Вот люблю и всякие романы взросления. И про учебу люблю. Учиться всегда полезно, будь реальность или фантазия. Тем более, если написано интересно, то можно простить некоторую ребяческую наивность героев и изложения событий, упрощенную подачу, фэнтезийные штампы и нарушения логики. Тем более, что фэнтези без гор трупов, рек крови и мрачных маньяков- уже почти волшебное чудо в наши бурные дни. А это вполне можно подсунуть подростку лет так с 12-ти. Рекомендую: Брайан Стейвли "Клинки Императора":
Есть один сюжет в фэнтези, который нравится практически всем. Учеба героев. Тут могут быть вариации от вполне обычной школы или специализированных заведений(магии, меча или ремеслу- разницы в самом процессе особой нет) до индивидуальных уроков мастерству. Но суть всегда одна: тяжелое, упорное и трудоемкое овладение навыками под пристальным вниманием суровых и скорых на весьма изощренные наказания наставников.
И это всегда привлекает. Одни, кому, видимо, учеба доставляла удовольствие, несмотря на ее длительность и неизбежные неудачи, придаются ностальгии по ушедшим беззаботным годам, с радостью погружаясь в детали чужих трудов. Другие, у которых учеба оставила не столь светлые воспоминания, могут с затаенной радостью или сочувствием(тут у кого что осталось в памяти)смаковать чужие мытарства, обиды и несправедливости( реальные и придуманные). Но, что важно, с интересом читают все.
Поэтому "Клинки императора" уже по этой части сюжета не останутся без читательского интереса. Два брата-принца Каден и Валин постигают трудные науки вдали от столицы, готовясь занять свои законные места в сложной иерархии Империи. Одному суждено стать в будущем Императором, другому — его верным помощником и полководцем. Потому наследник Каден в дали от двора, в затерянном в горах монастыре под руководством весьма скорых на наказание педагогов , в условиях жесткой дисциплины постигает науки и , что главное, тайны целого мира. А брат его Валин в не менее суровых условиях готовится стать одним из элитных воинов, защищающих престол от внешних, и, что пожалуй более значимо для будущего, внутренних и даже тайных врагов. Есть еще их сестра Адара, которой тоже приходится учиться, только уже другой науке — интригам, заговорам, распознаванию врагов и поиску союзников при чем опять же в весьма суровых условиях зреющего государственного переворота, не последнюю роль в котором должны сыграть древние религия, магия и чудовища.
Естественно, такому раскладу положена и соответствующая форма. Прежде чем сюжет закрутится окончательно, героям надо овладеть хотя бы минимумом знаний и умений. Поэтому для каждого из трех героев предусмотрена своя школа, свои учителя и свои уроки.
Вот Валину предстоит стать полководцем. Для него уроки воинского мастерства, стратегии и руководства. Хотя, если честно, то ученик он не очень: воинским мастерством не слишком овладел, за что и получает от соперников, руководить тоже получается не очень, ну и стратегии вовсе никакой пока нет. Так, просто хороший парень, не слишком ловкий, сильный, сообразительный или наблюдательный. От чего даже явные факты, позволяющие выявить грозящую всей семье опасность, остаются вне его поля зрения. В общем, в полководцы Империи явно пока не годится, учиться ему еще и учиться. Не слишком блещет на имперском поприще и сестра , которая так гордится своим умом и образованностью. Этакая самонадеянная отличница, привыкшая к легким победам. Но одно дело учеба, другое практика: никакие книжные знания не помогут распознать лицемеров, льстецов и интриганов среди "дружелюбных" советников.
То ли дело их брат Каден. Тому в его монастырской школе некогда отвлекаться на ерунду. Суровые правила и железная дисциплина, когда даже не лень, малая заминка, караются учителями быстро и жестко. И не совсем понятно, зачем так поступают с королевским сыном, что заставляет сразу подозревать какие-то скрытые мотивы, имеющие под собой весьма веские и таинственные основания.
Что ж, как я написала выше, всегда приятно читать про мучения учеников. Тем более, если это не просто обычные уроки, а с привкусом небольших загадок и больших тайн, старых легенд и новых интриг, которых на долю каждого из героев выпадает достаточно, чтобы разнообразить школьную зубрежку. И, слава богу, все школьники рано или поздно становятся выпускниками, которым нужно доказывать на деле, усвоили ли они уроки и как могут применять полученные знания на практике. А это уже совсем другая история, действие которой будет разворачиваться уже не за школьными партами. Пора нашим героям выйти в мир и отправиться в большое жизненное путешествие. Ну и я к ним присоединюсь обязательно.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Ну и еще одно фэнтези — Майкл Салливан "Роза и Шип"
Сказка, как известно, ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок. В этом плане качественная подростковая литература свято следует этой традиции. И этот роман не исключение, хотя он уже не приносит в сюжет чего-то нового. Для взрослых все уже сказано, но для юных читателей все не так: пока урок не выучен действие продолжается. Хотя и взрослым иногда полезно вспомнить школьные годы: Паоло Бачигалупи "Орудие войны":
История завершается, и, как и следовало ожидать, все линии сходятся в одну. Все главные герои предыдущих романов собираются вместе: Маля, вместе с бывшими солдатиками, медленно привыкающая к сытой, безопасной и мирной жизни, Гвоздарь, ставший из забитого заморыша уверенным, крепко стоящим на ногах молодым человеком и его подружка Нита, вновь оказавшаяся в привычном окружении владык мира, но все же вынесшая из своего приключения, нужный жизненный урок, и, конечно, Тул, образ которого связывал вместе личные истории всех персонажей.
Вроде бы стоило задать вопрос, а зачем вообще потребовался этот третий роман? Личные истории героев ведь были вполне завершены и завершены удачно для них. Гвоздарь вырвался из нищеты и унижений, обрел любовь, положение и уважение. Нита вернулась домой, обретя мудрость, любовь и верность. Маля и ее солдатики обрели безопасность, сытость, покой и мир в своих истерзанных душах. И даже Тул вроде бы нашел, что искал: свободу и независимость от людей, верную стаю, уверенность в себе.
Но подростковые книги не должны заканчиваются без главного: без урока в виде наказания злодеев. Вех негодяев, которые мучили героев, обманывали, грабили и убивали невинных, должно настигнуть возмездие. Справедливость должна торжествовать даже вопреки логике событий. Вопреки вообще всему. Иначе теряется весь смысл такие истории рассказывать.
Поэтому и появился третий роман "Орудие войны". Пришло время тем, кто разжигает войны и угнетает целые народы, сея болезни, голод, нищету, ради собственного обогащения и власти, ответить за свои преступления. И справедливо, что возмездие свершит над ними их собственное творение, созданный, как послушный раб для грязной работы, но нашедший в себе силы восстать против хозяев и проделать долгий путь к свободе. И произойти это должно на той территории, которую «властители» судеб создали лично для себя, где они чувствуют себя полностью защищенными.
На это- сделать Тула не просто мстителя, а борца против несправедливости- играет все развитие сюжета. Порой он развивается весьма странно и вопреки здравому смыслу. Ничего не должно помешать главной задаче- свести героев в одной точке, дать им возможность сделать правильный выбор, чтобы наказать всех злодеев. Надо для этого ввести нового персонажа? Пожалуйста. Надо чтобы неожиданно, в самую последнюю минуту свершилось нечто, что поможет героям в казалось бы безвыходной ситуации? Да Бога ради! Нужно срочно новое качество или умение, позволяющее героям решить не решаемую задачу? Срочно придумаем по ходу дела! От этого возникает ощущение некоторой сказочности, когда даже если тебе кажется, что все, героям конец, твердо знаешь, что вот сейчас произойдет чудо, и все закончиться отлично. Это сильно мешает воспринимать героев с их страданиями и сомнениями серьезно, сочувствовать им и переживать за их судьбу.
Вторая вещь, которая мешает воспринимать все серьезно- мир, становящийся из живого и яркого, размазанным и схематическим. Хотелось другого. Ведь мы покидаем Затонувшие города и из развалин отправляемся в места цивилизованные, где царят относительные благополучие и безопасность. Хотелось живых картинок о жизни этой части людей, для которых катастрофа, хоть и кардинально изменила жизнь, но все же не стала окончательным приговором. Таких картин, какие оживляли два предыдущих романа, добавляя ощущения людской трагедии. Но не произошло: все очень быстро, невнятно и тускло. Персонажи, способные добавить красок, не успевают имени своего назвать, как отправляются в мир иной.
Не порадовала меня и концовка. На самом деле нет в ней ожидаемой точки. И что-то подсказывает мне, что приключение героев будет продолжено. Ведь остались и другие негодяи, остались генетические измененные рабы и несчастные Затонувшие города с их умирающим населением. Окончательная справедливость не установлена. Короче, дел еще много, и, думаю, мы еще услышим о Туле и его Стае.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Продолжим вспоминать школьные годы — Брайан Стейвли "Клинки императора"
Жанр фантастики – своеобразное зеркало настоящего. Хочет автор или не хочет, но все свое представление о будущем он строит на том, чем живет настоящем. И иногда проекция этих настоящих представлений на будущее по-настоящему пугает. И не надо обвинять меня в консерватизме. Я исключительно за равновесие, когда движение вперед любой ценой уравновешивается тщательным изучением последствий. И против резких колебаний маятника, потому как законы жизни еще никто не отменял. И, да, меня всегда настораживает все, что делается/замышляется РАДИ БЛАГА ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, поскольку вся наша история полна примерами того, что творилось под прикрытием ради этой цели. Вот об этом пойдет речь и, надеюсь, мое прочтение этого романа покажется вам любопытным: Алекс Лэмб "Роботер"
Прежде чем мы с вами поговорим о войне колоний с Землей, путях развития человечества, включая пределы генетических и высокотехнологических вмешательств, за которыми человек уже становиться вроде бы и не человеком, о месте Человечества во Вселенной- т.е. обо всем том, чем так богат роман "Роботер", хотелось бы немного вернуться назад к двум знаменитым фантастическим циклам. И сначала речь пойдет о великой азимовской "Академии", точнее, о том, что "Академии" предшествовало.
А начиналось там все вовсе не с психоистории великого Селдона, а много-много раньше со Стальных пещер Земли(хотя еще раньше- с Вечности- но эта история мало касается нашей темы, так что пока о ней забудем) и угнетения несчастных и обездоленных землян богатыми, ушедшими в технологиях далеко вперед, генетически изменившимися обитателями колоний. Ну, так вот, изначальные предпосылки развития сюжета "Роботера" во многом похожи на эту старую историю.
Земля, как и во времена Стальных пещер, перенаселена, бедна и все время балансирует на грани хаоса. Земляне вроде бы и готовы осваивать Космос, но при этом правящая верхушка боится утратить контроль над ситуацией и огромными массами людей, способными на многое, если дать им свободу мыслить и действовать. Колонии же технологически развиты, их население активно изменяет себя, чтобы приспосабливаться к новым условиям и взаимодействовать с машинами. И, вполне естественно, обе стороны не любят и уже не понимают друг друга до такой степени, что готовы уничтожить.
Вот в этой последней части и кроется отличие от азимовского сюжета. Все, что в старой истории — генетические изменения космонитов, ведущие к исчезновению человеческой природы как существ социальных, сомнительное с точки зрения морали использование технологий, стремление уничтожить соперников любой ценой- отдавало симпатии читателя землянам, заставляя желать и ждать их победы- в "Роботере" странным образом преображается, заставляя сочувствовать уже немногочисленным колонистам и надеяться на поражение многочисленных традиционалистов-землян.
Теперь вспомним другой знаменитый цикл- «Возвышение» Брина. Помните, как человечество там всячески противилось тому, как его оценивали по законам галактических цивилизаций, навязывая некие чуждые стандарты развития и поведения? Помните, как сочувствовали почти безнадежной борьбе землян за «свой путь» развития и сохранение своих, человеческих черт и подходов? Так вот, и этот старый сюжет в «Роботере» делает резкий разворот, и, вот оно Чудо: Читатель также покорно переходит на другую сторону баррикад.
И не так уж изменились начальные условия. Ну, добавили религию, в которой причудливо смешали мусульманские и христианские мотивы, «крестовый поход»(кстати, почему не джихад?), ужасы оккупации несчастных беззащитных колоний в виде пьяной солдатни, унижений, пыток и прочих ужасов. С моей точки зрения, это мало что меняет в начальных условиях. Просто, как скажет вам любой журналист, усиление подачи. Что же произошло тогда? С чего это вдруг мы меняем свое мнение, начиная сочувствовать и переживать за почти уже и не человека Роботера , который, кстати говоря, косит разумных существ не в меньшем количестве, чем его противники, и с таким же как у них равнодушием к чужим жизням, прикрываясь не менее сомнительными моральными посылами, чем у порицаемых землян-традиционалистов. С чего ты мы начинаем согласно кивать, когда людям угрозами и какими- то надуманными испытаниями насильно навязывают путь развития?
И вот мое мнение, почему такое стало возможным. Время изменилось. Традиции и консерватизм, пик которого олицетворяет религия, больше не в моде. Технологии, об обратной стороне которых так много думали Отцы-основатели, больше не пугают. Изменение приветствуется- оно то, что обеспечивает сегодня жизненный успех. Мы больше не живем в медленно текущем времени, когда что-то менялось неторопливо и плавно, давая возможность все оценить, взвесить и выбрать наилучший вариант приспособления. Мы живем в быстром времени, когда все меняется ежесекундно, ежеминутно. Думать особо некогда, нужно действовать. Границы, в том числе и моральные, размываются, и то, что еще 15-20 лет назад было невозможным стало едва ли не нормой. То, что в эту новую норму не укладывается объявляется едва ли не преступлением, а преступников, как известно, можно наказывать , и даже уничтожать, если окажется, что их деяние несет угрозу.
Вот примерно такой мой ответ. Можно еще, конечно, поработать над формулировками. Но главный вывод: роман вполне в духе времени. Он очень быстрый, как это и положено в веке 21-м: каскад событий и острых ситуацией, практически не дающий героям и читателю что-то оценить, понять и сделать свой выбор. Он безапелляционен в своем определении «плохих» и «хороших» и поверхностен в описаниях и определениях, поскольку на углубление просто нет времени и приходится пользоваться готовыми рецептами. Он морально сомнителен, да,да, вы не ослышались: слава богу, не все еще выброшено на обочину истории.
Понравилось ли мне? Как фантастическое приключение, со звездными войнами, коварными и могучими инопланетянами, путешествиями между планетами и звездами- вполне себе бодрое чтение. Но если задуматься, делается страшновато. От одной мысли, что пусть пока фантастически допускаемой, но вполне обсуждаемой и главное- не осуждаемой- что массовое убийство, принуждение, идеологический диктат– возможны ради БЛАГА ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!! И постоянно присутствовало при чтении неприятие ТАКОГО будущего, хотя и возникала мысль, что оно почти уже на пороге. И хотя я понимаю, от чего так и почему, но все же надеюсь, что этого никогда не будет. Или, тоже не плохо, я до этого не доживу.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Начиная с этой статьи, я уже не буду размещать все из них на страницах изданий, а только выборочно. Все будет зависеть от получившегося в итоге формата. Следующая книга — Паоло Бачигалупи "Орудие войны"
Сентябрь в этом году оказался убойным. По обилию работы. По чисто физической нагрузке. По эмоциональной напряженности. По этим параметрам — самый тяжелый месяц за всю мою жизнь. Только-только начинают отходить, как после тяжелой болезни. Так что скоро восстановлю прежний режим статей.
Редкий цикл, который со временем не превращается ни для читателя, ни для автора в мучение, когда и нести тяжело, и бросить жалко. Мало того, что сохраняется элемент непредсказуемости, но и герои, сюжет, детализация мира не замирают на месте. Который том — а они весьма весомы- интерес не ослабевает. и, в отличии от мартиновской эпопеи, мысль "быстрее бы это закончилось" не посещает. Смело рекомендую: Стивен Эриксон"Охотники за костями":
Нет конца Малазанской «Книге Павших», как нет конца бесконечной череде войн людских и божественных, которые раздирают на части несчастный мир, вся история которого- череда кровавых сражений всех против всех. И каждое такое сражение оставляет в земле новые и новые груды костей воинов и просто случайных жертв, героев, стремившихся спасти и сохранить, и тиранов, разрушавших и убивавших без разбора, простых трудяг, только и желавших спокойно прожить отведенные им годы, и богов, считавших себя в праве эти годы им отмерять, магов, одним движением руки двигавших горы и моря, и чудовищ, эти горы и моря уничтожавших одним своим дыханием. И еще много, много, много чьих костей, которые наслаиваются и перемешиваются, составляя уже саму основу разваливающего на куски мира.
"Собиратели костей" вполне соответствует содержанию романа. Это не просто название, которое взяло себе выкованное в пламени Священного города И'Гатана боевое подразделение и , в которое войдут многие из наших старых знакомых. Нет, чтобы докопаться до истины- что не так со всем этим миром, почему его разрывают вечные войны и отчего населяющие его расы и народы никак не могут достичь понимания между собой- надо эти самые древние и новые кости внимательно изучить и сравнить, выяснить все обстоятельства, которые превратили живых некогда существ в прах. Да и фактов, требующих объяснения к этому тому накопилось уже предостаточно, чтобы начать копаться в деталях истории. Вот, к примеру, откуда такое разнообразие рас? Да и кое-какие штучки явно не тянут на чудеса магии, а больше напоминают такие высокие технологии, которые уже практически неотличимы от волшебства.
А для того, чтобы начать разбираться во всем этом, искать ту единственно верную тропу, которая позволит избегнуть очередной волны Апокалипсиса, героям нужно некоторое время. И потому эпических сражений в этот раз будет не так и много, но зато много будет долгих путешествий, которые, наконец, позволят узнать нам героев не только как мастеров меча и магии, но как обычных людей с их надеждами и сомнениями, достоинствами и недостатками. Да и самим героям нужно понять , на чьей они стороне и почему избрали именно эту сторону. И, конечно, самому читателю тоже нужно время, чтобы разобраться во всех хитросплетения божественных интриг и истоках вражды между народами и расами.
Поэтому практически все наши герои отправляются в странствия. Вместе с 14-ой армией пройдем путь по пустыням, через горнило И'Гатана, чтобы возникли и сплотились "Охотники за костями". Сначала вместе с Моппо и Икарием- фигурами все более трагичными- а потом с каждым по отдельности, чтобы каждый из них определил свою сторону и свою цель. Вместе с Господином Колоды Ганоэсом Параном, чтобы принять свою роль в Игре богов и взять ответственность за ее правила. Вместе Корсой Орлонгом и его новой спутницей, чтобы найти достойного его умениям врага. Вместе с Апсалар, ради обретения свободы. Вместе с Таворой Паран по лабиринтам Малазанской столицы, ради окончательного определения для себя места, которое займет в будущей войне. И еще множество странствий ради новых и старых историй.
И это не будут скучные путешествия из пункта "А" в пункт "Б". Герои прямыми путями не ходят. Скуку однообразных пейзажей развеют малые и большие открытия, часть из которых прояснит события прошлые и заложит основу под события будущие. Будет много встреч: некоторые из дорог пересекуться самым причудливым образом, да, так, что бывшие враги станут союзниками, а союзники разойдутся по разные стороны. Попутно на свет выпустят древних и новых чудовищ, будто бы этот мир итак мало страдает.
Но главное, главное что герои обретут человеческие лица. Даже некоторые Боги, которые вдруг вспомнят, что некогда были обычными людьми, чьи амбиции стали причиной многих бед. Многие из них вдруг откроются со всем с неожиданной стороны, в результате чего загадок станет пусть и больше, но они станут... более приземленными. Вот к примеру: что Бог Смерти может попросить у смертного? Или о чем и о ком плакала музыка Скрипача, разрывая одним сердце, а другим даря нежданную уже надежду?
Как и прежде финал выводит на новый круг повествования. Удивительное качество Эриксона. У некоторых ждешь окончания цикла, вполне ясно осознавая, кто там станет победителем, но просто ради того, чтобы увидеть долгожданную точку. У Эриксона же предположить, куда повернет сюжет практически невозможно. Любой финал будет неожиданным. И честно- не слишком то и хочется, чтобы он наступил. Потому как, бесконечна Малазанская "Книга Павших", потому как пока не названы все внесенные в нее имена.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Следующая книга не определилась. Пусть это будет сюрприз!
Вы уж меня извините за большие промежутки, но кто читает новости по Дальнему Востоку, понимает, насколько много у меня сейчас работы. Тут на сон то в день 4-5 часов. И конца этому пока не видно.
Есть только два типа книг: интересные и неинтересные. И определение, к какой категории отнести, дело субъективное. Кому жемчуг мелкий, кому похлебка жидковата. Дело вкуса. и если меня, пожилую даму, что-то оставило равнодушным только потому, что роман для подростков, а наши интересы с этой категорией читателей стремительно расходятся по разным полюсам, то это не повод голословно ругать произведение. Но если вы находите прелесть в чем то подобном наивному "Валериану и город тысячи планет", то вам понравится: Шон Дэнкер "Адмирал. В открытом Космосе"
Есть одна нетленная тема, которую любят авторы космических приключений. Условно ее можно назвать "Космическая преступность", поскольку сюда перекочевал огромный пласт "земных" приключений, начиная от классического полицейского детектива до разухабистых контрабандистов, грозных пиратов и грязных притонов с широким спектром грехов. Все это заиграло новыми, порой очень и очень яркими и удивительными красками(такими, что диву даешься и начинаешь невольно думать о современных достижениях химии), поскольку фантазия авторов никак не ограничена скучными рамками реальности.
Да, кто ожидал после приключения в духе "Чужих", нечто подобное, оказались разочарованы. Но позвольте сделать два замечания, которые следует трактовать скорее в защиту этой, многими раскритикованной, части. Во-первых, позволю себе напомнить, что первая книга уже была достаточно вторична . Никаких особых новых и оригинальных идей там вообще не было. А было просто интересно: харизматичный герой, мрачная атмосфера, динамичный сюжет и приключение с участием злобных инопланетян вполне традиционного демонического образца. Во-вторых, и первая книга была явно рассчитана на подростковую аудиторию, а не на взрослых читателей. Все было упрощено до предела, а строго линейное действие не отягощало мозг излишними размышлениями о вариантах и альтернативах.
Не стоит ждать от подростковой книги каких-то глубоких научных, социальных и прочих идей. Вспомните, о чем вы сами хотели читать в 12-16 лет? О приключении(от мягкой формы до боевика, ну и о любви. И лучше все в одном флаконе. И если считать "слабым" то, что автор дает юному читателю то, что они хочет, то тогда 90% написанного в наши дни можно отнести к этой категории.
А дает он во второй части крутой замес в духе "Валентина и города тысячи планет". Яркая картинка и калейдоскоп приключений. Контрабандисты, пираты, притоны, таверны, запретные плоды. Злодеи- не слишком страшные, власти- порочные и продажные, герои- мрачные и одинокие. Все это красочно и во многом бессмысленно- много драк, погонь, прыжков, полетов на странных аппаратах, каких-то причудливых, но безликих персонажей, которые исчезают, едва успев появиться. При этом все опять линейно и предельно просто.
И, да, герой изменился. Был он до этого по нынешним временам чересчур живенький. Именно Герой- молодой, благородный, энергичный и всегда знающий, что делать и как. Лидер, всегда и везде ведущий за собой других. Вот только сейчас таких не слишком любят. А где обязательное и любимое ныне страдание души и тела? Несчастная судьба и одиночество ? Метания, совесть неспокойная и сомнения, маленькие слабости в виде..ну, все знаете? Вот и добавил автор изрядную дозу унижения и физических мук плена, воспоминаний о несчастливой юности и изрядной доле перенесенных несправедливостях и прочих причитающихся ныне любому герою атрибутов. Да, теперь это уже и не Герой вовсе, а обычный такой неудачник, который из-за несчастливой судьбы и собственной глупости попадает во всякие передряги. И выпутывается из них тоже не благодаря уму, силе, мужеству и умениям, а опять же по воле случая и в результате действий каких-то других сил.
И какие тут могут быть претензии? Все в духе современности. Да, мне это не нравится. И никогда нравиться не будет. Но это скорее мои проблемы, как старого и опытного "волка, чем романа. Я, оценила первый роман достаточно высоко, несмотря на его вторичность, исключительно за Интересность. Страдания и бесконечные перестрелки и погони этой части оставили меня абсолютно равнодушной. Но это не значит, что те, для кого этот роман предназначался- юные читатели, его не оценят.
И, да, мне был хотелось. чтобы и мне было по-прежнему интересно. И предпосылки, что сюжет вернется с прямолинейной пиратско-контрабандистской дорожки хотя бы на уровень наивных интриг Звездных войн, есть. Концовка подразумевает, что следующая часть вновь будет сильно отличаться по сюжету от этого промежуточного романа. И, может быть, мне опять станет интересно, и я забуду, что все это уже было, было, было.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Друзья! Автор колонки из-за критической занятости берет перерыв до 15 сентября!!!!