, с чего там началось, какие такие сказки рассказывались у каминов, да и где, кого и когда те камины грели. И тогда автор решает: все, нужен "Сильмариллион".
Когда то Профессор проторил путь для всех последующих Создателей миров, показав, что надо сделать, чтобы самому Творцу стало более-менее ясно, что же он такое сотворил и что с этим Творением можно вытворять дальше. И пошло-поехало. Кто-то более трудолюбив и пишет приквелы, развивая едва упомянутые факты в новые полномасштабные истории. Кто-то ограничивается собраниями коротких новелл, этакими вырванными из времени этюдами, лакуны между которыми должны заполнять сами читатели, напрягая фантазию. Кто-то подходит к делу основательно, как Великий Мастер, и пишет подробную Хронику, что объяснить ВСЕ: от географии до мотиваций героев.
Настало время и Мартину начать разбирать черновики, хотя, как и многие читатели, я бы предпочла, дожить до того момента, чтобы узнать…нет, уже и не финал, а совпадет ли он с киношным окончанием, ну и вообще- будет ли вообще поставлена долгожданная точка или опять нас ждет испытывающее нервы многоточие.
Слава всем фэнтезийным Богам, Мартин не пошел по стопам Профессора и не начал свои хроники с сотворения Мира. Иначе дело могло затянуться еще на десяток лет, а потом перейти по наследству внукам и правнукам. Нет, нам повезло больше, для своего экскурса в прошлое Мартин взял сравнительно небольшой отрезок времени и пространства, оставив за границами нашего познания такие тайны: отчего в этом несчастном мире времена года наступают и длятся, как им вздумается, какие такие боги приложили руки к появлению населяющих сей мир чудовищ и странной Магии, кто такие Первые Люди и кто построил Великую Стену, как Андалы строили свои Королевства и противостояли Белым ходокам, кто такие древние Боги Вестероса и семеро ее нынешних Богов, как возникла и достигла Славы Валирия со своими чудовищными драконами и главное, отчего и как случился положивший ей конец Рок. Но, видимо, Боги Вестероса приглядывают за нами, земными читателями, и все эти малые и большие тайны останутся пока тайнами, а первая Хроника Мартина, его , позвольте мне такое сравнение, «Драконион» начинается конкретно с появлением на страницах истории династии Тангариенов.
Итак Нуменор... ой, простите Валирия, пала. И последние нуме.., что ж такое, последние обитатели легендарной страны, наверняка, верные, избранные и отмеченные особым божьим вниманием отправляются за море и высаживаются в Вестеросе, захватив кое-какие артефакты(вот как тут не запутаться с такими то параллелями) и неслабую огневую поддержку, должные помочь принести благодать в варварские земли, раздираемые междоусобицей и интригами среди многочисленными королями, лордами и прочими родовитыми и безродными.
Согласитесь, о Таргариенах у нас к этому Десятилетию ожидания с его скупо отмеряемой автором информацией сложились противоречивые впечатления. Сколько томов нам рассказывали об ужасах правления Безумного короля, о всяких безобразиях, насилии и кровопролитии, об отвратительных семейных тайнах и мрачных, поросших мхом столетий, историях крови и предательств. Но, королева Дейнерис Бурерожденная и король Севера Джон несколько улучшили впечатление. Конечно, ангелами их предки не были. Все тоже самое: бесконечная череда рождений и смертей, интриг, вероломства, измен, заговоров, лживых клятв. Обычная Игра Престолов, подкрепленная некоторой чудоковатостью в виде непонятной связи с чудовищными драконами, своевольными и непредсказуемыми даже для своих всадников, и странных брачных традиций, спорных с любой научной и ненаучной точек зрения.
Если кто-то думает, что это будет складная история, эмоциональная и с множеством приключений, то я их огорчу. Это даже не Хроника деяний, подводящая к пониманию, почему этот Мир такой, какой есть, и почему герои поступают именно так, а не иначе. Это довольно сухая и малоэмоциональная история одной, не очень счастливой и не очень удачливой семьи, более похожая на комментарии к семейному дереву, где очень много о том, кто с кем и в какой последовательности спал, кто кому кузен-племянник-бастард, чем что-то о реальных людях, их характерах и побуждениях. В ней много переплетений имен и дат, что в них легко потеряться, но так мало ответов но вопросы, которые так нас мучили: откуда взялись драконы, какая магия связывала их с носителями древней крови Валирии, что заставляло последних так фанатично блюсти чистоту крови, не страшась вызвать гнев Церкви и всех верных ее последователей в Вестеросе.
Т.е я хочу сказать вам, что книга эта для самых верных и фанатичных поклонников бесконечного сериала. Кому совсем уже невмоготу ждать финала, кто ищет любого предлога вернуться в любимый мир и вновь услышать заветные имена и названия. Кто же хотел некоторой ясности…Что ж, может все и к лучшему, а вот решит автор удовлетворить наше, так неосторожно проявленное любопытство. И тогда….храните нас, все боги Вестероса!
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Вернемся к фантастике. Следующий роман- Леви Тидхар "Центральная станция
Хит-парады дело неверное. Интерес публики изменчив, как настроение подростка. Только кто-то собрался праздновать победу, как ему уже наступают на пятки. Песен хороших множество, певцов не меньше. Конкуренция велика, удержать успех в руках, что твою синюю птицу. Тут не зевай: время работает против тебя, если только не создал что-то на все времена.
Время. В нем все дело. Мода не стоит на месте, конкуренты не дремлют. Вот и с этим автором и романом время сыграло злую шутку. Четыре года назад многие заслушивались «Песней крови», и продолжение было желанным и дальнейший успех практически обеспечен. Но спустя четыре года… Новые хиты занимают первые строчки парадов. Но кто еще помнит эту песню войны, магии и скорби, может и найдет что-то свое, забытое. Энтони Райан«Владыка башни»:
Вместо эпиграфа:
Песня воина скорбна,
Быстро кончится она,
Песнь потерянных друзей,
Поражений и смертей…
Вот с этого я начала четыре года назад свой отзыв на прекрасный роман "Песнь крови". А закончила его вот так: "Боюсь я только одного: в последних главах настойчиво зазвучали нотки о потустороннем и мистическом. Не хотелось бы, чтобы вся история пошла по этой тропинке, превратившись в очередную религиозно-мистическую поделку, или вариацию на не менее популярную тему героя-одиночки, крушащего врагов и утверждающего мечом/колдовством волю высших сил" .
Да, да, прошло четыре года. За это время даже самая популярная и прекрасная песня изнашивается: либо забывается окончательно, либо становится классикой жанра, либо — неясным воспоминанием, когда на границе памяти маячит легкой тенью нечто смутное, но все еще приятное.
«Песня крови» не стала, к сожалению, классикой, которую перечитываешь многократно и знаешь едва ли наизусть, которую разбирают на цитаты и осознанно или неосознанно подражают. Но и не забылась окончательно. Скорее это третий вариант. Слишком много времени прошло, чтобы она без подпитки новыми впечатлениями, новыми образами и красками, звучала для меня по-прежнему также ново, ясно и узнаваемо. Именно время сыграло свою роль, когда открывала продолжение: уже и не ожидаемое, с полузабытым миром, уже почти незнакомыми героями и туманным сюжетом.
Четыре года долгий срок. За это время много автором спели свои первые(вторые и последующие) песни, которые стали хитами, вытеснив «Песню крови» с первым строк чатов. Появились новые, поражающие оригинальностью миры, герои, чьи деяния затмили подвиги Ваэлина Аль-Сорна, волшебство, замысловатое и изобретательное, куда там древней Магии крови.
И в такой ситуации чрезвычайно трудно триумфально вернуться в лидеры жанра. И это новому роману "Владыка башни", с моей точки зрения, не удалось.
Во-первых, повествование начинается после изрядного промежутка не только в нашем времени, но и в мире Меча и Магии. Прошло значительное количество лет и наши герои, разбросанные по миру и изрядно потрепанные жизнью, вновь собираются вместе, чтобы предотвратить очередную угрозу. И, как это водится, чтобы собраться им нужно в сласть постранствовать по миру, помахать мечами, и, как это не печально, много, очень много пострадать и , что еще печальнее, много поговорить о прошлом, настоящем и будущем.
От того действие развивается не слишком активно: все герои находятся в долгой дороге с довольно однообразными событиями, среди которых не последнее место занимает посещение памятных мест, встречи со старыми знакомыми и воспоминания о минувших событиях. Даже новые места, новые персонажи, небольшие схватки и масштабные битвы не делают действие более... динамичным.
Скажите, что здесь какое- то противоречие? Нет, к сожалению, ни какого. Все слишком ... замедленно. Ведь любую мелодию можно сыграть в разном темпе. И даже скоротечную битву, с множеством одновременно происходящих событий, можно словесно описать так, что читатель уснет, так и не дождавшись, чем так дело закончилось.
Четыре года назад, перечисляя свои опасения, я как то даже упустила такой вариант, ведь "Песнь крови", несмотря на значительный объем, нельзя было упрекнуть в медленном развитии событий. И вот надо же: вылезла эта болезнь всех современных авторов, отягощенная еще одним симптомом. Как же в современной книге без поклона в сторону модных тенденций в виде нетрадиционных ориентаций и сильных женских персонажей, которые и слона на скаку, и хобот его врагу... Но и все другие опасения, к сожалению стали явью: и герой, крушащий своих врагов пачками, и религиозно-мистические мотивы- все в наличии. Особенно последние: традиционно туманные и многословные.
Т.е. в результате мы имеем вполне крепкий, но ни чем не примечательный роман-продолжение. Может время упущено, и сегодня так "поют" уже слишком многие, чтобы мелодия вновь захватила воображение свежестью, запомнилась и стала любимой. Вот-вот, все в этом дело: песни не хватило оригинальности. И финал, к сожалению, оригинальность и не обещает. Хотя... хотя, если пойдет такими темпами, то может забытое вновь станет модным , как это часто бывает в популярной музыке.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Продолжим для любителей фэнтези. Следующий роман- Джордж Мартин "Пламя и кровь
Как его провожаю? По традиции — на работе. Уже три года беру на себя почетную обязанность дежурить по редакции. Мои ребята молодые, им подарки надо купить, родных-друзей поздравить, загадать желание про новое счастье. Пусть хоть на день забудут про выборные сканадалы, ДТП, коммунальные аварии и прочую жуть.
К чему эта часть? А к тому, что как встретишь Новый год, так его и проведешь. Вот в прошлом году за дежурство у меня сгорела елка на Сахалине, Снегурочка на Камчатке и склад в Магадане. Чего же жаловаться, что весь уходящий год я провела на работе?(Господи, люди, ну идите есть-пить, бросьте фейерверки запускать- все равно у вас криво получается!)
Хороший ли был год? Правду сказать, после июля я мало что помню. Дни были настолько насыщенными событиями и эмоциями, что растягивались по ощущениям на целые недели. Кратко это выглядело так: Выборы- ВЭФ- выборы-выборы-выборы-выборы-17 декабря.
Все это время грела надежда, что вот поставим точку в этом затянувшемся фарсе и отдохнем. Но, нет. Дальний Восток только разошелся, и последние две недели превратились в полное сумасшествие, хотя, надо отдать должное, проявления этого сумасшествия были крайне разнообразны. Гигантский оползень с ноткой фантазии о небесном госте- маньяки с гранатами- пара жутких ДТП- леденящая кровь история с заражением детей гепатитом-еще пара жутких, но уже пожаров- и под конец финальная точка- лавина с жертвами.
Но самое огорчительное в этом году: почти не осталось времени читать. Книги поступают и копятся, стоят в очереди, и, даже если читать очень быстро, то и в этом случае очередь растянется на многие месяцы. Сказать в этом месте: мне так жаль- ничего не сказать. Всю мою жизнь книги были моим утешением в бедах и поддержкой в сложные времена. В этом году я как будто лишилась этой поддержки и стала много слабее и менее устойчива к давлению реальности.
Но давайте оставим жалобы и грусть в уходящем году.Ведь в этой очереди из книг масса интересного и еще не менее интересное на подходе. Рано или поздно, но я их прочитаю и расскажу вам о впечатлениях. Возможно, и я надеюсь на это всей душой, в этой сегодня еще таинственной куче бумаги будут найдены настоящие бриллианты фантастической литературы, те самые Книги на все времена. Или, что тоже неплохо, я откопаю такое, на что можно выплеснуть накопленное раздражение, поточить коготки и любимый ядовитый зуб.
Но все это будет уже в следующем году, который, вопреки жизненному опыту и здравому смыслу, я опять жду с надеждой на лучшее и на новое счастье. С надеждой на новые интересные книги и на открытие новых имен авторов. С надеждой, что будет время их читать с удовольствием, целиком погружаясь в новые миры и приключения, находя в них поддержку и утешение.
Вот и вам того же: Новых надежд! И интересных книг, конечно! С наступающим, друзья!